Когда начал развиваться малый бизнес

История малого предпринимательства в России связана с широким распространением кооперативов[6] и трудовых артелей[7]. На начало 1917 года действовало около 50 тысяч кооперативов, причем коллективная собственность распространялась на все этапы — от закупки средств и предметов труда до продажи изготовленного продукта. Артели обладали особой мобильностью, их состав постоянно менялся, сохранялось лишь ядро из четырех-пяти человек.

В период военного коммунизма[8] предпринимательская деятельность переместилась в теневую сферу. В середине 1920-х годов в условиях НЭПа (1921-1928 гг.) 73% торговцев приобрели патенты на торговлю с лотков и киосков, на их долю приходилась треть всего частного товарооборота; 23% торговцев открыли магазины, где были заняты главным образом сами владельцы и члены их семей, доля наемного труда не превышала 25%; и лишь 4% торговых заведений основывались на наемном труде.

В 1930-е годы малый бизнес снова был вытеснен в теневую сферу. В российской экономической литературе утвердилась концепция, согласно которой крупное производство имело абсолютное преимущество перед мелким, а мелкие производители неизбежно расслаивались и превращались в наемных рабочих. Однако действительность не подтвердила этих выводов. Малый бизнес доказал свою конкурентоспособность в сфере мелкосерийного и индивидуального производства товаров и услуг, особенно инновационных, а также в качестве поставщика комплектующих изделий и услуг для крупного бизнеса.

Как в 18 лет я стал миллионером | Моя правдивая история

В то же время не подтвердились и выводы ряда российских экономистов 1990-х годов о том, что рыночная экономика опирается только на малый бизнес, поскольку его доля в валовом внутреннем продукте и общем числе занятых в развитых странах достигает 40-60%. Большинство формально независимых малых предприятий работает по заказам крупных корпораций, получая от них не только заказы, но и технологии, регламенты управления качеством продукции, кредиты на формирование оборотных средств.

Российское малое предпринимательство с 1990-х годов прошло четыре этапа развития. Первый из них начался в конце 1980-х годов, когда огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, обусловили быстрое накопление капиталов, организацию производства дефицитных товаров широкого потребления и бытовых услуг, развитие розничной торговли, общественного питания и прочее. Однако на этом этапе ресурсы государственных предприятий перекачивались в теневую экономику и в основном не реинвестировались, а уходили за рубеж и на непроизводственное потребление. » Аренда с правом выкупа» означала, как правило, присвоение государственного имущества неэффективными собственниками (формально она была отменена в 2002 году).

Массы людей обучались основам предпринимательства в школах научно-технического творчества и полугосударственных малых предприятиях. Первые миллионеры сделали целое состояние, получая ресурсы по фиксированным государственным, а продавая — по рыночным ценам. Отсутствие должного контроля и низкое качество государственного управления усугубили дефицит товаров и сделали необходимой » шоковую терапию» [9]. Иначе нельзя было ликвидировать » навес» ничем не обеспеченных денег.

300 Лямов в Год #shorts #бизнес #предприниматель #бизнесидеи #деньги #доход #производство

Второй этап экстенсивного развития малого предпринимательства начался в 1991-1992 годах с либерализацией цен[10], массовой приватизацией[11] и отменой монополии внешней торговли. В 1991-1994 годах число малых предприятий выросло с 268 до 897 тысяч, а занятость на них — с 5, 4 до 8, 8 миллионов человек. Число малых научно-технических фирм за один 1993 год выросло в 1, 8 раза, несмотря на высокую инфляцию и утрату оборотных средств из-за отсутствия их индексации. Малый бизнес наладил производство многих потребительских товаров (крупные предприятия нередко выдавали их работникам вместо зарплаты). К 1996 году число малых фирм достигло максимума (1040 тысяч).

Однако инфляция привела к обесценению сбережений населения и резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало паралич инвестиционной деятельности и стимулировало малый бизнес лишь в некапиталоемких отраслях с быстрым оборотом средств — в торговле, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, а также в сфере услуг и образования. Одновременно произошло резкое уменьшение доли малых предприятий в сфере материального производства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это не позволило создать нормальную конкурентную рыночную среду. На данном этапе происходило массовое создание бирж, банков, страховых фирм, посреднических импортно-экспортных структур, фирм, обслуживающих бартер, вексельный оборот[12] и так далее.

Во второй половине 1990-х годов оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие малые предприятия, преимущественно торгово-посреднические и научно-консультационные, либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались.

Третий этап развития малого предпринимательства (с 1996-1997 годов до 2003 года) сопровождался сокращением числа малых предприятий из-за резкого снижения доходности самостоятельной предпринимательской деятельности. Налоги стали отнимать до 80% легального дохода предпринимателей. В итоге в 1990-е годы число малых фирм сократилось до 840 тысяч. Из-за финансового кризиса и потери средств, в банках от трети до половины фирм ушли с легального рынка.

Правительство не имело реальной стратегии поддержки малого бизнеса, особенно в инновационной и производственной сферах. Созданные в рамках принятого в 1995 году закона » О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» фонды практически не функционировали. Кредиты малому бизнесу выдавались в основном » Европейским банком реконструкции и развития» и другими зарубежными структурами под высокий процент. Не развивался лизинг.

В 2001-2002 годах число малых предприятий выросло с 842 до 878 тысяч, а их доля в валовом внутреннем продукте — с 9, 6 до 10, 4%. Это позволило увеличить занятость с 7, 23 до 7, 78 миллионов человек, то есть создать 550 тысяч рабочих мест.

Читайте также:  Бизнес процесс как у петровича

Однако, как подтвердили исследования Российского центра малого предпринимательства, Центра экономических и финансовых исследований и разработок, Института исследований проблем предпринимательства, существенных улучшений в положении малого и среднего бизнеса не произошло. Большая часть малого и среднего бизнеса остается в теневой экономике.

В ряде регионов до половины малых предприятий существует не более одного квартала и не ведет реальной хозяйственной деятельности. Число занятых в малом бизнесе даже с учетом индивидуальных предпринимателей составляет всего 17% экономически активного населения. На эту сферу в 2002 году приходилось всего 2, 6% инвестиций. С 2003 года российский малый бизнес начал качественно новый, четвёртый, этап своего развития, который продолжается до наших дней.

Малый бизнес в России, можно сказать, состоялся на всей территории страны[13]. Только в Москве по состоянию на 1 июля 2006 года зарегистрировано 207 834 малых предприятия и 98 834 индивидуальных предпринимателя.

Выручку в размере от 100 до 500 тыс. руб. получают 8, 8% малых предприятий от общего количества малых предприятий города Москвы, от 500 до 1000 тыс. руб. — 5, 4%, от 1 до 5 млн руб. — 15, 4%, от 5 до 10 млн руб. — 7%, от 10 до 50 млн руб. — 12, 1%, от 50 млн руб. и более — 7, 7% малых предприятий.

Темпы роста налоговых поступлений от представителей малого и среднего бизнеса Москвы, применяющих общую систему налогообложения, заметно ниже, чем от субъектов малого бизнеса, применяющих специальные режимы налогообложения, по которым наблюдается активная динамика. Так, по единому налогу по упрощенной системе налогообложения[14] прирост составил 29, 9%, или 1, 11 млрд руб., по единому сельскохозяйственному налогу[15] — 57, 8%, или 205, 2 млн руб[16].

Не отстают и регионы. В Уральском федеральном округе в настоящее время работает 76 тыс. предприятий малого бизнеса и 249 тыс. индивидуальных предпринимателей. Годовой оборот каждого предприятия в среднем составляет 13 млн руб. В 2006 году оборот предприятий малого бизнеса вырос на 32%, а объем инвестиций в создание предприятий малого бизнеса увеличился на 20%.

На 1000 жителей приходится 31 индивидуальный предприниматель. Для сравнения: в целом по России этот показатель составляет порядка 47%.

В Тюменской области зарегистрировано 36 тыс. субъектов малого предпринимательства, из них 28 тыс. — индивидуальные предприниматели. Большинство из них работают в сфере оптовой и розничной торговли, услуг, строительстве и на обрабатывающих производствах. В малом предпринимательстве на сегодня занято 77 тыс. жителей Тюменской области, или 19, 8% от трудоспособного населения.

Оборот предприятий малого бизнеса по итогам прошлого года составил 558 млрд руб. Доля малого бизнеса в ВВП области — 21%. Для сравнения: в странах Европы этот показатель превышает 40%.

В Иркутске по состоянию на 1 января 2007 года зарегистрировано 7166 малых предприятий с численностью 43 800 человек и 15 900 индивидуальных предпринимателей. В целом в малом бизнесе занят каждый четвертый, работающий в городе.

Малые предприятия Курганской области обеспечивают 6% от всех налоговых поступлений, собираемых на территории области.

В Ханты-мансийском автономном округе в 2006 году от предприятий малого бизнеса в бюджет поступило более 100 млн руб. Более 22% экономически активного населения округа заняты в малом и среднем бизнесе.

По развитию малого предпринимательства Свердловская область занимает 5-е место в Российской Федерации. В малом бизнесе занято 23% экономически активного населения, 33% доходов областного бюджета сформировано за счет налоговых отчислений малых предприятий.

Все это говорит о том, что малый и средний бизнес живут, развиваются и достигают положительных результатов практически на всей территории нашей страны. Но все ли так безоблачно?

Введенные специальные режимы налогообложения, к сожалению, так и не смогли ни упростить, ни облегчить участи представителей малого и среднего бизнеса. Например, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход[17] для отдельных видов деятельности и система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) предполагают ведение бухгалтерского учета в полном объеме.

А для этого требуются работники высокой квалификации. Упрощенную систему налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей в народе справедливо окрестили » непростая упрощенка». Незначительная стоимость активов или их полное отсутствие зачастую не позволяют представителям малого и среднего бизнеса привлечь кредитные средства.

Это является сдерживающим фактором развития бизнеса. Федеральный закон № 88-ФЗ » О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», принятый в июне 1995 года и направленный на реализацию права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности, устарел и практически не работает. Поэтому 6 июля 2007 года Государственной Думой принят Федеральный закон РФ. N 209-ФЗ » О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [18]

Новый закон (2007 года), в отличие от старого (1995 года), предусматривает финансовую, имущественную и налоговую поддержку малых и средних компаний, а также оказание помощи в области внешнеэкономической деятельности. Принятие этого закона привело к необходимости внесения изменений в целый ряд нормативных актов, а именно в законы » О бухгалтерском учете» [19], » О финансовой аренде (лизинге)» [20], » О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» [21].

Читайте также:  Продукт менеджер или бизнес аналитик

Это не единственный способ поддержки малого и среднего бизнеса. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2010 годы, подготовленному Министерством экономического развития РФ, из бюджета Российской Федерации на финансирование программы малого предпринимательства ежегодно будет направляться около 4 млрд руб. Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию государственной поддержки малого предпринимательства, будут предоставляться субъектам Российской Федерации на конкурсной основе при условии финансирования расходов по их реализации из региональных бюджетов. Это позволит привлекать для реализации программы финансовые средства регионов и стимулировать их к принятию новых, более эффективных, программ поддержки и развития малого предпринимательства.

Субсидии[22] из федерального бюджета в 2006-2007 годах предоставляются по результатам конкурсного отбора на финансирование следующих мероприятий:

создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства;

поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары, работы и услуги, предназначенные для экспорта;

развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;

создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.

Финансовая поддержка по этим направлениям будет продолжена государством и в последующие годы

Не отстают и власти в регионах. По мнению вице-президента Союза предприятий малого бизнеса Свердловской области Алексея Кабанова, положительная динамика в развитии малого предпринимательства в Уральском федеральном округе обеспечивается за счет показателей тех малых предприятий, которые были созданы 5-10 лет назад. Малые предприятия изначально сталкиваются с множеством проблем. В связи с этим необходимо существенно увеличить денежные средства, выделяемые на финансирование образовательных бизнес-программ послевузовской поддержки молодежи в возрасте от 20 до 30 лет, нацеленных на создание собственного бизнеса.

Курганская торгово-промышленная палата организует деловые миссии курганских товаропроизводителей в другие российские регионы. Благодаря этому предприниматели получают уникальную возможность пообщаться друг с другом и наладить сотрудничество, минуя цепочку посредников. Вместе с тем, по словам председателя Курганского городского координационного Совета предпринимателей Ивана Камшилова, развитие предпринимательства сдерживается рядом факторов. Прежде всего это высокое налоговое бремя, сложность в получении финансовых средств, а также недостаточная информационная поддержка.

В Иркутской области принята целевая программа » Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2006-2010 годы». Объем ее финансирования на пять лет составит 194, 2 млн руб. По информации, предоставленной Департаментом предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации губернатора Иркутской области, программа направлена на повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий региона и выход их на всероссийский уровень, а также на привлечение инвестиций. Согласно проекту областная администрация будет поддерживать в первую очередь малый и средний бизнес в сфере глубокой лесопереработки, туризма, ЖКХ и производства строительных материалов. Программа позволит увеличить поступление налогов и сборов в областной бюджет.

Во всех регионах начинают развиваться бизнес — инкубаторы (под бизнес-инкубатором понимается объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющий поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности, путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг). Основным нормативным документом, регулирующим деятельность бизнес-инкубаторов, создаваемых с привлечением средств федерального бюджета, является приказ Минэкономразвития России от 5 мая 2005 года № 93 » О мерах по реализации мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства», который утвердил » Общие требования к бизнес-инкубатору и порядку предоставления помещений и оказанию услуг субъектам малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе».

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что у малого и среднего бизнеса есть надежда на светлое будущее. Но за место под солнцем надо бороться!

Источник: lektsia.com

Развитие малого предпринимательства в России

Развитие малого предпринимательства в России имеет недолгую историю в экономическом развитии страны. Малое предпринимательство берет свое начало с 1990 года, когда стало образовываться путем создания обществ с ограниченной ответственностью, которые частью своей становились приемниками ранее созданных кооперативов.

Малый бизнес – это бизнес, который опирается на предпринимательскую деятельность малых предприятий и небольших фирм, не входящих в производственные и промышленные объединения и корпорации. К субъектам предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса относят коммерческие организации с образованием юридического лица, также физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью без образования юридических лиц, но с внесением в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также крестьянские и фермерские хозяйства.

В первой половине девяностых годов развитие малого предпринимательства в России получило новый виток за счет массового процесса приватизации государственных предприятий. Перераспределение государственной собственности еще больше способствовало развитию предпринимательства. В 1995 году принимается федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который отрегулировал общие вопросы и развитие малого предпринимательства в России. Также были определены организационно-правовые нормы, критерии малых предприятий, в том числе аспекты государственной поддержки малого предпринимательства, вопросы налогообложения и многое другие.

Развитие любых форм предпринимательской деятельности зависит от двух условий – от экономической обстановки в стране и способности самого объекта предпринимательской деятельности использовать предоставленные ему права для дальнейшей реализации хозяйственных целей и получения прибыли. Эти факторы действуют на развитие малого бизнеса, который очень чувствителен к созданным ему условиям.

История российского предпринимательства за короткий срок прошла все стадии эволюционного развития. В результате сформировались определенные капиталы, которые способствовали расширению инвестиционных вложений во все сферы народного хозяйства.

Читайте также:  Бизнес или приключения игра

В настоящее время развитие малого бизнеса в России включено в программу демонополизации всех структур экономики страны. На этом этапе предусматривается разукрупнение масштабных монопольных производств, путем выделения производственных блоков в самостоятельные небольшие организации, а также создание дочерних предприятий. Государственной программой также разработана инфраструктура поддержки малого предпринимательства в лице сети крупнейших российских банков, которые уже долгие годы работают на рынке кредитования, в том числе малого и среднего бизнеса. Среди банков, которые будут выдавать льготные кредиты предприятиям малого бизнеса — Сбербанк, Россельхозбанк, Банк Уралсиб и другие.

На сегодняшний день группой мировых экспертов выделен ряд причин, которые тормозят развитие малого предпринимательства в России:

  1. Сложная экономическая и финансовая обстановка в стране, спад производства, слабая правовая защищенность предпринимателей, разрыв хозяйственных связей.
  2. Низкий уровень правовых и экономических знаний самих предпринимателей, плохая деловая этика, как в бизнесе, так в государственном секторе.
  3. Негативное отношение к предпринимателям части населения.
  4. Слабые действия государственной поддержки в сфере малого бизнеса.
  5. Снижение покупательной способности население на массовую продукцию.

Однако, как показывает мировой опыт, малый бизнес не знает себе равных по способности оживить экономику и вывести ее из кризиса.

Источник: fb.ru

Малый бизнес в России

Toyota Motor Corporation

Министерство образования м науки Российской
Федерации
Саратовский Государственный университет
Имени Н.Г. Чернышевского
Геологический колледж
МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ:
СТАНОВЛЕНИЕ, РОЛЬ В
ЭКОНОМИКЕ, ПРОБЛЕМЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ,
ПОДДЕРЖКА
Е Р М О Х И Н А Л Е К С А Н Д Р, Г Р У П П А 2 3 3 1

2.

ЧТО ТАКОЕ МАЛЫЙ БИЗНЕС?
• Малый бизнес — это
компании и ИП из
Единого реестра
налоговой с пометкой
«Микропредприятие» и
«Малое предприятие».

3.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
• Экономичность
• Особенности менеджмента
• Особенности финансирования
• Особенности трудовых отношений
• Особенности налоговой политики

4.

КОГДА ПОЯВИЛСЯ И НАЧАЛ РАЗВИВАТЬСЯ
МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ?

5.

РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В
ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
1) Мобильность условий рынка и его эффективности
2) Быстро заполняет ниши потребительского спроса
3) Создаёт конкуренцию
4) Создаёт условия, без которых рыночная экономика
невозможна
5) Высокая эффективность труда
6) Расширенный спектр производимого товара

6.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

7.

УРОВЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ ПРОБЛЕМ ПО
СОЦИОЛОГИЧЕСКИМ ОПРОСАМ 2009
ГОДА
Порядок значимости основных
проблем: налоги, законодательство,
инфляция, экономическая ситуация в
целом, поставки и дефицит, трудности
получения кредитов.

8.

9.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
• На данный момент,
поддержка малого бизнеса
производится в
соответствии с Законом №
209-ФЗ (24.07.2007)

10.

НОВЫЙ ПОДХОД К ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКЕ В ОТНОШЕНИИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

11.

НОВЫЙ ПОДХОД К ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКЕ В ОТНОШЕНИИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Анализ опыта успешных программ поддержки малого и среднего бизнеса в этих странах
позволяет выделить следующие компоненты (блоки) государственной политики
поддержки предпринимательства:
• 1. Совершенствование нормативно-правовой среды (процедуры лицензирования и
регистрации фирм, регулирования трудовых отношений, общий налоговый режим).
• 2. Увеличение доступности для МСП финансовых услуг по конкурентным ценам.
• 3. Поддержка развития рынка бизнес — услуг, соответствующего потребностям и
возможностям МСП.

12.

13.

ЦЕЛИ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
• Основными целями государственной политики в области поддержки малого и среднего
предпринимательства провозглашаются:
-создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной
предпринимательской деятельности;
-увеличение общего количества действующих субъектов малого и среднего
предпринимательства;
-увеличение вклада малых и средних предприятий в ВВП, в налоговые доходы бюджета, в
численность привлекаемых наемных работников.

14.

ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ

15.

СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ
ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

16.

17.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
• На основании проведенного исследования я пришёл к следующему выводу, что
развитие малого бизнеса остается важной проблемой, которая находится лично под
контролем Президента РФ.
• В настоящее время в Российской Федерации для отнесения предприятий к малым,
используются основной критерий: средняя численность работников, занятых за
отчетный период на предприятии.
• Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица,
занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица.

18.

• В мировой практике для отнесения предприятий к малым
используется более 50 критериев. Наиболее часто
применяемыми критериями являются такие:
• 1.средняя численность занятых на предприятии работников;
• 2.ежегодный оборот предприятия, полученный за год;
• 3.величина активов.
• Следует учесть факт, что во всех развитых странах
первоначальным критерием является численность
работников.

19.

• При переходе к рыночной экономике у России возникло множество проблем, а именно:
недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств; трудности с
получением банковских кредитов; усиление давления криминальных структур; нехватка
квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов; сложности с
получением помещений и крайне высокая арендная плата; отсутствие должной социальной
защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.
Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня
явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила
должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Деятельность
субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных
органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие
малого предпринимательства невозможно.

Источник: ppt-online.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин