Как защитить свои права на бизнес идею

Бизнес состоит из идей. Предприниматели регулярно придумывают новые концепции бизнеса. И возникает вполне логичный вопрос: «Как эту задумку защитить от конкурентов?». Сама идея согласно российскому законодательству не охраняется. Однако защитить кое-что все-таки удастся.

Материальное воплощение бизнес идеи можно зарегистрировать в качестве объектов интеллектуальной собственности. В таком случае третьи лица не вправе будут использовать разработку без Вашего согласия. Также защищаться можно через авторские права. Для начала нужно разобраться, каким образом выражается Ваш замысел.

Бизнес идеи можно защитить через регистрируемые объекты – объекты интеллектуальной собственности (товарные знаки, патент на промышленный образец, патент на полезную модель, патент на изобретение, программы для ЭВМ), и через нерегистрируемые объекты – объекты авторских прав (фирменный стиль, логотип, фотографии, тексты и т.п.). Для начала, нужно определить, какое материальное воплощение у Вашей бизнес идеи.

«От Идеи до IT Бизнеса. Как защитить свои интеллектуальные права»! Начало!

Материальное воплощение бизнес идеи – сайт, приложение.

В современных реалиях – сайт или приложение зачастую является воплощением концепции бизнеса. Сайт включает в себя сразу несколько ключевых объектов, которые подлежат защите и через которые может быть выражена бизнес идея в материальной форме. В случае копирования сайта или приложения конкурентами необходимо установить, какие именно объекты были скопированы, и сформировать стратегию защиты в соответствии со спецификой объекта.

Из каких объектов состоит сайт?

— Логотип, фирменный стиль, тексты – все это объекты авторских прав. Любые произведения, созданные творческим трудом, охраняются авторским правом. На каждое произведение право возникает с момента его создания автором. С этого же момента использование объекта без его согласия является незаконным.

Автор может передать права на объект по договору, в таком случае для использования необходимо будет получить согласие правообладателя. Объекты авторских прав не требуют регистрации, но нужно соблюдать определенные рекомендации, чтобы в случае нарушения прав успешно доказать свою правоту. Обязательно заключайте договор с дизайнером о передаче прав на созданные объекты, оформляйте акт приема-передачи, сохраняйте исходные файлы с ФИО автора.

— Сам код сайта можно зарегистрировать в качестве программы для ЭВМ. Программный код приложения или сайта дает возможность воплотить идею. Регистрация программы для ЭВМ позволяет защитить исходный код программы от прямого копирования. Если конкуренты начнут копировать код Вашего сайта, то имея свидетельство на программу для ЭВМ, Вы сможете доказать, что права принадлежат Вам.

— Товарный знак. Если Ваша идея воплощается в логотипе или креативном названии, то можно зарегистрировать товарный знак и защитить от копирования именно этот объект. При обнаружении факта незаконного использования товарного знака Вы можете направить нарушителю претензию с требованием прекратить использование, а впоследствии можете обратиться в суд.

Как не слиться в бизнесе? Три идеи для бизнеса. Почему важно защитить свои права?

Свидетельство на товарный знак особенно помогает при выборе стратегии досудебного урегулирования спора. Направление претензий позволяет в короткие сроки и без лишних затрат добиться прекращения незаконного использования. При наличии свидетельства на товарный знак Вы можете направить хостеру сайта письмо с просьбой заблокировать ресурс нарушителя. Хостер на основании свидетельства на товарный знак может принять решение о блокировке сайта. Таким образом, Вы получите результат, сэкономив время и денежные средства.

Читайте также:  Скайп для бизнеса отключается

Опыт Z G . Patent

Хороший пример воплощения идеи в виде патента на полезную модель – защита механизма ювелирного изделия для компании «Ювелирный дом «CHAMOVSKIKH». У нашего клиента родилась идея, как повысить универсальность ювелирного украшения с учетом анатомических особенностей пользователя. Воплощением этой задумки стал уникальный механизм, на который впоследствии был получен патент на полезную модель. Таким образом, клиент защитил свою разработку от незаконного копирования.

Материальное воплощение идеи – фотография, видео.

Хотелось бы отдельно выделить данные объекты, хотя они могут присутствовать в комплексе объектов на сайте. На наш взгляд важно понимать, что данные объекты защищены авторским правом, и использовать их можно только с разрешения автора или правообладателя. На практике мы встречаем споры из-за незаконного использования фотографий или видео. Фотография, видео – это тоже формы выражения идеи, задумки. Защита фотографий осуществляется через защиту авторских прав.

Важно отметить, что для эффективной защиты необходимо сохранять исходные файлы. Лучше завести отдельную SD-карту для хранения фотографий, в свойствах указать имя автора. Если фотографию делает другой фотограф, то обязательно оформлять передачу прав на объекты с помощью договора и акта приема-передачи. Такие меры в случае обнаружения незаконного использования фотографий, видеороликов помогут доказать, что права на фотографии принадлежат Вам.

Давайте подведем итог и еще раз повторим, что идея согласно российскому законодательству не охраняется. Но Вы может защитить материальное воплощение Вашей бизнес-идеи. Мы советуем задумываться о защите объектов до выхода на рынок, это позволит снизить риски связанные с копированием объектов интеллектуальной собственности и авторских прав.

Источник: zg-patent.ru

Как защитить свои бизнес-идеи

В Ассоциации юристов России назвали пути, которыми может попробовать пойти предприниматель для защиты своих бизнес-идей. Дело в том, что сами по себе идеи (такие, как, например, «продавать горячий кофе на улице из машин» или «летом продавать людям холодный квас») законом не защищены. Тем не менее правоведы могут предложить некоторые варианты.

«Авторским правом не охраняются идеи, концепции и т. д., не выраженные в материальной форме, — говорит член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. — Полный перечень содержит п. 5 ст. 1259 ГК: идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах».

Если вы реализуете какую-либо идею по-своему, плагиатом считаться это не будет. Но если же вы будете копировать чужой дизайн, текст, фото или иные произведения, а особенно использовать очень похожий товарный знак, то здесь уже будет нарушение.

Чтобы защитить свою бизнес-идею, выраженную уже каким-либо образом материально, лучше зарегистрировать свои права на реализованные идеи, запатентовав ее. «Закон охраняет такие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, как произведения науки, литературы и искусства; программы для ЭВМ, базы данных; исполнения и фонограммы; изобретения, полезные модели и промышленные образцы; ноу-хау; фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания; и так далее», — сказала юрист.

Согласно закону, никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован. Кстати, недавно правительство внесло в Госдуму законопроект, разрешающий гражданам регистрировать на себя товарные знаки. По действующим правилам это могут сделать только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Читайте также:  Производство одноразовых перчаток как бизнес

«Если украли вашу идею, то сначала можно попробовать уладить дело в претензионном порядке — договорившись с нарушителем, — рекомендует Спиридонова. — Если же такой способ вас не устраивает, то защитить свое нарушенное право можно через суд — запретить этим лицам использовать товарный знак, а также получить компенсацию. Однако следует помнить, что судебный процесс потребует больших издержек, поэтому очень важно понимать перспективы удовлетворения исковых требований».

В свою очередь партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Глеб Ситников поясняет: для того, чтобы идея защищалась законом, ей нужно придать какое-то объективное выражение и оформить документами или даже зарегистрировать, чтобы она приобрела форму той или иной интеллектуальной собственности.

«Даже такой вид интеллектуальной собственности, как секрет производства (ноу-хау), который ближе всего к понятию «идея», требует серьезной работы по документальному оформлению факта его существования, чтобы его можно было защищать, — говорит Ситников. — Поэтому, намереваясь использовать чужую идею, следует в первую очередь оценить, охраняется ли она как тот или иной объект интеллектуальных прав. Остальное — вопросы нравственного, а не юридического характера».

Общие правила таковы: создание собственного оригинального продукта — это здоровая конкуренция, а паразитирование на чужом — недобросовестное поведение.

«Однако если в основу продукта просто положены схожие или одинаковые задумки, это не всегда означает, что имело место нарушение интеллектуальных прав или недобросовестная конкуренция, — говорит адвокат. — На компенсацию может рассчитывать тот, кто заранее позаботился о формировании из своей идеи охраняемого объекта. Например, создал произведение дизайна и может подтвердить факт и момент его создания документами, зарегистрировал товарный знак. Или позаботился о том, чтобы бренд приобрел характеристики коммерческого обозначения, получил патент на изобретение или создал условия для его охраны как секрета производства. Если после этого вы обнаружите, что кто-то использует объект ваших прав, вы вправе требовать пресечения нарушения, а также взыскания убытков или установленных законом компенсаций».

Интеллектуальное право не поощряет попытки «косметических» изменений и стимулирует участников рынка к созданию оригинальных продуктов.

Источник: bash.news

Юристы рассказали, как защитить бизнес-идеи

image

В Ассоциации юристов России назвали пути, которыми может попробовать пойти предприниматель для защиты своих бизнес-идей. Дело в том, что сами по себе идеи (такие, как, например, «продавать горячий кофе на улице из машин» или «летом продавать людям холодный квас») законом не защищены. Тем не менее правоведы могут предложить некоторые варианты.

«Авторским правом не охраняются идеи, концепции и т. д., не выраженные в материальной форме, — говорит член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. — Полный перечень содержит п. 5 ст. 1259 ГК: идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах».

То есть, продолжает она, если вы реализуете какую-либо идею по-своему, плагиатом считаться это не будет. «Но если же вы будете копировать чужой дизайн, текст, фото или иные произведения, а особенно использовать очень похожий товарный знак, то здесь уже будет нарушение», — отмечает Спиридонова.

Читайте также:  Что такое бизнес карта территории

По ее словам, чтобы защитить свою бизнес-идею, выраженную уже каким-либо образом материально, лучше зарегистрировать свои права на реализованные идеи, запатентовав ее. «Закон охраняет такие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, как произведения науки, литературы и искусства; программы для ЭВМ, базы данных; исполнения и фонограммы; изобретения, полезные модели и промышленные образцы; ноу-хау; фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания; и так далее», — сказала юрист.

Источник: Ссылка
Согласно закону, никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован. Кстати, недавно правительство внесло в Госдуму законопроект, разрешающий гражданам регистрировать на себя товарные знаки. По действующим правилам это могут сделать только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

«Если украли вашу идею, то сначала можно попробовать уладить дело в претензионном порядке — договорившись с нарушителем, — рекомендует Спиридонова. — Если же такой способ вас не устраивает, то защитить свое нарушенное право можно через суд — запретить этим лицам использовать товарный знак, а также получить компенсацию. Однако следует помнить, что судебный процесс потребует больших издержек, поэтому очень важно понимать перспективы удовлетворения исковых требований».

В свою очередь партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Глеб Ситников поясняет: для того, чтобы идея защищалась законом, ей нужно придать какое-то объективное выражение и оформить документами или даже зарегистрировать, чтобы она приобрела форму той или иной интеллектуальной собственности.

«Даже такой вид интеллектуальной собственности, как секрет производства (ноу-хау), который ближе всего к понятию «идея», требует серьезной работы по документальному оформлению факта его существования, чтобы его можно было защищать, — говорит Ситников. — Поэтому, намереваясь использовать чужую идею, следует в первую очередь оценить, охраняется ли она как тот или иной объект интеллектуальных прав. Остальное — вопросы нравственного, а не юридического характера».

Общие правила таковы: создание собственного оригинального продукта — это здоровая конкуренция, а паразитирование на чужом — недобросовестное поведение.

«Однако если в основу продукта просто положены схожие или одинаковые задумки, это не всегда означает, что имело место нарушение интеллектуальных прав или недобросовестная конкуренция, — говорит адвокат. — На компенсацию может рассчитывать тот, кто заранее позаботился о формировании из своей идеи охраняемого объекта. Например, создал произведение дизайна и может подтвердить факт и момент его создания документами, зарегистрировал товарный знак. Или позаботился о том, чтобы бренд приобрел характеристики коммерческого обозначения, получил патент на изобретение или создал условия для его охраны как секрета производства. Если после этого вы обнаружите, что кто-то использует объект ваших прав, вы вправе требовать пресечения нарушения, а также взыскания убытков или установленных законом компенсаций».

Он подчеркивает: интеллектуальное право не поощряет попытки «косметических» изменений и стимулирует участников рынка к созданию оригинальных продуктов.

Источник: www.medargo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин