Малые предприятия — это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих на МП определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству.
К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек — в науке и научном обслуживании, до 50 человек — в других отраслях производственной сферы, до 15 человек — в непроизводственной сфере. Достоинства малого бизнеса.
Гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Взаимозаменяемость работников. Для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга. А в случае необходимости – дублирование и взаимозаменяемость. Высокая скорость прохождения информации.
Александр Высоцкий: Как не быть рабом своего бизнеса
Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководства и подчиненных. Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах. Недостатки малого бизнеса. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, то есть, велика степень риска.
Многое зависит не столько от умения руководителя, сколько от воздействия внешней среды. Низкая возможность накопления капитала. Сфера деятельности ограничена. У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограниченны масштабом производства.
Причины проблемного Развития МБ в России: Высокие налоги ограничивают рост предприятия; низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы; Инфляция; Поставки, дефицит; Политическая ситуация; Бюрократия; Недостаток производственных площадей, офисов; Действия правительства, властей; Коррупция, взятки; Сбыт, поиск клиентов, потребителей; Высокие цены на сырье и материалы; Монополия государства, госпредприятий; Трудности с арендой; Разрыв экономических связей; Недостаток информации; Невыгодность производства; Большая, громоздкая отчетность; Нет льгот; Рэкет; Невыгодность инвестиций; Несовершенство рынка; Недоверие западных партнеров; Отрицательное отношение к предпринимателям. Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях: нормативно-правовое; финансово-кредитное; информационно-техническое; организационное; кадровое и консультационное обеспечение; внешнеэкономическая деятельность. Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного – отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
Инвестиции в бизнес. В какой бизнес вложить деньги? Малый бизнес в России. Тренды 2022
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Какую характерную черту проблему малого бизнеса называют
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Малый бизнес: характерные черты и проблемы становления в России
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономико-математический факультет
Кафедра экономической теории и анализа
по экономике организаций (предприятий )
на тему «Малый бизнес: характерные черты и проблемы становления в России»
Глава 1. Малый бизнес
1.1 Сущность, роль и значение малого бизнеса
1.2 Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу
Глава 2. Развитие малого предпринимательства в России
2.1 Этапы становления малого предпринимательства
2.2 Проблемы развития малого предпринимательства
Глава 3. Системный анализ экономического потенциала субъектов малого предпринимательства
В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и мелкие предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших масштабов; напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, средних и малых.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, наиболее квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в тех сферах, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.
Эффективное функционирование малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам потребителей; производство продукции малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и др. Развитие мелкого и среднего предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Особое место в современной экономике России принадлежит малому предпринимательству и определению его экономического потенциала. Развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию значительного слоя мелких собственников, который становится основой социально-экономических преобразований. Малое предпринимательство является одной из форм организации экономической жизни общества со своими характерными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Одним из основных недостатков, способствующих торможению развития и сокращению числа малых предприятий, является игнорирование роли, значения и оценки экономического потенциала.
Целью данной работы является изучение экономического потенциала субъекта малого предпринимательства как системы взаимосвязанных факторов, влияющих на его устойчивость в условиях рыночной экономики.
— изучить теоретические основы малого бизнеса;
— изучить критерии отнесения предприятии к малому бизнесу;
— рассмотреть проблемы становления малого бизнеса в России.
Глава 1. Малый бизнес
- Сущность, роль и значение малого бизнеса
где Rp — рентабельность персонала; П — прибыль от реализации продукции; ППП — среднесписочная численность производственного персонала; В — выручка от реализации продукции; ВП — стоимость выпуска продукции в действующих ценах; R об — рентабельность оборота; Дрп реализованной продукции в общем объеме выпуска товарной продукции; ГВ — среднегодовая выработка продукции одним работником в текущих ценах. [ 6] Однако рентабельность персонала лишь частично раскрывает сущность кадрового потенциала, поэтому нами предлагается более детальное исследование его элементов посредством выделения следующих показателей (табл. 3.4).
Таблица 3.4 — Система показателей, характеризующих кадровый потенциал предприятия № п/п
Интегрирование локальных показателей опенки кадрового потенциала субъекта малого предпринимательства обеспечивает индекс кадрового потенциала субъекта малого предпринимательства, расчет которого произведен с использованием следующего алгоритма:
(4)
где х i — компоненты, формирующие кадровый потенциал (Р k 1, Р k 2, Р k 3, Р k 4). Заключительным элементом, предложенным нами для характеристики экономического потенциала субъекта малого предпринимательства, будет являться коммерческий потенциал. Сущность этого показателя заключается в характеристике степени активности предприятия в условиях конкурентной борьбы, то есть «способность предприятия к выживанию». К показателям коммерческого потенциала следует отнести (табл. 3.5).
Таблица 3.5 — Система показателей, характеризующих коммерческий потенциал предприятия № п/п
Показатели, характеризующие коммерческий потенциал предприятия, могут рассматриваться как по отдельности, так и в совокупности. Так, например, коэффициент реинвестирования отражает политику предприятия по распределению прибыли. Чем выше этот коэффициент, тем выше экономический рост компании. Коэффициент роста собственного капитала показывает рост собственного капитала относительно его значения на начало отчетного периода. В целом индекс коммерческого потенциала субъекта малого предпринимательства рассчитывается следующим образом: (5)
где х i — компоненты, формирующие коммерческий потенциал (Р kom 1, Р kom 2, Р kom 3). Итак, представленная системная характеристика экономического потенциала субъекта малого предпринимательства включает в себя следующие подсистемы: имущественный потенциал, финансовый потенциал, инновационный потенциал, кадровый потенциал, информационный потенциал и коммерческий потенциал. Данные показатели могут быть проанализированы по отдельности, но для обобщенного представления субъекта в структуре региональной или национальной экономики необходимо агрегировать локальные показатели, используя следующий алгоритм:
(6)
Таким образом, используя данную методику, можно оценить экономический потенциал любого хозяйственного субъекта различных сфер деятельности, но относящихся к группе малых предпринимательских структур. Кроме того, представляется возможным сравнивать и анализировать величину экономического потенциала малого предприятия в различные периоды времени. [10] Заключение
Тема курсовой работы является актуальной, так как в настоящее время развитию малого бизнеса уделяется значительное внимание на всех уровнях власти. Подводя итог, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения. Эти и другие преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса. В курсовой работе предложено ввести в систему экономического потенциала дополнительные подсистемы: инновационный, кадровый и коммерческий потенциал. Представлены характеристики и методики оценки перечисленных показателей, а также выведена интегральная величина экономического потенциала субъекта малого предпринимательства. Представленная методика является основой для дальнейшей оценки эффективности использования капитала а малом бизнесе. Итак, следует отметить, что огромное значение при определении величины экономического потенциала имеет учет множества подсистем, входящих в его состав. Сегодня экономический потенциал предприятия рассматривается преимущественно как общность имущественного и финансового капитала, однако данную категорию необходимо рассматривать как совокупность имущественных, финансовых, инновационных, кадровых, информационных и коммерческих возможностей экономического субъекта, способствующих достижению цели и обеспечивающих запас устойчивости в кризисных ситуациях. Список литературы
1. Бердникова Т.Б Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 20007. 2. Горфенкель В.Я., Поляк Г.Б., Швандар В.А. Предпринимательство: учебник для вузов.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008,-735 с. 3. Горфенкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 670 с. 4. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. М., 2000. 5. Ковалев В.В. Основы теории финансового менеджмента. М.: Изд-во Проспект, 2008. 6. Савицкая Г.В. Экономический анализ. М.: Новое знание, 2004. 7. Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия): Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. — 576 с. 8. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, 20007. — 560 с. 9. «Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе». Экономический анализ: теория и практика. Журнал. № 4(133) – 2009г. Стр. 66-71. 10. «Системный анализ экономического потенциала субъектов малого предпринимательства». Экономический анализ: теория и практика. Журнал. № 18(147) -2009г. Стр. 64-69.
Источник: doc4web.ru
Проблемы малого предпринимательства
Частой причиной банкротства является недостаточная капитализация. Это часто является результатом плохого планирования — это общее правило, что предприниматель должен иметь доступ к определенной сумме денег по меньшей мере равной прогнозируемому доходу за первый год бизнеса в дополнение к его предполагаемых расходам. Например, если будущий владелец думает, что он будет генерировать 1 млн.руб. в доходах в течение первого года с 1,5 млн. руб расходов при запуске, то он должен иметь не менее 2,5 млн. руб в наличии. Неспособность обеспечить такой уровень финансирования для фирмы может оставить владельцу ответственность за все долги своей фирмы, если он в конечном итоге окажется в арбитражном суде.
В дополнение к обеспечению того, чтобы бизнес имел достаточный капитал, владелец малого бизнеса также должен помнить о маржинальной прибыли (продажи минус переменные затраты). Для безубыточности, бизнес должен быть в состоянии достичь уровня продаж, где маржинальная прибыль равна фиксированным затратам. Когда бизнес впервые начинают, то многие предприниматели недооценивают свою продукцию, что даже на максимальной мощности, невозможно выйти на уровень безубыточности. Контроль стоимости или повышение цен часто решает эту проблему.
В США, некоторые типы малого бизнеса озабочены страховыми расходами (такими как ответственности и здоровья), ростом цен на энергоносители, налогов и соблюдения налогового законодательства. В Великобритании и Австралии, владельцы малого бизнеса, как правило, больше озабочены чрезмерной правительственной бюрократией.
Еще одной проблемой для многих малых предприятий — «предпринимательский миф». Мифическое предположение, что специалист в данной области техники будет также экспертом по ведению бизнеса. Обязательно нужно дополнительные навыки управления бизнесом, необходимые для поддержания бесперебойной работы предприятия.
Источник: bishelp.ru