Как сегментирован глобальный рынок контейнерных перевозок?
Как будет развиваться рынок грузоперевозок?
Компании, доступные на СПБ: оценка и сравнение
Как кризис с контейнерами создает новые возможности для инвесторов в авиаперевозках?
Какие акции авиаперевозчиков можно купить на Петербургской бирже?
Тикеры из выпуска:
NYSE: KEX ( морская транспортная компания Kirby), NYSE: MATX (морская транспортная компания Matson), UAL (авиаперевозчик United Airlines), DPW (транспортная компания Deutsche Post)
Вступление
Приветствую, друзья. Сегодня мы поговорим о рынке контейнерных перевозок, которые становятся более чем популярны.
В 2021 году практически во всех странах ускорилась инфляция. Причина проста — мир начал восстанавливаться после пандемии, потребительский спрос на многие виды товаров вырос . Итог — увеличилась и популярность контейнерных перевозок.
Во втором полугодии прошлого года особенно выросла торговая активность на рынке электронной коммерции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это вызвало заключение новых соглашений и привело к росту товарооборота.
Особенности контейнерных перевозок. Структура расходов при организации перевозки
Давайте взглянем на общую картину. За последние два десятилетия общий объем товарной торговли в ASEAN (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) увеличился в 4 раза. В 2019 году он превысил 2,8 триллиона долларов США.
При этом главным способом грузоперевозок из этих стран является морское судоходство. Динамику развития этой отрасли на фондовом рынке США вы видите на графике ниже.
1. Состояние отрасли
За последний квартал отрасль морского судоходства на фондовом рынке США выросла на 15,61%. И показала результат роста +92% за последние 12 месяцев. То есть, почти вдвое всего за 1 год!
К чему это привело?
Бурный рост спроса в электронной коммерции вызвал мощный дисбаланс. Много контейнеров отправлялось из портов Дальнего Востока и азиатских стран на развитые рынки США и Европы. А обратно они почти не возвращались. В итоге начал нарастать дефицит контейнеров. Товар просто некуда стало погружать для морских транспортировок!
Конечно же, это вызвало мощный рост цен.
Есть и ещё одна причина роста рынка морской торговли. Это заключение всеобъемлющего регионального экономического партнерства (RCEP). Оно было подписано ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (ASEAN) и пятью региональными партнерами.
На картинке ниже вы видите флаги стран ASEAN (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). Это Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа и Восточный Тимор.
2. Как сегментирован глобальный рынок контейнерных перевозок?
Давайте выясним, какие товары чаще всего перевозятся в контейнерах. Посмотрим на диаграмму ниже. Что мы видим?
Контейнерные перевозки и бизнес на этом.
С большим отрывом лидирует промышленный сегмент 56,6%. Следом идет транспортировка потребительских товаров — 21%. Третья по размеру доля рынка — перевозке еды, по большей части в рефрижераторах. 18,4%. Оставшиеся 4% — другие товары.
Доминирует на глобальном рынке Азиатско-Тихоокеанский регион. В 2020 году на его долю приходилось более 68,1% мировой выручки. В него входят следующие страны: Китай, Япония, Индия, Южная Корея. Активная морская торговля позволила этому региону занять лидирующие позиции в мире.
Какой вывод? Скорее всего, деловая активность и промышленное производство в странах ASEAN сохранят свою ведущую роль. Именно они будут способствовать росту морских контейнерных перевозок в мировом масштабе.
3. Как будет развиваться рынок грузоперевозок?
Обратимся к прогнозу компании Grand View Research. 15 сентября она сообщила, что с 2020 по 2028 год рынок контейнерных перевозок будет расти по 12% от года к году. В 2028 он достигнет 15,83 млрд долларов США.
Движущей силой рынка будет морская торговля . А также расширение электронной коммерции, оцифровка бизнеса морских контейнеров. Ещё одним фактором роста станет высокий спрос со стороны министерства обороны на специализированные контейнеры для морских перевозок.
Самый высокий рост ожидает сегмент рефрижераторных контейнеров. По прогнозу, он составит 12,5% с 2020 по 2028 год, если считать по выручке. Это связано с тем, что растёт спрос на перевозки с регулируемой температурой. Они необходимы для фармацевтических, пищевых и сельхозпродуктов.
На картинке ниже вы видите, как выглядит популярный рефрижераторный контейнер на 40 футов.
Промышленные перевозки будут расти за счет транспортировки сырья и промышленных товаров. К ним относятся: металлы, минералы, нефть и газ, химикаты, руды, шлаки, машины, инструмент. Тут темпы роста чуть медленнее, чем в рефрижераторных перевозках. Примерно 10,5% в год.
Ещё одна причина роста транспортировок в Азии — увеличение населения в Китае и Индии. В этих странах есть и большая производственная база, и развитое сельское хозяйство.
Дополнительный фактор развития морских перевозок — США. У них один из крупнейших фармацевтических рынков в мире. Штаты входят в тройку крупнейших импортеров и экспортеров медицинских товаров. Поэтому ожидаются крупные инвестиции в разработку лекарств, производство различных медицинских продуктов и их экспорт. Всё это откроет возможности для поставщиков морских контейнеров в США.
На картинке ниже вы видите текущий размер рынка в США и прогнозные значения до 2028 года.
4. Компании, доступные на СПБ: оценка и сравнение
Переходим к самой интересной части. Какие компании занимаются морскими контейнерными перевозками, и есть ли акции таких компаний, доступные к покупке на Санкт-Петербургской бирже?
Для начала две новости: хорошая и плохая. Хорошая: на этой бирже котируются акции двух компаний, связанных с морскими контейнерными перевозками. Плохая — они не входят в индекс SP500 и доступны только для квалифицированных инвесторов.
Друзья, если вы хотите узнать больше про квалифицированных и неквалифицированных инвесторов, мы подготовили для вас специальный ролик. Смотрите его на нашем канале по ссылке под этим видео.
Итак, приступаем к анализу компаний.
Начнем с Kirby (NYSE: KEX). Эта компания из Техаса является крупнейшим оператором барж-танкеров в Соединенных Штатах. Она транспортирует сыпучие жидкие продукты по всей системе рек Миссисипи, по внутреннему водному пути в заливе, вдоль всех трех побережий США.
Пик выручки компании пришелся на 2018 и 2019 год. В 2020 году было падение выручки на 30%. Сегодня компания пытается справиться с восстановлением рентабельности и темпами роста выручки. За последние 12 месяцев темп роста выручки составляет -5,94% по отношению к прошлому году.
На графике ниже вы видите, как менялась стоимость акций компании Kirby. Как видим, сейчас всё достаточно печально.
А вот ее конкурент, компания Matson (NYSE: MATX). Она растет в выручке за последние 12 месяцев. Рост составил целых 23,04% по отношению к показателям 2020 года.
Matson — американская транспортная компания с большой историей. Она на рынке с 1882 года. Дочерняя компания Matson, Inc. — Matson Navigation Company. Эта компания предоставляет услуги морских перевозок через Тихий океан на Гавайи, Аляску, Гуам, Микронезию. А также в южную часть Тихого океана, Китай и Японию.
Только за последний квартал котировки компании подросли на 32,55%. У них выраженная восходящая тенденция. А в 2021 году Matson удалось добиться очень хороших результатов. Она не только не получила убытки, как это случилось со многими коллегами по отрасли, но и выросла в выручке на 8,17% по отношению к 2020 году.
На графике ниже вы видите изменение цены акций Matson в этом году.
Итак, акции этих двух компаний доступны нам к покупке через Петербургскую биржу.
Сравним их показатели.
Бросается в глаза кардинально разное финансовое положение.
Kirby, которая базируется в основном на североамериканском континенте, едва сводит концы с концами. Показатель net/ebitda выше 3. Это говорит о том, что у компании высокая долговая нагрузка. А показатель рентабельности ROE не превышает даже 5%. Это значит, что компания не подняла цены на контейнерные перевозки.
Matson, наоборот, имеет большую долю фрахта в азиатско-тихоокеанском регионе. Она показывает рентабельность на капитал на уровне высокотехнологичной компании.
В этой таблице вы видите сравнение показателей Kirby и Matson.
5. Как кризис с контейнерами создает новые возможности для инвесторов в авиаперевозках?
Помимо морских контейнерных грузоперевозчиков, нельзя забывать и авиа.
Начиная с августа 2021 года, вступили в силу новые правила карантина Covid для грузовых рабочих на ключевых авиагейтах в Китае. Что привело к задержкам грузовых авиаперевозок. Это связано с ростом заболеваемости штаммом коронавируса Дельта.
Для сдерживания пандемии были введены карантинные меры. Они сказались на грузовых операциях как в аэропортах, так и в морских портах. Например, в августе аэропорт Пекина работал примерно на 43%, Шанхайский Пудун — примерно на 33%, а аэропорт Сямынь (XIN) — на 66%.
Вот так выглядит шанхайский аэропорт Пудун.
Всё это позволяет предположить, что такая ситуация вызовет загруженность аэропортов и новые задержки. А значит, неизбежно дальнейшее повышение тарифов из-за потери грузоподъемности авиаперевозчиков. В крупных аэропортах Китая ограничены все операции из-за дезинфекции от вируса. И уже сообщается о нехватке летных возможностей и персонала.
Экспедиторы международной логистической компании Flexport отмечают: больше всего пострадал аэропорт Шанхай Пудун. Там сотрудники наземного обслуживания работают семь дней, затем помещаются на карантин в отеле на семь дней, а затем на домашний карантин ещё на семь дней. Это создает почти 50% нехватку персонала.
Бизнес план компании по перевозке контейнеров
Среди разнообразия популярных способов доставки грузов контейнерные перевозки автомобилями, поездами и кораблями занимает чуть ли не лидирующую позицию. Благодаря своей надежности, такая услуга пользуется немалой популярностью во всем мире.
Чаще всего заказывают перевозку грузов в контейнерах компании, которые занимаются поставками своей продукции в зарубежные страны. Может быть и такое, что компании требуется перевезти небольшое количество продукции, в таком случае в контейнер догружается товар от других заказчиков. Это на сегодняшний день достаточно надежный способ перевозить продовольствие, энергоносители и другие важные товары на большие расстояния, не опасаясь за их сохранность при транспортировке. (См. также: бизнес план по автобусным перевозкам).
Также отметим и то, что при наличии возможности осуществлять грузоперевозку по воде или ЖД можно значительно сэкономить деньги на такой услуге, и создать проект более выгодным. Это также позволяет перевозить продукцию очень быстро.
Особенности выбранного направления бизнеса
Для многих компаний такой вид транспортировки своей продукции интересен той особенностью, что в контейнерах есть возможность перевозить не только стандартные изделия, но и нестандартные. Груз можно быть разнообразных габаритов и массы, очень ценным или нет. В любом случае ваш товар доставят в нужное место без каких-либо проблем, при условии, что будет выбран хороший перевозчик.
Сам контейнер – это ящик полностью из металла, причем сделанный по стандартным размерам. В его распоряжении есть все необходимые компоненты для осуществления как загрузки, так и выгрузки товаров.
Из важных особенностей такой услуги можно отметить:
- это востребованная услуга во всем мире, и заменить её чем-то будет практически нереально;
- металлическая конструкция позволяет сохранить товар в середине контейнера при транспортировке;
- необходимо минимальные усилия для осуществления загрузки контейнера перед отправкой;
- нет необходимости создавать большое количество документов;
- по сравнению с обычной транспортировкой продукции, контейнерная перевозка значительно выгоднее (если речь идёт о перевозке продукции между странами на большие расстояния).
Эффективность ниши
Важно изначально сделать бизнес план контейнерных перевозок, в котором должны быть отмечены все важные аспекты организации компании, начиная от необходимых документов и заканчивая выбором мест для размещения рекламы об услугах.
Сам интерес к такому виду бизнеса обусловлен тем, что начать его можно даже с двух подержанных грузовых автомобилей для контейнеров. Но если посмотреть на реалии, то лучше всего начинать с автопарка в размере 10-12 грузовиков. Это позволит избежать возможности получить убыток.
Ну а больше всего интерес подогревает то, что средняя стоимость доставки контейнера, например, с России в Европу или, наоборот, составляет 3000-4000 евро. При этом транспорт будет ехать примерно 3 дня. Таким образом, за 1 месяц один грузовой автомобиль без постоянной загруженности может принести компании порядка 12000 евро.
Беря во внимание то, что стоимость такого транспорта примерно 60000 евро, окупаемость можно ожидать уже через полгода после вложений. Но транспорт лучше брать европейского производства, что-то типа «Рено» или «Ман», причем нового образца, с наличием гарантийного срока, фирменного обслуживания и прочего. (См. также: бизнес идея грузоперевозки на фурах).
Процесс организации
Для осуществления такого рода деятельности нужно будет обзавестись грузовиками с платформами для перевозки контейнеров.
Для того чтобы получить возможность на начальном этапе вложить небольшое количество денег в покупку грузовиков, рекомендуем рассматривать варианта лизинга. Для одобрения банком получения денежных средств в целях покупки грузовика необходимо будет обладать деньгами в сумме, равной не меньше 30% от стоимости транспортного средства. Кроме того, у вас на протяжении прошедшего года должна быть информация о доходах. Если эти и другие условия будут соблюдены, то в скором времени вы сможете получить деньги на покупку первой фуры, для осуществления услуги по перевозке контейнеров.
Кроме этого, ваш грузовик должен быть обязательно застрахованным, а также на него нужно установить GPS-маяк, который в online режиме будет показывать на вашем или сотрудника компьютере (установленной программе), где находится на данный момент грузовик.
Для успешной работы компании вам нужно будет, кроме аренды стоянки для транспорта и офисных помещений, нанять на работу юриста, бухгалтера, секретаря, водителей и диспетчера. Беря во внимание все возможные расходы и доходы, окупаемость вложений может быть осуществлена примерно за 2 года при небольшом потоке клиентов.
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
Как и при любом другом бизнесе, организацию грузовых контейнерных перевозок следует начинать с постановкой на учет в соответствующих государственных инстанциях.
Легальный бизнес – он на то и легальный, что, как утверждается в одной из телевизионных реклам, при нем спиться спокойней.
Немаловажным при организации этой идеи для бизнеса является разработка стратегии работы.
С чего начать бизнес контейнерных грузоперевозок
Разработка стратегии работы грузоперевозок:
На этом этапе решаются такие вопросы, как области грузоперевозок, т.е. какие именно грузы собираются перевозить – их широкий спектр или выберут какие-либо специализированные ниши, с какими клиентами будут работать – организации либо население, или со всеми.
Следует отметить, что крупные транспортные компании стараются охватить как можно более обширную клиентуру, а небольшому, только начинающему предприятию все-таки лучше ограничиться небольшой областью.
В последующем следует расширить охват территории на которую будут перевозиться грузы (тут понадобятся перевозки контейнерами) — это позволит значительно сократить издержки и расходы в работе.
Клиентская база заказчиков перевозящих грузы
От решения всех этих вопросов зависит, на что будет делаться упор при создании клиентских предложений, т.е. какими методами и предложениями Вы будете приглашать клиентов и создавать клиентскую базу.
В клиентское предложение входят такие элементу как расценки за услуги, дополнительные услуги.
При создании такого предложения важно подчеркнуть особенности именно вашего предприятия, то, чем оно отличается, разумеется, в лучшую сторону, от конкурентов.
Последующим шагом будет поиск клиентов. Для этого можно обратиться в уже существующие диспетчерские службы, которые есть во всех крупных городах.
Они с удовольствием предоставят Вам информацию по заказам, естественно за оплату с Вашей стороны.
Если же Ваши возможности – большой парк автотранспорта и наличие дополнительных денежных средств – позволяют, то можно создать свою диспетчерскую службу.
Договора при грузоперевозках
Далее, уже в ходе работе с клиентами, не следует забывать о таком важном вопросе в рыночном хозяйстве, как юридический.
Доверие к фирме складывается как от качества услуг по перевозкам, так и от подготовительных работ.
Немаловажным среди последних является составление грамотного договора.
Если клиент будет уверен, что его груз находится под юридической защитой, то его доверие к фирме обернется для нее новыми заказами.
Кроме того, данная процедура защитит и саму компанию от различных недоразумений и неприятностей, имеющих место в любом бизнесе.
Работа с персоналом – важное звено в развитии компании
Услуги – довольно специфический вид бизнеса.
Поскольку услуги практически всегда связаны с общением Ваших работников с клиентами, правильный подбор персонала играет большую роль для его развития.
При начале бизнеса можно заниматься погрузочно-разгрузочными работами самостоятельно.
При найме же работников следует подумать об их зарплате. При больших стабильных заказах оплату персоналу можно назначить постоянную.
Если же с заказами негусто, что характерно для начала бизнеса, можно договориться о разовых выплатах, с каждого заказа.
Как рекламировать грузоперевозки
Помимо обращения в диспетчерские службы следует подумать и о собственной рекламе, поскольку многие клиенты обращаются именно по ней.
Здесь можно ограничиться как простой расклейкой объявлений и подачей объявлений в местные СМИ. Но следует пользоваться и прогрессивными технологиями.
Интернет позволяет давать объявления, причем зачастую абсолютно бесплатно, на местные тематические форумы, соцсети.
Важным для развития фирмы на сегодняшний день является и создание собственного сайта. Не следует пренебрегать и другими возможностями.
Например, можно установить рекламу и на собственном автотранспорте.
На первом же месте в повышении узнаваемости фирмы и ее популярности у клиентов стоят сами клиенты.
«Сарафанное радио» и по сей день является наиболее эффективным и малозатратным способом увеличить доходность предприятия.
Довольные клиенты не только сами придут к Вам с повторными заказами, но и порекомендуют Вас своим знакомым, соседям и друзьям, расширяя тем самым круг Ваших потенциальных клиентов уже без Вашего участия.
Сколько можно заработать на контейнерных грузоперевозках
Доходная часть деятельности индивидуальна и зависит от востребованности услуги, качества и безопасности доставки. Средние показатели прибыльности составляют 150-200 тыс. руб. в месяц. Окупаемость проекта наступает в 1,5-2 года работы.
Сколько нужно денег для старта
Главная статья расходов деятельности – это приобретение автомобилей и контейнеров. Деятельность можно организовать, имея 300 тыс. руб. (без покупки грузового транспорта). Для начала можно купить «ГАЗели», но предприниматели советуют избегать отечественных авто, так как при их использовании возникает всякие непредвиденные ситуации и возрастают затраты на обслуживание транспорта.
Организовать собственный автопарк можно за 1 млн. руб.
Как выбрать оборудование для контейнерных грузоперевозок
Для реализации проекта необходимо иметь хотя бы 2 грузовика с платформами для установки контейнеров. Купить автомобили можно в лизинг. Предпочтение стоит отдавать иномаркам, хотя и стоят они в несколько раз дороже отечественного транспорта.
Какой ОКВЭД необходимо указать при оформлении пакета документов
При оформлении деятельности по перевозкам грузов автомобильным транспортом указывают код ОКВЭД 49.41.
Какие документы нужны для бизнеса
Для узаконивания деятельности необходимо зарегистрировать ИП или ООО. Стоить заметить, что крупные компании (а на них и рассчитана услуга) более доверительно относятся к юридическому лицу. Именно его советуют оформлять эксперты.
Какую систему налогообложения выбрать для организации контейнерной доставки грузов
Система налогообложения выбирается индивидуально. Для автопарка до 10 транспортных средств можно применять ЕНВД. При организации более крупного предприятия – УСН 6% или 15%.
Нужно ли разрешение для реализации бизнес проекта
Контейнерные грузоперевозки не подлежат лицензированию. Каждый предприниматель должен иметь договор с заказчиком, в котором прописываются условия сотрудничества.
Технология предоставления услуг
Многие компании доставляют грузы с помощью контейнеров. Ведь именно металлический ящик способен вмещать ценные и негабаритные грузы, заботясь об их сохранности во время транспортировки. Данная ниша грузоперевозок пользуется огромной популярностью у начинающих предпринимателей, ведь реализовать проект можно имея 2 поддержанных авто. Для начала рекомендуется провести маркетинговое исследование и составить бизнес план. Далее следует зарегистрировать предприятие и подобрать работников.
Безопасность грузоперевозки, сохранность товара, соблюдение сроков доставки помогут быстро привлечь клиентов, большая часть которых станет постоянными заказчиками.
Что делает обычный мужчина с правами, если ему не хватает денег? Правильно – таксует! Спрос на услуги такси есть почти всегда и везде. Примерно так же думают предприниматели, начинающие бизнес на грузоперевозках.
Однако, как показывает опыт, 10-15% небольших компаний по перевозке каждый год прекращают свою деятельность. В качестве причин своего провала разорившиеся грузоперевозчики называют жесткую конкуренцию (в том числе грязную), нестабильный спрос, высокие эксплуатационные затраты. Между тем, грамотный бизнес план собственной грузоперевозки может нивелировать любые риски.
Перевозка грузов: обзор рынка услуг по грузоперевозкам
Общероссийский рынок перевозок грузов в 2017 году достиг 773 млрд рублей, что на 14,6% больше, чем годом ранее. Реальные объемы, рассчитанные не в рублях, в тонно-километрах, более точно характеризуют состояние этой сферы экономики. А здесь бизнес имеет не такую впечатляющую динамику — прирост составил 6,4 % — или 130,9 млрд тонно-км. Если сравнить с 2014 годом, то ситуация выглядит совсем в другом свете. Тогда стоимостный объем был равен 982 млрд руб., а физический — 117,6 млрд тонно-км.
Эксперты утверждают, что в 2019 году положительный тренд, скорее всего, сохранится. Но даже в этих условиях запуск малого бизнеса и перевозка тяжёлых грузов будет напоминать ледяной душ. Конечно, придется забыть о грузовиках-иномарках и сосредоточится на конкурентной борьбе с “коллегами по цеху”.
«Не мечтайте о больших доходах и малом сроке окупаемости перевозки грузов, — считает Игорь Малюгин, эксперт по бизнес планам. – В то же время доход будет. Хозяин фирмы с 2 «Газелями» может рассчитывать на заработок в пределах 2-2.5 средних зарплат в регионе. Конечно, если будет вертеться, как белка в колесе».
Как открыть свой фирму по грузоперевозкам: пошаговая инструкция
Приведем краткий план действий, как открыть с нуля свою небольшую транспортную компанию:
- проработать бизнес план грузовых перевозок;
- регистрация фирмы;
- поиск средств для стартовых капиталовложений;
- аренда офиса и площадки для автотранспорта;
- подбор персонала;
- выбор и покупка автотранспорта или, как вариант, аренда машин;
- рекламная кампания и маркетинг;
- запускаем дело.
Что нужно, чтобы открыть бизнес на грузоперевозках?
Прежде чем начать дело, нужно решить, какие перевозки осуществлять. Если рассчитывает на небольшие объемы, то для этого выбирают форму предпринимательской деятельности – ИП. Сделать это просто — придите в местную налоговую инспекцию и выполните ряд легких письменных процедур.
До 01.01.17 статус ИП подтверждало свидетельство. Сегодня для бизнесмена главный документ — выписка из ЕГРИП по форме Р6000. Ее выдадут через 3 дня после подачи заявки. Там же, в налоговой, расскажут о льготном налогообложении и даже дадут ссылки на сайты, где найти образец любого договора для ИП «домашних» грузоперевозок.
Конечно, можно зарегистрировать Общество с Ограниченной Ответственностью, но общая величина налогов будет неподъёмной для начинающего бизнесмена. Такая форма необходима для работы с крупными заказчиками, так как учитывает НДС (этот налог индивидуальные предприниматели не плятят). Крупный бизнес просто не пойдёт на заключение договоров с «индивидуалами».
Вести бизнес на грузоперевозках “в черную” — то есть без регистрации — просто опасно. При сегодняшнем уровне контроля леваки-грузоперевозчики быстро попадают в поле зрения правоохранительных органов.
Персонал
Следующий шаг бизнес плана – подбор персонала для перевозки грузов. Искать персонал для грузоперевозок нужно параллельно с автотранспортом.
“Техника не только дорогая, но и небезопасная. Перевозка связана с имущественной ответственностью и ценой груза. Так что к найму шоферов стоит подойти ответственно”, — советует бизнесмен Илья Комолов.
Бизнес план грузоперевозки Ильи предполагает, что для начала хватит и пары водителей. С каждым из них необходимо заключить договор о материальной собственности. Наверняка потребуются грузчики. Их не обязательно брать в штат — достаточно иметь контактные телефоны людей, готовых по первому звонку прийти на работу. Функции диспетчера тоже лучше взять на себя хозяину фирму.
Или отдать на аутсорсинг.
Приведем ежемесячные зарплаты на персонал по бизнес плану:
Сотрудник грузовых перевозок
Источник: oroalbero.ru
«Быть ли новому контейнерному бизнесу РЖД». Мария Никитина, кандидат экономических наук
Российский контейнерный бизнес исторически развивался нетрадиционным путём. Стандартная контейнерная перевозка — это суда, ящики, платформы, склады, мультимодальный сервис и международный охват. Характерный пример классического контейнерного оператора — компания FESCO. Это наличие своих судов, терминалов, ящиков и т.д. При этом на долю FESCO в России приходится не более 10% рынка контейнерных перевозок.
В то же время ключевым российским контейнерным оператором всегда был «ТрансКонтейнер» (далее ТК). На долю ТК приходится до 70% рынка контейнерных перевозок России. Практически с основания его бизнес базировался на создании альтернативы перевозкам в крытых вагонах.
Основной грузопоток компании следует до портов РФ, где выгружается из контейнера и грузится навалом в суда, то же самое происходит с импортом в обратную сторону (2050 тыс.TEU). То есть контейнер при такой схеме бизнеса, по сути, используется как стандартный железнодорожный вагон. В то время, как в классическую задачу контейнерной перевозки входит доставка груза в контейнере в пункт назначения конечного потребителя, используя мультимодальную транспортировку, без излишней перетарки (погрузки-выгрузки) продукции.
Текущая базовая схема растарочных перевозок ТК сложилась в первую очередь потому, что перевозка в контейнере по России более выгодна из-за железнодорожного тарифа. Так, например, провозная плата на перевозку лома цветных металлов из Красноярска во Владивосток в крытом вагоне обойдётся вам в 6934 руб. на тонну, а в контейнере 1792 руб. на тонну. Такая ситуация не имеет экономического обоснования. Перекос в тарифах был оправдан только тем, что «ТрансКонтейнер» принадлежал РЖД. И дивидендный поток от прибыли контейнерного бизнеса, перекрывает для РЖД потери от скидки на контейнерные перевозки.
Перевозка товаров из Китая в Европу по территории России значительно дороже, чем традиционный обкатанный морской путь.
После продажи ТК в 2019 году ОАО «РЖД» уже не получает дивиденды от этой компании, а значит, и не заинтересовано поддерживать более выгодные тарифы для контейнеров. Понимая это, новый собственник — группа «Дело» — был вынужден сориентироваться на развитие традиционной схемы перевозки в контейнерах, как в универсальном интермодальном транспортном средстве. И тут оказалось, что шансов быть конкурентоспособными в классическом контейнерном бизнесе у компании практически нет. Во-первых, потому что нет реальных атрибутов настоящего контейнерного бизнеса: судовых линий, включённости в мультимодальную логистику, развитой собственной сети экспедиторского сервиса на территории России, опыта такой работы за рубежом и инфраструктуры.
Во-вторых, у ТК нет ни якорного, ни даже потенциального клиента для эффективного старта в этом бизнесе. Текущий грузопоток Китай — Россия — Китай носит, по сути, маркетинговый характер. Эта перевозка товаров из Китая в Европу по территории России значительно дороже, чем традиционный обкатанный морской путь.
Она дотируется со стороны Китая (дотации составляют от 3000 до $5000 на каждый гружёный контейнер), а теперь и со стороны России. И именно эти субсидии обеспечивают её конкурентоспособность. Смысл этих допзатрат для Китая обусловлен необходимостью удерживать глобального лидера MAERSK в ценовых рамках, показывая им наличие условных альтернатив.
Потенциал контейнерных перевозок Китай — Европа — Китай по территории России, конечно, есть, но для этого требуется построить новую высокоскоростную грузовую железную дорогу, оценочной стоимостью 15–20 триллионов рублей. И тогда проект «полетит». Однако таких средств нет ни у РЖД, ни у государства, ни у группы «Дело», ни даже у Китая для инвестиций в Россию.
Однако, несмотря на то, что дела «ТрансКонтейнера» скорее плохи, само РЖД потенциально может преуспеть на почве создания нового собственного контейнерного оператора. И вот почему.
Во-первых, РЖД вынуждены сохранять тарифные преимущества для перевозок в контейнерах по сравнению с другими видами транспорта ещё какое-то время, иначе сделка по продаже «ТрансКонтейнера» будет выглядеть «бизнес-подставой». (Группа «Дело» потратила большие деньги, их расчёт был сделан исходя из действующих условий, и наверняка имеются весомые гарантии со стороны РЖД по их сохранению. Участие в проекте госкорпорации Росатом тому доказательство. Вряд ли РЖД так легко «кинет» Росатом.)
Во-вторых, в активах РЖД большое контейнерное хозяйство: склады, терминалы и пр., которые надо либо задёшево сдавать в аренду «ТрансКонтейнеру», либо искать способ, как эффективно эксплуатировать их самим.
В-третьих, деньги (инвестиции), международные связи, гарантии — всё это есть у РЖД, хоть не в гигантских масштабах, но этот ресурс надо пытаться конвертировать в прибыль.
И наконец менеджмент: «РЖД Логистика» и опытный контейнерщик В. Сараев, безусловно, являются ценным ресурсом РЖД, способным решить поставленную задачу.
Для создания привлекательных для грузоотправителя условий можно применить скидку на перевозку угля в контейнере вплоть до 50%.
С бизнес-идеей для новой дочерней контейнерной компании РЖД дела обстоят сложнее. С одной стороны, выйти на поляну ТК невозможно, так как этот ход будет выглядеть совсем не «по-пацански» по отношению к группе «Дело» и её уважаемым партнёрам. С другой стороны, как уже сказано выше, есть нерешаемая проблема роста спроса на классические контейнерные перевозки в России.
Логично, что РЖД обращают свой взор в сторону нового, нетрадиционного для контейнеризации грузопотока. На недавно прошедшем форуме «PROДвижение.1520» Олег Белозёров рассказал про испытания в РЖД контейнерной перевозки угля назначением в Китай через сухопутный погранпереход Забайкальск — Маньчжурия. Этот эксперимент не лишён смысла. Во-первых, остро стоит вопрос увеличения пропускных способностей для перевозок угля на восток. Текущие мощности забиты, при этом долгосрочно гарантировать спрос на уголь нельзя.
А значит, нельзя планировать инвестиционно ёмкие проекты расширения железнодорожной инфраструктуры под уголь. Зато сухопутные контейнерные терминалы простаивают, их можно быстро и дёшево расширять, закупать оборудование. Кроме того, тариф на контейнерную перевозку угля позволит РЖД не уйти в минус. Для создания привлекательных для грузоотправителя условий можно применить скидку на перевозку угля в контейнере вплоть до 50%.
Во-вторых, сухопутный контейнер может быть интересен для китайцев: он быстрее в перегрузке, менее зависим от фрахта, менее чувствителен к санкциям и «зелёным» репрессиям.
Кроме угля, есть и другие возможности для контейнеризации навалочных грузов, есть, например, зерно, окатыши, удобрения.
Основная проблема, которую, скорее всего, не учитывают РЖД, в том, что контейнер — это не вагон! И при минусовых температурах привычные способы эксплуатации, когда жахнул бревном по борту, чтоб угольный леденец вывалился наружу, приведут к одноразовому использованию контейнера. Так как последний развалится по швам после первого же удара.
Однако, кроме угля, есть и другие возможности для контейнеризации навалочных грузов. Есть, например, зерно, окатыши, удобрения. Но тут нужен интеллект, коммерческая жилка, инновационный подход, способность мыслить и работать нестандартно, чтобы предложить устоявшимся вагонным технологиям реальную альтернативу в виде контейнера.
И именно в этом заключается основной вызов для развития нового контейнерного бизнеса в ОАО «РЖД». Сохранился ли новаторский потенциал в недрах монополии, остался ли порох в родном ЦФТО РЖД для инновационных идей и смелых начинаний, или былая технологическая пионерия железнодорожного транспорта безвозвратно канула в Лету?
Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT, лучший фото и видео контент на нашей странице в Instagram
Источник: vgudok.com