Категория работника — это квалификационная группа сотрудников, выполняющих аналогичные трудовые функции. В соответствии с Общероссийским классификатором профессий и должностей, основных групп две: рабочие и служащие, но каждая из них делится еще на несколько видов.
Что такое категории персонала
Для слаженной деятельности в любой организации необходимо распределение трудового коллектива по должностям, специальностям, профессиональным навыкам и выполняемым функциям (ч. 1 ст. 15 ТК РФ ).
При формировании категорий персонала организации следует ориентироваться на Общероссийский классификатор профессий и должностей, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367. В этой классификации отмечены две основные группы:
- профессии рабочих;
- должности служащих.
Каждая из них делится еще на несколько категорий персонала на предприятии, в зависимости от характера деятельности, уровня знаний, квалификации и других факторов. Такое распределение позволяет четко ставить производственную задачу и правильно назначать зарплату сотрудникам.
Дополнительно на предприятиях принято разделение на производственный и административный персонал, поскольку эти группы не всегда совпадают с разделением на рабочих и служащих. И среди производственников есть специалисты, и в администрации есть рабочий персонал. Выпуском основной продукции на производстве занимаются не только рабочие в цехе, но и начальники цеха, инженеры и т. д.
Какие бывают категории персонала
Классификация кадров многогранна. Деление на служащих и рабочих — самая простая из них. Эти группы отличаются по характеру выполняемой работы: у первых упор на интеллектуальный труд, у вторых — на физический.
Рабочие принимают непосредственное участие в производственных процессах. Вот, например, кто относится к этой группе: слесари, строители, водители, грузчики и т. д. Их отличают и по тому, где они осуществляют деятельность:
- непосредственно на производстве (изготовление, выпуск продукции);
- на вспомогательных территориях предприятия (подготовительная работа, заготовка сырья, фасовка продукции, уборка цехов и т. д.).
Другой вопрос, кто относится к категории «служащие»: в основном управленческий персонал, который отвечает за решение административных, финансовых, кадровых вопросов. Эти кадры делят на несколько групп:
- руководители;
- специалисты;
- технические исполнители.
К руководителям относят не только директоров, но и их заместителей, управляющих организацией, ее филиалами и подразделениями. Еще одна категория — специалисты — это люди, выполняющие деятельность, требующую квалифицированных знаний и навыков в определенных областях. Обычно эти сотрудники обладают высшим или средним профобразованием. Но и среди них есть разделение:
- персонал административно-управленческой сферы;
- служба инженерно-технических работников.
Возникает вопрос, к какой категории работников относится бухгалтер, — безусловно, к специалистам управленческой группы. Как и референты, маркетологи, экономисты и т. д. К специалистам ИТР причисляют инженеров, технологов, конструкторов, механиков.
К третьей группе служащих (техническим исполнителям) относятся сотрудники, выполняющие вспомогательные функции по контролю, учету, оформлению документации. Это такие сотрудники, как секретари, делопроизводители, статистики, чертежники, учетчики.
Категории руководителей
В эту группу входят не только топ-менеджеры, но и начальство других уровней управления. Всего таких уровней несколько:
- высшее звено — генеральный директор, его заместитель;
- среднее — шефы подразделений, цехов, отделов;
- низовое — начальники мелких отделов, например мастер участка цеха.
Иногда категории неоднозначны, и работодателям самостоятельно приходится выбирать, как распределить кадры. Это касается, например, вопроса, к какой категории работников относится мастер участка: варианта два — к специалистам или к руководящему составу. Если ориентироваться на квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда России № 37 от 21.08.1998), то понятно, что его необходимо включать в руководящий состав. Среди его должностных обязанностей — организовать производственные процессы, распределить рабочих и бригады, чтобы своевременно и качественно выполнить задачи на участке.
К руководящему составу относят и главных специалистов по разным видам деятельности: главный механик, геолог, экономист, агроном, инженер и т. д. Иногда их включают в группу специалистов. Но это ошибочно. По Общероссийскому классификатору ОК 016-94, должность главный специалист относится к категории руководителей (код 20889, код по ОКЗ 1229). Причисление к той или иной группе во многом зависит от характера деятельности.
Если главный специалист выполняет организационно-административные работы, то входит в руководящий состав. Это указано в п. 3 порядка, установленного постановлением Минтруда РФ № 9 от 09.02.2004.
Руководящий состав предприятий разделяют еще на два вида:
- линейные — отвечают за реализацию всех направлений деятельности компании или конкретного подразделения, контролируют действия подчиненных (это генеральный директор, начальник цеха, техобслуживания);
- функциональные — исполняют задачи по отдельному направлению (директор по персоналу, финансовый директор).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, кто относится к категории основного персонала. Используйте эти инструкции бесплатно.
Классификация персонала предприятия
Этим классификация работников не ограничивается. Есть и другие признаки и факторы. По правам собственности — владельцы, учредители, наемные работники. По вовлечению в хозяйственный процесс — производственный и непроизводственный. По включению в штат — штатные и внештатные специалисты, по месту работы — удаленные или офисные сотрудники и др.
От групп, на которые распределяют персонал, зависят способы оформления, уровень заработной платы и другие особенности трудовой деятельности.
Сотрудников разделяют и по дополнительным признакам:
- тарифным разрядам (от 1 до 8);
- квалификационным классам (от 1 до 3);
- способам оплаты заработка (оклад, сдельная, премиальная);
- способам выполнения работы (механизированная или ручная) и др.
Существует и распределение по категориям опасности условий труда. Всего их четыре (ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):
- оптимальные — 1 класс;
- допустимые — 2 класс;
- вредные — 3 класс;
- опасные — 4 класс.
По закону, для тех, чье рабочее место предполагает вредные условия труда, проводят стажировку. Отсюда становится понятно, к какой категории опасности относятся стажеры, — к третьей или четвертой. Для первых двух классов стажировка не обязательна.
От чего зависит принадлежность к той или иной категории
Рабочим присваивают разряды, а специалистам — уровень квалификации. Чем они выше, тем больше профессиональный опыт, знания и навыки.
Во многом распределение по категориям сотрудников зависит от разных факторов:
- уровень образования, навыки и знания;
- опыт работы;
- профподготовка;
- степень квалификации;
- способ документального оформления (трудовой договор, ГПХ, совместительство и др.);
- характер деятельности (физический или умственный труд);
- наличие подчиненных;
- наличие рабочего места в офисе или дома.
Источник: clubtk.ru
Оценка должностей или классификация должностей в организаци: что лучше?
Как видно из выше представленного списка: оценка должностей занимает много времени, но получается лучший результат по качеству. Что лучше использовать при грейдировании должностей? Давайте разбираться.
Все больше российских компаний обращается к теме систематизации должностей в организации через построение матриц должностей и грейдирование должностей (Korn Ferry).
И как мы писали раньше – это информация не только для построения системы оплаты труда. Ранжирование должностей обеспечивает внутреннюю справедливость и позволяет провести внешнее сравнение политики и практики вознаграждения (ее эффективность и конкурентоспособность).
Оценка должностей позволяет обеспечить эффективное построение должностей и пересмотреть структуру организации. При этом мы оцениваем эффективность должностной структуры (об этом писали ранее).
Оценка должностей дает понимание уровней карьерного роста и возможность планирования замещения ключевых должностей. Оценка должности также позволяет определить или пересмотреть необходимый набор компетенций для должности.
Классификация должностей в организации. Плюсы методологии
C использованием методологии классификации должностей в организации можно проанализировать и классифицировать любую должность (вне зависимости от ее специфики). А затем это может позволить определить соответствующий уровень вознаграждения. Используя методологию классификации должностей в организации, можно провести сравнение между семьями должностей, между компаниями на рынке, между данными по отраслям.
В процессе классификации должностей в организации мы составляем матрицу должностей, которая наглядно показывает размеры должностей и отношения подчинения между ними и позволяет произвести сравнение с другими должностями в организации.
Итогом классификации должностей мы получаем практически тот же результат, что и при оценке должностей. А следовательно результаты классификации должностей можно пользоваться точно также, как и результатами оценки должностей.
HighAdvance Consulting Group оказывает услуги по классификации и грейдированию должностей (онлайн и офлайн), а также обучению этим методологиям. За дополнительной информацией обращайтесь к ведущему эксперту Максиму Логинову +7 921 334 67 62 | [email protected] ×
Основные принципы
При классификации должностей в организации мы используем следующую логику. Должность существует для получения конечного результата. Для выполнения задач в своей области ответственности сотрудник должен владеть объемом знаний, умений и опыта. А знания и умения должны применяться для выполнения задач в своей области ответственности. Исходя из этого размер должности будет складываться из знаний (мы обычно рассматриваем такие параметры, как специальные знания и умения, широта управления, навыки общения), решения вопросов (нас обычно интересует область решаемых вопросов и сложность решаемых вопросов) и ответственности (каким влиянием обладает должность: тип влияния и величина воздействия, а также свобода действий).
Правила классификации должностей в организации
- Уровень компенсации для рассматриваемых должностей не учитывается
- Рассматриваем только существующую (а не будущую) структуру должностей на момент проведения классификации должностей. Интересный момент: после того как проходит классификация (или во время построения матрицы) у заказчика появляется желание моделировать структуру должностей исходя из стратегических задач. Поэтому мы иногда сразу делаем вторую матрицу должностей: будущее
- Фокус на содержании и рамках должности, а не на сотруднике, который ее занимает
Процесс проведения классификации должностей в организации
Кто проводить классификацию должностей в организации? В нашей практике мы используем несколько вариантов. В классификации участвуют несколько экспертов, которые хорошо знают функционал должностей (в семьях должностей или функциях). Отличный вариант, если в этом процессе принимают участие сотрудники, которые описывали должности. Второй вариант: мы сами, как эксперты встречаемся с руководителями функций и с ними проводим классификацию должностей по их функциональным направлениям.
Как выстроен процесс классификации должностей в организации. Процесс классификации идет «снизу – вверх». Как мы писали выше, сначала мы классифицируем должности в рамках функций. При наличии эксперта, который знает функции должности это идет быстро. Если в функции есть несколько семей должностей, то мы сразу строим несколько линий классификации и сразу предлагаем эксперту (руководителю) согласовать не только вертикальную классификацию должностей в организации, но и сбалансировать должности на горизонтальной линии (между семьями).
Как мы проводим классификацию должностей в рамках функции?
Мы используем следующий принцип. Если разница между должностями составляет один шаг, то при назначении на должность сотрудника (с ниже расположенной должности) потребуется всего три — шесть месяцев, чтобы полностью изучить и овладеть функционалом должности в полном объеме, который есть у данной должности. Это так называемое логичное продвижение по карьерной лестнице. Если сотруднику, назначенному на должность (с нижестоящей должности) требуется примерно полгода — год для освоения функционала должности (с поддержкой наставника и т.д.), то это солидное продвижение (два шага).
Если между должностями три шага, то это рискованное продвижение. Здесь срок, необходимый для освоения функционала должности свыше года. При этом не всегда удается сотруднику это сделать.
Важный момент. С какого уровня начинать классификацию? На какой минимальный уровень поставить должность, с которой затем начинать классификацию должностей в функции? Раньше мы использовали сопоставление с использованием стандартных описаний должностей.
Затем мы отказались от этого метода и проводим оценку самой простой должности в функции, согласуем ее, получая уровень должности в будущей матрице. Как раз этот уровень должности и является отправной точкой дальнейшей классификации должностей в рамках функции. Оценку должности мы проводим также и у ключевых должностей в функции (информацию получаем от руководителя функции). Это нам помогает провести первичную балансировку матрицы должностей и получить аргументацию перед рабочей группой.
После построения общей матрицы должностей мы переходим к этапу согласования и балансировки матрицы. Данный процесс мы всегда проводим в рамках рабочих групп, участниками которой являются руководители функций, которые классифицировали должности. В процессе обсуждения матрица балансируется и, если возникают спорные вопросы по уровням должностей – мы проводим оценку должности. Как правило это несколько встреч.
HighAdvance Consulting Group оказывает услуги по классификации и грейдированию должностей (онлайн и офлайн), а также обучению этим методологиям. За дополнительной информацией обращайтесь к ведущему эксперту Максиму Логинову +7 921 334 67 62 | [email protected] ×
Краткое резюме по процессу
- Выбираем функцию для проведения классификация должностей в организации
- Собираем информацию о всех должностях (организационная структура и штатные расписания)
- Определяем «точку» отсчета
- Проводим анализ должностей и их взаимосвязь с целью определения разницы в шагах между должностями в функции
- Оцениваем ключевые должности с целью корректировки матрицы
- Проводим балансировку структуры матрицы должностей, как в рамках функции (вертикальная балансировка), так и соотношение должностей в других функциях (горизонтальная балансировка).
- Согласовываем матрицы должностей с рабочей группой экспертов и руководителей.
После прохождения по такой дорожной карте можно начинать работу с матрицей должностей. Классификация должностей в организации готова!
Важно. Организация – это живой организм. Помните: матрица должна постоянно поддерживаться и корректироваться. Иначе, после определенного срока Вам придется снова делать классификацию должностей!
Источник: highadvance.org