Какими знаниями должен обладать бизнес тренер

В настоящее время область обучения и развития человеческих ресурсов продолжает развиваться и, за последний год, поднялась на качественно новый уровень. Произошли изменения в ожиданиях и требованиях современных заказчиков к профессионализму бизнес-тренера, качеству тренингов. Наблюдаются и изменения в предложении тренинговых решений, подходах к обучению и развитию человеческих ресурсов, что привело к расширению диапазона профессии бизнес-тренера и, соответственно, усложнило стоящие перед ним задачи.

Вера Карасёва , менеджер по маркетингу и связям с общественностью консалтинговой компании «ADDWIZE» : «Рынок тренинговых услуг в Украине становится всё более сложным, что создаёт определённые проблемы для его участников. Спрос на профессиональные тренинговые услуги растёт, потребности модифицируются. Предложение формируют новые игроки, которые стремятся найти и прочно занять рыночную нишу, предлагая новые или качественно улучшенные решения для заказчиков. Фокус же деятельности основных игроков рынка сосредоточен преимущественно на продукте и выстраивании личных отношений с заказчиками».

Какими навыками должен обладать бизнес-тренер (Кузнецова М. В.)

Важно отметить, что вопросы профессионализма тренеров и гарантии качества, предоставляемых тренинговых услуг остаются по-прежнему актуальными и открытыми, так как нет единого понимания профессии бизнес-тренера.

В Украине можно наблюдать разные модели работы тренеров, стили и практики. Анализируя истории успеха известных украинских тренеров, можно среди них выделить несколько наиболее ярких описательных характеристик тренеров, которые могут взаимодополняться.

Есть тренеры-шоумены , которые умеют отлично работать с участниками тренинга в аудитории и обеспечивают результаты на эмоциональном уровне. Вместе с тем, по отзывам заказчиков, они редко демонстрируют системный подход, не проводят структурированный анализ потребностей в обучении, не обеспечивают внедрение результатов обучения. Решение этих задач и ответственность за результаты обучения перекладывается на заказчика. Такие тренеры ориентированы больше на процесс и хороши под отдельные задачи, которые чаще всего не связаны с решением сложных бизнес- задач, а с решением проблем внутреннего климата и отношений в организации на уровне межличностного взаимодействия. Их личная энергия и творческий подход могут стать хорошим стимулом к изменениям для отдельных участников тренинга.

Есть тренеры-теоретики и тренеры-философы . Первые отстаивают позицию, что для решения бизнес- задач заказчика не обязательно разбираться в бизнесе, быть экспертом предметной области. По их мнению, для того чтобы обучить других основам менеджмента, не обязательно самому иметь практический опыт работы менеджером. Или, если речь идёт о техниках продаж,– чтобы обучить других искусству продаж, не надо быть самому продавцом, уметь продавать. Такие тренеры чаще выступают в роли фасилитаторов, ценность услуг которых для бизнеса выражается в их умении систематизировать знания целевой аудитории или предлагать «книжные» решения.

Типы бизнес тренеров

Стиль работы тренеров-философов – это расстановка акцентов, они, как правило, не опускаются до уровня инструментов и конкретных решений, а сосредотачиваются преимущественно на философии бизнеса. Они чаще выступают в роли авторитетных специалистов, дающих указания в повелительном наклонении.

В Украине растёт спрос на тренеров-практиков , которые предлагают системные решения, работают по стандартам, имеют практический опыт работы «по ту сторону», мыслят категориями бизнеса. Такие специалисты успешны как бизнес- консультанты и востребованы как агенты изменений в организации.»

Понимание стилей, методов обучения и подходов, практикуемых современными бизнес- тренерами, позволяет заказчикам реально оценивать преимущества и недостатки предложений, наполняющих рынок тренинговых услуг. Однако, вопрос «Какого тренера, под какие задачи и как выбрать?» в наше время по-прежнему является синонимом Шекспировского «Быть или не быть?» У современных заказчиков нет единого списка критериев выбора тренера. Такого списка и не должно быть, так как критерии выбора меняются в зависимости от приоритетов развития бизнеса. Одни компании, по-прежнему, руководствуются ценовым фактором при принятии решения о выборе тренинговой компании, другие – видят в тренере бизнес- партнёра, стратега изменений и формируют высокий уровень ожиданий.

Присущие рынку тренинговых услуг эволюционные процессы свидетельствуют о формировании качественно нового понимания работы бизнес-тренера и ценности, которую он призван создавать для заказчика.

Для того чтобы успешно решать задачи современного бизнеса, профессиональные бизнес-тренеры, по мнению Елены Пивень , директора по персоналу компании «МЕРКС» , должны соответствовать следующим требованиям:

· Обеспечивать высокое качество и практичность предлагаемых решений;

· Нести ответственность за результаты тренинга;

· Демонстрировать высокие стандарты работы бизнес-тренера и специализироваться в отдельных областях (менеджмент, продажи, командообразование, логистика и т. д.), что, несомненно, влияет на качество предоставляемых услуг;

· Выдерживать баланс цена – качество и предлагать прозрачную политику ценообразования;

· Быть бизнес- ориентированным и понимать ключевые процессы бизнеса не из книжек, а на практике;

· Быть ориентированным на потребителя и не навязывать своих мнений и готовых решений;

· Уметь проводить качественные исследования и демонстрировать навыки проектного менеджмента.

Для того чтобы оценить степень соответствия тем или иным требованиям нужна система оценки. Во всем мире, работа тренера, как и любого другого специалиста, измеряется и оценивается. В Украине, до недавнего времени, не было единого понимания критериев оценки работы бизнес- тренера, Впрочем, как и не было и ни одной профессиональной программы подготовки бизнес-тренеров под потребности современного бизнеса.

Критерии оценки нужны для того, чтобы правильно сделать выбор, оценить уровень профессионализма бизнес- тренера и быть уверенным в том, что квалификации специалиста достаточно для выполнения поставленных перед ним задач.

Независимо от того, с какой именно целевой аудиторией приходится работать бизнес- тренеру, то ли с собственниками, директорами или торговыми представителями, есть определённый уровень профессионализма, которому должен соответствовать тренер, чтобы обеспечить результаты обучения. Каждый практикующий тренер со временем вырабатывает свой уникальный стиль, формирует свои конкурентные преимущества, нарабатывает тренинговые «фишки», которые влияют на восприятие процесса обучения участниками тренинга и позволяют оценивать эффективность тренинга на эмоциональном уровне — «нравится» или «не нравится». Для того чтобы соответствовать ожиданиям современных заказчиков, бизнес-тренеру важно не только обеспечивать положительные результаты обучения на эмоциональном уровне. Важно определять и решать конкретные бизнес-проблемы.

На рисунке 1 схематически изображены роли бизнес- тренера, которые он должен исполнять, чтобы соответствовать ожиданиям современного бизнеса, задачи, которые он должен решать и сферы ответственности. Модель компетенций, предложенная нами, предоставляет собой набор критериев управления личной эффективностью бизнес- тренера. В целом, речь идёт о разработке единого подхода, общего языка для описания эффективности работы современных тренеров, независимо от сферы специализации и практикуемого стиля, под потребности современного бизнеса.

Так, успешный тренер должен быть стратегом, экспертом в области своей специализации, быть бизнес- партнёром, заинтересованным в бизнес- результатах заказчика. Также, бизнес- тренер должен эффективно распределять ресурсы, управлять проектами, быть лидером и фасилитатором изменений.

Марина Мосиневич, директор по персоналу и корпоративным связям ООО «БАЙЕР»: «Современный бизнес- тренер должен отличаться желанием познать больше, постоянно самосовершенствоваться и стремиться к превосходным результатам. Он должен обладать яркой индивидуальностью, внутренней уверенностью, уметь доходчиво и просто объяснять материал и аргументировать. Вместе с тем, демонстрировать поведенческую гибкость, быть открытым и доступным в общении. Тренеру важно быть динамичным, ориентированным на результат и прагматичным, что обусловлено прикладным характером бизнес- тренинга. По-настоящему успешные тренеры должны выступать в роли инициаторов изменений, наставников, консультантов и деловых партнёров».

Сферы ответственности бизнес-тренера и первоочередные задачи, которые он должен решать, определяют принципы и стандарты профессиональной деятельности, которым профессиональный бизнес- тренер должен соответствовать.

Читайте также:  Быстрый авто бизнес класса

Примером таких принципов и стандартов могут быть международные стандарты работы бизнес-тренера, которые адаптированы к региональным особенностям и внедряются в Украине в результате плодотворного сотрудничества Школы бизнес- тренерского мастерства и консалтинговой компании ADDWIZE с International Board of Standards for Training, Performance and Instruction (ibstpi).

Профессиональные принципы стандарты профессиональной деятельности бизнес-тренера (Рисунок 2):

Эффективно взаимодействовать и общаться:

· Использовать профессиональную речь, которая отвечает особенностям аудитории, бизнес- контексту и их уровню культуры.

· Профессионально владеть навыками вербальной и невербальной коммуникации, навыками активного слушания, обратной связи и деловой презентации.

· Знать интерактивные методы и технологии обучения, применять их в соответствии с целями обучения.

· Уметь устанавливать контакт с аудиторией и эмоциональная компетентность.

Улучшать и совершенствовать профессиональные знания и навыки:

· Расширять знание принципов и методов обучения, разрабатывать стратегии обучения.

· Постоянно обновлять свои профессиональные навыки и знания предметной и смежных областей, расширять спектр стилей обучения.

· Устанавливать и поддерживать профессиональные контакты, принимать участие в мероприятиях по профессиональному развитию и повышению квалификации.

Соблюдать профессиональную этику и придерживаться правовых норм:

· Следовать этическим нормам деятельности бизнес-тренера.

· Обеспечивать равенство в отношении к участникам процесса обучения.

· Соблюдать конфиденциальность, прояснять и избегать конфликта интересов Заказчиков.

· Уважать интеллектуальную собственность, включая авторские права.

Устанавливать и поддерживать профессиональное доверие:

· Моделировать образцовое профессиональное поведение бизнес-тренера.

· Уважать ценности и точки зрения других.

· Демонстрировать экспертные знания области специализации.

· Быть гибким и открытыми к изменениям.

· Согласовывать свою профессиональную деятельность с организационным контекстом и целями Заказчика.

Для того, чтобы бизнес-тренеру соответствовать ожиданием современного бизнеса, быть эффективным и результативным, важными являются описание поведения и основных личностных характеристик бизнес-тренера, который способен достигать выдающихся результатов именно в наших условиях. С этой целью был проведен ряд исследований, направленных на изучение ожиданий и требований современного бизнеса, что нашло своё отображение в модели компетенций бизнес-тренера.

В организации, модель компетенций позволяет сформировать набор критериев, который объединяет спектр конкретных видов деятельности сотрудника, необходимых для выполнения поставленных задач.

Модель компетенций является действенным инструментов при отборе сотрудников, оценке их исполнения в организации, управлении их вознаграждением, обучении и развитии. Предлагаемая нами модель призвана помочь практикующим тренерам оценить свой уровень профессионализма и определить основные направления их профессионального развития и самосовершенствования. Менеджеры по персоналу могут использовать данную модель при выборе поставщиков тренинговых услуг или в управлении эффективностью процесса обучения и развития в организации.

Компетенции бизнес-тренера структурированы по основным этапам процесса обучения и развития человеческих ресурсов: от этапа оценки потребностей в обучении до внедрения результатов обучения.

Такие этапы, как определение потребностей в обучении, подготовка и наполнение тренинга, являются наиболее важными этапами процесса обучения. Именно на этих этапах ведётся целенаправленная работа по определению результатов обучения «на выходе», изучению особенностей и ожиданий участников тренинга.

Компетенции, необходимые для эффективного выполнения задач бизнес-тренером на данных этапах следующие:

· Изучение потребностей в обучении, особенностей целевой аудитории.
Бизнес-тренер определяет цели и задачи обучения, расставляет приоритеты, проводит исследования, систематизирует и анализирует информацию. Владеет навыками проектного менеджмента. Тренер определяет существенные характеристики и особенности участников процесса обучения, управляет их ожиданиями.

· Планирование методов и материалов бизнес-тренинга.
Бизнес-тренер знает и планирует методы обучения, подбирает и адаптирует их с учётом особенностей участников тренинга, условий среды и формата обучения. Умеет определять ключевые моменты тренинга, подбирает контекстные примеры, разрабатывает рабочие материалы обучения в соответствии с целями и задачами обучения.

· Подготовка к тренингу.
Бизнес-тренер предвидит, и готовиться к трудностям, которые могут возникнуть в процессе проведения тренинга, умеет управлять конфликтами в группе и «сложными» участниками. Планирует и готовит все необходимые вспомогательные материалы, технические средства тренинга и помещение, где будет проходить обучение.
Бизнес-тренер управляет своими эмоциями и соблюдает бизнес-этикет.

· Управление процессом обучения.
Бизнес- тренер регулярно оценивает и анализирует выполнение задач на каждом из этапов процесса обучения, своевременно реагирует на изменения, корректирует ранее разработанный план действий и согласовывает изменения с целями обучения. Поощряет и поддерживает инициативы по обучению и развитию, доводит их до завершения.
Развивает сотрудничество со всеми участниками процесса обучения. Воспринимает и обдумывает идеи, предложенные другими.

Как правило, от тренера во время проведения тренинга ожидают оригинальности, уверенности, мастерства и демонстрирования знаний экспертной области. Для того чтобы реализовать эти и другие ожидания участников процесса обучения, необходимы компетенции:

· Проведение тренинга.
Во время тренинга бизнес- тренер устанавливает правила тренинга, определяет основные ожидания участников тренинга, устанавливает ясные цели, применяет принципы управления временем. Он открыт и внимателен.
Тренер умеет задавать вопросы, управлять дискуссией, объяснять и обобщать, делать выводы; предоставляет чёткую, своевременную и конкретную обратную связь. Своевременно и в соответствии с ситуацией препятствует нежелательному поведению участников тренинга, доводит учебные мероприятия до завершения.

· Применение предметных знаний экспертной области для разработки лучших решений.
Бизнес-тренер собирает ресурсы для достижения целей обучения, выступает экспертом по тематике тренинга.
Изучает и анализирует проблемы заказчика, определяет причинно-следственную связь и предлагает проверенные практикой решения.
Демонстрирует глубокие знания области специализации, систематизирует свой прошлый опыт и источники информации. Консультирует и обеспечивает, чтобы обучение вносило полезный вклад в развитие бизнеса заказчика.

Поскольку тренинг должен приносить конкретные результаты и создавать определённую ценность для бизнеса, бизнес-тренер должен уметь работать с результатами обучения. Даже самый яркий и запоминающийся тренинг не будет эффективным и не сможет решить проблемы бизнеса, если надлежащим образом не обеспечить перенос результатов обучения в рабочий контекст. Критическими компетенциями являются:

· Оценка эффективности и результатов обучения.
Бизнес- тренер берёт на себя ответственность за результаты обучения, устанавливает критерии успеха и оценки обучения.
Отслеживает и анализирует реакцию участников тренинга, определяет и оценивает результаты обучения и ценность для бизнеса. Оценивает эффективность применения методов, учебных материалов, условий обучения. Проводит самооценку, открыт к критике, делает выводы и совершенствует своё мастерство. Составляет отчётную документацию, умеет разрабатывать рекомендации.

· Разработка стратегии внедрения результатов обучения.
Бизнес- тренер обеспечивает условия для синтеза и интеграции новых знаний и навыков, исследует и определяет условия, которые могут способствовать или осложнять применение приобретенных во время тренинга навыков и знаний на практике.
Обеспечивает возможности для практики приобретенных навыков. Поощряет участников тренинга разрабатывать собственные концепции и идеи, способствует постоянному использованию навыков и знаний в ежедневной деятельности.
Определяет и разрабатывает план внедрения изменений по результатам обучения.
Обеспечивает возможности для непрерывного процесса совершенствования приобретенных знаний и навыков.
Описанные выше принципы, стандарты профессиональной деятельности бизнес-тренера и модель компетенций уже нашла своё применение в лучших отечественных практиках. Международные стандарты и принципы профессиональной деятельности бизнес-тренера заложены в основу профессиональной подготовки бизнес- тренеров в Школе бизнес- тренерского мастерства. Тренеры ряда консалтинговых и тренинговых компаний, корпоративные тренеры известных компаний добиваются высоких результатов и успешно решают бизнес-задачи, работая по стандартам поведения, описанным в модели компетенций.

Модель компетенций и стандарты являются движущей силой, вектор действия которой направлен преимущественно на повышение качества как отдельно предоставляемых тренинговых услуг, так и рынка тренинговых услуг в целом.

В тот момент, когда кажется, что всё уже познано в какой-либо области, кто-нибудь обязательно делает открытие. Сегодня как раз время для открытий в сфере обучения и развития человеческих ресурсов, ведь единственный надёжный источник конкурентных преимуществ для современного бизнеса – это профессионально подготовленный персонал.

Читайте также:  Открыть бассейн как бизнес

Источник: ubo.ru

Компетенции бизнес-тренера

Компетенции бизнес-тренера

Бизнес-коучинг – это не просто набор определенных инструментов. О «колесе баланса» и матрице Эйзенхауэра известно многим, но не все добиваются поставленных целей. Результат в бизнес-коучинге зависит, прежде всего, от личности и уровня компетенций коуча. Благодаря его навыкам задавать правильные вопросы и создавать благоприятную атмосферу происходят инсайты и качественные перемены в деловой жизни клиентов.

Что такое компетенция

Компетенции – совокупность знаний, навыков, личных качеств и модели поведения, необходимых для достижения поставленных целей. Набор ключевых компетенций профессиональных бизнес-коучей включает в себя от трех до десятков позиций. Существует даже так называемый «кодекс чести» профессиональных коучей. Большая часть мировых специалистов придерживается модели «8 компетенций коуча», разработанной международной федерацией (ICF).

Что включает в себя модель

1. Демонстрация этичной практики. Сертифицированный бизнес-коуч понимает и применяет этические нормы и профессиональные стандарты коучинга, четко различает коучинг, консультирование, психологию и психотерапию. При необходимости может посоветовать обратиться к подходящему специалисту.

2. Воплощение коучингового мышления. Предполагает признание ответственности клиента, но при этом постоянное саморазвитие и обучение в качестве коуча.

3. Заключение коучингового соглашения. Определяет цели, пути достижения, график сессий и размер оплаты.

4. Развитие доверия и безопасности. Создание благоприятной и уважительной атмосферы. Проявление заботы, оказание помощи и поддержки.

5. Осознанное присутствие. Умение проявить гибкость. Использовать юмор, но не позволять эмоциям управлять процессом.

6. Активное слушание. Профессиональный бизнес-коуч сосредоточен на клиенте, замечает разницу между словами и невербальными сигналами.

7. Пробуждение осознания. В ходе сессии бизнес-коуч задает сильные вопросы, выявляет скрытые возможности и побуждает к действию.

8. Содействие автономному развитию клиента. Составление плана работы с указанием выбранных целей, способов и сроков их достижения.

Это лишь ключевые компетенции коуча. Профессиональный бизнес-тренер – не просто коуч. Он и психолог, и фасилитатор, и специалист в сфере бизнеса клиента. Профессия бизнес-тренера предполагает дополнительные навыки и более глубокие знания.

Какие еще компетенции входят в модель бизнес-тренеров

1. Быть профессионалом в соответствующей сфере бизнеса и мыслить бизнес-категориями. Мало владеть теорией, необходимо иметь личный практический опыт — успешную «вертикальную карьеру» и профессиональные достижения.

2. Иметь опыт работы в разных организациях и знать ситуации современных компаний. Такой опыт говорит о мобильности специалиста на рынке и стремлении развиваться в разных направлениях.

3. Иметь опыт успешного выхода из кризисных ситуаций. Как правило, нестандартные ситуации открывают новые возможности профессионалам и «топят» самозванцев.

4. Владеть групповой динамикой. Легко общаться с аудиторией и управлять вниманием ее участников.

5. Но даже наличия собственного опыта, не всегда достаточно для хорошего бизнес-тренера. Важно уметь обобщить свои знания и иметь огромное желание передать свой опыт другим. Успешный бизнес-тренер – не только эксперт и стратег. Прежде всего, он бизнес-партнер, заинтересованный в результатах своего клиента.

Как компетенции бизнес-коуча могут принести пользу бизнесу

Обладая всеми компетенциями, профессиональный бизнес-коуч способен быстро и эффективно оказывать реальную помощь. Он помогает клиенту развить способность принимать решения, брать на себя ответственность и продолжать прогрессировать самостоятельно, то есть навыки, необходимые для построения успешной карьеры и бизнеса.

Источник: 5prism.ru

Должностная инструкция по специальности «Бизнес-тренер»

бизнес-тренер за работой

Бизнес-тренер (или коуч) – это тот, кто занимается обучением сотрудников компании и руководителей отделов. Специалист дает знания о методах и приемах управления и ведения бизнеса. Основная задача специалиста данного профиля – это увеличение прибыли, получаемой фирмой от реализации продукции или оказания услуг.

Коуч (тренер по бизнесу) — кто это?

Коуч — это «молодая» и востребованная профессия. Такой специалист проводит для сотрудников фирмы обучающие бизнес-тренинги – курсы или лекции, содержащие способы усовершенствования навыков продаж. Работа бизнес-тренера заключается в том, чтобы научить своих слушателей эффективному общению с покупателями, проведению рекламных кампаний

, а руководителей научить методам управления отделом и способам взаимодействия внутри коллектива.

Компания, выбирая внештатного бизнес-тренера, ориентируется на его личностные качества. Коуч оказывает сильное эмоциональное влияние на сотрудников

, поэтому должен подходить организации по духу. Тренер должен находиться на равных с группой, с которой он работает, чтобы научить сотрудников эффективным навыкам продаж.

как стать бизнес тренером с чего начать Фото с сайта righteousbrothers.com Фото с сайта regionsamara.ru Фото с сайта vechorka.ru

Выбор роли

Определившись, как стать бизнес-тренером, с чего начать, приступают к освоению профессии. Важно четко понять для себя, каким именно хотите стать тренером:

  • какая отрасль бизнеса нравится больше всего, с чем бы хотелось работать;
  • чему именно хочется обучать — ведению переговоров, организации работы фирмы, управленческим навыкам;
  • какая аудитория интересует — линейный персонал (уборщики, продавцы), менеджментская прослойка — управленцы среднего звена (начальники отделов), топ-менеджмент — директора компаний, правящая верхушка фирм.

как стать бизнес тренером с нуля

Основываясь на выбранном направлении, можно четко определиться, какую роль в будущем хотелось бы играть в рамках компании. Есть 10 ролей, которые выполняют тренера:

  • поддержка управленческих решений;
  • двигатель (драйвер) бизнеса;
  • эксперт;
  • идейный вдохновитель;
  • преобразователь навыков в результат развития бизнеса;
  • агент изменений в стратегических масштабах;
  • специалист по формированию одинаковой структуры для всего бизнеса в различных регионах;
  • наставник;
  • коуч;
  • учитель-практик.

Каждая из этих ролей несет свою смысловую нагрузку, каждая — имеет определенный круг задач.

Чтобы выбрать свою нишу, необходимо проанализировать свои навыки и знания. Определиться необходимо с тем, что лучше всего получается, что приносит наибольшее удовлетворение.

работа бизнес тренер

Тренер не может работать без удовольствия. Как стать бизнес-тренером, если общение с людьми или выбранная тема не являются близкими и интересными? Не бывает хороших специалистов там, где общение связано с людьми и проходит, при этом, без запала с обеих сторон.

Коуч (бизнес-тренер) — это кто и чем занимается?

Бизнес-тренер обучает сотрудников приемам взаимодействия с потенциальными покупателями, руководителей отделов и компаний – методам управления сотрудниками. Основная цель, которую преследует коуч — это повышение эффективности работы каждого специалиста и всего отдела и, соответственно, увеличение конечной прибыли компании.

Такой специалист необходим компаниям, которые занимаются оптовыми и розничными продажами, оказывают различные услуги потребителям и пр. Работа бизнес-тренера
тонкая и ответственная
, хотя во многих фирмах до сих пор недооценивают ее значимость.

Основная проблема заключается в слишком размытых стандартах и не очень определенном круге обязанностей. Бизнес-тренер – это профессия, которая только набирает популярность.

Что входит в обязанности бизнес-тренера

В фирме тренер(коуч) это тот, кто выполняет различные задачи по мере необходимости, работая одновременно и штатным психологом, и наставником. Основными его обязанностями принято считать:

  • организация бизнес-тренингов для работников компании и руководителей отделов;
  • разработка специальных образовательных программ и создание соответствующих пособий;
  • проведение аттестации персонала компании;
  • подготовка отчета о проведенных работах.

Помимо основной деятельности, бизнес-коуч участвует в конференциях по обмену профессиональным опытом, проводит дополнительные встречи с сотрудниками и т.д.

Если в компании ухудшились показатели по продажам, появился разлад в коллективе, то бизнес-тренер — это тот, кто исправит ситуацию с максимальным успехом.

Профессиональные требования к коучу

Чтобы стать хорошим бизнес-тренером, специалисту необходимы знания психологии, педагогики, менеджмента, маркетинга, богатый жизненный опыт. Желательно при этом иметь большой стаж управления командами, личный опыт успешных продаж в различных областях. Работа бизнес-тренером без опыта практически невозможна, так как во время обучения могут возникнуть внештатные ситуации, которые поставят коуча-новичка в тупик. Именно поэтому при обучении на эту профессию, создаются бесчисленные неудобные ситуации, которые бизнес-тренер должен исправить с минимальными потерями.

Читайте также:  Какие профессии есть в модельном бизнесе

Также бизнес-тренеру необходимо на регулярной основе общаться с отечественными и западными специалистами, самому посещать различные семинары, конференции, быть в курсе экономической обстановки в стране.

Основные требования к коучу:

  • понимание специфики бизнеса, которым занимается его компания;
  • опыт публичных выступлений и организация тренингов;
  • умение создавать обучающие программы;
  • умение находить общий язык с различными типами собеседников;
  • наличие высшего образования;
  • грамотная устная и письменная речь;
  • отличные знания офисных компьютерных программ.

Дополнительно наниматель обращает внимание на следующее:

  • есть ли у коуча личный опыт продаж, понимание современных технологий продаж и маркетинговых исследований;
  • отзывы предыдущих слушателей;
  • знания иностранных языков (преимущественно — английского языка).

Бизнес-тренер должен позиционировать себя как грамотного специалиста, который обладает знаниями эффективных продаж, и может передать эти знания другим.

Образование

Высшее образование – одно из ключевых требований, которые предъявляют к бизнес-тренерам. Вузов, где можно обучиться этой профессии, в нашей стране нет. Однако переквалифицироваться можно, освоив смежные специализации:

  • маркетинг;
  • педагогику;
  • менеджмент;
  • торговлю;
  • психологию.

Для поступления на эти смежные с профессией бизнес-тренера специальности, надо сдавать, как правило, ЕГЭ по русскому языку, обществознанию, английскому (предметы определяют вузы).

Бизнес-тренеров готовят и специализированные школы, учебные центры. Однако следует понимать, что в них дают только направление, в котором следует развиваться, а дальше нужно самостоятельно работать над профессиональным ростом. После получения высшего образования дополнительные курсы можно пройти в таких учреждениях:

  • Институт тренинга АРВ-Про (Санкт-Петербург);
  • Российская экономическая школа (Москва);
  • Международная школа бизнес-тренеров ICBT (сеть заведений, расположенных во многих крупных городах страны);
  • Институт бизнеса и дизайна (Москва);
  • Международный институт профессиональных инноваций (Москва);
  • Всероссийская академии внешней торговли Министерства экономического развития России.

После окончания специализированных курсов обучение не заканчивается. Бизнес-коуч должен постоянно посещать различные семинары и другие профильные мероприятия для повышения квалификации. Также можно смотреть вебинары и тренинги, которые ведут более опытные коллеги.

Как стать бизнес-тренером

Чтобы работать бизнес-тренером, необходимо не просто педагогическое образование. Нужны также опыт в продажах и сильные лидерские качества. На такую работу годятся психологи и бизнесмены в одном лице.

Очень часто для бизнес-тренеров открываются специализированные курсы в бизнес-школах.

Чаще люди желают учиться у того человека, кто добился в жизни определенных благ. Поэтому бизнес-тренер должен являть собой пример успешности и состоятельности. Многие бизнес-тренеры, сделавшие карьеру в этой области, в прошлом работали преподавателями, топ-менеджерами, торговыми представителями, социологами, занимались научной деятельностью, исследованиями в области психологии и пр.

Бизнес-тренеры нередко проходят обучение дистанционно, так как они не всегда могут лично присутствовать на всех встречах и семинарах, которые позволят им повысить свой уровень.

Подача информации

У меня есть несколько форматов занятий: личная консультация, корпоративный тренинг и онлайн-курс. Также я выкладываю много информации в социальных сетях и на сайте. Распространенная ошибка начинающих тренеров — ничего не публиковать бесплатно. Есть такое правило: если два человека пошли в ресторан, и один угощает другого, то второй подсознательно ощущает, что должен первому.

На общий счет взаимоотношений один положил немного больше, чем другой. Так же работает и в тренерстве. Человек уже получил от тебя что-то бесплатно, он начинает больше доверять тебе.

Сейчас я веду блог на YouTube, где рассказываю про свою методику. В Instagram можно просто писать посты, но лучше заходит видео-контент, так что мы решили делать юмористические вайны по нашей тематике. Я все-таки столько играл в КВН и умею шутить. Еще сейчас будем пробовать форматы тренинга-спектакля и тренинга-стендапа, потому что через юмор проще что-то донести.

Одно время клиенты часто спрашивали, почему бы мне не написать книгу. Я обозначил основные тезисы, мы с партнером наняли агента, который общался с издательством. Если бы я был известен в масштабах всей страны, то мне предложили бы гонорар, а так половину оплачивали мы, а половину издательство. На книгу мы потратили около 250 тысяч рублей — это редактура, дизайн обложки, иллюстрации, оплата услуг агента, корректура, верстка, печать и дистрибуция в книжные магазины.

Личностные качества коуча

Бизнес-тренер должен обладать определенными личностными качествами, чтобы стать профессионалом в своей области.

Специалист должен быть:

  • общительным;
  • тактичным;
  • целеустремленным;
  • успешным;
  • стрессоустойчивым;
  • настойчивым;
  • грамотным.

Помимо этого коуч должен иметь хорошее чувство юмора, обладать развитым интеллектом, отличной памятью и постоянно заниматься саморазвитием. Это гарантирует его успех и повышение квалификации.

Бизнес-тренера приглашают на работу руководители организаций, которые занимаются продажей товаров или оказанием различных услуг. Коуч может представлять тренинговое агентство или работать от фирмы, которая проводит курсы повышения квалификации. Также бизнес-тренер может вести частную практику и самостоятельно находить клиентов для сотрудничества.

Сколько зарабатывает бизнес-тренер (коуч)?

Согласно данным IT-сервисов по поиску сотрудников, в России работа бизнес-тренера в компании оплачивается достаточно высоко: от 35 до 300 тысяч рублей в месяц.

Оклад зависит от навыков, профессионального опыта и популярности специалиста.
Внештатный коуч может зарабатывать более 100 тысяч рублей в месяц.
Работа бизнес-тренера без опыта оплачивается гораздо ниже — в основном, доход им приносят онлайн-тренинги.

Тем не менее, заработок специалиста складывается в основном из KPI-коэффициента, то есть показателя личной эффективности. Если бизнес-тренеру удается повысить эффективность продаж, то и зарплата меняется в лучшую сторону.

А когда коучинг не поможет

Коучинг вряд ли поможет людям с уровнем интеллекта ниже 90 IQ. Также, если речь идет о ценностях, миссии, корпоративной культуре, важен и определенный уровень духовного интеллекта (SQ), иначе человек не сможет понять вдохновляющего потенциала этих идей.

В корпоративном формате коучинг как метод коммуникации тоже следует применять не всегда и не со всеми. Например, есть концепция ситуативного лидерства Херси и Бланшара, в котором связали 4 уровня развития коллектива с 4 методами коммуникации с этими коллективами.

Первый уровень, когда сотрудники не умеют работать и не хотят работать и учиться. В этом случае лучше использовать директивные методы управления.

Фото с сайта stmegi.org

Фото с сайта stmegi.org

Второй уровень развития коллектива, когда присутствует достаточная мотивация, но сотрудники еще не умеют работать. Например, студенты после университета. В этом случае основные методы работы с персоналом — тренинг как обучение навыкам работы, менторинг.

Третий уровень — когда сотрудники уже освоили методы работы, получили опыт, но мотивация при этом угасла. Здесь наиболее оптимальным способом повышения мотивации сотрудников будет коучинг и вовлечение их в принятие решений. То есть коучинг как метод менеджмента наиболее важен при работе именно с опытными сотрудниками.

Четвертый уровень — когда сотрудники и мотивированы, и являются специалистами своего дела. Здесь используются и коучинг, и различные формы делегирования принятия управленческих решений.

Использование методов, противоречащих уровню развития сотрудников, обычно снижает эффективность. То есть не стоит использовать коучинг с сотрудниками, у которых уровень развития — 1 и 2. А использование методов авторитарного руководства с сотрудниками 3 и 4 уровня развития приводит к деградации коллектива на предыдущие уровни.

Источник: balttradeservice.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин