Глобальный экономический кризис поставил под удар предприятия, организации всех форм собственности, частных предпринимателей. Неудивительно, если руководитель запаникует и наделает управленческих ошибок — психология человеческая такова. Важно вовремя взять себя в руки, продумать стратегию выживания и составить план.
Как пережить кризис? Полезные советы руководителям.
Решение проблемы начинается с ее осознания. Если Вы считаете, что кризис пройдет стороной, то дальше можно не читать — у Вас все в порядке… или Вы еще не готовы признать наличие проблемы.
Мои советы принесут пользу тем, кому уже “посчастливилось” столкнуться с ураганом, именуемым в СМИ «некоторыми финансовыми сложностями». Что делать, чтобы свести к минимуму влияние мирового кризиса?
Снимаем розовые очки
После осознания проблемы, нужно сделать два непростых шага: взять эмоции под контроль и расстаться с иллюзиями.
Контролируйте собственное эмоциональное состояние. Пусть голова будет холодной, сердце горячим, а руки твердыми. Конечно, от подчиненных и даже жены можно спрятать стресс, одев маску улыбающегося босса, но подсознание не обманешь. Если голова первого лица компании только и думает о том, где взять денег, чтобы перекредитоваться, то любые управленческие решения в такой ситуации могут быть губительны.
Выжить в Америке. КРАХ американской мечты. Средний класс в…
Заставьте себя расстаться с планами, сформированными в докризисных тепличных условиях. Для любого руководителя откатиться на несколько лет назад — шаг сложный. Хотя нас уверяют, что в России это сделать очень легко, ведь многие помнят, как жили до Перестройки, во время Перестройки, после дефолта 1998 года и т.д. Обывателям привычно находиться в состоянии «не знаю — сплю спокойно», а руководителям.
Расставляем приоритеты
После того, как розовые очки убраны в футляр, нужно понять, какую глобальную задачу сейчас решать. Это особенно актуально для владельцев предприятий. Менеджменту как никогда нужен ответ на вопрос: «Что хозяин хочет в данной ситуации от бизнеса?». Минимизировать риски, заложить фундамент под будущий рост, выйти в кеш? Без чётких требований первых лиц к организации сегодня можно уже завтра получить дырку от бублика.
При антикризисном управлении без системы приоритетов ограниченные ресурсы будут направляться в разные стороны. Поэтому в кризисе, как в бою, приказы должны быть четкими, ясными, быстрыми и адекватными реальным изменениям.
Следующий шаг — встреча с ТОПами. Им нужно сообщить о новых правилах игры, которые будут способствовать повышению выживаемости в сложный период. Если в организации была демократия, то очень демократично объяснить, что на время кризиса вводится авторитарный стиль с четкими задачами и границами ответственности. Бардак в компании губителен. Вся организационная культура должна соответствовать тому, что предъявляет ей внешний мир.
Управление кризисом: корректируем бизнес-процессы
Когда в голове появилась четкая система приоритетов, приправленная уверенностью и трезвым расчетом, самое время переходить к изменению курса движения компании. Ниже мои рекомендации.
Кризис в России, паника, крах бизнеса | КАК ВЫЙТИ ИЗ КРИЗИСА ПОБЕДИТЕЛЕМ? Фильм-инструкция
• Цель — сохранение операционной прибыли.
Главный фокус внимания должен быть направлен на получение выручки и операционной прибыли. Для многих компаний важно сохранить масштаб операций, пожертвовав рентабельность.
• Свежий взгляд на клиентов.
Необходимо заново понять, кто Ваш клиент, что он покупает, как Вы производите товар или услугу.
• Фокус на потребностях покупателей
Кризис коснулся не только вас, а и клиентов. Они меняются и вам необходимо соответствовать их ожиданиям. Чтобы их выявить рекомендую ответить на следующие вопросы. Что в организации может быть товаром для клиентов? Как они будут себя вести в условиях падения рынка?
Отвечая, держите в голове рыночные тенденции.
• Ваш клиент — платежеспособный клиент!
Сформировать список ключевых бизнес-единиц, которые будут обеспечивать взаимодействие с клиентом. Банально, может быть даже скучно, но сейчас важно идти не просто от клиента, а от платежеспособного клиента. Поэтому не стоит до конца резать маркетинг и казнить рекламу.
• Трезвый взгляд на продуктовый портфель
Жизненно необходимо оставить в продуктовом портфеле только те предложения, которые приносят прибыль сегодня и имеют хорошие шансы сделать это завтра. Пришло время отказаться от “любимых” товаров, присутствовавших в ассортименте по причине глубокой личной симпатии первых лиц. Кризис — не время для игрушек. Если очень хочется “играть”, выделите эти товары в отдельную компанию и развлекайтесь, не мешая основному бизнесу выживать.
Конечно, не забудьте пересмотреть условия взаимодействия с клиентами — учитывайте риски неплатежей и трезво оценивайте реальную рыночную позицию заказчиков. Будьте тверды, но не требуйте невозможного.
• Быть быстрым, как рынок
Важно усвоить следующее: скорость изменений в организации должна быть адекватна скорости перемен окружающего мира. Замечу, что все сейчас меняется очень быстро.
В свою очередь скорость изменений организации будет зависеть от того, что происходит в головах первых лиц, насколько быстро они смогут сами адаптироваться к новым реалиям. Не переживайте, для вас это не впервой.
• Сокращаем затраты с умом
Определите затраты, которые необходимы для нормального функционирования производства и продаж. Все остальное очень пристально проанализировать. Смело пускайте под нож те, которые не приносят ощутимого финансового результата сейчас и не собираются делать это в ближайшем будущем.
Траты под микроскопом
Остановлюсь подробно на том, какие траты нужно сокращать:
• Инвестиции, которые не влияют на текущую деятельность.
• Непрофильные активы — они отнимают деньги, время, энергию, эмоции. Сосредоточьтесь на основной деятельности.
• Неэффективные бизнес-единицы, отделы, предприятия. Если нет прибыли, зачем тащить балласт?
• Программы развития, например, персонала. Все они были сформированные до кризиса и, скорее всего, сейчас неактуальны. Если придется сокращать персонал, то пользы от программы развития сотрудников — ноль.
• Корпоративные мероприятия, например, Новый Год. Все всё понимают, поэтому погуляем, когда пройдет основная фаза кризиса.
• Персонал, без которого можно обойтись в основных бизнес-процессах.
• Аренду помещений. От ненужных площадей отказаться, а для нужных снизить цену, проведя переговоры с арендатором. А кому сейчас легко?
• Затраты на себестоимость. Это самое ключевое! Пересмотреть поставщиков, сырье, комплектующие и т.д. В условиях кризиса некоторые бизнесы могут позволить себе снизить качество, особенно если у них доминирующее положение на рынке.
• Рекламу, PR и другие инструменты продвижения если оставлять, то очень сильно подумать об эффективности, и конечно учитывать сегодняшние реалии. Кризис — самое время требовать скидки.
• Внедрение и разработку IT проектов, если были задуманы как имиджевые, «так положено», «нужно для IPO», или проекты с туманной перспективой финансовой отдачи.
Взгляд в близкое завтра и прекрасное далеко
Кризис кризисом, но думать о завтрашнем дне необходимо.
• Для реализации основной деятельности рассмотреть варианты бартерных сделок.
• Планировать кадровые перестановки — сейчас можно привлечь более квалифицированный персонал.
• Если рынок специализированный, то разработать программу удержания “узких” специалистов, т.к. их уход может внести дополнительный риск для организации.
• Позаботиться о финансовой подушке, желательно наличной, которая позволит пережить самые тяжелые времена, когда спрос будет стремиться к нулю. Особенно это будет чувствоваться после Нового Года, когда и так вся страна две недели не работает.
• Вывести активы физических лиц, например владельцев, из обеспечения по обязательствам компании. Нужно снизить риски потери собственного имущества в случае неблагоприятных обстоятельств с бизнесом.
• Пересмотреть систему мотивации персонала. Задача — нацелить на достижения результата и повышение эффективности. Вплоть до того, что всех перевести на процент от объема продаж.
• Внедрять мероприятия по повышению КПД каждого сотрудника. Малоэффективным организациям существовать в условиях резкого падения спроса будет очень сложно.
Вышеизложенные рекомендации распложены не в очередной последовательности, т.к. для каждой компании важно разработать свой план “Б”. Хотя… многим пора его не разрабатывать, а уже реализовывать.
Конечно, список шагов можно расширить и углубить, применительно к каждой конкретной ситуации. У вас есть вопросы? Ваша ситуация не такая как у всех? Поделитесь в комментариях, и вместе найдем приемлемый выход.
P.S. Вместо того, чтобы начинать новые Интернет-проекты, компании лучше уделить больше внимания раскрутке уже действующих сайтов. Помните: один хороший сайт принесет больше пользы, чем десяток плохих.
Источник: krizis-kopilka.ru
Источник: www.toptrening.ru
Как выйти из депрессии, связанной с неудачей в бизнесе?
Доброго утра. Подскажите как выйти из депрессии связанной с неудачей в бизнесе. Как следствие апатия , алкоголизм, постоянная тревога. До определенного момента в бизнесе все складывалось удачно. После чего мною была сделана одна ошибка которая понесла за собой убытки. На данном этапе есть пара сотрудников которые все делают , а я не могу выйти из зоны комфорта.
Я нахожусь дома, алкоголь, телевизор, апатия , тревога. Супруга и дети всячески помогают как могут но от этого еще хуже т.к. я это все понимаю но выходить из этого состояния не могу. Днем сплю , ночью пью перед телевизором.
Суть проблемы в том что я долго и усердно работал чтоб наработать клиентов в бизнесе, пережил очень много не приятных моментов: разногласия с коллегами с руководством. Одно время приходилось справляться с нищетой но двигаться дальше. Я всегда мечтал открыть в этой сфере свое дело, но всегда боялся , что не потяну. До определенного момента пока я не осознал, что на мне ездят.
Я решился и все пошло очень даже хорошо. Появились финансы, планы, стремления. Появился первый сотрудник, который стал хорошим другом. В один момент спустя год я переоценил свои силы и весь капитал вложил в убыточный проект. Сейчас вот уже 2 месяца я вру всем что или уехал или заболел , а сам пью коньяк и втыкаю в сериалы. Мысли о работе приводят к сильной тревоге.
Я боюсь что скоро все рухнет а у меня жена и 2 детей. » Я поменял день на ночь, и по очень плохому курсу» Чайф. День радио. Что делать и как выйти из этого состояния я не знаю. Прошу помощи.
На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Неудачи так или иначе есть в жизни любого человека. И если одного они закаляют, придают напористости и желания достичь поставленной цели, то других могут раздавить и обездвижить, лишить воли к действиям и к жизни.
Мне сложно судить о Вашей реакции в частности, но в целом из Вашего описания можно проследить некоторые тенденции. Ваша неуверенность в себе, ориентация на неудачу в самостоятельной деятельности может свидетельствовать, что в жизни Вам не хватало поддержки от значимых для Вас людей. Возможно, Ваши начинания или Ваши достижения в прошлом не были поддержаны Вашими близкими или были оценены не так высоко, как Вы надеялись.
Тот успех, о котором Вы писали, и который сопутствовал Вам в начале деятельности, наверняка, не случайность, а результат упорного и кропотливого труда. Однако, как бывает именно с неуверенными людьми, успех оказал на Вас противоположное действие. Вместо совершенствования своей деятельности и продолжении ее развития люди, с похожими чертами могут впасть в своего рода эйфорию, и переоценить свои, в общем-то, неплохие возможности в одном направлении и посчитать себя способным правильно оценивать риски в других направлениях. В таком случае, потери, обычно, неизбежны, поскольку снижается способность критически оценивать риски и возможности.
Кстати, поведение после неудачи, подобное описанному Вами, очень часто следствие и косвенное доказательство именно этого развития событий. Человек прячется от неудачи, прячется от коллег и партнеров по бизнесу, как будто ожидает, что все само по себе образуется.
Знаете чем отличается уверенный человек от неуверенного? Думаю, догадываетесь, но я тем не менее напишу – первый признает свои промахи и старается уменьшить последствия от них, предпринимая шаги по развитию того направления, в котором стабильность дала возможность проводить эксперименты., второй же опускает руки перед неприятностями, теряет остатки самообладания и создает у окружающих образ нуждающегося в поддержке жалкого человека.
Нуждаться в поддержке и создавать образ – разные действия. Нуждающийся в поддержке продолжает движение, а создающий образ бездействует.
Депрессия очень часто следствие столкновений с трудностями. Но наиболее тяжело она переносится теми, кто потеряв контроль один раз не пытается вернуть в свою жизнь контроль там, где может. Алкоголь вообще плохой спутник в разрешении разных проблем, а в случаях, похожих на Ваш вообще может стать инициатором начала конца.
Постарайтесь вспомнить, что в Вашей жизни были не одни только неудачи. Что и успехов Вы тоже сумели достичь. Вот с воспоминанием об этих ресурсных состояниях и начните движение вверх из той ямы депрессии, куда, по больше части добровольно, загнали себя.
А попутно этому движению, начните работу по пониманию того, что же Вы можете в этой жизни ожидать от себя и почему Ваши реакции на некоторые стороны Вашей жизни такие или другие. Очень хорошо этому помогает работа с психологом.
Еще немного о ресурсах, которые Вам так необходимы сейчас. Не думаю, что Ваши близкие знают о глубине проблемы, с которой Вам приходится сейчас справляться. Но иногда именно от них можно получить те силы и ту уверенность, которая поможет Вам сдвинуться с мертвой, как кажется сейчас, точки. Поговорите о своих проблемах, например, с женой. Обсудите те шаги, которые придут Вам в виде решения по выходу из временного кризиса и, уверена, Вам и самому станет более понятно направление движения и способы разрешения текущей проблемы.
Нет безвыходных положений! Есть только ограниченный угол обзора, который мешает увидеть все варианты выхода из них.
С уважением, Елена Гладкова
Оцените ответ психолога:
Источник: psycabi.net