Кадры – один из главных ресурсов любого бизнеса. Часто индивидуальные предприниматели начинают деятельность самостоятельно, без привлечения работников. Но если говорить о настоящем предпринимательском успехе, то добиться его в одиночку очень сложно. Может ли ИП нанимать работников? Есть ли здесь какие-то ограничения?
Кто может быть работодателем
Работодателями в трудовых отношениях могут быть как юридические, так и физические лица. Причём Трудовой кодекс различает обычное физическое лицо и индивидуального предпринимателя, наделяя их разными правами и обязанностями.
Так, обычное физлицо может заключить трудовой договор с домашним персоналом или с другим исполнителем в целях личного обслуживания. Однако заносить запись о приёме на работу в трудовую книжку такой работодатель не имеет права. До 2006 года этого права не было и у предпринимателей, поэтому и возникал вопрос: «Может ли ИП нанимать работников»?
3 типа лучших сотрудников и как их использовать в бизнесе | Управление персоналом
В 2023 году ответ на этот вопрос, конечно, положительный. Принимая сотрудника на работу в ИП, предприниматель несёт те же самые обязанности работодателя, что и организация, за небольшим исключением. Например, выплачивать компенсацию по сокращению штата обязаны только работодатели-юридические лица.
Обязанности работодателя
Знать про обязанности работодателя желательно еще до того, как ИП принять на работу сотрудника. Трудовое законодательство РФ достаточно жёсткое и больше направлено на защиту работников, чем на интересы бизнеса.
ИП с наёмными работниками должен:
- заключить письменный трудовой договор;
- довести до работника информацию о его должностных обязанностях и ознакомить с локальными трудовыми актами;
- создать безопасное рабочее место и обеспечить работника всем необходимым для выполнения трудовой функции;
- выплачивать заработную плату не реже двух раз в месяц;
- за свой счёт перечислять страховые взносы за работника и предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск;
- своевременно удерживать НДФЛ с зарплаты и других выплат персоналу и перечислять налог в бюджет;
- сдавать отчётность по работникам в ИФНС и фонды;
- вести кадровую документацию.
Чтобы снизить административную и финансовую нагрузку, некоторые ИП с работниками стремятся вместо трудового договора заключать договор ГПХ. По такому договору отношения сторон переходят из трудовых в гражданско-правовую плоскость.
Заказчик в этом случае платит за исполнителя меньше страховых взносов, не оформляет выплаты по временной нетрудоспособности и материнству, не оплачивает отпуск, не обязан создавать условия труда и т.д. Иногда это действительно оправдано. Например, вам в бизнесе требуется какая-то разовая услуга или определённый объём работ. Нанимать работника в штат в этом случае необязательно.
Подбор персонала: Развитие бизнеса: как нанимать нужных людей. Система найма персонала.
Но учитывайте, что госорганы (ИФНС, фонды, трудовая инспекция) могут проверить, были ли у вас основания заключить договор ГПХ. В статье 5.27 КоАП РФ есть даже специальная санкция за заключение гражданско-правового договора при наличии фактических трудовых отношений. Для ИП это штраф на сумму от 5 до 10 тысяч рублей.
Сколько работников может быть у предпринимателя
Сколько человек разрешено нанимать ИП с работниками в 2023 году? На этот вопрос можно получить очень разные ответы, чаще всего называют 100 человек. На самом деле ограничения по количеству работников связаны не с организационно-правовой формой работодателя (ИП или ООО), а с выбранным налоговым режимом.
Если предприниматель работает на УСН, то нанимать он может не больше 130 человек, а на автоматизированной упрощёнке всего 5 человек. На ПСН — не более 15 работников по среднесписочной численности. Рыболовецкие производства на ЕСХН могут принять до 300 человек. А для тех, кто выбрал общую систему налогообложения, ограничений по персоналу нет, поэтому теоретически среднесписочная численность у ИП с работниками может быть любой.
Кроме того, если предприниматель претендует на государственную поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, то количество работников тоже имеет значение. Микропредприятие может иметь не более 15 сотрудников, малое предприятие — не более 100 человек, а численность среднего предприятия не должна превышать 250 работников.
Надо ли оформлять на работу родственников ИП
Должен ли предприниматель оформлять договор, если у него работают родственники? Здесь всё зависит от характера отношений. Понятия семейного бизнеса для ИП нет, даже если речь идет о супругах, имеющих общий бюджет.
Если это действительно нерегулярная помощь, за которую предприниматель не платит, то здесь можно применять статью 37 Конституции РФ. Согласно этой норме каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, в том числе, оказывать кому-то услуги или выполнять работы безвозмездно.
Но чаще всего под якобы безвозмездной помощью родственников скрываются всё-таки трудовые отношения, имеющие регулярный характер, предполагающие выполнение конкретных обязанностей и получение определённого вознаграждения.
Даже если вы заключите письменный договор безвозмездного оказания услуг, решать, есть ли здесь признаки трудовых отношений, будет суд. ФНС и Роструд при обнаружении неоформленного работника, конечно, настаивают на том, что это нарушение трудового законодательства и прав самого сотрудника. Положительная судебная практика по вопросу привлечения к ответственности работодателя-ИП имеется, но разбирательство в суде будет тщательным.
Таким образом, деятельность ИП с работниками, которые являются его родственниками, тоже подпадает под нормы трудового законодательства. Кроме того, не забывайте, что неоформленный вами родственник не будет иметь трудового стажа и пенсионных накоплений. Будете ли вы за свой счет содержать его в пожилом возрасте? Не лучше ли заключить трудовой договор и обеспечить ему получение пенсии?
Как оформить работника ИП
А теперь краткая инструкция о том, как ИП принять на работу сотрудника. Оформление работника в 2023 году происходит по нормам Трудового кодекса.
- В течение трёх рабочих дней с начала работы подготовьте и подпишите трудовой договор с работником. Под роспись ознакомьте сотрудника с локальными трудовыми актами, действующими на вашем предприятии. Это могут быть правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, положение о порядке обработки персональных данных, положение об оплате труда и др. Если у вас меньше 15 работников, то вы относитесь к микропредприятию, поэтому вправе заключить типовой договор, утверждённый Правительством РФ. Этот договор составлен с учётом всех требований ТК РФ и заменяет многие локальные акты.
- Издайте приказ о приеме работника по форме № Т-1 и оформите личную карточку по форме №Т-2. Все типовые кадровые формы можно скачать на портале Роструда.
- Внесите соответствующую запись в трудовую книжку. Оформление сотрудника в 2023 году уже не требует обязательной печати ИП, но если вы её используете, то в трудовой книжке можно проставить штамп.
- Если это ваш первый договор с работником, то в течение 30 дней после его заключения встаньте на учёт в ФСС в качестве работодателя. Самостоятельно регистрироваться в фонде работодателям не требуется. Информацию о страхователях в Пенсионный фонд передаёт налоговая инспекция, где вы стоите на учёте.
- Ознакомьте работника с его обязанностями и создайте условия, необходимые для их выполнения.
Бесплатная консультация по налогообложению
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Источник: www.regberry.ru
Какие сотрудники нужны Вашему бизнесу на старте? – Prostoy.ru
Это удивительный актив для предпринимателя. Наставник – это тот, кто работает в той же области, что и вы, и много о ней знает. Это человек, которого вы хорошо знаете и которому можете доверять. Найдите наставника, который был там же, где и вы, и кого-то, у кого были такие же мечты и устремления, что и у вас. Поскольку он уже осуществил мечту, он может помочь вам на этом пути.
Конечно, нужно параллельно слушать тематические подкасты, читать книги и т.д. Но у наставника есть многолетний ощутимый опыт, который можно использовать. Наставники знают, как работает бизнес и с кем нужно связаться, чтобы продвинуться вперед.
«Нетворкинг помогает создать себе имя и облегчает формирование профессиональных отношений, которые могут пригодиться позже для получения дополнительных возможностей. Наставники отлично подходят для поддержки, когда возникают трудности. Они знают, как пережить взлеты и падения в бизнесе. Начало бизнеса может быть стрессовым, но в меньшей степени, когда у вас есть кто-то, кто подбадривает», – говорит автор рекомендаций – Уэйн Гошкариан, директор по коммуникациям Ассоциации предпринимательства США.
2. Бухгалтер.
Бухгалтеры – это сфокусированные, дотошные люди, которые будут держать ваши финансы под контролем. Одним из основных преимуществ найма бухгалтера является количество времени, которое он вам сэкономит. Так вы сможете сосредоточиться не на том, что и где тратится, а на других аспектах бизнеса.
Бухгалтеры могут быть вашими счетоводами; они могут отслеживать все финансовые отчеты, налоги и т.д. Бухгалтеры также полезны при отслеживании бюджета и создании финансовых планов для получения оптимальной прибыли. Бухгалтеры будут держать все ваши деньги в нужном месте и предупредят, если что-то не так. Со всеми новыми технологиями, которые у нас есть, бухгалтеры могут легко и эффективно контролировать финансы. Без бухгалтера новый бизнес очень легко может потерять контроль над своими финансами и выйти из-под контроля.
3. Юрист.
Поиск юриста должен быть приоритетом при открытии бизнеса. Он может вам помочь во всем, от составления контрактов до защиты интеллектуальной собственности и предотвращения судебных исков. Ваш юрист может помочь найти бизнес-структуру, которая не только соответствует потребностям вашей компании, но и является финансово справедливой и законной.
Все предприятия требуют составления договоров и контрактов с поставщиками, клиентами или сотрудниками. Юрист может помочь в составлении этих документов так, чтобы они соответствовали потребностям и требованиям бизнеса. Наличие юриста также может помочь в создании патентов, образцов авторского права, товарных знаков, предотвращая доступ к ним конкурентов. Юристы следят за тем, чтобы каждое действие внутри компании было законным и соответствовало стандартным правилам, предотвращая судебные иски и негативное внимание со стороны общественности.
Итак, наставники, бухгалтеры и юристы обладают специальной квалификацией и опытом, необходимыми для успеха вашей компании. Убедитесь, что все трое находятся рядом и разделяют ваши ценности. А выстроить эффективное управление задачами и проектами и организовать электронный документооборот вам помогут широкие возможности CRM-системы «Простой бизнес» (доступна для различных отраслей).
Источник: www.prostoy.ru
«Не нанимайте рабочие руки. Ищите людей, которые готовы стать чем-то большим». Как избежать фатальной ошибки на старте бизнеса
Владелец бизнеса стремится расширить компанию — и нанимает для этого узких специалистов. Все выглядит логично: человека, выполняющего одну функцию, легко нанять, ввести в должность и контролировать. Но эта идея разрушительна для бизнеса, считает консультант по управлению Александр Высоцкий. В этой статье он объясняет свою точку зрения.
Кейс
— Когда жил в Нью-Йорке, познакомился в бизнес-клубе с женщиной. Она горела идеей открыть бизнес по производству вкусного и полезного печенья. В течение полутора лет она разрабатывала рецепт: она хотела, чтобы в составе не было сахара, муки и молочных продуктов, но при этом печенье оставалось вкусным. Задача непростая, однако она справилась.
Сделала брендинг, разработала торговую марку, начала производство. Предложила свою продукцию кофейням, а их на Манхэттене тысячи. И постоянно появляются новые.
Печенье начало пользоваться спросом, бизнес пошел в гору, владелица отошла от производства. Но заметила, что теперь она только бегает по кофейням и убеждает их руководство взять продукцию. Решила делегировать эту обязанность, наняв коммуникабельную сотрудницу. Но никакие другие функции передать ей не могла: у новенькой попросту не хватало квалификации.
В чем ошибка
Моя знакомая пошла по стандартному пути: так делают многие владельцы. Бизнес тех, кто предпочитает нанимать узких специалистов, выглядит следующим образом: есть владелец, который отвечает за все, и исполнители, выполняющие примитивные функции. Такой подход приводит к перегрузке и стрессу владельца. Он будет «переставлять руки и ноги» исполнителям и решать любую проблему, которая минимально выходит за их зону ответственности.
В итоге компания перестает расти, застревает на одном уровне. И все из-за неправильного распределения обязанностей. Да, идея узких специализированных функций очень привлекательна. Но строить бизнес и организацию нужно сверху вниз: сначала должны появляться люди, которые отвечают за целые области.
Если вернуться к кейсу моей знакомой, то она могла сразу начать поиск директора по маркетингу и продажам, рассказав о планах и перспективах своей компании. Пока бизнес на старте, ему нужно будет 80% времени бегать по кофейням. Со временем у него появятся маркетологи и продавцы, которыми он будет управлять. Уверен, что она легко бы нашла человека с амбициями, но который был бы согласен сначала выполнять работу рядового сотрудника. Но эта идея даже не пришла ей в голову.
Что делать
Возьмите лист бумаги и опишите все процессы, которые есть у вас в компании. Распределите так, чтобы получились области ответственности. Например, директор по маркетингу — работа с социальными сетями, реклама, взаимодействие с покупателями.
Попробуйте нарисовать функциональную оргструктуру и распределить функции так, чтобы у одного руководителя было пять-семь прямых подчиненных. Она поможет понять, сколько людей и на какие должности вам нужно нанимать. Это позволит правильно составить объявление о найме и провести собеседование.
Вывод
Когда вы создаете бизнес, старайтесь не нанимать просто рабочие руки. Ищите людей, которые готовы стать чем-то большим, и делегируйте им целые области. Таким образом вы сможете нанять сотрудников, которые потенциально займут ключевые позиции. Да, возможно, сначала им не будет хватать опыта, но ментально они будут видеть себя руководителями.
Нанимайте людей, готовых брать ответственность за целую область и в будущем ею управлять. Да, они будут приносить проблемы, и вам придется их обучать. Но если вы выбрали правильного человека, то с ростом бизнеса нагрузка на вас как на владельца не будет расти, вы не станете слабым звеном, из-за перегрузки которого бизнес перестанет расширяться.
Источник: probusiness.io