Проявление «чуда чудесного» – именно так можно назвать введенный Правительством РФ мораторий на проведение проверок, который существенно снизил надзорную нагрузку на бизнес. Рассмотрим нюансы его применения.
На какие проверки распространяется мораторий и сколько он будет действовать?
Мораторий на проверки на срок с 1 апреля по 31 декабря текущего года установлен Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438.
Распространяется он на все виды проверок, которые проводятся в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294). Для налоговых, валютных и таможенных проверок запрет на проведение наложен на основании других постановлений, о чем будет сказано ниже.
Мораторий распространяется на следующие виды проверок:
Орган, выдавший лицензию
Управление по вопросам миграции МВД России
Правительство РФ введет мораторий на проверки ИП и малого бизнеса
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси
Надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Федеральная трудовая инспекция
Государственный пожарный надзор
Федеральная служба по экологическому, технологическому и
атомному надзору и другие – в зависимости от объекта строительства
Жилищный надзор, контроль
Госжилнадзор, соответствующий орган местного самоуправления, например в Нижнем Новгороде таким органом является городская администрация
Земельный надзор, контроль
Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии и другие (земельный надзор), соответствующие органы местного самоуправления, например в Нижнем Новгороде данная функция возложена на Управление административно-технического и муниципального контроля администрации города
Надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Также мораторий распространяется на иные проверки, исключенные из сферы применения Закона № 294 (ч. 3, 3.1 ст. 1):
Проверки при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия
Органы, на которые возложены соответствующие полномочия, например ОВД, ОФСБ, СК России, органы прокуратуры и др.
Проверки при осуществлении прокурорского надзора, правосудия, административного расследования
Проверки при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий
Проверки при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юрлиц, государственному и муниципальному имуществу
Какие компании не будут проверять в 2022 году? / Мораторий на проверки малого бизнеса
Контроль за осуществлением иностранных инвестиций
Государственный контроль за экономической концентрацией
Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере
Счетная палата (внешний контроль),
Федеральное казначейство (внутренний контроль)
Государственный портовый контроль
Контроль за уплатой взносов в ФОМС, ФСС, ПФР
Контроль на финансовых рынках
Надзор в национальной платежной системе
Контроль за осуществлением клиринговой деятельности
Контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов
Контроль за соблюдением законодательства в сфере контрактной системы
Минфин и ФАС России, Федеральное казначейство
Пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ
Контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов
Федеральные органы исполнительной власти, которым подконтрольна организация
Контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
Контроль за частной охранной деятельностью
Контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в Интернете и деятельностью ее организаторов
Контроль и надзор за обработкой персональных данных
Контроль при ввозе в Россию и вывозе драгметаллов и драгоценных камней
Контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры РФ
К кому могут прийти с плановой проверкой?
Плановые проверки отменены:
- для субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в реестр субъектов МСП (числится ли организация в реестре, можно проверить на сайте ФНС);
- для НКО со средней численностью сотрудников не более 200 человек; за исключением НКО, являющихся иностранными агентами, и политических партий;
- для остального бизнеса; кроме юрлиц и ИП, деятельность и используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого и высокого риска. Такими объектами считаются: детские дома, интернаты, дошкольные учреждения, лагеря с круглосуточным пребыванием детей, школы, детские сады и др. (Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290).
В каких случаях разрешено проводить внеплановые проверки?
Внеплановые проверки отменены, но для всех юрлиц и ИП действуют исключения (п. 1, 2 Постановления № 438). Разрешено осуществлять:
- проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения или угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновение ЧС природного и техногенного характера; проведение таких проверок должно быть согласовано органами прокуратуры;
- проверки, которые назначаются в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан; их проведение также должно быть согласовано органами прокуратуры;
- проверки, проводимые по поручению президента или Правительства РФ в отношении конкретного юрлица или ИП, а также на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- проверки по заявлению от проверяемого лица о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии, согласования), а также по ходатайству лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки для установления факта досрочного исполнения предписания;
- проверки, назначенные в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа разрешительного характера.
Как проводятся незапрещенные проверки?
Разрешенные проверки проводятся с использованием средств дистанционного взаимодействия (п. 6 Постановления № 438). Выезд должностных лиц надзорных органов возможен лишь в исключительных случаях (п. 7 Постановления № 438) – в ходе проверок: по фактам причинения или угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан и по ранее выданным предписаниям по таким фактам; в случае возникновения ЧС; по поручению президента или Правительства РФ; по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов.
Надзорный орган может провести проверку, только если она вошла в ежегодный план проверок. При этом из таких планов должны быть исключены проверки, на которые распространяется мораторий (п. 3 Постановления № 438). Надзорный орган не может назначить проверку, вошедшую в план после 18 марта 2020 г., если она не указана как разрешенная. Такое действие запрещено (п.
8 Постановления № 438), оно будет являться грубым нарушением закона (ч. 1 ст. 20, ч. 2 ст. 26.2 Закона № 294) и повлечет недействительность результатов проверки. Вместе с тем проверки, приостановленные в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г., должны быть завершены (п.
9 Постановления № 438).
Сводный план проверок размещается на сайтах Генпрокуратуры РФ, прокуратуры субъекта и соответствующего надзорного органа. Вошло ли юрлицо или ИП в перечень проверок, можно проверить через информационную систему «Единый реестр проверок», указав ИНН, ОГРН или название компании.
Пунктом 2 ст. 9 Закона № 294 установлены ограничения по проведению проверок. Например, плановые проверки проводятся не чаще одного раза в 3 года (лишь для некоторых видов деятельности, где действует усиленный контроль со стороны государства, установлены исключения, например для сферы здравоохранения, образования и др.; Правительство РФ может установить иную периодичность проведения проверок для определенных видов деятельности). Для субъектов малого предпринимательства продолжают действовать введенные ранее «надзорные каникулы» (ст. 26.2 Закона № 294).
Что делать, если надзорный орган вышел с проверкой, невзирая на запрет?
На надзорные органы возложена обязанность по корректировке ежегодных планов проверок в связи с действием моратория (п. 3 Постановления № 438), поэтому результаты такой проверки могут быть обжалованы на основании ч. 1 ст. 20 Закона № 294 как полученные с грубым нарушением закона (п. 7 ч. 2 ст. 20 Закона № 294).
Результаты проверки могут быть обжалованы:
- в соответствующий орган контроля в течение 15 дней с даты получения акта проверки (ч. 12 ст. 16 Закона № 294);
- в прокуратуру;
- в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня получения документа (ч. 4 ст. 198 АПК РФ); но в суд эффективнее обжаловать предписание, а не акт проверки.
Если проверка еще не закончена, то в указанные органы может быть обжаловано распоряжение (приказ) надзорного органа, которое вручается под роспись проверяемому лицу (ч. 3 ст. 14 Закона № 294).
Кроме того, 5 июня Министерство экономического развития объявило о сборе информации о проверках, проведенных в нарушение моратория. Предприниматели могут сообщить об этом на сайте ведомства, заполнив форму. Итоги опроса будут направлены в аппарат правительства (подробнее об этом читайте в новости «Минэкономразвития просит предпринимателей рассказать о незаконных проверках»).
Мораторий на таможенные проверки
Плановые выездные таможенные проверки в текущем году не назначаются (п. 12 Постановления № 438). Внеплановые проверки также отменены, но есть исключения. Разрешено проводить:
- проверки по заявлению лица о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;
- проверки по поручению таможенного органа государства – члена ЕЭС;
- проверки, основанием которых является причинение вреда жизни и здоровью граждан, возникновение ЧС природного и техногенного характера.
Ранее назначенные таможенные проверки подлежат приостановлению (п. 13 Постановления № 438).
Мораторий на налоговые и валютные проверки
Мораторий установлен на основании п. 4 Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409. Распространяется он на всех налогоплательщиков – физлиц, в том числе ИП, и юридических лиц.
- выездные проверки, в том числе повторные;
- проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
- проверки по соблюдению валютного законодательства.
- проведение и приостановление проведения выездной налоговой проверки;
- составление и вручение акта такой проверки;
- представление возражений на этот акт;
- рассмотрение материалов выездной налоговой проверки;
- проведение дополнительных мероприятий налогового контроля;
- составление и вручение дополнения к акту налоговой проверки;
- представление возражений на дополнение к акту;
- составление акта, предусмотренного ст. 101.4 НК РФ;
- представление возражений на этот акт;
- рассмотрение дела о налоговом правонарушении, предусмотренного ст. 101.4 НК РФ.
Мораторий действует до 30 июня 2020 г. Назначенные проверки возобновляются с 1 июля 2020 г. без вынесения налоговым органом специального решения.
Проведение налоговой проверки в период действия моратория влечет недействительность ее результатов (п. 14 ч. 1 ст. 101 НК РФ).
Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.
Правительство РФ отменило плановые проверки в 2023 году для большей части бизнеса
Плановые проверки организаций, объекты которых относятся к категориям умеренного, среднего и значительного риска, в 2023 году проводиться не будут. Соответствующее постановление подписал премьер-министр России Михаил Мишустин.
На сайте правительства отмечается, что в следующем году надзорная деятельность будет осуществляться в отношении тех организаций, деятельность которых отнесена к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Частота проведения проверок зависит от категории риска объекта контроля.
Постановление позволяет представителям бизнеса, ожидающим проверку, обратиться в контрольный орган для проведения профилактического визита. По результатам такого визита не предусмотрены штрафы и наказания, в отличие от плановых проверок. Как уточнили в кабмине, с начала 2022 года доля профилактических визитов выросла с 5% до 80% в условиях моратория на плановые и внеплановые проверки, который действует до конца текущего года.
По словам зампреда правительства Дмитрия Григоренко, реформа контрольно-надзорной деятельности проводится для снижения административной нагрузки на российский бизнес. «Основное направление реформы — совершенствование рискориентированного подхода, которое будет продолжаться в течение следующего года»,— отметил господин Григоренко.
В начале сентября генпрокурор России Игорь Краснов заявил о намерении Генпрокуратуры и Минэкономики отменить большую часть проверок для бизнеса. Ранее представители розничной торговли обратились к Минпромторгу с просьбой отменить мораторий на проведение плановых проверок. По мнению бизнеса, запретом на проверки пользуются продавцы контрафакта.
В ходе Санкт-Петербургского экономического форума президент РФ Владимир Путин также предлагал отменить проверки для бизнеса, работа которого не связана с рисками причинения вреда.
- Защита интересов предпринимателей подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
Особенности проведения проверок органами ГПН в 2022 году: на какие наложен мораторий, а какие не отменены
На фоне всем известных событий Правительством РФ принято решение установить особый порядок и частично наложить мораторий на проведение проверок в 2022 году, в том числе проверок среднего и малого бизнеса. В результате 10 марта 2022 года было официально опубликовано постановление Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление), которое в тот же день вступило в силу. Данным законодательным актом наложен запрет на проведение с 10 марта 2022 года большинства плановых проверок на всех объектах, включая средний и малый бизнес, а также предусмотрена отмена внеплановых проверок.
Поскольку данное Постановление напрямую затрагивает деятельность органов государственного пожарного надзора (далее – органы ГПН), мы решили подготовили отдельную статью, в которой расскажем, как изменился порядок проведения органами ГПН проверок или, как их сейчас принято называть, контрольных (надзорных) мероприятий, а также профилактических мероприятий с 10 марта 2022 года.
То есть мы убрали из текста Постановления все позиции, не относящиеся к деятельности органов ГПН при осуществлении федерального государственного пожарного надзора и лицензионного контроля, а также не относящиеся к проведению проверок и профилактических мероприятий. Все, что осталось поместили в данную статью, дополнив текст нашими комментариями.
Сервис «Готовые документы» — ваш помощник в создании самых необходимых документов по вопросам пожарной безопасности, оказания первой помощи
Сайт компании: https://gotdoc.ru/
Какие плановые проверки допускается проводить в 2022 году
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Постановления в рамках федерального государственного пожарного надзора допускается проведение запланированных на 2022 год плановых контрольных (надзорных) мероприятий только в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска:
- дошкольное и начальное общее образование;
- основное общее и среднее (полное) общее образование;
- деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;
- деятельность детских лагерей на время каникул;
- родильные дома, перинатальные центры;
- социальные услуги с обеспечением проживания.
Как видите, в основном проверять будут те объекты, в которых могут находиться дети.
Как будут проводиться внеплановые проверки в 2022 году
С внеплановыми проверками все немного сложнее. Их разбили на три группы: те, которые проводятся при условии их согласования с органами прокуратуры, без согласования и с извещением органов прокуратуры.
Итак, в соответствии с пунктом 3 Постановления внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при условии согласования с органами прокуратуры проводятся исключительно по следующим основаниям:
- при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
- при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
- при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
- при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
- в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении органа ГПН информации.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия без согласования с органами прокуратуры проводятся исключительно по следующим основаниям:
- по поручению Президента Российской Федерации;
- по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу Постановления;
- по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу Постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
- по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия с извещением органов прокуратуры проводятся исключительно в отношении некоммерческих организаций по основанию, установленным подпунктом 2 пункта 4 2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также в отношении религиозных организаций по основанию, установленному абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Если основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверок на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска являются факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера орган ГПН вправе приступить к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Обзор последних изменений в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ № 290, которые начали действовать с 6 декабря 2021 года
Что будет с проверками, которые уже начались
Постановлением предусмотрен и порядок действий в отношении проверок, которые уже начались или которые должны были начаться после вступления в силу Постановления, то есть после 10 марта 2022 года.
Так в соответствии с пунктом 5 Постановления в отношении контрольных (надзорных) мероприятий дата начала, которых наступает после вступления в силу Постановления и проведение которых, в соответствии с ним не допускается, органом ГПН должно быть принято единое решение об их отмене в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу Постановления.
В свою очередь на основании пункта 7 Постановления контрольные (надзорные) мероприятия, проведение которых не допускается в соответствии с Постановлением и не завершенные на день вступления в силу Постановления, подлежат завершению в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу Постановления путем составления акта контрольного (надзорного) мероприятия, с внесением в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, соответствующих сведений.
При этом в пункте 6 Постановления, сказано, что проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий не завершенных на момент вступления в силу Постановления, не допускается до момента осуществления действий, предусмотренных пунктом 7 Постановления (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно по основаниям, предусмотренным пунктом 3 Постановления, то есть тех внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий проведение которых допускается Постановлением (о них мы рассказали выше)).
Теперь постараемся изложить все то же самое, только в более сжатой форме и простым языком.
Все проверки, на которые было вынесено решение о начале их проведения после 10 марта, и проведение которых, в соответствии с Постановлением не допускается, должны быть отменены.
Все проверки, которые были начаты до 10 марта включительно, но не завершены и проведение которых, в соответствии с Постановлением, не допускается, должны быть завершены в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу Постановления (за исключением внеплановых проверок, проведение которых возможно по основаниям, предусмотренным пунктом 3 Постановления).
Также нельзя не упомянуть о том, что согласно пункта 7 Постановления, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью.
Насколько нам известно органами ГПН было принято решение в случаях необходимости завершения проверок по основанию, указанному в пункте 7 Постановления, отражать в актах и предписаниях нарушения требований пожарной безопасности, выявленные по состоянию на 10 марта 2022 года.
Что изменится в продлении исполнения сроков предписания, выданных органами ГПН
Правительство РФ не оставило без внимания возможность продления сроков исполнения предписаний (в том числе предписаний органов ГПН). Так на основании пункта 8 Постановления срок исполнения предписаний, выданных в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до дня вступления в силу Постановления и действующих на день вступления в силу Постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.
Но это еще не все. Также контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в орган ГПН не позднее предпоследнего дня срока, указанного выше (то есть срока продления исполнения предписания на 90 календарных дней). Данное ходатайство (заявление) должно рассматриваться в течение пяти рабочих дней со дня его регистрации.
Эти послабления похожи на те, которые применялись в 2020 году из-за эпидемии коронавируса, но только тогда не было автоматического продления срока исполнения предписания.
Можно ли будет проводить профилактические мероприятия в 2022 году
Что касается профилактических мероприятий, то их ограничения никак не затронули. В пункте 10 Постановления сказано, что допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
- информирование;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит;
- обобщение правоприменительной практики.
Более того, соответствии с пунктом 2 Постановления, орган ГПН вправе осуществить вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного в отношении указанных в данном пункте объектов, профилактический визит. Если такое решение будет принято, то контролируемое лицо не вправе отказаться от профилактического визита.
На этом все. Надеемся, что данная статья поможет разобраться в новом порядке проведения проверок, который начал действовать с 10 марта 2022 года.
Источник: propb.ru