Свободная рыночная экономика основана на том, что реализация продукции или оказание услуг должны осуществляться с учетом их цены, сервиса и качества. Любые проявления коррупции принципиально разрушительны для данного положения.
Ввиду некоторой коррумпированности отдельных рынков многие компании вынуждены, так или иначе, решать проблемы управления коррупционными рисками. Зачастую уровень риска коррупции зависит от отрасли, в которой функционирует компания.
Замечание 1
На компании коррупция оказывает серьезное влияние за счет снижения репутации компании, финансовых потерь, возможных проблем с законодательством и контролирующими органами, а также за счет потерь человеческих ресурсов.
Факторы коррупционных рисков
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Все факторы коррупционных рисков условно относятся к четырем основным областям действия:
- взаимодействие бизнеса с государством;
- соблюдение антикоррупционного законодательства;
- обеспечение прозрачности деятельности государственных органов;
- создание условий для общественного контроля.
Каждая из перечисленных областей захватывает самые важные параметры коррупционного риска. Основной причиной выделения данных областей действия является то, что определенные виды рисков могут быть более весомы для одних фирм в зависимости от их сферы бизнеса и опыта управления рисками. Исключить возможные коррупционные преступления и повысить корпоративную этику компания может, если предпримет соответствующие меры.
Область взаимодействия бизнеса с государством описывает характер такого взаимодействия и степень его частоты. Данная область включает факторы, обусловленные связью с правительством, вероятностью при таком взаимодействии совершения подверженной коррупции сделки, и с общим бременем распорядительства. В прочих равных условиях наибольший коррупционный риск возникает при тех сделках, которые предполагают взаимодействие с государством. Чем выше риск, тем больше распорядительное бремя.
«Оценка коррупционных рисков»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Факторы, связанные с соблюдением антикоррупционного законодательства, подразумевают качество существующей нормативной базы, а также за качество фактического исполнения и соблюдения этой законодательной базы. Это значит, что сила закона имеет низкую эффективность без соответствующего механизма его реализации.
Факторы, обеспечивающие прозрачность деятельности государственных органов, связаны не только с качеством государственного управления, подразумевающим прозрачность бюджетных процедур, но и с самими государственными служащими. Чем выше качество работы государственных служащих, степень соблюдения ими стандартов и норм, тем меньше уровень коррупционного риска.
Факторы, создающие базу для общественного контроля, подразумевают активность неправительственных субъектов в борьбе с коррупционными рисками. Так, независимые СМИ обеспечивают свободный и тщательный анализ коррупционных схем различных структур. Кроме того, со стороны «здоровой», экономически стабильной и более образованной нации оказывается серьезное давление на коррупцию в сторону ее понижения.
Методы выявления коррупционного риска
Основными методами выявления коррупции в современных организациях являются:
- сообщения, донесения со стороны персонала и партнеров о подозрительных операциях;
- система внутреннего аудита и риск-менеджмента;
- анализ соответствующих данных;
- обеспечение корпоративной безопасности;
- ротация сотрудников внутри отдельных подразделений и организации в целом;
- внутренняя или внешняя наводка;
- законодательное принуждение;
- расследования, проводимые СМИ.
Источник: spravochnick.ru
Оценка коррупционных рисков
«Меры по предупреждению коррупции в организациях» (утв. Минтрудом России)
Оценка коррупционных рисков
При выстраивании эффективной антикоррупционной политики критически важным является понимание того, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками данной конкретной организации с учетом специфики ее деятельности, в рамках каких бизнес-процессов такие правонарушения наиболее вероятны, каковы возможные способы или схемы их совершения и к каким последствиям они могут привести.
Понимание ответов на эти вопросы необходимо по ряду причин.
Во-первых, это позволит обеспечить адресность принимаемых организацией антикоррупционных мер. Будет заложена основа для противодействия не коррупции в целом, а отдельным коррупционным практикам, которые реально могут возникнуть в ходе функционирования данной конкретной организации. Тем самым увеличивается действенность антикоррупционных мер, повышается эффективность использования выделяемых на них кадровых, финансовых и иных ресурсов.
Во-вторых, систематизированная информация о возможных коррупционных практиках и способах их реализации сотрудниками организации дает основания для формирования перечня должностей работников, которые требуют более пристального внимания в силу реализации функций, связанных с коррупционными рисками. Это позволит избежать возложения избыточных антикоррупционных стандартов на работников, полномочия которых не дают им реальных возможностей для совершения коррупционных правонарушений, и, в то же время, учесть те случаи, когда отдельные работники, занимающие не самые высокие должности в организации, могут играть существенную роль в совершении отдельных коррупционных правонарушений.
В этой связи основополагающим элементом системного и последовательного подхода к предупреждению коррупции в организации является оценка коррупционных рисков, и именно с нее рекомендуется, по возможности, начинать процесс внедрения антикоррупционных мер.
Примерный порядок оценки коррупционных рисков в организации представлен на Рисунке 1. В зависимости от специфики конкретной организации процедура оценки коррупционных рисков может иметь свои особенности. Вместе с тем рекомендуется включать в нее, как минимум, три ключевых составляющих:
1) идентификация коррупционных рисков — определение коррупционных правонарушений, которые могут быть совершены работниками данной организации, и обнаружение тех бизнес-процессов и составляющих их подпроцессов («критических точек»), в ходе которых возможно совершение таких неправомерных действий. Приоритетное внимание рекомендуется уделять преступлениям, связанным с получением и дачей взятки, коммерческим подкупом, а также, особенно для организаций с государственным участием, неправомерным использованием работником своих полномочий в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или иных лиц либо в целях нанесения вреда другим лицам;
2) анализ коррупционных рисков — определение возможных способов совершения коррупционного правонарушения с учетом особенностей реализации бизнес-процессов в организации («коррупционных схем»), круга лиц, которые могут быть вовлечены в совершение коррупционного правонарушения, уязвимостей бизнес-процессов, то есть тех особенностей их организации, которые способствуют или не препятствуют совершению коррупционного правонарушения;
3) ранжирование (определение значимости) коррупционных рисков — оценка вероятности совершения коррупционного правонарушения на определенном этапе того или иного бизнес-процесса и возможного вреда, наносимого организации и обществу в целом, в случае совершения работником (работниками) организации коррупционного правонарушения.
Выявление, анализ и ранжирование коррупционных рисков закладывают основания для последующего управления ими: принятия мер по минимизации коррупционных рисков, мониторинга эффективности и, при необходимости, корректировки принимаемых мер.
Рисунок 1. Процесс оценки коррупционных рисков
Организации, планирующей проводить оценку коррупционных рисков, рекомендуется разработать и утвердить приказом руководителя организации собственный порядок (методику) оценки коррупционных рисков, учитывающий специфику данной организации: сферу ее деятельности и уставные цели, характер взаимодействия с государственными органами и иными регулирующими инстанциями, наличие или отсутствие внешнеэкономической деятельности и иные факторы.
При проведении оценки коррупционных рисков рекомендуется руководствоваться следующими основными принципами:
1) анализировать бизнес-процессы, а не личностные качества.
В качестве предмета оценки рекомендуется определить риски, связанные с природой реализуемых организацией целей (направлений деятельности), а также с особенностями построения отдельных бизнес-процессов и подпроцессов организации — то есть с объективными возможностями для совершения коррупционных правонарушений. Оценка коррупционных рисков не должна быть направлена на проведение личностной диагностики работников организации и выявление субъективных качеств, повышающих вероятность совершения кем-либо из них коррупционных правонарушений.
2) проверять на наличие коррупционных рисков все бизнес-процессы.
Коррупционные риски могут возникать при реализации практически любого направления деятельности и бизнес-процесса организации. В связи с этим необходимо учитывать, что применение подхода, при котором из всех направлений деятельности и бизнес-процессов организации заранее выделяется перечень наиболее коррупционноемких, которые впоследствии становятся предметом оценки, имеет определенные недостатки.
С одной стороны, значительно увеличивается вероятность того, что отдельные бизнес-процессы, связанные с коррупционными рисками, не получат необходимого внимания только потому, что они направлены на реализацию направлений деятельности, изначально не признанных коррупционно опасными. С другой стороны, возникает опасность того, что на всех работников организации, вовлеченных в реализацию направления деятельности (бизнес-процесса), признанного коррупционно опасным, будут предусмотрены антикоррупционные стандарты вне зависимости от того, присутствуют ли коррупционные риски именно в их деятельности (в рамках отдельных подпроцессов).
В связи с этим при наличии необходимых ресурсов объектом анализа должны стать все бизнес-процессы организации.
3) рационально распределять ресурсы.
Оценку коррупционных рисков рекомендуется проводить применительно ко всем бизнес-процессам организации, однако при этом следует учитывать, что полномасштабная оценка коррупционных рисков в крупных предприятиях зачастую требует значительных кадровых и финансовых ресурсов.
В этой связи одним из возможных подходов может стать предварительное ранжирование функций организации по степени коррупционной опасности и выстраивание графика оценки коррупционных рисков, при котором ежегодно детальная оценка коррупционных рисков проводится в отношении части направлений деятельности (бизнес-процессов) организации, начиная с наиболее коррупционно опасных. Например, в первый год предметом оценки коррупционных рисков становятся три направления деятельности или бизнес-процесса организации, в следующий — еще три, и так далее пока не будут проанализированы все направления деятельности (бизнес-процессы).
4) обеспечивать сочетание беспристрастности лиц, проводящих оценку, и понимания ими особенностей рассматриваемого бизнес-процесса.
С одной стороны, оценку коррупционных рисков, возникающих при реализации какого-либо бизнес-процесса, не рекомендуется поручать исключительно владельцу этого бизнес-процесса. В определенных обстоятельствах структурное подразделение, ответственное за реализацию конкретного бизнес-процесса, может быть заинтересовано в сокрытии недостатков, присущих его организации, в том числе коррупционных рисков.
С другой стороны, возложение обязанностей по проведению оценки исключительно на внешних по отношению к рассматриваемому бизнес-процессу субъектов также оказывается нецелесообразным. В частности, подразделения, ответственные за реализацию мер по противодействию коррупции в организации, могут быть в достаточной мере беспристрастными, но при этом не обладать необходимыми техническими и иными знаниями особенностей организации оцениваемого бизнес-процесса. Это может не позволить им провести достаточно детальную оценку и выявить все имеющиеся коррупционные риски.
Оптимальным представляется поручать оценку коррупционных рисков коллегиальному органу (рабочей группе, комиссии), в которую будут включены методологи и, возможно, непосредственные исполнители оцениваемых бизнес-процессов, работники, ответственные за реализацию мер по предупреждению коррупции в организации, а также, при необходимости, представители иных структурных подразделений (юридического, внутренней безопасности, внутреннего аудита и т.д.). Крупным и средним предприятиям, при наличии необходимых ресурсов, также рекомендуется привлекать к проведению оценки коррупционных рисков квалифицированных внешних экспертов.
5) максимально конкретизировать описание коррупционных рисков.
Оценка коррупционных рисков не должна сводиться лишь к общему обозначению бизнес-процессов организации, при реализации которых возможно совершение коррупционных правонарушений. Целесообразно определить состав потенциальных коррупционных правонарушений и насколько возможно полно проанализировать вероятные способы их совершения (коррупционные схемы). Такой подход позволит в дальнейшем разработать более эффективные меры предупреждения коррупции в организации.
6) обеспечивать взаимосвязь результатов оценки коррупционных рисков с проводимыми в организации антикоррупционными мероприятиями.
Оценка коррупционных рисков должна быть нацелена на конкретный практически значимый результат. Она необходима, прежде всего, для того, чтобы выявить уязвимости бизнес-процессов и слабые места в существующей в организации системе мер предупреждения коррупции и указать направления для повышения ее эффективности. Оценка коррупционных рисков сама по себе не является мерой противодействия коррупции, она закладывает фундамент для принятия таких мер.
Соответственно, результаты оценки коррупционных рисков должны быть основой при планировании антикоррупционных мер в организации и разработке соответствующих локальных нормативных актов. Внедрение в организации любых антикоррупционных механизмов и выбор способа их применения должны основываться на четком понимании того, минимизации каких коррупционных рисков и устранению каких потенциальных коррупционных схем они будут способствовать.
Примерная карта коррупционных рисков организации размещена на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015.
7) проводить оценку коррупционных рисков регулярно.
Результаты оценки коррупционных рисков должны актуализироваться на регулярной основе, поскольку бизнес-процессы организации, распределение полномочий по их реализации между структурными подразделениями, процедуры внутреннего контроля и иные обстоятельства, имеющие принципиальное значение с точки зрения оценки коррупционных рисков, меняются с течением времени.
В этой связи оценку коррупционных рисков рекомендуется проводить:
1. непосредственно перед первоначальным внедрением системы мер предупреждения коррупции в организации;
2. в дальнейшем на регулярной основе:
— либо в форме полной оценки коррупционных рисков в организации через определенные промежутки времени (например, каждые два — три года) — такая форма в большей степени подходит для малых и средних предприятий;
— либо в форме более длительных циклов (например, каждый год оценка коррупционных рисков проводится применительно к нескольким направлениям деятельности (бизнес-процессам) организации, после завершения оценки всех направлений деятельности (бизнес-процессов) цикл повторяется) — такая форма в большей степени подходит для крупных предприятий;
3. при изменении существенных обстоятельств, таких как:
— масштабные изменения целей и задач организации и (или) ее организационно-штатной структуры;
— выявление случаев совершения коррупционных правонарушений;
— изменение антикоррупционного законодательства в странах, где компания осуществляет свою деятельность;
Источник: e-ecolog.ru
Какие составляющие бизнес процессов различают с точки зрения коррупционных рисков ответ
Копировать текст
Поделится с коллегами:
ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ ИЛИ НАЖМИТЕ «ВХОД» И ВВЕДИТЕ ПОЧТУ И ПАРОЛЬ ПОВТОРНО!
Какие составляющие бизнес-процессов различают с точки зрения коррупционных рисков? СДО
Эта часть вопроса(ов) ознакомительная. Ответ находится ниже
► Безопасные этапы бизнес-процессов |
► Критические точки бизнес-процессов |
► Расчетно-прогностические аспекты бизнес-процессов |
► Материально-финансовое обеспечение бизнес-процессово |
Пройду СДО за Вас любая профессия и должность РЖД: ЛВЧ, ДС, ПЧ, ВЧД, ТЧЭ, ЭЧ, ШЧ.
Пройду КАСКОР, КАСАТ, КАСАНТ, АОС
так же любые ТЕСТЫ ( kdm-center, Blackboard Learn и др)
СДО — От 1 темы до 3 тем 55р тема, от 4 тем и выше 35р тема
КАСКОР КАСАТ КАСАНТ — 350р
АОС ( при наличии логина и пароля ) = 450р
Нужна помощь? СМЕЛО нажимай кнопку ниже и пиши мне.
Правильный ответ выделен зеленым цветом.
Если выделено несколько вариантов, то все они являются правильными.
Если вдруг найдете неправильный ответ — напишите об этом в комментариях, обязательно исправим!
ПОМОЩЬ (КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ СМОТРИТЕ ВИДЕО)
Наш онлайн-проект «ПроКонспект» является Вашим индивидуальным интернет-помощником.
По оформлению сайта, рекламе и багам обращайтесь к администратору в группе ВКонтакте
Администрация сайта ПроКонспект.рф
Метрика
Все права защищены.
Источник: xn--e1ajbkdbeeeoo.xn--p1ai