Деловое планирование (составление бизнес-плана) — самостоятельный вид плановой деятельности, непосредственно связанный с предпринимательством, нацеленностью на достижение конкретного конечного результата. В этом смысле важнейшим показателем бизнес-плана является ожидаемая прибыль предприятия.
Все остальные показатели, в частности, производительность труда, использование оборудования, организация трудовых ресурсов, обеспечение поставок, имеют подчиненное, второстепенное значение. В современной практике бизнес-планирование часто проводится для обоснования предприятия на стадии разработки предпринимательского проекта. Оно применяется как при открытии новых предприятий, так и при изменении предпринимательской стратегии уже существующих предприятий. Изменение стратегии может вызываться открытием новых подразделений, пересмотром продуктовой политики, выходом на новые потребительские сегменты, использованием новой технологии, изменением условий конкуренции и пр.
Как показывает практика, деловое планирование при изменении стратегии более эффективно для самих предприятий. В случае открытия предприятия бизнес-план чаще всего разрабатывается для получения кредита или каких-либо льгот и поэтому имеет, как правило, «лакированный», далекий от действительности характер. Деловое планирование выполняет следующие функции:
Бизнес-практика: амбициозные задачи от реального бизнеса
· разработки общей концепции, генеральной стратегии развития предприятия на перспективный период;
· собственно планирования, которое дает возможность оценивать и контролировать развитие основной деятельности предприятия;
· привлечения денежных средств (ссуды, кредиты) со стороны, что в современный период становится наиболее распространенной функцией делового планирования;
· привлечения к реализации планов предприятия и осуществления проектов потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или предоставить технологию, что указывает на обоснованность задуманных бизнес — проектов.
Бизнес-план — это документ, в котором описаны основные аспекты будущего предприятия, проанализированы все риски, с которыми оно может столкнуться, определены способы решения проблем. Иными словами, бизнес-план отвечает на вопрос — стоит ли вообще вкладывать деньги в этот проект, и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты сил и средств? Целью разработки бизнес-плана является разработка плана хозяйственной деятельности предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. В условиях рыночной экономики предприятие в процессе делового планирования решает следующие вопросы:
· Какой вид продукции или какое новое дело следует выбрать, чтобы реализовать производственную стратегию предприятия и достичь желаемых показателей?
· Каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары (работы, услуги), и как он будет изменяться?
· Какова структура рынка, и кто является основным потребителем продукции?
Вебинар «Структура и задачи бизнес-плана»
· Какие ресурсы и в каком количестве потребуются для решения поставленных бизнес-планом задач?
· Какова цена необходимых ресурсов и где найти надежных поставщиков?
· Каковы будут издержки на организацию производства и сбыт продукции на сегментах реализации продукции предприятия?
· Какой может быть рыночная цена на продукты, и каким образом на нее могут повлиять конкуренты?
· Каков тип конкуренции на рынке, и кто является основным конкурентом?
· Какими могут быть общие доходы, как их следует распределять между участниками бизнес – проекта?
· Каковы должны быть показатели эффективности производства, и как можно добиться их улучшения?
На начальных этапах составления бизнес-плана достаточно дать приближенные ответы, основанные на укрупненных расчетах, выполненных экономистами фирмы.
В дальнейшем специалисты должны провести более подробные или уточненные расчеты основных планово-экономических показателей. С целью предварительного технико-экономического обоснования бизнес – проекта следует установить:
· общие исходные данные и условия выполнения проекта;
· сегменты рынка сбыта продукции и производственную мощность;
· материальные факторы производства и требуемые ресурсы;
· местонахождение предприятия и транспортные связи;
· форму организации предприятия;
· потребность трудовых ресурсов и источники покрытия;
· сроки осуществления проекта;
· финансово-экономическую целесообразность проекта.
Зарубежный опыт показывает, что пренебрежение бизнес-планом может дорого стоить предпринимателю, поскольку практически все, с кем он имеет дело (поставщики, потребители, банки и конкуренты), имеют свои планы; предприниматель обязан их учитывать, а, следовательно, и планировать деятельность своего предприятия. Бизнес-план необходим также для того, чтобы все сотрудники имели четкое представление о главных целях и задачах предприятия и об основных требованиях, предъявляемых лично к ним. Кроме того, следует учитывать утвердившуюся в среде мировых банкиров
точку зрения о том, что самая распространенная причина банкротств состоит не в нехватке денежных средств, а в неспособности предпринимателя правильно спланировать свою деятельность.
Планирование с помощью бизнес-плана обещает следующие выгоды:
· побуждает руководителей изучать перспективы предприятия, четко определять свои цели и пути их достижения;
· позволяет более четко координировать усилия, предпринимаемые для достижения поставленных целей;
· определяет показатели деятельности предприятия, необходимые для дальнейшего контроля;
· делает предприятие более подготовленным к возможным изменениям рыночной ситуации;
· четко определяет обязанности и ответственность всего руководящего звена предприятия.
В успешном завершении и эффективном использовании проекта заинтересованы все его участники, которые таким образом реализуют свои индивидуальные интересы:
· инвесторы — возврат вложенных капиталов с предусмотренными дивидендами;
· заказчик проекта (владелец, клиент) — реализованный проект и доходы от его использования;
· руководитель проекта и его команда — плату по контракту и дополнительное вознаграждение в зависимости от результатов работы и полученной прибыли;
· потребители — необходимые им товары (услуги), плата за которые возмещает расходы на проект и образует прибыль, получаемую активными участниками проекта;
· органы власти — налоги со всех участников, а также удовлетворение общественных, социальных и экологических нужд и требований на их территории.
Мониторинг в ходе разработки и реализации бизнес — проекта позволяет легче преодолеть помехи и препятствия, связанные с внешними и внутренними факторами, характерными для современной российской экономики: нестабильность; дефицит и ограниченность средств и ресурсов; инфляция и возрастание стоимости проекта; появление и усиление конкуренции; социальные проблемы; возрастающие требования к качеству работ и пр.
Если же эти изменения не учитываются при управлении бизнес — проектами, то это приводит к следующим негативным последствиям:
· снижению доходов и прибылей участников;
· превышению ранее установленной стоимости, продолжительности и сроков завершения проекта;
· увеличению штрафов за невыполнение обязательств;
· запаздыванию с введением новых технологий и пр.
Практика выделяет несколько типов бизнес-планов, имеющих свои особенности. В нашей стране выделяют четыре типа (тема 8):
1. внутренний бизнес-план фирмы;
2. бизнес-план для получения кредитов, с целью пополнения оборотных средств;
3. инвестиционный бизнес-план;
4. бизнес-план финансового оздоровления.
Источник: libraryno.ru
Определение целей и задач проекта
На стадии инициации куратор и проект-менеджер разрабатывают устав. Им необходимо обозначить цель проекта, согласовать ее со стратегическими целями предприятия в разделе «Обоснование инициации проекта». Также руководители составляют перечень работ, которые оформляются в задачной форме. Постепенно шаг за шагом выстраивается предмет и контекст контрактных отношений между заказчиком и PM. В этих условиях стороны должны определить состав ответственности, которую менеджеру предстоит взять на себя, а заказчик формирует видение состава результатов, необходимых для успеха проекта.
Критерии правильного формулирования задачи
Под задачей как особой категорией управления следует понимать объект, отвечающий пяти критериям, наличие которых или отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует о том, есть она фактически или ее нет. Ключевой параметр – точная формулировка результата. Предполагается, что каждая задача – это особая точка в будущем, некий конкретный результат.
Формулировать задачу – наиболее тонкий и сложный момент в процессе ее постановки. В буквальном прописывании закладывается успех или неуспех решения. Когда не удалось правильно сформулировать результат, возрастает вероятность споров, что может оказаться выгодным каждой из сторон: постановщику и исполнителю. Часто формулировка выполняется как описание какого-либо действия. Грамотно ли это?
Допустим, пишут: «копать, пилить, доставить…» или ближе к современному проектному управлению: «проведение маркетингового исследования», «обучение персонала», «закуп оборудования». В выражении чувствуется расплывчатость и неопределенность. Каким параметрам должна соответствовать запись? Критериальными условиями корректности формулировки являются следующие тезисы:
- в формулировке должна быть конкретика достижения результата;
- чисто качественные формулировки не рассматриваются, только обозначенные количественные данные считаются задачными;
- с точки зрения формулировки, задача – это точка в будущем, адекватная в понимании «достигнуто – не достигнуто»;
- это некий «черный ящик» – не существенно, что там внутри.
Правильно сформулировать задачу означает наполовину ее решить. Четыре приведенных условия свидетельствуют нам, что результаты, в том числе промежуточные, – это и есть проектная задача. Как она должна подготавливаться?
Пять ключевых параметров
Введем понятие ответственного ресурса задачи проекта. Под ответственным ресурсом будем понимать человека (сотрудника компании или привлеченного исполнителя), который имеет право принять на себя выполнение работы и обязан выполнить ее, не ссылаясь на возникающие затруднения. Таким образом, ответственный ресурс подразумевает фамилию и имя, а также приданный бюджет решения.
Задача – это специальный микроконтракт на достижение ее результата. Следовательно, помимо ответственного ресурса, являющегося стороной в этом соглашении, у него должна быть и вторая сторона, а именно – постановщик. Возникает необходимость и в фиксации срока исполнения – точной календарной даты.
Не только в проектном, но и в общем управлении приходится наблюдать ситуации споров, конфликтов, вызванных разночтением в понимании поставленной задачи. Не сложно догадаться о причинах недовольства сторон друг другом – не было оформления договоренностей. Поэтому очень важно правильно оформлять постановку задачи. Подводя итог, можно резюмировать и предложить пять критериев наличия задачи.
- Точная формулировка результата.
- Срок – точная календарная дата сдачи-приемки.
- Постановщик – фамилия и имя.
- Ответственный ресурс – фамилия, имя и бюджет.
- Документированная форма постановки.
Понятие цели и ее отличие от задач
Под целями будем понимать совокупность желаемых результатов, ради которых затевается, начинается проект. Иными словами, это такое измененное состояние бизнеса, которое мы хотим достичь и формулируем в качественной (допустимо) и количественной (желательно) формах. Можно ли сказать, что ключевая задача и есть проектная цель? Да, в идеальном случае это возможно. В деловом обороте, тем не менее, цели отличаются от задач различием вопросов, на которые они отвечают.
Первые в своей формулировке отвечают на вопрос о том, какое состояние должно быть достигнуто в результате проекта. В то же время вторые должны ответить на вопрос о том, какие промежуточные и итоговые результаты должны быть при этом обеспечены. Задачи проекта могут и должны быть рассмотрены как некая декомпозиция объекта управления верховного уровня. Вашему вниманию представляется типовой пример такой декомпозиции – «Дерево задач».
Типовой пример «Дерева задач» проекта
Пирамида целей проекта
Интерес также представляет пирамида целей проекта. Необходимо дать характеристику уровням этой пирамиды и определить место, которое на ней занимают наши объекты управления. Цели состоят из двух уровней. Верхушка – это стратегические цели уровня организации, а ниже – цели непосредственно проекта.
Стратегические цели проекта – это цели, достигаемые в долгосрочной перспективе, направленные на достижение миссии и выполнение стратегии компании. К ним привязывать PM не целесообразно. Они служат тому, чтобы увязать цели проекта со стратегическими целями компании, чтобы иметь перед собой долгосрочный ориентир.
Пирамида целей проекта
Продукт проекта – линия водораздела в модели пирамиды. Выше продукта располагаются цели проекта – ради чего мы продукт создали и какие эффекты от него хотим получать. Ниже продукта проекта на схеме пирамиды расположены задачи. Они представляют последовательность действий, выполняя которую, создается продукт.
В настоящей статье кратко рассмотрены проектные задачи и цели. Даны определения этим важным категориям, которые вместе с продуктом дают в совокупности объект управления проектом. Обоснованы ключевые параметры, позволяющие судить о качестве постановки задачи. Менеджер проекта, принимая на себя ответственность перед заказчиком, только тогда будет доволен своей работой, когда он способен оценить риски недостижения результатов. Благодаря этому решаются задачи и достигаются цели.
Источник: projectimo.ru