Видение организации — это образное представление смысла деятельности и перспектив (будущего) организации. Оно объясняет и демонстрирует всем сотрудникам и общественности, что представляет собой организация, какой она должна стать и к чему она стремится.
Формирование видения — это одна из задач высшего руководства. Горизонт видения, т.е. период отдаленности во времени формируемого образа предприятия, может быть различным, от нескольких месяцев до нескольких лет. Видение будущего крупной компании — это представление о политической, экономической, социальной ситуации в стране, в отрасли, а также о желаемом состоянии предприятия в этой ситуации.
Видение относится лишь к будущему: оно теряет свою актуальность при достижении желаемого состояния предприятия и должно быть сформулировано вновь. Формулировка видения должна быть лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и отвечать следующим требованиям: вдохновлять, быть простой, как воспоминание или образ, заслуживать доверие и содержать ориентиры, которые могут служить основой для разработки стратегии.
КАК ПОСТАВИТЬ ЦЕЛЬ В БИЗНЕСЕ? ТОП-7 Амбициозных Целей Для Предпринимателя!
Миссия — это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. В отличие от видения миссия характеризует только «настоящее» организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, оставляя без внимания перспективы развития бизнеса. Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях.
Основные компоненты миссии:
- Продукты или услуги, которые производит предприятие, т.е. круг удовлетворяемых потребностей.
- Категории целевых групп потребителей.
- Применяемые управленческие технологии и функции, т.е. способ удовлетворения нужд потребителей.
- Конкурентные преимущества.
- Философия бизнеса.
- Положение на рынке. Рыночными целями могут быть завоевания лидерства в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка предприятия до определенного размера.
- Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса: освоением новых рынков, применением новых технологий или способов организации производства.
- Маркетинг. Основными результатами деятельности в этой области могут быть выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара, улучшение обслуживания клиентов.
- Производство. Приоритетными целями в этом случае являются достижение наивысшей производительности труда, повышение качества продукта, снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами.
- Финансы. Общая цель — сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование.
- Управление персоналом. Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда.
- Менеджмент. Ключевая цель в этой области — определение критических сфер управленческого воздействия.
- конкретность и измеримость. Выражая цели в четких измеримых формах, руководство создает базу для принятия решений и оценки хода работ;
- горизонт планирования. Выделяют долгосрочные (горизонт планирования более 5 лет), среднесрочные (плановый период от 1 года до 5 лет) и краткосрочные (обычно в пределах года) цели. Чем уже горизонт планирования, тем конкретнее должна быть выражена цель;
- достижимость. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности предприятия. Установление недостижимых целей блокирует стремление работников к успеху и снижает мотивацию труда;
- непротиворечивость. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.
- общая цель должна содержать описание конечного результата;
- при развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня;
- при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, а не способы их получения;
- подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимы друг из друга;
- фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом в установленные сроки.
Другие статьи раздела «Теория»
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ЛЮБОГО БИЗНЕСА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ
- Менеджмент организации
- Теории менеджмента
- Стили руководства
- Функции управления
- Планирование на предприятии
- Теории мотивации
- История развития управленческой мысли
- Стратегическое управление
- Общая модель стратегического управления
- Пирамида стратегического управления
- Инструменты стратегического менеджмента
- Управление стратегическими изменениями
- Понятие стратегического управления
- Управление выбором стратегических позиций
- Управление стратегическими задачами
- Управление в условии слабых сигналов
- Сопротивление переменам
Источник: www.stplan.ru
8.2.2. Ключевые цели и задачи организации
Разграничение между целями и задачами проходит по уровню, на котором они действуют в организации. Задачи имеют отношение к отдельным частям организации (например, они могут быть задачами какого-либо подразделения организации, или ее филиала).
Возможно также присутствие задач в целях, но на уровне подразделений, если они включены в процесс достижения целей. В этом случае задачи являются переформулировкой общих целей, в той части их достижения, которая отводится отдельным подразделениям (например, цель компании получить определенный процент прироста объема продаж может быть переформулирована как конкретные задачи производственного подразделения, отдела маркетинга, транспортного цеха, финансовой службы и т.д.).
Задачи носят в большей степени краткосрочный характер, чем цели, так как они связаны с планированием текущей деятельности. Это часто приводит к тому, что задачи по своей сущности являются множественными, так как они носят оперативный характер и могут различаться в зависимости от направления деятельности компании. Связь между стратегической установкой, целями и задачами организации показана на рис. 8.2.
Источник: studfile.net
Ключевые цели организации
После выбора миссии предприятия, необходимо перейти к формулированию целей.
Цель – это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организованная группа.
Цели должны обладать рядом характеристик:
Конкретность (сформулировать результат);
Обозримость (срок выполнения);
Реальность, реализуемость (достижимость);
Логичность (одна не противоречит другой);
Эффективность (результативность и прибыльность);
Построение по иерархическому принципу.
Постановка целей – это очень важный момент в деятельности организации, ведь участники производства должны знать, к чему стремятся.
У организаций в зависимости от их типов могут быть разнообразные цели. Но независимо от вида фирмы ее главными общими целями будут те, что направлены на:
Действительно, фирма может выжить, только найдя свое место в системе рыночных отношений. Значение прибыли в бизнесе трудно переоценить: это источник роста и процветания фирмы, средство увеличения благосостояния ее владельцев и ее работников. Не следует забывать о перспективе развития фирмы: проблемы сегодняшнего дня не должны заслонить перспективу – возможность существовать в будущем.
Эти три главные в жизни фирмы цели тесно между собой связаны, менеджеры должны обеспечить их выполнение.
Ключевой целью ОАО «Киренский речной порт» является систематическое извлечение прибыли в результате своей деятельности. А также удовлетворение потребности населения в переправе.
3. Цели и задачи подразделений и функциональных подсистем организации
Цели каждой функциональной подсистемы зависят от деятельности организации, и её конкретной стратегии.
Если брать в общем смысле, то цель организации образует основу для разработки стратегий развития, и установления целей во всех направлениях, которые определяют дальнейшее существование организации, эти направления называются функциональными подсистемами.
Цели функциональных подсистем:
Цель производства – повышение производительности труда и эффективности производства;
Цель маркетинга – производство потребителей;
Цель финансов – рационализация использования всех финансовых ресурсов;
Цель инноваций – поиск новаторских идей и решений, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм;
Цель управления персоналом – мотивирование рабочего персонала к работе и их заинтересованность в ней;
Цель менеджмента – искусство достижения компромиссов и снятия противоречий.
Цели ОАО «Киренский речной порт»:
Улучшение услуг по перевозке пассажиров;
Создание соответствующего имиджа;
Быть на шаг всегда впереди конкурентов;
Уменьшение издержек производства;
Повышение финансового состояния предприятия и т.д.
Задача – это работа, серия работ или их часть, которая должна быть выполнена заранее установленным образом в заранее установленные сроки.
Задачами ОАО «Киренский речной порт» являются:
Стать для потребителей лучшим поставщиком;
Стать для своих работников лучшим работодателем;
Стать лучшим партнером для оптовиков;
Стать лучшей компанией для инвесторов;
Применение более совершенных технологий производства и т.д.
2.4 Построение «Дерева» целей организации
«Дерево» целей представляет собой иерархию всех целей организации. Основополагающая цель организации находится в самой его вершине. Для целей более низкого уровня приоритетными являются цели соответствующего высшего уровня.
«Дерево» целей ОАО «Киренский речной порт» можно представить в виде схемы (рис 1).
Рис.1. «Дерево» целей
3. Структура управления организацией
3.1 Принципы построения структуры управления
Структура управления (организационная) – логические соотношения уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.
Организационная структура – это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач. Такая многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких-либо однозначных методов – либо формальных, либо неформальных. Поэтому необходимо сочетание научных методов и принципов формирования структур (системного подхода) с большой экспертно-аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта. В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено: сначала – цели, а затем – механизм их достижения.
Системность самого подхода к формированию структуры проявляются в следующем:
Не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется не полной;
Выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления – от генерального директора предприятия до мастера участка;
Исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления;
Обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления.
Источник: kazedu.com