Инструментальные средства, предоставляемые в открытом доступе, и информационно-коммуникационные технологии позволяют создавать электронные образовательные ресурсы, как в виде готовых электронных учебных курсов, так и offline-учебников, отвечающих потребностям современных студентов.
Разработка открытого электронного учебного курса представляет собой бизнес-процесс , содержащий следующие основные этапы:
- Планирование курса
- Сбор материалов для сценария и разбиение их на объекты
- Создание учебных объектов
- Построение бизнес-процесса прохождения курса
- Занесение метаданных курса
- Создание правил адаптивного обучения
- Упаковка и публикация курса.
Участники
На разных этапах работы в разработке курса могут принимать участие различные специалисты ( рис. 5.3), но на всех этапах преподаватель сохраняет контроль над работой по курсу, так как только он имеет целостное представление о разрабатываемом курсе и может предотвратить искажения, вносимые техническими специалистами.
В качестве участников бизнес-процесса разработки открытого электронного учебного курса, как правило, выступают:
- Преподаватель- автор контента курса
- Методист
- Мультимедиа-дизайнер
- Конструктор контента.
С общей методикой разработки электронных образовательных ресурсов можно ознакомиться в [71]. Остановимся подробнее на процессах создания открытых образовательных ресурсов, представленных в виде электронных учебных курсов и offline-учебников.
В настоящее время существуют довольно простые в освоении и применении средства разработки электронных курсов, с помощью которых преподаватель, владеющий основными навыками работы с персональным компьютером, может самостоятельно разработать полноценный электронный курс. Более сложные средства создания курсов требуют привлечения указанных выше специалистов. Рекомендуемые инструментальные средства для разработки открытых электронных образовательных ресурсов рассматриваются в разделе 4 данного модуля.
Общее описание процесса разработки открытого электронного учебного курса
В начале разработки курса необходимо определить, какие компетенции обучаемый получит в результате изучения курса и какими входными компетенциями он должен обладать для его прохождения. После принятия этих решений необходимо спланировать структуру будущего курса, уровень его интерактивности и создать сценарий прохождения курса – в этом этапе принимают участие методист и преподаватель. Далее следует сбор материалов для курса и разбиение этих материалов на объекты — этим занимаются также преподаватель и методист, но к работе подключается также и мультимедиа-дизайнер, который будет в дальнейшем непосредственно создавать объекты. На рис. 5.3 представлено распределение ролей между разработчиками курса.
Рис. 5.3. Участие специалистов в процессе разработки электронного курса
На следующем этапе учебные материалы оформляются в виде объектов, соответствующих определенному стандарту — этим занимаются конструктор контента и мультимедиа-дизайнер. Далее из полученных объектов создается структура курса, спроектированная на этапе планирования, моделируется бизнес-процесс прохождения курса — этим занимается конструктор контента. Следующим шагом является занесение метаданных курса и объектов, в него входящих – это тоже задача конструктора контента. Затем конструктор контента вводит в курс правила адаптивности. Когда все предыдущие этапы завершены, конструктор контента упаковывает курс в соответствии со стандартами и публикует его в сети Интернет.
Этап 1. Планирование курса
На первом этапе необходимо создать сценарий курса, требующий решения следующих задач:
- Определить цели обучения и приобретаемые в результате изучения курса компетенции
- Подобрать стратегии обучения и методики доставки знаний в соответствии с целями
- Сформировать последовательности мероприятий обучения
- Определить технологические средства доставки знаний.
Этап 2. Сбор материалов для сценария и разбиение их на объекты
На данном этапе осуществляется сбор материалов для созданного сценария курса и разбиение собранных материалов на объекты. Этот этап включает следующие задачи:
- Определить набор учебных объектов, а также входные и выходные компетенции для каждого сформированного объекта
- Определить уровень интерактивности обучаемого и объекта
- Определить уровень интерактивности объекта и системы обучения
- Определить состав каждого объекта, подобрав набор материалов и медиа-ресурсов.
Этап 3. Создание учебных объектов
Этот этап подразумевает непосредственный перевод учебных материалов в электронный вид, дополнение их тестовыми и практическими заданиями с использованием инструментальных средств создания электронных курсов.
Этап 4. Построение бизнес-процесса прохождения курса
На четвертом этапе создается структура курса, спроектированная на этапе планирования, моделируется бизнес-процесс прохождения курса. Курс формируется из объектов, созданных на предыдущем этапе.
Некоторые современные средства разработки учебных курсов объединяют 3-й и 4-й этап в один.
Этап 5. Занесение метаданных
На данном этапе происходит занесение метаданных (данных об объектах) курса.
Метаданные курса могут содержать:
- название курса
- уровень образования, на который рассчитан курс
- сведения об авторах
- дата его создания и размещения
- предметная рубрика
- соответствие каким-либо классификаторам.
Метаданные могут быть использованы для:
- поиска по репозиторию для повторного использования при разработке новых курсов
- контроля версии объекта при групповой разработке
- создания объекта для библиотечной системы
- поиска курсов.
Этап 6. Создание правил адаптивного обучения
На шестом этапе происходит создание адаптивности.
Существует несколько моделей адаптивного обучения:
- претест;
- последовательное изучение;
- пост-тест и повторение материала;
- выбор траектории обучения.
Источник: intuit.ru
Какие специалисты-участники бизнес-процесса разработки электронного курса участвуют в создании правил адаптивного обучения курса?
Какие специалисты-участники бизнес-процесса разработки электронного курса участвуют в создании сценария курса?
Какие специалисты-участники бизнес-процесса разработки электронного курса участвуют в создании объектов курса?
Какие специалисты-участники бизнес-процесса разработки электронного курса участвуют в занесении метаданных курса?
Какие специалисты-участники бизнес-процесса разработки электронного курса участвуют в упаковке и публикации курса?
Какие специалисты-участники бизнес-процесса разработки электронного курса участвуют в сборе материалов для сценария и разбиения на отдельные объекты?
Компонент электронного курса, содержащий домашние страницы, групповые проекты, статистику курса, называется
Компонент электронного курса, содержащий материалы курса, глоссарий, графические и мультимедиа объекты, ссылки, календарь, метаданные, инструменты поиска, называется
К какому уровню электронного учебного курса относятся учебный материал для углубленного изучения вопросов курса и учебно-методические пособия по решению задач повышенной сложности?
Компонент электронного курса, содержащий управление пользователями, курсами, правами, называется
К какому уровню электронного учебного курса относятся основной теоретический материал, системы упражнений и задач, методы и средства оценки усвоения полученных знаний?
Источник: bazaintuit.ru
Разработчик электронного обучения: кто это и какие задачи решает
E-learning
На чтение 4 мин. Просмотров 1.7k. Опубликовано 19/03/2021
С быстрым ростом рынка электронного обучения растет и спрос на специалистов, которые проектируют, разрабатывают и обслуживают онлайн-курсы. Среди таких специалистов и разработчик электронного обучения.
Предлагаем подробно разобраться в том, кто это и какие задачи решает. А прежде выясним некоторые моменты, которые помогут прояснить ситуацию.
Что такое учебный или педагогический дизайн?
Учебный или педагогический дизайн включает в себя процесс выявления пробелов в знаниях, умениях, навыках и эффективности целевой аудитории и создание или выбор инструментов и методов обучения, которые помогут восполнить этот пробел.
Лучшие разработчики используют научно обоснованные теории обучения и передовой опыт в конкретной теме.
В последнее время становится все более доступным ряд учебных ресурсов и технологий, поэтому разработчики онлайн-курсов могут предлагать различные типы смешанного обучения, а не только отдельные курсы.
Что из себя представляет процесс разработки электронного обучения?
Хотя подходы, которые специалисты используют для проектирования и разработки обучающих онлайн-мероприятий, сильно различаются, общим является то, что этот процесс систематический и повторяющийся. Он обычно начинается с анализа и определения требований и специфики. А также проходит этапы проектирования и прототипирования, чтобы показать и/или проверить идеи.
Вслед за этим идет некоторая разработка, такая как написание текстов, тестовых заданий, инструкций, вопросов для обсуждения и т. д. В электронном обучении есть время для производства, которое включает в себя создание мультимедийных материалов и уроков с помощью инструментов разработки.
Прежде чем приступить к созданию любого курса, хорошие разработчики следуют процессу обеспечения качества. Они также используют постоянную оценку эффективности обучения и улучшают его при необходимости.
Как правило, в результате разработки электронного обучения возникает набор из одного или нескольких учебных мероприятий или модулей. Помимо стандартных учебных элементов разработчик может проявить творческий подход и сделать обучение более интерактивным и увлекательным.
Что должен уметь разработчик учебных курсов?
Задачи, которые выполняет разработчик электронного обучения, настолько разнообразны, что их все сложно перечислить. Попробуем выделить компетенции, которыми должен обладать данный специалист. Они дадут вам представление о том, что могут делать разработчики учебных курсов.
Не каждый разработчик выполняет все эти задачи, поскольку некоторые из них предназначены для более продвинутых в своей карьере.
Профессиональные навыки
- Эффективно общаться в визуальной, устной и письменной форме
- Применять современные исследования и теории обучения к практике учебного проектирования
- Улучшать свои знания, умения и навыки, относящиеся к учебному дизайну и смежным областям
- Применять аналитические и исследовательские навыки в образовательных проектах
- Выявлять и устранять пробелы и сложности, которые могут возникнуть в курсе электронного обучения
Планирование и анализ
- Проводить оценку потребностей
- Разрабатывать учебный план и программу
- Выбирать и использовать различные методы для определения содержания обучения
- Определять и описывать целевую аудиторию
- Анализировать внешние факторы
- Анализировать существующие и новые технологии и их использование в учебной среде
- Продумывать возможные ситуации до того, как окончательно завершить разработку учебных решений и стратегий
Проектирование и разработка
- Выбирать, изменять или создавать учебную модель, подходящую для данного проекта
- Использовать различные методы для определения и оформления содержания и стратегий обучения
- Изменять и улучшать существующие учебные материалы
- Разрабатывать методические материалы
- Учитывать разнообразие учащихся при выборе обучающей стратегии и разработке учебных материалов
Внедрение и управление
- Планировать учебные проекты и управлять ими
- Содействовать сотрудничеству, партнерству и развитию отношений между участниками обучающего проекта
- Применять деловые навыки для управления учебным дизайном
- Разрабатывать системы управления обучением и управлять ими
- Обеспечивать эффективную реализацию учебных продуктов и программ
В настоящее время наблюдается тенденция к все большему использованию альтернативных форм обучения. Таким образом, роль некоторых разработчиков обучения начинает меняться. Кроме создания структурированных типов курсов разработчикам учебных программ необходимо также обеспечить возможность обучения путем создания благоприятной среды. Это может включать в себя управление онлайн-сообществом, содействие сотрудничеству и обсуждениям в социальных сетях, подбор контента и обучение экспертов тому, как создавать и делиться своим собственным контентом.
Источник: antitreningi.ru