Обобщая мировую практику в области образования для бизнеса и менеджмента, можно выделить три модели: германскую («квалифицированный руководитель»), американскую («профессиональный менеджер») и «смешанную». Последняя наиболее характерна для стран, находящихся в состоянии более или менее затянувшегося процесса структурной перестройки образовательной системы в связи с возникновением новых требований.
В России долгое время доминировала модель германского типа и лишь в 2000 г. после государственного признания программ МВА был конституционализирован переход к смешанной модели, де-факто существовавший у нас около 10 лет. На сегодня наша система управленческого образования включает высшее, дополнительное и последипломное (аспирантура) образование.
В области высшего образования она построена по уровням: степень бакалавра (4 года), квалификация специалиста (5 лет), академическая степень магистра (6 лет). Существует большое количество специальностей экономического и управленческого профиля, которые обеспечивают подготовку людей к профессиональной деятельности в области бизнеса и менеджмента на научно-практическом (специалист) или научно-аналитическом (магистр) уровнях.
Классическое бизнес образование? MBA и карьера — Интервью.
Система дополнительного образования до самого последнего времени рассматривалась как нечто облегченное, вторичное по отношению к «настоящему» высшему образованию, все еще весьма популярному в народе, она была более прагматичной, по содержанию не особенно контролировалась государством и на деле не приводила к приобретению второй профессии (для этого существовало так называемое второе высшее образование) и к серьезному изменению карьеры специалистов.
Лишь узаконение Постановлением Правительства России нового вида профессиональной переподготовки с присвоением квалификации (свыше 1000 академических часов) и введение с 1 июня 2000 г. нового вида диплома о дополнительном (к высшему) образовании означало создание реального образовательного пространства для применения американской модели формирования «профессиональных менеджеров» и приведение к определенному соответствию (по уровням) такого рода квалификации в области менеджмента и предпринимательства с традиционной квалификацией специалиста. Сегодня мы уже с полным основанием можем развивать бизнес-образование на основе «смешанной» модели подготовки управленческих кадров.
Систематизируя нынешнюю российскую практику и сопоставляя ее с практикой зарубежной, целесообразно выделить четыре российских модели бизнес-образования. При этом можно говорить и о существовании вполне определенных аналогов между моделями российского и зарубежного бизнес-образования, что является вполне обнадеживающим.
Модель I. Высшее образование
(Undergraduate (basic) Education; Bachelor Graduate; Master of Science; Master of Art)
- Цель: Развитие личности, вывод на профессиональный уровень специалиста в конкретной области менеджмента.
- Назначение: Позволяет занять достойное место на рынке труда в сфере бизнеса и менеджмента.
- Документы: Диплом специалиста (5 лет) с присвоением первой квалификации по классификатору специальностей (специалист-практик, работник штабного подразделения. Диплом магистра управления (6 лет) с присвоением академической степени (научный работник, преподаватель, аналитик).
- Контингент: Лица с аттестатом о среднем образовании (первое высшее) или с дипломом бакалавра (магистратура).
- Формы обучения 1: Первое высшее образование (очное, очно-заочное, экстернат, дистанционное обучение).
- Формы обучения II: Ускоренное (второе) высшее образование (3 года), магистратура (2 года).
- Содержание обучения: Определяется государственными стандартами.
- Финансирование: Бесплатное (по гарантии Конституции Российской Федерации), частично (до 25% контингента) — платное.
Модель 1 «Высшее образование» преследует двоякую цель: 1) развитие личности до достаточно высокого уровня, который общество считает адекватным уровню высшего образования; 2) подготовка специалистов в различных областях менеджмента, бизнеса, предпринимательства. Эти люди, изначально решившие работать в аппарате управления организаций (не обязательно в роли руководителей), обретают профессии плановиков, финансистов, кадровиков, маркетологов, бухгалтеров и т.п., достигая подчас высокого профессионализма в своей узкой области («узкий специалист подобен флюсу»), что лишь повышает их ценность. Однако они могут никогда не принимать на себя реальной ответственности за управление реальными организациями и реальными людьми. Такого рода квалифицированный специалист получает диплом специалиста или магистра управления, его образование, ориентированное прежде всего на освоение знаний, как правило, определяется принятым государственным стандартом и может приобретаться в различных формах (очной, очно-заочной, экстернат, дистанционной).
Что обозначает умный термин «бизнес-модель»?
Второе высшее образование по программе специалиста, а иногда и магистра для тех, кто, имея неэкономическое образование, якобы сдал полноценный вступительный экзамен по программе бакалавриата, преследует примерно ту же цель. Однако, честно говоря, обещание за 2 года магистратуры подготовить из неэкономиста такого же специалиста, что и за 6 лет, выглядит порядочной фикцией. Проблема качества существует и в отношении второго высшего образования (не случайно его нормативный срок не так давно увеличен до 3 лет). Весьма важно, что образование по модели I гарантируется Конституцией России как образование бесплатное и, конечно же, вузовское. На Западе этому соответствует понятие «Undergraduate (basic) Education» по программе бакалавра (4 года) или же «Graduate Education» по программам специализированных магистров: «Master of Science», если высок удельный вес математизированных дисциплин, или же «Master of Arts», если в программе высок удельный вес гуманитарных, описательных дисциплин.
Модель II. Профессиональная переподготовка
- Цель: Введение в профессию менеджера.
- Документ: Диплом о профессиональной переподготовке (свыше 500 часов), т.е. дополнительное образование без присвоения квалификации.
- Контингент: Лица с профессиональным (высшим и средним специальным) образованием и опытом практической работы.
- Формы обучения: С отрывом и без отрыва от основной работы.
- Содержание обучения: По согласованию с заказчиком.
- Финансирование: Как правило, платное, иногда бесплатное по государственным программам организации профессиональной переподготовки.
Модель II — это серьезные программы «Executive Development», например, знаменитая 3-месячная программа Гарвардской школы бизнеса по интенсивному очному обучению менеджменту или 10-месячная программа «Sloan Fellows» Массачусетского технологического института, которые играют важную роль при перемещении менеджера из среднего в высшее звено управления, но тем не менее не относятся к программам с присвоением степени, т.е. выдачей диплома, эквивалентного диплому о высшем образовании.
Модель III. Повышение квалификации
- Цель: Формирование более квалифицированного руководителя.
- Назначение 1: Тематическое обучение по вопросам конкретного производства в рамках тематических и проблемных семинаров (от 72 до 100 часов), по месту основной работы.
- Документ I: Удостоверение о повышении квалификации (государственное).
- Назначение II: Углубленное изучение актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических проблем по профилю профессиональной деятельности в образовательном учреждении повышения квалификации (свыше 100 часов).
- Документ II: Свидетельство о повышении квалификации (государственное).
- Назначение III: Краткосрочное (до 72 часов) изучение конкретных вопросов, актуальных проблем, методик профессионального характера на семинарах и рабочих сессиях.
- Документ III: Сертификат об участии в программе (негосударственный).
- Контингент: Руководители и специалисты, желающие повысить квалификацию.
- Формы обучения: Очная, очно-заочная (вечерняя, модульная).
- Содержание обучения: По усмотрению образовательного учреждения или заказчика.
- Финансирование: Платное или спонсируемое.
Модель III — «Повышение квалификации», охватывающая великое множество краткосрочных программ и семинаров по самым различным аспектам бизнеса и менеджмента, она распространена повсеместно и предусматривает действительно активное обновление знаний действующих руководителей, приобретение ими новых навыков, ознакомление с новшествами в области управления организациями и т.п.
Государство в России непосредственно не вмешивается в регламентацию содержания повышения квалификации, но все же осуществляет аккредитацию программ, инициируемых образовательными учреждениями, давая им право выдавать удостоверения или свидетельства об окончании по программам длительностью свыше 72 академических часов. При коротких программах (100 академических часов) выдается лишь сертификат об окончании программы (негосударственной). В зарубежных странах эти программы относятся к категории «Executive Development», «Management Development», «Management Training» и распространены не только там, где доминирует германская либо смешанная модель (в таких странах повышение квалификации часто осуществляется под патронажем торгово-промышленных палат, фондов, ассоциаций и т.п.), но и в традиционных американских и британских «колыбелях» профессионального бизнес-образования. Например, только на годовом собрании Американского общества по тренингам и развитию управляющих (ASTD) в 1998 г. было зарегистрировано 14 тыс. участников, которые представляли организации, специализирующиеся на определенного типа программах повышения квалификации.
Модель IV. Мастер делового администрирования
(Master of Business Administration, MBA)
- Цель: Подготовка профессионального менеджера.
- Назначение: Ускорение карьерного роста, содействие успеху в предпринимательстве, начало карьеры менеджера для специалистов.
- Документ: Диплом о дополнительном (к высшему) образовании (с 1 июня 2000 г.) с присвоением дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования» (МВА), т. е. менеджера-дженералиста, руководителя среднего и высшего звена.
- Контингент: Лица с дипломом о высшем образовании (по любой специальности) и, как правило, опытом практической работы не менее 2 лет.
- Формы обучения: Свыше 1000 академических часов с отрывом от основной работы —1,5 года; без отрыва от основной работы (вечерняя, модульная) — 2 года.
- Содержание обучения: Государственные требования к профессиональной переподготовке с присвоением квалификации.
- Финансирование: Платное.
Наконец, модель IV — «Мастер делового администрирования» (MBA) непосредственно направлена на подготовку профессиональных менеджеров и составляет, вообще говоря, наиболее значимую часть сферы бизнес-образования. Именно благодаря ей этот сектор образования так широко распространился по всему миру. Ценность этого образования, которое призвано поднять менеджера-практика до уровня профессионала, состоит в том, что оно является весьма сильным стимулом для начала (после карьеры специалиста), а еще чаще, для развития карьеры в одной из наиболее престижных и высокооплачиваемых профессий менеджера среднего, а затем и высшего звена или же для создания серьезных предпосылок к успеху в предпринимательстве.
В России пришлось предпринимать весьма серьезные усилия для поднятия такого рода образования на должный уровень, преодолевать вторичность в отношении к дополнительному образованию, добиться разрешения на присвоение соответствующей второй, дополнительной к базовому высшему образованию квалификации «Мастер делового администрирования». Утвердив государственные требования к такого рода управленческому образованию, государство приняло на себя определенную ответственность за профессиональную переподготовку высшего уровня, проявив определенную осторожность в распространении престижных программ МВА и объявив начало этого процесса экспериментом. Ясно, однако, что на сегодня правовая, организационная, научно-методическая база для распространения программ MBA, которых во всем мире насчитываются десятки тысяч, в основном уже заложена. Процесс создания и распространения этих дорогостоящих программ несколькими новаторскими образовательными учреждениями, начавшийся примерно 10 лет тому назад в России, уже идет быстрыми темпами на благо ее экономики и формирования современного управленческого корпуса.
Следует при этом подчеркнуть, что различия в бизнес-образовании по охарактеризованным выше четырем моделям являются весьма глубокими не только по длительности и целям программ, но и по самому их содержанию, а также методам обучения.
Второе высшее образование и магистратура (модель I) — это обретение способности «думать» в неточных и сложных ситуациях, что предполагает глубокое освоение концепций и методов в специальных областях. Повышение квалификации (модель III) — а) предметное «делать» или б) проблемное «думать» — дает эффект, если оно по своему предмету достаточно определенно и имеются либо точные и простые правила действий, либо возможность с помощью, скажем, целенаправленного психологического тренинга развить вполне конкретные навыки.
Профессиональная переподготовка (модель II) практичнее, но не столь «интеллектуализирована» как второе высшее образование или магистратура и наконец, МВА (модель IV) — это подготовка профессиональных руководителей, а не специалистов. Хотя обладатели квалификации МВА должны иметь знания, в том числе научно-теоретические, но они могут быть не столь полными и глубокими, как в магистратуре или втором высшем образовании (последнее уже, но глубже по направленности, чем МВА). Но зато выпускник МВА — это руководитель-практик широкого профиля. В его образовании активные методы обучения действием — выполнение проектов, стажировки и т.п. — призваны развить способность применять знания в достаточно сложных ситуациях.
Реально такие дисциплины, как маркетинг, общий менеджмент, лидерство ориентированы на еще более высокий уровень развития способности действовать в сложных, неопределенных ситуациях. Тем более это относится к управлению стоимостью компании, антикризисному менеджменту, управлению нововведениями и т.п. Отсюда следует вывод, что научная компонента по обучению менеджменту далеко не всегда является доминирующей и практически во всех случаях уравновешена практической направленностью высокого уровня, а реальному менеджменту только по книгам, вообще говоря, научиться нельзя. Учебный процесс должен обязательно предусматривать обучение на опыте, от других людей, посредством изменений, через осмысление, приобретение навыков не только в данной, но и в смежных и даже несвязанных областях, что делает бизнес-образование весьма специфическим не только по содержанию, но и по своим методам.
Популярные статьи по теме:
- Основные принципы аттестации (просмотров: 87402)
- Управление деловой карьерой (просмотров: 76943)
- Как правильно оформить резюме? (просмотров: 62481)
- Оценка деятельности топ-менеджеров по компетенциям (просмотров: 58798)
- Подбор и расстановка персонала организации (просмотров: 42204)
- Значение и преимущества комплексной оценки персонала (просмотров: 31881)
- Кто на новенького, или Наставничество с первых дней (просмотров: 30997)
- Аттестация и планирование карьеры (просмотров: 29752)
- Как преодолеть сопротивление аттестации? (просмотров: 29720)
- Ловушки испытательного срока (просмотров: 26668)
Источник: www.ippnou.ru
Бизнес-модели в онлайн-образовании: одноразовые запуски vs регулярные продукты ― где больше денег и что выбрать?
Все говорят про запуски: блогеры, инфобизнесмены, Телеграм-каналы. Но не запусками едиными живет мир онлайн-образования. Разбираем в статье 4 основных бизнес-модели, а также даем таблицу: как выбрать оптимальную модель по направлению обучения. В общем, без воды и все по полочкам.
369 просмотров
Привет! Я Михаил Уколов, основатель SOHO.LMS, школы SOHO. MBA и CRM-платформы «Мегаплан».
Михаил Уколов
Основатель SOHO.LMS и SOHO. MBA
Расскажу про 4 основные бизнес-модели в онлайн-образовании. Тем, кто хочет запустить свой EdTech-продукт, это поможет выбрать наиболее подходящую модель, больше заработать и успешно масштабироваться. А владельцам онлайн-школ – проанализировать текущую и, возможно, перейти на другую.
Какую бизнес-модель выберешь…
Рынок онлайн-образования продолжает расти, несмотря на все кризисы: приходит много предпринимателей, новые проекты возникают едва ли не ежедневно, а маржинальность по-прежнему высока.
Для того, чтобы выжить и заработать на EdTech-рынке, вы должны выбрать правильную бизнес-модель для своего продукта. Потому что именно от нее зависит цепочка процессов, сумма инвестиций, маржинальность, маркетинговые каналы и даже выбор CRM.
4 основных бизнес-модели в российском EdTech
1. Регулярное онлайн-образование. Бесперебойный образовательный процесс, который на выходе дает навык: решать уравнения, работать в Photoshop, печь самые вкусные кексы и так далее. Ключевой признак модели – регулярно работающий продукт. Эта модель больше всего похожа на классическое образование, с которым мы сталкиваемся всю жизнь – от детского сада до университета.
2. Подписочная (клубная) модель. Похожа на подписку в онлайн-кинотеатрах, но устроено все чуть сложнее. За подписку пользователь получает доступ к некой базе контента: это могут быть гайды, шаблоны, чек-листы, видеоуроки. Ежемесячно подписка продлевается благодаря автосписаниям с карты.
3. Запуски. Набор клиентов под одноразовые образовательные проекты. Блогер запускает курс «Как стать звездой Instagram», вкладывает деньги в рекламу и прогревы, набирает 50 тысяч клиентов, продает им курс, и на этом все. Практически весь инфобизнес работает в этой бизнес-модели.
4. Индивидуальные и групповые интерактивные занятия. Здесь вы продаете набор занятий, где преподаватель работает с учеником/группой индивидуально. По такой модели работают практически все языковые школы, а также школы/курсы подготовки к ЕГЭ, где репетитор занимается с учеником.
Все остальное – это, как правило, микс этих моделей. Как понять, какую бизнес-модель выбрать? В первую очередь, это зависит от направления, в котором вы работаете.
Направления на рынке онлайн-образования
- Дополнительное образование для взрослых и детей: курсы по рисованию, лепке и прочим хобби, освоение новых профессий;
- Дополнительная школьная подготовка: обучение по теме основных школьных предметов, в основном для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ;
- Внутреннее корпоративное образование: курсы повышения квалификации, развитие soft и hard skills;
- Онлайн-часть классического образования: школы вроде «Фоксфорд», где ребенок может учиться онлайн, а сдавать экзамены для государственной аттестации очно;
- Инфобизнес: не обучение, а продажа информации.
Вы можете ориентироваться по этой таблице
Сохраните, чтобы всегда была под рукой
Почему именно так? Все просто.
Регулярное онлайн-образование заточено на то, чтобы дать навык: и это как раз то, что нужно в дополнительном и корпоративном образовании, в подготовке школьников и студентов.
А вот по подписке получить навык сложно: подписочная модель не предполагает индивидуального учебного плана, тренингов, практики. Зато для инфобизнеса, который продает не навык, а информацию, она отлично подходит.
Запуски, в первую очередь, тоже рассчитаны на инфобизнес.
Индивидуальные и групповые занятия с преподавателем хорошо работают в дополнительном образовании и подготовке школьников. Во внутрикорпоративном образовании они применяются редко.
Теперь разберем каждую бизнес-модель подробнее.
Регулярное онлайн-образование
Продукт. Когда вы построили такой продукт, он очень стабильный, срок его жизни составит минимум 5-7 лет. Но требования к качеству продукта и процесса высоки. Ведь ваша задача – не просто передать информацию, а дать навык. Помимо лекций необходимы контроль знаний и практика: семинары, воркшопы, домашние работы.
Вам понадобятся люди, которые умеют выстраивать образовательный процесс – методологи, авторы программ, а также высокопрофессиональные преподаватели.
Целевая аудитория. Нет смысла делать такой масштабный продукт на маленькую аудиторию, а значит, ЦА должна измеряться миллионами человек. Ядро аудитории – со средним доходом и выше, ведь и стоимость одного курса немалая. Расширить аудиторию курсов с высоким чеком поможет опция рассрочек: подробнее о ней мы писали в этой статье.
Модель продаж. Это обычный регулярный бизнес – один раз построил и дальше все работает. Сначала, когда мы выпускаем продукт на рынок, мы можем ошибиться (выбрать не те каналы, не тот оффер), и у нас есть время, чтобы все настроить. В этой модели не требуется обеспечивать длительное удержание клиента: курс покупается разом/в рассрочку. В одной школе редко бывает множество дисциплин, которые нужно допродать клиенту.
Финансовые показатели. Из плюсов – высокая маржинальность на уровне 30-80% за счет того, что труд преподавателей разом продается потоку людей. Чистая рентабельность – 20-60%. Отсюда и главный минус – конкуренция. Готовьтесь и к большим расходам на привлечение клиента.
Стоимость привлечения клиента в этой модели может достигать 20-30 % от чека: курс стоит 50 000 руб., а привлечение клиента может стоить вплоть до 20 000 руб.
Если продажи сильные, стоимость привлечения можно снизить до 5-7% от выручки. Если же процесс, наоборот, не выстроен, стоимость привлечения клиента вырастет до 30-40%. С другой стороны, это высокомаржинальный продукт.
Я практически не встречал продуктов в этой модели, которые генерировали бы менее 20 % выручки в карман основателям. Если вы правильно построили всю цепочку продукта, он будет постоянно генерировать доход – хоть 10 лет.
Сфера применения. Подходит для образовательных продуктов, где приобретается новый навык/профессия: от приготовления еды до «корочек» IT-специалиста. Также по этой модели работают образовательные продукты в сфере хобби и старшие школьные дисциплины. А вот большинство языковых школ работает по модели интерактивных занятий.
Требования к автоматизации процесса (LMS + CRM). У регулярного образования высокие требования к LMS. На платформе должна быть возможность управлять программами, настраивать учебные группы, добавлять разные виды заданий с автопроверкой.
Ученикам нужна геймификация процесса – рейтинги, ачивки, экраны достижений. Преподавателям – учебные дашборды и прозрачность трека ученика.
От CRM требуется интеграция с LMS, мультиканальное общение, визуально понятный интерфейс.
Для онлайн-школ с регулярными продуктами мы и сделали свою платформу SOHO.LMS, в которой есть LMS и собственная CRM, адаптированная именно для EdTech-продуктов.
Подписочная модель
Продукт. Здесь продукт – это информация, а не образовательный процесс. Главная сложность – вам придется постоянно создавать новый контент. По этой причине большинство EdTech-продуктов по подписке быстро закрываются. Предприниматель планирует, что каждый месяц пользователь будет платить ему, допустим, по 1000 рублей, но этого пользователя нужно еще удержать.
А удержать можно только новым качественным контентом.
Целевая аудитория. С одной стороны, здесь низкие чеки, с другой – нет требований к доходу аудитории. В этой модели тяжелее поддерживать LTV клиента. Чтобы заработать хотя бы 1 млн. выручки, придется привлечь 1000 клиентов, поэтому нужна большая аудитория.
Модель продаж. Бизнес по подписке – сложная модель, поэтому прямая конкуренция здесь низкая. Из плюсов – как и в предыдущей модели, вы строите процесс один раз.
Самое сложное – обеспечить длительное удержание клиента. Чем больше вы сможете удерживать клиента, тем больше получите выручки. А удержать его можно только новым контентом.
Это как меню в ресторане: если вы два года будет кормить посетителя одним и тем же, он уйдет от вас, потому что ему надоело. Здесь та же история.
Постоянно нужно придумывать новые рубрики, приглашать экспертов, запускать продукты – это тяжело. По моему опыту, обычно все упирается в то, что lifetime клиента оставался на уровне 2-3 месяцев, и бизнес-модель не сходилась.
Финансовые показатели. Высокая маржинальность: вы не задействуете много персонала, одну и ту же информацию покупают много раз. Но чистая рентабельность зависит от того, получится ли выдерживать долгий lifetime клиентов. Высок риск того, что стоимость привлечения клиента не сойдется с lifetime.
Сферы применения. Подписка живет там, где есть продукт, близкий к постоянному спросу. Самые популярные ниши – фитнес, психология, деловая информация. Последнее развито на Западе – например, по такой модели работает Bloomberg, а у нас сейчас пытаются сделать что-то похожее.
Требования к LMS и CRM. В CRM обязательно нужна функция автосписаний с гибкой настройкой.
Продукт. Требований по «образовательности» здесь практически никаких, ведь это просто продажа информации. Прямая работа преподавателя минимизирована, чаще всего есть только кураторы. Если в регулярном онлайн-образовании мы идем от продукта, то в запусках обратная ситуация: есть аудитория и нужно ей что-то продать. Минус – если мы хотим долгосрочный бизнес, придется каждый раз придумывать новый продукт.
Целевая аудитория. Нет требований по величине и уровню дохода ЦА.
С запусками сталкивался каждый первый, многие продукты с этой моделью – про «инфоцыганство». Очень денежная история и достаточно простая в реализации. Здесь главная задача – монетизировать аудиторию. Грубо говоря, что она съест, то ей и запихнем.
Модель продаж. Плюс – не нужно удерживать клиента, низкая прямая конкуренция из-за того, что продукт продается на прохладную ЦА. Минус – в запусках буквально нет права на ошибку, здесь есть всего 1-2 попытки, чтобы собрать деньги с аудитории. Поэтому нужен хороший коммерческий директор, который умеет продавать.
Финансовые показатели. Очень высокая маржинальность ― до 90%. Такая маржинальность из-за того, что нет расходов на преподавателей.
Сферы применения. Запуски встречаются везде и всюду, от обучения профессиям до всяких гаданий-предсказаний. Исключение – продукты для детей, потому что дети не являются лицами, принимающими решения о покупке.
Требования к LMS и CRM. Предельно низкие требования к образовательной части, поэтому от LMS требуется только удобство просмотра и интеграция с CRM. А вот CRM должна быть достаточно продвинутой: с автоматизированными воронками, функцией переподписки отписавшихся и так далее.
Еще 5-7 лет назад в запуски, как мухи на мед, слетелось множество людей. Здесь очень высокая рентабельность и маржа по чистой прибыли – и те, кто более-менее умеет продавать, ее получают. Они находят блогеров, экспертов с большими клиентскими базами, придумывают, чему бы научить ЦА, и быстренько делают курс.
Модель обрела популярность в формате «снял сливки – убежал».
Индивидуальные занятия
Продукт. Плюсы те же, что в регулярном онлайн-образовании: стабильный учебный процесс, материалы живут долго. Но если в онлайн-курсах достаточно найти одного классного лектора, то здесь нужно много хороших преподавателей, которые могут дать не только теорию, но и практику.
Целевая аудитория. ЦА должна быть большой, значимых требований к доходу нет.
Модель продаж. Очень высокий LTV и жизненный срок клиента: с репетитором, например, ребенок занимается несколько лет по 1-2 раза в неделю. Выручка с одного клиента доходит до нескольких сотен тысяч. Не понадобится тратить ресурсы на удержание, если преподаватель может быть немного продавцом. Также можно делегировать эту часть консультантам, что менее эффективно.
Финансовые показатели. В этой модели очень высокая конкуренция. Стоимость привлечения клиентов высока – выживают школы, которые могут обеспечить большое количество чеков. Несмотря на большой LTV, маржинальность продукта здесь низкая: ведь с каждого чека придется делиться с преподавателем. Занятие стоит 1000 рублей – 700 рублей получит преподаватель.
Главная компетенция школы – классно привлекать учеников. Обычно в этой модели 10-20%, максимум 30% маржинальности. Рентабельность достаточно низкая: от минуса в первые месяцы и даже год до 10-20%. Нужен очень эффективный менеджмент, чтоб запустить устойчивый бизнес в этой модели.
Сферы применения. Изучение языков и все, что касается детского образования. Также хорошо подходит для программ по формированию сложных навыков.
Требования к LMS и CRM. Эта бизнес-модель – самая требовательная к LMS. Здесь нужны сильные интерактивные возможности и большая база заданий. Чаще всего используются Google Classroom и программы наподобие, но они не интегрированы с CRM.
Итак, что же выбрать и где же деньги
Самые популярные на EdTech-рынке модели – регулярное онлайн-образование и запуски. У этих моделей есть значительные плюсы: высокая маржинальность, популярность, возможность запуститься практически в любой нише.
При этом регулярное онлайн-образование – это игра вдолгую. Вы будете настраивать, развивать и растить продукт как классический бизнес. Именно так работает наша школа SOHO. MBA, где мы обучаем предпринимателей из малого и среднего бизнеса. Мы запускаем новые учебные направления, подбираем преподавателей, продумываем практики, улучшаем продукт.
Запуски – это про быстрый продакшн и максимальное получение прибыли здесь и сейчас. Это вовсе не означает, что все продукты в этой модели – низкопробные. Классный эксперт может записать отличный курс и заслуженно получить доход, но все же это разовая история.
Регулярное онлайн-образование ставит высокие требования к LMS-платформе, которая должна автоматизировать большинство процессов. Пару лет назад я решил сделать собственную LMS для школы SOHO. MBA, потому что ни одно из существующих на рынке решений нам не подходило. Мы обкатали платформу на своих внутренних процессах и недавно выпустили на рынок: сейчас на нашей LMS работает более 200 EdTech-продуктов.
Бизнес-модели образовательных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDTECH / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / БИЗНЕС-МОДЕЛИ / РЫНОК ОБРАЗОВАНИЯ / MOOC / DIGITAL EDUCATION / MODERN EDUCATION / ONLINE EDUCATION / EDUCATIONAL PROJECTS / BUSINESS-MODELS / EDUCATION MARKET
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабошкин А.О.
В настоящей статье рассмотрены основные бизнес-модели образовательных проектов в сфере цифрового образования ( Edtech ). Cделан обзор самых распространенных бизнес-моделей проектов в сфере Edtech . Приводятся примеры компаний в России и мире, использующих настоящую модель. По итогам формулируются основные тренды развития сферы Edtech и обозначаются некоторые проблемы современного цифрового образования . Эффективность одного из решений подтверждается результатами авторского исследования SCS.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабошкин А.О.
МООС в цифровом маркетинге образовательных продуктов
Edtech: новая технологическая платформа в образовании
Мультимедийные модули в формате дистанционных образовательных технологий: проблема электронного контента
Web-сервис для интеграции актуальной информации с ведущих MOOC-площадок
Всё образуется!
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?
Вы всегда можете отключить рекламу.
This articles observes main business models of educational projects in sphere of digital education ( Edtech ). There is the overview of the main trends of modern education in the beginning of the article due to the aim to emphasize the actuality of the theme of the article and also to compare the influence of trends on national educational systems of Russia and developed countries. In the conclusion of the article the main trends of developing Edtech sphere are formed and some problems of modern digital education are indicated. The article offers some variants of solving these problem. The effective influence of one of these decisions is confirmed by the results of own research SCS.
Текст научной работы на тему «Бизнес-модели образовательных проектов»
А.О. Бабошкин, магистрант, ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта»
БИЗНЕС-МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
В настоящей статье рассмотрены основные бизнес-модели образовательных проектов в сфере цифрового образования (Edtech). ^елан обзор самых распространенных бизнес-моделей проектов в сфере Edtech. Приводятся примеры компаний в России и мире, использующих настоящую модель. По итогам формулируются основные тренды развития сферы Edtech и обозначаются некоторые проблемы современного цифрового образования. Эффективность одного из решений подтверждается результатами авторского исследования SCS.
цифровое образование, Edtech, современное образование, онлайн образование, образовательные проекты, бизнес-модели, рынок образования, MOOC
Неотъемлемым условием развития любой национальной экономики сегодня является образование. По утверждению Билла Гейтса, инвестиции в электронную инфраструктуру и сферу образования являются ключом к обеспечению будущей конкурентоспособности экономики каждой страны. Это полностью объясняет тот факт, что лидерами мирового рынка образования традиционно являются развитые страны — США, Великобритания, Германия, Франция. Показатель высокого уровня образования — не только общий уровень развития экономик этих стран, но и экспорт образовательных услуг. Это хорошо видно на примере одной из самых мобильных групп — студентах: на США, Великобританию, Германию и Францию приходится более половины всех студентов, обучающихся за рубежом — 22, 14, 10 и 10 % соответственно [1].
В мире, где стремительно исчезают целые профессии, в мире глобальной конкуренции, в мире, где ключевой ресурс компаний — человеческий ум, а офис начинается там, где открывается ноутбук, люди видят все больше смысла в собственном непрерывном образовании. Обучение становится ключевой инвестицией в себя и базовой потребностью современного человека, а само образование — обязательным условием развития национальной экономики.
По данным Всемирного банка, в составе национального богатства США основные производственные фонды занимают всего 19 %, природные ресурсы — 5, человеческий капитал — 76. Для Европы характерны показатели — 23, 2 и 75 % соответственно. Для сравнения, в России это — 10, 40 и 50 % [2]. Сопоставляя уровень развития экономики, уровень развития образования и долю человеческого капитала в национальном богатстве, без труда прослеживается прямая зависимость.
Новые потребности и вызовы подтолкнули образование к изменениям. По оценке Skoltech [3], ближайшие 20 лет будут эпохой радикальных перемен и основными драйверами будет не сама система образования, а смежные с ней отрасли — информационные технологии, медицина и финансы.
Новое время — это новые вызовы. Долгое время образованию удавалось сохранять консервативность, но сегодня ситуация меняется. В докладе «Будущее образования: глобальная повестка» от Skoltech фиксируется несколько основных причин, почему образование больше не может оставаться прежним. Наиболее показательны три из них:
1. Развитие цифровых технологий и телекоммуникационных систем меняет способы, которыми фиксируется, передается и создается знание, а также формируются навыки.
2. Значительная часть новых решений для образования реализуется в виде технологических стартапов, которые оцениваются инвесторами как одно из наиболее перспективных направлений.
3. Экономическая динамика в промышленно развитых странах, связанная с интенсификацией конкуренции, быстрой сменой технологий и повышением экономической неопределенности, задает спрос на новые типы компетенций и новые формы подготовки.
Из доклада также следует, что изменения затронут все сферы образования во всех странах мира без исключений. В странах-мировых лидерах в сфере образования метаморфозы уже начались.
Бюджет на образование в Российской Федерации в 2016 году составил 3 058,98 млрд. руб. Практически в полном объеме эти средства направляются на обеспечение формального образования. Что касается неформального образования для отдельных групп — в этой сфере преобладают исключительно частные инициативы. Россия отстает от развитых стран по доле расходов на образование в ВВП как государственных, так и частных — 2,4 % ВВП в 2016 году. Для сравнения, в развитых странах этот показатель находится в диапазоне 4,5-7 % ВВП.
Наиболее привлекательным направлением формального образования для частного сектора является дошкольное, а наименее — школьное. Несмотря на то, что по оценкам ТеЛсгип^х [4] к 2020 году основные инвестиции в образование будут сосредоточены в сфере школьного образования, сегодня на территории России работает всего 213 частных школ, которые в большинстве своем находятся в Москве и Московской области.
В сравнении российского рынка образования с мировыми лидерами в этой сфере очевидно, что национальная образовательная система не соответствует современным требованиям к тенденциям и темпам развития. С целью нивелирования разрыва и в ответ на вызовы времени 25 октября 2016 года Правительством Российской Федерации был утвержден паспорт приоритетных проектов в сфере образования, одним из которых стал «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Согласно проекту к 2025 году 11 млн. студентов пройдут курсы в формате онлайн на платформе «Открытое образование». Стоит заметить, что сегодня рынок онлайн образования России оценивается Forbes в 400 млн. руб. и направлен преимущественно на корпоративный сектор. Для сравнения, рынок корпоративного онлайн обучения в США достиг отметки в 70 млрд. долл. еще в 2015 году.
Сегодня глобальный рынок образования соединяет воедино два основных тренда -персонализация образовательного контента и технологии, что привело к появлению и стремительному развитию цифрового образования. Зародившись на рубеже 1990-x и 2000-x годов и развиваясь по сегодняшний день, рынок Edtech вырос более чем в 20 раз.
Особенно быстрый рост цифровое образование показывает в последние пять лет. Это обусловлено в первую очередь тем, что именно в 2012 году рынок Edtech перевернул классическую образовательную систему и крепко «встал на ноги». Стоит отметить, что в России это произошло на год позже — в 2013-м.
По данным J’son Partners Consulting, рынок российского Edtech в последние годы растет даже несколько быстрей общемирового — плюс 25 % ежегодно.
За время развития рынка Edtech в B2C сегменте сложились множество бизнес-моделей. Наиболее показательно рассмотреть их в хронологическом порядке, что позволит увидеть, какой путь прошел рынок цифрового образования с 2012 года по сегодняшний день. Первые несколько лет развития рынка Edtech каждый новый сервис старался привнести собственную бизнес-модель. Рассмотрим наиболее успешные из них [3].
1. Бесплатный курс — платный сертификат.
Эта бизнес-модель недаром упоминается первой. Ее появление напрямую связано с появлением первого глобального Edtech сервиса «Coursera» в 2012 году. В январе 2015 года сооснователь «Coursera» Дафна Колера в своем интервью сказала, что платные подтвержденные сертификаты (тестирование с подтверждением личности) курсов и специализаций являются основным источником дохода платформы. Можно предположить, что продажа сертификатов и по сегодняшний день продолжает приносить «Coursera» основную прибыль.
Такого рода сертификаты представляют высокую ценность, так как выдаются за курсы, проведенные университетами с мировым именем. Добиться права на проведение такого курса для университета очень непросто.
Сегодня и многие другие провайдеры MOOC (Massive Open Online Course — массовых открытых онлайн курсов) нашли для себя похожие бизнес-модели. В Class Central считают, что это может привести к полному исчезновению бесплатных сертификатов уже в ближайшем будущем.
Говоря о Российских сервисах, модель «Бесплатный курс — платный сертификат» сегодня используют, например, на некоторых курсах в «Foxford».
2. Продажа курсов.
Такая модель используется в большом количестве как российских, так и зарубежных сервисов — «EdX», «Udemy», «Geekmath», «Foxford» и многих других. Чаще всего такого рода сервисы предоставляют бесплатный доступ к вводным курсам, а доступ к узкоспециализированным, требующим детальной проработки и специфического контента, курсам осуществляется за определенную плату. Как правило, цена зависит от специфики и объема, но не является высокой. Например, курс по эконометрике, состоящий из 10 тем, разбитых на 32 урока, на «Geekmath» стоит сегодня всего 119 руб.
3. Продажа серии курсов.
Настоящая бизнес-модель стала логичным продолжением предыдущей. Впервые серии курсов стал предлагать сервис «EdX» в 2013 году. Такой подход подразумевает получение сертификата только по окончании определенного набора курсов. В 2014 году подобные программы запустили «Coursera» и «Udacity». Несмотря на то, что серии курсов очень популярны среди студентов, значимость получаемых по окончании сертификатов пока недооценена рынком.
4. Онлайн степени.
Большой интерес для глобальных игроков на рынке Edtech представляет создание курсов, которые могут быть приравнены к очным курсам в университете.
В декабре 2015 года «Udacity» осуществил первый выпуск студентов онлайн программы Online Master of Science in Computer Science. Ее стоимость составляла 6000 долл., а из 2000 поступивших только 20 смогли закончить обучение. В том же году «Coursera» запустила самый дорогой онлайн курс в истории — iMBA, разработанный совместно с Иллиной-ским университетом. Стоимость курса составила 20000 долл. Но даже эта стоимость оказалось значительно ниже аналогичного очного курса в университете [4].
Все четыре представленные выше бизнес-модели игроки «большой тройки» рынка Edtech («Coursera», «Udacity», «EdX») считают перспективными и комбинируют их в своей
работе. Но не стоит ориентироваться только на них. Масштаб сервисов «большой тройки» накладывает свои ограничения. Существует и ряд прочих бизнес-моделей характерных для менее масштабных игроков. Некоторые из них заслуживают особого внимания.
5. Продажа подписки на определенный период.
Настоящую бизнес-модель обычно принято рассматривать с двух ракурсов. Во-первых, это продажа доступа к курсу(ам) на определенный период. Таким образом, например, построена работа сервиса «Lynda.com» или российского проекта «Нетология». Во-вторых, это продажа доступа к «закрытой» части сервиса, что открывает пользователю дополнительные возможности. В качестве примера российского сервиса, использующего настоящую бизнес-модель можно привести «LinguaLeo».
6. Программы с вебинарами.
Сюда можно отнести бизнес-модели, подразумевающие как личные, так и групповые встречи в сети в формате вебинара. Несмотря на очевидный плюс общения в режиме реального времени, такой формат накладывает некоторые риски на организаторов. Необходимо осуществить набор группы на поток с заранее определенной датой старта. Активная работа по поиску студентов, систематическое проведение вебинаров преподавателем создает дополнительные расходы, что несомненно отражается на стоимости курсов.
Несмотря на взрывной рост популярности цифровых образовательных технологий, как и в любой другой области процесс развития не проходит идеально гладко. По мнению Дмитрия Уфаева, управляющего партнера Synergy Innovations, сейчас на рынке Edtech происходит поиск новой парадигмы дистанционного обучения. Старые подходы, такие как видеотрансляция и текстовые материалы, работают все хуже. «Coursera» и «EdX» утверждают, что только 5 % подписавшихся на курс проходят его до конца. Современное поколение разучилось воспринимать длинные потоки информации. Новый подход, по мнению Дмитрия Уфаева, будет заключаться в дроблении информации на более мелкие порции [5].
Результаты исследования The Boston Consulting Group [6], участие в котором приняло более 3000 студентов и родителей из США, однозначно доказывают эффективность смешанных курсов. Blended — это новые возможности как для традиционных образовательных организаций, так и для представителей Edtech.
Нам в School of Computer Science (SCS) довелось на собственном опыте убедиться в эффективности Blended. Основная деятельность SCS, входящей в группу «Мир образования», — компьютерные курсы для школьников. Каждый курс представляет своеобразный трек из нескольких уровней с возможностью выбора специализации на каждом этапе. Так, например, из курса первого уровня «Основы программирования» переход на второй может произойти как в «Программирование на C#», так и в «Программирование на Java», по выбору студента [7].
В феврале 2017 года в SCS была внедрена система дистанционного обучения Moodle, призванная помочь студентам погрузиться в отдельные темы, выполнить дополнительные задания и получить онлайн консультацию от преподавателя. Сравнивая результаты потока до и после внедрения смешанной системы обучения, можно констатировать, что общий выходной уровень знаний студентов отличается более чем на 20 % в положительную сторону. Опрос родителей студентов показал, что более чем для 70 % покупателей услуги использование смешанной системы в курсе являлось важным фактором принятия решения [8].
Edtech сегодня — неотъемлемая часть как мировой, так и любой национальной системы образования. Несмотря на положительные прогнозы и взрывной рост, инвесторы считают рынок цифрового образования зрелым и конкурентным. Большим числом компаний уже накоплен богатый опыт построения Edtech бизнеса, и этим опытом необходимо пользоваться. Что же касается новых вызовов перед онлайн образованием — вероятнее всего ответом на них станет смешение Edtech и прочих сфер как самого образования, так и смежных. Одним из таких смешений стало совмещение занятий в классе и онлайн курсов, что открыло совершенно новые возможности и горизонты.
1. Institute of international education, AT A GLANCE 2015 [Электронный документ]. -URL: https://p.widencdn.net/xxjlu3/At-A-Glance-2015 (дата обращения 11.05.2017).
2. Степанова, Т.Е. Экономика, основанная на знаниях (теория и практика): учеб. пособие / Т.Е. Степанова. — Москва: Гардарики, 2008.
4. David Bainbridge, Edtech is the next fintech [Электронный ресурс]. — URL: https://techcrunch.com/2016/08/13/edtech-is-the-next-fintech (дата обращения 10.05.2017).
5. J’son https://cyberleninka.ru/article/n/biznes-modeli-obrazovatelnyh-proektov» target=»_blank»]cyberleninka.ru[/mask_link]