Для построения эффективной налоговой политики в современных условиях необходимо внести существенные коррективы в процесс налогообложения налогом на добавленную стоимость. Налоговый кодекс РФ, как ранее было отмечено, предусматривает несколько налоговых режимов, под действие которых подпадают налогоплательщики — предпринимательские организации: общий режим налогообложения и специальные режимы налогообложения. Общий режим налогообложения закреплен Налоговым кодексом РФ и предусматривает уплату всех действующих на территории страны налогов и сборов. При использовании специальных режимов налогообложения (УСН, ЕНВД, единый сельскохозяйственный налог) производится уплата единого налога, исчисляемого по определенным правилам за налоговый период по результатам хозяйственной деятельности. При этом уплата единого налога предоставляет освобождение от обязанности налогоплательщика таких налогов, как НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество, уплачиваемых в рамках общего режима.
В связи с освобождением от исполнения налоговых обязанностей по НДС для организаций — плательщиков единого налога существует риск прекращения сотрудничества с покупателями — плательщиками НДС, поскольку у контрагентов в результате сделок значительно возрастают суммы НДС, которые подлежат перечислению в бюджет. Таким образом, при переходе на специальные режимы налогообложения индивидуальным предпринимателям и организациям необходимо оценить целесообразность освобождения от уплаты НДС. Получив освобождение, организации и индивидуальные предприниматели, как правило, реализуют свою продукцию по прежним ценам, не уменьшая их на сумму НДС. Покупателям становится невыгодно приобретать продукцию у данных производителей, поскольку они не смогут уменьшить свои затраты на сумму входящего НДС, т.е. осуществить процедуру оптимизации налогообложения в отношении налога на добавленную стоимость.
Необходимо внести изменения в налоговое законодательство, предусмотрев право предпринимательских организаций сохранять обязанности налогоплательщика НДС в полном объеме при переходе на специальные режимы налогообложения. Данная мера будет способствовать увеличению количества и качества сделок между средним и крупным бизнесом, а следовательно, будет способствовать развитию предпринимательской деятельности в стране.
Механизм построения эффективной налоговой политики также должен предусматривать поэтапное снижение НДС на добавленную стоимость до уровня 13—15%, что является необходимым условием для стимулирования процесса развития предпринимательства и увеличения темпов экономического роста. Цель такого снижения — смягчение налогового бремени для отечественных предпринимательских структур, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Данная мера приобретает особую актуальность в условиях экономического кризиса. При этом следует учитывать, что любое снижение налогов возможно только в случае наличия долгосрочной сбалансированности бюджетной системы.
В среднесрочной перспективе, после снижения ставки НДС, цены на продукцию (товары, услуги) останутся на прежнем уровне. Это принесет дополнительные финансовые ресурсы предприятиям с высокой добавленной стоимостью. При этом направление части сэкономленных на уплате НДС денежных средств на повышение оплаты труда на предприятиях будет способствовать ускорению роста доходов населения и потребительского спроса.
Вместе с общим снижением налоговой ставки НДС необходимо установить единую налоговую ставку для большинства товаров (работ, услуг). Применение единой ставки позволит увеличить поступления НДС в федеральный бюджет и значительно уменьшить затраты на администрирование налога. При увеличении количества ставок налога на добавленную стоимость издержки администрирования налога возрастают в значительной степени. Единая ставка налогообложения НДС также предпочтительнее с точки зрения налогового администрирования, так как увеличение числа налоговых ставок создает возможности для уклонения от уплаты налога и приводит к росту вероятности совершения ошибок.
Следует отметить, что российская налоговая политика с каждым годом становится более целостной, комфортной для предпринимательства и постепенно приближается к западным стандартам. Одновременно в ходе совершенствования механизма построения налоговой политики необходимо постоянно оптимизировать процесс налогообложения с учетом внешних и внутренних факторов. В целом такой механизм должен способствовать динамичному развитию предпринимательской деятельности, создавать финансовые условия для социально-экономической стабильности в обществе и дальнейшего инновационно-экономического развития страны. При этом налоговая политика всегда выступает частью общей социально-экономической политики государства. В то же время налоги являются главным инструментом, посредством которого государство формирует централизованные фонды финансовых средств.
В современных условиях под эффективной налоговой политикой понимается деятельность органов государственной власти и государственного управления, осуществляемая в рамках общей экономической стратегии государства по комплексному решению вопросов налогообложения с учетом интересов и целей конкретного государства на соответствующем этапе его исторического развития. Из этого следует, что налоговая политика характеризуется не только деятельностью по управлению различными элементами налогов (ставки, объект, база, период, льготы и т.д.), но и участниками налоговых правоотношений, налоговым законодательством и администрированием.
Главной задачей эффективной налоговой политики является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. Основной общепризнанной функцией налогов является фискальная функция, которая отражает движение стоимости в форме фискального платежа — обязательного взноса юридических и физических лиц в государственный бюджет или государственные внебюджетные фонды. Поэтому основная задача налоговой политики должна состоять в обеспечении справедливого распределения налогового бремени, а также переходе к оптимальным налоговым ставкам и общему упрощению налоговой системы.
Построение эффективной налоговой политики должно опираться на долговременные национально-государственные интересы, в том числе развитие отечественного предпринимательства. Механизм налогового регулирования национальной экономики, осуществляемый через корректную и эффективную налоговую политику, на практике в предшествующие периоды в России почти не использовался, хотя определенные возможности для этого имелись. В результате российская налоговая система характеризовалась нестабильностью, малой предсказуемостью и фактически препятствовала развитию предпринимательской деятельности. Анализ становления российской налоговой политики выявил ряд упущений при ее формировании.
При создании налоговой политики и системы руководством страны не был учтен мировой опыт в решении данного вопроса. Не давалась оценка текущей экономической ситуации в стране, что приводило к возникновению многочисленных противоречий. Попытки нейтрализации налоговых противоречий путем внесения поправок в законодательство вызвали нестабильность и большую противоречивость налоговой политики. Таким образом, нестабильность российских налогов, постоянный пересмотр ставок, льгот отрицательно влияют на развитие отечественного предпринимательства. Сама российская налоговая политика до недавнего времени была направлена исключительно на под держание бюджета, а не на развитие и стимулирование предпринимательства.
Налоговая система в современном ее виде испытывает значительные трудности в отслеживании и предотвращении различных схем ухода от налогообложения. В результате фактически поощряется применение налогоплательщиками незаконных и «серых» схем ухода от налогообложения, что также препятствует развитию законных форм и методов ведения предпринимательской деятельности.
Требования Налогового кодекса РФ существенно ограничивают возможности для проведения самостоятельной региональной налоговой политики. Данная особенность российского законодательства не позволяет учитывать в налоговой политике региональные и местные аспекты, в том числе в области развития предпринимательства.
Основными критериями эффективной налоговой политики и, как следствие, системы налогообложения в современных условиях являются:
- • обеспечение развития предпринимательства;
- • соответствие структурной политике государства в экономической
- • экономически обоснованный уровень налогообложения;
- • сбалансированность и экономическая оправданность затрат на
- • нацеленность на справедливое распределение доходов налогоплательщиков;
- • исключение двойного налогообложения и т.д.
В свою очередь основными задачами налоговой политики в современных условиях являются:
- 1) установление налоговых ставок на уровне ниже среднемировых, что позволит сформировать более привлекательный инвестиционный климат в стране;
- 2) отказ от прогрессивной системы налогообложения для основной массы налогоплательщиков;
- 3) установление таких правил расчета налогооблагаемой массы, при которых инвестиции в производство фактически полностью освобождаются от налогообложения, что будет способствовать привлечению финансовых ресурсов в предпринимательскую деятельность.
Для построения эффективной налоговой политики необходима реализация следующего комплекса мероприятий:
- 1) снизить уровень налогообложения;
- 2) разработать и утвердить порядок предоставления «налоговых каникул» для производственных предприятий с упрощенной системой налогообложения, а также для промышленных предприятий по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество и земельному налогу;
- 3) оказать содействие экспорту. Налоговое поощрение экспорта, как правило, связано с обложением пониженными ставками или освобождением от налогов, получаемых от экспортных операций;
- 4) построить и внедрить комплексную методику прогнозирования и планирования налоговых поступлений, учитывающую изменяющиеся факторы внешней и внутренней среды. Повышению уровня и качества налогового планирования должно способствовать дальнейшее внедрение в практику налоговых паспортов субъектов Российской Федерации. Наличие такой информационной базы создаст основу для расчета совокупного дохода регионов, их экономического, финансового и налогового потенциалов и соответствующих показателей по России в целом. Также должен стабильно функционировать механизм информационного взаимодействия федерального центра с региональными налоговыми органами — для этого структура информационных баз данных в регионах и в центре должна быть универсальной, совместимой с существующей налоговой отчетностью;
- 5) повысить эффективность деятельности налоговых органов за счет строгой регламентации всех процедур и роста профессионального уровня сотрудников ФНС России;
- 6) с целью ускорения развития предпринимательской деятельности необходимо внедрить систему налоговых стимулов, например освободить от налогообложения чистой прибыли, направляемой на развитие организации.
В качестве критериев экономической эффективности налоговой политики необходимо оценить следующие ее параметры:
- • возможность обеспечивать формирование доходов государственного бюджета;
- • уровень стимулирующего влияния на развитие предпринимательской деятельности;
- • способность определять приемлемую налоговую базу. Широкая налоговая база дает возможность обеспечить налоговые поступления при относительно низких налоговых ставках. При значительном ее сужении необходимы гораздо более высокие ставки, для того чтобы обеспечить заданные налоговые поступления, в результате чего возрастает вероятность уклонения от уплаты налогов.
Источник: studref.com
Бюджетно-налоговая политика — понятие и виды
Бюджетно-налоговая политика — часть законодательства, которая прямым образом влияет на формирование налогового законодательства и, как следствие, на сумму уплачиваемых нами налогов. Что это такое и каков курс этой политики, расскажем в нашей статье.
- Что такое бюджетно-налоговая политика государства
- Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики
- Основные инструменты налогово-бюджетной политики
- Плюсы и минусы фискальной политики
- Итоги
Что такое бюджетно-налоговая политика государства
Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.
Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.
Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.
Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?
- стабильный экономический рост в стране;
- занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
- стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).
Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:
Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:
- повышение государственных закупок товаров и услуг;
- снижение налогового бремени на предприятия;
- повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).
Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.
А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:
- сокращение государственных расходов;
- увеличение налогов;
- сокращение трансфертов.
Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.
Об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.
Дискреционная (объявляется государством).
Характерны следующие маневры:
- изменение госзакупок в большую или меньшую сторону;
- изменение налоговой ставки;
- изменение трансфертных выплат
Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).
«Работают» следующие инструменты:
- контроль за процентом подоходного налога;
- косвенные налоги;
- трансфертные пособия
Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране
Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики
Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.
НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.
Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.
А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.
Основные инструменты налогово-бюджетной политики
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
- государственные закупки;
- налоги;
- трансферты.
Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:
- Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
- Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.
Об изменениях в налогообложении с 2023 года читайте в этой рубрике нашего сайта.
- Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.
Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.
О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи».
Плюсы и минусы фискальной политики
У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:
- Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
- Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
- Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).
При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:
- Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
- Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
- Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.
О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».
Итоги
Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.
Источник: nalog-nalog.ru
Как будет меняться налоговая политика в 2022 – 2024 годах
В документе зафиксированы уже действующие изменения, некоторые из них были введены в условиях пандемии. Так, с 1 января 2021 года был отменен единый налог на вмененный доход, взамен ему было расширено применение патентной системы налогообложения (ПСН) на отдельные виды предпринимательской деятельности.
Изменения коснулись и упрощенной системы налогообложения (УСН) — было расширено применение этого спецрежима. Повысились пороговые значения:
- доходов — со 150 до 200 млн руб.;
- занятости — со 100 работников для 130.
До 2024 года регионам продлили право вводить для впервые зарегистрированных ИП налоговые каникулы в виде нулевой ставки (УСН, ПСН).
Для ИП на ПСН предоставлено право налогового вычета в размере уплаченных страховых взносов.
Основные изменения и их влияние на бизнес
Минфин акцентирует внимание на такие направления, как собираемость налогов, вывод бизнеса из теневого сектора, работа с дебиторкой.
Повышение собираемости налогов
В документе отмечается, что одна из целей государства на ближайшие годы — это борьба с теневым сектором. Работа в этом направлении необходима для создания справедливых конкурентных условий для ведения бизнеса. С этой целью усиливается администрирование доходов: внедряются новые информационные технологии, формируется единое информационное пространство администрирования.
Отчасти повысить собираемость налогов позволили несколько мер.
- Расширение действия налога на профессиональный доход (НПД) на все регионы России. Суммарный доход самозанятых к концу сентября превысил 600 млрд руб.
- Запуск системы прослеживаемости товаров. Этот проект позволит контролировать оборот товаров на всех этапах — от ввоза до реализации.
- Развитие системы налогового мониторинга. Сюда в том числе относится снижение пороговых требований (для входа) по доходам и активам — с 3 млрд руб. до 1 млрд руб., по налогам — с 300 млн руб. до 100 млн руб., а также предоставление права участникам мониторинга на возмещение НДС (акциза) в заявительном порядке без оформления банковской гарантии или договора поручительства.
- Расширение информационного взаимодействия между налоговиками и кредитными организациями. Например, предоставление в рамках налогового контроля права запрашивать у кредитных учреждений копий документов.
Создание условий для добровольной и своевременной уплаты налогов
С 2021 года отменены налоговые декларации по транспортному и земельному налогам. К другим мерам Минфин относит введение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам, отмену налоговой декларации для налогоплательщиков режима УСН «доходы», использующих ККТ, а также развитие электронного документооборота в налоговой сфере.
Для повышения информационной открытости бизнеса и снижения административной нагрузки был запущен государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИРБО).
Системная работа с дебиторской задолженностью
За последние два года работа в этом направлении была направлена на повышение эффективности:
- расширены возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога или сбора);
- выстроен порядок уплаты/возврата госпошлины;
- уточнены случаи признания задолженности безнадежной;
- отработан механизм уточнения невостребованных платежей и возврата неналоговых платежей;
- расширен институт залога в налоговом праве и других мер.
Совершенствование валютного контроля
Минфин уточняет, что такая работа направлена на снижение административной нагрузки и повышение конкурентоспособности национальных товаров на зарубежных рынках.
С июля 2021 года отменено требование о репатриации на счета в уполномоченных банках валютной выручки за несырьевые неэнергетические товары, в том числе услуги или результаты интеллектуальной деятельности.
Поэтапно отменяется требование возврата рублевой выручки для ряда сырьевых товаров (с 2020 года в отношении не более 10 % суммы контракта).
Как будет меняться налоговая политика
В документе Минфина отмечается, что на содействие структурным изменениям, которые уже происходят, «будет ориентирован весь инструментарий бюджетной политики, включая налоговую систему».
До 2024 года налоговая политика будет ориентирована на обеспечение стабильных налоговых условий для развития бизнеса. При этом собираемость налогов по мере борьбы с теневым сектором будет расти. Но одновременно власти обещают смягчить налогоплательщикам административную нагрузку.
Отправляйте отчетность быстро и без ошибок, ведите документооборот с контролирующими органами
Что будет способствовать обелению экономики и созданию справедливой конкуренции в 2022-2024 годах:
- развитие национальной системы прослеживаемости товаров;
- формирование правовых основ для внедрения таможенного мониторинга;
- запуск нового налогового режима УСН.онлайн для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек (как и в случае с НПД, уплата налога будет осуществляться через приложение);
- введение института «единого налогового платежа», предполагающего уплату налогов одним платежным поручением с последующим зачетом в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств;
- повышение качества администрирования акцизов на табак.
Как планируют поддерживать малый и средний бизнес
В документе раскрываются планы по поддержке бизнеса. К ним относятся:
- программа льготного кредитования субъектов МСП;
- бездекларационная уплата налога и страховых взносов организациями и ИП на УСН с численностью работников не более 5 человек и с предельной суммой годового дохода не более 60 млн руб.;
- механизмы альтернативных источников финансирования для бизнеса путем запуска таких финансовых инструментов, как краудинвестинг и факторинг;
- создание промышленных, техно и агропарков, обеспечение доступа субъектов МСП к производственным площадям и помещениям;
- запуск цифровых инструментов, упрощающих открытие и ведение бизнеса, и объединенных в одну экосистему с механизмами адресного подбора и проактивного одобрения инструментов поддержки;
- создание организационных и финансовых условий для зарождения и развития максимального количества стартапов в технологической и цифровой сферах, а также их сопровождение на всех этапах роста;
- поддержка самозанятых граждан: запуск программы предоставления трехлетних микрозаймов до 1 млн руб. по льготной ставке, не превышающей 1,5 размера ключевой ставки Банка России.
Меры поддержки бизнеса
Контур помогает компаниям продолжить работу и сохранить процессы. Полезные инструменты и сервисы для развития бизнеса на выгодных условиях
Меры поддержки бизнеса
Контур помогает компаниям продолжить работу и сохранить процессы. Полезные инструменты и сервисы для развития бизнеса на выгодных условиях
Источник: kontur.ru