Чем опытнее становится проектный менеджер, тем меньше времени ему нужно на непосредственно планирование — оно становится более рутинным и проходит быстрее, так как что-то уже удалось автоматизировать, шаблоны для документов остались с прошлых проектов, во всех таск-трекерах сохранены оптимальные настройки флоу и так далее.
Команда — то, что делает проект уникальным для проджекта и способно полностью изменить подход к планированию и организации работы.
Сейчас (приблизительно) более 80% времени у меня уходит на коммуникации внутри и вне команды. Остальное время занято планированием, необходимыми отчётами, внесением корректировок в процессы по результатам фидбека.
Роль проджекта в том числе заключается в том, чтобы стать проводником между двумя мирами — общение заказчика/руководства/подрядчиков с командой должно выстраиваться и проходить под чутким контролем. Иначе появляются неучтённые требования, хаотичная смена приоритетов, незафиксированные договорённости, смена целей проекта, неконтролируемые изменения. Оно нам не надо.
Как распределить роли в команде? Эффективная и простая методика распределения ролей в команде.
С кем общаемся вовне
Непосредственный руководитель, который хочет от нас проекты в срок, фидбек по команде, а ещё план найма, отчёты по занятости и множество других полезных вещей.
Финансовый отдел, который требует рассчитанный Phttps://pmclub.pro/articles/kto-est-kto-v-komande-proekta» target=»_blank»]pmclub.pro[/mask_link]
Определение ролей участников проектной команды
По результатам множества опросов менеджеров проектов в России и зарубежом, до 80% успеха при реализации проектов обусловлены слаженной работой проектной команды, которая, в свою очередь, обеспечивается верным распределением ролей среди участников. Многие менеджеры проектов сосредотачиваются на «технических» ролях, таких как проектировщики баз данных, специалисты по сетям, эксперты по пользовательскому интерфейсу и т.д. Все они важны, но нужно подумать и о ролях «психологического» плана, которые могут играть один или более участников команды. В данной статье рассматриваются некоторые наиболее известные подходы в этой области.
На укрупненном уровне роли, выполняемые участниками проектной команды, можно подразделить на 3 группы:
- роли, ориентированные на выполнение задач команды;
- роли, ориентированные на создание/ поддержание работы команды;
- индивидуальные роли (нефункциональные).
Для того, чтобы команда работала эффективно, одинаково важны роли первой и второй групп. Недостаточно ориентироваться только на выполнение задач проекта, необходимо, чтобы участники команды «работали» и на поддержание команды как таковой. Роли третьей группы являются деструктивными с точки зрения командного взаимодействия. Для определения ролей можно использовать матрицу определения ролей, заполняемую, например, в ходе совещания или периодически по мере продвижения проекта.
Как в нашем проекте помогаем новому партнеру получить все выгоды от компании? Подробнее в профиле
Роли, ориентированные на выполнение задач команды
Определяет проблемы: определение общих задач группы.
Ищет информацию: запрашивает фактическую информацию о задачах группы или методиках их исполнения, просит разъяснений относительно предложений.
Предоставляет информацию: предлагает информацию для использования в решении задач, разъясняет предложения.
Ищет мнения: запрашивает мнения относительно обсуждаемого вопроса.
Высказывает мнения: делает утверждения по обсуждаемым вопросам.
Проверяет целесообразность: сопоставляет предлагаемые решения с реальным положением дел.
Роли, ориентированные на создание/ поддержание работы команды
Координирует: поясняет утверждения и показывает их связь с другими утверждениями, анализирует предлагаемые варианты.
Гармонизирует: улаживает споры и разногласия, акцентирует общность взглядов.
Ориентирует: помогает группе придерживаться плана, обнаруживает отклонения, предлагает процедуры для повышения эффективности работы группы.
Поддерживает-вдохновляет: высказывает одобрение предложений других участников, демонстрирует теплое и чуткое отношение к ним.
Сопровождает: последовательно продвигается по всем этапам вместе с командой, принимает чужие идеи, выражает согласие.
Индивидуальные роли (нефункциональные)
Блокирует: мешает работе группы, вызывая споры, оказывая неаргументированное сопротивление и несогласие. Позже возвращается к забытым вопросам.
Уклоняется от работы: дремлет, занимается посторонними делами, переговаривается с другими и т.д.
Отклоняется от темы: превращает обсуждения в личный разговор, разражается длинной речью по краткому вопросу и т.п.
Классический подход к распределению ролей между участниками проектной команды был предложен доктором Р.М. Белбином (R. Meredith Belbin). В каждой проектной команде, которая стремится эффективно организовать свою работу, независимо от ее численного состава, должны выполняться следующие 8 ролей:
- Председатель (chairman) — выбирает путь, по которому команда движется вперед к общим целям, обеспечивая наилучшее использование ее ресурсов; умеет обнаружить сильные и слабые стороны команды и обеспечить наибольшее применение потенциала каждого участника команды. Можно думать, что таким человеком является, как правило, официальный руководитель проекта; однако, в самоуправляемых командах им может быть любой человек.
- Оформитель (shaper) — придает законченную форму действиям команды, направляет внимание и пытается придать определенные рамки групповым обсуждениям и результатам совместной деятельности. Такой человек может иметь официальную должность «архитектора» или «ведущего проектировщика», но главное то, что эта роль «воображаемая». В безнадежном проекте особенно важно иметь единое и четкое представление о проблеме и ее возможном решении.
- Генератор идей (plant) — выдвигает новые идеи и стратегии, уделяя особое внимание главным проблемам, с которыми сталкивается группа. Мне кажется, что для такой роли больше подходит название «провокатор» — человек, который пытается внедрять в команде радикальные технологии, искать новые решения технических задач.
- Критик (monitor-evaluator) — анализирует проблемы с прагматической точки зрения, оценивает идеи и предложения таким образом, чтобы команда могла принять сбалансированные решения. В большинстве случаев такой человек поступает как «скептик», уравновешивая оптимистические предложения оформителя и генератора идей. Критик хорошо знает, что новые технологии отнюдь не всегда работают, обещания поставщиков о возможностях новых средств и языков иногда не сбываются и все может пойти не так, как было задумано.
- Рабочая пчелка (company worker) — превращает планы и концепции в практические рабочие процедуры, систематически и эффективно выполняет принятые обязательства. Другими словами, в то время как оформитель придает законченную форму крупным технологическим решениям, генератор идей предлагает радикальные новые решения, а критик занимается поиском изъянов и недостатков в этих предложениях, рабочая пчелка — это тот человек, который работает, не привлекая внимания, и выдает на гора тонны кода. Очевидно, любой безнадежный проект нуждается по крайней мере, в паре таких пчелок, но сами по себе они не способны принести успех проекту, поскольку не обладают необходимой широтой кругозора.
- Опора команды (team worker) — поддерживает силу духа в участниках проекта, оказывает им помощь в трудных ситуациях, пытается улучшить взаимоотношения между ними и в целом способствует поднятию командного настроя. Другими словами, такой человек выполняет в команде роль «дипломата».
- Добытчик (resource investigator) — обнаруживает и сообщает о новых идеях, разработках и ресурсах, имеющихся за пределами проектной группы, налаживает внешние контакты, которые могут быть полезными для команды, и проводит все последующие переговоры. Командный добытчик имеет много друзей и связей в своей организации, с помощью которых можно выпросить или одолжить необходимые ресурсы. Главное, что добытчик обожает свою деятельность.
- Завершающий (completer) — поддерживает в команде настойчивость в достижении цели, активно стремится отыскать работу, которая требует повышенного внимания, и старается, насколько возможно, избавить команду от ошибок, связанных как с деятельностью, так и с бездеятельностью. Такой человек играет доминирующую роль во время тестирования системы на завершающей фазе жизненного цикла проекта, однако его роль на более ранних фазах тоже важна. Команде необходимо время от времени (а еще лучше каждый день) напоминать, что они не делают себе карьеру на всю жизнь, а всего лишь участвуют в проекте с жесткими сроками и промежуточными контрольными точками, которые необходимо достигать вовремя, чтобы не провалить проект.
Интересный подход был предложен Риком Баррерой (Rick Barrera), членом PMI, специалистом в области управления проектами. Он выделяет 4 основные категории участников, различных по типу поведения. Это руководители (directors), “всеобщие друзья” (socializers), “личные друзья” (relaters) и мыслители (thinkers).
Руководители отличаются высокой работоспособностью и нацелены на успех выполнения проекта. Они вряд ли согласятся заниматься какими-то другими делами, пока осталась невыполненная работа. “Всеобщие друзья” занимаются сбором информации, общением с коллегами. Только после этого они приступают к выполнению работы. “Личные друзья”, также как и “всеобщие друзья”, общаются с другими членами команды, но делают это с глазу на глаз. Мыслители предпочитают делать всю работу в одиночку, анализируя и осмысливая информацию, объявляя о результатах только после завершения всей работы.
Чтобы добиться наилучшего результата в подборе проектной команды, следует придерживаться равного соотношения исполнителей каждой категории и избегать доминирования одной из них. Следует предположить, что менеджер проекта захочет собрать команду из специалистов, близких себе по духу — таких же стремительных, либо наоборот рассудительных, хотя в таком случае менеджеру трудно будет организовать полноценную работу команды. Формирование корпоративной культуры зависит от разнообразия участников проектной команды, их интересов и амбиций.
У каждой категории есть неоспоримые сильные стороны, которые при определенных условиях могут перейти в их недостатки. Например, руководители настолько хотят выполнить работу, что зачастую представляют незавершенный вариант проекта. “Всеобщие друзья” предлагают большое количество идей, многие из которых нереализуемы. “Личные друзья” часто дистанцируются, выполняя работу вдали от других, мыслители слишком замкнуты.
Чтобы обеспечить эффективную командную работу, менеджер проекта должен выявить все категории участников с тем, чтобы подобрать точные роли для каждого члена команды и сделать условия его работы максимально комфортными. Ведь, например, если запретить “всеобщим друзьям” общаться с другими членами команды, они не смогут представить никаких результатов работы. В обратном случае, работа такого члена команды может оказаться очень продуктивной. Добившись этого, менеджер может рассчитывать на большую эффективность работы своей команды. При этом он сам должен обладать качествами каждой группы, понимать мотивацию своих сотрудников и иметь перспективное видение развития проектной команды.
Помимо этого, менеджер должен уметь предугадывать стрессовые ситуации, когда меняется поведение всех членов команды. В такой ситуации мыслители могут потеряться, руководители, наоборот, способны показать превосходные результаты. Если менеджер будет обладать перспективным видением, он без труда сможет реагировать на все проектные изменения, тем более сейчас, в условиях сильной конкуренции, при постоянной смене заказчиков и изменении технологий.
В завершение статьи приводим сравнительный анализ рассмотренных подходов к распределению ролей в команды (см. табл.1).
Источник: www.lanit.ru
Владимир Бычко об управлении проектами
Ранее у меня был пост о проектных ролях. Этот пост — продолжение темы. В нём я хотел бы поговорить подробнее о команде проекта, кто в неё входит и что делает. Состав команды меняется от компании к компании, от проекта к проекту, я постараюсь перечислить максимум специальностей. Писать буду взгляд на каждую должность с позиции менеджера проекта.
Менеджмент
Менеджер продукта
Выделенный менеджер продукта (далее продакт) обычно встречается в командах продуктовой разработки. В заказной разработке продакт обычно существует на стороне заказчика (некоторые специалисты считают это плохой практикой, но это данность).
Занимается продакт много чем, но основное его занятие — поставлять проектной команде продуманные, проработанные с продуктовой точки зрения задачи и давать приоритеты для этих задач, объясняя, что первостепенно важно, а что просто желательно.
Часто продакт работает в тесном контакте с дизайнерами, в результате такого сотрудничества вы вместе с продуктовой задачей будете получать и дизайн.
Если вы пиэм, продакт, как правило, не является вашим руководителем, скорее заказчиком.
Аккаунт-менеджер
Аккаунты встречаются напротив, в заказной разработке, где есть много общения с клиентом. Чаще всего аккаунт ведёт несколько проектов.
Занимается тем, что уменьшает количество вашего общения с заказчиком, беря его на себя. Часто берёт на себя оформление различных юридических документов при поддержке юристов. Поддерживает с заказчиком хорошие отношения, часто допродаёт услуги (иногда не посоветовавшись с вами). Если аккаунт технически подкован, ему можно делегировать встречи по статусу проекта, но я бы рекомендовал делать это самостоятельно.
Эйчар
Эйчары бывают как в продуктовой, так и в заказной разработке.
Занимается тем, что облегчает вашу работу с кадрами. Хорошему эйчару можно делегировать изрядную часть процесса найма сотрудников. В идеале можно будет скинуть ему требования к кандидатам и временные слоты, в которые вы и ваши коллеги будут готовы проводить собеседования, он сделает всё остальное.
Также эйчар периодически проводит контроль удовлетворённости сотрудников работой, может дать полезный совет.
В небольших компаниях эйчар совмещает функцию кадровика, в крупных это чаще разные люди. Заключение с сотрудниками договоров и допсоглашений при найме, сопровождение процесса увольнения, документальное оформление повышений и переводов на другую должность, ведение трудовых книжек и многое другое относится сюда.
Технический директор
Иногда технический директор компании, иногда директор айти-департамента, в общем, главный айтишник в организации. В маленькой компании может быть до кучи и тимлидом, в крупной — чистый управленец.
Занимается выработкой айти-стратегии организации и доведением до вас этой стратегии. Будет время от времени поставлять вам технические задачи разной сложности, но обычно высокого приоритета. Например, перевести разработку в другой гит сервис, срочно отредактировать контент, убрав инфу, ставшую незаконной и тому подобные радости. Мой вам совет — никогда не игнорируйте задачи этого человека.
Разработчики
Тимлид
Обычно назначается из самых опытных и коммуникабельных разработчиков. Как правило, сотрудник вашей организации, но может быть вариант с тимлидом на аутсорсе.
При правильно выстроенных процессах и правильно подобранном на эту должность человеке, освобождает вас от необходимости вручную управлять разработчиками. Распределит задачи, исходя из компетенций, ответит на техническое вопросы, разрулит конфликты при мерже веток, вместе с вами проведёт собеседования кандидата в разработчики.
Часто выполняет функции архитектора системы, проводит код ревью. Также ему можно поручить ассессмент разработчиков, только не забудьте предоставить шаблон.
Фронтенд-разработчик
Фронтенд-разработчики встречаются в веб-разработке. В крупных командах есть разделение на верстальщиков и именно фронтенд-разработчиков, но чаще верстает фронтендер.
Если в двух словах, он делает две вещи. Чтобы итоговая страничка выглядела строго так, как в дизайне, причём на всех поддерживаемых разрешениях, включая мобилки. Называется «интеграция вёрстки». И чтобы интерактивные элементы на странице вели себя правильно, анимации воспроизводились, кнопки нажимались и всё такое.
Кроме того, подключается к API, созданном бэкендерами, забирает из него данные и красиво отображает на странице. Но если API пока не готово, умеет отображать вместо реальных данных моковые.
Делает он всё это, как правило, на JavaScript. В чистом виде JS используется редко, чаще применяется один из JS-фреймворков, например React, Vue или Angular.
Встречается везде, где нужен бэкенд. Бэкендеру, в целом, всё равно, как будут использоваться его методы, они одинаково работают как на интерактивном билборде, так и экране умного чайника, в этом плюс профессии.
Неайтишные заказчики часто вообще не понимают, что такое бэкенд и зачем им нужно оплачивать его разработку. На деле же бэкенд-разработчик создаёт модели данных, если нет dba (о нём ниже), то генерит и конфигурирует базу данных, разрабатывает методы API через который клиентское приложение будет с базой общаться и делает ещё десятки всяких полезных активностей.
Хорошие бэкендеры владеют несколькими языками программирования: C++ или C#, PHP, Python и фреймворками, которые сильно облегчают им бэкенд-разработку. В случае, например с PHP, это Laravel или Symphony, для Python популярен Django.
Если нет девопса (о нём ниже), чаще всего вопросами гита и развёртывания тоже занимается один из бэкендеров.
Мобильный разработчик
Обитают в компаниях, занимающихся разработкой приложений для смартфонов. Рыночек порешал так, что фактически осталось две платформы — Android и iOS. Соответственно, разработчики делятся на три группы — андроидщики, айосники и специалисты по кроссплатформенной разработке.
Мобильные разработчики в чём-то аналогичны фронтендерам — они отвечают за ту часть приложения, которую видит пользователь. Верстают экраны, поддерживая зоопарк разрешений, подключаются к API и вытаскивают из него данные, красиво отображают. Также эти ребята обычно знают тонкости публикации приложений в сторах.
Айосники обычно пишут либо на Swift (чаще), либо на Objective С (реже). Андроидщики — на Java или более новом Kotlin.Технически подкованные ведроводы, пищущие особо сложные приложения или игры, используют C/C++
У специалистов по кроссплатформе всё сложно.
К сожалению, код без багов невозможен, как и баг без кода. Даже если у вас суперразработчики, которые пишут основной поток без багов. Можно придумать простые и логичные сценарии использования приложения, но пользователи, всё равно, будут использовать его так, как ни одному здравомыслящему человеку в голову не придёт.
Об этой специальности неайтишные заказчики знают ещё меньше, чем о бэкендерах и убедить их оплатить автоматизацию тестирования ещё сложнее.
Если простыми словами, то тестеры-автоматизаторы пишут код, который тестирует код, чтобы его не приходилось тестировать руками.
В рамках разработки ПО вы будете сталкиваться, в основном, с дизайнерами интерфейсов. А в целом, дизайнеров множество видов и они друг на друга непохожи (работа дизайнера интерьеров в корне отличается от, например, промышленного дизайнера и вообще не похожа на работу дизайнера-иллюстратора). Вообще, надо различать UX и UI специалистов, однако в моей практике эти роли всегда совмещал один человек.
Функция UX (User Experience) ближе к аналитикам. В рамках этих задач дизайнер определяет, как будет работать интерфейс, его логика. Как сделать, чтобы интерфейс был максимально простым, не вызывал у пользователя желание обратиться в саппорт.
Функция UI (User Interface) уже чуть более «творческая». В рамках этих задач дизайнер определяет, как будет выглядеть интерфейс, его внешний вид. Эти функции неотделимы.
Так как проработка дизайна в том виде, в котором он будет готов для вёрстки, требует много времени, дизайнер интерфейсов должен уметь рисовать «вайрфреймы». Это такие наброски интерфейса, которые можно набросать за несколько часов и по которым уже можно судить, насколько это будет удобно использовать.
Дизайнер должен уметь собирать кликабельные прототипы, так как полнота ощущений от просмотра картинок и от непосредственно кликанья приложения, сильно отличается.
Долгое время основными инструментами дизайнера интерфейсов считались фотошоп и иллюстратор, но потом их заменил Sketch, а в последние годы Figma, позволяющая контролировать процесс подготовки дизайна в реальном времени и легко оставлять комментарии прямо поверх макета.
Аналитики
Бизнес-аналитик
Бизнес-аналитики встречаются как в продуктовой, так и в заказной разработке на проектах с большим количеством сложных и пересекающихся требований. Основная задача такого специалиста — вытащить требования из заказчика, обдумать, задать правильные вопросы, уточнить непродуманное и всё это изложить в понятной для разработчиков форме.
Этот специалист способен взять на себя всю работу с требованиями (однако вам всё равно нужно их рецензировать), сильно облегчив вашу жизнь, потому что если компания экономит на аналитиках, с требованиями работать вам.
Ценны аналитики, разбирающиеся в предметной области проекта, их польза сильно возрастает, но в целом, они универсальны и умеют разбираться в неизвестных предметных областях.
Основным инструментом аналитика является его аналитический мозг. Остальные специалисты тоже используют мозг, но не так активно, по большей части заменяя его гуглом, аналитик же мыслит много, глубоко и разлаписто. Из технических инструментов эти ребята используют Confluence (в модных стартапах чаще Notion), всевозможные рисовалки бизнес-графики для диаграмм, интерактивные доски вроде Miro.
Иногда мутируют в аналитиков бизнес-процессов, это больше не про проекты, а про регулярное производство и несколько выходит за рамки этой статьи. Аналитики, имеющие страсть к управлению, становятся нашими коллегами, пиэмами.
Системный аналитик
Системные аналитики встречаются там, где нужно создавать сложные информационные системы и сильно облегчают жизнь разработчикам тем, что, обладая глубокой технической экспертизой, помогают проектировать технические решения.
Для системного аналитика не составляет проблемы накидать модель данных для сложной системы или даже спроектировать структуру базы данных, которую разрабу останется только импортировать. Может составить детальный алгоритм работы отдельного модуля или целого приложения.
Особенно полезны в интеграционных проектах. Могут изучить систему, с которой нужно интегрироваться, её API и составить план интеграции и методы, которые разрабам останется только закодить.
Основной недостаток этих ребят только в том, что они чрезвычайно редки, так как имея нужный уровень технической экспертизы, можно переквалифицироваться в аналитика-программиста и зарабатывать сильно больше.
Сисадминская братия
Системный администратор
Обычно при слове «сисадмин» люди представляют грустного бородатого человека в свитере с оленями, который заправляет картриджи и перезагружает роутер. На самом деле, сисадминов множество видов и они отличаются друг от друга ещё больше, чем различные дизайнеры.
Сисадмин в компании по разработке не заправляет картриджи и не переустанавливает винду, а сидит в хорошем кресле и строит инфраструктуру из консоли. Закупает серваки в датацентрах, разворачивает на них виртуальные машины, конфигурирует различные веб-сервисы, тоже не выходя из консоли. Когда нечего делать, администрирует корпоративный домен, выдаёт новоприбывшим сотрудникам доменные учётки.
Хорошие сисадмины умеют кодить на некоторых специфических языках, чтобы автоматизировать свои задачи и как можно меньше работать руками.
В целом, они как электрики, вы с ними будете взаимодействовать редко, но без них жить невозможно никак.
Девопс
О девопсах неайтишные заказчики знают ещё меньше, чем о представителях других специальностей. Профессия появилась относительно недавно, представители её ценятся чрезвычайно, так как сильно облегчают разработке жизнь.
Эти ребята могут разворачивать процесс непрерывной интеграции и развёртывания при помощи разных инструментов — Git, Docker, Kubernetes, уменьшая тем самым головную боль программистов. Автоматизируют процессы в Jira, уменьшая головную боль всех остальных участников процесса и повышая связность системы. Также настраивает мониторинг всех развёрнутых контуров, контролирует работоспособность.
В разработке высоконагруженных приложений, девопсы бесценны.
Администратор баз данных
Достаточно редкие звери в современной разработке, за 13 лет работы я встречал выделенного dba-шника всего один раз. Нужен там, где много баз данных, все они здоровенные и критически важные.
Помогает в проектировании сложных баз данных, занимается оптимизацией готовой БД, организует грамотное архивирование и восстановление в случае аварии, делает разграничение доступа к БД.
Чаще всего же на dba экономят и всё это делает девопс или сисадмин.
Прочие специалисты
Контент-менеджер
Контентеры чаще встречаются в социальных сетях, где генерят всевозможные смешные видео и мемчики, но может возникнуть необходимость поддерживать какой-нибудь разлапистый корпоративный сайт и вот там вы столкнётесь с контентерами, которые умеют намного больше.
Основой смысл этой профессии — сделать так, чтобы относительно дорогие программисты не занимались правкой текстов и картинок на сайте, а делали это относительно дешёвые контентеры. Хороший контентер не только досконально знает свою CMS, но и имеет зачаточные знания вёрстки и работы с изображениями, чтобы их, как минимум, к публикации готовить.
Особенно весело, когда на сайте часть информации сделана средствами CMS, часть хардкодом и нужно поменять и то, и то.
Маркетолог
Маркетологи, ещё не мутировавшие в продактов, тоже могут вам встретиться, в основном, в качестве внутренних заказчиков в продуктовой разработке. Часть их работы выражается в придумывании различных маркетинговых акций, для поддержки которых нужен департамент разработки.
Например, вас могут попросить реализовывать нетипичный интерактивный элемент на сайте, лендинг (обычно по готовому дизайну, с чёрным фоном, конечно же), современный маркетолог может запросить ещё и телеграм чат-бота.
Особенность работы с ними, в основном, в прибитых гвоздями дедлайнах, так как маркетинговые акции часто привязываются к календарным праздникам.
Технический писатель
Техпис тоже относится к категории специалистов, облегчающих вашу работу. Чаще всего он себя берёт написание различных пользовательских инструкций. Хороший техпис умеет снимать и готовить к публикации скринкасты с демонстрацией функций продукта и грамотно писать объёмные документы, не путает тся и ться, функциональность и функционал (функционал, это штука из математики, в продукте же функциональность)
Также техпис следит за связностью и консистентностью корпоративной базы знаний, потому что конфлю без присмотра быстро превращается в плохоструктурированную свалку информации.
В одной компании я встретил техписа, который кроме основной деятельности, делал ещё еженедельную корпоративную рассылку с новостями проектов, мемасиками, общекорпоративными новостями, просто полезными заметками. Было достаточно интересно по пятницам такую рассылку читать.
Чаще на техписе экономят и инструкции пишет либо кто-то из аналитиков, либо вы.
Специалист по информационной безопасности
Нужно чётко разделять СБ и ИБ, это разные вещи. СБ — это в большей степени оффлайновая служба. В неё входят вахтёры на входе, всевозможные охранники и люди, делающие пробив по разным базам кандидатов на ответственные должности в компании. С ними вы контактируете один раз, при трудоустройстве. В американских фильмах ещё часто показывают, как уволенный сотрудник покидает офис с коробкой личных вещей в сопровождении СБшника, у нас такого никогда не видел.
ИБ — это уже чисто айтишники.
Игнорирование распоряжений ИБшников ведёт к сливу персональных данных и прославлению компании в новостях и соцсетях (говорят, правительство готовит оборотные штрафы за это, потому что сейчас штрафы смешные), а в худшем случае — к сливу служебной информации конкурентам или поражению инфраструктуры вирусом.
В общем, с этими ребятами надо дружить.
Слушайте Gooooogle Girl — Mad Show Boys на Яндекс Музыке
Источник: bychko.ru