Какие предложения направлены на деофшоризацию бизнеса

Сегодня мы разберем достаточно молодой, но весьма популярный термин, который скрывает под собой целый комплекс государственных мер. Это деофшоризация. Представим трактовку понятия, законодательные акты, подтверждающие этот процесс. Рассмотрим, что такое офшоры, почему они нежелательны для экономики государства.

Определение понятия

Деофшоризация — это комплекс мероприятий, который направлен на исключение или снижение вовлеченности в государственный хозяйственный оборот резидентов РФ, выступающих под маской иностранных лиц (или использующих нормы иностранного права), преследуя цели незаконного ухода от налогов. Такие мероприятия проводятся в разных сферах — законодательной, правоприменительной и информационной.

И это не единственная формулировка понятия. Унифицированной его характеристики пока что не существует. Также деофшоризация — это:

  • Борьба с самими офшорами, а также ужесточение контроля над операциями, что проходят в офшорных зонах.
  • Комплекс мероприятий по «оздоровлению» бизнеса в рамках государственной политики.
  • Один из факторов развития экономики, облегчающий ведение честного бизнеса.

Деофшоризация — это термин, который стал использоваться в российской экономике сравнительно недавно, с 2013 года. Государственные мероприятия, названные данным понятием, призваны наложить запреты на использование офшоров и иностранных компаний резидентами РФ.

решение правительства о деофшоризации

Что такое офшор?

Чтобы до конца уяснить смысл понятия, которым мы будем оперировать, нужно четко представлять значение слова «офшор». Что это простым языком?

Термин происходит от англ. offshore — «вне берега». Это финансовые центры, которые привлекают иностранный капитал налоговыми и административными льготами. Офшором может быть и определенная зона, и целая страна. Второе популярное название — «финансовый рай». Так их зон сегодня в мире немало — порядка 50.

Около 10 % финансовых накоплений на планете сконцентрированы именно в офшорных зонах. Если перейти к конкретным цифрам, то порядка 32 триллионов долларов. А это превышает объединенный ВВП двух самых развитых стран мира — Японии и Соединенных Штатов.

Офшор. Что это простым языком? Офшорная компания — это фирма, которая зарегистрирована иностранным предпринимателем в зоне с благоприятным налоговым климатом.

Ошибкой считать сами офшоры незаконными. Но нельзя отрицать факта, что они широко используются для различных экономических преступлений. Как то: применение экономических мошеннических схем, криминальное «отмывание» денег. Популярна и такая практика: в офшорах регистрируют свои компании государственные чиновники, которым закон запрещает ведение бизнеса. Яркий пример такого нарушения — громкое «Панамское досье».

итоги деофшоризации

Офшоры бывают разные

Также важно четко различать основные разновидности офшоров:

  • Полная офшоризация. Такие зоны, где компании полностью освобождаются от отчетности. Процент налогов на прибыль тут невероятно низкий. Или же предприниматели просто уплачивают фиксированную сумму. Где-то и вовсе бизнесмен может быть полностью освобожден от уплаты налогов. К таким зонам относят Сейшелы, Кипр, Доминику, Британские Виргинские острова, Белиз, Невис, Федерацию Сент Китс.
  • Налоговая офшорная зона. Тут вводятся пониженные налоговые ставки. Однако компании не освобождаются от учета своей деятельности, сдачи налоговой отчетности. Подобными зонами сегодня считаются Панама, Гонконг, Шотландия.
  • «Налоговые оазисы». Определенная ограниченная офшорная территория внутри какого-либо государства.

Сегодня в мире самым популярным офшором считаются Виргинские острова. Зона привлекает бизнесменов простотой как регистрации, так и ведения бизнеса, отсутствием налоговых платежей. Кроме того, предпринимателю гарантируется полная конфиденциальность его личных данных: о проведенных финансовых операциях, личности, получаемой прибыли.

Законное использование

Деофшоризация экономики в Российской Федерации вовсе не означает полный запрет на регистрацию российскими предпринимателями фирм в иностранных государствах. Допускается следующее законное использование офшоров:

  • Создание совместных компаний с иностранными партнерами.
  • Защита прав бизнесменов в условиях более развитой юридической системы, с применением пока отсутствующих в РФ финансовых инструментов.
  • Создание специальных механизмов, обеспечивающих защиту активов и наследование собственности.
  • Проведение благотворительной деятельности и проч.

злоупотребление офшорами

Незаконное использование

Российское государство при этом активно борется со злоупотреблением офшорами. Это незаконное их использование в следующих целях:

  • Легализация финансовых средств, полученных криминальным путем.
  • Уклонение от уплаты налогов.
  • Накопление прибыли, не облагаемой налогом, вне территории Российской Федерации.
  • Рейдерство, применение мошеннических схем по «отмыванию» денег и проч.

Закон о деофшоризации, таким образом, не отменяет использование офшоров — не важно, где бизнесмен зарегистрировал компанию. Важно, чтобы его фирма не уклонялась от уплаты полагающихся налогов.

Основные задачи по деофшоризации

Правительство РФ для решения данной проблемы вводит следующие меры по деофшоризации российской экономики:

  • Обеспечение усиления прозрачности офшорных компаний.
  • Выявление реальных бенефициаров. То есть граждан, которые на деле являются собственниками активов, хозяйственных субъектов и прочих ценностей, зарегистрированных в офшорных зонах на подставных лиц.
  • Улучшение международного информационно-налогового сотрудничества.
  • Определение истинных причин, которые побуждают российских предпринимателей регистрировать свой бизнес в офшорных зонах.
  • Устрание (или минимизирование) влияния данных причин на отечественный бизнес.
  • Стимулирование возвращения предпринимателей из офшоров на территорию Российской Федерации.
Читайте также:  Лучшие автомобили бизнес класса на вторичном рынке

деофшоризация экономики

Причины ухода в офшор

Чтобы итоги деофшоризации были результативными, Правительству нужно четко знать, что же подтолкнуло бизнесменов к регистрации компании в офшорной зоне, а не на территории РФ.

На сегодня экономисты выделяют следующие главные причины:

  • Несовершенство законодательства Российской Федерации.
  • Неблагоприятный климат для привлечения зарубежных инвестиций.
  • Неразвитый фондовый рынок.
  • Неэффективная судебная система.
  • Сложные условия для активного ведения бизнеса.

Теоретическое устранение

В теории, для устранения вышеперечисленных причин правительству Российской Федерации необходимо сделать следующее:

  • Реализовывать внутри РФ принципы правовых государств.
  • Соблюдать законные свободы и права своих граждан.
  • Укреплять демократические институты общества.
  • Искоренять коррупцию и бюрократию.
  • Создавать благоприятные условия для регистрации и последующего ведения бизнеса в РФ. К примеру, устранить чрезмерное вмешательство чиновнического аппарата в экономику.

Для непосредственного воплощения этих тенденций деофшоризации в жизнь был принят целый комплекс нормативных и правовых актов.

закон о деофшоризации

Нормативные документы РФ

В Российской Федерации на сегодня введен целый ряд нормативных актов, напрямую связанных с деофшоризацией бизнеса:

  • Указ Президента РФ «О долгосрочной экономической государственной политике» (7.05.2012). В данном акте глава государства поручил Правительству реализовать меры по обеспечению прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ. В том числе это и противодействие уклонению от отчисления налогов в РФ путем создания офшорных фирм и компаний-однодневок.
  • Послание Федеральному Собранию Президента РФ (12.12.2012). В документе глава государства сформулировал необходимость разработки комплексных, взаимосвязанных мер по деофшоризации российской экономики.
  • «Черные списки» офшорных зон, составляемые и контролируемые ФНС РФ, Министерством финансов, Центробанком.
  • ФЗ № 376 (принят в 2014-м, внесены поправки в 2015, 2016 гг.) «О налогообложении зарубежных контролируемых компаний и доходов иностранных фирм». Считается первым антиофшорным законом в РФ.
  • ФЗ № 115 «О противодействии отмыванию преступной прибыли» (2001).
  • ФЗ № 140 «О добровольном декларировании активов и счетов в банковских организациях» (2015).
  • ФЗ № 44 «Контрактная система государственных закупок» (2013).
  • Программа по деофшоризации отечественной экономики «Повышение привлекательности для российского бизнеса отечественной юрисдикции».

Познакомимся теперь с главным законодательным актом из списка.

офшор что это простым языком

Антиофшорный закон

Главное решение Правительства о деофшоризации — это принятие ФЗ № 376, который внес значимые изменения в Налоговый кодекс в 2014 году. Документ также называют законом об антиофшоризации.

  • Прибыль, что российские резиденты получают в офшорах, должна облагаться налогами по отечественному законодательству.
  • Уведомление налоговой службы об участии (прямом или косвенном) российских физических или юридических лиц в иностранных компаниях. А также последующее декларирование их прибыли согласно доле участия.

Кроме того, ФЗ № 376 (2014) ввел в Налоговый кодекс ряд не применяющихся ранее понятий: «контролирующие лица», КИК («контролируемая иностранная компания»), «фактический получатель прибыли» и проч.

Изменение законодательства

ФЗ № 150 (2015) и ФЗ № 32 (2016) внесли следующие поправки в главный российский деофшорный закон:

  • Срок подачи уведомления об участии в иностранной фирме (или о прекращении такого участия) увеличен с 1 до 3 месяцев.
  • Факт получения дохода не признается в том случае, если он получен в итоге передачи правомочий на получение прибыли между членами одной семьи (касается иностранных юридических лиц).
  • Налогообложение в случае продажи ценных бумаг, которые контролирующее лицо приобрело у своей контролируемой фирмы.
  • Условия освобождения прибыли контролируемых зарубежных компаний от налогообложения в РФ.
  • Конкретизация круга взаимосвязанных лиц.
  • Обязательный контроль всех внешнеторговых операций с офшорными фирмами, размер которых превышает 60 млн рублей в год.
  • Введение санкций за регистрацию фирм через подставных лиц.
  • Установление ответственности за использование незаконной документации, удостоверяющей личность, при регистрации фирмы-однодневки.

деофшоризация это

Офшоры сами по себе не являются преступными. Но многие недобросовестные бизнесмены используют их для отмывания доходов, сокрытия от налогов. Против таких предпринимателей и направлена деофшоризация в РФ.

Источник: businessman.ru

Депутаты предложили тотальную деофшоризацию: почему этого не стоит бояться

Фото Getty Images

На этой неделе в Госдуму внесли законопроект, который предписывает российской экономике полную деофшоризацию — те российские активы, которыми собственники владеют через офшорные компании, согласно инициативе, должны быть переписаны на российских собственников или фактически конфискованы. Почему законопроект в Госдуме вряд ли дойдет даже до первого чтения?

Читайте также:  Как устроиться в такси бизнес класса в Москве на своем авто

Офшоры с конфискацией

Депутаты от «Справедливой России» во главе с заместителем председателя думского комитета по экономической политике Михаилом Делягиным 23 января внесли в Госдуму законопроект «О деофшоризации». Согласно инициативе, все активы, которые находятся на территории России, принадлежащие или управляемые зарегистрированными в офшорных юрисдикциях юрлицами, передаются в управление уполномоченному правительством федеральному органу.

При этом в течение полугода после принятия законопроекта собственники офшоров могут перерегистрировать свои доли в российских компаниях на российских юрлиц или физлиц (в том числе когда собственниками офшоров являются российские граждане или компании). Если же этого сделано не будет, принадлежащие офшору активы «конфискуются в собственность Российской Федерации как бесхозное имущество», следует из законопроекта.

По оценкам авторов законопроекта, более половины крупных частных предприятий России, в том числе ряд предприятий системы жизнеобеспечения и ряд стратегических предприятий, зарегистрированы в офшорах. «Это означает, что они в силу логики коммерческих процессов управляются в лучшем случае исходя из интересов, не имеющих отношения к интересам России… Поэтому перерегистрация данных предприятий в России является категорическим условием сохранения национальной безопасности России и обеспечения ее суверенитета», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Законопроект направлен на рассмотрение в комитет по экономической политике. Представители Минфина и Минэкономразвития заявили, что документ на рассмотрение в ведомства не поступал.

Материал по теме

Что не так с законопроектом

Несмотря на пугающие формулировки законопроекта, в его жизнеспособности сомневаются как в экспертном сообществе, так и в самой Госдуме. Документ вызывает вопросы как системного, так и практического характера, сказала Forbes партнер группы компаний Б1 Марина Белякова. «С точки зрения преследуемых им задач важно понимать, что Россия уже не первый год внедряет меры по деофшоризации экономики, и к настоящему моменту они принесли свои плоды», — продолжает она. К примеру, были введены правила контролируемых иностранных компаний, пересмотрены налоговые соглашения с «транзитными» иностранными юрисдикциями и усилен обмен информацией — «все это сделало иностранные структуры менее выгодными», поясняет эксперт.

По мнению Беляковой, в результате реализации перечисленных мер большинство российских групп свои структуры уже перестроили, деофшоризировали, по крайней мере в части владения и финансирования российских активов. «Офшоры могли остаться только для целей владения частными активами (самолеты, яхты и другие активы), но это не имеет прямого отношения к стратегическому развитию российской экономики», — добавила она. В этом контексте введение дополнительных мер деофшоризации как мер по повышению прозрачности экономики и ее бенефициаров не выглядит очевидным, заключила эксперт.

Законопроект о деофшоризации в основном имеет отношение к партийно-политической повестке, считает зампред комитета по экономической политике Госдумы Артем Кирьянов. По его мнению, трудно представить, чтобы законопроект в таком виде дошел до первого чтения. «В нем странные формулировки и формат мер не является рабочим в юридическом смысле. Такая конструкция не может рассматриваться всерьез», — объясняет Кирьянов. Законопроект о деофшоризации — это «публичная заявка [авторов] на свое место в процессе разработки мер против утечки капитала, так что с этих позиций эту инициативу и стоит рассматривать», добавил он.

«С точки зрения практического применения предлагаемый закон содержит целый ряд неясностей», — соглашается Белякова. Например, в нем требует уточнения определение офшоров, не хватает понимания термина «активы», что конкретно под ним подразумевается, добавляет эксперт.

Белякова напомнила, что перевод российских активов из собственности офшора в российскую собственность, как предложено законопроектом, в ряде ситуаций будет подлежать согласованию президентом, из-за чего не всегда обеспечение деофшоризации будет зависеть от собственников российских активов. «А значит, возникнут опасения касательно изъятия активов, которых хотелось бы избежать», — указывает она.

Законопроект предлагает «весьма радикальный» способ решения проблем, связанных со структурами владения российскими компаниями через офшоры, и в нынешней редакции, вероятно, не будет принят, говорит партнер юридической компании «Сотби» Варвара Кнутова. Принятие его в таком виде создало бы риск рейдерства и лишения бенефициаров прав собственности на активы вне зависимости от желания зарегистрировать их на российские физические или юридические лица, считает он.

Артем Кирьянов отметил, что законодатели сейчас разрабатывают меры по процессу регулирования оттока капитала. «Но они не будут связаны с конфискациями или каким-нибудь отъемом собственности», — заверил он.

Читайте также:  Производство бумажных мешков как бизнес

Материал по теме

Как идет деофшоризация

Политика деофшоризации идет в России уже около 10 лет — впервые о ней как о приоритете президент Владимир Путин заявил еще в послании Федеральному собранию в декабре 2012 года. С 2015 года число компаний с зарубежными совладельцами снизилось на 74% , следует из анализа, проведенного «СПАРК-Интерфакс» в октябре прошлого года. В частности, число кипрских компаний в цепочках владения уменьшилось с 22 000 до 6000.

За это время в России прошло несколько волн амнистий капиталов, в соответствии с которыми россияне могли добровольно задекларировать свое имущество за пределами России, счета в зарубежных банках и контролируемые иностранные компании (КИК) в обмен на освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности. Кроме того, в 2018 году в Калининградской области и Приморье были созданы два «внутренних офшора» — специальные административные районы (САР) на островах Русский и Октябрьский, резидентам которых давался ряд налоговых льгот. Процесс деофшоризации стимулировало в том числе усиление санкционной риторики начиная с 2014 года. В 2022 году дополнительные сложности у тех, кто владел компаниями через офшоры, возникли, в частности, при выплате дивидендов — нерезиденты из «недружественных» стран, например Кипра, фактически не могут получить выплаты.

В итоге за последний год Кипр и низконалоговые юрисдикции дали, по данным «СПАРК-Интерфакс», 55% от общего исхода иностранных владельцев. Число резидентов САР за год выросло на 70 — больше половины от суммарно зарегистрированных там 126 компаний. Во «внутренние офшоры» переехали, например, швейцарские Chlodwig Enterprises AG и Adorabella AG бенефициаров «Фосагро» Андрея Гурьева и его семьи и кипрская Wandle Holdings Саида Керимова. Некоторые из участников списка Forbes не перерегистрировали компании в офшорах, а переводили свои доли в российских компаниях на российские же юрлица — так поступили, например, основной акционер ММК Виктор Рашников (перевел почти 80% акций металлургического комбината с кипрской Mintha Holding Limited на ООО «Альтаир», зарегистрированную в Магнитогорске), или Роман Абрамович, который переоформил свою долю в Evraz с Greenleas International Holdings на себя.

Впрочем, часть крупнейших российских компаний и бизнесменов по-прежнему пользуются офшорами для оформления структуры владения. Например, Владимир Лисин владеет НЛМК через кипрскую Fletcher Group Holdings Limited, супруга Андрея Мельниченко Александра через кипрскую Firstline Trust является бенефициаром СУЭК, а материнской компанией Тинькофф Банка, даже после покупки его Владимиром Потаниным, остается кипрская TCS Group Holdings.

Источник: www.forbes.ru

В Госдуме предложили способ вывести российские активы из офшоров

Депутаты от фракции «Справедливая Россия — За правду» предложили способ вывести российские активы из офшоров — они выступили за их обязательную передачу во временное управление государству, а затем российскому юрлицу. Соответствующий законопроект справороссы представили на рассмотрение нижней палаты парламента, следует из ее базы данных.

По данным авторов документа, более половины крупных частных компаний России, в том числе «ряд предприятий системы жизнеобеспечения», зарегистрированы в офшорных зонах. Перерегистрация этих фирм внутри страны является «категорическим условием сохранения национальной безопасности России и обеспечения ее суверенитета», указано в пояснительной записке.

В связи с этим справороссы предложили передать в управление государства все зарегистрированные в офшорных зонах активы, расположенные на территории страны, — после этого у собственников будет полгода, чтобы перерегистрировать их в России. Если владельцы не выполнят это условие, активы будут конфискованы в собственность государства «как бесхозное имущество».

Согласно законопроекту, находящиеся в России активы, принадлежащие российским или иностранным неофшорным собственникам, но вместе с тем управляемые офшорными компаниями, также должны быть переданы в управление государству, а затем (в течение шести месяцев) — российской фирме. Если российское юрлицо не получит управление над активами в установленный срок, они будут считаться «переданными в управление российскому государству навсегда».

Ранее глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов предложил вице-премьеру России Дмитрию Григоренко заморозить активы бизнесменов и глав госкорпораций, которые покинули страну после начала украинского конфликта. Как считает Кутепов, заморозить активы в России нужно в первую очередь у владельцев крупных предприятий, которые были приобретены в рамках приватизации, а также у руководителей институтов развития или госкорпораций.

Источник: lenta.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин