Включает в себя аспекты рационального процесса планирования и контроля в организации.
Планирование – это процесс разработки того, что делать и как это делать, чтобы достичь поставленной цели (этапы 1 и 2 на схеме).
Контроль – это процесс обеспечения успешного выполнения запланированных задач.
Сущность рациональной теории управления может быть проиллюстрирована на примере действий пилота самолета Санкт-Петербург – Москва. Главная цель пилота – безопасно и точно по расписанию провести самолет. Перед полетом пилот изучает план полета, в котором указан способ достижения этой цели, включая нормы для оценки исполнения, скорость, высота полета, запас топлива в определенной точке маршрута и т.д. во время полета пилот осуществляет мониторинг выполнения плана, сопоставляя текущие показатели с нормами и при необходимости вносит свои коррективы. Пилот должен обеспечить, чтобы:
— нормы были установлены в соответствии с планом полета, еще до вылета;
— велось непрерывное наблюдение за контрольными приборами или датчиками, измеряющими фактические показатели полета;
Фреймворк: «Контуры управления бизнес-процессом»
— фактические показатели полета сравнивались с нормами и при этом проверялось, все ли идет по плану (в том числе проходит ли самолет заданные пункты в заданное время и имеет ли требуемый запас топлива);
— предпринимались корректирующие действия, если что-нибудь идет не по плану (от незначительных вмешательств учета атмосферной турбулентности до таких вмешательств, как переход у резервному плану полета с изменением пункта назначения, если этого потребуют обстоятельства).
Итак, контур управленческого контроля включает 4 основных этапа:
1 этап – установить цели.
Возможно в качестве общей цели более высокого уровня может выступить открытие полностью работоспособного оптового склада в соответствии с определенным сроком и выделенным бюджетом. Несмотря на конкретность этой цели, менеджеру придется построить дерево целей, разбив основную цель на более мелкие, соответствующие критериям SMART (цели должны быть конкретными, измеримыми, релевантными – уместными в контексте деятельности, реалистичными, определенными по времени).
Пример: завершить строительные работы до 29.05.06, подготовить оптовый склад к получению товара и отправке его по назначению к 4.05.06, завершить проект в рамках выделенного бюджета к 1.04.06.
2 этап — составить план, определить параметры и выполнить задачи.
По своей сути процесс планирования представляет собой последовательность следующих действий:
— установку ясных целей;
— определение норм, задач, которые необходимо выполнить;
— распределение людей и других ресурсов необходимых для выполнения плана;
— составление рабочего графика, отвечающего потребностям менеджера.
Люди, занятые выполнением задач, должны воспринимать нормы, как:
— значимые, то есть существенные для достижения цели;
— жесткие, но корректируемые (допускается снижение норм, если исполнитель, несмотря на хорошую работу, не справляется с ними).
Регламент бизнес процессов: что это и зачем он нужен? | Александр Высоцкий
Источником для установления норм являются прошлый опыт, расчеты, самостоятельно установленные нормы на основе интуиции.
Инструменты, используемые на этом этапе: дерево задач. Степень детализации задач зависит от сложности проекта, количества заинтересованных в этом проекте сторон и программы действий.
План ключевых событий (пример).
| Дата | Ключевое событие | Другие события |
| 9 марта | Размещение согласовано и одобрено | Выполняются работы по проводке коммуникаций, сети электроснабжения |
| 9 апреля | Штат для склада отобран и обучен | Заказано оборудование для работы с товарами |
| 17 апреля | Стеллажи установлены | Отсеки размечены и промаркированы |
| 20 апреля | Получение запасов товаров | ———————— |
| 10 мая | Сделаны поставки в маленькие магазины | ———————— |
Список ключевых событий не является первичным инструментом планирования и должен составляться на основе более детализированного плана, чтобы обеспечить точность и реальность дат, указанных в документе. Даты в списках ключевых событий – это один из вариантов обозначения контрольных значений показателей, указывающих, где мы должны быть в определенное время и на определенном этапе.
Другой вариант использования показателей для проверки результатов работы представляет собой регулярные совещания, на которых можно сверить действительные результаты с планируемыми эти показатели могут быть и финансовыми. Например, к определенному периоду расходы подразделения не должны превышать заданные проценты от внутреннего бюджета.
3 этап – мониторинг движения к цели.
Существует несколько методов мониторинга, как формальных, так и неформальных, которые позволяют определить степень продвижения к поставленной цели:
v Наблюдение и личное участие.
Цель – быть доступным менеджеру как для персонала, так и для коллег. Например, менеджер чувствует опасность не уложиться в срок с запуском пресс-релиза или обнаруживает скопление незарегистрированных материалов и документов, периодически замечает, что персоналу приходится подолгу задерживаться на работе.
v Опросы и обсуждения.
Возможны во время встреч по проекту или визиту. Подчиненные могут не понять важности каких-либо конкретных разработок, или не разобраться в природе возникших затруднений. Используя опросы и обсуждения, менеджер может воссоздать более полную картину и понять причину происходящего.
v Регулярный отчет.
Подготовка письменных отчетов вышестоящему руководству, устных докладов или отчетов об исключительных ситуациях (в случаях сильных отклонений от норм).
v Текущая статистика.
Например, менеджер может использовать текущие данные об объемах продаж по периодам либо о динамике затрат по этим же периодам. Могут использоваться данные о частоте работы с определенными целевыми аудиториями потребителей.
v Собственная статистика.
Менеджер может создать собственную базу данных дел своего подразделения или для работы смежных подразделений.
Требования к информации, необходимой для осуществления контроля:
1). Информация должна соответствовать тому уровню, на котором осуществляется контроль.
2). Данные должны быть связаны с нормами исполнения.
3). Всегда должно быть ясно, являются ли данные результатом измерений или расчетными оценками.
4). Если данные относятся к одной и той же деятельности, все противоречия должны быть устранены.
5). Информация, необходимая для проведения контроля, должна посылаться только тем людям, которые полномочны осуществить контроль.
4 этап – действовать в соответствии с результатами мониторинга.
Выбирается 1 из действий:
— внести изменения в задачи;
— не вносить изменений.
Корректирующие действия могут быть следующими.
В случае найма сотрудников на оптовый склад можно привлечь внутренний персонал компании, если внешние источники не позволили обеспечить заданное число кандидатов. Можно обеспечить дополнительные финансовые и временные ресурсы, чтобы решить проблему найма персонала с использованием только внешних ресурсов.
Менеджер на данном этапе должен проанализировать, будут ли направлены корректирующие воздействия на устранение причины проблемы или на ослабление последствий.
Необходимо использовать все возможные средства для того, чтобы добиться выполнения норм (материальное стимулирование, использование стратегии убеждения, обучение персонала, наставничество). Однако дисциплинарные меры менеджер может использовать только в крайних случаях.
Существуют ситуации, когда:
— нормы неправильно поняты;
— нормы известны, но игнорируются;
— люди работают намеренно не соблюдая норм.
Во 2 случае менеджеру необходимо оказывать воздействие, применяя власть.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Самое популярное на сайте:
Источник: studopedia.ru
Контур бизнес процесса это

Электронный документооборот (ЭДО) позволяет сделать деловые взаимоотношения прозрачными и контролируемыми. При использовании возможностей сервиса Диадок компании автоматизируют бизнес-процессы, получают доступ к легкой работе с документами, экономят финансовые и человеческие ресурсы.
19 марта 2019

Электронный документооборот (ЭДО) – это новый уровень деловых взаимоотношений, которые становятся полностью прозрачными и контролируемыми. Это особенно важно для холдингов и крупных филиальных структур. На онлайн-семинаре эксперты СКБ Контур расскажут о легитимности ЭДО, его ближайших перспективах развития на государственном уровне, а также ответят на вопросы о способах внедрения ЭДО в бизнес-процесс.
13 декабря 2018

В 2019 году маркировка станет обязательной для десяти групп товаров. В первую очередь система начнет действовать для табачной продукции — с 1 марта 2019 года. На этапе производства каждая упаковка будет помечаться уникальным кодом. Он поможет отследить движение товара от изготовителя к покупателю.
Первичные документы потребуется отправлять через системы электронного документооборота. Как выполнить новые требования законодательства, расскажут эксперты СКБ Контур на вебинаре.
11 декабря 2018

Электронный документооборот (ЭДО) – это новый уровень деловых взаимоотношений, которые становятся полностью прозрачными и контролируемыми. Работать с электронными документами в Диадоке можно еще быстрее и удобнее, если использовать дополнительные возможности сервиса, которые адаптированы под ваши бизнес — процессы.
13 ноября 2018

20 апреля 2018

Итак, ваша компания — производитель или оптовый продавец товаров, и вы решили перевести в электронный вид исходящие документы. Чтобы как можно быстрее почувствовать преимущества ЭДО: скорость и удобство — нужно выбрать именно тот способ работы в сервисе, который наиболее подходит именно вашей компании. О том, как это сделать, и пойдет речь на вебинаре.
Источник: www.diadoc.ru
Контур бизнес-планирования
В современных условиях развивающихся рыночных отношений повышается роль бизнес-планирования как важнейшего инструмента руководства деятельностью любого предприятия или организации. Эффективность бизнес-плана тем выше, чем лучше организован процесс его разработки и исполнения. Поскольку на действующих предприятиях отсутствуют особые органы бизнес-планирования, то возникает задача формирования в системе руководства особого контура бизнес-планирования, который в общем случае формирует следующие элементы:
- блок инициирования;
- заказчик
- разработчик
- соразработчик
- блок анализа и оценки;
- утверждающий орган;
- блок контроля и исполнения.
В зависимости от конкретных условий предприятия, его размеров, объемов деятельности, стабильности положения на рынке и т.п. различные элементы контура бизнес-планирования могут быть совмещены в одном органе или лице. Например, частный предприниматель, владелец или директор небольшого предприятия может одновременно выполнять роль инициатора, заказчика и утверждающего органа.
Расширяющая практика бизнес-планирования ставит вопрос организации соответствующего процесса с учетом наличия специалистов-планавиков, экспертов, возможности привлечения внешних консультантов и разработчиков, наличия нормативной и информационной базы, предназначения и статуса разрабатываемых планов.
Эффективный процесс бизнес-планирования достигается только с помощью особого контура в системе осуществляемых функций контроля анализа, оценки и собственного планирования, который способен производить постоянно действующий контроль за состоянием деятельности предприятия и изменениями влияния на него окружающей среды. На этой основе в результате оценки поступающих сигналов об изменениях контур должен принимать решение, то есть инициировать вопрос о необходимости разработки бизнес-плана.
Потребность именно в блоке инициирования отличает бизнес-планирование от классического планирования, которое вмонтировано в действующую систему менеджмента и не требует от руководства специальных усилий по созданию нового контура и распределению новых полномочий среди традиционно существующих служб и должностей. Примерная схема контура бизнес-планирования приведена на рис. 1.

Рис. 1. Схема контура бизнес-планирования
Читать также:
Планирование – Одной из важных функций управления является — планирование, которое присутствует на каждом уровне управления.
Сущность бизнес-планирования – Существует множество видов планирования, но только один вид планирования обеспечивает максимальную эффективность в нынешних условиях экономики.
Бизнес-план как важнейший инструмент современного менеджмента – Бизнес-план стал способом делового общения, говорящий о состоянии и перспективах развития предприятия.
Бизнес планирование в общей системе планирования – Существует много разновидностей планирования и в них своё место занимает бизнес-планирование.
Организация бизнес-планирования – Организация бизнес-планирования включает в себя распределение ролей и систему разработки.
Источник: infomanagement.ru
