Когда процессы описаны, карта составлена, начинается работа с ней.
Для начала необходимо понять, нужен этот процесс или не нужен, какова его срочность, есть ли альтернативы для его выполнения, т.е. отнести его к той или иной группе по заданному критерию.
Традиционно бизнес-процессы по роли в деятельности организации делят на:
- Основные (создают ценность, определяются целью существования компанией);
- Обеспечивающие (инфраструктура, обеспечение всем необходимым основных процессов, поддержание процессов жизнедеятельности);
- Управленческие (контроль, организация, администрирование, планирование);
- Развивающие (не очевидно, но в условиях постоянных перемен эта группа должна быть).
Но для реализации поставленной цели этого мало, поскольку из этих характеристик непонятно, можно ли с этими процессами сделать что-то или оставлять «как есть». Потому рассортируем их ещё по нескольким критериям.
По степени обязательности:
- Обязательные;
- Желательные;
- Необязательные (можно отказаться без существенных потерь);
- Лишние (отказ не влечет никаких угроз для предприятия в долгосрочной перспективе)
По степени срочности (насколько важно выполнить их в срок):
- Срочные
- Не срочные
- Можно отложить на неопределенное время
По наличию (возможности нахождения) альтернатив:
- Уникальные (безальтернативные, заменить ничем нельзя без глобальной перестройки деятельности предприятия)
- Можно заменять:
- Наличие на рынке нескольких альтернатив
- Легко заменяемые
Полученные в итоге данные сводим в таблицу (см. картинку)
Рассмотрим каждую группу отдельными записями (Все записи сейчас публикуются здесь на сайте, в ВК и Inst, а длина поста в Instagram не позволяет уместить всё в 1 большой длиннопост).
Другие статьи на эту тему
Источник: shikov-as.ru
Методические основы разработки классификации бизнес — процессов


Акцентировано внимание на преимуществах использования процессного подхода. Приведенные понятия бизнес-процессов, их характеристики и проведен анализ современной литературы и приведенных в ней существующих классификаций. Разработка новой оригинальной классификации было проведено согласно составляющих бизнес-процессов и систематизированы в схему. Классификации бизнес-процессов является одним из первых этапов при использовании-принципов реинжиниринга бизнес-процессов.
Сегодня одной из тенденций в современном менеджменте является применение принципов реинжиниринга бизнес-процессов к управлению организацией. Такой подход использует преимущества технологий, но не только компьютерных, а и технологий управления изменениями и людьми, что дает возможность эффективно управлять предприятием. Для того, что бы начать внедрять такой подход нужно определить бизнес-процессы и разработать их классификацию. Тематика исследования является актуальной в современных условиях, так как выделение процессов организации согласно процессного подхода дает больше преимуществ и перспектив в деятельности предприятия, так как позволяет более точно определять проблемные места и пути их решения, обеспечивает эффективное внедрение системы менеджмента качества.
Целью статьи является анализ бизнес-процессов, а также разработка оригинальной классификации бизнес-процессов.
Для проведения классификации бизнес-процессов необходимо уточнить это понятие, поскольку существует множество определений
Приведем с нашей точки зрения наиболее оптимальное. Бизнес-процесс — это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.

Существует несколько классификации бизнес-процессов, но многие авторы в своих работах приводят основную, по которой процессы организации могут быть разделены по характеру деятельности и создаваемого продукта на 3 основные категории:
1. Первичные бизнес процессы — это основные процессы, создающие добавленную стоимость продукта, который производит компания. Это процессы, создающие продукт, представляющий ценность для конечного потребителя. Они пронизывают всю организацию;
2. Поддерживающие (вспомогательные) бизнес процессы — процессы, обеспечивающие деятельность основных процессов;
3. Развиваются процессы — процессы, которые позволят создать цепочку ценностей в основном и во вспомогательном процессах на новом уровне показателей: разработка продукта и т.п.;
Также в этой классификации можно добавить еще один пункт: бизнес процессы управления — процессы, которые позволяют управлять всей деятельностью организации
Это довольно простая общая классификация, но она необходима для начального разделения бизнес-процессов предприятия на группы.
Для разработки плана по оптимизации деятельности предприятия на основе процессного подхода необходимо выделить процессы, которые обеспечивают деятельность бизнеса. Для этого необходимо классифицировать бизнес-процессы с учетом разделения их согласно не только существующей общей классификации, но также и учитывая особенности функционирования данного предприятия и отрасли, в которой оно осуществляет свою деятельность.

Для разработки классификации необходимо уточнить основные составляющие, которые характеризуют функционирования бизнес-процесса:
1. Хозяин или владелец — лицо, наделенное достаточным объемом полномочий, имеет в своем распоряжении ресурсы и берет на себя ответственность за выполнение процесса в надлежащем порядке и объеме;
2. Ресурсы, необходимые для функционирования этого процессы;
3. Вход и выход, то есть то, что мы потребляем (всегда поставщика) и получаем (объект или услуга, полученные в результате выполнения процесса);
4. Система показателей — показатели, используемые для оценки эффективности процесса;
5. Технология процесса — порядок выполнения деятельности по преобразованию входов в выходы.
Классификация бизнес-процессов. Классификация бизнес-процессов.. Классификация бизнеспроцессов

Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 16.58 Kb.
Классификация бизнес-процессов.
Для классификации бизнес-процессов могут использоваться различные подходы. Наиболее распространены из них следующие:
• Классификация по категориям потребителей результатов исполнения процесса:
— внешние процессы (входы образованы внешними субъектами, выходы предназначены для внешних потребителей);
— внутренние процессы (поставщик и потребитель находится внутри организации, является ее структурным подразделением или должностным лицом).
• Классификация по сфере охвата подразделений организации:
— корпоративные процессы, охватывающие всю организацию (их количество может достигать 6—10);
процессы, охватывающие часть подразделений и ориентированные на конкретные виды продукции.
• Классификация бизнес-процессов по местонахождению относительно функциональных областей:
бизнес-процессы, существующие в любой функциональной области.
• Классификация по уровню рассмотрения:
— элементарные (операции, не требующие детального описания).
• Классификация по типу реализуемых целей и задач:
— бизнес-процессы управления.
Внутрифункциональные бизнес-процессы обычно находятся внутри функциональных областей и уникальны для них. К таким процессам относятся:
• инженерные исследования (проведение научных исследований; определение технологии производства продукции; управление повышением эффективности производственного процесса);
• продажи и маркетинг (выявление потенциальных клиентов и лиц, принимающих решение, определение потребностей клиентов, анализ конкурентов, продвижение продуктов и услуг, проведение рекламных мероприятий, управление продажами);
• производство (приобретение материально-технических ценностей, производство продукта, оказание дополнительных услуг поддержки продукта);
• бухгалтерский учет и финансы (формирование бюджета, создание финансовых документов, уплата налогов и сборов, ведение бухгалтерского учета);
• управление персоналом (определение требований к кандидатам, подбор персонала, обучение и аттестация персонала, начисление заработной платы, управление мотивацией).
Межфункциональные бизнес-процессы — это бизнес-процессы, требующие координированной работы различных структурных единиц организации. К ним относятся такие процессы, как создание нового продукта, разработка концепции развития компании, выполнение клиентских договоров.
Бизнес-процессы, существующие в любой функциональной области — это процессы планирования, контроля и анализа выполнения поручений, должностных обязанностей и реализация бизнес-процессов, находящихся в зоне ответственности, например: контроль выполнения поручений вышестоящего начальника; планирование закупок, планирование производства, планирование продаж; анализ выполнения плана продаж, плана производства, плана отгрузки товаров.
Классификация по типу реализуемых целей и задач наиболее универсальна, поэтому именно ее чаще всего используют на практике.
Основные бизнес-процессы ориентированы на потребителя продуктов и услуг организации. Главными целями их реализации являются создание добавленной стоимости продукта/услуги, создание продуктов/услуг, имеющих потребительскую ценность, и получение прибыли.
Потребителями результатов основных бизнес-процессов являются клиенты, внешние пользователи, а также другие процессы, выступающие в роли внутренних пользователей. Таким образом, можно говорить о том, что основные процессы — это те, которые составляют суть бизнеса организации. Именно их реализация приносит доход компании.
Вспомогательные бизнес-процессы предназначены для обеспечения эффективного выполнения основных бизнес-процессов. Потребителями
результатов их реализации являются подразделения организации, поэтому их основные задачи представляются такими:
• обеспечение функционирования инфраструктуры компании.
Как правило, поддерживающие процессы добавляют стоимость продукции, при этом являются затратными для организации. Примерами могут служить процессы управления кадрами, ИТ-поддержка, управление финансами, административно-хозяйственное обеспечение, управление безопасностью.
Назначением бизнес-процессов развития является получение прибыли в долгосрочной перспективе за счет совершенствования деятельности организации, определение тенденций и направления развития основных процессов.
Источник: topuch.com
