Для снятия с регистрационного учета в ФНС ИП достаточно подать заявление. Даже госпошлину уплачивают не всегда. Но весь процесс закрытия компании более многогранный. Увольнение сотрудников, отчеты в фонды, сроки сдачи деклараций, уплата налогов и взносов – все это нужно сделать, чтобы не получить отказ или огромные штрафы. Но даже после прекращения деятельности у предпринимателя остаются обязательства по невыплаченным долгам и хранению документов.
Год под знаком пандемии оказался настоящим испытанием для предпринимателей. За 2020 г., по данным ФНС, прекратили детальность 947,5 тыс. ИП, что на 30% больше, чем в 2019 г. Эксперты прогнозируют, что тенденция может сохраниться. Отказываться от регистрации малый бизнес будет не только по причине нежелания при отсутствии дохода платить обязательные взносы, которые в 2021 г. за себя составят 40 874 руб. Некоторые предприниматели без сотрудников решат закрыть ИП в 2021 г., чтобы перейти на более щадящий режим налогообложения самозанятых.
Как грамотно закрыть бизнес
Пошаговая инструкция
В целом, сняться с учета несложно. Но нужно учитывать, что налоговые обязательства и другие долги переходят на бывшего предпринимателя как на физическое лицо, так как он несет ответственность всем своим имуществом.
Госпошлина 160 руб.
Оказывают услугу не все центры
ФНС, МФЦ через представителя
Заявление заверяют у нотариуса.
Пошлина – 160 руб.
Доверенность на представителя
Заявление, нотариально заверенное
Госпошлина – 160 руб.
Ценным письмом с описью
DHL Express и Pony Express
Только для Москвы
Процедура, независимо от вида деятельности, схожа. Исключение – ИП, которые работают без онлайн-кассы и сотрудников. Они могут пропустить первые пункты инструкции.
Подать отчеты по персоналу.
Снять с учета ККТ
ФНС в беззаявительном порядке.
Зарегистрировать прекращение деятельности
Уплатить пошлину 160 руб. (не всегда).
Взять справку в ПФР.
Подать документы в ФНС (онлайн, лично, почтой, через представителя).
Проверить статус в ЕГРИП.
Уплатить страховые взносы в фонды
Обязательные за себя.
Сдать зарывающие отчеты в ФНС
Подать декларации (не для всех видов налогообложения).
Закрыть расчетный счет
Рассмотрим каждый этап подробно.
Шаг 1. Увольняем работников
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя является основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Причем норма распространяется на весь персонал, включая декретниц, беременных, инвалидов, несовершеннолетних.
Еще до начала мероприятия уведомляют центр занятости, как минимум за 2 недели до даты увольнения персонала. (п. 2 ст. 25 ФЗ № 1032-1 «О занятости населения»). Срок увеличивается до 3 месяцев, если предстоит массовая потеря работы – критерии определяют в зависимости от региона и отрасли.
Почему с 1 января 2021 года бизнес лучше закрыть. Как уничтожают малый бизнес
Согласно письма Роструда № ТЗ/5624-6-1 от 26.09.2016, можно воспользоваться рекомендованной Центром занятости формой или разработанной самостоятельно.
Скрин таблицы с обязательными данными о высвобождаемых подчиненных
С работниками также важно соблюсти алгоритм расчета. Их предупреждают об увольнении за 2 недели. Но срок может быть больше, если это прописано в ТД. Для этого составляют уведомление в свободной форме, которое подчиненный после ознакомления подписывает.
Сам процесс расчета выглядит следующим образом:
- По каждому сотруднику издают приказ.
- Ознакамливают с документом под подпись.
- В трудовую вносят запись с указанием основания: п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
- Аналогичную отметку делают в личной карточке.
- Выплачивают зарплату и компенсацию за неиспользованный отпуск.
Примечание! Выходное пособие, согласно ст. 307 ТК РФ (Определение Верховного Суда РФ от 05.09.2016 № 74-КГ16-23), работодатель-физлицо не выплачивает.
Сотруднику выдают на руки:
- трудовую под подпись;
- форму СЗВ-СТАЖ;
- справку 2-НДФЛ.
Не позднее дня закрытия ИП
Расчет по страховым взносам
В течение месяца с даты принятия решения о закрытии, но до подачи заявления в ФНС о снятии с учета
После сдачи отчетности не позже 15 дней уплачивают страховые взносы за работников.
Шаг 2. Снимаем с учета ККТ
В то же время никто не запрещает подать заявку для подстраховки самостоятельно. Это можно сделать онлайн на сайте ФНС, или лично обратившись в инспекцию.
В любом случае, в течение 10 дней с момента обращения или даты внесения изменений в ЕГРИП налоговая формирует карточку о прекращении регистрации онлайн-кассы. Этот документ не нужен предпринимателю для дальнейших действий.
Шаг 3. Оформляем прекращение деятельности
Фактически процедура закрытия – это аннулирование регистрации в реестре. Для этого достаточно уведомить налоговую и заплатить пошлину. Но нужно учитывать некоторые нюансы.
Заявление по ф. № Р26001
- лично в инспекцию или МФЦ с представлением паспорта;
- онлайн с удостоверением усиленной квалифицированной электронной подписью.
В других случаях, например, через представителя или по почте, заявление нужно нотариально засвидетельствовать.
Заполняют заявление вручную печатными буквами черными чернилами или на компьютере. Отправляют в его в адрес той инспекции, где проходил регистрацию ИП.
Госпошлина
Согласно подп. 6,7 п. 1 ст. 333.33 НК, при снятии с учета платят госпошлину, которая составляет 20% от суммы за госрегистрацию в качестве ИП. В 2021 г. это 800 × 20% = 160 руб.
Исключение – подача документов в электронном виде (подп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК), когда пошлину перечислять не нужно.
Сформировать квитанцию и оплатить можно на сайте ФНС.
При выборе типа платежа указывают способ подачи и получения документов. Если планируете обращаться самостоятельно в ИФНС, выбирайте просто «Платеж». Подтверждать перечисления отдельным документом не нужно.
Для оплаты наличными используют типовой форму.
Подавать вместе с заявлением квитанцию об уплате не обязательно. Но эксперты советуют это сделать. В ГИС о государственных и муниципальных платежах могут отсутствовать сведения, например, когда банк не зарегистрирован в ней или задержал передачу данных. В таком случае в снятии с регистрации откажут по причине неуплаты пошлины.
Справка из ПФР
Нужна для подтверждения, что предприниматель подал отчет о застрахованных лицах. В рамках межведомственного обмена ФНС запрашивает такую справку самостоятельно.
Но некоторые юристы советуют прикладывать документ, так как если сотрудники Пенсионного фонда не направят его вовремя, инспекция может отказать.
Как подать документы
Отправить заявление можно любым удобным способом:
- лично или через представителя по доверенности в инспекцию;
- в МФЦ, но нужно уточнить, оказывает ли центр такую услугу;
- по почте с уведомлением ценным письмом с описью вложения;
- через DHL Express и Pony Express в пределах Москвы;
- через сайт госуслуг при наличии учетной записи;
- онлайн через сервисы ФНС.
Подтверждением подачи документов считают:
- при личном обращении – расписка с подписью, датой и штампом;
- по почте – чек и подпись сотрудника на описи вложения;
- онлайн – инспекция направляет расписку на электронную почту, указанную заявителем в течение 1 рабочего дня.
Отсчет оформления ведут с даты принятия заявления, то есть дня, когда ФНС получит документы. Об этом ведомство на следующий день выкладывает информацию на своем сайте. Проверить это можно на специальном сервисе.
Итоги регистрации
В течение 5 дней с момента получения заявления инспекция принимает решение:
- внести запись о прекращении деятельности ИП;
- отказать в регистрации.
При положительном решении предпринимателю направят лист записи ЕГРИП и уведомление о снятии с учета в электронном виде на e-mail. В бумажном виде такие документы предоставляют, но если соответствующая отметка была в заявлении или по отдельному запросу.
В случае отказа на электронную почту придет письмо с обоснованием. Это могут только причины, прямо указанные в п. 1 ст. 23 ФЗ № 129 от 08.08.2001:
- подал не все документы;
- отправил в ненадлежащий орган;
- не заверил нотариально подпись в предусмотренных случаях;
- подписало заявление неуполномоченное лицо;
- не подал в ПФ отчет о застрахованных;
- в ФНС имеется судебный акт, запрещающий регистрацию.
Проверяем статус
Уточнить, ликвидировано ли ИП, например, когда справка по почте идет долго, можно удаленно через сервис «Сведения о госрегистрации индивидуальных предпринимателей…». Для этого в строке запроса указывают на выбор ИНН, ОГРНИП или ФИО и регион.
Выписку из ЕГРИП сформируют сразу в электронном виде.
Шаг 4. Оплачиваем взносы
Предприниматель перечисляет взносы:
- страховые за работников – в течение 15 дней после подачи отчетов;
- фиксированные за себя – не позже 15 дней с момента закрытия ИП, то есть внесения записи в ЕГРИП.
Если с суммами по персоналу вопросов не возникает, то по обязательному платежу нужны уточнения. Размер считают по количеству отработанных фактически в текущем году месяцев и дней.
Пример. ИП Волков С.В. закрылся 19 февраля 2021 г. Для расчета взносов учитывают период, равный 1 месяцу и 19 дням.
Так, в ПФР он перечислит: (32 448/12) × 1 + (32 448/12) × (19/28) = 2 704 + 1 834,86 =4 538,86 руб.
На ОМС: (8 426/12) × 1 + (8 426/12) × (19/28) = 702,17 + 476,47 = 1 178,64 руб.
Когда предприниматель получил доход больше 300 тыс. руб., с суммы превышения он дополнительно перечисляет 1% пенсионных взносов.
Если закрыли р/с до этого этапа, страховые взносы можно заплатить за себя, как за физическое лицо, через сервис на сайте налоговой.
Шаг 5. Сдаем отчеты и платим налоги
Для разных систем налогообложения законом предусмотрены различные периоды подачи завершающей декларации и уплаты по ней
Срок подачи после закрытия
15 дн. после подачи декларации
25 числа следующего за ликвидацией квартала
По 1/3 до 25 числа каждого из 3 месяцев следующего квартала
30 апреля следующего года*
Сроки указаны в патенте, окончательная сумма выплачивается с учетом перерасчета
25 числа следующего месяца
Другие, трактуя нормы п. 2 ст. 346.23 НК РФ, по которому предусмотрены условия для случаев прекращения работы ИП с применением упрощенного режима, называют срок – до 25 числа следующего месяца.
Разъяснения дал Минфин в письмах № 03-11-09/35436 от 18.07.2014 и N СД-3-3/1530 от 08.04.2016, где говорится, что окончательная дата – до 30 апреля в году, следующим за закрытием.
Важно! За несвоевременную сдачу налоговых деклараций предусмотрен штраф 1 000 руб.
Шаг 6. Закрываем расчетный счет
Законодательно не установлены требования к ИП по поводу сроков закрытия счетов. Поэтому сделать это можно и сразу после внесения записи в реестр. Предприниматели, которые уже прошли процедуру закрытия, советуют не спешить. Лучше это сделать, когда будут проведены все расчеты с фондами и налоговой.
В каждом банке свои формы и алгоритм оформления. Это может быть электронное уведомление или бумажный бланк, который предприниматель заполняет лично в отделении.
До закрытия счета нужно снять оставшиеся на нем деньги или указать в заявлении реквизиты, куда их перевести.
Что делать с документами
Сразу после прекращения работы нельзя утилизировать все бумаги.
Счета-фактуры для подтверждения НДС
Источник: moneymakerfactory.ru
С 1 июля 2023 года закрытие малого и среднего бизнеса упростили
Фактически «закрыть» ИП или небольшое ООО можно будет в один шаг — подав соответствующее заявление налоговикам. Соответствующий закон приняла Госдума.
С 1 июля 2023 года закрытие малого и среднего бизнеса упростили.
- находиться в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства;
- не являться плательщиком НДС или быть освобожденной от уплаты этого налога;
- не иметь долгов перед кредиторами, по выплатам сотрудникам и по уплате обязательных платежей (п. 1 ст. 64 ГК РФ);
- не иметь задолженности по уплате налогов, сборов, иных платежей, предусмотренных Налоговым кодексом;
- не находиться в процессе ликвидации, реорганизации, банкротства, уменьшения уставного капитала;
- не иметь недвижимого имущества и транспортных средств.
Чтобы исключить организацию из ЕГРЮЛ ее учредители (участники) должны заполнить заявление о прекращении деятельности (его форму утвердит ФНС). Заявление можно сдать либо на бумаге, либо через интернет. «Бумажное» заявление должно содержать нотариально заверенные подписи учредителей. А электронное должно быть подписано усиленными квалифицированными электронными подписями заявителей.
Получив заявление, инспекция в течение пяти рабочих дней примет решение о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ. Это решение должно быть опубликовано в Вестнике государственной регистрации и размещено в интернете. Если в течение трех месяцев сами учредители не отзовут свое заявление и если не поступит претензий от кредиторов, компания будет исключена из ЕГРЮЛ. Такой порядок установлен новой статьей 21.3 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ.
Как это работало раньше. В Минэкономразвития заявляли, что сейчас добровольная процедура закрытия компании слишком сложная, дорогая и может занимать от шести месяцев до года. Поэтому владельцы часто просто «бросают» компании.
Источник: spark.ru
Как хорошо спланировать закрытие своего бизнеса
Andrew Blackman Last updated May 26, 2017
Read Time: 8 min
Есть ли у вас план свёртывания деятельности?
Возможно, вы думаете, что сейчас вам это не нужно — вы намерены успешно управлять своей фирмой ещё долгие годы. Но всё может измениться в одночасье, как в личной жизни, так и в работе.
Что, если вам придётся бросить дела по здоровью или семейным обстоятельствам? Что делать, если поменяются ваши интересы или направления в отрасли и ваш бизнес в его нынешней форме придёт в упадок?
Это частые вопросы. Согласно опросу Securian, более половины владельцев малого бизнеса планируют свернуть работу в течение десяти лет, но три четверти из них не имеют точного плана.
Так что, если вы хотите заглянуть в будущее или уметь планировать его, в этом уроке вы научитесь, как составить план выхода из бизнеса.