В России шоу-бизнес начал складываться во второй половине XX века, заменив существовавшее ранее понятие «советская эстрада». Однако основы его были заложены еще в далеком прошлом. Один из первых отечественных исследователей эстрады, который занимает в шоу-бизнесе одно из центральных мест, Е.М. Кузнецов, задаваясь вопросом: «Где и когда, в каких исторических обстоятельствах русской действительности, и на какой почве впервые определились зачатки эстрадных жанров?» — отвечает: — «Их корни лежат в народном творчестве, их зачатки выросли на почве фольклора, на почве скоморошьих игр и глумов».
Происхождение слова «скоморох» до их пор не установлено. Некоторые ученые считают, что это слово европейского происхождения. Оно созвучно с французским словом «scaramouche» и означает «бродячий музыкант», «плясун», «комедиант». О развитии скоморошества на Руси свидетельствует немало исторических документов, в которых содержатся сведения о скоморохах оседлых, занимающихся земледелием и различными промыслами (в том числе изготовлением музыкальных инструментов), а также странствующих.
История российского шоу-бизнеса — Часть 1
Первые сведения о музыкальных инструментах и исполнителях на них встречаются у византийского составителя исторических хроник Феофана, который писал, что в «583 году греки задержали трех славян, без всяких доспехов, «вооруженных» только гуслями». Представления скоморохов часто называли игрой. Вначале скоморохи выступали у себя в селе или в городе, затем стали участвовать на игрищах в соседних городах и селах, а впоследствии отправились бродить по всей Руси. Скоморохов в народе называли веселыми.
Во многих трудах, посвященных изучению творчества скоморохов, говорится о том, что их искусство не чуждалось эпических жанров, но преимущественно сказалось в области музыки, песни и пляски, а также малых форм народной драмы и комедии, что говорит о взаимосвязи многих жанров скоморошьего творчества. Именно это составляет основу современного шоу-бизнеса.
Первое литературное свидетельство о скоморошестве как художественном явлении относится к XI веку. Упоминание о нем встречаются в одном их из самых старинных летописных памятников — «Повести временных лет». Там описываются русалии — старинные обряды, возникшие в глубокой древности и связанные с культом языческих праздников, которые заключались не только в поклонении языческим богам, но и в увеселениях в их честь, сопровождавшихся песнями обрядового характера.
Русалии, как другие обрядовые праздники — семик, вечер в канун Ивана Купалы, масленица — в своем многовековом развитии были тесно связаны в художественном творчестве народа. Они показывались в игровой форме, через песню, сатирическую шутку прибаутку, при посредстве «красного словца», то есть с помощью художественного образа, что характерно и для современного номера, современной шоу-программы.
Скоморохи являлись представителями русской народной культуры в различных художественных областях: литература, музыка, хореография, цирк, театр и т.д. Поэтому такое пристальное внимание к творчеству скоморохов уделяют историки, филологи, музыковеды, театроведы, художники, археологи. Интересно проследить традиции, сложившиеся в данной области в отдаленном историческом прошлом, рассмотреть их значение для развития музыкальных жанров в шоу-бизнесе.
Волочкова в трусах сделала заявление о Пугачевой
Музыкальное начало в творчестве скоморохов нашло отражение в пословицах и поговорках, в которых отмечается народная самобытность, уровень их мастерства, их роль в жизни народа, типичнейшая особенность скоморошества — его связь с музыкой.
Невозможно представить себе скоморохов вне песни и плясок, вне звучащей музыки, без народных музыкальных инструментов. Гусли и домра, берестяные рожки и гудки с мешками, сурны, волынки, сопели, трубы и бубны — непременные спутники скоморохов. Скоморошья музыка сопровождала народные игры, песни и пляски. Она звучала под напевную мерную речь сказителей былин, сопровождала свадьбы, где скоморохи были частыми гостями. Первые историки-фольклористы отмечали импровизационность исполнения, характерную и для современного джаза, рока и поп-музыки, ритмическую импульсивность и заразительность.
Действительно, многие песни, исполнявшиеся скоморохами, как и большинство сатирических сценок, ими игранные, сочинялись экспромтом, были тесно связаны с обстоятельствами, при которых скоморохи давали свои представления. Импровизация сделалась традицией скоморошьего исполнительства, потому что она составляла основу устного творчества народа. Она являлась душой песнетворчества, складывания песни как выражения художественного образа.
К началу XVI столетия относится значительный подъем скоморошьего промысла. К тому времени стали образовываться ватаги, то есть артели скоморохов. Они представляли собой, по сути, первые большие артистические группы, своеобразные концертные бригады, которые состояли из песельников, плясунов, кукольных комедиантов, и насчитывали до пятидесяти человек, а подчас и более. Скоморошьи ватаги подразделялись на «подвижные» и «оседлые».
«Подвижные» скоморохи были вынуждены заниматься искусством ежедневно, переходя из города в город, из деревни в деревню, зарабатывая своим творчеством себе на жизнь, а «оседлые» — занимались земледелием, различными промыслами (в том числе изготовлением музыкальных инструментов), выступали лишь на праздниках и свадьбах. «Оседлые» скоморохи жили в посадах и слободах, селились свободно, как цеховые ремесленники. Другие жили «за боярином», то есть при боярских и княжеских дворах и были вынуждены обслуживать своих именитых покровителей.
Таким образом, в XVI веке сложились две тенденции в творчестве скоморохов: демократическая, чисто народная, оппозиционная в отношении «сильных мира сего», и прислужническая, угодническая в отношении бояр и князей, купцов и богатеев. Наибольшую значимость среди скоморохов приобрели певцы, а также острословы, глумотворцы сатирики.
Скоморохи — певцы, древнейшие представители русской поэзии, откликавшиеся в своих песнях на крупнейшие события народной жизни, и скоморохи-глумотворцы, исполнители глумов, то есть юмористических или сатирических сценок, в особенности должны привлечь наше внимание, поскольку в их творческой деятельности заключались элементы публицистики, юмора и сатиры, родственные природе эстрадных жанров современного шоу-бизнеса.
Скоморошья сатира, особенно широко представленная в творчестве бродячих скоморохов, приобретала порой значительную социально-политическую силу. «Уже в начале XVII века отдельные скоморошьи позорищи, — отмечал Е.М. Кузнецов — представляли бояр, воевод, купцов в резко сатирическом освещении». К XVII веку относится известный скомороший глум о боярине и купце, отразивший время, предшествующее периоду народного движения под предводительством Степана Разина. Многие из них унаследовали лучшее из опыта скоморошьего творчества, в недрах которого складывались некоторые особенности эстрады. Возникнув и сформировавшись как искусство, близкое и понятное широким массам, скоморошья сатира сохранила такие свойства как социальная направленность, общедоступность, демократичность, многожанровость и в наши дни.
В 1648 году царь Алексей Михайлович издал специальный указ «Об исполнении нравов и уничтожении суеверий», запрещающий не только скоморошество, но и проведение народных гуляний. По этому указу можно судить о некоторых особенностях социальной направленности народной музыкальной эстрады, нашедших отражение в творчестве скоморохов. В том же указе говорится и о художественных средствах и инструментарии народной эстрады: «А где объявятся домры и сурны, и гудки, гусли и хари (маски), и всякие гудебные бесовские сосуды, то все велеть изломать и, изломав, те бесовские игры сжечь, а которые люди от того всего богомерзкого не отстанут и учнут впредь таковы богомерзкие дела держаться, по Государеву указу тем людям чинить наказания. Где такие бесчиния объявятся, и кто на кого такое бесчиние скажет, тех людей бить в батоги».
Основными концертными площадками того времени являлись народные гулянья, на которых с репертуаром эстрадного характера выступали отдельные мастера из числа скоморохов, ставших профессионалами. Среди них были исполнители различных жанров — деды и раешники, народные певцы и мастера циркового искусства. Многие из них выступали в дивертисментах, устраивавшихся на открытых сценах летних садов.
Несмотря на царские указы, народ не расставался со скоморохами, представителями близкого, понятного и любимого ими искусства. Это видно из того, что царю пришлось дважды повторить свои указы, усиливая меры наказания нарушителей государевой воли.
К середине XIX века в России сложились основные жанры профессиональной музыкальной эстрады, ведущими из которых были романс, песня, танец в сопровождении салонных оркестров и ансамблей, а также инструментальные пьесы. Однако еще в XVIII столетии существовали отдельные разновидности эстрадных театров, хотя представления в них давались нерегулярно, а программы носили случайный характер. К их числу относились «вокзалы».
Первый вокзал в России построен в Петербурге по указанию Петра I в Екатерингофе. Он представлял собой первое летнее клубно-концертное предприятие столицы. В Москве возникло несколько вокзалов, где в летнее время происходили публичные собрания, давались балы и ставились дивертисменты.
Одной из крупнейших концертных площадок явился вокзал в Павловске. Репертуар его состоял из дивертисментов, смешанных эстрадных концертов и вечеров современной танцевальной музыки. В большинстве программ выступали военные духовые оркестры, а позднее оркестры бальной музыки. В Москве был популярен летний открытый эстрадный театр в Нескучном саду.
Репертуар первых эстрадных театров был очень пестрым. Наряду с выступлениями крупнейших европейских мастеров инструментальной и вокальной музыки здесь ставились дивертисменты, выступали ансамбли цыган, гастролировали иностранные иллюзионисты и т.д.
В 1854 году Николай I утвердил «Правила, касательно учреждения различного рода публичных увеселений и простонародных забав в столицах», ставшие одним из первых государственных законодательных актов, регулировавших развитие эстрадно-концертного дела в России. Согласно этому документу, монопольное право на организацию концертов, дивертисментов и иного рода эстрадных выступлений в Петербурге и Москве предоставлялось дирекции казенных театров. Это право могло быть ею уступлено отдельным предпринимателям. При этом на дирекцию казенных театров возлагалась официальная обязанность разрешать публичные представления, которые относились к числу эстрадных, и контролировать их репертуар. Это означало, что все эстрадные представления могли даваться в столицах исключительно с разрешения дирекции императорских театров, под ее ответственность и при условии отчисления четвертой части чистого сбора в доход дирекции.
«Правила» фактически были призваны поставить концертную деятельность артистов под строжайший контроль государственных структур, воспрепятствовать их бесконтрольному общению с широкой аудиторией. Понятно, что подобный законодательный акт не способствовал развитию эстрады. Свою лепту внесли и местные власти, толковавшие «Правила» исключительно в ограничительном духе. Так, частные представления в Петербурге и Москве могли даваться при строжайшем соблюдении следующих условий: они не должны являться драматическими, не сопровождаться разговорами на сцене или пением. Этот документ сыграл отрицательную роль в дальнейшем развитии русской эстрады.
В 60-х годах XIX столетия правительство рассмотрело «Дело, относительно сценических представлений в обеих столицах частными лицами», в котором ставился вопрос о дальнейшем ограничении частной инициативы. Официальным уведомлением от 2 апреля 1862 года Александр II закрепил монополию императорских театров на устройство публичных представлений и зрелищ и осуществление контроля над всеми разновидностями концертно-эстрадной практики. Особенно ограничивался репертуар дивертисментов и мероприятия, которые устраивались по частной инициативе. Но зато дирекция императорских театров поощряла организацию гастролей иностранных эстрадных артистов, репертуар которых состоял из различных развлекательных жанров западноевропейской эстрады.
Постепенно в Москве и Петербурге начинают возникать эстрадные театры «специфического направления», «эстрада кафешантана», делавшие ставку на изысканное и строгое развлечение, составляющее приправу к роскоши жизни. Эстрадные номера требовали внешнего блеска в отделке при ничтожности содержания репертуара. Программу дивертисментов составляли песни и песенки эротического содержания, эксцентрические танцы, в том числе канкан, входивший тогда в моду. Противостоять этой порочной моде могли только цыганские коллективы, быстро завоевавшие популярность. Цыганские песни и романсы привлекали неподготовленного слушателя своей доступностью, эмоциональностью дивертисментов.
Своеобразие хорового и цыганского хорового пения привлекло внимание передовой русской интеллигенции — поэтов, писателей, художников, композиторов. Но к середине XIX столетия, слившись с городским романсом, цыганское пение вырождается в «цыганщину», которая становится неотъемлемой частью русской музыкальной эстрады.
Существенную роль в развитии эстрады сыграл указ Александра III от 24 марта 1882 года, отменявший исключительное право императорских театров давать публичные концерты в столицах, равно как и взимать с собраний, клубов и частных учредителей общенародных забав в столицах определенные части сборов. Это означало отмену всяких ограничений, связывающих частную инициативу и частное предпринимательство, как в области театра, так и концертно-эстрадной деятельности. И хотя указ касался лишь Петербурга и Москвы, он оказал влияние и на развитие эстрадного искусства в провинции, где своих исполнительских кадров не хватало, и поэтому использовались столичные артисты.
В целом, эстрада к концу XIX века прочно встала на рельсы рыночных отношений.
«Чего только не было в этом саду! — писал Станиславский, — катание на лодках по пруду и невероятный по богатству и разнообразию водяной фейерверк со сражениями броненосцев и потоплением их, хождение по канату через пруд, водяные праздники с гондолами, иллюминированными лодками, купающиеся нимфы в пруду, балет на берегу и в воде. Два театра — один огромный, на несколько тысяч человек, для оперетки, другой — на открытом воздухе для мелодрамы и феерии, называемый «Антей», устроенный в виде греческих развалин. В обоих театрах были великолепные по тому времени постановки, с несколькими оркестрами, балетами, хорами, и прекрасными артистическими силами». Кроме этого, далее отмечал К.С. Станиславский, в «Эрмитаже» имелась эстрада на тысячу человек и цирк, с громадным амфитеатром под открытым небом.
Шантанная эстрада — эстрада при ресторане, где вместо рядов зрительских стульев и кресел расставлены накрытые столы и оборудованы отдельные кабинеты. По сути, это современное варьете. Свои программы шантаны строили преимущественно из специфических номеров и аттракционов, театров, варьете и мюзик-холлов Европы и Америки. Дирекция императорских театров покровительствовала гастролям заграничных артистов, разрешая устройство дивертисментов с участием французских шансонье и шансонеток.
Негативное отношение к шантанной эстраде сложилось у русской демократической интеллигенции. Как отмечали исследователи, общество демократических писателей и композиторов отказалось охранять авторские права на исполняемый в шантанах репертуар. Русское театральное общество и первый Всероссийский съезд сценических деятелей отказались принять их в члены общества и т.д.
Но вместе с тем, можем наглядно проследить тесную взаимосвязь концертной дивертисментной и шантанной эстрады в сборных программах. Шантанная эстрада поставляла свои аттракционы на открытые площадки летних садов и привлекала некоторые жанры дивертисментной эстрады на свою сцену, а иногда приглашала отдельных виртуозов концертной эстрады за высокий гонорар.
Наиболее «солидными» явились петербургский и московский «Аквариумы» и новый московский «Эрмитаж»: они располагали театрами, ставившими оперетты или фарсы, эстрадами садового типа, дававшими дивертисментные программы, и, наконец, шантанами, которые открывались по окончании представлений в театре и на эстраде («с двенадцати ночи и до четырех утра», — как оповещали афиши).
Становление музыкально-издательской деятельности
В середине XIX века наряду с концертной начинает развиваться музыкально-издательская деятельность. Первые опыты музыкально-издательского дела в России были предприняты Московским печатным двором еще в середине XVII века. Однако они не получили продолжения.
В середине XVIII века новую попытку в развитии музыкального издательства предпринимает типография Академии наук в Петербурге, выпускавшая ноты. Но только в середине XIX века музыкально-издательская деятельность получает широкое развитие. Происходит укрупнение музыкально-издательского дела.
В 40-50-х годах Стелловеций скупает фирмы Снегирева, Гускалина и Деноткина. В 1869 году в Петербурге открылось крупное музыкальное издательство «В.В. Бессель и К?», выпустившее произведения А.Г. Рубинштейна, Ц. Кюи, П. Чайковского, М. Мусоргского, издававшее журналы «Музыкальный листок» (1822-1877 гг.) и «Музыкальное обозрение» (1885-1888 гг.).
В 1875 году создается издательство Ю.Г. Уимерлесена. Особый интерес для нас представляет основание в 1885 году М.П. Беляевым музыкального издательства «М.П. Беляев в Лейпциге» с нотно-торговой базой в Петербурге (гравировка и печать осуществлялись в Лейпцигской нотопечатне Редера).
Это первый прообраз внешнеэкономической деятельности современной музыкальной индустрии.
Среди других издательств выделяется фирма Юргенсона, удешевившая издание нот, что оказало влияние на другие музыкальные издательства. Кроме дешевых томовых изданий классиков, ею были выпущены по доступным ценам клавиры популярной музыки и огромное количество педагогической литературы.
В конце XIX века, в 1888 году немецким инженером Э. Берлинером был изобретен граммофон — аппарат для воспроизведения звука, записанного на граммофонную пластинку. Он же стал первым выплачивать гонорары артистам за произведенную запись. Именно этот год принято считать началом нового направления, которое займет в дальнейшем столь значительное место в современном шоу-бизнесе и музыкальной индустрии.
До изобретения граммофонной пластинки носителем механической записи звука был восковый валик, на поверхности которого по винтовой линии располагалась звуковая канавка, полученная выдавливанием. Этот способ был предложен Т. Эдисоном в 1877 году, то есть за десять лет до этого. Произведенная таким образом запись выдерживала небольшое количество проигрываний и не поддавалась тиражированию.
В России первые граммофоны и пластинки появились в 1897 году, а в 1898 вышел в свет первый каталог музыкальных записей.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Краткая история советского шоу-бизнеса
Данная работа посвящена исследованию и изучению особенностей шоу-бизнеса в России, а именно самой интересной и динамичной его части — продвижение артиста на музыкальный рынок.
В России практически не существует профессиональных учебников, пособий, книг, равно как и учебных заведений, которые бы обучали мастерству ведения дел в шоу-бизнесе, поэтому, изучая данную проблематику, автор пользовался литературой западных издательств, материалами англоязычных интернет-сайтов и журналов. Так же несомненную помощь в написании этой работы оказал опыт, приобретенный автором, и некоторые публикации российских журналистов.
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав и заключения. В главе «Краткая история советского шоу-бизнеса» рассказано о развитии музыкального бизнеса на территории бывшего СССР и о сформировавшихся институтах, которые заложили основу для современного шоу-бизнеса.
Главы «Схемы продвижения артиста на музыкальный рынок» и «Основные причины, определяющие особенности российского шоу-бизнеса» объясняют, как в наше время работают звукозаписывающие компании, каким образом они влияют на промоушн артиста, и, почему шоу-бизнес в России обрел такие формы.
В главе «Российский шоу-бизнес в сравнении с западным» автор старается сравнить практику шоу-бизнеса России и Запада, выявить тенденции развития, и показать: что могут сделать российские артисты в сложившейся ситуации.
Данная работа является попыткой познать неписаные законы и методы, определить закономерности и тенденции, которые определяют положение дел в современном российском шоу-бизнесе.
Краткая история советского шоу-бизнеса
Наиболее лаконично и объективно прошлое российского шоу-бизнеса описал в своей статье «Звездоделы» журналист издательства «Коммерсант» Юрий Яроцкий.
«При советской власти подавляющее большинство людей слушали записи либо подпольных исполнителей, либо тех немногих официальных, которые могли вызвать такой же интерес. К последним можно отнести тех, кто достаточно часто мелькал на телевидении и радио и при этом хоть как-то выделялся на фоне остальной серой массы: Алла Пугачева, Эдита Пьеха, Давид Тухманов (его пластинка «По волне моей памяти» разошлась сенсационным тиражом, чудом пройдя худсоветы).
С подпольными исполнителями другая история. Реклама им делалась только запуском соответствующих слухов, которые никак не могли быть ложными. В случае, если распространители этих слухов пытались выдавать желаемое за действительное, слухи расходились совсем недалеко и умирали слишком быстро.
Если продукт был по-настоящему достойным и находил отклик в сердцах и умах слушателей, возникал эффект снежного кома. Тиражам, которыми расходились записи Высоцкого, Галича, Северного, и популярности которой они пользовались, могут позавидовать самые яркие сегодняшние звезды. И при этом никаких стандартных рекламных ходов. Собственно, тогда и стандартного шоу-бизнеса не было, а был его подпольный аналог.
Который никуда не делся, когда постепенно отмерла цензура и единственным фактором, влияющим на то, как у артиста идут дела, осталась его популярность. «Раскручивали» тогда исключительно в расчете на прибыль от концертов. Фирма «Мелодия», монополист на рынке грамзаписи, оказалась очень неповоротливой, достойных радио- и телепрограмм практически не было.
Были уже достаточно заинтересованная в молодежной культуре пресса и расцветшая буйным цветом культура студий звукозаписи, в которых продавались более или менее качественно переписанные альбомы. Так- прессой и студиями- создавались самые успешные проекты того времени, очень разные с художественной точки зрения, но очень похожие по коммерческому эффекту. «Ласковый май» и «Кино», «Мираж» и «Наутилус Пампилиус», «Электроклуб» и «Алиса». Их записи продавали на всех вокзалах, про них писали «Московский Комсомолец» и «Комсомольская правда». В результате эти группы собирали стадионы, приносили огромные дивиденды своим продюсерам и сами неплохо зарабатывали. Собственно так и возник пост-советский шоу-бизнес.
Развивался он весьма затейливым образом. Разработанную стратегию продвижения поп-музыки в массы стали доводить до абсурда. Так пускались в магнитофонные тиражи самые экзотические проекты вроде «Ласкового быка» или «Левостороннего движения», о которых сейчас если кто и вспомнит, то вздрогнет. Так окреп институт заказных публикаций.
Простое наличие (или отсутствие) связей на радио и телевидении переросло в мощную традицию получения взяток за любые услуги. И на протяжении почти всех 90-х качество появлявшихся звезд становилось все сомнительнее.
В итоге публика, обеспечивающая спрос музыкальной продукции, потеряла всякое доверие к традиционным средствам «раскрутки»- прессе, телевидению, радио…
Проплаченные эфиры, заказные статьи, постановка в эфир по прайс-листу- все это привело к тому, что людям приходилось либо полагаться на собственный вкус, либо сталкиваться с отсутствием выбора. В самом деле, какая разница жителям провинциального городка, на какой концерт пойти, если таковой случается раз в полгода, и что слушать, если в привокзальном ларьке продается только десять наименований кассет, качество которых, порой, оставляло желать лучшего. По большому счету продюсеры, продвигая артиста на рынок поп-музыки были заведомо уверенны, что успех обеспечен, т.к. у покупателей музыкальной продукции, особенно в провинции, выбора особого не было. «ПИПЛ СХАВАЕТ»- именно так охарактеризовал торгово-музыкальные отношения журналист, телеведущий, прославившийся своим эпатажным и эксцентричным стилем Отар Кушинашвили.
Ситуация стала меняться ближе к концу десятилетия. Проверенные способы вдруг перестали работать. Возникли замкнутые, но довольно многочисленные сообщества меломанов со своими музыкальными пристрастиями и любимчиками: фанаты «Гражданской обороны», пресловутая «Армия Алисы», или, например, поклонники ДДТ.
Когда Юрий Шевчук решил стать раздатчиком путевок в жизнь молодым группам и организовал свой театр ДДТ, он моментально получил стадионные аудитории для просмотров-прослушиваний. Кроме того, появились относительно неангажированные СМИ, радио «Максимум», например.
Эта станция набрала популярность за счет объективного подхода к качеству музыки и, соответственно, обрела приятный слуху плей-лист, а вскоре сделала вполне удачную попытку проверить свое влияние — организовала стадионный фестиваль «Максидром» (с тех пор проходит ежегодно), который мало того, что стал аншлаговым, еще и достоверно тестировал всех претендующих на успех рокеров. Кстати, вышеупомянутый фестиваль дохода принимающим в нем участие музыкантам не приносит. Играют на нем ради престижа. Позвали на «Максидром»- значит исполнитель в этом году – звезда.
Окончательно переломил ситуацию телеканал MTV. Его создатель и идеолог Борис Зосимов казался человеком, который вобьет последний (или предпоследний) гвоздь в гроб «раскрутки» по-советски. Так и получилось. Зосимов получил заранее привлекательный брэнд, аудитория которого была заведомо внушительна. А условия западных владельцев торговой марки MTV были очень жестокими.
Все, затаив дыхание, ждали: сколько же будет стоить эфирное время на MTV? Оказалось, что нисколько, что в чарт может попасть группа, которая принесла клип, просто чтобы убедиться, что шансов у нее нет. Так было с «Запрещенными барабанщиками» и их «убитым негром». Неполиткорректная песня стала мегахитом только потому, что программный отдел MTV решил рискнуть и поставил никому не известную группу в ротацию. Через пару недель песню распевали даже далекие от молодежного музыкального телевидения таксисты».
Этот и другие не менее удачные примеры, возможно, и стали поворотным моментом в развитии методов промоушна в российском шоу-бизнесе. Главным правилом стало умение оказаться в нужное время в нужном месте с подходящим продуктом (а лучше в нескольких местах сразу), после чего ждать реакции публики и действовать дальше. В связи с этим выстраиваются достаточно несложные схемы, которые мы ниже рассмотрим подробнее.
Схемы продвижения артиста на музыкальный рынок
Приступая к описанию моделей промоушна артиста, хотелось бы оговориться, что в мировом шоу-бизнесе существует достаточно много различных схем “раскрутки” исполнителя, использующих самые разные инструменты, такие как: телевидение, радио, пресса, интернет и т.д. Встречаются даже весьма изощренные схемы, в которых используются слухи, так называемый «черный ПиАр» и другие нестандартные инструменты.
Российский шоу-бизнес тоже не исключение, однако, наиболее
характерными для него являются следующие схемы промоушна:
Схема 1
Продюсер берется работать с абсолютно неизвестным персонажем, который, обладает рядом навыков: поет, танцует и к тому же прилично выглядит. На первом этапе работы у потенциального артиста должен появиться репертуар, созданный им самим, либо для этого нужно обеспечить фронтом работы поэта и композитора.
В случае отсутствия таковых продюсер может сам попробовать написать музыку и текст к ней. Кроме того, необходимы услуги стилиста и хореографа. После того так написаны песни, на самую удачную или, как принято говорить «цепляющую» из них нужно снять клип. Производство видео делается за очень разные деньги, причем успех о суммы не зависит.
Все вместе может стоить от бесплатно до нескольких миллионов долларов. Например, известно, что знаменитый клип певицы Алсу на песню «Before you love me» стоил 400 тысяч долларов, в то время как не менее популярное видео группы «Чугунный скороход» стоило всего лишь 50 долларов.
Вообще, вокруг каждого артиста (особенно популярного) довольно быстро образуется команда людей, обеспечивающих ему комфортные условия для работы. Как правило, продюсер оговаривает, что певец совершенно свободен в творческих вопросах, но перекладывает все организационные и бытовые заботы на плечи администраторов, директоров и свои собственные. Обычно артист радуется такому повороту событий, не подозревая, что предложенная продюсером свобода очень скоро обернется для певца нехитрой ловушкой: над имиджем исполнителя начнут трудиться специалисты, учитывающие последние веяния моды, вкусы потенциальной аудитории, время года и т.д. Вкусы и пристрастия артиста будут приниматься во внимание лишь до той поры, пока они не противоречат главной задаче менеджмента: продать как можно больше и дороже песен, концертов, пластинок.
Через некоторое время в распоряжение продюсера должен поступить современно выглядящий исполнитель с конъюнктурным репертуаром и достойным видеорядом. С клипом менеджмент артиста отправляется на телевидение. Одни телеканалы за показ видео могут попросить оплату, другие, не объясняя причины, сразу могут и отказать.
Если повезет, то найдутся телеканалы, где программные отделы, не задумываясь, сразу возьмут клип в ротацию. Саму песню (фонограмму) следует нести на радиостанции. Здесь ситуация аналогичная с телевидением. Если «нет» сказали везде, и продюсер артиста не имеет возможности или не желает платить за ротацию, то значит, что с данным исполнителем ничего не получилось (в таком случае продюсеры обычно начинают сначала и, как правило, с другим исполнителем). Если на какой-либо радиостанции или телеканале произведение взяли в ограниченную ротацию, то есть вероятность, что тоже ничего не выйдет, но попробовать работать дальше можно.
Если продукт нашел достойный спрос у теле- и радио слушателей, то следующие этапы таковы. Подготовка к выпуску альбома, заключение контракта с фирмой грамзаписи (она, в свою очередь, озаботится планированием рекламной кампании).
Когда появляются отклики на запущенную в эфир музыку-особенно положительные,- можно начинать думать о концертах (сначала о клубных) и готовиться к общению с прессой. В идеальном варианте песня попадает в чарты, что свидетельствует о большой популярности артиста.
Все, кто брал песню в ротацию, и те, кто отказался, скорее всего, с радостью возьмут следующую, потому что программные директора на радио и телевидении очень заинтересованы в том, чтобы их целевая аудитория слушала то, что ей нравится. Журналисты же, заинтересованные в актуальной и увлекательной информации, сами найдут артиста и попросят об интервью. И теперь уже главной задачей будет как можно дольше сохранить интерес к проекту. Достаточно новый пример удачного дебюта — дуэт под названием «Тату». Их эпатажный клип с двумя целующимися девушками появился в эфире MTV и сразу вызвал невероятный резонанс у публики, что немедленно отразилось на популярности группы, подтвержденной первыми местами во многих хит-парадах и десятками новых сайтов, посвященных группе, которые как грибы после дождя появились в Интернете.
Схема №2
Вторая схема “раскрутки” отличается от вышеизложенной амбициями исполнителя. Допустим, музыканты решили, что их творчество обязательно найдет отклик в сердцах слушателей и принесет им неземную славу, подкрепленную высокими доходами. В этом случае, музыкантам следует изготовить демо-запись своего творчества (желательно, чтобы на ней было четыре песни: по одной судить трудно, а слушать весь альбом, как правило, менеджерам на лейблах не хватает терпения и времени), причем, чем качество записи будет профессиональнее, тем более серьезного отношения со стороны фирм грамзаписи можно ожидать. Затем, демонстрацию своего репертуара, записанного на таких звуковых носителях как CD-R, DAT или Minidisk, следует отнести какому-нибудь лейблу. Если повезет, и фирма грамзаписи одобрит это творчество, то все остальное будет развиваться приблизительно, как описано в первой схеме.
Источник: megaobuchalka.ru
С чего начиналась карьера советских и российских звезд шоу-бизнеса
В СССР и современной России много популярных звезд, чья карьера началась в еще в 70-х годах прошлого века. Некоторые до сих пор активно гастролируют и участвуют в телешоу. Но мало кто помнит как выглядели звезды на заре своей карьеры и с чего начинался их творческий путь.
1. София Ротару
София Ротару была второй из шести детей в семье молдаских крестьян Михаила Ротарь и Александры Ротару. Любовь к музыке маленькой Соне привила старшая сестра Зина. Девочка в детстве потеряла зрение, но у нее был абсолютный слух. Зинаида часто слушала радио, быстро запоминала песни и многим из них научила Соню.
Музыкальная карьера Ирины Аллегровой началась в начале 70-х. Она работала солисткой в разных коллективах («Вдохновение», «Молодые голоса», «Факел»), пела в варьете ресторанов и гостиниц. В 1985 году дебютировала на фестивале «Песня года» с песней Оскара Фельцмана «Голос ребенка». Однако до популярности было еще далеко.
Узнать на этом фото Надежду Бабкину довольно сложно, тем не менее, это она. 71-летняя народная артистка России выложила этот снимок на свою страницу в Instagram. На этом снимке Бабкина – студентка Гнесинского института, в который поступила в 1971 году: «В студенческие годы я создала ансамбль «Русская песня». Относились к нам несерьезно – подумаешь, девчонки какие-то!
Помню, решили мы принять участие в конкурсе «Алло, мы ищем таланты!». И что получили? «Вы – не таланты, – заявили нам. – Музыка от вас далеко, и вообще с культурой завязывайте». Кто бы знал, что когда-то у «Русской песни» появится театр, который до сих пор успешно функционирует.
4. Надежда Кадышева
Там где Надежда Бабкина, там и Надежда Кадышева. Надя начала петь еще в школе-интернате, куда ее определили отец и мачеха. На третьем курсе музыкального училища им. Ипполитова-Иванова Кадышева начала петь в составе квартета «Россияночка». В общежитии она познакомилась со своим будущим супругом – студентом Гнесинки Александром Костюком.
В 1988 году Костюк создал ансамбль «Золотое кольцо», солисткой которого стала его супруга.
Коллектив стал популярным в 1995-м благодаря альбому «Виновата ли я…». «Напилася я пьяна», «Течет ручей», «Колдунья», – эти песни вошли в золотой фонд российской эстрады. В те годы Кадышева выступала в народном стиле. В пергидрольную блондинку натуральная шатенка перекрасилась в 2000-х. Летом 2022 года Надежда Кадышева отметит свое 63-летие.
5. Ирина Понаровская
Кстати, а вы знаете, что связывает Ларису Долину и Ирину Понаровскую? Песня «Прости меня»! Помните? «Прости меня за все, что было, прости за все, о чем забыл. Прости, что я тебя любила, а я прощу, что не любил». Они обе исполняли этот хит.
Но сейчас не об этом. На этом фото Ирине Понаровской всего 23 года и она только переехала в Москву из Санкт-Петербурга. А эта съемка состоялась буквально через год.
Первое признание к Любови Успенской (девичья фамилия Сицкер) пришло в начале 70-х. Она работала в Кисловодске, Ереване, Киеве, были диссиденткой. В 1977 году несколько месяцев жила в Италии, а в 1978 переехала в США, где работала ресторанной певице. В 1985 году в Америке вышел первый альбом Любови Успенской «My Loved One». Ее звезда зажглась в России в 1993 году.
Успех к Успенской пришел после песни «Кабриолет». В 2003-м она окончательно перебралась в Россию. 24 февраля 2022 года Любови Залмановне исполнится 68 лет. Помимо «Кабриолета» у нее есть еще несколько хитов: «Карусель», «Пропадаю я», «К единственному, нежному», «По полюшку».
7. Лариса Долина
На этом фото Ларисе Долиной 33 года и совсем скоро она споет один из первых своих хитов – «Льдинку». История сохранила и видео, на котором 19-летняя Лариса Кудельман (настоящая фамилия певицы) солистка государственного эстрадного оркестра Армении под управлением Константина Орбеляна исполняет армянскую народную песню «Назан яр».
Первый хит Маши Распутиной (настоящие имя и фамилия Алла Агеева) – «Играй, музыкант» вышел в 1989 году. Данное фото сделано в начале 90-х. Маша уже суперзвезда и секс-символ отечественного шоу-бизнеса. В 90-е Распутина выдавала хит за хитом: «Я родилась в Сибири», «Отпустите меня в Гималаи», «Ты меня не буди», «Хулиганчики», «Ты упал с луны».
Лолите Милявской на этом фото 22 года. Именно в 1985 году она вышла замуж за Александра Цекало. Тогда же был создан их легендарный «Кабаре-дуэт Академия». Творческий и семейный тандем Лолиты и Цекало просуществовал до конца 90-х. Этот дуэт подарил там череду хитов: «За пивом», «Зараза», «Хочешь, но молчишь», «Я обиделась», «Ту-ту-ту, на-на-на».
В конце 2022 года Лолите исполнится 59 лет, и она по сей день остается одной из самых востребованных артисток на российской эстраде. Сейчас отовсюду звучит ее дуэт с Коста Лакоста («По-другому»).
10. Валерия
Сольная карьера певицы Валерии (настоящие имя и фамилия- Алла Перфильева) стартовала в 1992 году с англоязычного альбома «The Taiga Symphony. В те годы артистку продюссировал ее второй супруг Александр Шульгин. Успех к Валерии пришел в середине 90-х. «Обычные дела», «Самолет», «Ночь нежна» – эти и другие песни полюбились многим. В ту пору Валерия была сначала рыженькой, потом брюнеткой, а в конце 90-х перекрасилась в блондинку. 17 апреля 2022 года Валерии исполнится 54 года.
Источник: brodv.ru