Перейти к основному контенту
Перейти к навигации
Задание 25: раскрытие смысла понятий
№ 25 – это задание на самостоятельное применение обществоведческих понятий в заданном контексте, оно предполагает определение понятия и составления с ним двух информативных предложений, отражающих определённые теоретические или фактические обществоведческие данные (ПРИМЕР: Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономическая система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономической системе).
Типичные ошибки учащихся при выполнении данного задания:
1) составляют не три, а два предложения, неверно поняв, что одним из предложений является само определение;
2) составляют предложение с указанным термином бытового уровня, фактически игнорируя условие задания «с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания». Если в задании предложено составить предложение с понятием «истина», то обойтись таким предложением, как «Истина рождается в споре», не получится.
Что такое бизнес-план, и зачем он нужен
Предложения, составленные без привлечения обществоведческих знаний, оцениваются нулевыми баллами, хотя и дано правильное определение понятия. Поэтому нужно четко фиксировать в конспектах и памяти значение базовых понятий.
Причём постараться добиваться при этом четких и прочных ассоциаций смыслов таких понятий с представляемыми ими фактами, явлениями, процессами социальной жизни.
При выполнять задание 25 ВАЖНО:
1) при чтении задания обратите внимание, что и в каком количестве требуется назвать;
Требования к выполнению задания 25.
Первое требование: Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие… предполагает воспроизведение выпускником определения указанного в задании понятия( первый элемент ответа)
Второе требование: Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения… предполагает составление выпускником двух предложений с указанным понятием.
Таким образом, задание включает два требования, включающие в совокупности три предложения.
2) не приводите позиций больше, чем требуется в условии;
3) необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты ответа.
Алгоритм работы с заданием 25
1. Выясните, смысл, какого понятия вам необходимо раскрыть.
2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данное понятие.
3. Сформулируйте понятие, используя свои знания (в разных источниках и учебниках смысл понятия может быть раскрыт по-разному).
4. Составьте 2 предложения, содержащие информацию об этом социальном объекте.
5. Смысл понятия должен быть раскрыт явно в четких и корректных формулировках.
6. Предложения должны быть составлены с использованием
обществоведческих знаний.
ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 25
«25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима».
Работа над заданием:
1. Определяем смысл понятия Политический режим.
Зачем нужен бизнес план.
Ответ: «Политический режим — это совокупность методов, с помощью которых осуществляется политическая власть».
2. Составляем два предложения: одно с информацией о критериях (-и) выделения типов политических режимов, другое — об особенностях демократического режима.
ВАЖНО: при составлении предложений необходимо использовать обществоведческие знания, избегать «пустых» предложений и не информативных суждений.
Вспомнив классификацию политических режимов в зависимости от критериев (демократические, авторитарные, тоталитарные . составляем 1 предложение: «Критерием выделения политических режимов: уровень гражданских свобод, положенных в основу режима, степень участия граждан в политической жизни государства, субъекты, непосредственно осуществляющие власть и прочее».
Важно: предложение должно включать в себя понятие «критерий». Если будет написано просто «Политические режимы бывают демократические и недемократические» — предложение не будет засчитано как верное.
2. Далее вспоминаем особенность демократического режима и составляем второе предложение:
«Особенностью демократического режима является гарантия прав и свобод человека и гражданина и выборность всех высших органов власти в государстве».
Важно: в предложении обязательно должно быть словосочетание » особенность демократического режима» (как это требуется в формулировке задания).
ЗАДАНИЕ № 25
ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК»
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «человек»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных теориях происхождения человека, и одно предложение, раскрывающее сущность любого отличия человека от животного.
2.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «потребности человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных видах потребностей человека, и одно предложение, раскрывающее сущность разумных потребностей.
3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «способности»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о биологической основе развития способнотей, и одно предложение, раскрывающее сущность таланта.
4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о деятельности: одно предложение, содержащее информацию об отличии деятельности человека от активности животного, и одно предложение, раскрывающее структуру деятельности.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «труд»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о труде: одно предложение, содержащее информацию о видах трудовой деятельности, и одно предложение, раскрывающее специфику труда в современном обществе.
6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общение»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общении: одно предложение, содержащее информацию о любой характерной черте общения, и одно предложение, раскрывающее условия конструктивного общения.
7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личности: одно предложение, содержащее информацию о важнейших свойствах личности, и одно предложение, определяющее основные институты, с помощью которых происходит процесс формирования личности.
8.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «межличностные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах межличностных отношений, и одно предложение, раскрывающее смысл индивидуальности.
9.
Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о типах мировоззрения; − одно предложение, раскрывающее любой путь формирования мировоззрения.
10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «свобода человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о «золотом правиле нравственности», и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь свободы и ответственности.
ЗАДАНИЕ № 25
ПО ТЕМЕ «ПОЗНАНИЕ»
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее особенности обыденного познания.
2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях истины, и одно предложение, раскрывающее основные виды истины.
3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «практика»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах практики, и одно предложение, раскрывающее функцию практики как критерия истины.
4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мышление»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах мышления, и одно предложение, раскрывающее любую особенность мышления.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное познание»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания, и одно предложение, раскрывающее цель научного познания.
6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное знание»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о признаках научных знаний, и одно предложение, раскрывающее методы получения научных знаний.
7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальное познание»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой особенности социального познания, и одно предложение, называющее науки, занимающиеся социальным познанием.
8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «самопознание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах самопознания, и одно предложение, раскрывающее смысл (значение) образа «Я» («Я» — концепция).
Источник: sites.google.com
заданий 25-26 по разделу «Экономика»
1) Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «потребитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о целях потребителя, и второе предложение, содержащее информацию об источниках дохода потребителя.
2) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формировании предложения на рынке труда, и одно предложение, раскрывающее любую из особенностей спроса на рынке труда.
3) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономический цикл»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно об основных фазах экономического цикла, другое — о причинах экономических циклов.
4) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о причине(-ах) инфляции, и одно предложение, раскрывающее сущность любого вида инфляции.
5) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «налоги»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах налогов по методу взимания, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из этих видов налогов.
6) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «банк»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о функциях центрального банка, и одно предложение, раскрывающее влияние банков на деятельность фирм.
1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает услуги для личных целей.
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение)
2) одно предложение с информацией о целях потребителя, например: «Целью потребителя является извлечение максимальной полезности от использования товаров и услуг».
3) одно предложение, содержащее информацию об источниках дохода, получаемого потребителем, например: «Одним из источников дохода потребителя является заработная плата».
(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о потребителе)
2. Смысл понятия, например:
1. Рынок труда — совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменивать свои трудовые услуги на деньги и иные материальные блага.
2. Могут быть приведены следующие предложения:
· Граждане, ищущие работу, формируют предложение на рынке труда.
· Рынок труда — рынок производного спроса, т. е. спрос на трудовые услуги зависит от спроса на товарном рынке.
3. Смысл понятия, например:
экономический цикл — это периодические колебания деловой активности в стране.
- Одно предложение о фазах экономического цикла: экономический цикл включает следующие периоды: подъём (оживление), экономический бум (пик), спад (рецессия), кризис (нижняя точка спада).
- Одно предложение о причинах экономических циклов: причины экономических циклов связаны с внешними (войны, нефтяные шоки и т. д.) и внутриэкономическими факторами (монетарная политика государства, реструктуризация экономики и т. д.).
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию об экономическом цикле.
4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: инфляция — это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о причине(-ах) инфляции, опирающейся на знания курса, например: Одной из причин инфляции является необоснованный рост денежной массы в обращении.;
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о причине(-ах) инфляции.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность любого вида инфляции, например: Ползучая инфляция характеризуется среднегодовым повышением цен на 3-5%.
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность любого вида инфляции.)
5. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: налоги — обязательные, как правило, невозвратные платежи физических и юридических лиц государству в порядке и на условиях, определённых законодательством;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о видах налогов по методу взимания, опирающейся на знания курса, например: По методу взимания различают прямые и косвенные налоги.;
(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о видах налогов по методу взимания.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность любого из этих видов налогов, например: Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.
(Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знание курса сущность любого из этих видов налогов.)
6. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: Банк — Финансовый институт, осуществляющий деятельность по приёму депозитов, кредитованию, организации расчётов, купле-продаже ценных бумаг;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о функциях центрального банка, опирающейся на знания курса, например: Центральный банк осуществляет регулирование кредитно-денежной сферы.;
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о функциях центрального банка.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса влияние банков на деятельность фирм, например: Банки осуществляют взаиморасчёты фирм, выступают их кредиторами.
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса влияние банков на деятельность фирм.)
Источник: poisk-ru.ru
Какой смысл учёные-обществоведы вкладывают в понятие «предпринимательство»?
Какой смысл учёные-обществоведы вкладывают в понятие «предпринимательство»?
Ответ эксперта
Самостоятельная деятельность людей направленная на получение прибыли