Какова роль малого бизнеса

Малое предприятие — предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и незначительным объёмом выпускаемой продукции. Максимальная численность работников на таких предприятиях: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60; в оптовой торговле — 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30; при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Малое предприятие как субъект малого предпринимательства — это коммерческая организация, в уставном капитале которой доля участия государства, общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов не должна превышать 25%.

Эта форма организации не требует больших денежных вложений, не боится риска и быстро реагирует на изменения рыночного спроса (например, быстрее осваивает выпуск новых .видов продукции, внедряет технические новинки), имеет незначительные расходы на аппарат управления, возможность быстрой окупаемости расходов. А главное, она обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжается выпускаемой продукцией и прибылью, самостоятельно определяет формы и размеры оплаты труда, вступает в объединения с другими предприятиями, может выпускать акции и др. С малого бизнеса, как правило, начинают свой рост крупные предприятия.

Мэддисон прошел Готику 3

Разумное сочетание малых и крупных предприятий позволяет полнее учесть интересы и возможности потребителей в различных видах товаров и услуг.

Малые предприятия занимают значительное место в российской экономике, они выпускают 10—12% всей производимой в стране продукции. Однако в странах с развитой рыночной экономикой доля малого бизнеса в национальном продукте составляет более половины.

Источник: schoolotvety.ru

Малое предпринимательство и его роль в развитии экономики

Предпринимательство, как указывалось ранее, является важнейшим фактором экономического развития предприятия. Но оно также оказывает большое влияние и на развитие национальной экономики. Последнее объясняется тем, что предпринимательство, исходя из его сущности (стремление каждого гражданина улучшить свое материальное положение), рождает массовое явление в форме развития малого и среднего бизнеса. Структура национальных экономик стран с рыночной системой хозяйствования подтверждает это положение полностью (табл. 14.1).

Таблица 14.1

Распределение различных размеров предприятий в ряде стран, %

В общем количестве предприятий

В объеме промышленной продукции

Примечание. К крупным предприятиям относятся предприятия с числом занятых от 1 тыс. и более человек. К средним — от 100 до 1000 человек. К малым — до 100 человек.

Роль малых предприятий в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Так, развитие технологий, науки предполагает, с одной стороны, наличие крупных предприятий (поскольку требуются большие капиталовложения), а с другой стороны, это ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а следовательно, к увеличению безработицы. В конечном итоге это вызывает сокращение потребительского спроса и ведет к увеличению социальной напряженности.

Читайте также:  Как обновить бизнес аккаунт в инстаграм

В то же время развитие технологий, науки и техники вызывает необходимость постоянного качественного изменения спроса, на которое не могут оперативно реагировать крупные предприятия в силу инертности производства, из-за его громоздкости. Это могут сделать малые предприятия в силу гибкости и быстроты принятия решения, поскольку хозяину легче проконтролировать производственный процесс и быстро его переналадить исходя из изменений спроса на рынке.

Но самая важная значимость малых предприятий заключается в решении ряда социальных аспектов. Малые предприятия создают условия для увеличения рабочих мест. Это подтверждается и современным характером экономического развития промышленно развитых стран.

Кроме того, в условиях повышения общей образованности населения все больше граждан стремится к более полному проявлению своих личных индивидуальных способностей. Этого можно достигнуть главным образом за счет открытия собственного дела, своего бизнеса, которое им по душе и отвечает их наклонностям. В конечном итоге это также вызывает необходимость развития малых предприятий.

Таким образом, из изложенного следует, что малые предприятия не являются «побочным» продуктом перехода экономики в новое качество, т.е. к рынку. Они являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая:

во-первых, стабильность рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений (по мнению зарубежных ученых, стабильность системы обеспечивается при условии, когда 20—30% граждан страны имеют свое собственное дело);

во-вторых, они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его высокая эффективность. В конечном итоге это ведет к динамичности хозяйственного развития и экономическому росту национальной экономики;

в-третьих, изменяющуюся роль малых предприятий в деятельности крупных и средних предприятий.

Если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления каждого открыть свое собственное дело, то в настоящее время в большинстве случаев создание малых предприятий инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.

Малые предприятия по поручению крупных компаний или с их помощью часто ведут научные разработки. Причем такая связь просматривается не только в промышленности, но и в других сферах деятельности (торговля, медицина, образование и т.д.). Все это подтверждается многочисленными примерами, взятыми из развития многих стран. Например, в США такие гиганты в розничной торговле, как «С.

Penny» и «Seaes», контактируют с тысячами малых предприятий, чтобы обеспечить их продуктами для реализации. Сотрудничество дает возможность этим гигантам не только выйти на миллионы потребителей через розничную сеть различных лавок и магазинов, но и чутко улавливать изменение спроса потребителей. Такие промышленные корпорации, как «Форд» и «Крайслер», покупают отдельные компоненты для своих автомобилей у многих малых предприятий.

Читайте также:  Управляющая компания структура бизнес

Крупным компаниям экономически выгодно поручать малым предприятиям производство изделий, требующих приложения высокопрофессионального мастерства, нежели делать их самим. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему «франчайзинг» в монополистические производственные комплексы; большие компании являются клиентами малых фирм, а последние — поставщиками для больших фирм.

Опыт работы небольших предприятий в США показывает ряд особенностей их развития. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологии, лучшее использование производственных мощностей и др.

Согласно статистическим данным мелкий наукоемкий бизнес в США дает примерно 50% всех промышленных новшеств, в том числе 95% радикальных изобретений (калькулятор, ксерография, искусственный инсулин, гибкие контактные линзы, персональный компьютер, полароидная фотография и др.).

На доллар затрат на НИОКР они создают в 24 раза больше нововведений, чем гигантские концерны. Скорость прохождения всех этапов НИОКР на малых предприятиях на 1 /3 выше (2 года с выходом на рынок, а в крупных — 3 года). Затраты на одного инженера или ученого на малых предприятиях вдвое ниже, чем в корпорациях.

Малое предприятие тесно связано с корпорациями не только по линии производственных связей, развития новых технологий, но и по организации сбыта продукции, выпускаемой крупными предприятиями, а также обеспечения их сырьем и оборудованием. Это объясняется тем, что крупным предприятиям не всегда выгодно создавать у себя специализированные службы по сбыту продукции и снабжению.

Эту функцию выполняют многочисленные малые предприятия в лице оптово-торговых фирм. Причем особенностью их развития, к примеру, в США, является отраслевая специализация. Почему отраслевая?

Это связано с тем, что именно при ней оптовики имеют дело с четко очерченным кругом покупателей и продавцов и концентрируют свою деятельность на изучении и обслуживании определенных товарных рынков. Кроме того, в каждой отрасли, как показывает опыт США, должно быть, как и среди производителей, не менее 10—15 конкурирующих фирм, имеющих приблизительно одинаковую товарную специализацию. В противном случае никакой конкуренции не будет, а следовательно, все преимущества рыночного оборота будут подорваны.

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.

Вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, а также общественных малых предприятий приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 10% ВВП и дают Уз прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

Читайте также:  Антикафе плюсы и минусы бизнеса

Преимущества малого бизнеса заключаются в гибкости, высокой адаптивной способности к изменениям рыночной конъюнктуры. Они оперативнее отражают изменения потребительского спроса, существенно облегчают территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала. Многочисленность малых фирм создает возможность для широкого развития конкуренции. Стабильно работают те малые предприятия, которые функционируют эффективно.

Роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:

  • • созданию новых рабочих мест;
  • • внедрению новых товаров и услуг, расширению их ассортимента;
  • • удовлетворению нужд крупных предприятий;
  • • обеспечению специализированными товарами и услугами.

Соотношение малых предприятий по отраслям экономики характеризуется следующими цифрами (данные на конец 2014 г.):

Всего предприятий, тыс. из них микропредприятий

В том числе по видам деятельности, % к итогу: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Источник: studref.com

Какова роль малых предприятий в экономике?

Obshchestvoznanie. 8 klass.

Малое предприятие — предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и незначительным объёмом выпускаемой продукции. Максимальная численность работников на таких предприятиях: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60; в оптовой торговле — 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30; при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Малое предприятие как субъект малого предпринимательства — это коммерческая организация, в уставном капитале которой доля участия государства, общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов не должна превышать 25%.

Эта форма организации не требует больших денежных вложений, не боится риска и быстро реагирует на изменения рыночного спроса (например, быстрее осваивает выпуск новых .видов продукции, внедряет технические новинки), имеет незначительные расходы на аппарат управления, возможность быстрой окупаемости расходов. А главное, она обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжается выпускаемой продукцией и прибылью, самостоятельно определяет формы и размеры оплаты труда, вступает в объединения с другими предприятиями, может выпускать акции и др. С малого бизнеса, как правило, начинают свой рост крупные предприятия.

Разумное сочетание малых и крупных предприятий позволяет полнее учесть интересы и возможности потребителей в различных видах товаров и услуг.

Малые предприятия занимают значительное место в российской экономике, они выпускают 10—12% всей производимой в стране продукции. Однако в странах с развитой рыночной экономикой доля малого бизнеса в национальном продукте составляет более половины.

Источник: vsepredmety.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин