Иногда наступает время, когда приходится выйти из игры. По собственной воле или потому, что ваша бизнес-модель перестала быть рентабельной, вы вынуждены продать свое дело, передать на него право собственности другому или (при наиболее худшем варианте) попросту закрыть его. Как владельцу бизнеса или руководителю, вам может быть трудно определить подходящее время для выхода из своего дела. В этой статье мы разберем признаки того, что это время пришло, а также вкратце рассмотрим наиболее подходящие стратегии выхода, будь то продажа бизнеса или передача управления другому лицу.
1. Вам не нравится ваше дело
Многие предприниматели приходят к пониманию того, что им больше не нравится заниматься своим делом. По мнению бизнес-консультанта Брайана Гамильтона, данная потеря интереса часто происходит из возникновения многих кадровых проблем: наем работников, увольнение, установление дисциплины, управление и прочее.
По мере роста вашей компании стартовые трудности (например, поиск финансирования или маркетинговое продвижение) начинают исчезать. Эти проблемы хоть и кажутся сложными, но они для многих предпринимателей являются наиболее интересными. Но со временем на замену им приходят пусть и более простые, но совершенно рутинные заботы, связанные с управлением и персоналом. Многим владельцам бизнеса в таком случае приходится адаптироваться под новые обязанности, которые не всегда оказываются для них желаемыми. Если эти новые проблемы не вызывают у вас никакого интереса и сильно сказываются на вашем желании работать, то пора задуматься о планировании выхода — если не закрывать бизнес в целом, то по крайней мере делегировать управление кому-либо другому.
Как понять, что пора отдохнуть? #бизнес
2. Компания переросла ваш набор навыков
Этот пункт тесно связан с предыдущим. Может произойти так, что вы, как руководитель собственной компании, поймете, что принимаете все меньшее участие в ее развитии. Эту правду бывает тяжело принять, но хорошего предпринимателя прежде всего отличает умение быть честным с самим собой. Например, вы можете быть отличным продажником.
Благодаря этому ваша компания со временем вышла на высокий уровень дохода, но с учетом изменения бизнес-модели от вас, как от руководителя, требуются дополнительные навыки в разных областях. В этот момент важно выбрать наиболее правильный путь решения данной проблемы и сохранить за собой ту область деятельности, в которой вы остаетесь лучшим, тогда как прочие — поручить профессионалам. Однако следует отметить, что многие предприниматели могут учиться необходимым навыкам и развиваться вместе со своей компанией.
3. Рынок двигается против вас
Если вы признаете, что на горизонте появился новый крупный тренд, который угрожает сделать ваш бизнес маргинальным или вовсе ненужным, то пришло время подумать о плане выхода. Если посмотреть на текущую технологическую траекторию движения нашего общества, то становится ясно, что ни одно дело на сегодняшний день не может быть абсолютно стабильным.
Без клиентов нет бизнеса #бизнес #продажи
Прежние службы такси, не так давно имевшие огромный успех, сегодня остались в глубокой тени таких гигантов, как Uber. А множество существовавших сервисов для онлайн-знакомств в одночасье превратились в пережиток прошлого с появлением Tinder. В настоящее время сегменты розничной торговли или сектора B2C в большой степени испытывают на себе подобные процессы. Но аналогичная ситуация начинает распространяться и на рынках B2B. А значит, если вы хотите как можно дольше оставаться в игре, вам нужно внимательно следить за тенденциями.
4. Появляется выгодное предложение о продаже
Причины выхода из бизнеса могут быть не только негативными, но и положительными. Иногда люди отказываются от своего дела просто потому, что им поступает выгодное предложение. Если рынок изменчив, а шумиха вокруг вашей отрасли создает выгодную возможность, то стоит ею воспользоваться. В 2012 году создатели Instagram продали свое приложение компании Facebook за 1 млрд долларов.
Вероятная капитализация Instagram сегодня (если рассматривать ее как отдельную от Facebook компанию) составляет примерно 100 млрд долларов. Учитывая многократное увеличение стоимости приложения, его продажа сейчас может казаться невыгодной сделкой. Но неизвестно, смог бы Instagram вырасти до таких размеров, если бы остался в руках своих первоначальных создателей.
Как и в любом другом случае, в подобных ситуациях важно оставаться реалистом и прагматиком. Даже если ваша компания в перспективе способна приносить миллиарды, чтобы добиться этого, необходимы большие ресурсы, которых у вас может не быть. Поэтому если какой-либо крупный игрок предлагает выгодное предложение о покупке вашего бизнеса, то во многих случаях стоит соглашаться.
Источник: hussle.ru
КОГДА ПРОДАВАТЬ БИЗНЕС
Как-то ко мне обратилась знакомая за построением бизнес-стратегии для ее агентства жилой недвижимости в Челябинске. Мы общались примерно час, в течение которого я задавал вопросы, чтобы прояснить ситуацию и сформировать решение.
Но после сессии, клиентка призналась, что основательно загрузилась и не знает, что делать. Ей потребовалось время, чтобы осознать, как на самом деле работает ее бизнес и она сама. Через неделю она позвонила счастливая и сообщила, что поняла: она не хочет развивать агентство недвижимости и даже владеть им.
Основной вопрос, который привел ее к этому решению, прозвучал на нашей сессии и состоял в том, чего хочет именно она. Где хочет жить, сколько времени работать в день/неделю/месяц в часах, хочет ли заниматься семьей или разбираться в бизнес-процессах, хочет больше встречаться и общаться с людьми или разбираться в том, как получать и распределять деньги. Основываясь на этих ответах, мы должны были разобраться, как развивать агентство.
Когда она сама себе ответила на эти вопросы, результат ее шокировал. Оказалось, она не хочет заниматься своим бизнесом. Через месяц она его успешно продала и занялась инвестициями в жилую недвижимость. В данный момент у нее собственный онлайн-курс, и она очень довольна тем, что делает.
Владея агентством недвижимости, она сидела в операционке, нанимала людей, обучала управляющих, собирала косяки, работала с возражениями, вела дела с крупными клиентами. А на самом деле хотела заниматься совсем не этим.
Предприниматели очень часто забывают, что они все время работают над операционной прибылью компании. Они понимают, что то, сколько они зарабатывают и получат, напрямую зависит от операционной прибыли компании. Поэтому они занимаются развитием только этого одного показателя.
Но есть второй, не такой очевидный, но очень важный показатель, на который обращают внимание, например, большие компании. Это капитализация компании, т.е. то, сколько она стоит. И если посчитать капитализацию и понять, можете ли вы обеспечить себе доход эквивалентный текущему, не занимаясь бизнесом, это может оказаться более привлекательной перспективой, чем работа внутри бизнеса.
Предположим, ваши дивиденды от владения компанией или зарплата в ней составляют 500 000 рублей в месяц. Если при этом ваш бизнес стоит порядка 120 млн. рублей, то продав его, распределив средства по разным корзинам, вложив в пассивные инвестиции, вы сможете получать те же 500 тыс. рублей в месяц. При этом вам не придется заниматься операционкой бизнеса.
Как рассчитать стоимость вашего бизнеса?
Обычно стоимость бизнеса рассчитывается от годовой выручки, которая умножается на какой-то мультипликатор.
Мультипликатор — это бенчмарк, т.е. некий устоявшийся уровень, показатель, доходность по которому служит образцом для сравнения результативности инвестиций. Используя определенную методику, можно понять, какую стоимостную оценку имеет ваш бизнес.
Просчитайте, сколько он стоит. Посмотрите на объявления о продаже аналогичных бизнесов на сайтах-агрегаторах. И возможно, вы поймете, что можете НЕ заниматься своим бизнесом.
А для начала проверьте, насколько ситуация критична лично у вас:
- Вы являетесь частью каких-либо бизнес-процессов,
- У вас раскаляется телефон в рабочее время,
- Подчиненные постоянно задают вопросы, которые не могут решить сами,
- Вы решаете какие-то бизнес-задачи из разряда «здесь и сейчас»,
- Для вас типична сиюминутная загрузка и необходимость решить что-то срочно,
- Горизонт вашего планирования — текущая или следующая неделя, но точно не год-три.
Еще больше идей и рекомендаций я даю на YouTube-канале и в Телеграм. Присоединяйтесь, подписывайтесь, внедряйте.
Многие предприниматели создают свой бизнес и вместо того, чтобы владеть бизнесом, фактически нанимают себя на работу. Здесь возникает большой вопрос – кто кем владеет на самом деле?
Источник: lobanov.expert
Как понять (и принять), что бизнес пора продавать?
Каждому предпринимателю тяжело расставаться со своим детищем — за 25 лет консультирования я в этом хорошо убедился. Но все же иногда наступает момент, когда нужно признать: бизнес больше не приносит вам дохода или удовольствия (а порой и того, и другого), он не дает чувство полета, а камнем тянет на дно. Как понять, что время расставаться пришло?
- Нет новых идей
Допустим, вам пришла в голову гениальная бизнес-идея, она выстрелила, и вы построили на ней прибыльное дело. Время идет, все отлично, доход растет. Но вот новых идей, как развивать этот бизнес, у вас не появляется. Он стоит на месте, пусть даже приносит прибыль. Это тревожный звоночек. Как и любая живая структура, бизнес должен постоянно меняться, отвечая трендам и новым течениям.
Отсутствие новых идей неминуемо приведет к падению доходов. Бизнесу просто не удастся соперничать с другими компаниями, которые следуют за трендами. Нужно или придумывать новое, или покидать рынок.
Я убежден, что любой бизнес должен быть экономически эффективным. Благотворительностью заниматься можно и нужно, но за пределами предпринимательства. Все финансовые потери вы должны изначально заложить в свою бизнес-модель, бизнес не может долгое время терпеть убытки. Нужно заранее договориться с самим собой, в какой момент вы остановитесь и оставите бизнес, пусть даже выстраданный и любимый, но убыточный.
- Проблемы с управлением
Зачастую собственник, который одновременно руководит своим бизнесом, вредит ему, хотя не отдает себе в этом отчета. Он не желает ничего менять, пытается контролировать все процессы, не прислушивается к советам извне и не видит истинной картины. Рост бизнеса базово сопровождается процессом реструктуризации. И собственник должен нанять того, кто будет этим заниматься, более того — довериться своему преемнику. Если вы не способны найти себе замену и объективно видите, что уже не можете управлять бизнесом — продавайте его.
Как действовать дальше?
Источник: snob.ru