Идеология креативного бизнеса мне очень понятна, потому что и сам я был креативным бизнесменом года полтора примерно. Я начал в 1987 вот с чего – поехал на Калининский проспект в главный фотомагазин и купил там за 15 рублей самый дешевый фотоаппарат «Смена 8М» (где я добыл 15 рублей это отдельная история, но она к креативному бизнесу отношения не имеет), параллельно записавшись на фотокружок к Валерию Ивановичу.
Потом я обошел всех (человек семь разыскалось), о ком мог узнать, что у них есть фото запрещенных рок-звезд: Айрон Мейден, Металлика, Кисс, ЭйСи ДиСи, Блэк Сэббат, Озборн, Экцепт, Скорпионс, вот это вот всё… Я перефотографировал у них все эти не очень качественные снимки за мелкий прайс (да, бизнес требует на старте вложений и долгов), потому что бесплатно никто бы на это не согласился. Потом на фотокружке (фотобумага своя, остальное – казенное) я это размножил, очень рискуя, потому что Валерий Иванович подобное строго запрещал: «Из-за ваших фашистских морд у меня кгбэшники кружок закроют, ещё раз найду, больше на кружок не пущу!».
КОРОЧЕ ГОВОРЯ, МЫ ОТКРЫЛИ КРЕАТИВНОЕ АГЕНТСТВО / САМЫЙ ХУДШИЙ КЛИЕНТ
Он часто проверял, что у кого в ванночке с фиксажом, спалиться был большой риск (фотографии демонстративно уничтожались, нарушитель надолго изгонялся). Дальше я стал предлагать эти мутные рябые фото одноклассникам и по школе пошел слух, что я «торгую киссами».
Групп этих, как правило, никто толком не слышал, но я сочинял о них головокружительные истории с поклонением Сатане, кровавыми жертвоприношениями, наркотическими галлюцинациями, оргиями и прочим захватывающим телекинезом. Дело пошло, фотографии разлетались, все первичные вложения быстро отбились.
Почти на каждой перемене я шел с кем-нибудь из потенциальных покупателей в школьный туалет (это было единственное относительно свободное от надзора учителей место), доставал фото из обложки учебника и продавал их, снабжая сногсшибательными сюжетами, с феноменальной быстротой. Мне было 13, я перестал стричься из уважения к рок-музыке и чувствовал себя врагом порядка, распространителем крамолы, духовным диссидентом и будущим миллионером на старте своего сверхчеловеческого пути.
Впрочем, сигналы, конечно, куда надо быстро поступали и вскоре директриса с гневными воплями ворвалась в туалет для мальчиков, чтобы пресечь мою запрещенную коммерцию. В директорском кабинете был серьезный разговор о том, что меня из школы за такое выпрут и здесь не место для такого и что у мамы разве денег нет в парикмахерскую сводить сына? Если нет, бесплатно пострижем!
На фотокружок меня теперь Валерий Иванович категорически не пускал, прямо в дверях разворачивал. Но это всё была фигня. Я устроил фотолабораторию в ванной у одноклассника, взяв его в долю.
Стричься я всё равно не стал, коллекция рок-звезд моя стремительно разрасталась, денег у меня были теперь полные карманы, особенно после того, как я добавил в свой прайс-лист «Модерн Токинг», Сандру, Майкла Джексона и ещё несколько поп-(а не рок)звезд, торговать которыми было ещё выгоднее. Школу я почему-то презирал и решил не останавливаться, продолжать в том же духе, тем более что мне уже исполнилось 14 и я чувствовал себя полностью взрослым, дерзким и вообще не уязвимым.
Как найти креативные решения в бизнесе?
Заработанных на «фашистских мордах» денег я, впрочем, почти не тратил, а просто складывал их в тумбочку стола. Мне нравилось само это ощущение растущего там, в тумбочке, капитала. Ну разве что на секцию «тхэквондо» записался, чтобы высоко подпрыгивать и бить ногами, вот это было не дешево.
А так-то деньги мне было ни за чем не нужны, у меня всё было – велосипед, лодка на реке, рыбалка, бесплатная фантастика в библиотеке. Но конфликт усугублялся и нарастал.
Учитель истории при всех обыскивал мою сумку при входе в класс и, найдя в обложке учебника «киссов» (это общее название), язвительно спрашивал меня, знаю ли я, что название этой группы переводится как «Киндер СС» и пропагандирует она насилие, секс и фашизм, может быть я тоже уже разделяю теперь эти ценности? Физрук просто говорил, что нет отца, вот и некому надавать по шее.
Денег в тумбочке становилось всё больше, а положение проблемного подростка в школе делалось всё более шатким. Но это доставляло особое удовольствие и рифмовалось с громкими гитарными запилами любимых исполнителей.
Мир представлялся мне, четырнадцатилетнему, состоящим из тупых репрессивных взрослых (учителя, директор, завуч, руководитель фотокружка, менты, которыми меня пугали, и вообще «государство») и из податливых впечатлительных, но пассивных и трусливых детей (одноклассников и вообще одношкольников). От первых следовало держаться как можно дальше, а из вторых получались отличные покупатели, стоит только рассказать им о крутизне и магии рок-музыки.
Первые будут ловить и давить тебя, что бы ты ни делал. Вторым нужна страшная история, дикая легенда, захватывающий миф и они заплатят тебе за это столько, сколько ты захочешь. Так я наощупь сформулировал это отношение: государство — зло, тормозящее твой бизнес, люди – ресурс для твоего бизнеса при правильной рекламе.
А точнее, полтора года нелегальной коммерческой деятельности сформировали во мне вполне адекватное этой деятельности переживание мира. Не знаю, чем бы это кончилось (в школе всё было реально на грани взрыва), но развязка наступила вдруг и сама собой.
Иногда я ездил на Старый Арбат, тёрся там с волосатыми, покуривал, пил пиво, обсуждал музыку, концерты, пластинки и конверты, узнавал на счёт новых фотографий из журнала «Металл Хаммер», Лао-Цзы и вообще. И вдруг кто-то из волосатых сказал, что на соседней улице бывают «книжники», у которых в сумках такие книги, которых нет в магазинах, книжники тусуются прямо на ступенях советского Дома Книги.
Я немедленно пошел туда, подмигнул книжникам и назвал пару паролей. Дальше мы немного отошли за угол и я увидел в их сумках Фрейда, Ницше, Сартра, Камю, Кьеркегора и Стругацких.
Фамилии эти (кроме Стругацких, которых я давно любил) я встречал только в советских словарях, где было сказано, что это неправильные, извращенные и упаднические писатели и мыслители, то есть почти тоже самое, что и рок-музыка, но прочитать их самому шанса не было. Теперь я знал, зачем мне деньги. На следующий день я снова был там и потратил всё своё состояние до копейки.
За полтора года коммерческой деятельности у меня скопилось три средних советских зарплаты, а теперь вместо них была увесистая сумка офигительных книг. Я понял, что это настолько круто, что сначала я всё это прочитаю, а потом уже вернусь к своему бизнесу.
В каком-то смысле я читаю до сих пор вот уже 29 лет и всё это время мне не до креативного предпринимательства и не до собственного дела, настолько сильно меня увлекло прочитанное. Из тех, купленных с рук, книг, с телескопической неизбежностью последовали другие.
Через год я был самым молодым штатным сотрудником «Комсомольской правды» (это в 1990-м была совсем другая газета) и анархистским активистом, отрицавшим любую собственность вместе с Прудоном, издавал собственный оппозиционный листок, размножая его на ксероксе и раздавая на митингах, сменил школу, потом ещё раз сменил школу, потом был много кем ещё, осуществлял стыковки и расстыковки, но желания «вернуться в бизнес», что бы это ни значило, так и не возникло. Возможно, однажды, когда я почувствую, что наконец-то прочитал всё, что нужно и окончательно разобрался в прочитанном, я снова запрусь в ванной, настрою фотоувеличитель и попытаюсь добиться максимальной отчетливости грима «Дракона», «Пришельца» и «Кота» из «Киссов» в красных лучах.
Но пока такого чувства и близко нет. Да и фотоувеличителя нет давно. Зато я отлично знаю, к чему сводится вся их предпринимательская этика, что они думают, что они чувствуют и как они всех видят. Мне известен этот язык и это сознание. Я не без энтузиазма играл в эту игру ещё фактически ребенком.
Меня не обмануть ни одной их рекламной фразой, подкупающей улыбкой, либеральной риторикой, прогрессивной позой и прочей «социальной ответственностью бизнеса». Я сам был таким и мне очевидно, что у них внутри и как они смотрят на мир. И все их реальные действия, а не слова или жесты, подтверждают это моё циничное подростковое знание, а не наоборот. Важная прививка, которую стоит получить вовремя.
Источник: teletype.in
Креатив в бизнесе. 5 историй крупного заработка на идеях
У человека есть удивительная способность – умение фантазировать. А если добавить к развитому воображению гибкий ум и предприимчивую жилку, то получится просто потрясающий результат. Наши сегодняшние герои заработали большие деньги, успешно реализовав свою креативную идею.
Amazon
В интернете можно зарабатывать огромные деньги. Миллионы, скажем, долларов. Предприимчивый американец Джефф Бизос как-то попробовал продавать книги через интернет. Для этого он основал компанию и запустил сайт Amazon.com. Позже к ассортименту продаж добавились музыкальные диски, фильмы и другие товары. Сегодня Amazon крупнейшая компания по продаже товаров и услуг через интернет.
А ее годовая прибыль составляет порядка 600 миллионов долларов.
Clocky
Для всех любителей поспать «еще 5 минуточек» существует будильник Clocky. Этот несложный девайс имеет два колеса и моторчик. Когда вы нажимаете на чудесную кнопку «еще 5 минуточек», он включает свою систему передвижений и попросту уезжает от вас по комнате. Через 5 минут будильник снова будет звонить, но теперь вам точно придется встать, чтобы его выключить.
Этот прибор был контрольным проектом Гаури Нанды в Массачусетском Технологическом институте. После окончания учебы, Нанда по собственному проекту стала изготавливать будильники. Сегодня прибыль от реализации такой идеи составляет более 10 миллионов долларов.
MidKnight Creations
Известно, что яркий солнечный свет может вызывать дискомфорт у людей. Для тех, у кого глаза слишком чувствительны к свету, существуют защитные солнечные очки. Но как же быть нашим любимым питомцам, у которых глазки тоже могут слезиться от ярких лучей? Примерно таким вопросом задалась Рони ди Луло во время прогулки со своей собакой.
Предприимчивая девушка решила поэкспериментировать и смастерила опытный образец солнцезащитных очков для собак. На очередной прогулке изделие было по достоинству оценено знакомыми и соседями. А в самом скором времени на рынке товаров для животных появилась компания MidKnight Creations, которая стала продавать темные очки для четвероногих любимцев. Годовой доход этой компании сегодня составляет 3 миллиона долларов.
Knork Flatware
Тяга к оптимизации подтолкнула Майка Миллера на создание вилки с заточенной гранью. Два столовых прибора в одном, без всяких швейцарских раскладываний. Первые опытные образцы тогда еще даже несовершеннолетний Майк изготовил в гараже на точильном круге. А спустя пару лет основал свою компанию Knork Flatware и выпустил солидную партию вилко-ножей. За 2011 год компания Майкла заработала 2 миллиона долларов.
Wuvit
Заработать на оригинальной и вполне бытовой вещи смогла Ким Левин. Она сшила подушку и наполнила ее кукурузными зернами. А потом готовое изделие нагрела в микроволновке. Действительно, очень приятно полежать часик на теплой шуршащей подушечке. Пробная партия в местных магазинах разошлась очень быстро, показав Ким востребованность ее изобретения на рынке.
Сегодня подушку бренда Wuvit можно встретить во всех крупных магазинах земного шара. А предприимчивая Ким получает годовой доход до миллиона долларов.
Фантазируйте, импровизируйте, удивляйте, ведь вполне может оказаться так, что именно ваш креативный потенциал станет источником огромных денег!
Источник: bishelp.ru
Кто есть кто в креативной команде
Креативная команда отличается от обычной, утверждает Никита Бутомо, и предлагает авторскую классификацию бизнес-ролей.
– Ты их создал?
– Не-ет! (смеется) Этим я обязан…Создателю…
Быть может, я лишь создал, сам того не понимая, условия для их появления.
Из фильма «Трон. Наследие»
Интерес к креативной команде – это запрос. Запрос компаний, корпораций, мелких фирм. Они ожидают, что из них создадут креативную команду, что их научат не быть предсказуемыми, унылыми, скучными, как придумывать новые ходы в бизнесе, как увеличивать прибыль.
И вот они все хотят стать креативщиками! Вся компания. Подумать только: если генеральный директор станет креативщиком, то зачем ему все остальные? Ему теперь нужна только уборщица и секретарша – чтобы варить ему кофе по утрам. Более того: теперь он серьезно думает, что стал небанальным!
А значит, что все его безумные начинания, предложения, выходы и решения теперь не оспорить, не возмутиться, не отменить. У генерального появляется на руках козырь: ощущение собственного превосходства.
Однако все не так просто. Никакой тренинг не сможет сделать всех креативщиками. Но они есть. Откуда же они взялись? Оказывается, они всегда были среди нас.
- Мы пользуемся их скромными услугами, когда нам нужно придумать и сделать самолет, которые отвезет нас в Турцию.
- Мы пользуемся их идеями, когда нам нужно поднять продажи на 100%.
- Мы пользуемся компьютерами, которые они придумали.
Но, хватит петь им дифирамбы! А мы как же с вами? Нас, что – на помойку? Нет, из нас не сделать креативную команду, так что теперь – подметать пол? Варить кофе?
Наша статья об этом: что нам теперь всем делать.
Грани креатива
Оказывается, креатив многогранен. Тот, кого мы называли «креативщиком», он придумывает решение. Но, создать решение и придумать решение – это не одно и то же. Придумать, как заработать, и иметь деньги в своем кармане – это две большие разницы.
И нам нужен тот, кто поймет ценность того, что придумал гений, сможет направить его в нужное русло, оформить его идею, найти средства для ее реализации, разрекламировать и продать продукт. Не так уж и мало, по сравнению с «просто придумать»!
При всем при этом, этот человек должен обладать даром предвидения будущего. Он должен улавливать, что нужно людям. Он должен…. Да бросьте! Это все не по силам одному! Правильно. Это все делает команда, в которой нет «стартеров», нет «финишеров», нет «критиков», как классифицировал командные роли знаменитый британский бизнес-психолог Рэймонд Мередит Белбин.
Из кого же она состоит?
Креативный маркетолог
Итак, есть тот, кто придумывает идею. Второй – это креативный маркетолог. Именно он объясняет идею изобретателя начальству. Именно он собирает исполнителей. Именно он становится медийной фигурой, выступающей по телевидению, собирающей пожертвования, объясняющей, что мир изменится с выпуском нового продукта.
Таким были и Билл Гейтс и Стив Джобс. Не они придумывали, но они продвигали, они увидели, они почувствовали перспективу, они – видели будущее.
Креативный финансист
Но есть еще деньги. Значит, нужен креативный финансист. Он не Рокфеллер, у него нет денег. Но он должен их достать. И вот он выпускает акции.
Вместе с маркетологом он ездит/ звонит/ пишет письма/ уговаривает/ расхваливает идею/ рисует радужные перспективы богачам/ рискует/ заключает сделки/ получает и вкладывает деньги.
Что же здесь креативного? Считаете, ничего нет? А думали ли вы, что очень странно видеть изобретателя за рулем «Порше», а не в помойной яме, а маркетолога – на Багамах, а не в тюрьме. Почему это «странно»? Да потому, что всю историю человечества: одни – придумывали, другие – продвигали, а третьи – стригли на этом купоны.
Поэтому роль креативного финансового директора – не допустить этого сценария, сделать так, чтобы все участники получили свое, и, конечно, он не был бы забыт.
Когда этого не происходит, когда Стива Джобса выгоняют из созданной им компании, как вы знаете, все быстро кончается и для финансиста тоже. Как видим из примеров истории, ни изобретатель, ни маркетолог, не могут сделать работу финансиста сами. Они обязательно ее провалят, тут нужен особый человек: с одной стороны – «свой» для этих «акул», с другой стороны – играющий на стороне креатива.
Креативный менеджер
Люди, дающие деньги, хотят управлять вашим бизнесом. В буквальном смысле, диктовать правила работы. Таково свойство денег – они лезут во все щели. И тут на помощь креативной команде приходит креативный менеджер. Рассмотрим его фигуру.
Креативный менеджер – это загадка. Это – неприступная крепость, скала. Никто его не знает, никто не в курсе его связей. Важно лишь одно: этот человек снимает трубку и решает вопрос.
Этого человека не хватало всем командам креативщиков, разрабатывавшим продукт. Рано или поздно, обойдя все подводные камни, они натыкались на неспособность вывести продукт на новый уровень по одной единственной причине: не было командного ресурса. Да, была реклама, были деньги. Но и деньги не решают все – вы этого не знали? Почему же тогда богатые мира сего ищут власти, если деньги могут все?
Креативные гении
Давайте попробуем проиллюстрировать, что мы правы, что все эти «маркетологи», «финансисты» и «менеджеры» – есть и нужны. Проиллюстрируем на примере зарождения персональных компьютеров. Вот Билл Гейтс и Пол Аллен приходят к Стиву Джобсу на выставку компьютерной техники, где тот выставил Apple-1 и он пользуется бешеным успехом.
Они – создатели языка Basic и хотят его продать, хотят работать у Стива. Продукт есть, но Билл Гейтс и Пол Аллен решили обойтись без «маркетолога». Кто знает их и их продукт? Попытка неудачна. К тому же, к кому они пришли?
Если им нужна работа, они пришли к менеджеру, если им нужны деньги, они пришли к финансисту. Но Джобс в те годы был маркетологом и отчасти изобретателем, он не может решить их проблемы, он даже не понимает их!
Позже Гейтс и Аллен приходят в Microsoft, где они выступают не как изобретатели, а как маркетологи и даже отчасти как финансисты. Они говорят, что у них есть продукт и что они хотят его лицензировать. Они говорят на языке клиента: деньги, акции, лицензии, прибыль, победа над Apple…Успех необеспечен, но возможен. Особенно, если в креативной команде маркетолог №1 – Билл Гейтс.
Вот изобретатель операционной системы 86-DOS, Тим Петерсон, продает свою систему Полу Аллену за 50 тыс. «зеленых». Что происходит? Происходит то, что изобретатель решил сам стать маркетологом. Вот и решение: продать свою систему первому встречному. А мог бы стать миллиардером!
А вместо этого стал у него работать простым программистом! Эти примеры показывают, что без «маркетолога» не обойтись.
Но, может быть, обойтись без «финансиста»? Вот, группа HP в Пало Альто создает компьютерную мышь и графический интерфейс. Они представляют его начальству – некреативному менеджеру – и что они слышат? Что этого делать не надо. А что еще мог ответить менеджер, который любит язык цифр?
И вот Стив Джобс приходит в Пало Альто, как акционер компании, чтобы своровать продукт: мышь и графику. В данном случае он – финансист, но финансист другой компании, конкурента, заплатив деньги за акции, он фактически покупает продукт для своей компании. Скажите теперь, что «финансист» не нужен.
Но, может быть, не нужен «менеджер»? Смотрите, что получается, когда Стив Джобс возвращается в Apple. Компания нуждается в новых продуктах, в рекламе, в деньгах. Но компания не готова сказать, что ей нужен менеджер. Что делает Джобс?
Придя, как консультант (то есть – на сдельщину), он продает руководству себя, показывает, что он знает, как справиться с проблемой. Потом, выступив в роли маркетолога себя, он становится CEO компании и разгоняет совет директоров полностью. Зачем? Потому что понимает: только менеджер может спасти такую компанию. И он становится таким менеджером.
Продолжим, мы еще не все рассказали о менеджере. Можно, как видим, сочетать в себе маркетинговый талант и талант администратора, но это случается очень редко. Креативный менеджер должен уважать компанию, в которую пришел, и знать ее традиции, знать ее людей. Получается, он все это время ждал за углом, пока был не нужен? Получается, так.
Но вот он у руля компании. Маркетолог, изобретатель и финансист – в совете директоров.
Все хорошо, но чего-то не хватает. На этом этапе компании не хватает нас с вами – клиентов. Главным капиталом становятся люди, лояльная аудитория. И это самое трудное – завоевать лояльную креативную аудиторию, потому это не обычная лояльная аудитория. Ей нужен не товар, ей нужен смысл.
Ей нужна не реклама – ей нужно знамя. Их нужно увлечь идеей.
Да, это уже не просто бизнес. Поймите, не вы формируете ценности идеи и ценности продукта, их формируют люди. Вы лишь должны создать условия, питательную среду. Вы должны показать потребителям, что они – не просто покупатели, что они – особенные. Как это умел делать Стив Джобс букетом изящных сногсшибательных продуктов.
Роли в обычной и в креативной команде
В заключение позвольте предложить таблицу, в которой роли участников креативной команды сравниваются с распределением ролей в обычной бизнес-команде, описанным Рэймондом Мередитом Белбиным.
Роли в команде
Обычная команда
Креативная команда
Источник: www.e-xecutive.ru