Производство в рыночной экономике организованно следующим образом: рыночная система направляет ресурсы в те отрасли, на продукты которых потребители предъявляют достаточно высокий спрос, чтобы производство этих продуктов могло быть прибыльным; одновременно такая система лишает неприбыльные отрасли редких ресурсов.
В конкретной рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять экономически наиболее эффективные технологии производства, при выборе которых следует учитывать, что экономическая эффективность зависит прежде всего от имеющейся технологии, т.е. производства, которые обеспечивают выпуск желаемой продукции; от цен, по которым можно приобрести необходимые ресурсы.
Экономическая эффективность означает получение данного объема продукции при наименьших затратах редких ресурсов, причем как продукция, так и применяемые ресурсы измеряются в стоимостном выражении. Значит, наиболее экономическая комбинация ресурсов и будет наиболее эффективной, а значит, будет использоваться для производства данного товара.
Стратегии концентрации на учебе и работе. Мы сталкивались с проблемой нехватки концентрации внимания
Основные формы деловых предприятий, критерии их классификации
Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Под фирмой (предприятием) понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью
Частнопредпринимательская фирма — это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам.
Партнерство — это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием.
Корпорация — это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие.
Концентрация, централизация и диверсификация производства.
Концентрация производства— сосредоточение производства одного или нескольких родственных видов продукции на нескольких крупных предприятиях, в пределах небольшого региона, это процесс, нацеленный на увеличение на предприятии выпуска продукции или объема оказания услуг.
Централизация производства — объединение ряда производств в одно крупное предприятие, укрупнение производства на основе, объективного процесса развития производительных сил на базе машинной техники. Обладая решающими экономическими преимуществами перед мелким производством, крупное производство значительно расширяет возможности использования новейших достижений науки и техники.
Диверсификация производства — одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.
Источник: finance-credit.news
Диверсификация VS концентрация | Безоговорочная капитализация | S02E01
Понятие и роль концентрации, централизации и диверсификации производства
Достоинства модели совершенной конкуренции были таковы, что она все более становилась скорее описанием идеального общества, чем действительности. Факты показывают, что если модель неограниченной конкуренции и могла в целом подходить к структуре экономики XIX века, которая характеризовалась капитализмом с мелкими производственными единицами, то она не годится для такой экономики, где в большинстве отраслей хозяйственная деятельность осуществляется незначительным количеством фирм.
Бурное развитие производительных сил в конце XIX века, связанное с быстрым ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, огромным железнодорожным строительством, переходом от века пара в век электричества, привело к образованию крупных и сверх крупных предприятий, переходу от индивидуальной собственности к акционерной. Именно в это время крупные предприятия концентрируют свои ресурсы, захватывая для себя все большие доли рынка.
Диверсификация производства [1](diversification of production) одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.
Концентрация (от лат. concentratio — средоточие вокруг центра) — сосредоточение производства, капитала в одном месте или в одних руках, преобладание на рынке одной или нескольких фирм.
Централизация производства — увеличение масштабов производства на основе объективного процесса развития производительных сил.
Высокий уровень концентрации производства и централизации контроля над предложением товаров в той или иной отрасли еще не тождественен монополизации рынка, хотя и является ее важной предпосылкой. Образование монополий отражает попытки приспособления капиталистических производственных отношений к уровню развития производительных сил.
Таким образом, в образовании монопольных рынков решающую роль сыграла централизация капитала изначально в форме горизонтальной интеграции. В результате возникли картели, синдикаты, тресты, контролирующие цены и объем продаж в рамках одной отрасли.
В начале XX века в процессах концентрации и централизации преобладающей становится вертикальная интеграция — объединение в рамках одной фирмы последовательных, взаимосвязанных производств ряда отраслей. В свою очередь вертикальная интеграция является составной частью более общего процесса диверсификации.
Первоначально капиталы фирмы охватывают смежные или близкие по технологии отрасли, распространяясь затем далеко за их пределы. Диверсификация может осуществляться в форме концентрации или централизации капитала. В первом случае корпорация основывает в другой отрасли новое производство за счет собственных накоплений, во втором — приобретает существующие там предприятия путем покупки акций. Создавая благоприятные условия для перелива капитала, диверсификация способствует укреплению производственных позиций концернов, повышает степень их контроля над рынком, позволяет им перераспределять и более эффективно использовать ресурсы (9). Крупные корпорации, сосредотачивают в своих руках значительную часть рыночного предложения и в силу этого оказываются в особых отношениях с рыночной средой.
В течение длительного времени монополия была вместе с конкуренцией единственной формой, привлекавшей внимание экономистов. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон и Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина подытожили дискуссии о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции. Сегодня понятие монополии мы определяем, исходя из различия между чистой монополией и отдельно взятой.
Чистым монополистом можно было бы считать того, кто имел бы возможность заполучить все доходы потребителя, независимо от уровня производства. На деле же чистого монополиста не бывает, так как все производители вступают в конкуренцию из-за ограниченности уровня доходов потребителя. В конце концов все товары конкурируют между собой, и единственным способом стать чистым монополистом было бы производство всех благ в обществе. Поэтому монополия в чистом — это теоретическое понятие, имеющее ограниченное значение.
Диверсификация производства как форма организации производительных сил привлекла внимание, прежде всего практических работников в связи с демонополизацией российской экономики, конверсией ВПК, расширением конкуренции. Но отечественной экономической наукой недостаточно изучены экономические, технологические и социальные аспекты явления. Теория не смогла предсказать возникновения многих трудностей, с которыми столкнулись предприятия, получив свободу выбирать любой вид деятельности, не запрещенный законодательством РФ. Поэтому обсуждение проблемы на страницах журнала можно считать определенным вкладом в ее решение.
Являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения ресурсов, диверсификация производства и предпринимательской деятельности преследует различные цели и определяет направления реструктуризации экономики.
Поскольку ни отечественная экономическая теория, ни эмпирические исследования не дают нам достаточной информации для анализа, постольку следующие утверждения основаны на известном в России мировом опыте.
Исходя из конкретных условий деятельности предприятия, определяется форма организации производства. Однако форма организации производства – не пассивное явление, она сама способна активно
воздействовать на эффективность производства, успешную деятельность предприятия.
Формами организации производства являются:
– концентрация и централизация;
Концентрация и централизация тесно связаны проблемой оптимальных размеров предприятий. Следует отметить, прежде всего, два фактора: управляемость предприятием как экономической системой, действие «эффекта масштаба производства».
Процессы концентрации и централизации не отменяют социально-экономическую значимость малых предприятий, малого и среднего предпринимательства в целом.
Диверсификация означает переход к многопрофильному производству, расширению номенклатуры выпускаемых изделий. В условиях рыночной экономики диверсификация повышает устойчивость предприятий, их конкурентоспособность. Тесно связана с централизацией производства. Диверсификация – как бы процесс, обратный специализации производства. Однако эти формы организации производства не исключают друг друга, а как раз способны к взаимному усилению.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с) .
Источник: studopedia.org
24.Концентрация, централизация и диверсификация производства
Диверсификация — это своего рода расширение ассортимента,внешнее изменение вида продукции,производимой предприятием или фирмой,это освоение новых видов производств для повышения эффективности производства. Концентрация — это своего рода сосредоточение производства одного или нескольких видов продукции сразу на нескольких крупных предприятиях.
Централизация — приумножение масштабов производства на базе объективного процесса развития производительных сил. Диверсификация производства также является фактором проникновения капитала той или иной корпорации в отрасли,которые прямо не связаны с основной сферой ее деятельности.
Диверсификация создает благоприятные условия для перелива капитала из менее рентабельных производств в более прибыльные и перспективные,увеличивает устойчивость корпорации во время экономических кризисов.Диверсификация может осуществляться на основе как концентрации,так и централизации капитала.В первом случае корпорация основывает в другой отрасли новое производство,во втором — покупает имеющиеся там предприятия путем приобретения акций. На базе диверсификации формируются концерны — большие многоотраслевые корпорации,которые постепенно становятся ведущей формой промышленных монополий.В их состав входят уже десятки и сотни предприятий,относящихся к разнообразным отраслям и размещенных во многих странах мира.Диверсификация упрочивает производственные позиции концернов и повышает степень их контроля над рынком,позволяет им перераспределять и более эффективно применять ресурсы.
Процессы концентрации производства и централизации капитала обычно проходят в таких формах,в которых расчет на рост экономической эффективности совмещается со спекуляцией. Диверсификация помогает стабилизировать поток доходов через расширение ассортимента товаров и услуг,что выгодно и работникам данной фирмы,и поставщикам,и потребителям. Концентрация производства и капитала — главное условие успешного развития современной экономики.Практика последних десятилетий свидетельствует,что экономика наиболее устойчива в странах,где в оптимальных пропорциях и модификациях совмещаются мелкие и крупные объединения при ведущей роли крупных. Концентрация капитала при этом реализовывается главным образом за счет объединения мелких и средних фирм.Вместе с тем организовываются объединения и крупных фирм,что позволяет им выживать и развиваться в условиях усиления конкуренции на мировом рынке.
25.Рынок капитала
Рынок капитала – это часть финансового рынка, на котором обращаются долгосрочные инвестиционные инструменты. Наличие рынка капитала в государстве – неотъемлемый признак того, что экономика развивается, и чем более развит рынок, тем более развита экономика страны.
И действительно, этот институт, как аккумулятор денежных средств, инвестиционных проектов и инновационных идей питает экономическое развитие своими ресурсами. Финансирование инновационных проектов, внедрение новых технологий, рост компаний и развитие производства – все это важнейшие составляющие процветания страны.
Но ни одно из этих действий неосуществимо без участия рынка капитала. При изменениях состояния экономики первым реагирует именно рынок капитала. Если ситуация благоприятна, он становится привлекателен для разного рода инвесторов, которые вкладывают деньги в рынок, то есть рынок растет. Если же дела идут плохо – инвесторы стараются сократить объемы денежных вложений.
Это позволяет говорить о том, что одним из первых индикаторов изменения экономического состояния страны могут служить индикаторы рынка капитала, такие как, например, фондовые индексы. Многие считают, что рынок капитала доступен лишь крупным игрокам, таким как крупные компании, банки или инвестиционные фонды, тем не менее, частные лица так же принимают активное участие в его работе.
Приобретая ценную бумагу, долговую или долевую частное лицо выступает в роли инвестора для компании — эмитента. Получая в банке кредит, частное лицо переходит на противоположную сторону рынка капитала и становится заемщиком. В нашей стране рынок капитала начал стремительно развиваться в последние 10 лет.
Именно в этот период можно было наблюдать развитие фондового рынка, развитие рынка корпоративных облигаций. Существенно расширился рынок кредитования, как корпоративного, так и потребительского. Российский рынок капитала это так же яркий пример чувствительности рынка к различным экономическим факторам.
Экономический кризис, начавшийся в 2008 году, в первую очередь отразился на рынке капитала. Именно тогда было видно насколько глубоко этот рынок интегрирован в экономику. Начался отток инвестиций с рынка капитала, что привело к удорожанию денежных средств и, как следствие, к неспособности многих заемщиков отвечать по своим обязательствам.
Инструменты рынка капитала можно классифицировать различными способами. Например, по виду обязательств, которые они за собой влекут. В этом случае инструменты можно разделить на долговые и долевые. Долговые инструменты характеризуются тем, что они дают право их владельцу на получение процентного дохода.
К инструментам такого рода относятся кредиты, векселя, облигации, кредит-ноты. Долевые инструменты характеризуются тем, что они дают право своему владельцу на долю имущества или прибыли компании, выпустившей их. К долевым инструментам относятся акции, а так же депозитарные расписки на акцию.
Каждая компания, принимая решение о выборе способа финансирования собственной деятельности, стоит перед выбором одного из трех источников: собственные средства, долговое или долевое финансирование. Наиболее дорогим способом является использование собственных средств, но данный вид финансирования несет в себе меньше рисков.
Тем не менее, как правило, премия за риск, от которого может избавиться компания, не соответствует удорожанию капитала в случае использования собственных средств. Наиболее дешевым источником финансирование является долевое финансирование, но оно влечет за собой риск большого распыления капитала.
Основным риском использования долгового финансирования является риск неспособности отвечать по своим обязательствам, который может иметь негативные последствия для компании, вплоть до процедуры банкротства. Во многих случаях, компания останавливается на долговом или долевом финансировании, точнее сказать компания выбирает наиболее оптимальную для себя пропорцию сочетания двух этих способов.
Чем больше компания, тем активнее она использует долевое финансирование. Крупные компании создают целые департаменты, основной задачей которых является нахождение и поддержание оптимальной структуры капитала. Когда речь идет о частных лицах, они для привлечения финансирования пользуются долговыми инструментами, как правило, кредитами. Рынок капитала, как и другие рынки, такие как товарный рынок или рынок драгоценных металлов, играет в экономике чрезвычайно важную роль. Именно поэтому ученые многих стран уделяют особое внимание исследованию связей и закономерностей рынка капитала, а так же возможности прогнозирования реакции рынка на те, или иные факторы.
Источник: studfile.net