В бизнесе возникает множество ситуаций, когда приходится делиться ценной коммерческой информацией. Разглашение «чувствительной» информации может повлечь для компании значительные убытки. Чтобы этого избежать в бизнесе заключают соглашение о неразглашении конфиденциальной информации или NDA(«non-disclosure agreement»). На западе любое сотрудничество начинается с подписания NDA , в то время как в российской практике — это известное соглашение, но не слишком популярное. С чем связан скепсис российских юристов в отношении NDA и чем рискует предприниматель, пренебрегая его заключением?
3084 просмотров
В КАКИХ СЛУЧАЯХ ЗАКЛЮЧАЮТ NDA
О сохранении конфиденциальности информации необходимо задумываться каждый раз, когда вы начинаете взаимодействовать с новым контрагентом, будь то инвестор, новый бизнес-партнер или подрядчик. NDA, как отдельное соглашение, следует заключать в случае, когда речь идет о коммерческом сотрудничестве. Наиболее распространенными и важными случаями заключения NDA являются следующие:
Конфиденциальность — привилегия избранных | Алексей Новиков | TEDxKarpovka
- презентация бизнес-идеи, нового проекта или разработки потенциальному инвестору, партнеру или дистрибьютеру;
- начало ведения переговоров при заключении крупной сделки или при продаже бизнеса;
- предоставление финансовой, маркетинговой и другой коммерческой информации профессиональным консультантам;
- презентация нового продукта или технологии потенциальному покупателю или лицензиату;
- привлечение подрядчика для разработки, продвижения продукта и иных услуг, в результате оказания которых подрядчику будет доступна ценная информации о положении дел в компании.
В рамках NDA раскрывать информацию может только одна сторона соглашения, либо обе стороны могут обмениваться информацией друг с другом. Отношения с работниками организации также сопровождаются раскрытием конфиденциальных сведений, но могут оформляться, как в виде отдельного соглашения о конфиденциальности, так и в виде приложения к трудовому договору. Помимо заключения соглашений с сотрудниками обязательным являются утверждение политик о конфиденциальности и коммерческой тайне, определение допусков и порядка распоряжения конфиденциальными сведениями, установление иных мер и режимов в рамках каждой отдельной организации в зависимости от специфики ее деятельности.
КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ СЧИТАЕТСЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ
Особенность российского законодательства состоит в том, что в России под конфиденциальной информацией понимаются сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законом. Перечень сведений конфиденциального характера установлен Указом Президента России и иными законодательными актами.
Например, конфиденциальной информацией являются персональные данные, информация, составляющая профессиональную, коммерческую, служебную и государственную тайну. Конфиденциальной также может быть информация о содержании корпоративного договора, о новых решениях, полученных в результате исполнения договора подряда.Но на практике конфиденциальный характер могут носить абсолютно любые сведения о бизнесе, как например, базы данных клиентов, секреты производства(know-how), технологические разработки, маркетинговые стратегии, сведения о сотрудниках и любая другая информация, перечень которой различается в каждой отдельной компании.Значит ли это, что такие сведения не охраняются законом? Конечно, нет. В отношении любой информации, имеющей коммерческую ценность для компании, может быть установлен режим коммерческой тайны. А ЕСЛИ НЕ УСТАНОВЛЕНО НИКАКИХ РЕЖИМОВ…?Среди юристов популярно мнение, что в российских реалиях в отсутствие установленного режима коммерческой тайны привлечь к ответственности за разглашение конфиденциальной информации невозможно, потому что законом охраняется только коммерческая тайна.Для установления режима коммерческой тайны необходимо предпринять ряд действий:
Сколько платить своим сотрудникам? Конфиденциальность зарплаты / Александр Высоцкий 16+
- определить конкретный перечень конфиденциальной информации;
- установить порядок доступа, передачи, раскрытия такой информации;
- вести учет лиц, которым доступна информация ограниченного доступа;
- оформить все документально: написать политики, подписать дополнительные соглашения к трудовым договорам, взять расписки;
- на все материальные носители и документы нанести отметку (гриф) о конфиденциальности информации.
Учитывая, что режим коммерческой тайны считается установленным в том случае, если все перечисленные меры реализованы в совокупности, а также то, что ряд из них носит весьма архаичных характер, на практике, компании нечасто устанавливают режим коммерческой тайны. Принято считать, что если режима нет и информация по закону не признается конфиденциальной, то NDA подписывать бесполезно.Действительно, на протяжении десятка лет формировалась судебная практика, когда суды отказывали во взыскании убытков за разглашение конфиденциальной информации, по причине того, что не был установлен режим коммерческой тайны, независимо от наличия соглашения о конфиденциальности.
Однако следует понимать, что NDA, в первую очередь, гражданско-правовой договор. В оглавлении Гражданского кодекса Российской Федерации вы не обнаружите упоминание соглашения о неразглашении конфиденциальной информации. Тем не менее стороны свободны заключать любое соглашение, не противоречащее закону, и такое соглашение должно исполняться.
В судебной практике редко, но все же встречаются прецеденты о привлечении к ответственности за нарушение обязательств по сохранению конфиденциальности сведений. В таких кейсах суды для принятия решения не анализируют, был ли установлен режим коммерческой тайны в отношении информации, а читают текст подписанного соглашения. Из этого можно сделать вывод, что NDA все-таки не бесполезный, а вполне рабочий документ, в том числе в российском суде.
ПРОБЛЕМА ВЗЫСКАНИЯ УБЫТКОВ
За разглашение конфиденциальных сведений наступает ответственность в виде взыскания убытков. Для того, чтобы взыскать убытки необходимо доказать:(1) факт нарушения обязательства;(2) определить виновное лицо(нарушителя);(3) установить размер убытков;(4) доказать, что убытки в соответствующем размере возникли как результат нарушения обязательства конкретным лицом.
Сложно обнаружить утечку информации и установить факт ее разглашения. Еще сложнее определить, что разглашение информации повлекло убытки компании. Порой практически невозможно рассчитать размер этих убытков.
Проблема доказывания нарушения обязательств по сохранению конфиденциальной информации связана не с особенностями права или ведения бизнеса, а с особенностями охраняемого объекта — информации. Учитывая сложность взыскания убытков, при заключении NDA часто предусматривают дополнительную ответственность в виде неустойки. В таком случае достаточно доказать, что сторона соглашения нарушила обязательство хранить в тайне конфиденциальную информацию. За нарушение этой обязанности наступает ответственность в виде неустойки в размере, определенном договором.
ПОЧЕМУ СТОИТ ЗАКЛЮЧАТЬ NDA
Среди крупных корпораций и профессиональных консультантов, в том числе российских, принято подписывать NDA до начала любого сотрудничества. Подписание NDA совершенно стандартная процедура в их практике. И“стандартность” процедуры подписания NDA состоит не в том, что этому не придается значение, напротив, этот этап настолько устоявшийся, что в его обязательности не возникает сомнений. Вряд ли это связано с тем, что крупным корпорациям и профессиональным консультантам не известно о всех тех проблемах исполнения NDA, о которых мы говорили выше. Основная целью подписания NDA состоит в сохранении конфиденциальности передаваемой информации. Достижение этой цели обеспечивается за счет следующих функций NDA:
- Фиксирует договоренности в отношении распоряжения информацией.
В тексте NDA определяется перечень ценной коммерческой информации и определяются правила ее передачи, раскрытия и возвращения передающей стороне или удаления при завершении сотрудничества.
- Дает юридические основания для обращения в суд
О проблемах исполнимости NDA и взыскании убытков можно говорить только в том случае, если есть соглашение. Не заключая NDA вы лишаете себя юридического основания для обращения в суд и защиты ваших интересов.
- Обеспечивает комфортное сотрудничество
Наличие подписанного NDA оказывает, в первую очередь, дисциплинирующее воздействие на сторон. В NDA определяется перечень информации, с которой следует обращаться“деликатно”. Подписание NDA обеспечивает раскрывающей стороне чувство уверенности в более ответственном и внимательном обращении с ее конфиденциальными сведениями.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ NDA
- Определите перечень конфиденциальной информации
Необходимо уделить особое внимание тому, какая информация является конфиденциальной. Старайтесь избегать абстрактных формулировок.
- Определите порядок обращения с конфиденциальной информацией
В тексте NDA следует указать цель передачи конфиденциальная информация.
- Опишите порядок раскрытия информации
Например, следует прописать, возможность раскрытия информации по запросу государственных органов, а также сотрудникам или привлеченным подрядчикам, при условии, что они взяли на себя обязательства соблюдать конфиденциальность сведений. Следует определить каналы связи для обмена информацией, адреса электронной почты или иные контактные данные сторон и их сотрудников.
- Определить, что происходит с конфиденциальной информацией после завершения проекта или совместного сотрудничества.
Указать сроки и способы возврата материальных носителей, документов, указать на обязанность уничтожить(удалить) соответствующие данные.
- Срок действия NDA
Период времени, в течение которого необходимо сохранять конфиденциальность сведений зависит от типа раскрываемой информации. Лучше указывать адекватные сроки, учитывая, например, что информация технического и научного характера остается актуальной на протяжении небольшого периода времени.
Источник: vc.ru
Конфиденциальность в бизнесе это
Конфиденциальность в бизнесе часто является основой для успеха в своих проектах. Полная информация о деятельности предприятия, в основном, закрыта для широких масс. Для максимально эффективной деятельности в своей сфере владельцами бизнеса находится определенный баланс доверия, который считается оптимальной золотой серединой.
В этом случае деятельность организации продолжается в обычном режиме, но она становится значительно прозрачнее для определенных заинтересованных лиц, которые частично могут ее и контролировать.
В большинстве случаев, представители бизнеса собирают, хранят и анализируют колоссальный объем данных, после чего сами могут решать, производить ли информирование отдельных партнеров либо просто интересующихся.
Исключением в данном случае может стать обязательное предоставление подобной информации, регламентируемое определенными законодательными документами, в этом случае бизнесмены обязаны предоставить необходимую информацию.
Правила конфиденциальности и процесс их сохранения реализуется на всех уровнях организации, зачастую, сотрудников информируют о недопустимости разглашения информации. Во многих компаниях подобные нормативы стали частью документа, часто называемого философией либо же регламентом корпорации.
Подобными документами регламентируется и процесс становления баланса доверия в работе с заказчиками либо клиентами. Компанией принимаются критерии, по которым анализируется уровень доверия к партнерам или просто заинтересованным в деятельности предприятия. В большинстве случаев создается несколько уровней доверия, которые отличаются возможным объемом информации, предоставляемой компанией.
У каждого уровня существует определенный минимальный балл и разработана система, по которой подсчитывается балл доверия к каждому партнеру. В основном, выделяется ряд критериев и каждому из них назначается определенный коэффициент веса либо оценка, после чего эти оценки суммируются и результат сравнивается с минимальным баллом каждого из уровней доверия к партнерам. Представители бизнеса отмечают преимущества относительно прозрачного сотрудничества, ведь не тратятся значительные ресурсы на сохранение конфиденциальной информации, интенсивнее происходит процесс сотрудничества. Однако они же отмечают, что довольно сложно найти партнеров, с которыми будут готовы вести прозрачную деятельность.
Многие компании также боятся подобной прозрачности из-за возможных юридических проблем, ведь не все аспекты верного и законопослушного ведения деятельности присущи многим компаниям и предоставление некоторой информации может знаменовать возможные уголовные преследования, которые довольно часто приводят к прекращению компанией своей деятельности. Значительное внимание к конфиденциальности приводит к введению новых законодательных актов, действующих на региональном и государственном уровне. Государственные органы в последнее время стремятся регламентировать уровень конфиденциальности в различных сферах бизнеса.
Вернуться обратно в список всех статей
Источник: www.proday-biznes.ru
Бизнес Цель
Продажа готового бизнеса
Продажа бизнеса
Конфиденциальность как важнейший аспект при продаже бизнеса
Конфиденциальность – слово, происходящее от английского confidence, что означает «доверие». Доверие в бизнесе играет ведущую роль, но на начальной стадии становления предприниматель не обладает достаточным уровнем репутации в сообществе. Именно степень доверия можно определить и зафиксировать, если грамотно составить договор купли-продажи готового бизнеса.
Важно понимать различные аспекты конфиденциальности, когда речь заходит о создании подобного контракта. Вы должны четко представлять, что следует раскрывать и когда, а также юридические обязательства, которые должны выполняться продавцами и покупателями бизнеса. Конфиденциальностью можно управлять, и об этом мы поговорим в этой статье.
Знайте, что раскрывать и когда
Знание того, что следует раскрывать и когда, может оказать существенное влияние на продажу вашего бизнеса, поэтому обращение к бизнес-брокеру, который может дать советы по таким вопросам, является важным шагом. С точки зрения покупателя, все хотят знать как можно больше об операциях и эффективности бизнеса, чтобы была возможность принять обоснованное и объективное решение об адекватности цены и о возможном торге.
Может запрашиваться бухгалтерская информация, такая как прибыль, обороты по месяцам и существующие контракты. Продавцы бизнеса неохотно раскрывают эту информацию напрямую, особенно когда речь идет о существующих отношениях и контрактах с поставщиками и клиентами. Ведь он не может проверить, пришли вы за покупкой бизнеса или же вы просто хотите ознакомиться с базой конкурента.
Кроме того, информация о том, что бизнес продается, может пагубно повлиять на все контакты, вовлеченные в бизнес, включая поставщиков, сотрудников и клиентов. А это уже может вылиться в непредсказуемое поведение каждой из сторон и в итоге сказаться на конечной стоимости вашего бизнеса.