Как вести себя на бизнес игре

В любой деловой игре можно выделить этапы, то есть последо­вательность шагов по ее проведению.

Введение в игру. Обычно на этом этапе участников знакомят со смыслом, целями и задачами проводимой игры, общим регла­ментом, осуществляют консультирование и инструктаж. Однако в случае необходимости игре может предшествовать лекция или беседа по актуальным проблемам, затрагиваемым в игре.

Разделение слушателей на группы. Оптимальный размер груп­пы 5-7 человек; в каждой группе выбирается лидер и, при необ­ходимости, распределяются игровые роли (например, в игре Н. Борисовой «Доклад и дискуссия» у каждой команды 7 игро­вых ролей: «докладчик», «провокатор», «оппонент», «визуа-лист», «эксперт», «регистратор» и «организатор», а в игре А. Панфиловой «ЗАПРОС» каждая группа получает коллектив­ную роль: «инноваторы», «оптимисты», «пессимисты», «реали­сты» и т.п.). Роли могут распределяться как в начале игры, так и по мере необходимости, по ее ходу. Например, для внутрико-мандной работы разыгрывается один комплект ролей, а для пле­нума (межгруппового взаимодействия) — другой.

БИЗНЕС-ИГРА

Погружение в игру. На этом фрагменте слушатели получают «игровое задание», например: разработать «визитную карточку команды», подготовить мини-презентацию, сделать комплимент партнерам по игре или принять участие в тренинге на совмести­мость и «срабатываемость» участников (например, «Живопись»). В конце книги уважаемый читатель найдет целый спектр упражне­ний, осуществляющих функцию «погружения» в игровое взаимо­действие. Их выбор зависит прежде всего от намерений и ожида­ний организатора игры, а также от особенностей аудитории и времени, отводимого на такую форму занятий.

Изучение и системный анализ ситуации или проблемы. Эта ра­бота осуществляется в каждой группе (проблематизация). Участ­ники игры анализируют предлагаемую ситуацию, осуществляют диагностику и ранжирование проблем, договариваются о терми­нологии, формулируют проблемы и т.д. Кроме того, они получа­ют не только информацию, материалы для анализа, но и установ­ки по поведению и правилам игры, следовательно происходит процесс ознакомления с правилами и вхождение в ролевое пове­дение.

Игровой процесс. На этом этапе в соответствии с принятой в каждой группе стратегией осуществляется поиск или выработка вариантов решений, прогнозирование возможных потенциальных

проблем, рисков и других последствий рассматриваемых решений и конкретных действий. Наконец, в ходе дискуссии вырабатывает­ся коллективное решение, затем разрабатывается и обосновывает­ся проект, который визуализируется на плакатах, или делаются расчеты и заполняются документы, необходимые для решения и его презентации на пленуме.

Общая дискуссия, или пленум. Каждая группа делегирует представителя своей команды для презентации и обоснования своих решений или проектов (обмен мнениями, оппонирование, вопросы и ответы).

Для проведения межгруппового общения изменяется пространственная среда игры и распределяются спе­циальные роли, как правило, исполняющие игровые функции («адвокат дьявола», провокатор, оппонент, критик и т.д.). На пленуме активно работают экспертные группы, которые оцени­вают не только результаты проективной деятельности команд, но и культуру коммуникации и презентации. По итогам дискус­сии может выступить и преподаватель, но лишь с комментария­ми по содержанию дискуссии, по проектам, а не вообще по всей игре. Кроме того, преподавателю на этом этапе приходится вес­ти пленум, а следовательно, ставить вопросы и корректно уп­равлять процессом обмена мнениями.

Бизнес — игра | Эффективный отбор персонала | Как пройти деловую игру | Пример и разбор деловой игры

Подведение итогов игры. Необходимость этого этапа особен­но важна, так как здесь оцениваются решения и проекты, проис­ходит знакомство с разными стратегиями, определяется их эффек­тивность и конкурентоспособность. Кроме того, на этом этапе подсчитываются баллы, штрафные и поощрительные очки, выяв­ляются лучшие команды, игроки, проекты.

Именно на этом этапе игра получает логическое завершение, особенно если ее итоги подводит не только преподаватель — организатор игры, но и пред­ставители практики, специалисты по исследуемой проблеме. Си­стема оценивания в конечном итоге должна соотносить плани­руемые цели и полученный результат игры. Кроме того, она должна предполагать оценку в определенных шкалах качества вы­рабатываемых решений и проектов; позволять оценивать деятель­ность каждого отдельного участника и работу команды; оцени­вать личные характеристики участников игры.

Читайте также:  Как дают деньги на бизнес в Тольятти

Рефлексия (лат. reflexio — отражение, следствие чего-либо, размыш­ление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного пси­хического состояния). Это важный фрагмент игры, устанавливаю­щий обратную связь, позволяющий провести мониторинг мнений и выяснить степень удовлетворенности, потери и приобретения. Имен­но рефлексия позволяет преподавателю не просто выявить степень удовлетворенности обучаемых проведенной игрой и принятыми ре-

шениями, а услышать информацию о трудностях, которые испыта­ли участники, об их удачах и личных достижениях.

«Выгружение из игры». С этой целью командам предлагается разработать «Памятку», или «Уроки, которые можно извлечь», или «МАСТАК». Существует много техник, способствующих «выгру­жению» участников из игрового процесса, они также описаны в конце данного пособия.

Их выбор зависит от целей игры (напри­мер, извлечь разумные уроки или освободить от играемых ролей, высказать критику в чей-то адрес или сказать комплимент) и игро-технической компетентности преподавателя. Завершающая часть игры может быть посвящена размышлениям участников об их бу­дущем, о перспективах использования в учебном процессе такого рода технологий обучения, домашним заданиям и т.д. В зависимо­сти от целей игры можно также поменять местами два последних фрагмента, так как рефлексия, кроме того, может потребовать до­статочно большого времени и после нее иногда бывает сложно пе­реключиться на игровое взаимодействие.

Таким образом, из сказанного можно сделать вывод, что дело­вая игра — это сложная интерактивная технология, позволяющая, исходя из анализа моделируемой ситуации, разрабатывать много­альтернативные решения и проекты на основе разнообразного вза­имодействия и сотрудничества обучаемых руководителей и специ­алистов, в условиях разных ролевых интересов, интеллектуальной и эмоциональной напряженности, соревнования и экспертного оце­нивания.

Применение деловых игр в реальной практике обучения и орга­низационного развития руководителей и специалистов в доста­точной мере распространено, во-первых, потому что метод и тех­нология его использования наиболее широко описаны в игротехнической литературе, а во-вторых, потому что большое количество разработанных игр можно трансформировать на раз­ные виды профессиональной деятельности (менеджмент, марке­тинг и реклама, экономика и банковское дело, культурология и деловая коммуникация, связи с общественностью и т.д.).

Кроме того, деловые игры можно достаточно легко адаптиро­вать к системе подготовки и переподготовки и организационно­го развития персонала. Наконец, на деловых играх у преподава­теля больше возможностей обучать деловому взаимодействию, коллективному принятию решений, формировать личностные и деловые умения и навыки, в частности развивать коммуникатив­ную и управленческую компетентность.

Однако деловая игра, как и любая другая интерактивная техно­логия, имеет как преимущества, так и ограничения.

Достоинства Деловая игра позволяет в рам­ках кратковременного учебного процесса в системе повышения квалификации руководителей и специалистов сместить акцент «с системы знаний» на «систему на­выков, умений, способов поведе­ния, отношений, приемов творче­ства», то есть на значимую дея­тельность для конкретной про­фессии, должности, социально-психологических отношений. ДИ решает задачу оказания мно-годействия на образ мышления и на разноплановый, в том числе по­зитивный подход к явлениям у уча­стников занятия, что при традици­онных методах обучения достичь! довольно-таки сложно.
Учебная ДИ является не только инструментом игрового имитаци­онного моделирования, но и ме­тодом педагогики для достижения образовательного результата. Эта двойственность определяет пре­имущества ДИ как инструмента научения. Имитация ситуации дея­тельности осуществляется в реаль­ном учебном процессе. Участник игры анализирует, отбирает дан­ные, ставит и решает задачи реаль­но и, следовательно, происходит освоение новой информации и развитие умений.
Методических разработок по деловым играм существует очень

ДОСТОИ НСТВА И ОГРАНИЧ ЕН ИЯ ДЕЛОВЫХ ИГ Р

Ограничения

Отсутствие теоретически и ме­тодически хорошо проработан­ного игрового способа разверты­вания содержания той или иной профессиональной деятельности, моделируемой в игре, приводит к тому, что многие разработанные специалистами игры реально «не играют», оказываются деловыми играми лишь по названию, по­скольку в них нет собственно игры.

Читайте также:  Список рассылки в Ватсап бизнес

Во многих разработках не за-‘ ложен также механизм организа­ции познавательной и мысли­тельной деятельности участни­ков, что провоцирует преподава­теля использовать лишь собствен­ный опыт и интуицию, к сожале- нию, не всегда результативно.

Отсутствие единой или хотя бы принимаемой большинством ав-

Продолжение

ДостоинстваОграничения
много. Изданы десятки учебно-ме­тодических пособий по обучаю­щим играм для большинства сфер деятельности: экономической, про­изводственно-хозяйственной, уп­равленческой, экологической, пе­дагогической. Разработаны дело­вые игры для конкретных направ­лений промышленности, тран­спорта, сельского хозяйства, меди­цины. Опубликованы практиче­ские пособия с играми по совре­менным направлениям: маркетинг, менеджмент, банковское дело, аудит и т.д. Следовательно, инновацион­ный преподаватель всегда найдет подходящую разработку для сво­его занятия.торов — разработчиков ДИ техно­логии описания приводит к тому, что каждый автор постепенно вы­рабатывает свои собственные принципы ее конструирования и описания. Это вызывает большие труд­ности у преподавателей при внед­рении ДИ, особенно когда опи­сание недостаточное, нет развер­нутых характеристик ситуации, ролей, не описаны инструкции участникам, не сформулированы правила, не предложена система оценивания и т.д. В целом ряде случаев такие разработки вообще невозможно использовать и они остаются невостребованными.
ДИ является коллективным ме­тодом обучения и организацион­ного развития персонала. Коллек­тивное мнение формируется на протяжении всей деловой игры, а она, как правило, идет не менее четырех часов. Навыки сотрудни­чества отрабатываются и при вы­работке решений в группе, и при анализе или критике решений других групп. В игре участники вынуждены использовать разнообразные сен­сорные каналы: аудиальный (слу-Поскольку на ДИ все участ­ники исполняют разнообразные роли (профессиональные, долж­ностные, игровые и т.д.) и каждой роли предписаны то или иное поведение, установки и действия, то возникает конфликт не только мнений, но и интересов. Слабое владение коммуникативной ком­петентностью как самих участ­ников игры, так и ведущего ее преподавателя приводит к воз­никновению серьезных инциден­тов, перерастающих в конфликт-
шать), визуальный (видеть) и ки­нестетический (ощущать), этому способствует «управляемое эмо­циональное напряжение», интенси­фицирующее процесс обучения и вызывающее включенную актив­ность. Обучение становится радо­стным.ную ситуацию. Если преподаватель не владеет социально-психологической ком­петентностью, а значит не может эффективно управлять конфлик­том, тогда на игре возникает «ан­тиэффект»- слушатель порожда­ет и осваивает негативный опыт взаимодействия.

Я слышу и забываю. Я вижу и запо­минаю. Я делаю и понимаю.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Роль ведущего в деловой игре

Роль ведущего при проведении игры весьма многогранна: до игры — он инструктор, в процессе игры — консультант, по ее окончании — судья, и наконец — руководитель дискуссии. Все это требует от ведущего соответствующих знаний, умений и навыков. Ведущий должен чувствовать специфику данной формы групповой работы.

Игра — это живое моделирование реально происходящих процессов и ситуаций жизни и здесь инструкциями и правилами ход игры предусмотреть невозможно. Каждый раз одна и та же игра (по сюжету и правилам) проходит иначе, и главная роль в этом — роль ведущего. Несмотря на то, что ведущий должен управлять процессом, ему не следует вмешиваться в игру.

Следует предоставить участникам допустимую самостоятельность. Лишь в тех случаях, когда игра заходит в тупик, можно дать совет, устранить неясность, но не стоит помогать участникам принимать решения. Игра должна проходить в атмосфере творчества, эмоционального подъема, психологической безопасности, поскольку она является ценным опытом межличностного и межгруппового взаимодействия, усвоение которого может стать очередным шагом к выработке навыков эффективного существования в социуме.

Примеры деловых игр

Пример 1. Деловая игра «Слалом» Продолжительность игры: 2 часа. 1. Цель игры. Основная цель игровой деятельности – это оперативное принятие управленческих решений руководителем. 2. Техническая подготовка.

Читайте также:  Air что за бизнес

Предварительно для проведения деловой игры необходимо подготовить: • идентификаторы участников игры (в 2-х экземплярах); • жетоны произвольной формы (6-8 штук ); • папки с деловыми бумагами для подчиненных; заявление рабочего цеха; • часы или секундомер; • карандаш. 3. Участники игры и их функции.

Руководитель (Начальник цеха) спешит на совещание к генеральному директору, все участники которого уже собрались и ждут его. По пути к кабинету директора Начальника цеха постоянно останавливают сотрудники или «просители», обращаясь с различными «сверхнеотложными» делами, которые ему приходится решать буквально «на бегу».

Руководитель может оперативно решить вопрос (в этом случае он получает жетон от своего собеседника) либо «отмахнуться» от просьбы (в этом случае он жетон не получает). Время, отпущенное на всю дистанцию, 5 минут. Чем больше будет набрано жетонов, тем выше рейтинг руководителя.

Студент-практикант – играет роль первого «препятствия» в предстоящем слаломе, интересуется, на каком рабочем месте ему проходить производственную практику и кто будет его курировать из специалистов — «производственников». Сотрудник планово-диспетчерского отдела цеха просит подписать бумагу (например, отчет о выполнении плана).

Долго ищет необходимые листы в папке для бумаг, постоянно извиняется за свою несобранность и настаивает на подписи начальника цеха. Молодой мастер участка обращается к начальнику цеха с конкретными вопросами (например, по поводу прогула одного из рабочих; простоя оборудования и нехватки рабочих-ремонтников; возврата с последующего участка бракованных деталей) и ожидает помощи в выборе наиболее правильного варианта решения этих проблем.

Рабочий цеха просит предоставить ему отгул за свой счет на несколько дней, ссылаясь на семейные проблемы, представляет заявление на подпись. Кладовщик цеха, также как и мастер участка, обращается к начальнику цеха с проблемами и ждет немедленного их решения (например, кладовщик может поинтересоваться сроками предстоящей инвентаризации на складе; обсудить проблему обеспечения рабочих цеха специальным инструментом и т.д.). Сотрудник отдела МТО завода. Целью его разговора с начальником цеха является получение необходимой информации о потенциальном поставщике какого-либо сырья, топлива, материального ресурса, полуфабриката, узла и т.д. Беседа носит неформальный характер.

жеребьевку, определяет продолжительность подготовки к заданию и выполнения самого задания (5-7 минут). В задачу участников входит проведение переговоров, в процессе которых каждый из них должен использовать роль коммерсанта (бизнесмена) какой-либо страны, придерживаясь особенностей заданного стиля.

В течении 5-7 минут участники, участвующие в переговорах, должны прийти к взаимовыгодному соглашению, обсудив предварительно цену поставляемого товара, размер закупаемой партии, возможные скидки, послепродажный сервис и т.д. Инициатором переговоров выступает один из участников пары. Он же предлагает свой товар.

Остальные участники в роли наблюдателей следят за ходом переговоров, определяют национальную принадлежность того или иного стиля и используемые методы ведения деловых переговоров (позиционного торга или принципиальных переговоров). 5. Подведение итогов деловой игры. По окончании каждого тура деловой игры ведущий анализирует ход игры с точки зрения соответствия стратегии и тактики ведения переговоров каждого участника заданному национальному стилю. Вместе с участниками группы выявляются наиболее характерные черты, присущие представителям конкретной нации, и вырабатывается оптимальная «поведенческая» стратегия его контрагента в процессе деловых переговоров

Выводы

Деловая игра помогает осознавать наличие проблемных профессиональных ситуаций, развивает способности анализировать данную ситуацию и свое поведение в ней и вырабатывать оптимальное поведение. Деловая игра дает участникам возможность увидеть результаты своих действий, сравнить их с результатами других участников и в случае необходимость скорректировать свое решение. Благодаря рациональному сочетанию духа соперничества и коллективизма и профессиональному интересу участников, деловые игры являются полезным инструментом решения ряда важных хозяйственных и социальных задач.

Источник: studfile.net

Пришли на собеседование – готовьтесь к ролевым играм

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин