Как выйти из кризисной ситуации в бизнесе

Причины развития кризисов организаций и пути выхода из них

Причины развития кризисов организаций и пути выхода из них

Существует ряд причин развития финансового кризиса организации. Это могут быть общий спад рынка, неправильно выбранная стратегия развития, неэффективная работа менеджмента.

Скорость и методы преодоления, вывода предприятия из кризиса во многом зависят от того, каковы причины его возникновения и как быстро он будет выявлен.

Можно выделить четыре основные стадии развития финансового кризиса организации:

  • сокращение рентабельности и абсолютных значений объемов прибыли;
  • убыточность производства;
  • резкое снижение платежеспособности компании, когда часть оборотных средств направляется на обслуживание возросшей кредиторской задолженности, поэтому идет сокращение производства;
  • состояние острой неплатежеспособности, возникает реальная угроза приостановки или даже полного прекращения производства, а затем банкротства.

Наиболее часто встречающейся на практике причиной является общий кризис менеджмента предприятия, а именно столкновение интересов менеджмента и собственников предприятия, недостаточная квалификация менеджмента. До 80% предприятий не в состоянии преодолеть подобные кризисы развития, не находят выхода их кризиса и уходят с рынка. Это обычно кризис организации 6-8 года жизни. На повестку дня выходят все ключевые аспекты управления предприятием:

Антикризисное управление в рестораном бизнесе | Как выйти из кризисной ситуации | Амина Фатуллаева

  • основная философия компании: цели, миссия, ценности и пр.;
  • бизнес-процессы;
  • управленческая и организационная структуры;
  • менеджерский блок параметров управления предприятием.

В большинстве случаев кризис — это следствие неэффективного управления при отсутствии стратегии развития. В частности, работа на одного клиента может стать причиной финансового кризиса организации. Предприятие перестает быть гибким, теряет такие механизмы управления, как ценообразование и управление дебиторской задолженностью, поскольку вынуждено в целях удержания клиента подстраиваться под его требования.

Невозможно выйти из кризиса с помощью тех же людей, под руководством которых предприятие к кризису пришло. Необходимо создать рабочую группу, которая наделяется особыми полномочиями. Эта группа должна собрать необходимую информацию и разработать пути выхода предприятия из кризиса, план антикризисных мероприятий (план финансового оздоровления). В зависимости от причин и глубины кризиса, план может предусматривать различные меры, вплоть до ликвидации или продажи бизнеса.

Для всех организаций причины возникновения финансового кризиса индивидуальны. Однако можно выделить несколько инструментов управления, являющихся универсальными для преодоления кризиса предприятия. Кратко остановимся на основных из них.

Как закрыть долги | Что делать в безвыходной ситуации | Маргулан Сейсембай

Снижение расходов.

В неблагоприятных финансовых условиях — это нормирование всех статей затрат и жесткий контроль исполнения установленных нормативов (бюджетирование). Этот подход позволяет снизить затраты компании до заданного уровня.

Стимулирование продаж.

Стимулирование продаж в ситуации кризиса должно выражаться в развитии отношений с существующими клиентами и привлечении новых, предложении рынку новой продукции, заключении контрактов на работу с давальческим сырьем, а также в пересмотре существующей системы скидок и льгот для покупателей.

Оптимизация денежных потоков.

Одним из выходов является ежедневная сверка баланса наличных денежных средств, которая даст менеджерам достоверную информацию о текущем остатке средств на счетах и в кассе предприятия, необходимую для принятия решений об осуществлении текущих платежей. Необходимо расставить приоритеты текущих платежей. Далее составляется бюджет движения денежных средств на будущий период.

Читайте также:  Какой бизнес есть у дзюбы

Работа с дебиторами и реформирование политики коммерческого кредитования.

В условиях финансового кризиса организация не должна полностью отказываться от реализации продукции в рассрочку, но необходимо оптимизировать работу с дебиторами.

Реструктуризация кредиторской задолженности.

С поставщиком заключается соглашение о том, что предприятие будет гасить задолженность по мере приобретения новых партий товаров. Это один из путей выхода из кризиса ликвидности. Второй путь — кредиторская задолженность погашается за счет краткосрочного банковского кредита, выданного на пополнение оборотных средств с учетом реальной оборачиваемости «зависших» запасов, полученных от данного поставщика.

Все организационные изменения в части снижения затрат, управления денежными средствами вызывают увеличение рабочей нагрузки на сотрудников, что может породить сопротивление работников. Поэтому необходимо провести разъяснительную работу среди персонала, ввести в курс дела. Задержки в выплате заработной платы также могут повлечь недовольство исполнителей, поскольку своевременное вознаграждение за труд является индикатором финансового благополучия предприятия. Сведения о финансовом кризисе организации являются в такой ситуации строго конфиденциальными. Как вариант можно применить методику нематериальной мотивации, в этом случае настроение коллектива будет более позитивным.

Принятие взвешенных управленческих решений поможет руководству компании при поддержке коллектива сотрудников успешно вывести предприятие из кризиса.

Но самое плохое в ситуации кризиса предприятия — это бездействие. О том, как начать действия, читайте в разделе «Преодолеваем кризис развития».

Как заказать наши услуги

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

  1. Наши услуги
  2. Сколько стоит консалтинг?
  3. Примеры работ
  4. Отзывы клиентов
  5. Подписка на рассылку

В соответствии со ст. 1274 ГК РФ при публикации материала сайта в Интернете, указание авторства и индексируемая ссылка на источник публикации обязательны.

197183, Санкт-Петербург, Представительство в Москве

+7 (962) 684-45-80 +7 (812) 430-19-53 +7 (921) 962-08-63 —>

Источник: piter-consult.ru

Антикризисное управление предприятием: для кого, как и зачем это нужно

Кризис — состояние хаоса в компании, которое сопровождается износом основного, рабочего и интеллектуального капитана, а также накапливается и приводит к разрушению внешней и внутренней среды организации.

Средний цикл развития компании на российском рынке — 7 лет. Для ритейла эксперты обозначают срок в 4-5 лет. И, так случилось, что кризис — непременная их составляющая. Хотя это тяжело и неприятно для всех участников бизнеса, но такой процесс вполне обычен. Поэтому с ним нужно уметь справляться и предотвращать — эти вопросы решают программы антикризисного управления.

Антикризисное управление — комплексная программа по формированию стратегии компании в кризисных условиях и нахождении путей выхода из них. Длится такой проект в среднем полтора года, потому что примерно за 2 года рынок меняется, и за этот срок компании нужно успеть провести изменения в своей работе.

Основные задачи антикризисного управления:

  • оперативные решения в экономике и финансах предприятия;
  • подготовка к кризисным ситуациям: сокращение резервов, экономия ресурсов, накопление основного капитала;
  • погашение внутренних и внешних задолженностей;
  • восстановление финансовой стабильности, выход на рентабельность и прочные позиции на рынке;
  • устранение последствий кризиса: репутационного, денежного ущерба;
  • организация последующей деятельности с перспективами роста.
Читайте также:  Резидент малого бизнеса это

Главная цель такого проекта — восстановление жизнеспособности организации и нахождение областей для развития.

Как понять, что в компании кризис?

В кризисной ситуации в первую очередь разрушается человеческий капитал: сотрудники быстро выгорают на работе, увеличивается «текучка» кадров. Для этого периода характерны высокая скорость процессов и неопределённость: люди быстро теряют понимание, что происходит, перестают предлагать новые идеи, становятся инертными.

Признаками кризиса могут также быть:

1. Высокая загруженность руководителя: слишком большое количество оперативных задач, которые давно пора делегировать и пересмотреть организационную структуру.

2. Финансовые проблемы: высокий уровень задолженности, низкая рентабельность по отчетному периоду, слишком большие резервы и запасы.

3. Проблемы качества обслуживания, продукции, предоставляемых услуг ¾ всего, чем занимается компания. Это отмечают Ваши клиенты или сами сотрудники.

4. Конфликты между акционерами, собственниками бизнеса ¾ отсутствие четкого стратегического понимания неизбежно приводит к ухудшению показателей работы.

Какие у кризиса могут быть причины?

Внутренние:

  • непрофессионализм управленцев: отсутствие адекватности в принимаемых решениях, низкий уровень менеджмента, осознанности;
  • ошибки в финансовой стратегии: плохо рассчитан бюджет, неверно оценен объем рынка, допущены слишком высокие расходы;
  • высокий уровень износа оборудования: страдает качество товаров или услуг.

Внешние:

  • рост инфляции;
  • рост безработицы;
  • нестабильность на финансовых рынках;
  • деятельность конкурентов.

Как работает антикризисное управление?

Основные положения антикризисного управления состоят в следующем:

1. Кризисы необходимо предвидеть и готовиться к ним.

2. Кризисы можно ожидать, вызывать и смягчать.

3. Кризисные процессы могут быть управляемыми.

4. Минимизация последствий — одна из важных задач данного процесса.

Как и любой процесс по построению стратегии, антикризисные проекты начинаются с диагностики текущего положения дел. Сначала проводится мониторинг внешней среды, оцениваются внутренние показатели, риски и перспективы. После этого выбираются методы антикризисного управления предприятием.

В теории управления существует множество методик, но все они работают по двум направлениям: финансы и персонал.

Антикризисное управление персоналом

Обычно строится в условиях ограниченности временных и денежных ресурсов: затраты на ФОТ сокращают, а процессы принятия решений — значительно ускоряют. Поэтому необходимо решать две основные задачи:

1. Удержание эффективных сотрудников и вовлечение их в реализацию антикризисного плана.

2. Минимизация конфликтов при увольнении других сотрудников.

Исходя из них, и проводится оптимизация и реструктуризация кадрового состава. Грамотные руководители предотвращают и устраняют конфликты, дополнительно мотивируя оставшихся сотрудников: обучением, нематериальными или денежными поощрениями.

На данном этапе важно ставить чёткие цели и доводить их до всех сотрудников, постоянно сообщая об успехах в реализации антикризисного плана.

Антикризисное финансовое управление

Проходит в три основных этапа:

1. Восстановление платёжеспособности. Первоочередная задача, ради которой сокращаются издержки, пересматриваются текущие потребности: выходят на новых поставщиков, отменяют премии у руководящих отделов, временно отказываются от командировок.

2. Восстановление финансовой устойчивости. В этот период можно:

  • сократить управленческий аппарат;
  • прекратить производство (реализацию) нерентабельных или низкомаржинальных товаров (услуг);
  • отказаться от программ, которые финансируются из прибыли.
Читайте также:  Как прокачать сцепление на газели бизнес с двигателем 4216 евро 4

3. Обеспечение финансовой стабильности на длительное время. Для этого можно провести:

  • пересмотр товарной матрицы;
  • внедрение новых способов производств, удешевляющих его;
  • сокращение сроков расчета с контрагентами;
  • повышение качества товаров и услуг.

Решений по выводу организации из кризиса может быть много. Для этого необходимо вовремя обращать внимание на сниженные результаты работы, а при антикризисном управлении важно:

  • решать проблемы комплексно;
  • решения — срочные и адекватные;
  • управление адаптировано;
  • есть альтернативы;
  • в приоритете — внутренние ресурсы;
  • все действия максимально эффективны.

Вывод компании из кризиса: примеры

Крупные производители часто сталкиваются с кризисными ситуациями, последствия которых часто влекут огромные финансовые потери. Оперативные решения в такие периоды позволяют производителям не только минимизировать последствия, но и значительно улучшать свои финансовые показатели.

Так в 1998 г. «Коркунов» под воздействием экономического кризиса в стране значительно пересмотрел свое предложение на рынке. Открыв кондитерскую фабрику только в 1997 году, компания уже через год столкнулась со значительными трудностями в реализации своей продукции. После значительных изменений не только в процессе производства, но и в организационной структуре организация приняла решение сменить сегмент. Через два года после наступления кризиса, фабрика начала выпуск продукции под премиум-брендом «А. Коркунов».

Такое решение помогло производителю успешно преодолеть кризис и стать одним из лидеров рынка.

Малые предприятия нередко переживают кризисы роста: бизнес упирается в потолок, а что делать, на первый взгляд, не ясно.

Маленькая сеть «Бизон Пицца» с доставкой в Московской области и одной точкой в Белгороде перестала наращивать свою прибыль уже через год после открытия. Перед собственником бизнеса, после оценки экономики своей сети, встал выбор дальнейшей стратегии развития.

Компания оценивала следующие варианты:

1. Открытие новых точек. Это привело бы к увеличению оборота и прибыли.

2. Расширение зоны доставки. Больше зона — больше клиентов и оборот.

3. Организовать посадку в зале. Тем самым привлечь дополнительную аудиторию.

4. Добавление нового продукта в меню.

«Бизон Пицца» решила увеличить оборот за счет расширенного меню. С добавлением новых товарных позиций и дальнейшим пересмотр ценовой политики удалось увеличить средний чек, а прибыль вновь стала расти.

Какие услуги по антикризисному управлению предоставляет агентство New Point?

С кем мы работаем?

  • С малым, средним и крупным бизнесом;
  • С молодыми предприятиями, которые переходят на ручное управление;
  • С опытными представителями бизнеса, автоматизирующими процессы в организации.

Главная задача нашего агентства — устранение негативных факторов, нарушающих финансовое равновесие компании.

Что мы делаем?

  • Сохраняем и улучшаем общую систему управления;
  • Поддерживаем текущие процессы;
  • Реализуем программы по развитию компании.

Какие этапы проводим?

  • Подписываем договор об оказании услуг;
  • Проводим анализ и аудит текущего состояния;
  • Находим слабые места в структуре;
  • Формируем новую стратегию развития;
  • Разрабатываем различные сценарии по выходу из кризиса;
  • Выбираем лучший и контролируем его реализацию;
  • Оцениваем экономическую эффективность проведенного проекта.

Общая оценка / 5. Всего проголосовало

Источник: new-point.bz

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин