Коучинговый подход при построении бизнес-процессов (Вера Данилочкина)
Обратимся к модели «жизненных циклов организации» Ицхака Адизеса – всемирно известного бизнес-консультанта и эксперта в области повышения эффективности работы компаний коммерческого и государственного сектора. В данной модели он описывает 9 этапов развития, через которые проходит любая компания, независимо от формы собственности.
На первых 2-х этапах: «Выживания» и «Младенчества» в организациях преобладают неформальные отношения, отсутствует иерархия, все процесс стихийны и зависят от конкретной ситуации или человека. На этих этапах все мысли посвящены тому, как заявить о себе и удержаться на рынке. Когда компания успешно проходит эти этапы она переходит на следующую стадию, стадию «Активного роста». Именно на ней и до стадии «Стабильности» собственники, а далее и наемные руководители, начинают задумываться о том, как правильно выстроить бизнес-процессы, повысив тем самым управляемость и эффективность работы.
Вебинар «Бизнес процессы. Чем поможет коучинг?»
(Из книги «Управление жизненным циклом корпораций» И. Адизес, 2004 г.)
Обычно для этой задачи нанимают бизнес-консультантов, которые имеют опыт решения такого рода задач.
Стандартная схема работы консультантов примерно такая.
1. На первом этапе консультанты собирают информацию о том, какие процессы уже есть, как они функционируют, кто за них отвечает, что есть «на входе», что есть «на выходе» и составляют схему процессов «как есть» («as is»).
2. На втором этапе собирают и анализируют информацию по проблемным зонам.
3. На третьем создают модель бизнес-процессов «как должно быть» («to be») и презентуют её заказчику.
Знакома с этой схемой работы не понаслышке, неоднократно имела честь быть и в качестве заказчика, и в качестве участника рабочей группы от компании, и в качестве консультанта.
Что нового может внести коучинговый подход в разработку и построение бизнес-процессов? На каком из выше описанных этапов использование коучинговых технологий будет самым эффективным? Как практик, находящийся прямо сейчас в аналогичном проекте, могу ответить на поставленные вопросы следующим образом: на втором и третьем этапах. Первый этап — сбор информации и построение модели «as is» с моей точки зрения не требует применения специальных коучинговых знаний.
Так, сбор и анализ информации по проблемным зонам (второй этап) требует от эксперта 3-го уровня слушания, умения задавать глубокие и открытые вопросы, работать с зоной подконтрольности, удерживать раппорт и коуч-позицию, и что самое важное, общаясь на проблемные темы, интересоваться видением участников группы и их решениями заявленных проблем, акцентируя внимание на позитивной формулировке и использовании 4-х коучинговых вопросов (Чего хотите вместо этого? Как поймете, что проблема решена?
«Я коуч, я не хочу работать 24/7!». Разбор бизнес-стратегии известного коуча
Почему это важно? Как можете этого достичь?). Не мало важным на этом этапе является умение работать с будущим и погружаться в прошлое только за ресурсом. В консалтинговом же варианте обычно отводится большое место сбору предыдущих ошибок и анализу причин их возникновения. В этом одна из ключевых особенностей использования коучингового подхода в разработке бизнес-процессов, когда второй этап превращается из этапа сбора причин и анализа информации по проблемным зонам в этап разработки (пусть и первичной) совместных решение, процессов и ответственных за них лиц.
Третий этап разработки и построения бизнес-процессов – это создание и презентация новой модели «ключевых» и «второстепенных» процессов — модели «to be». В коучинговом формате данный этап проходит под лозунгом следующих вопросов: «Посмотрите, подходит ли вам данный вариант? Что еще могли бы вы сюда добавить? Готовы ли вы все сейчас взять ответственность за соблюдение и внедрение данного процесса?»
Каждый руководитель, который когда-нибудь занимался вопросами построения бизнес-процессов знает, что создать модель «как должно быть», это только 50% выполненной задачи, далее необходимо реализовать внедрение этих процессов. В данном случае коучинговая поддержка (как на индивидуальном, так и на командном уровне) может оказаться очень эффективным методом поддержки и принести быстрые результаты. Коучинговый подход отличается отсутствием директивности, поэтому если совместная работа при разработке процессов правильно выстроена и сформирован сильный раппорт, на этапе поддержки внедрения новых процессов трудностей быть не должно.
Таким образом, применение коучингового подхода при разработке бизнес-процессов может помочь организации сократить время на реализацию данного проекта, снизить негативные последствия восприятия нововведений, повысить ясность и прозрачность действий, что в конечном итоге повлияет на развитие компании и принесет ей реальную прибыть.
Вера Данилочкина
Профессиональный сертифицированный коуч ACC ICF, специализация переговоры и сложные коммуникации, приглашенный преподаватель Бизнес-школы МГИМО по курсу Executive MBA, Master of Business Administration по курсу стратегический менеджмент и управление компанией, основатель Института Переговоров.
Источник: erickson.ru
Бизнес-коучинг это…
Коучинг – слово сегодня известное.
Явление это само по себе полезное. Правда, коучинговое сопровождение – штука не из дешевых.
Но если вы желаете использовать все, что наработано в теме личностного роста, и если вы понимаете, что без усиления своих личностных качеств высот в бизнесе не добиться, есть смысл обратить внимание на этот способ получения информации или помощи.
Я сама несколько раз проходила коучинговые сессии, и поэтому меня очень удивило то, что я прочитала об этом методе в русскоязычном варианте Википедии. Признаться, у меня после этого сильно изменилось отношение к этому источнику информации. (Что, впрочем, совсем неплохо). Не буду цитировать то, что там написано. Каждый может прочитать самостоятельно. Лучше по привычке обращусь к англоязычному варианту.
Итак: Коучинг (coaching.англ. — обучение, тренировки) это сопровождение клиента профессиональным тренером (коучем) в процессе достижения клиентом конкретных личных или профессиональных результатов.
Соответственно, бизнес-коучинг нацелен на поддержку в процессе развития бизнеса.
Коучинг это:
Коучинг – это не советы профессионала о том, что вам следует делать или какие принимать решения. Этот метод основан на убеждении, что все ответы на интересующие вас вопросы уже есть внутри вас.
Хороший коуч не станет говорить вам, что делать. Причина, по которой стоит поработать с коучем – это возможность усилить свою способность слышать собственный внутренний голос.
Обращение за помощью извне может быть полезно для вашего развития, или может стать способом ухода от сложностей. Перекладывание ответственности или разделение ее с кем-то, уход от своей правды и следование чужому мнению может принести какую-то пользу. Но это будет лишь временным решением вопросов.
Цель же коучинга – постоянные и фундаментальные изменения в ваших взглядах на себя и на ваш бизнес.
Как сказал Энштейн «Мы не можем решить проблемы, используя то же мышление, которое эти проблемы породило».
Коуч поможет найти новые перспективы развития вашего образа мышления. А хороший коуч поможет сделать это очень быстро.
Работа с профессиональными консультантами безусловно ускоряет процессы. Но для начинающего предпринимателя чаще всего в бюджет не вписываются статьи оплаты советов профессионалов: хорошие специалисты стоят дорого, а плохим зачем же платить.
Вот здесь-то и нужно использовать всю силу предпринимательского мышления. Сегодня интернет помогает во всем. Поэтому, если у вас пока что недостаточно средств для оплаты профессионального коуча, развивайте тему «Сам себе коуч».
Вот сценарий маленькой коучинговой сессии, которую вы можете организовать для себя самостоятельно и, более того, ее регулярное повторение является хорошим способом запуска самомотивации.
Запишите ответы на четыре вопроса:
Что или чего вы хотите? ( Над чем вы работаете?)
Как вы собираетесь это сделать (этого достичь)?
Почему это ценно для вас? Что может вас остановить?
Как вы узнаете, что достигли желаемого:
- Что вы увидите?
- Что вы услышите?
- Что вы почувствуете?
На эти вопросы можно отвечать и касательно бизнеса, и о ваших личных желаниях (хотя, если мы говорим о своем деле, то грань в этом случае тонка и условна.)
Ответы на эти вопросы действительно запускают сильные эмоции. Сделайте это – и сами убедитесь. А если процесс доставит вам удовольствие, расскажите об этом в комментариях –делитесь своим опытом, своими радостями, улыбкою своей, и она опять, вы же знаете, к вам вернется:).
Источник: bank-of-ideas.ru