В статье определены роль и место малого и среднего бизнеса в процессе экономической глобализации; выявлены проблемы развития малых форм бизнеса; рассмотрены меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в мире.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА, РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Текст научной работы
Глобализация мирового хозяйства приводит к значительным переменам в характере мирового производственного процесса, она помогает развитию международного разделения труда и усиливает научно-технический прогресс, значительно ускоряет процесс интернационализации деятельности хозяйственных субъектов.
В условиях рыночной экономики малый и средний бизнес (МСБ) часто оказывается в более выигрышном положении по сравнению с крупными компаниями: низкие расходы на осуществление своей деятельности, например, расходы на управление персоналом; большая самостоятельность осуществления своей деятельности; высокая приспособленность к условиям хозяйствования. Развитие малого предпринимательства позволяет улаживать почти все насущные проблемы общественной жизни. Несколько лет назад наметился подъем малого и среднего предпринимательства в тех сферах, где нет необходимости кооперации многих работников, наличия большого начального капитала и большого количества оборудования. Малые и средние предприятия не нагружены финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от покупок акций, им гораздо легче исправить свою стратегию развития на рынке. Облегченное управление создает МСБ конкретное превосходство, которое проявляется в том, что предприятие может в короткие сроки адаптироваться к новым условиям рыночной среды, что немало важно в неустойчивой экономической ситуации [3].
ПОЛЬЗА И ВРЕД ГЛОБАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА | Как глобализация влияет на нас и чем она полезна
При выходе на мировой рынок малые и средние предприятия выступают как в качестве независимого субъекта рыночных отношений, так могут и быть субподрядчиками крупных фирм, которые существуют на данном рынке длительное время. Второй вариант является более успешным, так как МСБ имеет некую защиту на мировой арене, а не справляется со всем грузом ответственности в одиночку.
Разнообразие форм функционирования субъектов МСБ в определенной мере способствуют развитию международной торговли. Для подтверждения этого можно привести конкретные примеры их участия во внешних связях. Так, по данным Банки.ru на 2020 г., в Японии показатель участия МСБ во внешнеэкономической деятельности держится на среднем уровне (50% общего объема экспорта), в Италии этот показатель составляет 65% и более от общего объема экспорта [5].
Еще одной особенностью современной рыночной экономики является то, что если раньше малые предприятия занимались в основном торговлей, туризмом и сферой услуг в целом, то сейчас на первый план выходят наукоемкие предприятия, занимающиеся производством высокотехнологичной продукции. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в настоящее время малые предприятия Франции производят до 30% изобретений, Англии — 28%, в США 60% технологичной продукции создается предприятиями малого и среднего бизнеса, в Индии функционирует 12 млн. малых предприятий, которые изготавливают до 50% общего объема продукции промышленности [3].
Про малый бизнес и глобализацию что нас ждет
Развитие экономики рыночного типа невозможно без малого предпринимательства. Оно является базисным звеном, которое определяет качество ВВП, экономические темпы роста. Мелкое предпринимательство во множестве развитых государствах имеет 60-70% ВВП, поэтому ее деятельность хорошо поощряется со стороны этих государств. Малый бизнес не мешает развитию крупных и средних предприятий, а наоборот, находится с ними в тесной взаимосвязи. Становление мелкого предпринимательства содействует очистке рынка от неконкурентоспособных изготовителей, бережному и оптимальному применению ограниченных источников сырья, образованию конкурентной борьбы на рынке.
Рассмотрим на рисунке 1 долю предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП различных стран.
На рисунке видно, что доля МСБ в валовом продукте значительно преобладает в странах Западной Европы, а также Японии и США, в России же доля МСБ в ВВП составляет всего 21%, что является самым низким показателем среди приведенных стран.
Не секрет, что в процессе глобализации у малых и средних предприятий появляются свои плюсы, но не стоит забывать и о минусах, главными из которых являются:
- Ограниченность материальных средств, поэтому владельцы мелких предприятий должны тщательно взвешивать свои решения и инвестировать средства в те отрасли, которые могут приносить определенный доход;
- Также малому бизнесу тяжело конкурировать с крупными предприятиями в производстве товаров и услуг. Это зависит от того, что клиенты и инвесторы отдают предпочтения более авторитетным компаниям, у которых есть средства и возможности продвигать свою продукцию в рекламе;
- Большие издержки производства. Мелким предприятиям нет необходимости расходовать средства на закупку больших объемов продукции, они вынуждены тратить большее количество средств на мелкие, но частые партии, в то время как крупные предприятия закупают изделия большими партиями по низкой цене;
- Возможность разорения фирмы. Часто эта проблема происходит во время экономического кризиса. Люди получают меньше доходов, что влечет за собой снижение спроса на определенные товары и услуги. Крупные же фирмы менее подвержены разорению, у них есть возможность получить более низкую налоговую ставку во время кризиса, нежели малые фирмы, которые лишены такой привилегии;
- Нехватка опыта предпринимательской деятельности, отсутствие должной квалификации.
Так, около 50% малых предприятий закрываются в первые два года деятельности, а полностью успешными к своему 10-летнему рубежу оказываются лишь 15% малых предприятий. В разных странах эта динамика различна. В США 68% предприятий МСБ закрываются в первые 5 лет, продолжительность жизни 13% предприятий составляет более 10 лет. Средняя продолжительность жизни МСБ в Японии и Европейских странах — 12 лет, в КНР — 3,7 года. Более 60% негосударственных предприятий в КНР терпят банкротство в течение пяти лет [5].
Глобализация создает условия, когда национальные экономики стран становятся взаимозависимыми. В результате национальные экономики в большей степени зависят от влияния внешних факторов.
Если говорить про крупные компании, которые давно существуют на рынке и являются лидерами в определенной области, следует отметить, что такие предприятия имеют большую материальную и финансовую возможность для освоения новых возможностей и инноваций, по сравнению с малым бизнесом. Располагая большим капиталом и огромным масштабом производства, крупные фирмы способны осваивать такие стратегические технологии, которые имеют важное значение для научно-технического прогресса страны и мира в целом [3].
Малые предприятия, чаще всего, не обладают такими огромными запасами материальных и финансовых ресурсов для реализации инновационной деятельности и выхода на мировую арену, рынок их деятельности и возможности продвижения продукта в этой связи очень ограничены. Если для крупных компаний высокие риски, связанные с инновационными процессами, не играют решающей роли, то малые предприятия в значительной степени зависят от них.
Каждое государство по-своему старается помочь развитию малых предприятий: прежде всего государства стараются обеспечить стабильные условия ведения предпринимательской деятельности, в том числе в проведении налоговой политики и своевременного подхода к начислению страховых взносов, например, в США, Франции и Швейцарии малые предприятия, которые только начали вести свою деятельность освобождаются от уплаты налога на прибыль на один-два года, в Словакии этот срок достигает 5 лет, в Великобритании для стартующих инновационных компаний налог на прибыль снижен с 20% до 1%; разрабатывают эффективную систему кредитования мелким фирмам; осуществляют мероприятия по переподготовке кадров; совершенствуют имущественную поддержку малого бизнеса.
Главными приоритетами государственной политики в области поддержки МСБ в условиях глобализации экономики становится преимущественное стимулирование высокотехнологичной и наукоемкой деятельности, большое внимание уделяется стимулированию интернационализации деятельности малых и средних предприятий [2].
На сегодняшний день малый бизнес играет очень важную роль для развития экономики страны. С каждым годом их число увеличивается из-за простоты образования предприятия, но на стадии развития общества государство должно всячески оказывать поддержку малому бизнесу, помогая ему функционировать в условиях изменения рынка, чтобы выдержать конкуренцию и продолжать развиваться в пользу государства [2].
Поэтому каждому государству важно помогать и стимулировать развитие малого бизнеса. Необходимо использовать такие экономические инструменты, как увеличение роли и значимости частного сектора в экономике; дифференцирование налоговых ставок; расширение льгот для субъектов МСБ, ориентированных на развитие инновационной, экспортной и других видов деятельности, которые являются приоритетными для страны; активное освоение разнообразных финансовых услуг и расширение масштабов и предметов залога коммерческих банков, включая нематериальные активы (патент, бренд, техника и т. п.) с целью расширения каналов финансирования субъектов МСБ.
Кроме этого, важно усилить инфраструктурную поддержку: предоставить услуги бесплатного консультирования по законодательным, техническим, организационным, финансовым проблемам для начинающих и действующих предпринимателей на различных этапах развития МСБ; организовать подготовку предпринимателей МСБ в области маркетинговых исследований зарубежных рынков, поиска и подбора зарубежных партнеров в условиях глобализации мировой экономики.
Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом
- Мурыгина Л.С.
- Шабаров И.В.
Российский малый и средний бизнес в условиях санкций
- Мурыгина Л.С.
- Шабаров А.В.
Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России в условиях санкций
- Гришанина А.В.
- Харламова Е.Е.
Источник: novainfo.ru
Малый бизнес в сфере торговли в контексте институциональных перемен и глобализации российской экономики
В статье представлены результаты исследования состояния и перспектив развития малого бизнеса в сфере торговли в России в контексте институциональных перемен и процессов глобализации. В ходе исследования выявлено, что малый бизнес в России продолжает развиваться, но темпы роста его развития существенно сократились; в сфере торговли уменьшается количество организаций и увеличивается количество территориально обособленных предприятий торговых организаций, которое приводит к концентрации рынка розничных торговых услуг и усилению давления на малый бизнес в сфере торговли; наблюдается рост доли торговых сетей в розничном обороте за счёт сокращения доли рынков и несетевых предприятий, принадлежащих малому бизнесу; процесс глобализации в целом, информационная и экономическая глобализация оказывают положительное влияние на развитие малого бизнеса, торговая глобализация сдерживает развитие малого бизнеса.
малый бизнес, институциональная среда, торговая сеть, глобализация рынка
JEL-классификация: L26, L81, F60, F01
Цитировать публикацию:
Рамазанов И.А., Струнгар А.Н. Малый бизнес в сфере торговли в контексте институциональных перемен и глобализации российской экономики // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 11. – С. 3479-3492. – doi: 10.18334/rp.19.11.39596
Ramazanov, I.A., https://creativeconomy.ru/lib/39596″ target=»_blank»]creativeconomy.ru[/mask_link]