Какие этические проблемы возникают в бизнесе

В деловых отношениях нередко возникают проблемы. К числу «вечных проблем» относят: соотношения целей и средств их достижения, личных и общественных интересов, материальных и духовных ценностей, выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом. В деловой практике проблемы возникают также в области отношений между клиентами, наемными работниками, акционерами, поставщиками, конкурентами, правительствами и сообществами — заинтересованными сторонами. Для наиболее эффективного управления современные руководители должны учитывать их совокупность.

Этические проблемы возникают в деловых отношениях по следующим причинам:

О сокрытие фактов и неверная информация в отчетах;

О выпуск некачественной продукции;

О завышение цен или обман при проведении переговоров;

О наличие фаворитов внутри организации;

О производство продукции с сомнительными характеристиками безопасности;

О перемещение по служебной лестнице «по головам»;

О обман работников с целью получения выгоды.

Этические нормы. Бизнес

Противоречия чаще всего возникают между организациями. Между ними неизбежна конкуренция, в процессе которой возникают этические проблемы: о выборе средств победы над конкурентом, о цене победы. Проблемными могут быть взаимоотношения организаций и государства и общества в целом.

Здесь часто сталкиваются позиции сторонников идеи государственного регулирования действий организаций и ее противников. Очень часто возникают проблемы между организациями-производителями и потребителями. Деятельность организации только тогда успешна, когда она отвечает интересам потребителей.

Но потребителям может быть предложен некачественный товар (например, с просроченным сроком хранения). Моральные проблемы возникают и в отношениях организаций с местным сообществом. Организации должны реализовывать социальную функцию (развивать инфраструктуру местности, обеспечивать ее благоустройство, создавать рабочие места, поддерживать местную систему образования, медицины и т.д.). Это увеличивает издержки организаций.

Острейшей проблемой на современном этапе являются взаимоотношения между организациями и окружающей средой. И ныне не является исключением практика решения экологических проблем путем нарушения моральных и юридических норм (например, сокрытие информации о степени вредности производства для окружающей среды).

Моральные проблемы возникают и внутри организаций. Так, на характер делового общения влияют отношения между руководителями и подчиненными. Это касается прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, участвуют ли подчиненные в принятии решений, какими методами подчиненные поощряются к более активным действиям, в какой мере учитывается их индивидуальность.

Сохраняются проблемы в положении женщин в организации: их заработок в отличие от мужчин, работающих в той же области, ниже; имеет место ограничение карьерного продвижения на высшие управляющие должности.

Современные деловые отношения чрезвычайно насыщены проблемами. Для их решения необходима разработка соответствующих законодательных документов, которые позволят минимизировать проблемы.

Источник: studref.com

Этические проблемы деловой жизни

Американская исследовательница Л. Нэш несколько лет назад выпустила книгу с характерным названием – «Долой благие намерения» («Good Intentions Aside»), в которой она приходит к выводу о том, что благие намерения у руководителей и участников бизнеса совершенно не являются достаточным фактором для разрешения сложных этических проблем, возникающих на рабочем месте. Хотя некоторые прекрасные и выдающиеся деловые люди придерживаются строгих моральных ценностей в своей частной жизни, Нэш указывает на то, что динамика деловой жизни предписывает им иметь дополнительные крепкие моральные принципы, помимо их собственного морального кодекса.

Если человек является владельцем компании, которая не производит никакой продукции, не нанимает никаких работников и даже не производит никаких отходов, то и в этом случае у такого человека нет возможности забыть об основных моральных стандартах. Любой руководитель часто сталкивается с необходимостью принимать такие решения, которые ставят перед ним сложные этические проблемы, и в таких ситуациях руководитель не властен изменить что-либо: он вынужден принимать решения, в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и следованием устоявшимся моральным принципам; он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей.

Именно поэтому изучение этики бизнеса является исключительно важным для руководителя любой организации. Из интервью, взятых американским ученым у различных руководителей организаций в США, Л. Нэш выделила главные этические проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются руководители делового мира в процессе своей работы в Америке. Они состоят в следующем.

• Сокрытие фактов и неверная информация в отчетах и проведении проверок.

• Выпуск некачественной продукции или необходимость ее постоянного технического обслуживания.

• Неразумное завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров.

• Имеющиеся на сегодняшний день условия работы вынуждают людей врать о выполнении ими их работы.

• Излишняя самоуверенность в суждениях, которая может нанести ущерб интересам компании, когда для нее наступают тяжелые времена.

• Низкое качество работы и товаров.

• Безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни оказалось.

• Противоречия между личными интересами и интересами корпораций.

• Принесение в жертву ни в чем не повинных и беспомощных людей для выполнения той или иной работы.

• Невозможность высказать свое возмущение и несогласие при возникновении атмосферы постоянных неэтичных поступков.

• Уделение малого внимания семье или личным делам из-за обилия работы.

• Производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности.

• Невозвращение каких-либо вещей или ценностей, взятых на рабочем месте, у сослуживцев или из фондов корпорации.

• Сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки.

• Уделение большого внимания перемещениям по иерархической лестнице в ущерб интересам дела.

• Перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев. Обман служащих с целью получения выгоды для компании.

• Создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность.

• Затяжки и промедления с выполнением своих обязанностей, что приводит к растрате времени и денег корпорации.

• Оказание негативного влияния на общественный политический процесс путем внесения за взятки изменений в законодательство.

Нэш обращает внимание на то, что руководители и служащие, которые сталкиваются с такими или другими проблемами, не могут для их разрешения следовать только тому, что они «узнали о морали в своих семьях, у учителей, в церквах или синагогах». «Путь в ад устлан благими намерениям, и часто наиболее безнравственные решения принимаются и наиболее нелицеприятные поступки в бизнесе совершаются людьми, которые исключительно честны и имеют самые благие намерения», – отмечает Л. Нэш.

Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:

1) создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;

2) прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;

3) приоритет при разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межчеловеческих отношений, а не производству продукции.

Деловая этика как научная дисциплина

Деловая этика является одной из разновидностей профессиональной этики. Некоторые считают, что это понятие определяет поведение и практическую деятельность профессионалов бизнеса. Для других – это совокупность моральных стандартов, о которых многие говорят, но мало кто их придерживается. Некоторые люди даже просто отрицают само существование деловой этики вообще.

Читайте также:  Индивидуальный бизнес достоинства и недостатки

Деловая этика представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям коммерческого предприятия. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом.

Деловая этика как область знаний сформировалась в 1970-х гг. в Соединенных Штатах (однако особое внимание этичному поведению в бизнесе стало уделяться в 1960-е гг. во время различных социальных потрясений). Между научным сообществом и деловым миром в это время возникало все большее согласие по вопросу необходимости повышения «этического сознания» профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций. Некоторые специалисты указывали на необходимость повышения «ответственности корпораций перед обществом». Другие обращали особое внимание на участившиеся случаи коррупции как среди правительственной бюрократии, так и среди ответственных лиц различных корпораций. Знаменитое «Уотергейтское дело», в которое были вовлечены виднейшие представители администрации президента Никсона, включая самого президента, значительно подорвало доверие многих американцев к своим правительственным институтам.

Множество людей связывают этот процесс с упадком значения религиозных ценностей и традиционной морали в Соединенных Штатах. Американские исследователи указывают на устойчивое падение результативности, энергии и гордости за всю работу у работающих по сравнению с предыдущим периодом. Это явление иногда связывают с упадком и даже исчезновением «протестантской этики труда». Развенчание этих традиционных трудовых ценностей часто приводится как объяснение постоянного падения производительности груда в американской промышленности. Противовесом этим процессам и решением различных ценностно-ориентирующих проблем является, по мнению многих наблюдателей, смещение позиции моральных ценностей и ответственности перед обществом в сфере бизнеса.

К началу 1980-х гг. такая область знаний, как деловая этика, стала важнейшим предметом изучения для специалистов. По деловой этике было издано множество книг, и большинство школ бизнеса в США включило деловую этику в свою учебную программу. Несмотря на все это, остается пока еще очень затруднительным определить границы данной области знаний. Это происходит в значительной степени благодаря отсутствию общей методологии в этой области, а также широко распространенному скептицизму и убежденности в том, что большинство деловых людей будут игнорировать любые этические нормы, если они будут хотя бы в малейшей степени противоречить так называемым мотивам к получению прибыли в бизнесе.

Хотя скептицизм по поводу самой возможности существования деловой этики был распространен достаточно долго (а в нашей стране широко распространен и до сих пор), профессионалы бизнеса и широкие слои общественности всегда разделяли также глубокое убеждение в том, что существование высоких этических стандартов в деловой сфере приведет к получению всеобщей выгоды. Каждый раз, когда в США разражался более или менее крупный скандал в правительственных или деловых кругах, достоянием широкой публики становились многочисленные речи и передовые статьи в печати, призывающие к более высоким этическим стандартам в поведении при выполнении профессиональных обязанностей и в бизнесе, и на государственной службе. При этом имелись в виду личные этические обязанности, помимо простого подчинения закону, хотя при определении сущности этих

обязанностей и возникали различия во мнениях. Для стран, производящих ломку и изменение своей экономической системы, таких как Россия и другие республики СНГ, изучение деловой этики особенно необходимо. Как пишет американский ученый В. Вейгль, в этом отношении особенно важны два обстоятельства:

1) необходимость этичных отношений в децентрализованных структурах, ответственных за принятие решений;

2) необходимость вписать экономику переходного периода и ее институты в несоответствующие им исторические и культурные условия.

Так называемый переход к рынку в российской экономике требует эволюции децентрализованных структур, ответственных за принятие решений. Для работы в таких структурах от каждого человека требуется уверенность в себе и умение непредвзято судить о происходящем, будь то руководитель всего предприятия, начальник среднего звена, банковский управляющий или конкретный потребитель продукции. Децентрализация такого рода требует обязательного чувства доверия и всеобщего уважения к честности в поступках. И при этом конечно же честность и доверие остаются в первую очередь этическими категориями в отличие от законодательных и экономических ограничений, которые должны вести к полноценности деловой жизни.

В условиях рыночной экономики честность и доверие являются наиболее важными этическими качествами. Например, несмотря на то, что контракты с обязательными законодательными ограничениями являются основой деятельности любого предприятия, значительная часть экономической деятельности предприятий выходит за рамки их контрактных обязательств, отмечает В. Вейгль. Такого рода деятельность регулируется и подчиняется в отличие от законодательного регулирования уровнем доверия, который зависит от репутации делового человека или компании. Довольно большое число наблюдателей отмечают, что спад производительности в экономике и общей эффективности производства в Соединенных Штатах связан в значительной степени с упадком таких моральных ценностей, как честность и доверие внутри американского общества.

В условиях централизованной экономики также часто имеет смысл следовать «правилам бюрократической игры», что также может приводить к проявлению нечестности, безответственности и отсутствию взаимного доверия в суждениях о людях. Такие качества, как нечестность и недоверие, в условиях централизованной системы принятия ответственных решений фактически становятся результатом «приспособленческого поведения» людей. Эти особенности считаются у многих «рациональными» качествами в условиях централизованной системы. Однако наличие этих качеств должно считаться нерациональным в условиях экономики, основанной на рыночных отношениях. Следовательно, любая экономика переходного типа должна формировать также и «этическую инфраструктуру» для экономических институтов, которые ею создаются.

Необходимость создания этической инфраструктуры для экономики переходного периода является второй важнейшей причиной, по которой изучение деловой этики становится крайне важным в процессе трансформации экономики. Эта причина связана также и со взаимосвязью между этическими ценностями и работой экономических институтов.

Невозможно четко противопоставлять этические аспекты экономическим. Этика и экономика имеют очень много связывающих их между собой особенностей.

Если лидеры в деловой сфере и крупные политические деятели проявляют невежество, игнорируют взаимосвязь между этическими ценностями и работой экономических институтов, то оказывается невозможным вписать экономику переходного периода и ее экономические институты рыночного типа в несоответствующие им исторические и культурные условия и традиции конкретных стран и народов. Например, для России недостаточно и неразумно просто заимствовать и скопировать экономические институты Запада. Возникает необходимость вписать и внедрить такие экономические институты в совершенно отличные от западных исторические и культурные условия и окружение России и других стран СНГ. Можно предположить, что изучение деловой этики сможет облегчить этот труднейший процесс внедрения.

Обобщая, необходимо сказать, что важность изучения деловой этики при подготовке профессиональных специалистов трудно переоценить. Изучение деловой этики не только помогает сформулировать нужные этические ценности для каждого человека и дает возможность профессиональным специалистам свободнее ориентироваться в сложных проблемах, возникающих при принятии решений, но также способствует созданию «этической инфраструктуры», которая должна сделать возможной введение и работу рыночной экономики и рыночных отношений. Более того, освещение взаимосвязи между этическими ценностями и деятельностью экономических институтов при изучении курса деловой этики может помочь построить более жизнеспособные экономические институты в условиях экономики переходного типа.

Читайте также:  Какой бизнес может приносить 1000000 рублей в месяц

Прокрутить вверх

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.

Источник: zdamsam.ru

Моральные проблемы бизнеса

Широко известна фраза, приписываемая знаменитому американскому гангстеру эпохи «сухого закона» Аль Капоне: «Ничего личного, только бизнес!» (Nothing personal Only business!). С одной стороны, это означает, что личные интересы и отношения не должны вредить интересам дела, но, с другой — эти же слова можно понимать и как полный отказ от каких бы то ни было нравственных ограничений в бизнесе ради стремления к получению прибыли: сам бизнесмен против человека ничего не имеет, однако обстоятельства дела складываются так, что в интересах дела он вынужден действовать против него, используя любые доступные средства.

Между тем, видный английский экономист XVII в. Уильям Петти предостерегал от такого безличного отношения в делах и преувеличенной значимости процесса получения денежных средств. В трактате «Разное о деньгах» (1682 г.) он выдвинул идею, что ценность предметов определяется не деньгами, играющими роль всеобщего эквивалента, а количеством затраченного на производство предметов труда, именно «труд есть отец богатства, а земля — его мать».

Приведенные противоречащие друг другу высказывания показывают необходимость раскрытия духовно-нравственных проблем деловой деятельности.

Среди основных видов человеческой деятельности выделяются: игра, учеба, общение и труд.

Труд — своеобразное стержневое образование, вокруг которого вращается вся материально-производственная сфера. Труд как комплексное социальное явление представляет собой способ производства материальных благи механизм функционирования материально-производственной сферы в целом [1] .

Разные грани, уровни, компоненты экономической сферы — особенности проявления общественного и индивидуального труда. Труд составляет важную сторону функционирования и других сфер жизни общества. Поэтому он рассматривается многими философами всех времен не только как экономическая, но и как нравственная категория.

Для Платона труд есть нравственно благая и к тому же прекрасная деятельность. Свободная воля человека, считали стоики античности, воплощаются в добродетели — труде.

В христианстве деятельность человека положена Богом и пронизана его благостью. Бог воплощает в себе высшее добро. Бог ведет человека к добру, но чтобы успешно двигаться по этому пути, надо преодолеть разного рода искушения, т.е. трудиться не только экономически, но и самосовершенствуясь.

Ф. Бэкон полагал, труд должен быть направлен на облегчение бедствий человеческого существования и достижение благих целей, в особенности согласия между людьми.

И. Кант шел дальше, он считал высшим достижением практического действия отнюдь не стремление к благим целям, а реализацию основного нравственного закона. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем: поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространяться на всех, в том числе и на тебя; к человеку нельзя относиться как к средству реализации своих интересов. При этом проблема цели решается в сфере не того, что есть, а того, что должно быть.

Для Гегеля труд есть самопожертвование человека. Однако в нем он видел не воплощение человеческого замысла, не источник развития производства, а форму, способ самореализации абсолютного духа посредством практической человеческой деятельности. Для Гегеля практика выше теоретического познания, ибо она обладает достоинством не только всеобщности, но и действительности.

Категория труда понимается в широком и узком смысле либо как любая деятельность человека, либо как исключительно предметная деятельность. В этической плоскости философы чаще всего склонны оценивать труд не с точки зрения узкого практицизма, стремления из всего извлечь непосредственную материальную выгоду, а как реализацию ценностей всеобщего характера.

В общественном сознании труд всегда имел значение высшей моральной ценности. «По степени большего или меньшего уважения к труду, — писал Н. А. Добролюбов, — по умению оценивать труд более или менее соответственно сто истинной ценности можно узнать степень цивилизации народа»1.

И хотя нет прямых предметных проявлений морали в труде, но разве можно провести резкую грань между трудовой деятельностью человека и его моралью, разве не преломляется моральный облик человека в сто отношении к труду, в трудовых мотивациях? Отпет на данный вопрос очевиден.

От того, как человек относится к труду, зависит нравственная оценка сто деятельности со стороны других субъектов общественных отношений. Отношение к труду и, следовательно, к трудовому долгу можно рассматривать как главный показатель зрелости сознания личности.

Честное, добросовестное выполнение экономических функций — первый, необходимый, элементарный показатель развития человека. И по отношению к труду как к общесоциальному созиданию оценивается сам человек и общество в целом. В этом проявляется ценность труда.

Именно с трудом связана реализация идей и целей. Цель присуща субъекту или же группе людей. А там, где речь идет о целях, непременно присутствуют ценности. Поэтому труд по определению не может не иметь морального измерения. Таким образом, труд как важная нравственная категория не исчерпывается внешними результатами, произведенными материальными и духовными ценностями.

Созидательный труд несет в себе и иной, не менее важный, нравственный результат. Речь идет о том, что в процессе свободного труда развивается сам субъект труда — человек. В процессе труда он не только удовлетворяет свои потребности, но и получает нравственное удовлетворение.

С трудом, как всеобщей созидающей силой, тесно связан способ производства, который включает в себя два составляющих элемента: производительные силы и производственные отношения.

Личностным элементом производительных сил выступает непосредственно трудящийся, а их вещественную сторону составляют средства производства. Взаимодействие этих двух элементов и есть внутренний источник развития производительных сил. Средства производства являются средством удовлетворения определенных потребностей людей. Следовательно, средства производства включены в механизм хозяйствования и сопряжения человека с действительностью в социальном плане.

На историю эволюции человека имело большое влияние развитие средств производства. Далеко не сразу техника достигла нынешних высот. Первоначально, на этапе ручного труда, средства производства имели инструментальное значение; они продолжали, расширяли естественные возможности человека, увеличивали его физическую мощь.

На этапе механизации средства труда как бы отделяются от человека, который, однако, должен находиться рядом и управлять ими. Теперь не только машина является продолжением человека, но и сам человек порой становится придатком машины, он дополняет ее возможности. На этапе развития средств производства в результате комплексного развития автоматизации человек, передавая автомату функции управления, выступает как создатель технологий, организатор и контролер производства. На первый план выходят уже не физические возможности человека, а сила его интеллекта, реализуемая посредством технологий.

Известно, что уровень развития производительных сил служит показателем степени господства человека над природой. Однако создаваемые технологии и виды производств традиционно строятся на принципах, не соответствующих технологиям самой природы.

Читайте также:  Как создать антикварный бизнес

Бурно развивающееся производство все более входит в противоречие с природой, растет ее загрязнение, тают невозобновляемые природные ресурсы, нарастает экологический кризис. Творя добро в виде развития производительных сил, человек порождает зло в форме обострения противоречия с природой. Возникает ситуация нравственного выбора — чему отдать предпочтение: наращиванию производства или сбережению природы. Именно возникновение такой нравственной проблемы вызывает к жизни новую форму — экологическую этику как вариант этики ответственности, предполагающую необходимость предвидеть не только экономические, но и нравственные последствия производственной деятельности.

Ускоряющийся научно-технический прогресс обусловливает значительные и быстрые изменения в традиционной профессионально-производственной структуре общества.

Люди, десятилетиями работавшие в рамках одной профессии или специальности, оказываются ненужными в условиях нового производства или новой технологии. Это сопровождается увольнениями, временной безработицей, моральным стрессом, растерянностью. Не всем удается самостоятельно справиться с ситуацией. В этом случае необходима не только моральная поддержка, но и действенная помощь людям в переобучении на новую специальность и обретении нравственной уверенности в себе и своих силах.

Производственные отношения составляют вторую сторону способа производства, социальную форму существования и развития производительных сил. Производственные отношения включают в себя: отношения по поводу собственности на средства производства, отношения обмена деятельностью или продуктами деятельности и отношения распределения произведенных продуктов или их денежных эквивалентов. Отношения собственности являются определяющими во всей системе социальных производственных отношений. Собственность бывает частная и общественная (государственная, акционерная, кооперативная, групповая). С точки зрения морали каждая из них содержит в себе как положительные, так и отрицательные свойства.

Положительное значение частной собственности заключается в следующем:

  • • владение ей делает человека более независимым не только экономически, но и создает лучшие условия для проявления свободы воли, свободы выбора и личной независимости при разрешении нравственных проблем:
  • • она в большей степени стимулирует личную ответственность за результаты своей деятельности;
  • • ориентирует человека в основном рассчитывать на себя, а, следовательно, стимулирует его активность, предприимчивость.

Вместе с тем частная собственность является экономической основой эгоизма и индивидуализма. Она нравственно разъединяет и обособляет людей, ослабляет позиции общественного интереса по сравнению с частным. Стремление к увеличению богатства и приращению собственности зачастую толкает людей на аморальные и незаконные действия с целью увеличить богатство. Частная собственность, лежащая в основе экономического неравенства людей, невольно является предпосылкой многовариантного социального неравенства и формирования отношений господства и подчинения.

Безусловное обладание собственностью в ее различных формах является одним из естественных прав человека. С этой точки зрения процесс приватизации, наращивания частной собственности оправдан и экономически, и морально. Однако от него следует отличать вопрос о средствах, способах обретения собственности.

Они могут быть гуманными, справедливыми: реализация трудовых доходов, банковский кредит на приобретение, предприимчивость в рамках закона и т.д. А могут быть (и часто бывают) несправедливыми, грабительскими, незаконными. Вопросы о собственности как таковой и способах ее обретения — разные в экономическом, правовом и нравственном отношении. Зачастую они (умышленно и неумышленно) отождествляются, что порождает противоположные нравственные оценки частной собственности и богатства.

Необходимо учитывать и то, что в западном обществе, где господствующее положение занимает частная собственность, действуют две этики: протестантская, исповедующая трудолюбие, рачительность, честность, умеренность в потреблении, и вариант хозяйственной этики аморализма, стремящейся вывести экономическую деятельность за пределы нравственной оценки, а по существу построенной на бездушном расчете, чистогане, культе «золотого тельца» и допускающей приемлемость любых средств и способов действий ради наживы.

Вместе с тем нельзя не отметить, что отдельные представители крупного бизнеса как ранее, так и теперь занимаются благотворительностью в самых различных формах. Мотивы у этого разные: от замаливания грехов за прошлые деяния до действительно глубокого осознания долга перед обществом. В любом случае нравственная оценка ее положительна. Однако лучшим социальным и нравственным вариантом является общественный строй, где экономическая потребность в благотворительности минимальна.

Влияние общественной собственности на средства производства на нравственность двоякое. С одной стороны, она способствует утверждению коллективистской морали, упрочению отношений взаимопомощи и сотрудничества между людьми, формированию морального единства всего общества и трудовых коллективов. Зачастую коллективная, общинная форма владения и трудовой деятельности обусловлена природно-климатическими условиями, обеспечивающими наилучшую возможность выживания людей. В свою очередь, это влияет на формирование традиций в сознании и образе деятельности людей, в результате чего коллективизм, общинность, соборность приобретают характер нравственной нормы и обычая.

С другой стороны тотальное обобществление средств производства в форме государственной собственности, как свидетельствует исторический опыт России, оказывается малоэффективным экономически и небезупречным в нравственном отношении. У трудящегося, особенно па большом промышленном производстве, снижается личная экономическая мотивация к эффективному производительному труду в условиях уравнительной системы материального (денежного) вознаграждения.

Значительную роль в СССР стали играть внеэкономические методы стимулирования производительности труда — выполнение планов к определенным датам, опора на энтузиазм, повышенная зависимость от начальства, в руках которого находятся рычаги фондов общественного потребления и распределения. Все это нравственно обесценивало труд, экономические приписки выполнения планов порождали двойную мораль, стимулировали общественный и индивидуальный обман, мздоимство и другие формы проявления зла.

Утверждалась этика безразличного отношения к общественному богатству и его разбазаривания. В силу этого действия, направленные на отход от тотального огосударствления собственности, в том числе на средства производства, приватизацию ее части и оживление частного бизнеса, оправданы экономически и нравственно. Другой вопрос, как это делается и к каким экономическим, социальным, нравственным последствиям ведет. Практическое решение данной проблемы в полной мере обнаружило противоречие между целями, средствами и результатами, как экономическими, так и нравственными.

Таким образом, любой тип собственности на средства производства, а следовательно, и тип производственных отношений имеет экономическое и нравственное основания своего существования, а одновременно и негативные нравственные стороны.

При рассмотрении третьего компонента материально-производственной сферы — механизма ее функционирования, также не обойтись без анализа роли морали.

Мораль не может и не должна тормозить развитие экономики. Наоборот, поддерживая и пропагандируя основные ценности экономики, труд и собственность, она должна создавать условия для развития производственных сил и производственных отношений.

Производитель (предприниматель) обязан сконцентрироваться на профессиональной деятельности, реализуя моральные устремления в честном следовании предписываемым нормам и законам. Этические же усилия должны предприниматься на ином этапе, а именно на этапе формирования этих норм, установления «рамочного» порядка в экономике. Это соотношение иллюстрируется аналогией правил и ходов в игре: цели игры задаются при разработке правил, ходы же могут лишь соответствовать правилам, не более того. Только справедливая система ценностей может породить «нравственную» экономику, которая будет к тому же и эффективной.

  • [1] См.: Барулин В. С. Социальная философия : учебник для вузов. М. : Гранд ФАИР-пресс, 1999. С.»24.

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин