Приветствую в это нелегкое время. Я продолжаю цикл статей для предпринимателей и несколько следующих хочу посвятить краеугольному камню любого IT проекта или продукта — команде.
11 555 просмотров
Специфика IT
В отличие от многих сфер бизнеса, где “чем главнее, тем круче”, IT больше похож на медицину. Линейный разработчик, как и практикующий врач в частной клинике, может получать огромные деньги, значительно выше менеджмента.
Спрос на хороших специалистов очень высок. В IT не компания выбирает из ряда сотрудников, а сотрудник из ряда компаний. Следовательно, человек не будет бояться уйти, если его что-то не устраивает.
За последние годы доля крутых специалистов на рынке сильно уменьшилась. Еще 10 лет назад разработчиками и аналитиками становились только получившие профильное техническое образование и имеющие так называемую “базу”. Но с развитием онлайн-курсов и снижением порога входа в профессию за счет появления новых технологий на рынке с каждым днем становится все больше новичков, не имеющих опыта коммерческой разработки, которые хотят космические зарплаты.
ЮMoney – До директора от разработчика не меняя компанию. Крупнейший электронный платежный сервис
Все эти аспекты необходимо будет учитывать как при формировании своей команды, так и при работе со сторонней компанией.
Структура команды
В IT очень много вариантов построения связей в командах, и нет единого правильного рецепта. Структура зависит от рынка, типа продукта, стадии его развития и многого другого. Кому-то необходимы собственные юристы, отделы продаж и поддержки, но есть и компании из 5ти человек, работающие с такими гигантами как Meta.
Поэтому я решил выбрать наиболее популярный тип продукта — облачный сервис, имеющий сайт и мобильное приложение. Также сделаю допущение, что продажи автоматизированы. Тогда мы получим следующую верхнеуровневую структуру.
Во главе продукта стоит Product manager или Product owner. Разница есть, но для нас она не существенная. Он работает с рынком, общается с пользователями и инвесторами, определяет вектор развития продукта, генерирует гипотезы и пользовательские истории, приоритезирует их и много другое. Если упростить, он на основе данных решает, какие потребности и в каком порядке необходимо закрыть.
Например, он видит, что большое количество пользователей добавляют товары в корзину, но не покупают. Его задача — самостоятельно или, подключая команду, сформулировать гипотезы по увеличению конверсии и выбрать из них самые приоритетные на данный момент. Далее он передает их команде разработки (development team), которая поочередно их тестирует на части аудитории. Если результаты положительные, изменения внедряются на всех пользователей.
Marketing team отвечает за позиционирование продукта и привлечение пользователей. Support team — команда клиентской поддержки, отвечающая на вопросы пользователей. На старте продукта вам будет достаточно одного маркетолога, а клиентской поддержкой могут заниматься продакт и проджект менеджеры, получая при этом очень ценную обратную связь. Поэтому я не буду разбирать эти направления и сконцентрируюсь на команде разработки.
Образовательная программа «Электронный бизнес и цифровые инновации»
Development team
Не стоит пугаться большому количеству человек. Целью схемы я ставил показать структуру команды, а не ее размер. Вполне реально, когда каждая из веток заканчивается на лиде, то есть все направление закрывает один специалист.
Project manager
Проектный менеджер отвечает за реализацию определенного функционала в рамках согласованных сроков и бюджета.
Он определяет методологию разработки, налаживает процессы в команде, составляет план разработки и многое другое. То есть решает, что именно (как закрывать потребность), как и когда делать. Получив от продакта гипотезу по корзине, он отправит ее аналитику на детализацию, затем подключит дизайнера и разработчиков для оценки. Если продакт посчитает реализацию целесообразной, ПМ добавит ее в план для последующей реализации, внесет это все в график работ, проконтролирует выполнение, а после завершения тестирования сдаст задачу, в результате чего на сайте и в мобильном приложении появятся изменения.
Аналитики бывают разные: бизнес-аналитики общего профиля; аналитики, специализирующиеся на конкретной области(логистике, медицине, …) и системные аналитики, чья деятельность подразумевает наличие компетенций разработчика и архитектора.
Бизнес-аналитики составляют бОльшую часть всех аналитиков в рамках стартапов, поэтому разберу именно их. Компетенции БА я разделяю на две больших области: продуктовая аналитика и формирование требований.
О продуктовой аналитике, которую необходимо провести до начала реализации, я писал в прошлых двух статьях: Есть идея IT-продукта. Что делать дальше? и Зачем нужен MVP. Помимо описанных там анализа ЦА, конкурентов и рынка, проведения проблемных и решенческих интервью, арсенал продуктового аналитика включает в себя большой спектр инструментов, позволяющих находить точки роста. Итогом этой части работы становятся пользовательские истории — формулировки вида “как покупатель, я хочу фильтровать товары, чтобы выбирать только среди релевантных” с различными дополнениями и ограничениями вроде названий фильтров или максимально рентабельной стоимости разработки. Это своего рода условия задачи.
Когда пользовательские истории сформированы, то есть понятно, какие потребности нужно закрыть, аналитик переходит к поиску решений. Использовать сторонний сервис или реализовать самим, делать эффективнее, но дороже и дольше или упростить, уменьшив стоимость и сроки и тд. Определив вариант реализации, проконсультировавшись с лидами других направлений, он приступает к его проработке: детализирует требования, проверяет их на полноту(все аспекты учтены) и непротиворечивость с уже реализованным функционалом. В итоге получается ТЗ.
Получив задачу по детализации требований к онлайн-оплате, он должен изучить эквайринги и платежные сервисы, представленные на рынке на соответствие заявленным требованиям, отбросить явно проигрышные и предоставить результаты для выбора продакту, ПМу и клиенту. Когда те выберут конкретный сервис, учтя условия самого сервиса, стоимость интеграции, качество документации и т.д., он должен детализировать требования для интеграции с конкретным сервисом, в результате чего будет получена задача для дизайнеров и разработчиков.
У лидов в каждом из направлений есть ряд дополнительных свойств. Они обладают всей информацией в рамках своего направления, что позволяет консультировать лидов других направлений, ПМа и продакта.
Лиды определяют “правила игры” в своем отделе: какие инструменты, подходы, технологии и тд будут использоваться. Если каждый сотрудник в направлении будет делать по-своему, об эффективности можно забыть.
Они выступают в роли менторов и координаторов для своей команды. Почти в любом проекте есть простые задачи, неэффективно сажать на них опытного специалиста. Лид отдаст такую задачу новичку, проконтролирует ход ее выполнения и качество результата. В итоге качество останется неизменным, зато клиент сэкономит деньги, а новичок получит опыт и в следующий раз сделает подобную задачу быстрее.
Веб или мобильный дизайнер не “рисует картиночки”, как часто думают об этой профессии. Это в большей степени техническая позиция, чем творческая. Его ключевая задача — проектирование и дальнейшее улучшение пользовательского опыта при взаимодействии с продуктом, где “красота” сама по себе не имеет лидирующих позиций.
Работу дизайнера можно условно разделить на 3 части:
- Проектирование интерфейса на основе пользовательского опыта с целью оптимизации пользовательских путей и упрощения обучения. Иными словами, за какой количество действий пользователь сможет достичь цели, а также какова вероятность ошибки на этом пути из-за неправильной интерпретации интерфейса.
- Разработка пользовательского интерфейса. Этот пункт подразумевает стилистику продукта: цвета, шрифты и т.д. Их грамотная композиция расставляет акценты, упрощает поиск объектов в рамках отображаемого на экране, а значит и улучшает продуктовые метрики.
- Третьей, но не менее важной задачей являются техника и качество реализации самих макетов. В этом помогает дизайн-система. Это определенные правила разработки макетов, которые упрощают и ускоряют работу с макетами для самих дизайнеров и разработчиков, уменьшают количество ошибок и делают интерфейс целостным, а значит экономят бюджет и уменьшают сроки реализации.
Фактически, техлид — это технический директор на конкретном проекте или продукте. В его зоне ответственности верхнеуровневые вопросы разработки: используемые технологии, архитектура проекта, управление всеми направлениями разработки и тестированием. Также он является мостом между разработчиками и не разработчиками и должен балансировать между качеством реализации и эффективностью достижения бизнес-целей.
Техлидами становятся очень опытные разработчики, имеющие развитые коммуникативные навыки. Фактически это второй ПМ, только с другими хард-скилами.
Принцип работы приложений
Перед тем как переходить к зонам ответственности разработки, необходимо на элементарном уровне понять принцип работы веб или мобильного приложения.
Клиент — веб или мобильное приложение — эта та часть, которую видит пользователь. Например, пользователь интернет-магазина, находясь в разделе кроссовки, выбрал в фильтре по бренду Nike. Тогда клиент посылает запрос на сервер, говоря “пришли мне все кроссовки Nike”.
Сервер получает и обрабатывает этот запрос: команда проекта заранее определила, что пользователям должны показывать только товары, которые есть в наличии. Сервер обращается к базе данных, которая формально может быть как на этом, так и на другом сервере: “пришли мне все кроссовки с брендом Nike, которые есть в наличии”. В ответ сервер получает список товаров, но, если отправить все сразу, страница у пользователя может грузиться очень долго. Поэтому на сервере товары дробятся на страницы, а на клиент приходит ответ: “Всего нашлось 147 товаров, я разделил их на 8 страниц по 20 товаров, держи первые 20”. В итоге у пользователя отображаются первые 20 кроссовок Nike.
Большое приложение может иметь множество серверов и баз данных, но описанные выше принципы будут неизменны.
Front-end developers
В простонародье, фронты. Это направление разработчиков отвечает за клиентскую часть веб-приложения, то есть то, что вы видите в браузере. Он получает макеты от дизайнеров, верстает их (размечает на элементы и задает им свойства), пишет логику, которая выполняется в браузере, обменивается данными с сервером и адаптирует сайт под разные браузеры и разрешения.
В процессе работы он больше всего взаимодействует с дизайнерами по вопросу макетов и с серверными разработчиками(back-end developers) по обмену данными.
Mobile developers
Суть работы мобильного разработчика очень похожа на работу фронта, только вместо браузеров он ориентируется на требования операционные системы и устройства. Фронты, конечно, тоже учитывают их, но мобильные разработчики значительно сильнее от них зависят.
Мобильных разработчиков по используемым технологиям можно разделить на нативных и кроссплатформенных. Первые пишут приложения для конкретной ОС(iOS или Android), вторые сразу под обе.
Еще одним важным отличием мобильной разработки от веба является публикация приложений в сторах. Опубликовать свой сайт максимально просто: нужно только сервер и домен. Он может быть сколь угодно ужасно написан или вообще представлять собой пустую страницу — никаких ограничений! Мобильное приложение, в свою очередь, должно пройти проверку в сторах.
Оно должно содержать описание, скриншоты, быть достаточно высокого качества и быть полезным(приложение, где будет только фото вашего котика, забракуют). Эти проверки еще на несколько дней отложат долгожданный запуск.
Back-end developers
Бэки отвечают за серверную часть приложения и базу данных. Они пишут код, обрабатывающий запросы от фронта, делают запросы к базе, настраивают серверы и тд.
Тестировщики бывают ручные и автоматические. Ручные сами протыкивают все сценарии, автоматические пишут код, который проверяет код самого приложения.
Итоговая цель любого тестировщика — обеспечить высокое качество продукта.
Для этого они пишут тест-кейсы (последовательность действий при тестировании и ожидаемые результаты), проверяют приложение в разных браузерах и на разных устройствах, описывают найденные баги и передают команде, а в конце проверяют исправления.
Важно понимать, что проверить абсолютно все невозможно. Поэтому тестировщику важно правильно определять область применения усилий, чтобы достичь требуемого уровня качества за меньшее время.
Помимо работы с багами тестировщики также могут анализировать пользовательский опыт при работе в приложении на предмет его улучшения.
Заключение
Как вы видите, команда проекта состоит из большого числа специалистов в разных областях. На небольших проектах количество человек в одном направлении обычно не превышает 2-3 человек, и проседание любого из них сильно ухудшит итоговый результат команды. Это делает рекрутинг одним из важнейших факторов успеха.
В следующей статье я разберу, в каких случаях лучше собрать команду самому, а когда обращаться к сторонней. Если статья была вам полезна, буду благодарен за лайк и подписку. Всем мир, до скорых встреч✌
Источник: vc.ru
Продюсер онлайн-курсов: всё о профессии
В классическом определении продюсер онлайн-курсов — это менеджер проектов, который участвует в развитии, а часто и создании онлайн-школы. Он изучает рынок и находит востребованные темы для курсов, формирует стратегию развития и продвижения проекта, подбирает преподавателей и руководит командой.
Продюсер образовательных проектов Нетологии Альберт Тлигуров рассказал, почему такой специалист должен обладать навыками не только проджект-, но и продакт-менеджера, какие задачи он выполняет, кому подходит эта профессия и сколько в ней можно зарабатывать.
Альберт Тлигуров
Продюсер образовательных проектов Нетологии
Чем занимается продюсер онлайн-курсов
Продюсер отвечает за то, чтобы образовательный продукт приносил прибыль, запускал больше востребованных курсов и привлекал больше аудитории. Этот специалист должен держать в уме и прибыль, и качество продукта. Продуктовый подход позволяет оптимизировать затраты ресурсов и увеличивать качество получаемых результатов.
В графике продюсера нет чёткого списка задач, которые необходимо делать каждый день. Главное свойство продукта — высокая степень неопределённости. Это значит, что нет по умолчанию правильных и неправильных решений. Но есть метрики, например, конверсия в оплату, и если этот показатель мал, продюсер работает с гипотезами. Поэтому профессия продюсера подойдёт людям, которые любят нестандартные задачи.
5 основных этапов запуска онлайн-курса, на которых работает продюсер
Продюсер может запускать онлайн-школы с нуля, например, в паре с экспертом. Или приходить в уже существующую онлайн-школу, чтобы развивать её. Запуск онлайн-курса состоит из пяти основных этапов. Функции на каждом из них могут варьироваться в зависимости от того, в каком формате работает продюсер — как самостоятельный специалист или как сотрудник крупной компании, в которой возможно делегировать часть задач.
В большой онлайн-школе могут быть целые отделы маркетологов, методистов, координаторов, видеопродакшена. Как бы то ни было, продюсер должен хорошо ориентироваться, а в идеале уметь самостоятельно работать с задачами каждого этапа. Потому что он полностью отвечает за то, что выходит на рынок, и в случае необходимости должен быть способен сформировать крепкую команду с нуля.
Планирование. Стратегическое планирование продукта позволяет продюсеру решить, какой должна быть линейка онлайн-курсов в школе, курсы на какие темы стоит запустить. При этом сам онлайн-курс — тоже полноценный продукт, который должен быть ценен для конкретного пользователя. Продюсер должен чётко понимать свою целевую аудиторию, её боли и то, как его продукт поможет их решить.
На этом этапе продюсер должен проанализировать предполагаемые доходы и расходы проекта и спланировать активности для финансового роста.
Задачи этого этапа:
- анализ рынка, конкурентов и целевой аудитории;
- формирование уникального торгового предложения;
- создание концепции и программы курса;
- расчёт финансовой модели;
- формирование команды;
- подбор платформ и сервисов;
- разработка стратегии продвижения;
- создание роадмапа — дорожной карты проекта.
Упаковка. После того, как сложилось чёткое понимание целевой аудитории, её болей и пользы продукта, продюсер должен упаковать своё предложение. Он решает, как подать образовательный продукт клиентам, на каких его свойствах сделать акцент в рекламных сообщениях.
Задачи этого этапа:
- создание лендинга — одностраничного сайта курса;
- создание лендинга для бесплатного продукта, чтобы подогревать аудиторию;
- подготовка материала для отдела продаж;
- участие в подготовке бесплатных мероприятий.
Запуск. Когда всё упаковано, отдел продаж подготовлен, а лендинги свёрстаны, продюсер должен помочь отделу продаж объяснить клиенту, что продукт решает его боли. Поскольку продюсер отвечает за увеличение прибыли онлайн-школы, он часто берёт на себя продающую часть: рассказывает о преимуществах платного продукта и анонсирует специальное предложение для слушателей. Например, во время вебинаров.
Продюсер-фрилансер не только продумывает маркетинговую стратегию, но выбирает и настраивает воронки продаж, занимается рекламой самостоятельно или нанимает таргетологов и контекстологов.
Задачи этого этапа:
- настройка рекламной кампании;
- помощь в проведении бесплатных мероприятий;
- помощь отделу продаж в закрытии сделок.
Подготовка курса. Подготовка курса начинается параллельно с запуском. Продюсер может участвовать во всех этапах разработки программы: начиная от поиска преподавателей и заканчивая выгрузкой на учебную платформу — LMS.
Задачи этого этапа:
- поиск экспертов: преподавателей, кураторов, тьюторов и так далее;
- проработка целей курса;
- разработка контента с преподавателями;
- съёмки занятий;
- помощь в подготовке и проведении живых вебинаров;
- размещение контента на платформе.
Доработка. К этому этапу необходимо провести качественный анализ. На основе полученных данных продюсер должен сформировать бэклог — список гипотез по доработке и улучшению курса.
У продукта нет конечной даты завершения. Продюсеру необходимо постоянно дорабатывать свои курсы, в чём отлично помогают глубинные интервью — 60–70% важной информации для доработки предоставляют студенты.
Задачи этого этапа:
- анализ финансовой модели;
- анализ воронки продаж;
- анализ конверсий на различных этапах, например, в заявку или в оплату;
- анализ обратной связи по курсу из входных и промежуточных анкет;
- изучение аналитики курса: какие оценки поставили студенты, какие комментарии были;
- проведение глубинных интервью с выпускниками курса;
- формирование бэклога гипотез.
курс
Продюсер онлайн-курсов
Узнать больше
- Проведёте исследование целевой аудитории и анализ рынка
- Разработаете концепцию образовательного продукта и подберёте каналы продвижения
- Научитесь запускать востребованные курсы и управлять онлайн‑школой
Какими навыками и качествами должен обладать продюсер онлайн-курсов
Я придерживаюсь мнения, что в профессии продюсера онлайн-курсов нет чёткого скиллсета. Сюда можно перейти из многих других профессий и адаптировать часть своих навыков.
- Управление: тайм-менеджмент, управление командой, делегирование задач.
- Аналитика: работа с продуктовой аналитикой и с образовательными метриками.
- Исследования: анализ рынка, ниши и целевой аудитории, а также качественные исследования.
- Педагогический дизайн: разработка учебных целей и программы курса.
- Дизайн: создание лендинга, материалов для продвижения, презентаций.
- Маркетинг и продажи: построение воронки продаж и разработка стратегии продвижения.
Это значит, что в работе продюсером онлайн-курсов пригодится:
- опыт предпринимателя и запуска собственных проектов;
- опыт руководителя, организатора или координатора;
- опыт работы с командой и клиентами;
- опыт продаж — не только онлайн;
- опыт написания коммерческих текстов.
Продюсер — это такой супергерой. И у каждого есть своя суперсила. Например, я пришёл в продюсирование из продаж. Соответственно, у меня есть навыки общения с клиентами. Я понимаю, как выявить основные потребности и определить боли аудитории, какие вопросы задавать, чтобы получить подробную обратную связь.
Лучше всего у меня получается это — и это очень важно при работе с продуктом.
Но чем больше у специалиста навыков, чем лучше он разбирается в разных направлениях, тем круче он как специалист, потому что продукт включает в себя всё вышеперечисленное: управление, аналитику, исследования, педагогический дизайн, классический дизайн, маркетинг и продажи.
Также работодатели обратят внимание на соискателя, у которого есть понимание бизнес-процессов, опыт поиска экспертов и работы с ними, опыт интервьюера — для общения с целевой аудиторией курса.
В целом для работы продюсером онлайн-курсов важно следующее:
Развитые навыки стратега и организатора, ощущение себя лидером. В этой профессии себя будут комфортно чувствовать люди, которые системно мыслят, любят ставить большие цели и достигать их. Также продюсер должен уметь собирать команду и вести её за собой.
Навык работы с аналитикой, цифрами, большими объёмами данных. И способность принимать решения на их основе. Во многом работа продюсера складывается из формулирования и проверки гипотез по запуску новых продуктов и развитию уже запущенных. Поэтому ему необходимо фиксировать и анализировать результаты проекта, уметь делать выводы из полученных данных.
Интерес к рынку. Продюсер должен ориентироваться в трендах рынка, следить за актуальными течениями и запросами потенциальных студентов, с интересом изучать опыт конкурентов, видеть тенденции.
Умение легко общаться с людьми, вести переговоры и деловую переписку. Продюсер коммуницирует со множеством людей: сотрудниками онлайн-школы, которые помогают запускать курс, привлечёнными экспертами в самых разных областях, студентами и выпускниками.
Многозадачность и умение справляться со стрессом. Часто у продюсеров бывает сразу несколько проектов в работе, поэтому им важно уметь расставлять приоритеты, делать всё быстро и сохранять способность переключаться. Такой темп требует большого количество ресурсов, поэтому для успешного развития в профессии необходимо быть готовым к стрессу.
Гиперответственность. Продюсер — это специалист, умеющий брать на себя риски, находить новые подходы и нести ответственность за свои решения и команду.
Сколько зарабатывает продюсер онлайн-курсов
Продюсер может работать в роли предпринимателя: находить эксперта и совместно запускать онлайн-курс, вкладывая в это собственные средства. Или в найме — и брать на себя различные процессы в онлайн-школе.
Работе в найме даёт возможность учиться у опытных коллег. Она может быть полезна начинающим специалистам, которые хотят обрести в себе уверенность, набить шишки без больших рисков и обогатить портфолио новыми кейсами. Такой формат предполагает стабильный фиксированный доход, который иногда сопровождается премиями. Обычно специалисту на старте предлагают заработную плату от 50 тысяч рублей. Продюсер с опытом запуска онлайн-курсов может рассчитывать на 70–100 тысяч рублей в месяц.
Работа на фрилансе или в статусе предпринимателя часто предполагает партнёрство с экспертом. Это больше подойдёт тем, у кого уже есть предпринимательский опыт и чутьё на потенциально успешные проекты. При этом такой формат всё же лучше рассматривать тем, кто готов к большим рискам и имеет финансовую подушку. Зато что касается дохода, то при запуске собственных курсов предела практически нет.
Источник: netology.ru
Работа с экспертом при создании курса: путеводитель для методолога
При этом важно понимать, что материалы составляет эксперт – опытный, знающий своё дело, но не знакомый с принципами и технологиями обучения сотрудник, и чаще всего он не является заказчиком проекта. Приняв от заказчика задачу, методолог взаимодействует с экспертом в части полноты и правильности изложенной в курсе информации.
Команда методологов «Смарт Лайн Мультимедиа» подготовила для вас простой и понятный путеводитель, который поможет грамотно выстроить работу с экспертами и получить от них максимум полезной информации, чтобы создать действительно эффективный курс.
Этап 1. Сбор информации
От результатов этого этапа зависит то, каким будет курс.
Задачи методолога:
Совместно с экспертом определить:
- Цели курса.
- Особенности целевой аудитории.
- Ожидаемые результаты.
- Степень включённости эксперта в процесс разработки.
- Частоту встреч для обсуждения возникших в ходе работы вопросов.
- Редактор, в котором необходимо разработать курс.
- Формат подачи материала (учебное видео, электронный курс, тренажёр, вебинар и т.д.)
Сложности: мнение эксперта и реальные запросы ЦА могут не совпадать, он может не разбираться в особенностях платформ, не знать форматов обучения, переоценивать возможности своей включённости и т.д.
Рекомендации методологу:
На старте, помимо общения с экспертом, хорошо было бы использовать опросы и интервью с будущими участниками обучения, чтобы получить реальную картину по их ЗУНам и «больным» вопросам, касающимся темы обучения.
До встречи с экспертом – подготовить подробный бриф, который будет содержать:
- Гипотезы о желаемых результатах обучения.
- Описание портрета целевой аудитории (которое нужно уточнить совместно с экспертом).
- Возможные форматы дистанционного обучения с учётом цели обучения и специфики компании.
На встрече с экспертом:
- Задавать уточняющие вопросы до тех пор, пока ответ не станет ясным.
- Помочь ему чётко сформулировать цели и задачи курса.
- Собрать все его запросы, ожидания и ограничения (чтобы понять, что из этого можно реализовать и при помощи каких инструментов).
Этап 2. Проектирование курса
Это этап проработки структуры курса.
Задачи методолога:
- Выстроить структуру курса.
- Обсудить с экспертом последовательность шагов пользователя для достижения целей курса.
- Разделить курс на модули в соответствии с выделенными шагами.
- Определить задачи и результаты каждого из них.
- Согласовать с экспертом способы проверки результатов обучения для каждого модуля.
Сложности: эксперта уже на этом этапе сильно волнует проработка деталей, а методологу важно для начала посмотреть на курс в целом. Мы ещё не строим дом, а только готовим его проектную документацию.
Рекомендации методологу:
- Возвращать эксперта к задаче проработки структуры.
- Не отвлекаться на оценку материала и понимание того, есть он или его ещё нет (недостающий материал можно подобрать позже).
- Подготовить и заполнить с экспертом матрицу каждого модуля по 4 параметрам:
- Ожидаемый результат модуля.
- Знания, которые понадобятся пользователю, чтобы его достичь.
- Умения, которые понадобятся пользователю, чтобы его достичь.
- Критерии, по которым мы проверим, что результат достигнут.
Этап 3. Согласование концепции
Этот этап определяет практическую ценность курса.
Задачи методолога:
- Предложить варианты реализации материала.
- Обосновать формат проверочных заданий (с учетом особенностей целевой аудитории и задач курса).
Сложности: есть опасность увлечься деталями и «креативными украшательствами» или, наоборот, использовать один/несколько стандартных вариантов, которые всем уже приелись.
Рекомендации методологу:
- Тренировать насмотренность, знать современные тренды, понимать, как меняется пользователь онлайн-обучения. Читайте, учитесь, смотрите фильмы, ролики, посещайте конференции, мастер-классы. Чем больше вы знаете, тем быстрее возникают идеи, как можно подать экспертный материал для конкретной аудитории. При этом важно всё время держать в фокусе цели курса и планируемый результат.
- Оценивайте каждую концепцию по 3 критериям:
- Полезность для пользователя (в том числе, насколько ему будет интересно, понятно и комфортно обучаться при такой подаче материала).
- Трудоёмкость реализации (в том числе, готовность/возможность/умение эксперта участвовать в разработке; помните, что самые крутые идеи погибнут без адаптации их к реальности совместно с экспертом).
- Возможность реализации проекта в этой концепции при текущих ограничениях (финансы, время, знания и т.д.)
Этап 4. Разработка курса
Задачи методолога:
- Оценить и структурировать имеющийся материал.
- Убрать лишние детали, запросить дополнительные элементы, которых не хватает.
- Иногда – подготовить и согласовать новый материал.
- Подготовить сценарий каждого модуля и проверочных заданий.
- Получить их экспертную оценку и согласование.
Сложности: экспертам сложно даже представить, что какой-то материал может быть не важен. Ведь это то, что накоплено в «банке тайных знаний» за множество лет. Методологу важно аккуратно и корректно помочь эксперту разделить его знания на те, которые будут использованы в этом курсе, и те, которые останутся для следующих обучений.
Ещё одна возможная сложность на этом этапе – это отсутствие у эксперта знаний о том, как трансформировать материал. Например, он эксперт в продукте, но не имеет экспертизы в продажах или никогда не занимался обучением.
Рекомендации методологу:
Чтобы эксперту было легче фильтровать материал, договоритесь с ним, как вы поступаете с «лишней» информацией, – её можно добавить бонусом для самостоятельного изучения желающими или собрать в дополнительный курс (для новичков, продвинутый уровень и т.д.).
Для фильтра используйте в беседе с экспертом вопросы типа:
- Как это поможет пользователю решить задачи этого модуля/курса?
- Что он должен сделать с этой информацией после изучения?
- и т. д.
При отсутствии у эксперта экспертизы в смежном направлении задача методолога – предложить варианты, показать плюсы и минусы и вместе найти решение. Для этого можно «скопировать» опыт эксперта-смежника, запустить тестовое исследование, проанализировать опыт аналогичных продуктов, а затем обсудить и оценить выявленную технологию с экспертом.
Этап 5. Корректировка курса после запуска
Это редко встречающийся, но крайне полезный этап. Он позволяет улучшить не только текущий курс, но и учесть выявленные «слабые» места для разработки других обучающих продуктов для компании.
Договариваться о возможных будущих корректировках курса нужно на первых встречах. Правда, ценность этого этапа есть только в том случае, если это базовое обучение, не подверженное частым изменениям. Ведь если курс посвящён продукту, а в компании каждые полгода полностью обновляется продуктовая линейка, такая трудоёмкая работа будет неоправданной.
Задачи методолога:
- Собрать обратную связь и оценить результаты участников.
- Понять сложности прохождения программы.
- Проанализировать процент доходимости и точки, в которых прохождение курса бросают.
Всё это дает возможность внести коррективы в курс и сделать его лучше.
Сложности: отсутствие статистики или доступа к ней, плохо собранные данные.
Рекомендации:
- Проговорите с экспертом на этапе проектирования/ разработки возможность и необходимость корректировки курса после запуска.
- Определите сроки оценки запуска и критерии, по которым вы хотите получить статистику.
- Подберите и встройте инструменты сбора информации в курс. Для этого может использоваться статистика платформы обучения, анкеты, опросы, интервью пользователей и т.д.
- Обязательно привлекайте к анализу эксперта. Большую часть выявленных недостатков можно будет решить с помощью корректировки формулировок и заданий, и эксперт поможет вам сделать это быстро.
Следуя нашим рекомендациям и последовательно решая методологические задачи, вы сможете справиться со всеми сложностями и создать максимально полезный для конечного пользователя курс. И помните – каждый должен быть профессионалом в своём деле. Не ждите от эксперта компании знаний по педагогике и методологии. Станьте сами для него таким экспертом!
Источник: e-queo.com