Влияние электронной коммерции на традиционные бизнес-модели
В сегодняшнюю эпоху интернет-технологий виртуальная онлайн среда становится важной частью нашей повседневной жизни. В результате этого, онлайн заявки становятся для компаний одним из самых распространенных способов связи с потребителями, партнерами и собственными сотрудниками. Как следует из статьи Тилсона (R.
Tilson et l, 1998) существуют две больших группы веб-сайтов: информационные веб-сайты и сайты, относящиеся к электронной коммерции. Сегодня электронный бизнес включает в себя не только купле-продажу товаров в онлайн режиме, но и представляет некую платформу для взаимодействия с партнерами. Подобная деятельность не ограничена физическим месторасположением и может проводиться в любое время, что открывает неограниченный доступ для выхода на новые рынки. Бизнес-модель, в данном случае, описывает то, каким образом компания получает доход, используя Интернет пространство.
В своей статье Амит и Зотт (Amit, R. et l, 2000) называют модель электронного бизнеса плодородной основой для развития инноваций. В 1994 году, когда сеть Интернет стала общедоступной, многие аналитики предвещали электронной коммерции позицию весомого сектора экономики в ближайшем будущем. Тем не менее, значительный прогресс имел место лишь в конце 1990-х — начале 2000-х годов, когда стали появляться первые веб-сайты компаний с высоким потенциалом в электронной торговле.
Рынок электронной коммерции в России 2022-2025
Электронная коммерция условно может быть разделена на 4 группы: B2B, B2C, C2B, C2C. (Nagaty K., 2010)
B2B (Business to Business). Модель B2B подразумевает обмен продукцией, информацией и услугами между предприятиями, нежели привычный обмен между предприятиями и обычными потребителями. К таким операциям относятся сбыт продукции от производителя к дистрибуторам, от оптовиков в розничные сети и оказание услуг сторонним организациям.
Процесс ценообразования в большинстве случаев протекает на договорной основе в целях получить наиболее низкие цены на поставки. Практика B2B растет в геометрической прогрессии, с каждым годом все больше компаний продают, покупают и оказывают услуги через Всемирную сеть. Возможность проводить операции в режиме реального времени позволяют компаниям повысить свою эффективность и продуктивность. Аналитики прогнозируют, что доходы компаний от B2B деятельности в ближайшем будущем превзойдут доходы B2C. Примером модели B2B в электронной коммерции служит интернет-компания Salesforce, снабжающая компании программным обеспечением CRM.
B2C (Business to Customer). Модель B2C охватывает операции по продаже товаров и оказанию услуг, проводимые между компаниями их конечными потребителями в режиме онлайн. Данная модель сыграла ключевую роль в период зарождения электронного бизнеса, когда покупатели получали значительные скидки и бесплатные онлайн-консультации.
Предприятия снабжали рынок своей продукцией быстрее с минимальными затратами и успевали подстраиваться под потребительский спрос. Существует мнение, что когда-то процветавшая система B2C в настоящий момент реже применяется и вряд ли будет иметь прежний успех. В противовес этому, многие аналитики прогнозируют рост B2C в будущем, но более медленный по сравнению с изначальным. Примеров B2C является компания necx.com, которая обеспечивает доступ к приобретенным оптом материалам и перепродает их конечным потребителям.
Что такое электронная коммерция?
C2B (Customer-to-Business). C2B является наиболее редко используемой моделью в электронной коммерции, она подразумевает намерение потребителя продать продукт или оказать услугу компании. В подобных случаях потребители называют цену для продукта или услуги, затем компании, ознакомившись с требованиями делают свои ставки. Примером подобной модели служит портал fotolia.com, где фотографы и дизайнеры предлагают компаниям свои работы на продажу.
C2C (Customer-to-Customer). C2C модель предоставляет условия для потребителей обмениваться товарами между собой. Наиболее ярким примером такой модели является онлайн-аукцион Ebay, с помощью которого покупатели могут покупать или продавать товары, используя такие платежные системы как PayPal для проведения оплаты.
Помимо данной классификации существуют множество различных подходов к рассмотрению вопроса успешных бизнес-моделей в электронной коммерции и вопросам их классификации.
Например, К.Зотт и Дж.Донлеви рассматривали стратегии создания ценности крупнейших европейских компаний в области электронной коммерции. Их исследование показало, что успех в создании ценности зависит от способности компании эффективно реализовывать свою бизнес-модель и степени привлекательности сайта компании для пользователя (насколько часто и на сколько времени пользователи готовы заходить на сайт).
Анализ лучших практик таких компаний показал, что они были в состоянии:
- · усилить цепочку поставок снижением затрат на поставщиков и за счет вертикальной интеграции;
- · предложить большой выбор товаров и услуг;
- · сделать все действия и транзакции удобными для потребителя;
- · помочь потребителю сэкономить время.
Качество сайта помогает привлекать большое количество потребителей, позволяя тем самым компании выигрывать на объеме клиентской базы.
Компании улучшали качество своих сайтов и их привлекательность для аудитории за счет нескольких главных действий:
- · вознаграждение потребителей за лояльность;
- · персонализация продукта или сервиса;
- · построения виртуальных сообществ.
Эти действия позволяли компании рассчитывать на то, что ее клиенты, совершив покупку, вернутся на сайт, а также проведут в следующий раз на нем больше времени.
Подобно представлению о бизнес-модели в целом как о совокупности девяти блоков, описанному Остервальдером, некоторые авторы также выделяли компоненты в моделях в электронной коммерции, причем разделяя их на вопросы первого и второго порядков. (Zott C., et al, 2011) (таб. 4).
Таб.4. Компоненты бизнес-моделей в электронном бизнесе
Вопросы 1го порядка
Вопросы 2го порядка
- § Цепочка ценности для партнерской сети и сети покупателей
- § Цепочка выручки (план по генерации выручки для бизнеса)
- § Логистическая цепочка
Stewart, Zhao, 2000
§ Цепочка прибыли (включает цепочку выручки и структуру расходов)
- § Сегментация потребителей
- § Создание ценности
- § Дифференциация и стратегический контроль
- § Масштаб
Afuah, Tucci, 2001
- § Система, состоящая из компонент, связей между ними и их показателей их динамики
- § Потребительская ценность
- § Источники выручки
- § Масштаб
- § Цена
- § Внедрение
- § Способности
- § Устойчивость
Alt, Zimmerman, 2001
- § Миссия
- § Структура
- § Процессы
- § Выручка
- § Юридические вопросы
- § Технологии
- § Миссия:
- • Цели, видение, ценностное предложение
- § Концепция (описывает возможности)
- § Способности (определяет ресурсы, необходимы для претворения в жизнь концепции)
- § Ценность (измеряет возврат инвестиций)
- § Концепция:
- • Возможности рынка, предлагаемый товар или услуга, динамика конкуренции, стратегия захвата доминирующей позиции
- § Устойчивость
- § Доходы
- § Структура расходов
- § Позиционирование в цепочке ценности
- § Ценностное предложение
- § Потребительские сегменты
- § Партнерская сеть
- § Каналы сбыта
- § Доходы
- § Отношения с потребителями
- § Структура ценности
- § Ресурсы
- § Структура издержек
Bonaccorsi, Giannangeli, Rossi, 2006
- § Продукты и услуги
- § Потребители
- § Структура издержек
- § Доход
- § Внутренняя сеть
- § Внешняя сеть
- § Затраты
- § Поток доходов
- § Устойчивая генерация доходов
- § Производство товаров и услуг; их обмен
- § Стратегии ценообразования
- § Отношения спроса и предложения
- § Внешняя сеть
Существует классификация бизнес-моделей в электронной коммерции относительно способа монетизации. Она была подробно описана на интернет-ресурсе BoxUK.com Д.Замбонини в 2009 (Zambonini D., 2009) году и на нее до сих пор часто ссылаются профессионалы рынка электронной коммерции в России и в мире.
Классификация разделяет модели на четыре большие группы по способу монетизации:
Модель подписки предполагает, что с конечного пользователя взимается плата, обычно регулярная, периодическая. Подписка может быть фиксированной или переменной. Последний вариант также включает в себя знаменитую модель Freemium, предполагающую бесплатный минимум функций или услуг и платный полный доступ.
Модель подписки также может предполагать оплату третьих лиц, а не конечного пользователя. Это может быть реклама, спонсорская поддержка, платный контент, реферальная система (пользователи направляются на другой сайт, который в итоге платит за приход этих клиентов), платное размещение или лицензирование контента.
Модель оплаты может быть в виде оплаты за использование (в том числе модель брокериджа, когда платится определенный процент за каждую транзакцию, например инетрнет-аукцион Ebay), оплаты за реальные товары (традиционный ритейл, только в интернете), покупка виртуальных товаров (например, модель онлайн-игр, где покупается дополнительное оборудование и дополнительные функции для игроков), оплата за сопутствующие товары. Также возможна модель, когда компания надеется на личные пожертвования пользователей.
Бизнес-модель с отложенной оплатой является более сложной моделью. Монетезация может происходить за счет перепродажи или нового использования данных или контента, обычно с использованием контента, созданного самими конечными пользователями (User Generated Content). Другим способом является создание платформы с большой аудиторией пользователей (или небольшой, но представляющей четко определенный потребительский сегмент) и получение прибыли от третьих лиц, которые используют платформу и имеют доступ к собранной аудитории. Третьим способом является брендирование проекта (например, TechCrunch), при успешном проекте и достижении высокой осведомленности потребителей о компании и ее бренде, можно монетизировать возможность проводить тематические конференции, выступать в качестве экспертов и т.д.
Среди мета-моделей наибольшее распространение получила аффилиатная система, которая предполагает создание торговой витрины для товаров третьих лиц или просто перенаправления пользователей на сайты этих третьих лиц.
Источник: vuzlit.com
Бизнес-модели электронной и мобильной коммерции
Традиционно модели организации электронной коммерции классифицируются по взаимодействующим субъектам. Рассматриваются следующие три субъекта:
В зависимости от инициатора транзакций может быть выделено девять моделей организации электронной коммерции (рисунок 4):
Рисунок 4. Модели организации электронной коммерции.
Описание ключевых моделей организации электронной коммерции
B2C, Business to Customer, Бизнес для Потребителя
Модель B2C описывает транзакции, проводимые непосредственно между компанией и потребителями, которые являются конечными пользователями продуктов и услуг. Большинство компаний, реализующих товар непосредственно потребителям, можно отнести к B2C компаниям. Данный термин стал широко распространен во время бума доткомов в конце 1990-х годов. B2C компаниями обозначались многочисленные созданные интернет-магазины и прочие компании, продающие продукты и услуги через Интернет.
В модели B2C минимизируется количество посредников. Устранение посредников дает возможность снижать издержки компании и устанавливать конкурентные цены.
B2B, Business to Business, Бизнес для Бизнеса
Модель B2B описывает коммерческие транзакции, проводимые между предприятиями, такими как производители, оптовые торговые компании или розничные торговые компании. Типичная цепочка поставок включает в себя несколько B2B операций, поскольку компании закупают компоненты и другие виды сырья и ресурсов для использования в своих производственных процессах. Готовые продукты могут быть проданы конечному пользователю через транзакции типа B2C.
Примером транзакций в модели B2B является размещение запросов на коммерческие предложений компанией. Интернет позволяет компаниям находить клиентов из разных уголков планеты. Благодаря применению Интернета рынок становится более открытым, появляются возможности взаимодействия и приобретения необходимых товаров и услуг как на локальном, так и на международном рынке.
C2C, Customer to Customer, Потребитель для Потребителя
Модель C2C описывает среду, в которой покупатели могут взаимодействовать и торговать с другими покупателями. Двумя распространенными реализациями модели C2C являются сервисы аукционов и сервисы объявлений. Благодаря данной модели значительно выросла отрасль C2C маркетинга, так как компании, такие как eBay (крупнейший сервис аукционов в США) или Craigslist (крупнейший сервис объявлений в США), способствовали расширению взаимодействия между клиентами. Источником дохода в модели C2C являются пошлины, сбор средств от публикации объявления или товара на продажу.
Развитие модели C2C связано с экономической эффективностью, то есть со снижением издержек на привлечение третьих сторон. Значительное внимание розничных продавцов привлекают сервисы рекомендаций и пользовательских рейтингов, получившие широкое распространение благодаря развитию социальных медиа-каналов. Положительные пользовательские рейтинги товаров часто приводят к росту объема продаж.
Источник: studbooks.net