Леньшина, А. А. Различие терминов «коммуникативные технологии» и «коммуникационные технологии» / А. А. Леньшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61185/ (дата обращения: 29.05.2023).
В статье рассмотрены различия в содержании близких по смыслу понятий — «коммуникативные технологии» и «коммуникационные технологии», а также охарактеризовано место указанных технологий в деятельности органов государственной власти. При этом определены основные виды коммуникативных технологий, их цели и задачи в работе государственных структур, а также описаны наиболее популярные коммуникационные технологии, которые используются в государственном и муниципальном управлении.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные технологии, коммуникационные технологии, органы государственной власти, PR-коммуникации, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Современный этап развития общества характеризуется значительной ролью информации в жизнедеятельности каждого человека, а также и в работе различных объектов, в т. ч. и в работе органов государственной власти. Поэтому информация сегодня выступает важным ресурсом, от которого зависит результативность работы государственных структур. Управление информационными ресурсами органов государственного и муниципального управления предусматривает несколько главных направлений: обеспечение информирования населения других госструктур, журналистов и т. д.; сбор, организация и обеспечение безопасности передачи информации по каналам связи. Реализация указанных целей достигается с помощью коммуникативных и коммуникационных технологий. Но при этом в научной литературе отсутствует четкое разграничение указанных терминов, что приводит к проблемам их интерпретации и делает актуальным сравнительный анализ их содержания.
Информационные технологии и коммуникации
Результаты исследования. Воснове терминов «коммуникативные технологии» и «коммуникационные технологии» лежит общее родовое понятие — «коммуникация», которое происходит от латинского слова communication (связь, сообщение) и обозначает «тип активного взаимодействия между объектами любой природы, предполагающий информационный обмен» [3].
Исходя из общего происхождения, зачастую указанные термины используются в научных источниках в качестве синонимов, но все же понятие «коммуникативные технологии» чаще встречается в социологии и управлении, тогда как термин «коммуникационные технологии» чаще используется при описании компьютерных систем, систем связи, телекоммуникациях и трактуется как «информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)». Так, согласно ГОСТ Р 52653–2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» информационно-коммуникационная технология — это информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации [2].
В соответствии с таким подходом к разграничению сущности исследуемых терминов выделим их главные отличия (табл. 1).
Информационные и коммуникационные технологии в бизнесе. Часть 1
Основные отличия терминов «коммуникативные технологии» и «коммуникационные технологии»
Характеристика
Коммуникативные технологии
Коммуникационные технологии
Обеспечение взаимосвязи, обмена информацией
Обеспечение высокого качества и безопасности передачи информации по различным каналам связи
Люди, организации как объекты коммуникации
Материальные предметы, осуществляющие обработку, передачу информации
Обмен информацией, решение проблемы, улучшение взаимодействия
Формирование информационного канала связи, размещение информации в информационном канале, передача информации по информационному каналу
Любой (личный контакт, публичные выступления, СМИ и т. д.)
Компьютерные сети, аппаратные каналы связи (телефон, факс), телекоммуникации и т. д.
В сфере государственного и муниципального управления под социально-коммуникативной технологией принято понимать опирающуюся на определенный план (программу действий) целенаправленную системно организованную деятельность по управлению коммуникацией социального субъекта, направленную на решение какой-либо социально-значимой задачи [5]. Как правило, в рамках деятельности органов государственной власти коммуникативные технологии изучаются в контексте связей с общественностью, в рамках PR-коммуникаций.
В основе коммуникативной деятельности современных органов государственной власти лежит взаимодействие с различными группами общественности (рис. 1).
Рис. 1. Схема PR-коммуникаций [4, с.11]
Так, субъект PR-коммуникации (государственная структура) взаимодействует с такими объектами PR: население; общественные организации, союзы, фонды и т. д.; СМИ; политические оппоненты; собственный персонал и т. д. В зависимости от объекта коммуникативного воздействия все коммуникативные технологии органов государственной власти могут быть классифицированы на две основные группы:
1) внешние коммуникативные технологии (направленные на общественность, СМИ);
2) внутренние коммуникативные технологии (направленные на собственный персонал).
Коммуникационные технологии органов государственной власти базируются на информационно-коммуникационном инструментарии, который включает в себя технические средства, программное обеспечение и/или информационные ресурсы. В технические средства входят компьютерные, коммуникационные средства и/или средства аудиовизуальной фиксации. В программное обеспечение входит не только программы функционирования компьютера, но и телекоммуникационных средств, а также прикладные программы [6].
В соответствии с назначением информационно-коммуникационных технологий органов государственной власти их подразделяют на:
– технологии поддержки принятия решений — выработка управленческих решений, автоматизированное принятие или их отклонение,
– технологии автоматизации процесса выбора альтернатив;
– технологии обработки данных — для задач или информации, которая постоянно повторяется;
– технологии управления;
– экспертные системы — для решения проблем, которые возникают, во избежание конфликтных ситуаций, информация о возможных путях решения, получения определенных консультаций, советов;
– технологии автоматизированного офиса — для связи работников органов государственной власти, для передачи, обработки, хранения информации.
В научной литературе подчеркивается, что главный потенциал роста эффективности государственного управления напрямую связан именно с внедрением новых информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь, с концепцией «электронного правительства», или «электронного государства» [1, с.9].
В целом, сегодня эффективность коммуникативных технологий во многом зависит от степени внедрения информационно-коммуникационных технологий. Это еще больше сближает исследуемые термины, их сущность, цели и механизмы. Так, коммуникативная деятельность государственных структур сегодня не может быть эффективной без использования новых коммуникационных технологий, основанных на передачи информации по каналам сети Интернет.
Заключение. Таким образом, проведенное исследование показало, что термины «коммуникативная технология» и «коммуникационная технология» тесно связаны и поэтому зачастую используются как синонимы. При этом в ходе исследования выделен ряд отличий указанных понятий.
Так, целью коммуникативных технологий является обеспечение взаимосвязи, обмена информацией, тогда как коммуникационные технологии направлены на обеспечение высокого качества и безопасности передачи информации по различным каналам связи. Соответственно, главными объектами коммуникативной деятельности выступают люди и организации как объекты коммуникации, тогда как в коммуникационных технологиях главными являются материальные предметы, осуществляющие обработку, передачу информации. В коммуникативной деятельности используются любые каналы реализации взаимодействия (личные контакты, публичные выступления, СМИ и т. д.), тогда как в коммуникационных технологиях используются компьютерные сети, аппаратные каналы связи (телефон, факс), телекоммуникации и т. д. Вместе с тем, сегодня эффективная коммуникативная деятельность государственных органов невозможно без внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, что значительно сближает исследуемые понятия.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, коммуникативная деятельность, передача информации, муниципальное управление, обмен информацией, термин, высокое качество, информационный канал, научная литература, программное обеспечение.
Источник: moluch.ru
Коммуникационные технологии в управлении качеством
Коммуникационные технологии — это совокупность методов, средств и процедур, которые используются субъектом в процессе коммуникационного взаимодействия ради достижения поставленных целей и решения соответствующих задач.
Общее представление о коммуникационных технологиях
Одним из основных факторов и одновременно инструментом, который используется предприятиями для достижения успеха, в настоящее время являются эффективные коммуникации. Данным понятием обозначают тип активного взаимодействия между людьми, которое заключается в информационном обмене, зачастую — с целью координации деятельности.
Субъектами коммуникационного взаимодействия могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. При этом обязательным условием реализации коммуникации является наличие как минимум двух людей.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников этого процесса. Необходимо иметь определенные навыки и умения (например, видеть, слышать, ощущать, определять запах и вкус), а также определенную степень взаимного понимания.
Субъекты коммуникации могут в процессе коммуникационного воздействия использовать различные методы, средства и процедуры. Их совокупность в определенной последовательности образует конкретную коммуникационную технологию, которая позволяет достичь поставленные цели. Наиболее распространенными формами проявления коммуникационных технологий являются такие практики, как реклама и PR.
Субъекты коммуникационной технологии ее непосредственно осуществляют. На предприятии это могут быть как специализированные подразделения и должностные лица (например, департаменты по связям с общественностью или по рекламе, пресс-секретари и др.), так и рядовой персонал с менеджментом (при взаимодействии друг с другом или с клиентами).
Объектом коммуникационных технологий признается тот, на кого непосредственно направлено коммуникативное воздействие. В этой роли могут выступать целевые аудитории, целевые группы, СМИ, общественность и общественное мнение, подчиненные и персонал.
«Коммуникационные технологии в управлении качеством»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Разработка и организация коммуникационных технологий
Без должной коммуникации на предприятии становится невозможно внедрить систему всеобщего менеджмента качества. В связи с этим внимание руководителей предприятий бывает обращено на следующие методы коммуникаций:
- вербальные методы коммуникации — обращения через устную речь, аудиозаписи, публичные выступления и пр.;
- письменные методы коммуникации — доклады, электронные письма, рекомендации, напоминания и пр.;
- визуальные методы коммуникации — фильмы, видеоролики, доски визуального менеджмента и пр.
Перечисленные методы коммуникации ради достижения максимального эффекта должны использоваться вместе. Тем самым, будет обеспечено надлежащее функционирование системы всеобщего качества на предприятии.
Эффективность коммуникационных технологий закладывается еще на стадии ее разработки. В связи с этим разработчикам необходимо придерживаться следующего алгоритма:
- первый этап – теоретический, который предусматривает формирование целей и задач, определение объекта, выявление внешних закономерностей и связей;
- второй этап – методический, который связан с составлением технологической карты/схемы управления, выбором и обоснованием средств, методов и процедур;
- третий этап – процедурный, который предусматривает реализацию практической деятельности технологического проекта.
Коммуникационные технологии находят применение через определенные коммуникационные сети, которые выстраивают во внутренней и внешней среде предприятия, т. е. с помощью коммуникационной сети посредством информационных потоков соединяется множество разных людей внутри и вне организации.
Коммуникационная сеть состоит из вертикальных (между начальством и его подчиненными), горизонтальных (между равных по статусу субъектов) и диагональных связей (между начальством и работниками, которые находятся в подчинении у других начальников). Сеть этих связей создает структуру организации, которая придает коммуникационным потокам правильное направление.
Как показывает практика, в целях повышения качества и эффективности на предприятии нужно наладить обратную связь от работников руководителям. Зачастую именно на уровне служащих и рабочих можно выявить существующие недостатки или потенциальные пути совершенствования производства. Поэтому наличие в этой области соответствующих коммуникационных технологий обеспечит лиц, принимающих решения, новыми прогрессивными идеями.
Значение коммуникационных технологий
Коммуникационные технологии активно используются для защиты и продвижения корпоративного имиджа предприятия через систему связей с общественностью. Коммуникации играют важную роль при разрешении конфликтов. Это касается урегулирования производственных отношений, проведения коллективных переговоров, взаимодействия с клиентами по поводу поступивших жалоб и т. д.
Так, клиент, неудовлетворенный приобретенной продукцией, может обратиться к предприятию с жалобой (рекламацией). Работа с подобными видами коммуникационного воздействия играет большую роль в повышении качества продукции. Жалоба указывает на наличие несоответствия (дефекта, брака и т. д.), после чего оно может быть ликвидировано.
Следовательно, обеспечение для потребителей возможности для удобного и оперативного составления и направления жалоб является одним из примеров коммуникационных технологий, которые находят эффективное применение в области управления качеством.
Таким образом, коммуникационные технологии являются важным аспектом управления качеством на современном предприятии. Их наличие становится объективной необходимостью, поскольку только в результате информационного обмена можно своевременно выявить существующие несоответствия.
Источник: spravochnick.ru
Коммуникативные технологии в бизнесе и политике
За последнее десятилетие Россия серьезно продвинулась по пути экономических и политических реформ: появились и активно развиваются социальные институты, необходимые для нормального функционирования современной рыночной экономики. Политическая и экономическая открытость дала импульс расширению различных сфер бизнеса.
Соответственно возросла интенсивность бизнес — коммуникаций, без которых невозможно сегодня представить нормальную работу коммерческих и государственных структур. Бизнес — коммуникации представляют собой самостоятельную управленческую функцию, суть которой состоит в эффективном взаимодействии с окружающей средой по средствам обмена информацией.
Создание развитой коммуникационной сети в деловом мире – принципиальная задача современного бизнеса в любом масштабе. Истоки бизнес — коммуникаций лежат в public rеlаtions. Можно утверждать, что стабильный успех в бизнесе зависит от людей и деловых связей, которые эти люди создают, поддерживают и развивают.
Участниками бизнес — коммуникаций становятся представители разных областей деятельности. Бизнес — коммуникации включают все многообразие форм делового общения, которые в последние десятилетия превратились в настоящую технологию ведения бизнеса. Современные бизнес — коммуникации также представляют собой самостоятельную управленческую функцию, эффективное выполнение которой возможно только при профессиональном подходе. Практика показывает, что модель бизнес — коммуникаций наилучшим образом подходит к укреплению репутации и позитивного имиджа компаний, поскольку соединяет в себе преимущества всех технологий работы с целевыми аудиториями: маркетинга, рекламы, PR.
имидж опирается на объективные маркетинговые и субъективные символические характеристики компании: торговую марку, логотип, специализацию, потребительские аудитории, корпоративную историю, организационную культуру, территориальное положение, объем капитала и т.п.
“образ корпорации” должен быть правдоподобным, достоверным, то есть целевые аудитории должны доверять имиджу компании. Стратегия информационной открытости является одним из ключевых элементов развития имиджа компании.
имидж должен быть ярким и конкретным. Эмоционально окрашенный, построенный на нескольких уникальных характеристиках образ компании создает реальные рыночные преимущества в ее деятельности.
образ корпорации должен быть простым, ориентированным на архетипические ожидания целевых групп.
Источник: megaobuchalka.ru