Понимание контекста организации (также как и «применение риск ориентированного мышления») — новое требование в ISO 9001:2015 и одно из значительных изменений стандарта. В отличие от прежней версии ISO 9001:2015 ожидает, что прежде, чем организация приступит к установлению Системы менеджмента качества, она определит и поймет контекст организации (см. также и другие изменения стандарта в видео «Основные различия между ISO 9001:2015 и ISO 9001:2008»).
Согласно ISO 9000:2015 контекст организации – это комбинация внутренних и внешних факторов, которые могут оказать влияние на подход организации к разработке и достижению своих целей. Цели организации могут быть связаны с продукцией и услугами, инвестициями и поведением по отношению к своим заинтересованным сторонам. В английском языке это понятие часто упоминается с использованием других терминов, таких как «бизнес-среда», «организационная среда» или «экосистема организации».
4 1 Понимание организации и ее контекста
Внешний контекст – это внешнее окружение, в которой организация стремится достигнуть своих целей. К понятию внешнего контекста могут относиться вопросы, связанные с законодательством, технологическими аспектами, конкуренцией, рынком, культурой, социальными аспектами и экономическими условиями как на международном, национальном, региональном, так и на местном уровне.
Внутренний контекст – это внутреннее окружение, в которой организация стремится достигнуть своих целей. К понятию внутреннего контекста организации могут относиться вопросы, связанные с ее ценностями, культурой, знаниями, а также с производительностью.
Нельзя сказать, что требование понимания организацией своего контекста полностью отсутствовало в прежней версии стандарта. В некоторой степени оно встречалось в нескольких разделах стандарта ISO 9001 :2008 и выражалось в форме требований соблюдать «законодательные и другие обязательные требования», «определять, анализировать и удовлетворять требования потребителей» и др.
В ISO 9001 :2015 четко указано, что организации должны рассмотреть свои внутренние и внешние факторы (проблемы, обстоятельства, обязательства) или условия, имеющие отношение к ее целям и стратегическому направлению, и подумать, как эти вопросы могут повлиять на Систему менеджмента качества и на результаты, которых хочет достичь организация. Выбранные для рассмотрения факторы или условия могут оказывать как положительное, так и негативное влияние.
Это означает, что организация должна проанализировать внешние и внутренние факторы, условия, включая нужды заинтересованных сторон, прежде, чем создавать или развивать Систему менеджмента качества. Почему? Потому что Системы менеджмента качества должны быть в состоянии управлять их влияниями. В этом и есть их предназначение.
После того, как организации поймут свой контекст, им необходимо определить область применения Системы менеджмента качества и те задачи, с которыми она должна будет сталкиваться, с учетом своего контекста и его влияния. Это поможет организациям разработать уникальные Системы менеджмента качества, чтобы решать свои собственные потребности.
Контекст — что это такое?
Это может быть достаточно сложной задачей для некоторых организаций. По крайней мере, на первом этапе. Однако это новое требование в ISO 9001 уменьшит, на мой взгляд, количество формальных Систем менеджмента качества, разработанных по типовым шаблонам только для целей сертификации. См. определение контекста организации на примере.
В следующей статье мы рассмотрим определение контекста организации согласно ISO 14001:2015. Здесь можно скачать бесплатно электронную книгу «Как перейти на ISO 9001:2015».
Источник: managementsystemsonline.blogspot.com
Контекст организации по ISO 9001:2015
Контекст организации включает в себя «операционную среду». Он должен определяться как внутри организации, так и вне ее. Контекст организации касается понимания ее цели, системы управления и заинтересованных сторон. В нем описывается, как наладить систему управления. Это новое предложение контекста СМК требует более широкого понимания ситуации и поддержания потребностей бизнеса.
Контекст организации – это положение, лежащее в основе второстепенной части нового стандарта. Оно дает возможность руководству компании выявлять и понимать факторы их среды, которые поддерживают систему управления качеством. Установление контекста означает определение внешних и внутренних факторов, которые организации должны учитывать при управлении рисками. Внешний контекст организации включает в себя внешние стороны, локальную операционную среду, а также любые внешние факторы, которые влияют на выбор ее целей и задач или ее способность выполнять свои задачи. Внутренний контекст организации включает в себя ее заинтересованные стороны, подход к управлению, договорные отношения со своими клиентами, а также потенциал и корпоративную культуру.
Для начала организации необходимо определить внешние и внутренние проблемы, имеющие отношение к ее работе, то есть какие соответствующие проблемы, как внутри, так и снаружи, которые влияют на то, что делает организация, или на ее способность достичь намеченного результата, ее системы управления.
Кроме того, компании также необходимо определить «заинтересованные стороны», имеющие отношение к СМК. Эти группы могут включать акционеров, сотрудников, клиентов, поставщиков и даже группы давления и регулирующие органы. Каждая организация может определять свой собственный уникальный набор «заинтересованных сторон», и со временем они могут измениться в соответствии со стратегическим направлением организации.
Затем необходимо определить область действия СМК. Это может включать в себя всю организацию или только некоторые функции. Любые внешние функции или процессы также должны учитываться в сфере деятельности организации, если они имеют отношение к СМК.
Наконец требование понимания контекста организации по по ISO 9001:2015 заключается в создании, внедрении, обслуживании и постоянном совершенствовании СМК в соответствии с требованиями стандарта. Для этого требуется принятие технологического подхода.
Существуют два положения, касающиеся контекста организации (4.1 Понимание организации и ее контекста и 4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон). В совокупности эти положения требуют от организации определения проблем, которые могут повлиять на планирование СМК. Заинтересованные стороны не могут выходить за рамки стандарта ISO 9001.
Добавить комментарий
Виды деятельности
- Порядок проведения сертификации
- Оценка деловой репутации
- Системы менеджмента качества
- ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)
- Интегрированные системы менеджмента
- ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (ISO 22000:2018)
- ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 (ГОСТ Р 51814.1-2004)
- ГОСТ Р ИСО 13485-2011 (ISO 13485:2003)
- ГОСТ ISO 13485-2017 (ISO 13485:2016)
- ГОСТ РВ 0015-002-2012
- ГОСТ Р 52614.2-2006
- ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (ISO 22000:2018)
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000
- ГОСТ Р ИСО/ТУ 29001-2007
- IRIS
- ГОСТ Р 58876-2020 (DIN EN 9100:2018)
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 (ISO/IEC 27001:2005)
- ГОСТ 12.0.230-2007
- ГОСТ Р 12.0.009-2009
- ISO 45001:2018
- ГОСТ Р ИСО 22301-2014
- ГОСТ Р 53663-2009 (ИСО 28000:2005)
- ГОСТ Р ИСО 39001-2014
- ГОСТ Р ИСО 14001-2016 (ISO 14001:2015)
- ГОСТ Р ИСО 50001-2012 (ISO 50001:2011)
- ГОСТ Р ИСО 26000-2012
- SA 8000:2008
- Сертификат соответствия на услуги
- Как проводится аудит на предприятии
- Как производится разработка документации
- Как проходит схема внедрения и обучение персонала
- ГОСТ Р ИСО 9001-2015
- ГОСТ Р ИСО 14001-2007
- ГОСТ Р ИСО 22000-2007 система ХАССП
- ГОСТ РВ 0015-002-2012
- ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009
- ГОСТ ISO 13485-2011
- ГОСТ Р ЕН 9100-2011
- Технический регламент Таможенного Союза «Электромагнитная совместимость технических средств» (ТР ТС 020/2011)
- Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011)
- Сертификация по ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования»
- Технический регламент Таможенного Союза 037/2016 «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники»
Источник: iso-smk.ru
Контекст организации
С выходом в свет ИСО 9001-2015, ИСО 14001-2015, а может быть ещё раньше ИСО 31000, где уже к контексту организации появились требования, контекст организации становится осознанным делом каждого предприятия. Что это такое? Это по сути перечень вышестоящих и внутри стоящих функциональных единиц. Внешние стороны – это гос органы, регулирующие структуры, заказчики, поставщики, потребители и т.д.
Внутренняя среда – это все ваши функциональные подразделения. Контроль этих единиц в рамках контекста организации позволяет предприятию планировать, организовывать, управлять рисками и развиваться отношения и реализовывать планы работы на рынке под вышестоящими, с учётом ниже стоящих функциональных единиц.
Весь контекст организации можно ещё назвать по русски «Заинтересованные стороны».
Заинтересованные стороны это заказчик или потребитель, которые получает наш продукт или услуги, и на которого продукт или услуга могут оказать влияние, или это стороны, которые заинтересованы в нашей организации или являются собственниками предприятия. Заинтересованные стороны перечисляются в реестре заинтересованных стороны с указанием причины включения. В этот реестр заносятся как внутренние, так и внешние стороны.
Определение заинтересованной стороны не обязательно влечёт за собой включение этой стороны в область функционирования системы менеджмента качества. Например, профсоюз может быть определён как заинтересованная сторона, но это не означает, что политики и документы системы менеджмента качества должны быть разработаны для организации работы профсоюза.
Для каждой заинтересованной стороны, организация должна определить Причину включения / предмет договора / предмет сотрудничеств / предмет интереса и зарегистрировать в реестр Заинтересованных сторон. Этот предмет интереса может отражать прямой интерес включаемой стороны (например, потребители озабочены качеством продукта, которые они покупают) или непрямой интерес. Указываемые предметы интересов могут влиять на заинтересованную сторону, или могут исходить от этой заинтересованной стороны и влиять на деятельность организации.
Интересы могут быть как внутренние, так и внешние. Это зависит от того как это заинтересованная сторона: внешняя или внутренняя. Более того, определённый тип заинтересованной стороны может иметь как внутренние, так и внешние интересы.
При определении внутренних интересов, важно учесть интересы технологий, интересы персонала и т.д.
При определении внешних интересов, важно учесть интересы конкурентов, общества, культурные интересы, трудовые интересы, государственные и законодательные интересы, логистические, экономические и т.д.
Мы предлагаем вам скачать наши наработки по управлению контекстом организации:
- 1. Короткая процедура по стандартизации управления контекстом организации
- 2. Реестр в табличной форме для регистрации и управлению заинтересованными сторонами
- 3. Пример внутреннего контекста организации в виде функциональной структуры организации, которая позволяет вплоть до операции систематизировать операции на предприятии
Чтобы заказать контекст для вашей организации или пройти курс обучения по контексту организации, оставьте вашу почту и имя, мы с вами свяжемся.
Источник: www.wikiquality.ru