3) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Существует 2 уровня методологии: I уровень практической деятельности; II уровень науки.
I уровень: методология — как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
II уровень: методология как учение о принципах построения, формах и методах научного познания.
В науке признано существование иерархии методологий и выделяются:
— общенаучная методология (материалистическая диалектика, теория познания, логика);
— частно-научная (методология педагогики или др. науки);
— предметно-тематическая (методология дидактики, методология (отбора) содержания образования; методология повышения квалификации учителей математики и. т.д.)
В педагогике наиболее адекватным уровню ее теоретического развития является следующее определение методологии:
Методология — учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.
Педагогическая психология
В этом определении соединены две группы инструментария — комплекс средств для познания педагогической реальности и технологии преобразования педагогической действительности.
Функции методологии педагогической науки:
1) гносеологическая (познавательная) функция — реализация этой функции обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, предметов;
2) праксеологическая (преобразовательная) функция — обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей и внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеоглогической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет её практическую значимость;
3) аксиологическая (оценочная) функция или функция критики развития педагогической науки — реализация этой функции способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т.д.;
4) рефлексивная функция — направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствования системы методов педагогических исследований; т.е. рефлексивная функция педагогики направлена на изучение самой себя — педагогической науки;
5) функция нормативного предписания — показывает «что должно быть и как»;
6) эвристическая (творческая) функция — заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.
Существует взаимосвязь двух уровней методологии педагогики — методологии практики и методологии науки, а именно:
1. В педагогике осуществляется процесс интеграции методологии науки и методологии практики; это означает, что методология педагогической науки определяет для практиков-педагогов условия, пути, способы решения педагогических задач, а методология практики обеспечивает ученых-педагогов информацией о целесообразности методологических инструментариев и технологий преобразования педагогической реальности.
Нина Савельева: Педагогика как наука | Вилла Папирусов
2. Взаимообусловленность методологий практики и науки способствует теоретико-прикладному обеспечению разрешения научно-практических проблем; т.е. разработке методологического аппарата любого педагогического исследования как теоретических, так и практических проблем образования. Например, проведение диссертационных исследований, как в области педагогики, так и в др. научных областях невозможно без обоснования актуальности темы исследования, без постановки проблемы, целей, задач, без определения объекта и предмета, рабочей гипотезы, методов исследования, без разработки эксперимента — а всё это и составляет методологический аппарат исследования.
Взаимосвязь методологий практики и науки обеспечивает разработку целей, содержания, технологий инновационной педагогической деятельности, системы критериев эффективности инноваций и внедрение инноваций в педагогическую практику.
Разработан классификатор педагогических преобразований и инноваций:
Алгоритмы. Аналитические данные
Детерминизм педагогических явлений
Изобретения в педагогике. Инновации
Методы исследования и преобразования педагогических структур
Открытия в педагогике
Показатели состояния педагогических систем, процессов, результатов
Правила. Приемы. Принципы. Проблемы
Прогнозы. Противопоказания. Рекомендации
Системы. Стандарты. Средства. Статистика в педагогике
Тезаурусы. Теоретические положения
Условия функционирования и развития педагогических явлений
Эффективность преобразований, инноваций
2.2. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике
1. Разработка критериального аппарата и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию.
2. Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы с целью необходимости её реформирования.
3. Поиски образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могу использоваться для моделирования нововведений.
4. Всесторонний анализ научного задела, где содержатся творческие решения уже не только практиков, но и учёных.
5. Проектирование инновационной модели обновлённой педагогической системы (от эскиза до, так называемых, рабочих чертежей).
6. Разработка практического осуществления известного закона перемены труда.
7. Построение алгоритма внедрения нового в практику.
8. Ввод в профессиональную лексику новых понятий и переосмысление старого профессионального словаря.
9. Защита педагогической системы от псевдоноваторства.
Основными методологическими подходами в педагогике являются:
1) системный;
2) личностный;
3) деятельностный;
4) полисубъектный (диалогический);
6) культурологический;
7) антропологический;
8) этнопедагогический.
Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем.
Основными принципами реализации системного подхода, уточняющими его сущность, являются:
— принцип целостности, который отражает специфику свойств системы, зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от их места и функций внутри целого;
— принцип структурности, позволяющий описывать системы как структуры через раскрытие совокупности связей и отношений между ее элементами;
— принцип взаимозависимости внешних и внутренних факторов системы;
— принцип иерархичности, предполагающий рассмотрение объекта в трех аспектах: как самостоятельной системы, как элемента системы более высокого уровня, как системы более высокого иерархического уровня по отношению к ее элементам, рассматриваемых, в свою очередь, как системы;
— принцип множественности представления системы, означающий необходимость создания множества моделей для описания системного объекта;
— принцип историзма, требующий изучения системы и ее элементов не только как статических, но и как динамичных, имеющих историю своего развития.
Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.
Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Установлено, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности. Этот факт обуславливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.
Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе, является ведущей категорией деятельностного подхода. Деятельность – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования природы и социальной реальности (включая его самого).
Для осуществления преобразования человеку необходимо изменить идеальный образ своих действий, замысел деятельности. В этой связи он использует особое средство — мышление, степень развития которого определяет степень благополучия и свободы человека. Именно осознанное отношение к миру позволяет человеку реализовать свою функцию субъекта деятельности, активно преобразующего мир и себя на основе процессов овладения общечеловеческой культурой и культуросозидания, самоанализа результатов деятельности.
Преообразовательная деятельность включает как идеализацию, так и реализацию замысла, что является фактором развития рефлексивных способностей человека, направленных на самоанализ, самооценку, коррекцию деятельности, результатов собственного труда, взаимоотношений с окружающим социумом.
Деятельностный подход применительно, например, к изучению процесса формирования ребенка означает, что игра, учение, труд, общение являются важнейшими факторами становления и развития растущего ребенка. При этом важнейшими педагогическими требованиями к организации воспитания выступают определение содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда, общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, самоконтролю, самоанализу и самооценке результатов деятельности.
Поэтому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов, благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития.
Аксиологический (или ценностный) подход выступает своеобразным «мостом» между теорией и практикой, т.е. выполняет роль механизма связи между практическим и абстракно-теоретическим уровнями познания и отношений к окружающему миру (обществу, природе, культуре, самому себе). Аксиологический подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом. Значимую ценность представляет собой идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей.
С изменением социально-экономических условий жизни трансформируются и педагогические ценности. Так, в процессе развития педагогической науки и практики выделяются изменения, связанные, во-первых, со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративное и позже на проблемно-развивающее и личностно-ориентированное; во-вторых, с переходом от командно-регулирующего воспитания к личностно-гуманному. Аксиологические подходы в педагогике, основанные на гуманистических ценностях, являются методологической основой развития педагогической науки и совершенствования образовательной практики.
Культурологический подход как методология познания и преобразования педагогической реальности имеет своим основанием аксиологию — учение о ценностях и ценностной структуре мира. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой растет и формируется ребенок, функционируют различные образовательные учреждения. Реализация этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса предполагает разрешение педагогами следующих задач: во-первых, изучать и формировать эту среду, во-вторых, максимально использовать ее воспитательные возможности.
Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский (1824–1870 г.г.). В его понимании – это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К.Д. Ушинского остается актуальным для современной педагогики.
Основные идеи современной педагогической антропологии, которые являются методологическими основаниями исследования в области педагогики:
— образование – атрибут человеческого бытия (бытие человека рассматривается в образовании);
– цели и средства образования выводятся из сущности человека; расширение традиционных понятий такими категориями, как «жизнь», «свобода», «смысл», «творчество», «событие», «антропологическое пространство», «антропологическое время», «самостановление»;
– использование антропологического подхода к преподаванию и изучению конкретных наук о человеке (история как историческая антропология, биология – биологическая антропология и т. д.);
– условия и технологии воспитания и обучения задаются с антропологических позиций и направлены на становление родовых качеств личности воспитанника;
– природа воспитания диалогична;
– детство самоценно, ребенок – ключ в познании человека.
Использование антропологического подхода при исследовании, например, педагогического процесса школы, предполагает рассмотрение таких антропосистем, как учащийся, педагог, ученический и педагогический коллективы. При этом они представляются как открытые, саморазвивающиеся личностные и социальные системы; а педагог – это антропотехник, владеющий средствами, «инструментами» управления процессом становления личности ученика.
Таким образом, использование методологических подходо в педагогики позволяет, во-первых, определить ее научно-теоретические проблемы, установить их иерархию, разработать стратегию и основные способы их разрешения, во-вторых, обосновать, создать и реализовать технологические механизмы модернизации образовательной практики; а также осуществить прогнозирование развития педагогической науки и практики.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Современные исследователи понимают под понятием «методология» именно методологию научного познания, то есть учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
В педагогике методология предусматривает совокупность целей, содержания и методов исследования, которые дают возможность получить наиболее точную, объективную и структурированную информацию о педагогических процессах и явлениях. Методология педагогики позволяет разработать методы осуществления исследовательской и проектной деятельности.
Основными задачами методологии педагогики являются определение предмета педагогики, места педагогики в иерархии других наук, разработка методов получения знаний о педагогической науке, анализ зарубежных педагогический исследований и т.д.
К актуальным проблемам современной педагогической науки относят проблемы методологии определения предмета педагогики, познания логики педагогических процессов и явлений и процедуры исследований в области педагогики.
В настоящее время методология развивается быстрыми темпами. Важной задачей методологии является оказание помощи исследователю, формирование у него специализированных умений и навыков в области исследовательских и научных работ.
Наше социальное пространство постоянно меняется, что делает актуальным в педагогической науке следующие методологические проблемы:
1) основа педагогической деятельности как общественного явления;
2) предмет педагогики в процессе непрерывного образования;
3) специфика становления личности обучаемых как субъектов и объектов воспитания;
4) специфика взаимосвязи непрерывного образования и воспитания;
5) философские, психологические, педагогические и социальные аспекты определения структуры образования;
6) сущность и логика педагогического мышления и т.д.
В настоящее время наиболее актуальные комплексные исследования с участием педагогики. Существует несколько видов таких исследований:
1) монодисциплинарные (исследование сходных по своему содержанию проблем специалистами одной и той же науки);
2) междисциплинарные (исследование объекта специалистами разных наук).
Исследования в педагогической науке являются монодисциплинарными, так как любые проблемы ограничиваются рассмотрением и решением только в рамках этой науки. Междисциплинарными они не будут даже тогда, когда исследователь для решения проблемы углубится в психологию, поскольку в таком случае изменится только его позиция, а не предмет и задачи педагогики.
Таким образом, методологические исследования являются важнейшим условием развития педагогической науки, приобретая особую значимость именно в период крупных преобразований в социуме, что, в свою очередь, тоже является большой проблемой, поскольку осмысление новых реалий требует серьезных изменений в системе теоретических представлений, углубленного изучения философии и методов научного познания в различных научных областях, в частности в педагогике.
2022-08-23 13:39 Август 2022
Источник: s-ba.ru
Методология педагогики высшей школы
Задачи данной учебной дисциплины обусловлены процессами реформирования многоступенчатой системы высшего образования, переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим, возрастающими требованиями к уровню общекультурной и специальной подготовки выпускников вузов, подготовкой будущих специалистов к профессиональному компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании как саморазвивающейся личности с творческим стилем научного мышления и высоким уровнем профессиональной компетентности.
Любая наука, в том числе и педагогика, может развиваться только в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами, в свою очередь для их накопления, интерпретаций, объяснения нужны научно-обоснованные исследования, которые зависят от совокупности теоретических принципов, которые получили название методология. Методология дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач.
Методология педагогики высшей школы
Прежде чем подробно углубиться в проблему нашей темы дадим определения основных понятий, которые и будут представлять собой суть дальнейшего повествования.
Педагогика высшей школы – отрасль педагогической науки, изучающая теоретические, методические и практические проблемы высшего образования [3].
Методология – раздел науки о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этих процессов. «Методология» от греч. «учение о методе» или «теория метода»[3].
В широком смысле слова методология представляет собой совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих принципов в применении к решению сложных теоретических и практических задач. Это — мировоззренческая позиция исследователя.
В узком смысле слова методология трактуется как совокупность методов научного исследования.
Таким образом, в современной научной литературе под методологией понимается учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета, задач, совокупности исследовательских методов и средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной проблемы.
Методология педагогики – совокупность гносеологических подходов, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях[3].
Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.
К началу XXI века педагогика стала сложно организованной наукой, в составе которой выделяется большое количество научных течений, направлений, дисциплин.
Показателем самоопределения педагогики как самостоятельной научной дисциплины является то место, которое она заняла в университетском образовании. Об этом свидетельствует тот факт, что педагогика как учебная дисциплина с 1995 года включена в обязательный гуманитарный образовательный стандарт вузов.
Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают пограничные научные дисциплины.
В систему педагогических наук входят:
общая педагогика, исследующая основные закономерности образования; история педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи;
сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходства и отличий;
профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно-профессиональную сферу действительности и др.
Будучи наукой, педагогика высшей школы имеет свой объект и предмет исследования, опирается на ряд основных педагогических категорий.
Цель педагогики высшей школы – исследование закономерностей развития, воспитания и обучения студентов и разработка на этой основе путей совершенствования процесса подготовки квалифицированного специалиста.
В качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием.
Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Э ти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
По большому счету, объектом педагогики является воспитание в широком смысле. Таким образом, объект педагогики высшей школы – система высшего образования и педагогические процессы в ней.
Предмет педагогики высшей школы включает следующие компоненты:
– учебно-воспитательный процесс и процесс профессиональной подготовки специалистов, культурной элиты современного общества;
– изучение закономерных связей, существующих между развитием, воспитанием и обучением студентов в высших учебных заведениях;
– разработка на этой основе методологических, теоретических и методических проблем становления современного интеллектуального высококвалифицированного выпускника вуза (специалиста) в любой сфере материального или духовного производства (научной сфере)[1].
Методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях[1].
Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах:
как система знаний
и как система научно-исследовательской деятельности.
При этом имеются в виду два вида деятельности – методологические исследования и методологическое обеспечение.
Задача первых – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Обеспечить исследование методологически – значит использовать имеющиеся методологические знания для обоснования программы исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже закончено.
Названными различиями обусловлено выделение двух функций методологии педагогики – дескриптивной, т. е. описательной, предполагающей также и формирование теоретического описания объекта, и прескриптивной-нормативной, создающей ориентиры для работы педагога-исследователя.
Методологические идеи педагогики высшей школы исходят из общей педагогики и в то же время имеют свою специфику.
Методологическая основа педагогики высшей школы – это система основополагающих, философски осмысленных положений, которые составляют стержень науки и влияют на ход ее развития.
К ведущим методологическим положениям педагогики высшей школы можно отнести следующие:
1. Педагогические исследования необходимо рассматривать во временном контексте; исторический подход дает возможность определить их актуальность, своевременность и необходимость для развития высшего образования, осуществить правильный анализ трактовок положений, категорий, выводов.
2. Системно-структурный подход к педагогическому процессу высшей школы способствует многоконтекстному восприятию и анализу этого процесса, создает предпосылки для получения объективного результата.
3. Профессиональная подготовка в условиях высшего учебного заведения является системообразующим элементом всего процесса становления личности специалиста.
4. Источником развития личности студента являются внутренние и внешние факторы: наследственность, среда, воспитание, профессиональная подготовка, самовоспитание, самообразование.
5. Решающую роль в профессиональном становлении личности студента играют познание, деятельность, общение.
6. Продуктивность процесса воспитания и профессиональной подготовки студента детерминирована его активностью, что особенно значимо для самообразования и самовоспитания.
7. Студенческую молодежь необходимо изучать в динамике ее развития, анализировать постоянные изменения, прогрессивные движения вперед.
8. В формировании мировоззренческой позиции, ценностных ориентации, мотивационной сферы будущего специалиста важное значение имеет гармония личных и общественных интересов, национальных и общечеловеческих ценностей.
9. Наиболее благоприятной средой для воспитания, обучения, формирования личности студента являются коллективные отношения. В условиях вуза такой средой становится студенческий коллектив.
10. Важным потенциалом и питательной почвой развития педагогики высшей школы является практика, в роли которой выступает вся жизнедеятельность вуза[1].
Методологические положения определяют исследовательскую позицию ученого, направленность исследовательского процесса, способствуют повышению его эффективности.
В структуру научного познания входят объекты, средства познания, ранее полученные в науке результаты– факты, системы знаний и т. д. Одной из составных частей структуры процесса научного познания является научное исследование. Научное исследование, в соответствии с общим пониманием сущности науки, определяется как процесс выработки новых научных знаний, субъективный процесс получения новых знаний отдельным исследователем или их группой. Общепринято выделять фундаментальные, прикладные исследования и исследования-разработки.
Фундаментальное исследование – это исследование, открывающее устойчивые закономерности в сфере науки, на которые, в свою очередь, опирается дальнейший поиск, а также общетеоретические концепции, методологию, историю науки.
Признаками фундаментального исследования являются:
– теоретическая актуальность, выражающаяся в выявлении закономерностей, принципов или фактов, имеющих принципиально важное значение;
– критический анализ научно несостоятельных положений;
– использование методик, адекватных природе познавательных объектов действительности;
– новизна и научная достоверность полученных результатов[1].
Прикладное исследование – это исследование, направленное на решение отдельных теоретических и практических задач.
Признаками прикладного исследования являются приближенность к актуальным запросам практики; сравнительная ограниченность выборки исследования; оперативность в проведении и внедрении результатов исследования.
Исследование-разработка– это исследование, которое непосредственно обслуживает практику, содержит конкретные указания по организации различных видов деятельности в программах, учебниках, учебных пособиях, инструктивно-методических рекомендациях и пр. Его признаки– целевая направленность, конкретность, определенность, сравнительно небольшой объем[3].
Общие методологические характеристики науки, научно-исследовательской деятельности нуждаются в конкретизации применительно к исследованиям тех или иных объектов действительности. Одним из таких объектов является образование, для педагогики высшей школы–высшее образование, проблемы развития которого находят отражение в педагогических научных исследованиях.
Общепринятой является позиция, что педагогическое исследование – это получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.
По-разному учёные раскрывают сущность понятия «педагогическое исследование», содержательный анализ педагогического исследования позволяет определить его как многозначное понятие:
1) процесс получения новых педагогических знаний;
2) результат исследовательской деятельности;
3) вид научной деятельности;
4) способ получения новых знаний;
5) форма познания и организации исследования;
6) система элементов и др [1].
Исходя из целей науки и научного исследования, основным назначением педагогического научного исследования, по М.Н. Скаткину, является «добывание новых достоверных знаний о процессах обучения и воспитания, раскрытие их сущности (внутренняя структура, функционирование, возникновение и развитие), раскрытие объективных закономерных связей между педагогическими явлениями».
Одним из важных элементов методологического аппарата исследования является метод.
В научной литературе под методом педагогического исследования понимается способ организации теоретико-логической или экспериментальной работы. Выделяются еще методы, сопровождающие теоретическую или экспериментальную работу. Чтобы получить в итоге проведенного исследования конечные результаты, обладающие убедительными доказательствами их достоверности, необходимо соблюдать следующие условия:
– отобрать такие методы, которые позволили бы на протяжении всего исследования наблюдать за одним и тем же объектом, подлежащим изучению;
– отобрать такое количество методов, которое дало бы возможность получить необходимый и достаточный фактический материал для выявления и построения объективно действующих закономерностей;
– отобранные методы должны способствовать преобразованию объекта исследования;
– для подтверждения или проверки неслучайности полученных результатов или выводов целесообразно организовать параллельное исследование с использованием тех же методов (или других) в другом коллективе, но с той же исследовательской целью;
– совокупность использованных методов или исследовательских методик должна обеспечить получение результатов в таком виде, чтобы его мог использовать любой заинтересованный потребитель[1].
Разработка и совершенствование методов исследования способствуют развитию педагогической науки. Педагогика высшей школы стала самостоятельной наукой в то время, когда общая педагогика обладала значительным фондом методов, использовавшихся для организации исследований различного типа.
В настоящее время педагогика высшей школы располагает системой различных методов, которые с учетом характера педагогического исследования можно подразделить на три группы: теоретические, эмпирические (экспериментальные), графические и математические[1].
Выбор тех или иных методов, их сочетание, создание методики исследования детерминированы проблемой, целью, объектом, характером самого исследования.
В связи с расширением теоретических и методологических исследований, а также исследований в области зарубежной педагогики педагогика высшей школы акцентирует внимание на развитии группы теоретических методов.
В работах по проблематике высшей школы ученые используют следующие теоретические методы:
анализа (понятий, научной литературы, документации, архивных материалов), синтеза, моделирования, целенаправленного построения систем новых теоретических представлений; аналогий; восхождения от конкретного к абстрактному; мысленного эксперимента; прогнозирования развития системы без вмешательства исследователя и др.
К группе экспериментальных методов относят:
педагогический эксперимент (констатирующий, преобразующий, контрольный), наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование, интервьюирование, методнезависимых характеристик и др.
Графические и математические (методы математической статистики) методы выступают как способ фиксации и регистрации количественных показателей в исследовании.
Каждое педагогическое исследование имеет свою структуру. В оптимальном варианте компоненты исследования выстраиваются следующим образом:
Первый этап. Общее ознакомление с проблемой исследования, ее разработанности педагогическими и другими науками, определение границ исследования, выявление актуальности проблемы для теории и практики.
Второй этап. Определение цели и задач исследования– общих и промежуточных, выявление объекта и предмета.
Третий этап. Определение гипотезы исследования– объяснительной или прогностической, разработка его методики.
Четвертый этап. Разработка программы эксперимента – констатирующего, преобразующего, контрольного.
Пятый этап. Проведение трех этапов педагогического эксперимента, проверка гипотезы.
Шестой этап. Обработка, обобщение и синтез полученных экспериментальных данных, формулирование выводов, рекомендаций [3].
Задачи исследования связаны с его целью, конкретизируют ее, но они как бывытекают и из гипотезы, раскрывают последовательность действий исследователя в процессе проведения эксперимента.
Предложенная структура характерна для экспериментальных исследований.
Заключение
Педагогика высшей школы – теоретическая и прикладная наука. Как теоретическая наука она выявляет причинно-следственные отношения и связи в воспитании, обучении и научной подготовке будущих специалистов. Такая теория представляет собой систему идей, служащих обоснованием и руководством к действию. Она также указывает рациональные пути, направляет работу высшей школы в сторону желаемой мечты, выявляет такую систему действий, которая наилучшим образом удовлетворяла бы и отвечала бы поставленным целям.
Методология в свою очередь устанавливает процессы исследований, их структуру, определяет задачи и совокупности исследовательских методов. Благодаря этому и развивается, находится в постоянном процессе модернизации такая наука, как педагогика высшей школы.
Гипотеза, являясь осевой линией исследовательского процесса, выступает как прообраз будущей теории. Поскольку педагогическое исследование всегда носит творческий характер, постольку и его регламентация относительна и зависит от позиции ученого. Важно, чтобы любое исследование способствовало развитию педагогики высшей школы и было необходимо воспитательно-образовательной практике
Источник: megalektsii.ru
