Сделали дорогую покупку? Велик шанс получить приглашение в налоговую. О том, как ФНС узнаёт о наших тратах и доходах, за что может вызвать к себе и можно ли отказаться от «рандеву», расскажем в статье.
Поделиться
Можно ли не ходить, если вызвали
Начнём с того, что в налоговую могут вызвать кого угодно и на основании чего угодно. Это зафиксировано в п. 4 ст. 31 и ст. 90 НК РФ: «Налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков . для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах». Согласитесь, пояснение расплывчатое.
Налоговики могут задавать любые вопросы. Линия беседы зависит от того, насколько налогоплательщик юридически грамотный и знает ли, на что может и не отвечать.
Сразу скажем, что оспорить причины вызова не так-то легко по нескольким причинам:
Мифы про выездные налоговые проверки. Причины, почему вы можете попасть на проверку. Бизнес и налоги
- для этого нужна юридическая подкованность;
- обжалование занимает время, при этом в уведомлении дан срок на то, чтобы посетить налоговую, можно просто не уложиться в него;
- часто основание в уведомлениях не указывают, как и цели встречи.
Обратите внимание, куда именно получили повестку: на допрос или на комиссию. В первом случае приходит повестка. Если не явиться, можно получить штраф 1000 руб. по ст. 19.4 КоАП РФ, а за необоснованный отказ от дачи показаний – 3000 руб.
Откуда налоговая знает о доходах и расходах
Налоговая может запрашивать у банков информацию по счетам налогоплательщиков. Однако без санкции управления ФНС сделать этого сотрудники не могут. Это прописано в п. 2 ст. 86 НК РФ. Доходы и траты физлиц налоговики могут сопоставить с помощью выборки в базе «Система электронной обработки данных».
То, что расходы превышают доходы, обычно вычисляют по крупным зарегистрированным покупкам. Что это? Машины, квартиры, дома, земля – имущество, которое ставится на учёт. Такую информацию в ФНС постоянно передают Росреестр, ГИБДД и другие ведомства. Если разрыв между заработком и суммой покупки большой, вероятность возникновения вопросов к налогоплательщику повышается.
Источником информации также могут служить жалобы других физлиц и компаний.
Внимание к персоне может привлечь любое финансовое нарушение.
Не исключено, что налоговики раскопают и незадекларированные доходы. За неуплаченный вовремя налог вполне могут назначить штрафы и пени.
Вниманию тех, кто активно рекламирует свои услуги: доход от бизнеса на дому облагается налогом на профессиональный доход самозанятых. Таких незарегистрированных предпринимателей проверяют во время рейдов и выездных проверок. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Также это касается фрилансеров.
Как себя вести на комиссии
Не советуем придумывать вымышленные источники крупного дохода, а проще говоря обманывать. Любые слова налогоплательщика налоговая служба может с лёгкостью проверить. Если объяснения не подтвердятся, а в случае лжи так и будет, возникнут новые вопросы.
Налоговая проверка малого бизнеса
На комиссии физлицо вправе ничего не говорить и не пояснять. За это не будет никакой санкции.
Некоторые налоговики по привычке ссылаются на п. 10 ст. 31 НК РФ. До 2007 года там говорилось о праве ФНС контролировать, чтобы крупные расходы соответствовали доходам «физиков». С введением Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ формулировку упразднили.
Какие последствия могут быть
Что, если налогоплательщик не может подтвердить доходы? Ранее налоговики пытались взыскать налоги сверх начисленных, объясняя это тем, что физлицо несёт весомые расходы, а значит прячет допдоходы. Однако после решения Верховного суда, вынесенного в 2015 году (Обзор № 2, утв. Президиумом Верховного суда 26.06.2015), такие случаи перестали происходить.
Выдержка из решения Верховного суда: «Приобретение налогоплательщиком в налогооблагаемом периоде имущества подтверждает то, что налогоплательщиком в этом периоде понесены расходы на приобретение. Факт расходования денежных средств в налоговом периоде не подтверждает получения в этом же периоде дохода, облагаемого НДФЛ, в сумме, равной израсходованным средствам».
Поэтому, скорее, физлицо вежливо расспросят, напомнят о декларации дохода. Возможно, намекнут о необходимости перевести чёрные доходы в белые. Также могут поведать о переходе в статус ИП.
Источник: finuslugi.ru
Налоговая проверка ИП
Отношение к налоговым проверкам бывает разным. Можно бояться штрафов и пеней, а можно разобраться в этом вопросе и не допускать ошибок. О том, как проходит налоговая проверка ИП, что может проверить налоговый инспектор и за что инспекция может наложить штраф – читайте в статье.
Налоговый кодекс РФ выделяет два типа проверок. Они отличаются друг от друга способом проведения.
Камеральная налоговая проверка
Такая проверка проводится по месту нахождения налогового органа и не носит выездной характер. Налоговики осуществляют её регулярно – каждый раз после того, как ИП сдал отчётность. «Камералки» могут длиться до трёх месяцев после окончания отчётного периода.
Что проверяет налоговый инспектор во время камеральной проверки?
- была ли вовремя сдана налоговая отчётность;
- правильно ли она заполнена;
- верно ли были проведены расчёты:
- достоверны ли представленные сведения.
Если индивидуальный предприниматель своевременно сдаёт отчётность в ФНС и она заполнена верно, то никаких проблем от такой проверки у него не будет. Вероятно, он даже не узнает о её проведении – налоговая не сообщает ни о начале, ни об окончании камеральной проверки.
Если же инспекция найдёт недочёты, которые привели к недоплате налогов, ИП получит запрос о предоставлении дополнительной информации. Это могут быть пояснения по исчислению налога или документы для подтверждения расходов.
Ответить на этот запрос необходимо в течение пяти дней. Если предприниматель не сможет этого сделать, в течение десяти дней после окончания камеральной проверки инспекция вынесет постановление о привлечении его к ответственности. А затем он получит требование об уплате недоимки, штрафов и пеней.
Выездная налоговая проверка
Как можно догадаться из названия, этот вид налоговых проверок носит выездной характер и проводится на территории ИП.
Кто может инициировать выездную проверку?
По закону право инициировать такую проверку имеет только руководитель налогового органа по месту работы организации. То есть, действует территориальный принцип (п.2 ст. 89 НК).
Исключения из этого правила касаются только крупных компаний и организаций, у которых есть удалённые филиалы и подразделения. В этом случае инициировать выездную проверку может налоговый орган, который поставил организацию на учёт – даже в том случае, если территориально он находится в другом регионе.
Повторные выездные проверки по одному и тому же вопросу законом не допускаются. Исключение – те случаи, когда в процессе проверки были выявлены другие нарушения. В таком случае налоговики могут инициировать повторную проверку.
Сколько длится выездная проверка?
Длительность выездной проверки не должна превышать два месяца. Но и тут есть исключения. Проверка может длиться дольше, если:
- у ИП есть обособленные подразделения;
- во время выездной проверки выявлены другие нарушения, которые требуют дополнительной проверки;
- ИП затягивает сроки предоставления необходимых инспекции документов;
- возникли форс-мажорные обстоятельства.
Что может проверить инспекция?
Во время выездной проверки инспекция выясняет, верно ли были исчислены и уплачены налоги. Проверить могут как один налог, так и сразу несколько. ИП обязан предоставить доступ к учётным документам по этим налогам.
Помимо этого, во время проверки инспекция имеет право назначить различные контрольные мероприятия. Например, осмотр помещения, в котором ИП осуществляет свою деятельность, вызов свидетеля или выемка документов.
Предмет проверки также зависит от спецрежима, который применяет ИП.
Например, во время проверки ИП на УСН налоговики, в первую очередь, проверяют правомерность применения этого спецрежима. И в случае, если они признают применение «упрощёнки» неправомерным, предприниматель должен будет выплачивать все налоги, которые ему посчитают по ОСНО (в том числе пени).
Похожая ситуация с ИП на ЕНВД. Таким предпринимателям рекомендуется каждый месяц проверять соответствие документально подтверждённых условий выбранному режиму налогообложения. И в случае, если возникают потенциальные риски – перейти на «упрощёнку» или ОСНО.
Как оформляется результат выездной проверки?
Когда проверка завершена, налоговый инспектор составляет специальную справку. В ней он указывает предмет и сроки проверки.
Затем на основании этой справки составляется акт проверки (в двух экземплярах). В нём указываются все нарушения, выявленные во время проверки, а также предложения по их устранению.
ИП имеет право обжаловать результаты в течение двух недель.
Источник: astral.ru
Выездная налоговая проверка: что ждать и как готовиться?
Статистика показывает, что самые значительные объемы доначислений обеспечивают налоговым органам выездные налоговые проверки (средние доначисления по Москве сейчас 65 млн руб.). Каждому налогоплательщику необходимо понимать процедуру проведения проверки, знать пределы полномочий инспекции, а также знать свои права и обязанности, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны налоговиков и снизить риски необоснованных доначислений.
Кира Трунтаева
Ведущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию
Выездная налоговая проверка: что важно знать в 2019 году?
Выездная налоговая проверка — один из самых удобных для налоговых органов способов контроля за добросовестной и своевременной уплатой налогов налогоплательщиком. Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, может охватывать все уплачиваемые налогоплательщиком налоги за 3 года деятельности.
При этом проверке может быть подвергнут любой налогоплательщик: и организация, и индивидуальный предприниматель. Проверка осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик стоит на учёте. Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрена самостоятельная проверка филиалов и представительств организации (то есть проверка обособленных подразделений без проверки головной организации). В этом случае проверку проводит налоговый орган по месту расположения этих обособленных подразделений.
Что проверяют в ходе выездной проверки налоговой инспекции
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. При этом налоговый орган может проверить как один налог, так и все налоги, исчисляемые налогоплательщиком.
Глубина проверки (период, который может быть проверен) по общему правилу составляет не более трех лет, предшествующих году вынесения решения о назначении проверки. Пример: если решение о проведении проверки было вынесено в 2018 году под проверку попадают 2015, 2016 и 2017 годы. При этом не имеет значения дата вынесения решения в 2018 году и даты получения его налогоплательщиком. То есть даже если решение будет вынесено в конце декабря, а получено налогоплательщиком в январе 2019 у инспекции всё равно сохранится право проверить полные 2015, 2016 и 2017 годы.
Указание в Налоговом кодексе РФ на трехлетний период, не препятствует налоговому органу в рамках выездной налоговой проверки проверять отчётные периоды текущего года. На это в частности указал Верховный суд РФ в Определении от 09.09.2014 № 304-КГ14-737. Но проверка может коснуться и более давних периодов, если по ним подавалась уточненная налоговая декларация. В этой ситуации налоговый орган в рамках выездной проверки вправе проверить период, за который подана уточненная декларация, даже если он выходит за пределы трехлетнего периода.
Кира Трунтаева
Ведущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию
Нарушение инспекцией правила трехлетнего периода приводит к тому, что все выводы и доначисления, сделанные за пределами периода, являются незаконными, и решение в соответствующей части будет подлежать отмене.
Налоговый кодекс также устанавливает определённые рамки для проведения выездных налоговых проверок. Во-первых, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Во-вторых, по общему правилу инспекция не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. В исключительных случаях этот лимит может быть превышен, но для этого налоговому органу необходимо получить разрешение вышестоящего налогового органа.
Порядок проведения выездной налоговой проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки
- полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке. В данной графе налоговый орган вправе указать просто «по всем налогам и сборам»;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Следует отметить, что налоговая вправе менять состав проверяющих во время проверки. Соответствующие изменения вносятся в решение.
Получив решение о проведении проверки, налогоплательщику необходимо оценить его на соблюдение ограничений, установленных в отношении выездных налоговых проверок. В частности, необходимо установить соблюдение налоговиками трехлетнего периода глубины проверки. Также следует убедиться, что налоговым органом соблюдены ограничения по допустимому количеству проверок в течение календарного года.
Предъявление налогоплательщику решения о проведении выездной проверки свидетельствует о её начале.
Налоговый орган не обязан заблаговременно информировать налогоплательщика о предстоящей выездной проверке (Письмо ФНС России от 18.11.2010 №АС-37-2/15853).
С этого момента налоговики получают право доступа на территорию налогоплательщика для проверки. По общему правилу проверка проводится на территории налогоплательщика. Однако Налоговый кодекс предусматривает, что если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Контрольные мероприятия
В ходе проведения проверки налоговый орган вправе проводить следующие контрольные мероприятия:
- истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, которые обладают необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
- допрос свидетелей
- экспертиза;
- выемка документов и предметов;
- осмотр;
- инвентаризация имущества.
В случае необходимости налоговый орган также может привлекать специалиста и переводчика.
Налоговый кодекс РФ не содержит конкретный перечень документов, которые налоговые органы вправе истребовать при выездной проверке. Таким образом, в ходе выездной проверки налоговый орган может истребовать широкий спектр документов: регистры бухгалтерского и налогового учета, договоры, первичные документы, счета, платежные документы, счета-фактуры и т.д.
Главное правило, которое должно соблюдаться, истребуемые документы должны быть необходимы для проверки. Иными словами, они должны непосредственно относиться к тем налогам, по которым ведется проверка, и к тем периодам, за которые она проводится.
Кира Трунтаева
Ведущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию
Срок проведения выездной налоговой проверки
Многих налогоплательщиков волнует вопрос: каковы сроки проведения выездных налоговых проверок? Выездная налоговая проверка не может длиться вечно. По общему правилу срок выездной налоговой проверки — не более двух месяцев. В определенных случаях это срок может продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях до 6 месяцев. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств налогоплательщика не может длиться более одного месяца.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрено право инспекции приостанавливать проведение выездной налоговой проверки. Приостановление осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Проверка может быть приостановлена для
- истребования документов (информации) у контрагентов налогоплательщика;
- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
- проведения экспертизы;
- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Налоговый орган вправе приостанавливать налоговую проверку неоднократно, однако общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки по общему правилу не может превышать шесть месяцев (в исключительных случаях, когда приостановление проверки связано с получением информации от иностранных государственных органов, срок приостановления может быть увеличен на три месяца).
На период приостановления проверки налоговый орган должен прекратить все действия по истребованию документов у налогоплательщика, вернуть все подлинники, прекратить все проверочные действия на территории налогоплательщика.
Оформление результатов выездной налоговой проверки
Об окончании налоговой проверки свидетельствует составление налоговым органом справки о проведении выездной налоговой проверки. Справка составляется в последний день налоговой проверки и подлежит вручению налогоплательщику. Справка не содержит каких-либо выводов по существу проверки, а лишь фиксирует срок ее окончания. После составления справки проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика и прекратить все контрольные мероприятия.
Непосредственные результаты проверки отражаются в акте налоговой проверки. При этом акт составляется вне зависимости от того были ли выявлены нарушения в ходе налоговой проверки. Если нарушений не выявлено в акте указывается на их отсутствие. Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки и подлежит вручению налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения.
При этом, к сожалению, законодатель не предусмотрел каких-либо санкций в отношении в случае пропуска инспектором указанных сроков. То есть если налоговый инспектор просрочит установленные сроки составления и вручения акта, то никаких правовых последствий для него это не повлечет.
Кира Трунтаева
Ведущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию
Если налогоплательщик не согласен с выводами акта, он вправе подать в налоговый орган письменные возражения на акт. На представление возражений законодатель выделил месяц со дня получения акта. Следует отметить, что представление возражений является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Отсутствие письменные возражений не лишает налогоплательщика права изложить свои доводы устно непосредственно при рассмотрении материалов проверки.
Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о рассмотрении акта и материалов проверки, по результатам которого будет вынесено итоговое решение. Зачастую такое уведомление направляется одновременно с актом.
На практике были ситуации, когда налоговый орган выносил решение по итогам проверки до истечения срока для представления возражений на акт. Следует отметить, что участие налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки является его правом, реализация которого обязательно должна быть ему обеспечена. Если налогоплательщик не был уведомлен о дате рассмотрения материалов налоговой проверки и не участвовал в нем, решение, которое было принято до истечения срока подачи возражений, может быть отменено по формальным основаниям.
Кира Трунтаева
Ведущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию
Рассмотрев материалы проверки, акт и возражения налогоплательщика, налоговый орган в течение 10 дней выносит итоговое решение по результатам проверки. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
По итогам проверки может быть вынесено одно из следующего вида решений:
- решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
- решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения налогоплательщику. Если налогоплательщик не согласен с выводами решения, он вправе обжаловать его в вышестоящий налоговый орган. Вот так выглядит порядок оформления результатов выездной налоговой проверки.
Практические рекомендации для налогоплательщиков
Рассмотрим, как налогоплательщик может сделать приход налогового органа наиболее безболезненным.
Критерии отбора налогоплательщиков для проверки
Выездная налоговая проверка с высокой степенью вероятности коснется каждого налогоплательщика, активно ведущего бизнес. В то же время необходимо понимать критерии, при наличии которых налогоплательщики относятся к «группе риска», т.е. в отношении них с высокой долей вероятности может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки. Это значит, что требуется усиленная подготовка.
Указанной Концепцией предусмотрены факторы для самостоятельной оценки рисков назначения выездной налоговой проверки. В частности, ожидать скорого прихода инспекторов у налогоплательщика есть основания при наличии следующих обстоятельств:
- низкая налоговая нагрузка;
- отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов;
- отражение значительных сумм налоговых вычетов;
- значительное превышение роста расходов над ростом доходов;
- зарплаты сотрудников находятся ниже среднего уровня по отрасли в регионе;
- налогоплательщик неоднократно приближался к предельному значению установленных НК РФ показателей, позволяющих применять специальные налоговые режимы;
- «миграция» между налоговыми органами (неоднократное снятие и постановка на учёт в связи со сменой места нахождения);
- ведение хозяйственной деятельности преимущественно с контрагентами — посредниками, перекупщиками (построение цепочки контрагентов без явной деловой цели такого построения);
- низкий уровень рентабельности деятельности (исходя из уровня рентабельности в сфере деятельности налогоплательщика согласно статистики).
Этот перечень является далеко не исчерпывающим.
Подготовка к приходу налоговиков
Если налогоплательщик чувствует, что приход налоговиков неминуем, самое время провести подготовительные мероприятия.
В частности, налогоплательщику следует привести в порядок первичную документацию, а также документацию, свидетельствующую о проявлении должной степени осмотрительности при выборе контрагента (особенно это касается контрагентов, обладающих признаками «однодневок»). Кроме того, следует пообщаться с контрагентами и предупредить их о возможности скорого прихода к ним встречной налоговой проверки. Также необходимо подготовить офис, убрав документы, печати, которые содержат лишние сведения.
Кроме того, целесообразно определить сотрудников, которые будут работать с инспекторами, обсудить с ними нюансы представления информации. Зачастую нелишним будет заручиться поддержкой сторонних консультантов, юристов, которые смогут помочь оценить риски, а также грамотно сопроводят налогоплательщика во время самой налоговой проверки.
Когда инспекторы придут в офис, в первую очередь, необходимо проверить полномочия проверяющих, сверив в частности данные служебных удостоверений с решением. Следует помнить, что только лица указанные в решении могут быть допущены к проверке. Далее проверяющих необходимо разместить в удобном месте, где исключен доступ к нежелательным документам и информации.
Передачу документов налоговикам следует оформлять актами приема-передачи. Более того, следует контролировать правомерность каждого действия налогового органа. Здесь также очень полезной может быть помощь квалифицированных юристов.
Источник: pravovest-audit.ru