Региональная политика поддержки малого и среднего бизнеса – это специальное направление государственной политики, реализуемое на региональном уровне и представляющее собой разработку и реализацию целевых программ поддержки малого и среднего предпринимательства для обеспечения задач социально-экономического развития посредством инновационного развития экономики, обеспечения занятости населения, повышения налоговых доходов.
Значение региональной политики поддержки малого и среднего бизнеса
Эффективность предпринимательской деятельности зависит от:
- профессиональной компетентности и предпринимателя;
- деловой активности предпринимателя;
- имеющихся в распоряжении предпринимателя ресурсов и пр.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Значительное влияние на эффективность малого и среднего предпринимательства оказывают факторы внешней среды:
- политическая и экономическая стабильность в государстве;
- степень налогового обременения малого и среднего предпринимательства;
- наличие административных барьеров реализации экономических прав и др.
При этом развитие малого и среднего предпринимательства решает важнейшие задачи публичного управления, в том числе:
- предприниматели малого и среднего уровня более активно по сравнению с крупными компаниями внедряет инновации, что, в свою очередь, обеспечивает прогрессивное развитие отечественной экономики;
- предприниматели малого и среднего уровня обеспечивают занятость населения;
- предприниматели малого и среднего уровня обеспечивают значительный объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Все вышесказанное актуализирует необходимость всесторонней поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны государства и муниципалитетов. Меры поддержки малого и среднего бизнеса разрабатываются и реализуются в России на государственном и местном уровне.
«Региональная политика поддержки малого и среднего бизнеса»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Региональная политика государственной поддержки предпринимателей малого и среднего уровня крайне важна, поскольку она позволяет учитывать специфические географические, социально-экономические, исторические, экологические и иные характеристики региональной территории и вырабатывать с учетом таких специфических характеристик наиболее эффективные меры поддержки.
Замечание 1
На сегодняшний момент самым востребованным в практике публичного управления, в том числе практике поддержки малого и среднего предпринимательства, является метод программно-целевого регулирования.
Основные инструменты региональной политики поддержки малого и среднего бизнеса
В качестве главного инструмента осуществления региональной политики по поддержке бизнеса малого и среднего уровня применяется программно-целевой метод. Программно-целевой метод позволяет посредством разработки специальных программ увязать цели, ресурсы, сроки и желаемые параметры развития в конкретной сфере публичного управления. Программы по поддержке бизнеса малого и среднего уровня реализуются в стране более 15 лет.
- формулировка приоритетных задач развития на конкретный период времени;
- оценка планируемых итогов реализации программы, которая включает, как количественные, так и качественные характеристики;
- перечень мероприятий, которые позволят достигнуть желаемых параметров развития;
- объемы и источники финансирования мероприятий программы;
- субъекты, ответственные за реализацию программы и реализацию отдельных мероприятий.
Важно подчеркнуть, что региональные целевые программы поддержки бизнеса разрабатываются в соответствии с федеральными целями поддержки развития малого и среднего бизнеса, однако у каждого региона объем финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на поддержку, отличается, поэтому отличаются и программы поддержки, и конкретные мероприятия, реализуемые региональными властями.
Цели и задачи региональной политики поддержки малого и среднего бизнеса
В качестве приоритетной цели развития малого и среднего предпринимательства и, соответственно, региональной политики поддержки таких предпринимателей традиционно называется формирование благоприятной среды, стимулирующей развитие предпринимательства. Названная цель конкретизируется в следующих задачах:
- оптимизация нормативно-правового регулирования предпринимательства малого и среднего уровня, в том числе в налоговой сфере, в сфере поддержки;
- формирование устойчивой инфраструктуры поддержки предпринимателей малого и среднего уровня;
- разработка и реализация финансово-кредитных инструментов поддержки предпринимателей малого и среднего уровня;
- формирование благоприятной среды, в том числе посредством финансовой поддержки, налоговых льгот и пр. для развития предпринимательства в инновационной сфере;
- оказание всесторонней поддержки в продвижении продукта, производимого предпринимателями региона малого и среднего уровня на федеральный рынок и в зарубежные государства.
При этом очевидно, что финансовые ресурсы ограничены, их распределение не может не подвергаться определенным ограничениям, потому для поддержки избираются наиболее приоритетные с точки зрения развития региональной территории направления предпринимательства, прежде всего это инновационное предпринимательство. В числе приоритетных направлений поддержки предпринимателей малого и среднего уровня по содержанию выделяют следующие:
- обрабатывающая промышленность;
- сельскохозяйственная деятельность;
- деятельность в таких социально значимых областях, как оказание медицинских услуг, оказание образовательных услуг и др.;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- деятельность в сфере внутреннего туризма и пр.
Эффективность реализации региональной политики поддержки бизнеса малого и среднего уровня осуществляется по степени достижения в указанных направлениях ожидаемых параметров. В числе важнейших параметров оценки следует рассматривать:
- параметры, которые позволяют оценить социальный эффект от функционирования бизнеса малого и среднего уровня, то есть количество создаваемых таким бизнесом рабочих мест, средняя оплата труда работников на таких предприятиях;
- параметры, которые позволяют оценить экономический эффект от деятельности бизнеса малого и среднего уровня, в том числе количество таких предприятий, доля продукции таких предприятий в общем объеме ВРП, увеличение объема налоговых доходов и др.
Источник: spravochnick.ru
Оценка эффективности государственных и муниципальных программ в сфере малого и среднего предпринимательства на региональном уровне
Государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства необходима для обеспечения эффективности функционирования малых форм хозяйствования. При этом результативность реализации государственных и муниципальных программ для развития этого сектора экономики не всегда оценивается положительно. Для повышения эффективности малого и среднего бизнеса на региональном уровне необходимо своевременно выявлять существующие проблемы и вносить коррективы в государственные и муниципальные программы развития предпринимательства.
Ключевые слова: государственные программы, муниципальные программы, малое и среднее предпринимательство, эффективность государственных программ, Пермский край.
ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF STATE AND MUNICIPAL PROGRAMS IN THE FIELD OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES AT THE REGIONAL LEVEL
Annotation. State support for the development of small and medium-sized businesses is necessary to ensure the effective functioning of small business forms. At the same time, the effectiveness of the implementation of state and municipal programs for the development of this sector of the economy is not always evaluated positively. To improve the efficiency of small and medium-sized businesses at the regional level, it is necessary to identify existing problems in a timely manner and make adjustments to state and municipal entrepreneurship development programs.
Keywords: state programs, municipal programs, small and medium-sized entrepreneurship, effectiveness of state programs, Perm region.
В условиях повышенной конкуренции в сфере малого и среднего бизнеса, ограничения деятельности в условиях пандемии COVID -19 возникает необходимость оценки эффективности государственных и муниципальных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оценка эффективности реализации государственных и муниципальных программ в сфере малого и среднего предпринимательства на региональном уровне основана на определённых принципах: иерархичности, интеграции, целенаправленности, формализации, сочетания централизации и децентрализации (таблица 1).
Таблица 1 — Принципы оценки эффективности реализации государственных и муниципальных программ в сфере малого и среднего бизнеса [5]
Принцип | Краткая характеристика |
Иерархичности | Требует изучения оценки эффективности государственной поддержки субъектов малого предпринимательства на макро-, мезо- и микроуровне. Различные иерархические уровни в рамках оценки и анализа представляют собой федеральный, региональный и муниципальный, в рамках которых реализуется государственная поддержка МСП. |
Итеграции | Заключается во взаимодействии между элементами различных уровней господдержки субъектов малого предпринимательства. |
Целенаправленности | Требует выбора цели и её четкая формулировки. |
Формализации | Необходимо учитывать при определении методов, подходов, оценок, получении количественных характеристик. |
Сочетание централизации и децентрализации | Основной институт управления осуществляется на федеральном уровне, однако, далее он децентрализируется на региональный и местный уровень и позволяет по многоступенчатой системе организации получить субъектам малого предпринимательства государственную поддержку. |
Для оценки эффективности государственных и муниципальных программ в сфере малого и среднего предпринимательства используется методика С.Г. Тяглова. В основе методики лежит метод экспертных оценок и метод постоянных соотношений, объединенный в рейтинговую бальную оценку (таблица 2).
Таблица 2 — Методика оценки эффективности государственных и муниципальных программ в сфере малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании [7]
Мотивированное суждение результатов оценки следующее [7]:
3,5 — 5 баллов. Уровень эффективности политики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства отличный, изменений не требуется.
— 1,75 — 3,49 балла. Уровень эффективности политики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства хороший. Требуется дополнительный контроль в части реализации программ.
0 — 1,74 балла. Уровень эффективности политики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства удовлетворительный. Требуются корректирующие меры и дополнительная поддержка.
— менее 0 баллов. Уровень эффективности политики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства катастрофический, требуется новая целевая программа по предотвращению кризисных явлений.
Результаты оценки уровня развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае по методике С.Г. Тяглова показывают, что за 2018 г. и 2019 г. уровень эффективности политики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства хороший (3,2 и 1,8 баллов соответственно), а в 2020 г. — уровень удовлетворительный (0,1 балла), таблица 3. Поэтому требуются корректирующие меры и дополнительная поддержка.
Таблица 3 — Оценка уровня развития малого и среднего предпринимательства в г. Пермь (по методике С.Г. Тяглова) [7]
В Пермском крае ежегодно формируется доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей. На основании данных отчета только менее 2 % руководителей (владельцев) субъектов малого и среднего предпринимательства отметили рост эффективности деятельности организации, 56,7 % респондентов отметили снижение эффективности деятельности, а 23,9 % оценили положение своей организации как кризисное (в 2019 году такой ответ был у 10 % респондентов), рисунок 1.
Рисунок 1 — Оценка экономического положения малых и средних предприятий в 2020 году [новоселов]
Основными проблемами, с которыми сталкиваются руководители малых и средних предприятий при участии в государственных и муниципальных программах поддержки их бизнеса – это снижение спроса на свою продукцию (29% респондентов), отсутствие средства на выплату заработной платы (17%), неплатежи со стороны контрагентов (14%), отсутствие средств на оплату аренды (11%) и другое (рисунок 2).
Рисунок 2 — Оценка экономического положения субъектов малого и среднего предпринимательства, 2020 г. [6]
Следовательно, достаточно большой удельный вес составляют причины, связанные с отсутствием финансовых средств на оплату налогов и арендных платежей. Поэтому предоставление бесплатной аренды (в объектах муниципальной собственности) является одним из возможных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства, а льготное налогообложение (например, в промышленных и сельскохозяйственных кластерах) будет дополнительным мотивирующим фактором для развития.
В свою очередь льготное (беспроцентное) кредитование для обеспечения выплаты заработной платы сотрудникам позволит уменьшить негативный тренд снижения численности сотрудников, работающих в субъектов малого и среднего предпринимательства.
Почти треть руководителей (владельцев) субъектов малого и среднего предпринимательства (28%) в 2020 году не обращались за помощью к государственным структурам поддержки предпринимательства, что косвенно указывает на слабую информационную поддержку и административные барьеры (большое количество необходимых документов, требуемых для оказания поддержки, длительные сроки получения поддержки, неясность порядка и условий получения поддержки), рисунок 3.
Рисунок 3 — Оценка мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Пермском крае в 2020 г. [6]
Также следует выделить низкий удельный вес значимости такой меры поддержки как развитие бизнес-инкубаторов (4%) и, наоборот, приоритетность для субъектов малого и среднего предпринимательства — льготного кредитования и финансовой поддержки за счет реализации программ микрофинансовой компании предпринимательского финансирования (18% респондентов).
Оценка действий региональных и муниципальных властей по поддержке бизнеса в условиях пандемии COVID -19 показала, что положительно оценили работу 47 % респондентов и 29 % оценили их как резко отрицательно (рисунок 4).
Действия региональных властей по поддержке малого и среднего предпринимательства в период пандемии COVID -19
Рисунок 4 — Оценка действий региональных властей по поддержке малого и среднего предпринимательства в Пермском крае в 2020 г. [6]
Таким образом, оценка эффективности государственных и муниципальных программ в сфере малого и среднего предпринимательства в Пермском крае показала, что в настоящий момент отмечается стагнация динамики развития сегмента, требуются дополнительный контроль и корректирующие меры.
В качестве таких мероприятий возможны следующие предложения.
1. Реализация совместных программ в рамках инициативного бюджетирования, предусматривающий приоритетный выбор субъекта малого и среднего предпринимательства, расположенного на территории муниципалитета.
2 Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства и самозанятым рабочих мест в частных коворкинг- центрах. Работа в коворкинг — центрах позволит снизить непрофильные финансовые и временные затраты предпринимателей. Перспективным представляется не только организация работы в коворкинг- центрах, но и организация бесплатных семинаров и тренингов для самозанятых и представителей субъектов малого и среднего предпринимательства. В свою очередь для компенсации затрат частных коворкинг- центров (которые, в свою очередь в большинстве сами относятся к субъектам МСП) предлагается снизить арендную плату. Для этого возможно ввести льготный вычет для арендодателя, предусматривающий снижение суммы налога для собственников на размер снижения арендной платы для частных коворкинг- центров.
Библиографический список:
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Пермском крае: Закон Пермского края от 26.02.2009 № 392-ПК (ред.13.12.2019) — Доступ из интернет-портала правовой информации «ПравоРу». — Режим доступа: pravo.gov.ru.
2. О внесении изменений в отдельные законы ПК в сфере налогообложения от 26 ноября 2020 года: Закон Пермского края от 26.112020 № 598 ПК — Доступ из интернет-портала правовой информации «ПравоРу». — Режим доступа: pravo.gov.ru.
4. Об утверждении муниципальной программы «Экономическое развитие города Перми»: Постановление администрации города Перми от 18 октября 2018 года N 757(ред.14.12.2021) — Доступ из интернет-портала правовой информации «ПравоРу». — Режим доступа: pravo.gov.ru..
5. Давыдова Л.В. Малое предпринимательство в реформируемой экономике: роль и значение / Л.В. Давыдова, Л.А. Будовская // Финансы и кредит. — 2020. — №13 (253). – С.23 — 28
6. Новоселов П. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае. Ежегодный доклад за 2020 год. – Пермь, 2021.
7. Тяглов С.Г. Методический инструментарий интегральной оценки состояния малого бизнеса в регионах России/ С.Г. Тяглов // Региональная экономика: теория и практика. — 2018. — Т. 16, № 5. -С. 928.
Информация об авторе:
Свечникова Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»
Information about the author:
Svechnikovа Tatyana Mikhailovna, Senior Lecturer of the Department of Management, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Источник: inter-legal.ru
Постановления
На основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», руководствуясь Уставом сельского поселения Мишутинское, администрация сельского поселения Мишутинское
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории сельского поселения Мишутинское на 2022-2024 годы».
2. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования в газете «Борьба».
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава сельского поселения Мишутинское С.В. Сапогов
сельского поселения Мишутинское
от 06.12.2021 № 46
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Развитие малого и среднего предпринимательства на территории сельского поселения Мишутинское
на 2022-2024 годы»»
Ответственный исполнитель -Администрация сельского
Глава сельского поселения Мишутинское- Сапогов Сергей Васильевич
Д. Мишутинская
муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории сельского поселения Мишутинское
на 2022-2024 годы»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории сельского поселение Мишутинское» на 2022 — 2024 годы (далее — Программа)
Администрация сельского поселения Мишутинское Вологодской области
Администрация сельского поселения Мишутинское Вологодской области
Основание для разработки Программы
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Администрация сельского поселения Мишутинское
Цель: обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в экономике сельского поселения Мишутинское
— совершенствование нормативно-правовой базы в сфере малого и среднего предпринимательства;
— предоставление информационной и организационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
— поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих социально значимые проекты, создание положительного имиджа малого и среднего предпринимательства в экономической, политической и социальной жизни поселения
Сроки и этапы реализации
2022 — 2024 годы.
Объемы и источники финансирования
Общий объем финансирования за счет средств бюджета сельского поселения Мишутинское Вологодской области –10,5 тыс. руб.
2022год – 3,5 тыс.руб. (3460,53)
2023год – 3,5 тыс.руб. (3460,53)
2024год – 3,5 тыс.руб. (3460,53)
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
— расширение сфер деятельности и экономическое укрепление субъектов малого и среднего предпринимательства;
— увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
— увеличение численности работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства;
— увеличение количества вновь создаваемых рабочих мест;
— увеличение поступлений в бюджет поселения от деятельности малых предприятий и предпринимателей.
1. Обоснование необходимости разработки
муниципальная программа
Малые и средние предприятия имеют важное социально-экономическое значение. Они обеспечивают социальную стабильность, быстро адаптируются к меняющимся требованиям рынка, вносят существенный вклад в развитие сельского поселения Мишутинское .
Развитие малого и среднего бизнеса во многом обусловлено потребительским спросом населения и его покупательной способностью. Вместе с тем субъекты малого и среднего предпринимательства характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, чем крупные предприятия, а, значит, нуждаются в содействии со стороны органов местного самоуправления.
Муниципальная программа разработана с целью реализации основных положений указанного Федерального закона и направлена на осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании.
Программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в сельском поселении.
2. Цели и задачи муниципальной программы
Целью программы является содействие развитию малого и среднего предпринимательства в сельском поселении Мишутинское и повышение роли малого предпринимательства в экономике поселения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— совершенствование нормативно-правовой базы в сфере малого и среднего предпринимательства;
— предоставление информационной и организационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
— обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, развитие и совершенствование форм и механизмов взаимодействия органов местного самоуправления, субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме улучшения социально-экономических показателей, реализация программы окажет существенное воздействие на общее экономическое развитие и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
3. Сроки реализации муниципальной программы
Срок реализации муниципальной программы рассчитан на 2022 – 2024 годы.
Разделения реализации муниципальной программы на этапы не предусматривается.
4. Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы
Финансирование муниципальной программы будет осуществляться за счет средств бюджета поселения.
Общий объем финансирования муниципальной программы -13500,0 руб.
Источник финансирования
Источник: muob.ru