- Каталоги
- Госзакупки
- Бюджетные учреждения
- Автономные учреждения
- Казенные учреждения
- Оплата труда в государственных (муниципальных) учреждениях
- Отдел кадров
- Ревизии и проверки
- Образовательные учреждения
- Силовые министерства и ведомства
- Учреждения здравоохранения
- Учреждения культуры
- Учреждения физической культуры и спорта
- Руководитель автономного учреждения
- Руководитель бюджетного учреждения
- Коммерческие организации
- Оплата труда в коммерческой организации
- Аптеки
- ЖКХ
- Организации связи
- Строительство
- Туристические компании и гостиницы
Ксения Лебедева о налоговых льготах для аптечного бизнеса
ТАМ НЕТ НАЛОГОВ ||ТОП-10 СТРАН НЕ ИМЕЮЩИХ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА
- Скачать архив
- Скачать документ
- Распечатать
- Добавить в папку
- Отправить другу
Оптимизация налогообложения является неотъемлемой частью планирования деятельности. 2020 год внес кардинальные изменения в нашу жизнь, заставив принимать меры «пожарного» характера как хозяйствующих субъектов, так и Правительство РФ. Аптечная розница из-за специфики работы в условиях развития коронавирусной инфекции чувствовала себя лучше других, но и ей пришлось столкнуться с тяжелыми внешними обстоятельствами. Поскольку макроэкономическая неопределенность сохраняется, жизненно важно, чтобы меры налоговой оптимизации не обернулись непредсказуемыми последствиями.
В отличие от макроэкономических, налоговые условия для аптечных организаций в 2020 году не сопровождались «сюрпризами». Еще в конце 2019 года стало понятно, что у аптек с точки зрения выбора налогового режима остались общая и, если позволяют показатели, упрощенная система налогообложения. Аптекам в связи с реализацией маркированного товара раньше, чем остальной рознице, пришлось отказаться от уплаты ЕНВД – со многих сторон удобного налога. Сегодня это уже не воспринимается как потеря, поскольку для аптек во времени были разнесены два неблагоприятных фактора: отмена льготного режима и шок от карантинных мер в связи с распространением коронавируса.
Общая система налогообложения для аптечного ритейла
Бизнесмены по возможности стараются избегать ОСНО, но не из-за налога на прибыль и его ставки 20% (не так уж она велика), а из-за НДС (платить с добавленной стоимости готовы далеко не все). ОСНО выгодна тем налогоплательщикам, у которых реализация облагается по ставке ниже базовой (20%), – то есть по ставке 0 или 10%.
Фармацевтическая продукция облагается по ставке 10%, и, на первый взгляд, быть плательщиком НДС – для аптек весьма приемлемый вариант. Но и «входящий» НДС (а состоит он в основном из закупки лекарственных средств) также имеет ставку 10%. НДС выгоден фармрознице, если в составе себестоимости имеются значительные затраты со ставкой НДС 20%, такие, например, как аренда, покупка основных средств. Поэтому аптекам, работающим на ОСНО, важно проводить политику закупок в целях повышения доли затрат, облагаемых НДС по ставке 20% без роста абсолютной величины затрат.
Последствия отмены спецрежима в виде уплаты ЕНВД
Полная отмена спецрежима в виде ЕНВД с 2021 года вряд ли приведет к изменению в работе аптек. Во-первых, использовать этот режим для торговли маркированным товарами было нельзя уже с 2020 года. Во-вторых, в условиях угрозы новых ограничительных мер негибкие режимы (а к таковым относилась уплата ЕНВД) проигрывают гибким.
Однако спецрежим в виде ЕНВД являлся любимым налоговым режимом многих бизнесменов, что было учтено законодателями и Правительством РФ при разработке переходных положений. И хотя плачевное состояние среднего и малого бизнеса в период коронавирусной инфекции не поколебало принципиальную позицию властей по отмене ЕНВД, многие чаяния коммерсантов были удовлетворены путем внесения послаблений в действующие специальные налоговые режимы.
Итогом стали достаточно комфортные переходные положения, а также увеличение допусков по упрощенке и патенту. В частности, Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ ст. 346.25 НК РФ дополнена п. 2.2, исходя из которого налогоплательщики, уплачивавшие ЕНВД до перехода на УСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы», вправе учесть произведенные до перехода на УСНО расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.
Расширение сферы УСНО
Аптекам, имеющим высокие затраты, связанные с покупной стоимостью медикаментов, как и прочей рознице, подходит УСНО с базой «доходы минус расходы». Однако при этом действует требование об уплате минимального налога, который составляет 1% от выручки.
В случае низкорентабельной или убыточной деятельности из-за минимального налога налоговая нагрузка резко возрастает, что может сделать «упрощенку» менее выгодной, чем ОСНО. В данном случае проявляется эффект частичной негибкости УСНО. Минимальный налог рассчитывается от выручки, а не от заявленной и выбранной налогоплательщиком в качестве наиболее подходящей базы «доходы минус расходы», что делает его негибким относительно прибыли. Таким образом, малый аптечный бизнес является заложником установленных УСНО лимитов: снизу это минимальный налог, а сверху – предельная величина доходов от реализации.
Чтобы уберечь «упрощенцев» хотя бы от ловушки верхней границы, с 2021 года устанавливается так называемая буферная зона со следующими параметрами: доходы от 150 млн до 200 млн руб., численность от 100 до 130 человек. При нахождении в ней право на применение УСНО не прекращается, а вот налоговая ставка увеличивается (при УСНО с базой «доходы» – с 6 до 8%, при УСНО с базой «доходы минус расходы» – с 15 до 20%).
И, как стало известно из опубликованного проекта ведомственного акта, возобновляется индексация лимита доходов при УСНО. На 2021 год коэффициент-дефлятор составит 1,032, которому соответствуют новые лимиты доходов: 154,8 млн руб. (после которого налоговая ставка возрастает) и 206,4 млн руб. (после которого право на применение УСНО утрачивается).
Повышенная ставка начинает применяться с квартала, в котором допущено превышение. Рассчитаем, какова будет минимальная ставка УСНО с базой «доходы минус расходы» при достижении предельной величины доходов 200 млн руб.: (150 млн руб. х 15% + (200 — 150) млн руб. х 20%) / 200 млн руб.= 16,25%.
В зависимости от равномерности деятельности в течение года ставка УСНО в буферной зоне находится в интервале от 16,25 до 20%.
Для УСНО с базой «доходы» при доходах 200 млн руб. расчетная ставка налога находится в интервале от 6,5 до 8%: (150 млн руб. х 6% + (200 — 150) млн руб. х 8%) / 200 млн руб. = 6,5%.
Патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей
Патент вправе применять только индивидуальные предприниматели, на организации он не распространяется. Патент можно совмещать с ОСНО или с УСНО. В силу п. 3 ст. 346.43 НК РФ пользоваться этим режимом в отношении реализации лекарственных средств, подлежащих обязательной маркировке, нельзя. Однако на патенте можно осуществлять фармацевтическую деятельность (пп.
38 п. 2 ст. 346.43 НК РФ) и розничную торговлю прочими товарами (пп. 45 и 46 п. 2 ст. 346.43 НК РФ), что может побудить некоторых бизнесменов сочетать различные системы налогообложения. Поскольку ПСНО относится к негибким системам, частичное использование патента может привести к повышенной налоговой нагрузке.
А учитывая очевидные минусы административного характера от совмещения налоговых режимов, рекомендовать к использованию ПСНО не рискнем.
Дополнительная выгода для субъектов малого и среднего бизнеса
Законом № 102-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса по отношению к зарплате работников в части превышения МРОТ снижены ставки страховых взносов с 30 до 15%. Как известно, Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ установленыдостаточно «либеральные» критерии субъекта малого и среднего предпринимательства, в частности выручка до 2 млрд руб. в год и численность до 250 человек. Таким образом, снижение прямых налогов на труд получают не только аптеки, использующие спецрежимы, но и многие другие, работающие на ОСНО.
Рассчитаем, какова будет нагрузка на труд, если среднемесячная заработная плата составляет 30 000 руб., а МРОТ на 2021 год – 12 792 руб.
Средняя нагрузка = (12 792 руб. х 30% + (30 000 — 12 792) руб. х 15%) / 30 000 руб. = (3 837,6 + 2581,2) руб. / 30 000 руб. = 21,4%.
Как видно, законодатель восстановил привилегированное положение малого бизнеса по отношению к крупному, а также усилил механизм, при котором средняя нагрузка на труд снижается по мере роста заработной платы.
При оценке перспектив налоговой оптимизации напрашивается вывод, что значение специальных режимов меняется: они все меньше генерируют совокупную налоговую выгоду, а их польза все больше сводится к праву не уплачивать НДС и вести упрощенный налоговый учет.
Кроме того, можно предположить, что в ближайшее время аптечную розницу будут волновать не столько варианты налогового планирования, сколько покупательская способность населения и способы преодоления кризиса. Таким обстоятельствам, при которых на первый план выходит выживаемость, а не эффективность, наиболее подходит гибкая система налогообложения. Патент негибок изначально, а УСНО из-за минимального налога (1%) перестает быть гибкой в условиях спада продаж. Наличие элемента негибкости (минимальный налог хоть и гибок относительно выручки, но не гибок относительно прибыли) при низкой рентабельности (а она не может быть высокой при падении товарооборота) приводит к росту налоговой нагрузки при применении формального гибкого налога при УСНО. Может оказаться, что ОСНО, корректно относящая к убыточной или низкорентабельной деятельности, окажется наилучшим (из всех возможных) налоговым режимом.
Орлова О. Е.,
эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Источник: www.audar-info.ru
Применение пониженных тарифов страховых взносов аптечными организациями
К числу плательщиков страховых взносов, имевших право применять указанные тарифы, относились:
- Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которых является льготный, а доход от него не меньше 70% в общем объеме доходов;
- Аптечные организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности (п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).
- ИП на патенте, но только по выплатам сотрудникам, которые заняты в деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход устанавлена Налоговым кодексом и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переходить на нее могут налогоплательщики ИП и организации в добровольном порядке.
Аптечная организация — организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (п. 35 ст. 4 Закона № 61-ФЗ).
Таким образом, аптечная организация помимо розничной торговли лекарственными препаратами может производить изготовление и отпуск лекарственных препаратов, осуществлять их хранение.
Следовательно, аптечная организация может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход в отношении деятельности по розничной торговле лекарственными средствами и, в то же время, применять иные режимы налогообложения в отношении доходов, получаемых от видов деятельности, не относящихся к розничной торговле (например, от изготовления лекарственных средств, продажи лекарственных средств юридическим лицам и пр.).
Аптечная организация была вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в случае, если она применяет упрощенную систему налогообложения, а в рамках основного вида экономической деятельности переведена на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом признание соответствующего вида экономической деятельности основным исходя из суммы доходов осуществляется вне зависимости от того, какой вид деятельности организации указан в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в качестве основного.
Основной вид экономической деятельности должен подтверждаться плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Фонда Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма-4 ФСС).
Если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджет Фонда социального страхования РФ.
Налогообложение аптек с 2020 года
Аптеки всегда имели право на льготное налогообложение. Организации, открывающие аптеки, становились плательщиками единого налога на вмененную деятельность. Индивидуальные предприниматели могли выбирать между ЕНВД и ПСН — патентной системой налогообложения. С 1 января 2020 года все изменится.
Правительство РФ внесло изменение и в Налоговый Кодекс, и в законодательство, регулирующее обращение лекарственных средств. От ЕНВД и ПСН аптекам придется отказаться.
С нового года появится и новая задача — какой налоговый режим выбрать для аптеки. Если вы сомневаетесь и не можете рассчитать, какая система налогообложения подойдет вашему аптечному учреждению больше и вправе ли вы применять льготные программы (УСН), обращайтесь к налоговому юристу. Специалист по налогам поможет определиться с новым режимом и закрыть старый — ЕНВД или ПСН.
Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
С этим вопросом могут помочь 49 юристов на RTIGER.com
Решить вопрос >
Отмена ЕНВД и ПНС
Реформирование системы налогообложения аптек планировалось давно. Сейчас большинство аптечных учреждений применяют ЕНВД — единый налог на вмененный доход, или вмененку. Если аптеку открывал индивидуальный предприниматель, то он имел возможность выбирать между ЕНВД и ПСН — заявлял вмененку или же получал патент на розничную торговлю лекарствами.
ЕНВД становится неактуальной системой налогообложения, и все идет к тому, что налоговики ее упразднят. Первый серьезный шаг будет сделан 1 января 2020 года. Случится вот что: многие товары начнут маркировать, и их нельзя будет продавать в розничной торговле (ст. 346.27 НК РФ). Касается это и лекарственных средств.
Теперь все лекарственные препараты и медикаменты подлежат обязательной маркировке (Законопроект № 834261-7). Именно это и повлияет на налогообложение аптечных учреждений.
Как это работает? Товары, в которые входят любые лекарственные средства, маркируются. Все производители и реализаторы лекарств (аптеки или посредники) регистрируются в системе «Честный знак». Аптеки закупают лекарственные препараты через эту систему и в ней же отражают продажу препаратов.
По новому налоговому законодательству, продажа лекарственных препаратов с маркировкой и нанесенными обязательными идентификаторами не является розничной торговлей (п. 58 ст.2 325-ФЗ от 29.09.2019). Если аптека перестает заниматься розничной торговлей, то она не вправе использовать налогообложение по ЕНВД или ПСН. Получается, что в тот момент, когда аптечное учреждение реализует хотя бы одно лекарство с маркировкой, оно теряет право применять вмененку или патентную систему налогообложения.
Логично, что с 1 января 2020 года аптеки не смогут использовать свои старые налоговые режимы (ЕНВД, ПСН). После прекращения коммерческой деятельности, подлежащей налогообложению единым вмененным налогом, владельцы аптек обязаны в течение пяти рабочих дней уведомить об этом Федеральную налоговую службу и перейти на новый налоговый режим. Но начало января — это всегда праздничные, а значит, нерабочие дни. Налоговики дают отсрочку — перейти на новую налоговую систему аптеки смогут до 15.01.2020.
Есть один нюанс — аптеки вправе реализовывать без маркировки те товары, которые были произведены в 2019 году и имеют надлежащий остаточный срок годности (исключение — лекарства, промаркированные 01.10.2019). Но, опять же, это никак не влияет на смену системы налогообложения, ведь вместе с немаркированными лекарствами будут продаваться и маркированные препараты.
Чтобы уйти от старого режима налогообложения, владельцу аптеки необходимо подать заявление в территориальную налоговую инспекцию. Организации представляют форму ЕНВД-3, а индивидуальные предприниматели — ЕНВД-4. Сделайте это не позже 15.01.2020!
Переход на другие режимы налогообложения
По умолчанию считается, что аптеки, потерявшие право на использование ЕНВД, автоматически переходят на общую систему налогообложения — ОСНО. Но это не совсем так — у владельцев есть право выбора налогового режима.
Итак, с 01.01.2020 аптеки не смогут применять ЕНВД и ПСН. Для организаций и индивидуальных предпринимателей станут доступны два налоговых режима:
- Общая система налогообложения (ОСНО). Общий режим несет самую большую налоговую нагрузку для аптек — с обязательной уплатой НДС, НДФЛ, налогов на прибыль, имущество и транспортного взноса (при наличии транспортных средств).
- Упрощенная система налогообложения (УСН, упрощенка). Это льготный налоговый режим, подразумевающий два варианта уплаты налога. Владелец аптеки может выбрать доходную схему и платить единый налог в размере 6% или же метод «доходы минус расходы» и перечислять в бюджет 15%. Сразу скажем, что для аптек более выгоден второй вариант, так как расходная часть у них довольно большая, что существенно может снизить итоговую сумму налога.
Чтобы перейти на ОСНО, никаких дополнительных заявлений и документов не требуется. После подачи форм ЕНВД 3 и 4 налоговики автоматически переведут аптеку на общую систему налогообложения.
С УСН все немного сложнее. Это льготный налоговый режим, поэтому применять его могут далеко не все организации или ИП. Аптека может оформить УСН, если:
- остаточная стоимость основных средств — не выше 150 миллионов рублей;
- среднесписочная численность сотрудников — не более 100 человек;
- совокупная выручка за три предшествующих квартала (девять месяцев) — 112,5 миллиона рублей, за годовой период — 150 миллионов рублей.
Это довольно высокие показатели, поэтому большая часть аптек вправе оформить упрощенку. Тем более, что налоговики допускают небольшое нарушение нормативов. Если за отчетный период численность увеличивается до 130 человек, а годовая выручка — до 200 миллионов рублей, то ФНС в качестве штрафа увеличит ставку единого налога по УСН до 8% для доходного метода и 20% для расходного метода.
Однако, чтобы перейти на УСН, владельцам бизнеса придется поторопиться. Оформить упрощенку можно, только если отказаться от ЕНВД в 2019 году и сразу же подать уведомление (форма № 26.2-1) о назначении УСН. Предельный срок для информирования налоговиков — 31.12.2019. Если не успеете, то с 01.01.2020 будете работать на ОСНО.
Остались вопросы? Юристы помогут. Кликните и подберите лучших
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Юристы сделают всё за вас.
Источник: rtiger.com