В современных условиях коррупция имеет все необходимые признаки для признания ее потенциальной угрозой безопасности государства, поскольку коррупция затрагивает интересы общества в целом. Авторы рассматривают проблемы коррупции как угрозы национальной безопасности и учитывают три вектора деструктивного влияния коррупции — на экономику, право и государство.
Ключевые слова
Об авторах
Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя
Россия
Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя
Россия
Список литературы
1. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Собрание законодательства Российской Федерации, № 52, 29.12.2008, (ч. I), ст. 6228.
2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации, № 31, 02.08.2004, ст. 3215.
3. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. № Пр-2685.
Коррупция в США vs РОССИЯ #коррупция #мышлениемиллионера #деньги #бизнес #успех #доход #работа
4. Национальная стратегия противодействия коррупции. Утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460.
5. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
6. Борисова Е.В. Защита от рейдерства в системе финансового контроля предприятия // Вестник экономической безопасности. — 2015. — № 5. — С. 20-22.
7. Кузнецова Е.И., Бахметьева Е.С. Повышение конкурентоспособности банков в рамках реализации клиентоориентированной стратегии // Вестник Московского университета МВД России. — 2012. — №10. — С. 40-46.
8. Кузнецова Е.И., Кузнецова М.В. К актуальности проблемы определения роли современного государства в экономике // Ученые записки Российской академии предпринимательства. — 2014. — № 41. — С. 220-226.
9. Купрещенко Н.П., Филатова И.В. Взаимосвязь теневой экономики и коррупции в современной России // Вестник экономической безопасности. — 2015. — № 1. — С. 21-25.
Источник: www.pp-mag.ru
3. Коррупция – угроза бизнесу
В настоящее время наиболее выраженной причиной угроз бизнесу является коррупция. Основные причины разгула преступности и коррупции находятся в тесной взаимосвязи с такими явлениями, как кризис и несбалансированность в экономических отношениях, высокие налоги, падение производительности труда, рост безработицы, бюджетный дефицит… Эксперты Мирового банка считают коррупцию главной экономической проблемой современности. По их данным, 40% предприятий во всем мире вынуждены давать взятки. В развитых странах эта цифра составляет 15%, в азиатских – 30%, в странах СНГ – 60%.
По степени коррупционности госаппарата Россия занимает 128-е место из 158 среди наименее коррупционных государств мира. В рейтинге самых экономически свободных государств Россия занимает 102-е место из 130 стран. По оценке действия правительства в отношении улучшения деятельности бизнес-структур Россия на 96-м месте.
Коррупция грабит вас — или делает богаче?
Валовой коррупционный доход в России среди 26 стран Восточной Европы и стран СНГ за последние три года вырос на 50%. По размеру взяток за получение лицензий и разрешений разного рода деятельности наша страна занимает первое место. Средний размер взятки за последние годы увеличился более чем в 10 раз.
В коррупционную систему России входят порядка 2,5 млн человек, и наше общество платит им 40 – 45 млрд долл. в год. Отделом статистики Главного организационно-инспекторского управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ведется учет преступлений, совершенных в сфере экономики и преступлений против государственной власти.
В современном обществе существует два типа коррупции.
Первая – это мелкая коррупция, практикуемая на низовом уровне, там, где граждане и малый бизнес пересекаются с представителями органов власти. Многие считают, что такого рода коррупция помогает фирмам и отдельным лицам обойти слишком жесткие требования, установленные законом, сокращает проволочки, а также избавляет от необходимости следовать невыполнимым инструкциям и платить непосильные налоги. Постепенно этот вид коррупции начинает раскручиваться и множиться, превращаясь в более опасные формы крупной коррупции на высоких уровнях. Этот вид коррупции предполагает большие масштабы взяточничества, не знающего государственных границ, и является в большинстве случаев оправданием существования коррупции на всех уровнях государственного управления.
По оценкам бизнесменов в настоящее время чиновники госаппарата и муниципальных учреждений, а также сотрудники правоохранительных органов заняты «крышеванием» бизнеса в большей мере, чем криминальные структуры.
Коррупция – это стратегия поведения влиятельных социальных групп, направленная на «захват государства» и установление теневого контроля над принятием властных решений. В рамках этой стратегии происходит «захват бизнеса» с использованием властных полномочий для обеспечения теневого контроля отдельных кланов над целыми отраслями или даже над экономикой в целом. Людей, осуществляющих «захват», принято называть олигархами.
Олигархи – это господствующая социальная группа, бизнесом которой стала распродажа советского имущества, приватизация власти и менеджмента государственных компаний, доминирование на «политическом рынке» и в информационном пространстве. Основой экономического богатства господствующего класса является не производство капитала, а перераспределение национального богатства. В их руках сконцентрированы такие ресурсы, которые превосходят экономические возможности государства и позволяют диктовать органам власти свои «правила игры».
В начале 2004 г. были арестованы счета ЮКОСа в Швейцарии. Однако в ходе следствия было выяснено, что арестованы деньги фонда «Ветеран». Швейцарский суд в это поверил. Во время расследования отмывания денег был обнаружен факт, что в документах ЮКОСа указывается, что нефть продается по 49 долл. за тонну.
На самом деле, используя подставные фирмы, нефть реализовывалась по 150 долл. за тонну. Так, у компании «в тени» оседало 70% прибыли. Такая схема деятельности присуща почти всем крупным российским компаниям.
Коррупция невозможна без наличия в стране неучтенных денежных средств. Большие масштабы коррупции говорят о том, что теневая экономика перешла уже все пределы, основные средства в копилку коррупции идут от нефтедолларов, криминального рынка, рынка услуг, потому что производственный сектор экономики фактически не развивается, ничего нового в масштабах государства не строится и не создается.
Вместе с тем незаконный вывоз капитала является также следствием нестабильности и коррупции в банковском секторе, нерациональной налоговой политики, частой и порой резкой девальвации валюты, неспособности государства защитить экономические интересы.
Борьба с коррупцией становится одной из самых актуальных задач и приоритетных направлений политико-правовой реформы в России. Сегодняшняя ситуация связана с беспрецедентным в истории нашей страны процессом личного обогащения некоторых представителей органов власти и крупного бизнеса за счет большинства граждан.
Быстрыми темпами происходит деформация налоговой сферы. Возрастание налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков за счет сокрытия экономической деятельности от контроля и уклонения от уплаты налогов других стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности.
Современная теневая практика использует множество форм сокрытия налогов. Это сокрытие объектов налогообложения, то есть ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации. Одним из распространенных видов коррупции является осуществление работ без получения лицензии.
Так, 28-летний генеральный директор ЗАО «Ставсвязьинформ» (Ставрополь) был обвинен в незаконном предпринимательстве. Он заключил с филиалом одного из банков соглашение на выполнение работ по монтажу телекоммуникационного оборудования в помещениях банка. Работы были выполнены без получения лицензии, в результате чего ЗАО «Ставсвязьинформ» незаконно получило свыше 700 тыс. руб.
РОВД Промышленного района г. Ставрополя по данному факту возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 171 УК РФ об осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии), если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
Вторым часто встречаемым видом коррупции в сфере бизнеса является «откат», т.е. закупка оборудования по специально завышенным ценам и тарифам.
Об откатах, масштабы которых сравнимы со взяточничеством чиновников, говорят и пишут мало. Объясняется это тем, что в публичной огласке не заинтересована ни одна из сторон и покупатель может сказать, что цена товара его устраивала, поэтому он и пошел на сделку, выбрав данного поставщика.
Но не всегда так происходит. Небольшая московская фирма, решив закупить партию строительных инструментов у корейской компании, предложила на переговорах менеджерам из Кореи поднять стоимость партии с полумиллиона долларов за всю партию. До 800000 долл.
Корейским коллегам объяснили, что в России это называется «откат» и надуто увеличенная сумма делится между менеджерами, заключающими сделку. Корейский бизнесмен не принял данное предложение и обратился в УБЭП. Однако решить дело будет сложно, так как будет трудно собрать доказательства.
Эксперты считают, что многие отрасли без откатов просто не работают, а управляющий партнер консалтинговой компании «Легальный бизнес» Борис Карнаухов считает, что все работают исключительно на откатах. Внедрение нового сорта товара возможно только благодаря «откату» менеджеру поставщиком. В среднем по стране «откат» составляет 5%.
Откатные схемы существуют у фирм, торгующих недвижимостью. Провинившийся сотрудник вносится в черный список, которым обмениваются крупные компании. Навариться можно и на компьютерном оборудовании, и на продаже программного обеспечения, и в энергомонополии. Но есть в России компании, которые сделали борьбу с откатами частью своего имиджа.
Так, в екатеринбургском парфюмерном концерне «Калина» все перерасходы сверх бюджета утверждаются специальным комитетом. За работой менеджеров специально следит служба безопасности. Людей, устраивающихся на работу, предупреждают о возможности проверки на детекторе лжи, в офисах развешены плакаты, напоминающие о тяжелых последствиях воровства. Пресс-секретарь «Калины» Сергей Казанцев с уверенностью говорит о том, что в их компании «откаты» изжиты.
коррупция бизнес борьба орган
Источник: studfile.net
Влияние коррупции на экономическую безопасность России
Татаринцева, Т. А. Влияние коррупции на экономическую безопасность России / Т. А. Татаринцева, Л. П. Конвисарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/331/73972/ (дата обращения: 06.06.2023).
Главной задачей данной работы служит выявление факторов проявления коррупции, которые влияют на экономическую безопасность в Российской Федерации. Коррупция распространена на все сферы жизнедеятельности и является одной из главных экономических угроз в России. В данной статье рассмотрено воздействие коррупции на экономическую безопасность страны, но кроме того причины, способствующие повышению масштабов этих негативных социально-экономических явлений.
Ключевые слова: национальная безопасность, противодействие коррупции, коррупция, коррупционная сфера, теневая экономика, экономическая безопасность
Коррупция является одной из многочисленных проблем нашего времени, в значительной степени препятствующая социально-экономическому и общественно-политическому формированию каждого государства. Ее воздействия на экономику государства повышается, растут масштабы, расширяется сфера коррупционных правонарушений [10].
Определение коррупция (corrumpire) в римском праве понималось как «разрушать, ломать, подкупать» и являлось противоправным действием в отношении должностных лиц. Этот термин означал сговор нескольких участников, все это было целью незаконного влияния, например, на судебный процесс и слом нормального хода управления общественными делами. [9]
Понятие «экономическая безопасность» неразделимо связано с определением «национальная безопасность». Термин «национальная безопасность» прочно поместился в жизнедеятельности современного общества и сделался элементом внутренней и внешней политики большинства стран. [5]
Экономическая безопасность в Российской Федерации проявляется в виде национальной защиты экономической стороны государства от разнообразных внешний и внутренних влияний, этим самым достигается сохранность суверенитета государства, защита экономического пространства. Экономическая безопасность государства достигается путем осуществлении национальных проектов по обеспечению экономической безопасности [8].
Согласно Указу Президента Российской Федерации с 13 мая 2017 г. «О стратегии финансовой защищенности в промежуток вплоть до 2030 года» к основным призывам и угрозам экономической безопасности относится высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере. [1]
Коррупция побуждает подобные негативные исходы для Российской Федерации как:
− — объективная угроза экономической безопасности в абсолютно всех ее формах и проявлениях;
− — затруднение свершения стоящих перед ней стратегических задач;
− — огласка присутствия коррупции в верховных эшелонах власти ведет к подрыву доверия и ставит под подозрение и законность;
− увеличение материального неравенства и бедность большой части населения;
− увеличение теневой экономики;
− увеличение общественной напряженности, что надрывает и обессиливает государственную экономику и угрожает общественно-политической стабильности в стране;
− усугубление инвестиционного климата, вследствие чего индивидуальному бизнесу не остается ничего иного, кроме как стремиться к получению быстрой прибыли (зачастую — сверхприбыли) в неожиданных обстоятельствах, а требование с целью долгосрочного инвестирования отсутствуют;
− неисполнение конкурентоспособных элементов рынка;
− утрата общества значительной части интеллектуального потенциала согласно фактору присутствия коррупции в образовательной сфере;
− снижение престижа страны в международном уровне, повышение опасности ее экономической и общественно-политической изоляции, и др. [10]
Теневая экономика порождает коррупцию, но коррупция, сформировывает основу расцветания теневой экономики. Все элементы здесь до такой степени взаимосвязаны и переплетены что сформировывают надёжный замкнутый круг.
В наше время в Российской Федерации осуществляется реализация Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы согласно Указу Президента Российской Федерации. В данном плане предусмотрены соответствующие задачи [2]:
− модернизация концепции запретов, ограничений и обстоятельств, установленных в целях противодействия коррупции;
− обеспечение унифицированного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения эффективности элементов устранения и урегулирования конфликта интересов;
− совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг с целью предоставления государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
− совершенствование предустановленных Федеральным законодательством от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [3] порядка осуществлении контроля за расходами и механизма обращения в прибыль Российской Федерации имущества, в взаимоотношении которого не передано данных, поддерживающих его получение на законную прибыли;
− обеспечение всесторонности и прозрачности представляемых сведений о заработках, расходах, о имуществе и обязанностях имущественного характера;
− повышение производительности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного воздействия государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и создание социального правосознания;
− модернизация мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе согласно защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений должностным положением со стороны должностных лиц;
− классифицирование и актуализирование нормативно-правовой базы согласно проблемам противодействия коррупции, предупреждение недочетов и противоречий в правовой регулировке в области противодействия коррупции;
− повышение производительности международного сотрудничества Российской Федерации во поле деятельности противодействия коррупции, повышение международной авторитетности Российской Федерации. [2]
Кроме этого нормативного акта имеется Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», где учтен ряд мер согласно профилактике коррупционных преступлений [4]. Также в области противодействия коррупции учтена уголовная и административная ответственность за коррупционные правонарушения. [10]
Можно отметить, что Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в комплексе ключевых вопросов предоставления национальной безопасности в современных условиях наиболее выделяют вопрос борьбы с коррупцией во взаимосвязи с целыми проблемами экономической безопасности страны. Проблемы указывают об опасности положения и критическом состоянии дел в сфере коррупционных явлений, которые рассматриваются как угроза национальной безопасности.
Коррупция в настоящий период несет ощутимую опасность национальной безопасности, стратегическим интересам России. Порождая чувство несправедливости, дискредитируя государственную власть, она может оказаться причины обострения социальных противоречий, дестабилизировать общество. Только ужесточением уголовного преследования коррупцию не истребить. Эта сложная многогранная задача требует комплексного, междисциплинарного подхода к решению. [6]
Антикоррупционная борьба в Российской Федерации длится более 10 лет, но несмотря на это обстановка никак не улучшается. О данном свидетельствует известный международный рейтинг — уровень восприятия коррупции. Он рассчитывается международной неправительственной системой Transparency International. [11]
Индекс восприятия коррупции (ИВК) — составляющий индекс, определяющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе разных стран. Страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль означает самый большой уровень восприятия коррупции, а сто — самый незначительный.
В последние годы состояние России индекс восприятия коррупции остается устойчивым. С 2015 г.- 2017гг. она набирала по 29 баллов, в 2018 г. потеряла один балл, а в 2019 показатель сохранился неизменным и также составил 28 баллов, как и в 2018 году. Наиболее существенные перемены прослеживались в состоянии Российской Федерации в рейтинге: в 2015 Россия заняла 119-е место, в 2016–131-е, в 2017–135-е, в 2018–138-е. место. В 2019 г. Россия заняла 137-е место из 180. Такое количество же набрали Доминиканская республика, Кения, Либерия, Ливан, Мавритания, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай и Уганда. [11]
Изучив данные МВД с января по август 2019 года, выявлен ущерб согласно закрытым уголовным делам в коррупционной сфере, он составил около 102 миллиардов рублей. Из них компенсировано всего 27 миллиардов рублей. Подразделениями правоохранительной системы выявлено 18,4 тысяч правонарушений в коррупционной сфере, в части которых 5,5 тысяч осуществлены в особо крупном или крупном размере. К уголовной ответственности привлечена 1 тысяч человек. [12]
Проанализировав различные случаи коррупционных правонарушений, можно сделать вывод о том, какое воздействие коррупция проявляет на экономику Российской Федерации в целом:
− существенно задерживается экономический рост из-за нехватки бюджета;
− рушится рыночная конкурентоспособная борьба согласно фактору появления барьеров, для входа на рынок;
− многочисленные проекты остаются нереализованными согласно фактору хищения денежных средств;
− разоряется малый бизнес, при этом за счёт собственного размера обогащаются крупные фирмы;
− правительство делается непривлекательным для инвесторов;
− совершается дифференциация прибыли населения и снижается общий уровень жизни. [7]
С целью продуктивного противодействия коррупции необходимо использовать комплексный подход, который будет принимать во внимание огромное количество разных условий и элементов. Российской Федерации необходима конкретная стратегия согласно противодействию политической коррупции и коррупции в целом, которая будет содержать подобные меры как: увеличение социальной осведомленности и уровня образования в государстве, развитие различных институциональных элементов и правовых инструментов, формирование механизма согласно защите прав заявителей о коррупции, совершенствование следственных и прокурорских аппаратов, увеличение значимости гражданского общества и обеспечение независимости СМИ.
- Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» //Вестник науки и образования. Часть 3.2019. № 9 (63)
- Указ Президента Российской Федерации [Текст]: от 29.06.2018, № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы». // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71877694/ (дата обращения 04.10.2020 г.).
- О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: Фе-дер. закон Рос. Федерации от 3 дек. 2012 г. № 230-ФЗ // Рос. газ. 2012. 5 дек.
- О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 –ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008 г.
- Вечканов Г. С. Экономическая безопасность. СПб., 2007. С. 384.
- Парилов О. В., Треушников И. А. О состоявшейся в Нижегородской академии МВД России конференции «Коррупция как угроза развития общества и государства» // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 2(46). С.271.
- Пасечко В. В. Влияние коррупции на эффективность государственного управления // Там же. С. 27.
- Федеров Г. И., Коренкова С. И. Коррупция как угроза экономической безопасности // Экономическая безопасность в условиях цифровой трансформации. 2020. С.55
- Фиалковская, И. Д. Коррупция: понятие, признаки, виды // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2018. № 1. С. 139–140.
- Фрунзеева А. Н., Фрунзеева Ж. Н. Коррупция как угроза экономической безопасности // Вестник науки и образования. 2019. № 9–4(63). С.52–54.
- Индекс восприятия коррупции // Итоговая таблица. [Электронный ресурс], 2019.Режим доступа: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019–28-ballov-i-137-mesto.html?sphrase_id=61043 (дата обращения: 04.10.2020).
- EurAsia Daily Новостная лента от 18.11.2019. // МВД: Ущерб в России от коррупции за 2019 год составил 102 млрд рублей // https://eadaily.com/ru/news/2019/11/18/mvd-ushcherb-v-rossii-ot-korrupcii-za-2019-god-sostavil-102-mlrd-rubley (дата обращения 04.10.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): российская Федерация, экономическая безопасность, коррупция, национальная безопасность, противодействие коррупции, теневая экономика, коррупционная сфера, россия, Указ Президента, экономическая безопасность страны.
Источник: moluch.ru