— Есть афоризм, что бизнес — попытка одного человека обмануть другого и на этом заработать. Ты получаешь доход за счет того, что до конца не называешь реальную стоимость товара. Конечно, это утрированно.
Но есть реальные случаи, когда партнеры по бизнесу ведут себя недобросовестно : «подставляют», наносят материальный, имиджевый ущерб. Из-за таких ситуаций я дважды терял все, что заработал, оставался без копейки. Набил шишки.
В Кирове зачастую бизнес «делается в кафе»— накоротке. Хотя любой проект требует большой подготовки: нельзя начинать работу, не подписав договор. Каждый шаг необходимо документировать, заполнять протокол ведения переговоров. Чем меньше мы доверяем партнеру, тем легче проходим любые бизнес-уроки.
На Западе создаются деловые клубы — с жесткими корпоративными правилами. Это своеобразный финансовый пул: все члены вносят средства, которые страхуют ответственность каждого. Круговая порука.
Схемы «подстав»
Бизнес-сообщество должно осуждать поступки нечестных предпринимателей. Информация о тех, кто «подставляет» , транслируется по сарафанному радио. Если у меня интересуются, стоит ли работать с тем или иным бизнесменом, могу повлиять на решение, дать оценку. Так и работают неформальные «черные списки» .
Как правильно расставаться с сотрудником или партнером по бизнесу?
Попасть в них может каждый, кто использует схемы «подстав» партнеров:
1. Создание фирм-однодневок с последующим банкротством
Самая популярная схема. Партнер изначально не собирается исполнять обязательства по договору.
Как защититься: Есть программы, которые позволяют проверить, как долго компания зарегистрирована на одном лице, по какому юридическому адресу «прописана», есть ли на нем другие фирмы — и если их много, то как они здесь оказались?
Был случай, когда нам предложили выгодное партнерство с иногородней компанией. Навели справки — на адресе создано около 18 компаний на одно и то же лицо. Сразу же подготовили запрос для проверки мошенничества, но, пообщавшись с партнерами, приостановили расследование. Скорее всего, это лишь схема оптимизации налогообложения, а значит, и нет повода для беспокойства.
2. Ложное поручительство
Мошенники используют авторитетных лиц, чтобы оказать на вас моральное давление, убедить сотрудничать с определенной организацией. Но тот, кто скажет о партнере: «Он хороший, классный парень, работай с ним!» — не будет нести никакой ответственности, когда «классный парень» нарушит все обязательства.
Как защититься: Никогда не будете уверены на 100%, где добросовестный партнер, а где нет. Доверились рекомендациям — купили себе горький опыт за деньги, которые потеряли в сделке.
3. «Случайные» ошибки в договоре
Руководитель, не читая, подписывает договор другой стороны или невнимательно знакомится с условиями контракта. Формально — не подкопаешься. Фактически — возможно мошенничество.
Без эмоций. Когда пора выйти из партнерства
Был случай, когда банк отправил документы в электронном виде на подпись клиенту, а тот убрал все проценты по кредитной карте, подписал — и отослал обратно. Специалисты не перепроверили, поставили штамп — и вернули копию договора заказчику. Так мошенник подставил банкиров.
Многие предприниматели ставят подпись только на одной странице документа. Отсутствие подписи на каком-либо листе договора приводит к тому, что другая сторона в итоге фальсифицирует сделку. Попробуй докажи, где истина.
Как защититься: Не экономьте на грамотном юристе, внимательно ознакомьтесь с условиями договора, прежде чем подписывать его. Если представления об условиях сделки расходятся с партнером, составьте протокол разногласий. Оформляйте юридически все этапы работы над проектом.
4. Похищение интеллектуальной собственности
Схема распространена в строительстве, сфере дизайна, рекламе. Недобросовестные заказчики просят подготовить, к примеру, исполнительную документацию, дизайнерский проект, рекламный макет, а потом внезапно отказываются от контракта по причине «мне не нравится». При этом заполучив информацию и объекты интеллектуальной собственности.
Как защититься: Часто в качестве дополнительной опции при продаже товаров или услуг клиенту предлагают: «Если вы закажете у нас продукт, в качестве бонуса создадим для вас индивидуальный проект. » Но прежде чем что-либо делать, в контракте необходимо прописать эту услугу как бесплатный бонус.
Заказчик отказывается от сделки — обязан возместить условную стоимость проекта. Внимательнее подходите к заключению подобных контрактов. Допустите ошибку — сами обречете себя на выполнение бестолковой, бесплатной работы.
Источник: bk43.ru
7 причин расстаться с деловым партнером
Друзья по жизни не всегда оказываются хорошими деловыми партнерами: бывает, что эти люди недостаточно знают друг друга, а бывает, что их дружба не выдерживает совместной предпринимательской деятельности, где надо решать проблемы и брать на себя ответственность. Помочь в этой ситуации может психотерапевт или бизнес-консультант, но друзья-партнеры должны быть готовы меняться, приноравливаясь друг к другу. В противном случае партнерства не получится.
Вот 7 основных причин, по которым мы можем выйти из партнерства.
1. Незаконная или неэтичная деятельность
Такие действия, как мошенничество с налогами, списание личных расходов на корпоративный счет, сокращение сделок с клиентами и, особенно, сексуальные проступки (даже намеки на них) совершенно неприемлемы. Разорвав отношения, вы сократите свои потери.
2. Слишком разные стандарты качества
Каждый из друзей-партнеров представляет бизнес, а не только себя, а потому соблюдение высоких стандартов при работе с клиентами обязательно. Причем, эти стандарты охватывают все сферы: как вы одеты на работе, насколько тщательно вы убираете свой офис, как вы готовите документы, как вы обращаетесь с коллегами и клиентами и т.д., и т.п. И если у вашего партнера стандарты критически сильно отличаются от ваших, избавьте себя от обострений и ищите кого-то, кто более созвучен вам.
3. Неравномерное разделение труда
Есть разные способы разделить обязанности между партнерами, важно одно – они должны чувствовать, что это разделение справедливо и разумно. Если вы чувствуете, что выполняете большую часть тяжелой работы, а ваш партнер не тянет и лишь получает свой профит, партнерство работать не будет.
4. Финансовые проблемы
Конфликты вокруг распределения прибыли часто разрушают партнерство. Существование различных точек зрения на то, сколько денег потратить и реинвестировать в бизнес, сколько каждый партнер должен получить в качестве зарплаты, естественно. Но об этом нужно договариваться заранее и один на один, иначе деньги будут постоянным источником напряжения.
5. Непомерный эгоизм
Вступая в партнерство, вы могли не заметить, что друг, который вам до этого так нравился, страдает самовлюбленностью: он убежден, что всегда прав, а потому должен доминировать иили находиться в центре внимания. Разобравшись с реалиями ведения бизнеса, вы обнаруживаете, что ваш партнер на самом деле является вашим конкурентом.
Каждое решение — от того, чье имя стоит первым на документах, до того, кто должен чистить ванную, становится проблемой эго и вырастает до конфликта. При этом ваше мнение и исходящие от вас пожелания игнорируются. Если ситуация в вашей компании напоминает описанную, партнерство надо прекращать.
6. Ваш партнер отказывается говорить с вами о проблемах
Если ваш партнер отказывается вступать в конструктивный диалог с вами по поводу назревших проблем общего бизнеса, а лишь обвиняет вас (в том, что вы слишком чувствительны, слишком бедны или слишком еще что-то), ваша совместная работа вряд ли будет успешной.
7. Вы потеряли доверие
Ситуации 1 — 6 обычно приводят к потере доверия: вы уже не можете принимать на веру такие действия партнера, как распределение обязанностей или финансовые решения, вам кажется, что он ставит свои желания и потребности превыше корпоративных интересов. С каким бы уважением вы ни относились к деловым качествам партнера, оно становится вторичным по отношению к вашему разочарованию и обиде. Вы больше не верите в лояльность вашего партнера и в его заинтересованность во взаимном успехе. Но без доверия нет партнерства.
Заключительные соображения
Расставаться с партнером сложно, ведь в создание отношений с ним вы вложили свои надежды, свое воодушевление и свой оптимизм. Особенно трудно, если партнерство начиналось как дружба. Но иногда разрыв – это условие вашего собственного выживания.
Помните, что ваш самый важный актив — репутация. И если ваш партнер наносит ей ущерб или если для сохранения партнерства вам приходится поступаться своими этическими нормами, потребностями или стандартами, цена такого партнерства становится слишком высокой.
Не откладывайте неизбежное. Обратитесь к бизнес-психологу центра Alter Ego, чтобы ваш «развод» с партнером прошел как можно более спокойно, и вы сохранили шанс на продолжение приятельских отношений, но уже вне общего бизнеса.
Источник: psychology-business.ru
Как не поссориться с партнером по бизнесу
Свой бизнес я строил с нуля. В 1993 году, заканчивая МАДИ, занялся компьютерным подбором автомобильной краски. Никаких связей у меня не было, родители — ученые. Денег тоже не было. Помещение — маленькую комнату в полуразрушенном НИИ — арендовал с условием, что заплачу через два месяца, как начнем что-то зарабатывать.
Я противник совместной работы с родственниками, но зарплату наемным сотрудникам платить было нечем, так что первое время мне помогала жена. Как только смог нанять человека на зарплату, она ушла. Вскоре мой друг Александр Горелов стал моим бизнес-партнером, мы до сих пор вместе развиваем компанию. Я ни минуты не сомневаюсь в том, что один никогда не добился бы того, чего мы добились. Сейчас «Авторемонтные системы» — один из ведущих поставщиков оборудования и материалов для кузовного ремонта автомобилей с филиалами практически во всех крупных городах России.
Недавно мы достроили лакокрасочный завод в Твери, где будем выпускать индустриальные и авторемонтные материалы. Проектировали все немцы, строили финны. Стоимость проекта — около 1 млрд рублей. Когда затевали стройку (это было еще до кризиса, в 2008 году), многие говорили: вы сумасшедшие, кому в нашей стране нужны такие производства, лучше постройте склады или бизнес-центр.
Но мы не хотели тупо следовать тренду. И не прогадали, хотя подводить итоги еще рано. Первые наши материалы — мы разрабатывали их в тесном сотрудничестве с лучшими немецкими специалистами, на поиск которых ушел не один месяц, — будут выпущены в начале следующего года.
Несколько лет назад я прочитал книгу гуру менеджмента Ицхака Адизеса «Идеальный руководитель», главный вывод которой — такого руководителя не бывает. Адизес утверждает, что у любой успешной организации должно быть четыре основных функции — производство результатов, администрирование, предпринимательство и интеграция.
И если хотя бы один из этих компонентов отсутствует, компании угрожает болезнь. Так вот, людей, которые могут совместить в себе все четыре функции, по мнению доктора Адизеса, в природе не существует. Трудно быть одновременно нацеленным на результат, уделять внимание деталям, обладать предпринимательской жилкой и помнить об интересах людей.
Я тоже уверен, что идеальных людей не существует и самых лучших результатов можно добиться только в команде, в команде лидеров. И эти лидеры не должны быть одинаковыми, у них должны быть разные компетенции! Я знаю, в чем я не очень силен, и знаю, что эти моменты удачно компенсирует мой бизнес-партнер. Кстати, если проанализировать историю любой успешной компании, то можно увидеть, что она добилась успеха благодаря команде людей. Даже в тех случаях, когда успех организации приписывают одному человеку (предлагаю обсудить эту тему в комментариях).
Конечно, найти удачных партнеров очень непросто. За 17 лет нашего совместного бизнеса мы с Александром сотни раз слышали удивленное «И вы до сих пор не разбежались. ». Действительно, есть множество примеров, когда бывшие партнеры по бизнесу расходились, в лучшем случае без громких скандалов, а чаще, к сожалению, превращаясь в заклятых врагов.
В чем секрет нашего сотрудничества?
— Как я уже говорил, мы разные, и сильны каждый в своих областях.
— Мы очень хорошо проверили себя на совместимость еще до того, как занялись совместным бизнесом. В начале 1990-х, в студенческие годы, мы с Сашей купили разваливающуюся «копейку» (ВАЗ-2101) и стали по очереди на ней ездить, причем как по своим делам, так и зарабатывая деньги извозом. Можете представить себе, что такое совместное владение автомобилем, тем более старым?
Почти каждый день что-то ломалось, и можно было бы долго спорить о том, кто виноват в поломке. Например, в конце моей «смены» начали скрипеть тормозные колодки. Менять поздно ночью самому или как ни в чем не бывало передать машину партнеру? Вот уж была настоящая проверка на совместимость!
— Еще до того, как мы стали работать в одной команде, мы четко оговорили все возможные ситуации и наши действия в них. Например, что делать, если один из нас решит выйти из бизнеса? Каким образом мы будем принимать решение о распределении прибыли? Как поступать, если одному из нас срочно понадобятся деньги на личные нужды?
Что делать, если мы не сможем прийти к общему решению? Мы постарались предусмотреть любые сценарии вплоть до самых неприятных.
— Мы очень четко разделили наши функции как собственников и как менеджеров. Я часто вижу, что именно из-за этого происходит разлад в командах. Ведь владение акциями по большому счету дает право только на определенные действия, прописанные в уставе — участие в распределении прибыли, утверждение крупных сделок и стратегических решений, выбор генерального директора и т. п. Но оперативное руководство компанией — совсем другое дело. Если все собственники участвуют в управлении, должна быть четкая договоренность о функциях и ответственности. Да и вознаграждение должно четко разделяться — на зарплату (например, генерального директора) и дивиденды.
— А самое главное — надо уважать друг друга, доверять и понимать, что интересы бизнеса должны быть важнее личных.
1. Идеальных руководителей не бывает, нужна команда.
2. У партнеров должны быть разные компетенции — иначе можно обойтись одному.
3. Прежде чем вместе начать новый бизнес, хорошо бы проверить друг друга на совместимость, например в каком-нибудь общем деле или в экстремальной поездке.
4. Все возможные сценарии надо оговорить «на берегу».
5. Нужно четко разделять права и обязанности собственника и управленца.
6. Надо быть честными и доверять друг другу.
А какие выводы из опыта совместного бизнеса сделали вы?
Источник: bishelp.ru