Сегодня двери в большой бизнес открыты любому человеку вне зависимости от его уровня образования или наличия материальной базы, главное – это хорошая идея и возможность посвящать все время своему делу. «А как же финансовый вопрос?» – спросите вы. «Корпоративный бизнес», – будет ответом на ваш вопрос.
Весь смысл построения такого бизнеса кроется в понятии «корпорация» (от латинского – «объединение»). С общенаучной точки зрения корпорацией является вид общественного союза, отличающийся сплочением членов этого союза в единое целое. Корпорация с экономической точки зрения является юридическим лицом, представляющим собой объединение физических лиц с экономическими целями.
Бизнес, построенный на принципе корпорации, совсем молодой в странах постсоветского пространства. Ранее в СССР было популярно иное объединение лиц – кооператив (кооперация). После Октябрьской революции, с 1930 года, в стране начался процесс коллективизации: образовывались колхозы путем включения в них единоличных хозяйств.
БИЗНЕС РЕАЛИТИ #1 КОРПОРАТИВНЫЙ КОНФЛИКТ | УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ | БИЗНЕС ОПЫТ РЫБАКОВА
Понятие «кооперации» чем-то схоже с «корпорацией», но у них есть и существенные отличия:
- В кооператив могут входить не только физические, но и юридические лица.
- Учредители корпорации не обязаны работать в ней, а вот все члены кооператива принимают участие в деятельности общества.
Признаки и основные модели корпоративного бизнеса
Как уже упоминалось выше, корпорация – это юридическое лицо, в состав которого входят физические лица. Отличительным признаком любого юридического лица является наличие собственности (имущества) в хозяйственном ведении и способности отвечать по своим обязательствам этой собственностью. Юридические лица могут быть ответчиками или истцами в суде, также они обязаны вести баланс расходов и доходов.
Важнейшим признаком дела, построенного на основе объединения, является то, что как юридическое лицо корпорация действует независимо от своих учредителей, то есть можно утверждать, что корпорация – это самоуправляемая организация.
Корпоративное управление обычно подразумевает наличие главного менеджера, совета директоров (наиболее влиятельные учредители) и общего собрания учредителей. Конечно же, в основном все ключевые вопросы решает руководитель объединения. Совет директоров и собрание учредителей обладают контролирующими полномочиями.
Системы корпоративного управления
Под системами корпоративного управления понимают модель отношений между руководителем корпорации и ее владельцами (учредителями). В каждой стране сложилась своя система управления корпоративным бизнесом:
- Американская система. Характерна практически для всех англоязычных стран: США, Австралии, Великобритании, Новой Зеландии, Канады и других. Здесь интересы учредителей представлены обособленными друг от друга инвесторами – все они находятся в зависимости от руководителя организации. Контроль над главным менеджером осуществляется при помощи рынка ценных бумаг.
- Германская система. Характерна для Скандинавских стран и стран Центральной Европы. Здесь действует другая взаимосвязь между учредителями и менеджером – все стороны равноправно участвуют в деятельности фирмы.
- Японская система. Полностью закрытая модель, основанная на контроле работы менеджера со стороны финансовых организаций.
- Семейная система. Распространена по всему миру. Корпоративное дело принадлежит одной семье.
- Российская система. Не имеет определенных черт. Корпоративный бизнес развивается здесь на основе сразу нескольких моделей управления.
Основные формы корпоративного бизнеса
Очень просто понять суть корпоративного бизнеса, рассмотрев его наиболее распространенные формы, такие как акционерные общества (закрытого и открытого типа).
Корпоративный конструктор. Часть 1. Фиксация роли и места партнеров в бизнесе.
Акционерное общество – это юридическая организация, у которой уставный фонд разделен на акции. В свою очередь, акция – это ценная бумага, которая удостоверяет право ее владельца на долю в уставном фонде предприятия и гарантирует получение дивидендов. Акции могут быть простыми и привилегированными. Акционеры одних и других акций несут риск убытков корпорации в соответствии со стоимостью своих акций.
Акционерное общество может быть закрытого (ЗАО) и открытого типа (ОАО). Участники ОАО могут свободно продавать свои акции, без согласования с другими акционерами. Участники ЗАО имеют право продавать акции только в пределах учредителей данной компании или с согласованием этих учредителей.
Наиболее неприятным является тот факт, что корпорации, в частности ОАО и ЗАО, имеют так называемое двойное налогообложение. То есть налог снимается не только с прибыли организации, но и с выплачиваемых по акциям дивидендов.
Специально для hqbusiness.ru Гладкая Алеся Владимировна
Источник: hqbusiness.ru
Понятие корпоративного бизнеса
В экономике наших дней выделяют 3 основных направления бизнеса: индивидуальный, партнёрский и корпоративный . Рассмотрим интересующий нас последний вариант, его преимущества и особенности.
Основу корпоративного бизнеса, как несложно догадаться, составляют корпорации. Корпорация – это одна или несколько организаций, созданная с целью извлечения прибыли и защиты интересов её членов. Корпорации, как правило, организуются как ЗАО или ОАО.
На просторах постсоветского пространства корпоративный бизнес зародился сравнительно недавно. Родиной корпораций являются США. В европейских и других капиталистических странах корпорации действуют уже несколько десятков лет. В рамках корпоративной системы осуществляется взаимодействие структурных подразделений корпорации между собой или корпораций с государством. Эти взаимодействия и называют корпоративным бизнесом.
Яркий пример корпоративного сотрудничества – государственные банки. Так же можно сравнить бизнес корпораций с механизмом оптовых продаж. Сделки в корпоративном бизнесе чаще всего осуществляются на договорной основе и оплачиваются безналичным расчётом. Информационные технологии и информация вообще является основой для построения корпоративного бизнеса. Своевременное владение достоверной информацией всеми участниками корпорации является основой построения корпоративной бизнес — структуры.
Прежде чем переходить к сравнениям, стоит сказать пару слов о партнёрском и индивидуальном бизнесе. Индивидуальный, как и следует из его названия, создаётся за счёт средств одного человека или ещё и членов его семьи. Партнёрский – двумя и более лицами, объединяя их капиталы и совместную деятельность, направленную на достижение результата. Партнёрский бизнес, в какой-то степени, является микро-прототипом для корпоративного бизнеса, его уменьшенной моделью.
Итак, основное преимущество корпоративной модели – распределение финансовых рисков. Так, если при индивидуальном бизнесе предприниматель понёс убытки – всё бремя ответственности ляжет на его плечи. Если Потери произойдут при корпоративной модели, сумма убытков будет распределена между участниками системы согласно уставу. Та же схема работает и при получении прибыли. Ещё одним преимуществом организаций, входящих в состав корпораций является то, что в случае необходимости они могут рассчитывать на поддержку государства (так происходит в случае с государственным банком).
Источник: roskredity.ru
7. Виды корпоративных форм бизнеса
Корпоративная форма организации бизнеса, с одной стороны, является основой надфирменных образований, а с другой – и сама рассматривается в качестве интегрированной структуры. Картель представляет собой форму союза предпринимателей на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников (фирм) условия бизнеса (по объему производства, ценам на товары, доле (квоте) на рынках сбыта, обмену патентами и др.).
Картельное объединение представляет собой ограничивающее конкуренцию соглашение между фирмами (предприятиями, организациями), которые юридически и экономически остаются самостоятельными, предполагающее координацию как маркетинговой деятельности, так и отдельных элементов бизнес‑планирования его участников на договорной основе. Синдикат является самой жесткой формой интеграции и представляет собой совокупность предприятий, объединенных с целью централизации функций обеспечения ресурсами и маркетинга (сбыта продукции) на согласованных условиях; имеет специальный центр по продажам, который только один вправе продавать продукцию участников соглашения по единым ценам.
Участники синдиката сохраняют юридическую и производственную самостоятельность, но теряют коммерческую независимость. Консорциум представляет собой одну из форм интеграции фирм на основе картельного соглашения для совместного проведения крупных финансовых операций (в т. ч. международных) по реализации капиталоемких и наукоемких проектов с целью извлечения высоких (монопольных) прибылей.
Это временное объединение участников на период достижения поставленной цели, которое может создаваться как с образованием, так и без образования юридического лица. Трест предполагает такое объединение предприятий, при котором осуществляется сильная централизация управления и участники полностью утрачивают производственно‑коммерческую самостоятельность.
Это самая жесткая форма интеграции, поскольку объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не какая‑либо сторона, как в картели или синдикате. Концерн является наиболее распространенной организационной формой объединения самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно‑лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества.
Конгломерат – организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности. Стратегический альянс представляет собой соглашение о кооперации независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний.
Альянс не является самостоятельным юридическим лицом, а отдельные компании могут быть участниками множества стратегических альянсов. Ассоциация – добровольное объединение независимых структурных единиц (юридических или физических лиц) на основе экономической заинтересованности для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой‑либо другой цели; самая «мягкая» форма интеграции компаний, создаваемых в целях кооперации деятельности рекомендательного характера. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица. Суть холдинга состоит в приобретении контрольных пакетов акций различных компаний в целях установления контроля за их деятельностью и получения доходов в виде дивидендов.
13.03.2016 765.61 Кб 160 Zagorodnikov_S._Yekonomika_Predpriyatiya_.rtf
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net