В любой деловой игре можно выделить этапы, то есть последовательность шагов по ее проведению.
Введение в игру. Обычно на этом этапе участников знакомят со смыслом, целями и задачами проводимой игры, общим регламентом, осуществляют консультирование и инструктаж. Однако в случае необходимости игре может предшествовать лекция или беседа по актуальным проблемам, затрагиваемым в игре.
Разделение слушателей на группы. Оптимальный размер группы 5-7 человек; в каждой группе выбирается лидер и, при необходимости, распределяются игровые роли (например, в игре Н. Борисовой «Доклад и дискуссия» у каждой команды 7 игровых ролей: «докладчик», «провокатор», «оппонент», «визуа-лист», «эксперт», «регистратор» и «организатор», а в игре А. Панфиловой «ЗАПРОС» каждая группа получает коллективную роль: «инноваторы», «оптимисты», «пессимисты», «реалисты» и т.п.). Роли могут распределяться как в начале игры, так и по мере необходимости, по ее ходу. Например, для внутрико-мандной работы разыгрывается один комплект ролей, а для пленума (межгруппового взаимодействия) — другой.
БИЗНЕС-ИГРА
Погружение в игру. На этом фрагменте слушатели получают «игровое задание», например: разработать «визитную карточку команды», подготовить мини-презентацию, сделать комплимент партнерам по игре или принять участие в тренинге на совместимость и «срабатываемость» участников (например, «Живопись»). В конце книги уважаемый читатель найдет целый спектр упражнений, осуществляющих функцию «погружения» в игровое взаимодействие. Их выбор зависит прежде всего от намерений и ожиданий организатора игры, а также от особенностей аудитории и времени, отводимого на такую форму занятий.
Изучение и системный анализ ситуации или проблемы. Эта работа осуществляется в каждой группе (проблематизация). Участники игры анализируют предлагаемую ситуацию, осуществляют диагностику и ранжирование проблем, договариваются о терминологии, формулируют проблемы и т.д. Кроме того, они получают не только информацию, материалы для анализа, но и установки по поведению и правилам игры, следовательно происходит процесс ознакомления с правилами и вхождение в ролевое поведение.
Игровой процесс. На этом этапе в соответствии с принятой в каждой группе стратегией осуществляется поиск или выработка вариантов решений, прогнозирование возможных потенциальных
проблем, рисков и других последствий рассматриваемых решений и конкретных действий. Наконец, в ходе дискуссии вырабатывается коллективное решение, затем разрабатывается и обосновывается проект, который визуализируется на плакатах, или делаются расчеты и заполняются документы, необходимые для решения и его презентации на пленуме.
Общая дискуссия, или пленум. Каждая группа делегирует представителя своей команды для презентации и обоснования своих решений или проектов (обмен мнениями, оппонирование, вопросы и ответы).
Для проведения межгруппового общения изменяется пространственная среда игры и распределяются специальные роли, как правило, исполняющие игровые функции («адвокат дьявола», провокатор, оппонент, критик и т.д.). На пленуме активно работают экспертные группы, которые оценивают не только результаты проективной деятельности команд, но и культуру коммуникации и презентации. По итогам дискуссии может выступить и преподаватель, но лишь с комментариями по содержанию дискуссии, по проектам, а не вообще по всей игре. Кроме того, преподавателю на этом этапе приходится вести пленум, а следовательно, ставить вопросы и корректно управлять процессом обмена мнениями.
Бизнес — игра | Эффективный отбор персонала | Как пройти деловую игру | Пример и разбор деловой игры
Подведение итогов игры. Необходимость этого этапа особенно важна, так как здесь оцениваются решения и проекты, происходит знакомство с разными стратегиями, определяется их эффективность и конкурентоспособность. Кроме того, на этом этапе подсчитываются баллы, штрафные и поощрительные очки, выявляются лучшие команды, игроки, проекты.
Именно на этом этапе игра получает логическое завершение, особенно если ее итоги подводит не только преподаватель — организатор игры, но и представители практики, специалисты по исследуемой проблеме. Система оценивания в конечном итоге должна соотносить планируемые цели и полученный результат игры. Кроме того, она должна предполагать оценку в определенных шкалах качества вырабатываемых решений и проектов; позволять оценивать деятельность каждого отдельного участника и работу команды; оценивать личные характеристики участников игры.
Рефлексия (лат. reflexio — отражение, следствие чего-либо, размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния). Это важный фрагмент игры, устанавливающий обратную связь, позволяющий провести мониторинг мнений и выяснить степень удовлетворенности, потери и приобретения. Именно рефлексия позволяет преподавателю не просто выявить степень удовлетворенности обучаемых проведенной игрой и принятыми ре-
шениями, а услышать информацию о трудностях, которые испытали участники, об их удачах и личных достижениях.
«Выгружение из игры». С этой целью командам предлагается разработать «Памятку», или «Уроки, которые можно извлечь», или «МАСТАК». Существует много техник, способствующих «выгружению» участников из игрового процесса, они также описаны в конце данного пособия.
Их выбор зависит от целей игры (например, извлечь разумные уроки или освободить от играемых ролей, высказать критику в чей-то адрес или сказать комплимент) и игро-технической компетентности преподавателя. Завершающая часть игры может быть посвящена размышлениям участников об их будущем, о перспективах использования в учебном процессе такого рода технологий обучения, домашним заданиям и т.д. В зависимости от целей игры можно также поменять местами два последних фрагмента, так как рефлексия, кроме того, может потребовать достаточно большого времени и после нее иногда бывает сложно переключиться на игровое взаимодействие.
Таким образом, из сказанного можно сделать вывод, что деловая игра — это сложная интерактивная технология, позволяющая, исходя из анализа моделируемой ситуации, разрабатывать многоальтернативные решения и проекты на основе разнообразного взаимодействия и сотрудничества обучаемых руководителей и специалистов, в условиях разных ролевых интересов, интеллектуальной и эмоциональной напряженности, соревнования и экспертного оценивания.
Применение деловых игр в реальной практике обучения и организационного развития руководителей и специалистов в достаточной мере распространено, во-первых, потому что метод и технология его использования наиболее широко описаны в игротехнической литературе, а во-вторых, потому что большое количество разработанных игр можно трансформировать на разные виды профессиональной деятельности (менеджмент, маркетинг и реклама, экономика и банковское дело, культурология и деловая коммуникация, связи с общественностью и т.д.).
Кроме того, деловые игры можно достаточно легко адаптировать к системе подготовки и переподготовки и организационного развития персонала. Наконец, на деловых играх у преподавателя больше возможностей обучать деловому взаимодействию, коллективному принятию решений, формировать личностные и деловые умения и навыки, в частности развивать коммуникативную и управленческую компетентность.
Однако деловая игра, как и любая другая интерактивная технология, имеет как преимущества, так и ограничения.
Достоинства Деловая игра позволяет в рамках кратковременного учебного процесса в системе повышения квалификации руководителей и специалистов сместить акцент «с системы знаний» на «систему навыков, умений, способов поведения, отношений, приемов творчества», то есть на значимую деятельность для конкретной профессии, должности, социально-психологических отношений. ДИ решает задачу оказания мно-годействия на образ мышления и на разноплановый, в том числе позитивный подход к явлениям у участников занятия, что при традиционных методах обучения достичь! довольно-таки сложно. |
Учебная ДИ является не только инструментом игрового имитационного моделирования, но и методом педагогики для достижения образовательного результата. Эта двойственность определяет преимущества ДИ как инструмента научения. Имитация ситуации деятельности осуществляется в реальном учебном процессе. Участник игры анализирует, отбирает данные, ставит и решает задачи реально и, следовательно, происходит освоение новой информации и развитие умений. |
Методических разработок по деловым играм существует очень |
ДОСТОИ НСТВА И ОГРАНИЧ ЕН ИЯ ДЕЛОВЫХ ИГ Р
Ограничения
Отсутствие теоретически и методически хорошо проработанного игрового способа развертывания содержания той или иной профессиональной деятельности, моделируемой в игре, приводит к тому, что многие разработанные специалистами игры реально «не играют», оказываются деловыми играми лишь по названию, поскольку в них нет собственно игры.
Во многих разработках не за-‘ ложен также механизм организации познавательной и мыслительной деятельности участников, что провоцирует преподавателя использовать лишь собственный опыт и интуицию, к сожале- нию, не всегда результативно.
Отсутствие единой или хотя бы принимаемой большинством ав-
Продолжение
Достоинства | Ограничения |
много. Изданы десятки учебно-методических пособий по обучающим играм для большинства сфер деятельности: экономической, производственно-хозяйственной, управленческой, экологической, педагогической. Разработаны деловые игры для конкретных направлений промышленности, транспорта, сельского хозяйства, медицины. Опубликованы практические пособия с играми по современным направлениям: маркетинг, менеджмент, банковское дело, аудит и т.д. Следовательно, инновационный преподаватель всегда найдет подходящую разработку для своего занятия. | торов — разработчиков ДИ технологии описания приводит к тому, что каждый автор постепенно вырабатывает свои собственные принципы ее конструирования и описания. Это вызывает большие трудности у преподавателей при внедрении ДИ, особенно когда описание недостаточное, нет развернутых характеристик ситуации, ролей, не описаны инструкции участникам, не сформулированы правила, не предложена система оценивания и т.д. В целом ряде случаев такие разработки вообще невозможно использовать и они остаются невостребованными. |
ДИ является коллективным методом обучения и организационного развития персонала. Коллективное мнение формируется на протяжении всей деловой игры, а она, как правило, идет не менее четырех часов. Навыки сотрудничества отрабатываются и при выработке решений в группе, и при анализе или критике решений других групп. В игре участники вынуждены использовать разнообразные сенсорные каналы: аудиальный (слу- | Поскольку на ДИ все участники исполняют разнообразные роли (профессиональные, должностные, игровые и т.д.) и каждой роли предписаны то или иное поведение, установки и действия, то возникает конфликт не только мнений, но и интересов. Слабое владение коммуникативной компетентностью как самих участников игры, так и ведущего ее преподавателя приводит к возникновению серьезных инцидентов, перерастающих в конфликт- |
шать), визуальный (видеть) и кинестетический (ощущать), этому способствует «управляемое эмоциональное напряжение», интенсифицирующее процесс обучения и вызывающее включенную активность. Обучение становится радостным. | ную ситуацию. Если преподаватель не владеет социально-психологической компетентностью, а значит не может эффективно управлять конфликтом, тогда на игре возникает «антиэффект»- слушатель порождает и осваивает негативный опыт взаимодействия. |
Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Роль ведущего в деловой игре
Роль ведущего при проведении игры весьма многогранна: до игры — он инструктор, в процессе игры — консультант, по ее окончании — судья, и наконец — руководитель дискуссии. Все это требует от ведущего соответствующих знаний, умений и навыков. Ведущий должен чувствовать специфику данной формы групповой работы.
Игра — это живое моделирование реально происходящих процессов и ситуаций жизни и здесь инструкциями и правилами ход игры предусмотреть невозможно. Каждый раз одна и та же игра (по сюжету и правилам) проходит иначе, и главная роль в этом — роль ведущего. Несмотря на то, что ведущий должен управлять процессом, ему не следует вмешиваться в игру.
Следует предоставить участникам допустимую самостоятельность. Лишь в тех случаях, когда игра заходит в тупик, можно дать совет, устранить неясность, но не стоит помогать участникам принимать решения. Игра должна проходить в атмосфере творчества, эмоционального подъема, психологической безопасности, поскольку она является ценным опытом межличностного и межгруппового взаимодействия, усвоение которого может стать очередным шагом к выработке навыков эффективного существования в социуме.
Примеры деловых игр
Пример 1. Деловая игра «Слалом» Продолжительность игры: 2 часа. 1. Цель игры. Основная цель игровой деятельности – это оперативное принятие управленческих решений руководителем. 2. Техническая подготовка.
Предварительно для проведения деловой игры необходимо подготовить: • идентификаторы участников игры (в 2-х экземплярах); • жетоны произвольной формы (6-8 штук ); • папки с деловыми бумагами для подчиненных; заявление рабочего цеха; • часы или секундомер; • карандаш. 3. Участники игры и их функции.
Руководитель (Начальник цеха) спешит на совещание к генеральному директору, все участники которого уже собрались и ждут его. По пути к кабинету директора Начальника цеха постоянно останавливают сотрудники или «просители», обращаясь с различными «сверхнеотложными» делами, которые ему приходится решать буквально «на бегу».
Руководитель может оперативно решить вопрос (в этом случае он получает жетон от своего собеседника) либо «отмахнуться» от просьбы (в этом случае он жетон не получает). Время, отпущенное на всю дистанцию, 5 минут. Чем больше будет набрано жетонов, тем выше рейтинг руководителя.
Студент-практикант – играет роль первого «препятствия» в предстоящем слаломе, интересуется, на каком рабочем месте ему проходить производственную практику и кто будет его курировать из специалистов — «производственников». Сотрудник планово-диспетчерского отдела цеха просит подписать бумагу (например, отчет о выполнении плана).
Долго ищет необходимые листы в папке для бумаг, постоянно извиняется за свою несобранность и настаивает на подписи начальника цеха. Молодой мастер участка обращается к начальнику цеха с конкретными вопросами (например, по поводу прогула одного из рабочих; простоя оборудования и нехватки рабочих-ремонтников; возврата с последующего участка бракованных деталей) и ожидает помощи в выборе наиболее правильного варианта решения этих проблем.
Рабочий цеха просит предоставить ему отгул за свой счет на несколько дней, ссылаясь на семейные проблемы, представляет заявление на подпись. Кладовщик цеха, также как и мастер участка, обращается к начальнику цеха с проблемами и ждет немедленного их решения (например, кладовщик может поинтересоваться сроками предстоящей инвентаризации на складе; обсудить проблему обеспечения рабочих цеха специальным инструментом и т.д.). Сотрудник отдела МТО завода. Целью его разговора с начальником цеха является получение необходимой информации о потенциальном поставщике какого-либо сырья, топлива, материального ресурса, полуфабриката, узла и т.д. Беседа носит неформальный характер.
жеребьевку, определяет продолжительность подготовки к заданию и выполнения самого задания (5-7 минут). В задачу участников входит проведение переговоров, в процессе которых каждый из них должен использовать роль коммерсанта (бизнесмена) какой-либо страны, придерживаясь особенностей заданного стиля.
В течении 5-7 минут участники, участвующие в переговорах, должны прийти к взаимовыгодному соглашению, обсудив предварительно цену поставляемого товара, размер закупаемой партии, возможные скидки, послепродажный сервис и т.д. Инициатором переговоров выступает один из участников пары. Он же предлагает свой товар.
Остальные участники в роли наблюдателей следят за ходом переговоров, определяют национальную принадлежность того или иного стиля и используемые методы ведения деловых переговоров (позиционного торга или принципиальных переговоров). 5. Подведение итогов деловой игры. По окончании каждого тура деловой игры ведущий анализирует ход игры с точки зрения соответствия стратегии и тактики ведения переговоров каждого участника заданному национальному стилю. Вместе с участниками группы выявляются наиболее характерные черты, присущие представителям конкретной нации, и вырабатывается оптимальная «поведенческая» стратегия его контрагента в процессе деловых переговоров
Выводы
Деловая игра помогает осознавать наличие проблемных профессиональных ситуаций, развивает способности анализировать данную ситуацию и свое поведение в ней и вырабатывать оптимальное поведение. Деловая игра дает участникам возможность увидеть результаты своих действий, сравнить их с результатами других участников и в случае необходимость скорректировать свое решение. Благодаря рациональному сочетанию духа соперничества и коллективизма и профессиональному интересу участников, деловые игры являются полезным инструментом решения ряда важных хозяйственных и социальных задач.
Источник: studfile.net