Небольшие магазины часто пополняют складские запасы на глаз, интуитивно. На это уходит много времени, к тому же, ошибок при такой стратегии не избежать. Разбираемся с экспертами компании «Интерлогика», как закупать товары в верном количестве и в срок.
Основных проблем при хаотичных закупках три: дефицит, профицит и неликвидность товарных категорий.
Дефицит — недостаток товара. Спрос превышает предложение, и в результате товар недопродается. К тому же ухудшается репутация магазина — клиенты уходят к тем, у кого дефицита нет.
Например: Каждый день магазин продает 100 пакетов молока по цене 50 рублей. Менеджер по закупкам неправильно рассчитал объем заказа поставщику, и молоко закончилось — образовался дефицит. Каждый день, пока молока нет на полках, магазин теряет 5 000 рублей выручки. И это только на одном молоке.
Профицит — избыток товара. Продукт лежит на полке, но его не покупают, или покупают медленно. Так бывает, если заказать слишком большую партию или заказывать поставки чаще необходимого. В итоге — товар занимает место, вы несете дополнительные затраты на хранение и замораживаете деньги.
Лайфхаки закупки товара для маркетплейса! Алгоритм закупки для Вайлдберриз в Турции. Товарный бизнес
Например: Магазин А закупил тушенку на 800 тысяч рублей — 16 тысяч банок тушенки по 50 рублей каждая. При среднесуточной норме спроса 100 банок в день, их хватит на 5,3 месяца. Если продавать тушенку по 100 рублей за банку, прибыль составит 800 тысяч рублей или 150 тысяч рублей в месяц.
Магазин В купил тушенку на 600 тысяч рублей — 12 = тысяч банок по той же закупочной цене. А 200 тысяч рублей потратил на рекламу. Благодаря рекламе, продажи составили 125 банок в день. Всю тушенку продали за 3,3 месяца. Прибыль составила 600 тысяч рублей.
Меньше, чем у магазина А, но оборот произошел быстрее. В расчете на месяц прибыль равна 181 тысяче рублей. Из-за оптимального размера заказа магазин В получил дополнительные 200 тысяч рублей.
Неликвидность — невозможность продать товар по розничной цене из-за низкого качества, несоответствия моде или истекших сроках годности. Компания в убытке, потому что деньги, вложенные в закупку, вернуть нельзя.
Например: Магазин закупил 160 тысяч банок тушенки. Спрос — 100 банок в день, значит, продавать их будут 4 года и 3 месяца.Срок хранения тушенки — 3 года. Значит, через 3 года в магазине будет 50 тысяч просроченных банок, на которые в свое время потратили 2,5 млн рублей.
Источник: dasreda.ru
Как закупать товар для бизнеса
УРОКИ БИЗНЕСА
7 МИН
Инструкция по закупкам: 3 способа пополнять запасы
Небольшие магазины часто пополняют складские запасы на глаз, интуитивно. На это уходит много времени, к тому же ошибок при такой стратегии не избежать. Разбираемся, как закупать товары в верном количестве и в срок.
Где и Как Закупать Товар для Товарного Бизнеса — наш ОПЫТ..
Основных проблем при хаотичных закупках три: дефицит, профицит и неликвидность товарных категорий.
Дефицит — недостаток товара. Спрос превышает предложение, и в результате товар недопродаётся. К тому же ухудшается репутация магазина — клиенты уходят к тем, у кого дефицита нет.
Пример
Каждый день магазин продаёт 100 пакетов молока по цене 50 рублей каждый. Менеджер по закупкам неправильно рассчитал объём заказа поставщику, и молоко закончилось — образовался дефицит. Каждый день, пока молока нет на полках, магазин теряет 5000 рублей выручки. И это только на одном молоке.
Профицит — избыток товара. Продукт лежит на полке, но его не покупают или покупают медленно. Так бывает, если заказать слишком большую партию или заказывать поставки чаще необходимого. В итоге — товар занимает место, вы несёте дополнительные затраты на хранение и замораживаете деньги.
Пример
Магазин А закупил тушёнку на 800 тысяч рублей — 16 тысяч банок тушёнки по 50 рублей каждая. При среднесуточной норме спроса 100 банок в день их хватит на 5,3 месяца. Если продавать тушёнку по 100 рублей за банку, прибыль составит 800 тысяч рублей, или 150 тысяч рублей в месяц.
Магазин В купил тушёнку на 600 тысяч рублей — 12 тысяч банок по той же закупочной цене. А 200 тысяч рублей потратил на рекламу. Благодаря рекламе продажи составили 125 банок в день. Всю тушёнку продали за 3,3 месяца. Прибыль составила 600 тысяч рублей. Меньше, чем у магазина А, но оборот произошёл быстрее.
В расчёте на месяц прибыль равна 181 тысяче рублей. Из-за оптимального размера заказа магазин В получил дополнительно 200 тысяч рублей.
Неликвидность — невозможность продать товар по розничной цене из-за низкого качества, несоответствия моде или истекших сроках годности. Компания в убытке, потому что деньги, вложенные в закупку, вернуть нельзя.
Пример
Магазин закупил 160 тысяч банок тушёнки. Спрос — 100 банок в день, значит, продавать их будут 4 года и 3 месяца. Срок хранения тушёнки — 3 года. Выходит, через 3 года в магазине будет 50 тысяч просроченных банок, на которые в своё время потратили 2,5 млн рублей.
Как выстроить стратегию закупок
Методы пополнения запасов для разных товарных категорий могут отличаться даже в пределах одной компании. Для начала определите ключевые товары: ABC- и XYZ-анализы помогут ранжировать товар по приоритетности и спросу.
АВС-анализ делит товары по уровню ценности для бизнеса на три класса:
- А — наиболее ценные: 20% ассортимента, 80% продаж;
- В — промежуточные: 30% ассортимента, 15% продаж;
- С — наименее ценные: 50% ассортимента, 5% продаж.
XYZ-анализ делит товары по характеру спроса, тоже на три класса:
- X — товары с постоянной величиной спроса. Спрос на них можно прогнозировать с точностью до 90%;
- Y — товары, спрос на которые можно прогнозировать с точностью до 70%;
- Z — товары с неопределённым спросом. Спрос на них можно прогнозировать с точностью менее 70%.
Ключевые товары — те, что попадают в категории A и X. Их чаще всего покупают, и спрос на них легко предсказать. В первую очередь продумайте закупку этих товаров. Рассмотрим 3 главных метода пополнения запасов.
Фиксированный объем заказа
Этот метод используем для критически важных товаров, которые постоянно должны быть на складе в большом количестве. Закупать их небольшими партиями невозможно или слишком дорого. Заказываем поставку, когда запас снижается до определённого уровня. День или год прошёл с последней закупки — неважно, это зависит от интенсивности спроса. Чтобы такая модель работала, нужно постоянно мониторить количество товара в запасе.
Пример
Основной товар магазина — курица. Вы заказываете её в Нижний Новгород из Вологды, поэтому фура на 300 кг приезжает с задержкой в сутки. В холодильнике хранится 500 кг, и заказывать поставку нужно при таком уровне остатка, чтобы она полностью заполняла холодильник. Заказывать меньше 300 кг невыгодно — себестоимость товара увеличится.
Рассчитываем, при каком остатке оптимально заказывать поставку:
Фиксированный период поставок
Модель используем для второстепенных товаров. В случае дефицита убытки будут незначительными. Расходы на заказ и доставку небольшие и не зависят от объёма. Заказ на поставку производим регулярно через фиксированные промежутки времени. Не нужно постоянно мониторить объём остатка: раз в период смотрим, сколько товара осталось, и пополняем запас до нормы.
Пример
Вы также продаете курицу, но это не основной товар. Поставщик в одном городе с вами, поэтому может быстро привезти любое количество товара. Оптимальное решение — заказывать поставки разного объёма раз в три дня.
Фиксированный период + система Min-Max
Min-Max используется, когда постоянно проверять объём запаса слишком затратно. Остаток проверяют через заданные промежутки времени, и заказ делают только в случае, если остаток меньше установленного минимального уровня.
Пример
Вы продаёте курицу и определили: минимальное количество товара на складе — 100 кг, максимальное — 500 кг. Раз в неделю проверяете остаток — поставку заказываете только тогда, когда на складе меньше минимума. Объём рассчитывается, чтобы полностью заполнить холодильник.
Закрепим
Чтобы пополнять складские запасы вовремя и тратить на это минимум ресурсов, автоматизируйте этот процесс:
1
Определите ключевые товары, используя ABC- и XYZ-анализы;
Источник: www.sberbank.ru
Как выбрать поставщика и закупать товары дешевле конкурентов. Шаблоны договоров поставки.
Любая цель предпринимателя — большая маржа. Маржа зависит как и от количества продаж, так и от количества издержек. Чем меньше издержек, тем больше маржа. Одной из главной издержкой поставщика маркетплейса является закупка товара. Качество, цена, условия закупки товара — все влияет на полученную в итоге прибыль.
Поэтому в этой статье решил рассказать как как выбрать надежного поставщика товаров, закупить по выгодной цене, правильно заключить договор и контролировать условия закупки.
Как выбрать поставщика и закупать товары дешевле конкурентов. Шаблоны договоров поставки.
Этапы выбора поставщика
1. Определите ассортимент.
Если вы уже точно определились с товаром — отлично. Если не знаете с чем хотите зайти на МП, то определитесь. Проведите анализ товаров на площадках: что лучше продается, какая категория приносит прибыль, в какую категорию вам проще зайти и т.д. Анализ можно провести через сервисы аналитики . О них писал в этой статье .
Составьте список товаров, которые вы решили продавать. Также важно понять какое количество товара вам нужно. От этого зависит стоимость закупки.
2. Поиск поставщика.
Найти поставщика можно разными способами. Перечислю их:
- поиск в интернете. Можно искать по названию или даже по фото;
- оптовые базы. Их тоже находят в интернете, заключают договор и заказывают доставку;
- магазины мелкого опта (Metro Cash
- сайты для совместных закупок. Например сайт 100sp , можно закупить товары по выгодным ценам. Чем больше партия, тем ниже цена;
- выставки. На выставках можно наглядно увидеть товар, оценить качество, узнать условия и договориться о сотрудничестве.
Чтобы среди всех выбрать наиболее выгодного и подходящего поставщика, необходимо выяснить подробности и условия у каждого:
- закупочные цены на нужные товары,
- сроки поставки,
- гарантийные условия,
- условия оплаты.
На основе полученной информации нужно выбрать поставщика, с которыми работать выгоднее: цена ниже, ближе склад, есть отсрочка платежа.
Если закупаетесь у официального дистрибьютера, лучше заранее предупредить поставщика о том, что вы хотите торговать на маркетплейсе. Так как если у производителя свой товарный знак, они сами могут уже торговать на маркетплейсе.
Если между Вашей организацией и дистрибьютером заключен договор поставки, то условия о наличии у поставщика прав на использование чужого товарного знака должны содержаться в договоре. Лучше всего, если документы, подтверждающие право дистрибьютера на использование чужого товарного знака, будут точно поименованы в договоре поставки. А еще лучше, если данные документы будут приложениями к договору поставки.
3. Проверьте поставщика.
У хорошего поставщика должен быть сайт и прайс-лист. Обычно с заказчиками общаются менеджеры, которые охотно скинут вам всю информацию.
Также запросите разрешительные документы на товары: лицензии, сертификаты, СНИП. Документы вам понадобятся для маркетплейса, а также проверите надежность поставщика.
4. Торг и изменения условий договора.
Чем выгоднее условия для вас, тем больше заработаете. Поэтому не упускайте возможности поторговаться.
Как это сделать?
Столкните лбами магазины. Расскажите о том, что конкурент компании предлагает цену ниже.
Договоритесь об отсрочке платежа. Если сторговаться не получилось, можно договориться об отсрочке. Так вы можете работать без привлечения собственных денег: получать и продавать товар без вложений, а задолженность перед поставщиком гасить за счет выручки.
Попросите бесплатную доставку. Попробуйте договориться о бесплатной доставке. Бывает что даже если товар немного дороже у одного поставщика, но доставка бесплатная, то в итоге может выйти дешевле. Какую максимальную цену за товар вы можете позволить при своих вложениях, можно просчитать в таблице ценообразования .
5. Улучшить условия договора.
Подпишите с поставщиком договор поставки. В идеале он должен включать условия:
- цены на товары;
- минимальное количество товара для закупки и отгрузки;
- гарантийные условия — что будет, если товар окажется некачественным;
- условия возврата;
- условия оплаты. Желательно исключить расчеты наличными, чтобы не было проблем с налоговой.
Источник: dzen.ru