С точки зрения государства, приоритетными в стратегическом плане направлениями деятельности малых предприятий являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных, промышленных товаров народного потребления, лекарственных препаратов, медицинской техники, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения, инновационная деятельность. Применительно к конкретным территориям при установлении приоритетов государственной поддержки должны учитываться первоочередные потребности региона, в первую очередь насущные социальные задачи, решение экологических проблем, внедрение новшеств, формирование рыночной инфраструктуры, безотходные технологии, насыщение рынка товарами и услугами. Каковы же конкретные направления малого бизнеса, которые могут обеспечить вам безусловную государственную поддержку?
Вот некоторые приоритетные направления развития малого бизнеса, которые позволят рассчитывать на поддержку государства:
3 типа лучших сотрудников и как их использовать в бизнесе | Управление персоналом
• промышленное (обрабатывающее) производство;
• научно‑техническая и инновационная деятельность;
• сфера услуг; торговля и сервис;
• переработка производственных отходов крупных промышленных предприятий;
• природоохранная деятельность и производство оборудования для экологических целей;
• развитие народных художественных промыслов;
• переработка сельскохозяйственной продукции в товары с длительным сроком хранения;
• производство товаров народного потребления; общественное питание и различные виды бытовых услуг;
• аудиторские, рекламные, маркетинговые услуги;
• благоустройство дворовых территорий, озеленение; утилизация бытовых отходов;
• организация эксплуатации жилищного фонда; ремонтные и строительные работы.
Ориентируясь на приоритетные направления и исходя из имеющихся материальных, природных и трудовых ресурсов, территориальные региональные и местные власти разрабатывают программы содействия малому бизнесу соответствующих видов, предусматривая для них создание благоприятных условий деятельности: льготные налогообложение и арендную плату, предоставление ресурсов, другие виды помощи.
Морган, Карнеги, Рокфеллер вызывали, вероятно, немало проклятий при жизни. Но после их смерти остается большое достижение – доведенная почти до пределов концентрация и координация промышленных и финансовых предприятий, облегчающая организацию хозяйственной жизни, и огромный опыт технического прогресса и хозяйственных достижений.
Стратегия развития малого бизнеса на определенной территории обычно наглядно оформляется с помощью так называемой бизнес‑карты. В бизнес‑карте концентрируется информация об имеющихся условиях и возможностях создания на определенной территории структур малого предпринимательства. Она должна содержать сведения о неиспользуемых производственных мощностях, незавершенных строительных объектах, представляющих интерес для потенциальных и действующих малых предпринимателей, о сырьевых и трудовых ресурсах, транспортных и связны’ х возможностях территории, а также другие данные, необходимые для развертывания малого бизнеса.
БИЗНЕС ИДЕИ ДЛЯ БУДУЩЕГО — ВЗГЛЯД ИЗ США
Бизнес‑карта обычно содержит три основных раздела:
1. Каталог инвестиционных проектов – сведения обо всех намечаемых к созданию или реконструкции малых предприятиях на определенной территории.
2. Карта‑схема территориального размещения малых предприятий, составленная на основании каталога инвестиционных проектов.
3. Свод необходимых для создания или реконструкции малых предприятий сведений по каждой точке их размещения на бизнес‑карте.
Каковы же конкретные меры государственной поддержки малого бизнеса в развитых странах и в России? На какую помощь родного государства вы сегодня можете рассчитывать в качестве малого предпринимателя? Насколько реальна эта помощь?
Государство вам поможет
Государство своими главными задачами по поддержке малого бизнеса называет следующие:
• формирование правовой системы, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого бизнеса, предоставление ему правовой, судебной и физической защиты;
• выделение необходимых финансовых средств и наличие продуманной системы их использования;
• формирование инфраструктуры, обеспечивающей малый бизнес необходимыми и доступными ресурсами и услугами;
• повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, нацеленной на поддержку малого предпринимательства.
При формировании правовой системы поддержки малого бизнеса должны быть приняты законодательные меры по устранению бюрократических препон для малых предприятий, проведена ревизия действующего законодательства, направленная на ограничение функций органов власти по надзору и контролю за деятельностью малых предприятий. Так, для снижения уровня административных барьеров и упорядочивания деятельности инспектирующих и контролирующих органов следует:
• создать единую для всей страны нормативно‑правовую базу малого предпринимательства, основанную на законах прямого действия, а не на подзаконных актах;
• резко сократить административные ограничения, связанные с регистрацией предприятий, лицензированием видов деятельности, сертификацией продукции, землеотводом, арендой помещений;
• ввести ответственность должностных лиц за действия или бездействие, препятствующие созданию и деятельности малых предприятий, а также обязанность возмещать нанесенный при этом ущерб;
• предусмотреть упрощенную процедуру ликвидации малых предприятий, не имеющих задолженностей по кредиту;
• обследование малых предприятий государственными органами проводить бесплатно, установив для проверяющих материальную ответственность за нанесенный ущерб при превышении полномочий;
• четко определить ограничения на принятие органами власти решений об остановке производственной деятельности малого предприятия, а также по видам нарушений, по которым могут применяться финансовые санкции;
• дифференцировать размеры штрафов для малых и крупных предприятий, четко регламентировав их размеры.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что масштабное увеличение малого предпринимательства, рост его вклада в народное хозяйство и стабилизацию общества возможны лишь при целевой государственной поддержке.
Роль государства заключается не только в предоставлении малому бизнесу необходимых материальных ресурсов, но и, главным образом, в создании благоприятных административных, правовых и экономических условий, обеспечивающих их создание и эффективное функционирование.
Существует ли какая‑нибудь конкретная программа государственной помощи малому бизнесу? По действующему законодательству государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с федеральной программой, а также региональными и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, которые разрабатываются органами исполнительной власти и самоуправления Российской Федерации.
Проект федеральной программы ежегодно перед представлением бюджета страны вносится на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации. В бюджете выделяются средства на реализацию этой программы.
Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства предусматривают:
• определение приоритетных видов деятельности малых предприятий и перспективных направлений развития малого предпринимательства;
• формирование инфраструктуры поддержки и развития малых предприятий на федеральном, региональном и местных уровнях;
• меры по вовлечению в малое предпринимательство слабо социально защищенных слоев населения (безработных, инвалидов, уволенных в запас военнослужащих, беженцев и т. д.);
• ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов;
• налоговые льготы; передачу малым предприятиям результатов научно‑исследовательских, опытно‑конструкторских и технологических работ;
• участие малого бизнеса в инвестиционных программах; передачу малым предприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, а также убыточных и нерентабельных объектов;
• первоочередной выкуп малыми предприятиями арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в эти объекты средств.
Управлять – значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.
АНРИ ФАЙОЛЬ, один из основоположников современного менеджмента
Помимо государственных и муниципальных программ различные предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и организационно‑правовой формы могут самостоятельно создавать программы поддержки малого предпринимательства. Правительство России ежегодно представляет в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в стране и мерах по его государственной поддержке. Одним из перспективных направлений государственной поддержки малого бизнеса является инновационная политика. Эта политика заключается в отборе и адресной поддержке инвестиционных проектов малых предприятий.
Чем новее, тем лучше
Если какая‑нибудь неприятность может случиться, она случается.
1) Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше.
2) Если четыре причины возможных неприятностей заранее устранены, всегда найдется пятая.
3) Предоставленные самим себе события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему.
Из «ЗАКОНОВ МЕРФИ»‑американского управленческого фольклора
Процесс создания качественно новых товаров и услуг и сопутствующие изменения в организации получили название инноваций. Цель инноваций – предоставить потребителю новые возможности удовлетворения потребностей и обеспечить предпринимателю получение значительной прибыли. Нововведения требуют от организации большой предварительной работы и решительных преобразований.
Первопричина необходимости инноваций – рыночная конкуренция. В быстро меняющемся мире на рынке постоянно появляются все более совершенные товары и услуги. Чтобы удержаться на плаву, необходима адекватная непрерывная деятельность организации по созданию новых и качественному изменению старых продуктов. Эта работа не мыслится без коренных изменений в самой организации, ее структуре, функциях, системе управления и методах работы. Можно с полным основанием утверждать, что инновационная деятельность – стержневая задача выживания организации, залог ее успеха в борьбе за прибыль.
Главные направления инноваций:
• освоение новых видов деятельности, источников финансирования и капиталовложений;
• создание качественно новых товаров и услуг;
• выход на новые и существенное расширение старых рынков сбыта;
• кардинальное улучшение технического оснащения предприятий;
• использование принципиально новых технологий;
• создание, внедрение и реализация открытий и изобретений;
• использование новых источников энергии, сырья, оптимизация распределения всевозможных ресурсов;
• глубокие организационные преобразования.
Освоение новых видов деятельности, источников финансирования и капиталовложений – одно из приоритетных направлений инноваций. Оно предполагает кардинальное изменение сферы деятельности организации, основанное на самых современных технических, технологических, экономических и организационных новшествах, создание новых каналов распределения товаров, предложение эффективных методов стимулирования продаж, развертывание кредитных операций, привлечение внешних инвестиций. Источником дополнительной прибыли в этом случае является более рациональное использование средств, высвободившихся в результате перераспределения ресурсов, высокой эффективности внедряемых новшеств, а также связанный с этим количественный рост организации.
Создание качественно новых товаров и услуг предусматривает как выведение на рынок принципиально новых продуктов, так и коренное изменение существующих за счет придания им новых свойств, полезных потребителю. Второй путь в ряде случаев является предпочтительным, так как требует меньших затрат и времени реализации.
Выход на новые и существенное расширение старых рынков сбыта определяется преимуществами в конкурентной борьбе, полученными в результате инноваций. При этом происходит перегруппировка как потребителей, так и капиталов, которые вслед за потребителями устремляются к организации‑новатору. Инновации дают возможность выхода на несколько рынков одновременно, а значит, расширяют поле для маневра капиталом и создают условия для дополнительной прибыли.
Кардинальное улучшение технического оснащения предприятий дает организации возможность качественно изменить продукцию, снизить ее стоимость и за счет этого повысить конкурентоспособность. Опыт успешных западных компаний неопровержимо свидетельствует, что затраты на новое оборудование и капитальную модернизацию старого – одно из самых рентабельных вложений капитала.
Использование принципиально новых технологий весьма характерно для нынешнего этапа научно‑технического прогресса. Это положение остается верным не только для высокотехнологичной продукции, но и для самого широкого ассортимента товаров массового спроса. Появление на рынке товаров, созданных по новым технологиям (и, следовательно, обладающих новым качеством), как правило, привлекает потребителя и обеспечивает организации финансовый успех. Следует также иметь в виду, что в ряде случаев новые технологии позволяют снизить себестоимость продукции, а значит, и цену товара и принести дополнительную прибыль.
Создание, внедрение и реализация открытий и изобретений – важнейшее и, пожалуй, наиболее перспективное направление инноваций. При этом под открытием понимается крупное новшество, открывающее дорогу целому ряду изобретений. Следование этому направлению позволяет фирме находиться на острие научно‑технического прогресса. Инновационный подход к реализации открытий и изобретений означает как целесообразное вложение средств в работу научных организаций, так и (что не менее важно) своевременное приобретение наиболее перспективных разработок, патентов и лицензий. Реализация открытий порой приводит к грандиозным результатам, позволяя создавать совершенно новые рынки и получать невиданные прибыли.
Использование новых источников энергии, сырья, оптимизация распределения различных ресурсов открывает для организации возможность получить более дешевую материальную производственную базу, застраховать себя на случай энергетического и сырьевого кризиса. Рациональное распределение ресурсов приводит к весьма существенной экономии средств без значительных дополнительных капиталовложений. Весьма перспективным является также перевод на новые источники энергии продукции предприятия (электромобили, качественно новые источники электроэнергии и т. д.).
Глубокие организационные преобразования связаны с вложением средств в реорганизацию и модернизацию системы управления фирмой. При этом значительный экономический эффект достигается за счет применения новых информационных технологий, повышения оперативности службы маркетинга и других управленческих подразделений, повышения качества профессиональной подготовки управленческого персонала и т. п. Несмотря на интеллектуальный, нематериальный характер этих нововведений, можно определенно сказать, что инвестиции в человека, в менеджера – одни из самых результативных.
Означает ли, однако, сказанное, что любое новшество можно считать инновацией?
Источник: infopedia.su
Приоритетные направления развития малого и среднего бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РАЗВИТИЕ / САРАТОВСКИЙ РЕГИОН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / DEVELOPMENT / SARATOV REGION / STATE SUPPORT OF BUSINESS
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шадченко Наталья Юрьевна
В статье раскрываются тенденции развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Представлена информация о возможных мерах поддержки малого и среднего бизнеса в Саратовской области, а также рассмотрены перспективы его развития .
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шадченко Наталья Юрьевна
К вопросу о проблемах развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе
Анализ мер государственной поддержки развития предпринимательства в Орловской области
Малое и среднее предпринимательство в современной России: состояние, проблемы и направления развития
Институты поддержки малого и среднего бизнеса, ориентированного на экспорт
Развитие инфраструктуры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в России
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA
The article reveals the trends in the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The information about possible measures to support small and medium-sized businesses in the Saratov region , as well as the prospects of its development .
Текст научной работы на тему «Приоритетные направления развития малого и среднего бизнеса в России»
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ
PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA
Natalia Yu. Shadchenko кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и товароведения, Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации (г. Энгельс).
PhD (Economics), associate Professor, Department of Economics and commodity research, Volga Region Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation (Engels).
Аннотация. В статье раскрываются тенденции развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Представлена информация о возможных мерах поддержки малого и среднего бизнеса в Саратовской области, а также рассмотрены перспективы его развития.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, малое и среднее предпринимательство, развитие, Саратовский регион, государственная поддержка бизнеса.
Abstract. The article reveals the trends in the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The information about possible measures to support small and medium-sized businesses in the Saratov region, as well as the prospects of its development.
Key word: small and medium business, small and medium enterprises, development, Saratov region, state support of business.
В настоящее время в экономической жизни общества важна роль малого и среднего предпринимательства, определяющего темпы роста национального продукта, структуру и качество ВНП, состояние занятости населения.
Проблемами развития малого и среднего бизнеса на современном этапе в Российской Федерации являются:
— организационные проблемы (связанные с оформлением и регистрацией, открытием предприятий);
— проблемы материально-технического характера (нехватка производственных помещений и оборудования, низкая классификация персонала);
— финансовые проблемы (большие проценты на кредиты, низкий платёжеспособный спрос населения, высокая арендная плата и др.);
— недостатки в налоговой системе;
— кредитная необеспеченность и др. [3, с. 6].
Развитие этого сектора экономики — необходимый элемент современного хозяйствования.
Стратегия развития малого бизнеса РФ рассматривает рост ВВП к 2030 г. до 40%. Пока же малый и средний бизнес в РФ составляет 25% от общего числа занятых в экономике, а в США около 40% валового продукта производят на предприятиях малого и среднего бизнеса, обеспечивая занятость почти половины трудоспособного населения.
Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 10.06.2018 года в РФ действовало 2936,9 тысяч экономических субъектов, из них в Центральном федеральном округе наибольшее количество -1945099 единиц, а в Дальневосточном и СевероКавказском федеральных округах наименьшее количество — 266 849 и 204 778 единиц соответственно.
Малый и средний бизнес является социально значимым бизнесом, обеспечивающим равновесие между рыночной эффективностью и решением социальных проблем.
Основными преимуществами малого бизнеса продолжают оставаться гибкость организационных структур управления, в связи, с чем
1аучно-практический журнал. ISSN 2587-8042
и быстрота реагирования на изменения рынка, возможность самореализации через такие формы организации труда большого числа населения, высокая способность организаций к нововведениям.
Исследуя тенденции и перспективы развития малого и среднего бизнеса, особый интерес представляют исследования Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».
Авторы исследований в качестве проблем развития малого и среднего предпринимательства отмечают высокую налоговую нагрузку, ограниченность финансовых средств, нестабильность законодательства, высокую арендную плату, коррупцию в органах власти и управления.
В соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 года № 1083-р, разработанной на основании Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018), приоритетным направлением развития финансовой поддержки малых и средних предприятий в среднесрочной перспективе является снижение доли невозвратных видов поддержки (субсидий) в общем объёме средств, выделяемых в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства, в пользу развития рыночных инструментов поддержки (микрозаймов и поручительств), а также создание и развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства.
В последние годы активность предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса увеличилась, так на ежегодном предпринимательском форуме «Малый бизнес — национальный проект!», проводимым Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» 23.10.2018 года в Москве, приняли участие более 2 000 предпринимателей из всех субъектов Российской Федерации, руководители и представители федеральных органов власти, главы регионов и муниципалитетов, студенты вузов и СМИ.
В рамках форума обсуждались механизмы реализации национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы, а также варианты их популяризации. Особое внимание было уделено исследованиям в области цифровой экономики, использования цифровых инструментов в текущих бизнес-процессах, анализу уровня их использования, готовности государства и российских компаний к переходу на цифровые технологии.
21.03. 2019 года в Москве Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» было проведено всероссийское обсуждение механизмов реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
На первое место в работе выходят вопросы, связанные с обсуждением работы четырёх федеральных проектов: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности»; «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию»; «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»; «Создание
Рис. 1. Основные направления развития деятельности Общероссийской общественной организации МСП «Опора России»
Информация о государственной поддержке малого и среднего предпринимательства
в Саратовской области в 2018 году
1. Кредитно-гарантийная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства 1.1. АО «Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства Саратовской области» предоставляет поручительства по договорам о предоставлении кредитов, банковских гарантий, займов, финансовой аренды (лизинга), заключаемым субъектами малого и среднего предпринимательства с финансовыми организациями
1.2. НМК «Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства Саратовской области» предоставляет микрозаймы субъектам малого предпринимательства на льготных условиях
1.3. Программа стимулирования кредитования субъектов МСП (Программа 6,5) Корпорации МСП
1.4. Гарантийная поддержка субъектам МСП -поручительства и независимые гарантии Корпорации МСП
1.5. Программа льготного кредитования Минэкономразвития России с конечной ставкой 6,5% годовых
1.6. Оказание кредитной поддержки сельскохозяйственным кооперативам в рамках прямого кредитования АО «МСП Банк»
1.7. Льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей области
2. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предприниматель-ства-производите-лей товаров (работ, услуг) 2.1. Субсидии на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первого взноса по договору лизинга в моногородах. Субсидии предприятиям агропромышленного комплекса области
2.1.1. Подпрограмма «Развитие отраслей агропромышленного комплекса на 2017-2020 годы»
2.1.2. Подпрограмма «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе на 2017-2020 годы»
2.1.3. Подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, научно-инновационное развитие на 2014-2020 годы»
2.1.4. Подпрограмма «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Саратовской области на 2014-2020 годы»
2.1.5. Субсидии предприятиям, осуществляющим деятельность в сфере обрабатывающих производств, реализующим инвестиционные проекты
3. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства 3.1. ГУП СО «Бизнес-инкубатор Саратовской области»
3.2. МАУ «Бизнес-инкубатор Балаковского муниципального района Саратовской области»
3.3. Предоставление государственного и муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства
4. Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства 4.1. Центр поддержки предпринимательства — структурное подразделение Областного бизнес-инкубатора
4.2. Автономная некоммерческая организация «Палата ремёсел Саратовской области»
4.3. Услуги по аутсорсингу и бухгалтерскому учёту аутсорсинговой компании «Партнёр»
4.4. Информационно-маркетинговая система Корпорации МСП — Бизнес-навигатор МСП
4.5. Правовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства Корпорации МСП
4.6. Услуги многофункциональных центров для бизнеса
5. Образовательная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства 5.1. Образовательные программы для начинающих и действующих субъектов малого и среднего предпринимательства
5.2. Тренинги по программам обучения Корпорации МСП
5.3. Государственная поддержка в целях содействия занятости безработных граждан
б.Развитие молодёжного предпринимательства 6.1.Программа вовлечения молодёжи в предпринимательскую деятельность «Ты-предприниматель»
6.2. Центры молодёжного инновационного творчества Саратовской области
7. Поддержка инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства 7.1. Программы поддержки НО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области»
7.2. Программы поддержки ООО «Региональный фонд посевных инвестиций Саратовской области»
7.3. Основные программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
8. Поддержка производственной и экспортной деятельности субъектов МСП 8.1. Региональный центр инжиниринга — структурное подразделение Областного бизнес-инкубатора
8.2. АНО «Центр поддержки экспорта Саратовской области»
8.3. Мероприятия, направленные на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц у субъектов МСП
9. Поддержка социального предпринимательства 9.1. Всероссийский конкурс проектов «Социальный предприниматель — 2018» Российского Фонда региональных и социальных программ «Наше будущее»
9.2. Конкурс «Прямые инвестиции в социальное предпринимательство» Российского Фонда региональных и социальных программ «Наше будущее»
1аучно-практический журнал. ISSN 2587-8042
системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».
Таким образом, на форумах, проведённых в 2018-2019 гг. Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», выделяются следующие основные направления деятельности организации, представленные на рис. 1.
В Саратовской области также действуют организации инфраструктуры финансовой поддержки бизнеса, учредителем которых является Саратовская область в лице Министерства экономического развития Саратовской области.
В таблице 1 представлена информация об основных направлениях государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в Саратовской области в 2018 году [4, с. 193].
Подводя итог, можно сделать вывод, что Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года осуществляется в полном объёме. Активно развиваются следующие приоритетные направления Стратегии:
— интеграция функций поддержки малого и среднего предпринимательства;
— стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий, в том числе на основе расширения доступа таких предприятий к закупкам товаров, работ, услуг организациями государственного сектора экономики;
— создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях;
— обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий;
— совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей;
— повышение качества государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства;
— стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях [1].
По данным единого реестра субъектов МСП на 11.04.2018 г. за последние 6 лет количество малых и средних предприятий увеличилось на 30,7%, их число составляет более 6 млн. [2].
Материалы поступили в редакцию 25.03.2019 г.
Библиографический список (References)
1. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года [Электронный ресурс] // Правительство России: сайт. URL: http://government.ru/docs/23354/ (дата обращения: 25.03.2019).
2. Малое и среднее предпринимательство. Факты и показатели [Электронный ресурс] // Правительство России: сайт. URL: http://government.ru/ rugovclassifier/20/numbers/ (дата обращения: 25.03.2019).
3. Шадченко, Н. Ю. К вопросу о проблемах развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе / Н. Ю. Шадченко // Базис: науч-но-практ. журнал. 2018. № 1(3). С. 5-8. ISSN 2587-8042.
4. Шадченко, Н. Ю. О классификации видов управления и их сочетании в современных социально-экономических условиях / Н. Ю. Шадченко, В. А. Шадченко // Современное конкурентное развитие экономики и общества : матер. III междунар. научно-практ. конф. (г. Саратов, 13 октября 2017 г.). Саратов : ИИРПК, 2017. С. 192-194.
ISBN 978-5-9909400-4-8.
1. (2016). Ob utverzhdenii Strategii razvitija malogo i srednegopredprinimatel’stva do 2030 goda [On approval of the Strategy for the development of small and medium-sized businesses until 2030]. URL: http://government.ru/docs/23354/ (accessed 25 March, 2019).
2. (2018). Maloe i srednee predprinimatel’stvo. Fakty i pokazateli [Small and medium enterprises. Facts and indicators]. URL: http://government.ru/ rugovclassifier/20/numbers/ (accessed 25 March, 2019).
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
3. Shadchenko, N. Ju. (2018). K voprosu o problemah razvitija malogo i srednego biznesa v Rossii na sovremennom jetape [On the issue of the development of small and medium-sized businesses in Russia at the present stage]. Basis. No 1(3). P. 5-8.
ISSN 2587-8042.
4. Shadchenko, N. Ju., Shadchenko, V. A. (2017). O klassifikacii vidov upravlenija i ih sochetanii v sovremennyh social’no-jekonomicheskih uslovijah [On the classification of management types and their combination in modern socio-economic conditions]. Sovremennoe konkurentnoe razvitie jekonomiki i obshhestva: mater. III mezhdunar. nauchno-prakt. konf. (g. Saratov, 13 oktjabrja 2017 g.). Saratov. IIRPK. P. 192-194.
ISBN 978-5-9909400-4-8.
Источник: cyberleninka.ru
Выбор приоритетных направлений развития

Ситуаций, в которых перед руководством компании может возникнуть вопрос о необходимости выбора приоритетных направлений развития, может быть несколько.
1. Выход на новый рынок
При выходе на новый рынок сложно, да и неэффективно охватывать максимальное количество сегментов для успешной работы на них. Поэтому перед руководством компании встает вопрос, какие направления являются наиболее привлекательными как имеющие менее жесткую конкуренцию, более благоприятные тенденции спроса и другие значимые аспекты.
2. Планирование выхода в новые регионы
При выходе на новые географические пространства часто приходится задуматься о выборе наиболее перспективных для новых регионов продуктов/услуг Компании. Именно своевременное понимание приоритетных направлений развития позволяет занять стабильное положение на региональном рынке и дает возможности для дальнейшего развития.
3. Усиление позиций конкурентов
Как для компании, еще не успевшей реализовать свой рыночный потенциал, так и для ключевых игроков рынка усиление позиций конкурентов может послужить стимулом к перераспределению усилий между направлениями собственного развития.
4. Изменение финансового положения компании
Макроэкономический факторы могут всерьез влиять на работу Компаний. Их необходимо учитывать как при закупке сырья, так и во всех аспектах сбытовой политики. Для того, чтобы эффективно реагировать на макрофакторы, Компания должна обладать пониманием, каким образом можно перераспределить внутренние ресурсы и направления приложения основных усилий в зависимости от влияния внешних факторов для сохранения и улучшения своих рыночных позиций.
Во всех перечисленных выше ситуациях важным является «взгляд со стороны». Именно помощь консультанта является оптимальным инструментом при реагировании на незапланированную рыночную ситуацию. Консультанты Step by Step Консалтинг обладают опытом управления подобными ситуациями на многих рынках и всегда готовы поделиться накопленными знаниями и практически реализовать их, исходя из специфики ситуации Компании-заказчика. В своей работе Step by Step Консалтинг руководствуется в первую очередь наиболее значимыми аспектами деятельности Компании, необходимыми для выбора направления развития Компании.
К таким аспектам относятся:
• тенденции рынка, позволяющие судить о возможностях и трудностях работы на нем;
• оценка перспективности работы в каждом из сегментов;
• оценка эффективности внутренней структуры компании Заказчика;
• оценка привлекательности и перспектив продуктового портфеля Заказчика;
• наличие и эффективность использования активов, которыми обладает компания Заказчика;
• уровень и качество конкуренции в различных сегментах и регионах;
• конкурентные преимущества игроков рынка;
• ассортиментная и ценовая политики конкурентов;
• сбытовая политика конкурентов, особенности работы в каждом из сегментов, в различных регионах;
• поведение потребителей;
• региональные особенности сбыта;
• наиболее востребованные виды продукта / услуги;
• существующие пустующие ниши.
Результатом сотрудничества Step by Step Консалтинг и компании Заказчика станет обоснованное решение концентрации усилий компании на определенных направлениях деятельности. При этом будут указаны пути работы в данных направлениях, способы снижения рисков, а также способы использования предоставляемых рынком возможностей для создания безусловного преимущества компании заказчика перед его конкурентами.
Источник: www.step-by-step.ru
