Как я учусь в бизнес школе

Учиться в бизнес-школе, совмещая это с растущим бизнесом и заботой о семье, сложно. Но игра стоит свеч, если вы точно знаете, для чего вам нужен МВА. Своим личным опытом с RB.ru поделился Алексей Комиссаров, генеральный директор компании «Авторемонтные системы», член совета директоров Тверского лакокрасочного завода и руководитель бизнес-инкубатора АНХ. В интервью он рассказал о том, как выбирал школу, учился, и что получил помимо диплома.

Принятие решения

RB.ru: В какой момент вы осознали необходимость получения бизнес-образования?

Алексей Комиссаров: Это был 2000 год, прошло уже 6 лет с тех пор, как я получил первое образование и начал собственное дело. Бизнесу пора было расширяться, он нуждался в более грамотном финансовом руководстве. К тому же мы стали больше общаться с западными партнерами. До этого я все делал буквально «на коленке». Тогда я понял, что необходимо учиться.

По первому образованию я — инженер, экономических знаний на тот момент у меня почти не было. Лишь те, что удалось почерпнуть из книг и личного опыта. Хотелось эти знания систематизировать и понять, что правильно, а что — неправильно. Но при этом хотелось получить самый передовой опыт. Тогда я стал искать бизнес-школу.

Мой Бизнес В Школе (анимация)

Выбор школы

RB.ru: По каким критериям вы выбирали бизнес-школу?

А.К.: Для меня были принципиальны два момента. С одной стороны, мне хотелось найти самую лучшую бизнес-школу. И было совершенно очевидно, что лучшие бизнес-школы — это, конечно, западные бизнес-школы. Наше бизнес-образование пока не может быть хорошим, просто потому что появилось совсем недавно, нет ни опыта, ни кейсов, ни, самое главное, преподавателей.

Теоретики, которые вчера преподавали марксистско-ленинскую философию, а сегодня читают лекции по маркетингу — не самый привлекательный вариант. Так что я искал западную бизнес-школу с хороший репутацией, с хорошими отзывами.

С другой стороны, я не был готов уехать на два года — бизнес был на подъеме, семья, маленькие дети. Поэтому я искал вариант, чтобы и бизнес-школа была западная, хорошая, и отрыв был минимальный. Я был готов ездить туда-сюда, рассматривал разные варианты.

Так я нашел британскую Kingston business school. Я съездил в Лондон, пообщался, посмотрел. Школа мне понравилась.

RB.ru: Изучали ли вы рейтинги бизнес-школ? Оказали ли они влияние на ваш выбор?

А.К.: Да, я изучал рейтинги. Kingston business school, конечно, была не в первой десятке, но она была в рейтинге. На тот момент в Москве было довольно много совместных программ с западными бизнес-школами, которых в рейтингах не было вовсе. К тому же мои британские коллеги хорошо знали Kingston и хорошо отзывались о ней.

У нас в школе помимо стандартных процедур поступления проходили собеседования. Это важный момент для обеих сторон. С одной стороны, оценивают и отбирают студентов. С другой стороны, собеседования проводят британские профессора, которые очень открыты и стимулируют поступающих задавать больше вопросов. Мне они очень понравились.

Нужно ли бизнес-образование? Рыбаков Фонд.

Они очень открыты, полны энтузиазма, у них горят глаза. Это так отличалось от того, что я видел, когда получал первое образование.

Процесс поступления был достаточно прост. Главными факторами отсева были результаты собеседования, знание английского языка (требовался определенный уровень) и наличие опыта. На курс принципиально не брали людей без нескольких лет опыта руководства. Никаких вчерашних студентов.

Процесс обучения

RB.ru: Как выглядел процесс обучения?

А.К.: Меня привлекло то, что обучение в основном проходило в Москве. Это был мой первый опыт знакомства с Академией народного хозяйства, поскольку это была совместная программа Kingston business school и АНХ.

Лекции читали британские преподаватели, все они приезжали в Москву. Мы проводили недельные сессии, и они были очень напряженные. Все начиналось в 9 утра и продолжалось до позднего вечера. Примерно до 18:00 длилась сама учебная программа, а после мы продолжали самостоятельную работу: готовили презентации, обсуждали кейсы. Работали и в выходные.

А в воскресенье вечером обычно был выход куда-нибудь, чтобы расслабиться и неформально пообщаться.

RB.ru: Приходилось ли вам ездить в Лондон?

А.К.: Да, но лишь несколько раз. В основном для того, чтобы познакомиться с университетом, поработать в библиотеке. Поездки были не столь напряженными, как сессии в Москве. Хотя все равно эти два года были самыми тяжелыми в моей жизни. Это не только мои ощущения, другие студенты тоже говорили об этом.

RB.ru: Произошел ли в процессе учебы «переворот сознания»?

А.К.: Наверное, «переворот сознания» происходит у тех, кто до того не имел большого бизнес-опыта. Я ничего подобного не испытал, но ярких эмоций и впечатлений хватало. Все они были положительные. Один из моментов, который был особенно непривычен — это взаимоотношения между слушателями и преподавателями. Они очень близкие и очень уважительные с обеих сторон.

Отношение совсем не такое, как у нас к студентам в институте. Конечно, это МВА, студенты постарше и с опытом, у многих из них есть чем поделиться не только с коллегами, но и с самими преподавателями. Но все же это явно специфика западного образования.

Читайте также:  Skype для бизнеса проблемы на сервере мешают совершению звонков

Ученик — это равный тебе человек, у которого есть свое мнение, у которого должно быть свое мнение. За два года ни разу не было такого, чтобы кто-то из преподавателей сказал: «Нет, ты неправ, твое мнение неправильное». У нас было очень много обсуждений бизнес-кейсов, и всегда любое мнение уважалось. Да, иногда нам профессор мог сказать: «Я бы все-таки сделал больше упор на это».

Поражало не только уважение, но и открытость. Абсолютно все преподаватели давали свои мобильные телефоны и адреса электронной почты. Им всегда можно было написать или позвонить, проконсультироваться по какому-то вопросу. И они всегда отвечали оперативно и конструктивно.

В то же время была поразительная строгость в следовании правилам и нормам. Например, каждый блок заканчивался сдачей письменной работы. Работа сдавалась в электронном виде и проходила проверку, чтобы там не было фрагментов текстов из Интернета, статей или других курсовых работ без соответствующих ссылок на авторство. За плагиат отчисляли. Строго соблюдались дедлайны.

Мне запомнился случай, когда после курса мы были в гостях у одного из преподавателей, провели замечательный вечер, пили пиво и общались на самые разные темы. После этого я улетел по работе в Америку.

Дедлайн по очередной работе был через три дня, и я написал преподавателю коротенький e-mail, в котором объяснил, что я в срочной командировке, не успеваю сделать работу в срок, и спросил, можно ли сдвинуть сроки. Ответ был очень короткий: «Нет, это невозможно». То есть вне зависимости от каких-либо неформальных личных отношений, работа должна быть сдана в срок.

И это очень здорово и правильно. Это дисциплинировало. У меня это вызывало уважение, хотя и было тяжело.

RB.ru: Одно из важных преимуществ обучения в западных бизнес-школах — это мультикультурная среда и возможности нетворкинга. Вас не смущало отсутствие всего этого?

А.К.: Нетворкинг был и есть. Мы продолжаем общаться со своей группой, для нас это важно и полезно. Многие из одногруппников уехали работать в другие страны, и мы не потеряли с ними связь. С одним из них я недавно встречался в Швейцарии. Он уже 7 лет живет и работает в Женеве, у него семья, ребенок.

Он рассказал мне о плюсах и минусах жизни за границей, а я ему — о плюсах и минусах жизни в России. И мне было интересно, и ему.

В моем бизнесе мне не так важны международные связи. Мне просто приятно общаться и узнавать что-то новое от людей, работающих на хороших постах в интересных компаниях. Такой неформальный взгляд на то, что происходит в каком-то банке, нефтяной компании или где-то еще.

Результаты обучения

RB.ru: Что вы ожидали от МВА и что в итоге получили?

А.К.: В чем-то я получил даже больше, чем ожидал. А в чем-то — да я, собственно, так и делал, только не знал, как это называется по-умному, по-научному. Но это тоже хорошо. Я убедился, что какие-то вещи делаю правильно. Что меня приятно удивило, и чего я не ожидал — мне стало на порядок легче общаться с западными партнерами.

Особенно, с крупными корпорациями, где высокие позиции занимают выпускники МВА. Это сразу чувствуется по сленгу. Когда мы опознавали друг в друге выпускников МВА, это, во-первых, как-то сразу сближало. А во-вторых, очень многие действия становились предсказуемыми.

RB.ru: Что, по вашему мнению, дает МВА, а чего не дает?

А.К.: Мне кажется, самое главное, что дает МВА — это разносторонний опыт. И взгляд на бизнес «с высоты птичьего полета». То, что наши западные коллеги называют helicopter view. Для меня это было не столь ново, ведь я был руководителем собственной компании и отвечал за все направления бизнеса. Но те мои одногруппники, кто имел четкую специализацию (например, финансы, маркетинг), сделали немало открытий.

Когда меня попросили написать пару слов для брошюры о программе, я вспомнил свой опыт занятий мотоспортом. В шоссейно-кольцевых мотогонках очень важно, когда входишь в поворот, смотреть на выход из него. При этом перифирийным зрением нужно очень четко контролировать, что происходит вокруг-противников, которые иногда находятся в нескольких сантиметрах от тебя, состояние асфальта, показания приборов и т.п. И вот как раз такому стратегическому видению, учат на МВА, давая при этом знания во всех областях бизнеса.

Чего не дает МВА? Мне кажется, многие люди, особенно в России, идут на МВА, имея завышенные зарплатные и карьерные ожидания. Они думают, что работодатели будут их с руками отрывать и платить безумные зарплаты. Но этого обычно не происходит. Я не искал работу, но могу судить как работодатель. Я не возьму на работу человека только за то, что он окончил крутую бизнес-школу.

Важен опыт, адекватность. При этом я хочу подчеркнуть, что я сторонник любого образования. Современный бизнес настолько быстро меняется, что знания, полученные десять лет назад, уже не так актуальны. Кстати, сейчас я снова учусь — в лондонском Институте директоров. Учиться никогда не рано и никогда не поздно.

Читайте также:  Event агентство как бизнес

Просто не надо переоценивать ценность самого диплома.

Источник: rb.ru

Harvard Business School. Как я учился в школе жизни

«Я очень благодарен за представившуюся мне возможность поработать вместе с группой весьма талантливых и целеустремленных управленцев, которые уделили свое время группе стажеров и помогли им понять события, потрясшие этим летом Латинскую Америку».

Будущие выпускники 2003 года трудятся в кампусе HBS и, на их взгляд, второй год программы MBA отличается от первого по целому ряду пунктов. Студенты более расслаблены, спокойны, дискуссии на занятиях во многом перешли на гораздо более высокий уровень. Слава богу, период добавления и исключения курсов завершен, мы уже больше не беспокоимся, какие занятия выпадут нам по лотерее, все стабилизировалось, и мы воспользовались этой возможностью, чтобы войти в курс дела, вступить в новые клубы и не потерять ни единой минуты времени в течение нашего второ го года. В самом деле, до июня 2003 года осталось совсем немного, у нас есть лишь еще малая толика времени вобрать в себя все, что может нам дать Гарвард. И, конечно, полным ходом идет процесс найма, постоянно идут презентации различных компаний, нас приглашают на обеды, желая завлечь нас в свои ряды, и мы все живем в ужасе, ожидая, когда же зазвонит телефон.

Хотя и предполагается, что большую часть подробностей о начале моего второго года я приберегу для своего следующего рассказа, я решил, что поделюсь все же кое-какими впечатлениями уже сейчас. Недавно мне представился шанс наконец посмотреть купленный мной уже давно DVD с фильмом «Ванильное небо» [Vanilla Sky, 2001 — прим. пер.]. В целом фильм напомнил мне ленту «Вспомнить все» [Total Recall, 1990 — прим. пер.], но все же, если пытаться сравнивать мой второй год с кинофильмом, то он больше похож на «ясный сон», который в «Ванильном небе» видит герой Тома Круза. Для тех, кто «Небо» не видел, скажу, что «ясный сон» это (в мире «Неба») продукт компании «Запредельная жизнь», который позволяет заморозить свое тело на заранее согласованное число лет и запрограммировать разум таким образом, что он как бы живет в трансреальном мире. В этом состоянии вы можете добиться всего, чего только захотите, и даже увидеть собственное будущее — то, которое выберете себе сами. Как говорит герою Круза кипящий от возбуждения рекламный агент, «разве вся наша жизнь — это не погоня за мечтой?»

Надо признать, что в теперешнем экономическом климате, где мест для людей со степенью MBA все меньше, мой выбор пойти в бизнес-школу был сделан как никогда вовремя. Я и мои одногруппники за очень короткое время переработали горы полезного материала. Но в некотором смысле мы лишь еще на один год заперты в нашем собственном «ясном сне» — мы как бы отгорожены стеной от падающего фондового рынка, от увольнений в крупных компаниях и от прочих плохих новостей на рынке труда.

Пока не настал июнь 2003 года, мы свободны выбирать себе ту реальность, в которой хотим жить — мы можем учиться из всех сил, мы можем выбирать, что нам делать вне учебы, куда нам идти добровольцами, когда встречаться с друзьями и устраивать пирушки. Как и для героя Тома Круза, наш «ясный сон» не может длиться вечно, и скоро нам придется делать выбор. Какую работу мы будем пытаться найти? Как то, что мы сможем найти, будет соотноситься с нашими собственными целями? Не пройдет и полгода, как мы снова вернемся в реальную жизнь уже выпускниками HBS и нашему «ясному сну» придет конец — и мы снова включимся в погоню за мечтой и за дивидендами.

Как я писал раньше, лето я провел в Вашингтоне, округ Колумбия. Там я работал на стратегическую консалтинговую фирму, которую еще в 1982 году основал сам Генри Киссинджер. В 1999 году Мек Макларти (бывший глава администрации Билла Клинтона и его специальный посланник по делам Америк) совместно с Киссинджером открыл офис в Вашингтоне; в задачу этого офиса входит оказание консалтинговых услуг транснациональным корпорациям, ведущим дела в Латинской Америке. Хотя в фирме Киссинджера и Макларти, по условию, не очень много сотрудников, все, кто

там работает — исключительно талантливые люди с массой опыта по Латинской Америке, к которым со всех концов света стоит очередь за их знаниями в области экономики и политики.

Этим летом моя задача как стажера состояла в том, чтобы содействовать фирме в ее усилиях помочь своим клиентам достичь их целей. Мои задачи зависели от того, с кем я работал. В произвольный рабочий день я мог заниматься поисками материала для статей, которые писали мои начальники, изучением политических и экономических событий в различных странах в качестве подготовки к встречам или написанию речей, разъяснением нашим клиентам особенностей ландшафта в некоторых странах с целью подготовить их к инвестициям в них, мог звонить различным политикам и государственным деятелям с целью разъяснить им политику США в Латинской Америке и других частях света.

Читайте также:  Как стать победителем в бизнесе

Я очень благодарен за представившуюся мне возможность поработать вместе с группой весьма талантливых и целеустремленных управленцев, которые уделили свое время группе стажеров и помогли им понять события, потрясшие этим летом Латинскую Америку. События там происходили, в самом деле, весьма серьезные, так что мне очень помогло, что годом раньше я прослушал в HBS курс под названием «Бизнес, правительства и мировая экономика». В рамках этого курса мы брали какую-либо страну и рассматривали разнообразные проблемы этой страны в сфере индустриализации, перехода к рыночной экономике, борьбы с инфляцией, девальвацией и нестабильностью в правящих кругах, и т.п.; затем брали следующую и так далее. Мы подробно разбирали ситуации, когда правительства пытались вытянуть экономику своих стран из глубокой рецессии или когда им приходилось сталкиваться с другими ситуациями «перегрева» в экономике. Обсуждения на этих занятиях — и разнообразные точки зрения, которые высказывали студенты-иностранцы — оказались мне крайне полезны этим летом, когда мне пришлось помогать нашим клиентам находить решения в обстановке, отягощенной весьма сходными экономическими и политическими проблемами в Латинской Америке.

Среди четырех стажеров я был единственный студент с программы MBA. Обычно фирма Киссинджера и Макларти набирает студентов из ведущих университетов Вашингтона с опытом изучения политэкономии и международных отношений. Один из моих коллег-стажеров окончил Школу Углубленных Международных Исследований им.

Джона Хопкинса, получил Фуллбрайтовскую стипендию и сам жил и работал в Аргентине. Несмотря на все это, мои навыки, полученные в рамках программы MBA, оказались полезны в целом ряде случаев. В рамках некоторых проектов от меня требовалось провести анализ финансовой отчетности тех или иных корпораций, разобраться в тенденциях в энергетике страны и лично связываться с представителями правительств. Делая все это, я постоянно в той или иной степени прибегал к навыкам и умениям, полученным на различных занятиях.

Кроме того, я со всей очевидностью понял, что сам факт того, что я учусь в HBS, что я — будущий обладатель MBA, делал меня и мое мнение исключительно весомым в глазах тех людей, с которыми мне пришлось работать этим летом, особенно когда работа касалась участия в семинарах, где я должен был представлять фирму. Я, разумеется, полагаю, что никакая степень не может заменить обыкновенное усердие, трудолюбие и способность не трусить перед лицом трудностей — получение степени MBA не означает автоматическое приобретение и этих качеств. На самом деле, дело именно в этих самых качествах, именно они отличают вас в глазах вашего потенциального работодателя от других кандидатов; если вы получили работу, то работодатель дал ее вам не потому, что вы закончили такую-то школу или имеете такую-то степень, а потому, что вы обладаете этими качествами. Как недавно сказал в своей речи в ходе визита в HBS Джефф Иммельт, генеральный директор «Дженерал Электрик», совершенно не важно, какую школу вы окончили; важно то, как вы себя поведете, когда от вас потребуется проявить ваши лидерские качества.

Несмотря на то, что моя стажировка оказалась для меня очень полезной в целом ряде отношений, я полагаю, что работа в новой предпринимательской компании или на менеджерской должности в рамках более крупной корпорации будут также очень полезны для меня после окончания HBS. Сезон найма на уже начался и, если те трудности, с которыми столкнулись выпускники предыдущего года, не случайность, а закономерность, то тем студентам, которые еще не подписали контракты, будет весьма непросто найти место. Мне кажется, что хотя не все мои однокурсники после окончания будут иметь работу или предложения таковой (это более чем вероятно), для многих вопрос о нахождении места будет связан с тем, насколько строгие критерии к потенциальному работодателю или фирме они предъявляют. Я надеюсь, что если каждый верно расставит для себя приоритеты — что важнее, географическое положение места работы, должность, сфера бизнеса, заработная плата, бонусы — то каждый сумеет найти себе такое место, которое по правде вписывается в его собственные представления о своей карьере.

Источник: www.begin.ru

Как я учился в London Business School

Как я учился в London Business School

Антон Степаненко на личном примере доказал, что юрист из небольшой фирмы может стать консультантом в ведущей международной компании The Boston Consulting Group. Для этого нужно лишь желание и МВА.

О своем карьерном успехе и о том, какую роль сыграло бизнес-образование, выпускник 2012 года London Business School (LBS) Антон Степаненко рассказал в интервью Executive.ru.

Executive.ru: Как вы пришли к мысли о получении MBA?

Антон Степаненко: До поступления в бизнес-школу я работал юристом в инвестиционном фонде, после чего перешел в адвокатскую контору «Раппопорт и партнеры» при «Московской городской коллегии адвокатов». Я занимался в основном корпоративным правом, а именно сделками Mhttps://www.e-xecutive.ru/education/mbaabroad/1911991-kak-ya-uchilsya-v-london-business-school» target=»_blank»]www.e-xecutive.ru[/mask_link]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин