На лекции в Образовательном Центре “Доме Бенуа”, в рамках проекта “Встречи с теми, кто вдохновляет”, Ася Филлипова, директор московского Центра Творческих Индустрий “Фабрика”, поделилась со слушателями своим опытом создания кластера и дала несколько советов, как слепить творческое пространство и его не развалить.

Вот те самые шесть моментов без знания которых невозможно открыть свое творческое пространство.
-Баланс
Понятие творческого кластера в России до сих пор не было четко определённо. Потребность в них – большой вопрос. Что такое кластер? Зачем он нужен? Художники, как правило, довольно яркие индивидуалисты, они не любят смешиваться с толпой, но, с другой стороны, им важно находиться среди таких же креативных людей.
Поэтому необходим баланс: люди, работающие в кластере, не должны чувствовать себя как в колхозе, но в то же время должно сохраняться сообщество и коллективность.
Креативное пространство из морских контейнеров в центре СПб; морские контейнеры как бизнес идея
-Содержание первично, а форма вторична.
Необходимо заботиться не о стенах, а о том, какие смыслы в этих стенах создаются. Для людей из Европы, например, аутентичные пространства без лоска и дизайна представляют немалую ценность, ведь у таких мест есть своя неповторимая атмосфера андеграунда.

-Отсутствие крупных инвестиций — не приговор!

-Взаимодействие кластера с государством.
Десять лет назад диалога между искусством и государством не было вовсе, но сейчас определённые пути сотрудничества постепенно появляются: ГЦСИ( Государственный Центр Современного Искусства) активно работает с многими творческими кластерами. Ярким примером взаимодействия является последний День города Москвы, который прошёл 1 сентября 2012 года – все кластеры были активными участниками официальных торжеств в столице.
К сожалению, отношения между Государством и современным искусством находятся не на том уровне как в Европе. Во многих странах людям, работающим в творческих институциях, полагаются налоговые льготы, выделяются гранты и даже выплачиваются зарплаты. Возможно, и мы придём к такому взаимодействию. А пока что выход – это создание ассоциации кластеров, художников, которая может формировать запросы творческих людей на понятном чиновникам языке.
Большая ошибка не тратить усилия на рекламу и на пиар. Необходимо рассказывать о себе, это даёт результаты. Сейчас есть интернет, это не требует таких затрат как раньше. Самый подходящий канал общения со зрителем – интернет. Мы часто рассказываем, что творится у нас на Фабрике, мы создаём историю самого процесса, и людям это интересно.
Креативные пространства. Механизмы создания и запуска. Макарова Лилия
Аккаунт на Facebook намного актуальнее, чем собственный сайт.
-Творческих кластеров без общепита не существует!)
Теперь немного о Фабрике. Центр Творческих Индустрий «ПRОЕКТ_FАБRИКА» появился в 2005 году в стенах Фабрики технических бумаг “Октябрь”. Кстати, производство все еще функционирует, что, по словам Аси, придает особую рабочую атмосферу.
Фабрика — одно из немногих известных в Москве и России мест для создания и представления культурных проектов, работы творческих людей. Это единственный пример мирного сосуществования искусства, бизнеса и действующего производства в Москве. В 2008 году ПRОЕКТ_FАБRИКА стал членом международной сети некоммерчеких культурных центров Trans Europe Halls. По модели деятельности ПRОЕКТ_FАБRИКА является так называемым umbrella-центром: наряду с разработкой собственных культурных проектов центр предоставляет помещения и создает среду для работы других творческих коллективов.
Источник: www.lookatme.ru
Города уходят в лофт

Как в южных столицах на месте промзон рождаются новые креативные пространства
Креативное бизнес-пространство «Лофт1890», Волгоград
Занимаясь исследованием активности городских сообществ в южных городах, мы поняли, что именно они создают новые культурные, общественные и деловые пространства. В последнее время эта активность чаще происходит на месте бывших промышленных объектов. Поскольку вынос фабрик и заводов за пределы постиндустриальных городов сегодня приобретает необратимый характер, появляется много пространств, олицетворяющих новый «городской смысл».
В Ростове-на-Дону — крупном индустриальном центре на юге России — вынос промышленных объектов начался в 2000-х годах. В других южных городах тренд носит менее масштабный характер, но и там есть бывшие промзоны, которые уже перепрофилированы. В России эту тенденцию можно разделить на два направления — точечный и комплексный редевелопмент. И если комплексный, как правило, подразумевает плотную жилую застройку, то точечный — это создание по-своему уникальных объектов.
Такие объекты уже вписаны в имеющуюся инфраструктуру — это, например, здания бывших НИИ, фабрик или заводов. Их превращают в галереи, лофты или коворкинги. Площадь такого объекта порядка 10–30 тысяч кв. м. Особый интерес представляют старые объекты, построенные на рубеже 19-20 веков. Важно, что точечный редевелопмент создаёт новый городской смысл и центр притяжения людей.
Первыми городами в России, где из бывших фабрик сделали креативные пространства, стали Москва и Петербург. Московский коворкинг «Красный Октябрь», центр современного искусства «Винзавод», дизайнерские мастерские «Даниловская мануфактура», дизайн-завод «Флакон» и т. д. Сейчас настаёт черед других городов, в том числе и на Юге.
«Такие объекты становятся центрами с разными функциями — рекреационными, культурными, деловыми, — говорит директор архитектурного бюро “Проект” Анатолий Мосин. — У каждого такого здания, как правило, есть некая легенда и история, а они всегда хороши для города».
«Ещё 15 лет назад проекты редевелопмента промышленных территорий в можно было увидеть только в редких учебных работах студентов архитектурных вузов. Тогда ещё никто не думал о выносе производств. В Ростове-на-Дону эта тенденция оформилась с 2010-х годов и продолжается сегодня», — поясняет архитектор Артур Токарев. По его словам, потенциал редевелопмента в городе довольно велик, но интересные проекты возможны только со стороны отдельных предпринимателей-энтузиастов.
С Токаревым соглашается руководитель «Центра прикладной урбанистики» Свят Муранов: «В регионах часто не хватает пользователей таких пространств, и эти пространства не могут развиваться полноценно». Чтобы проекты развивались, нужно создавать разный входящий поток, считает г-н Муранов. Тогда лофты становятся местом приложения талантов и обеспечивают новое качество деловой среды, которое интересно и туристам, и горожанам, и бизнесу.
Как сегодня работают креативные пространства в России и что их ждет? Рассказывают руководители и кураторы
![]()
Творческие кластеры — квинтэссенция креативной экономики. Первые подобные пространства возникли в XX веке на базе пустующих заводов, фабрик и казарм, чтобы вернуть жизнь в депрессивные городские районы, привлекая жителей и туристов. В рамках проекта HUMANITY 3.0 мы поговорили с представителями российских креативных площадок о том, что как они работают сейчас и как будут функционировать в обозримом будущем.


<«points»:[<«id»:1,»properties»:<«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0>>,>,>,>,>],»steps»:[<«id»:2,»properties»:<«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true>>,<«id»:5,»properties»:<«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true>>,<«id»:7,»properties»:<«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true>>,<«id»:9,»properties»:<«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true>>],»transform_origin»:>

<«points»:[<«id»:10,»properties»:<«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0>>,>],»steps»:[<«id»:11,»properties»:<«duration»:0.2,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true>>],»transform_origin»:>

<«points»:[<«id»:13,»properties»:<«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0>>,>],»steps»:[<«id»:14,»properties»:<«duration»:0.2,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true>>],»transform_origin»:>

<«points»:[<«id»:22,»properties»:<«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0>>,>],»steps»:[<«id»:23,»properties»:<«duration»:0.2,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true>>],»transform_origin»:>

<«points»:[<«id»:16,»properties»:<«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0>>,>],»steps»:[<«id»:17,»properties»:<«duration»:0.2,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true>>],»transform_origin»:>

<«points»:[<«id»:19,»properties»:<«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0>>,>],»steps»:[<«id»:20,»properties»:<«duration»:0.2,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true>>],»transform_origin»:>

<«points»:[<«id»:45,»properties»:<«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0>>,>],»steps»:[<«id»:46,»properties»:<«duration»:0.5,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true>>],»transform_origin»:>

<«points»:[<«id»:1,»properties»:<«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0>>,>,>,>,>],»steps»:[<«id»:2,»properties»:<«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true>>,<«id»:5,»properties»:<«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true>>,<«id»:7,»properties»:<«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true>>,<«id»:9,»properties»:<«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true>>],»transform_origin»:>

«Винзавод» — крупнейший частный центр современного искусства, который реализует проекты по развитию арт-индустрии, лидирует в направлении поддержки новых имен в искусстве. В арт-кластере работают 12 галерей современного искусства, образовательные центры, мастерские художников, выставочные залы, творческие шоурумы и магазины. Для меня креативный кластер — в первую очередь экосистема для компаний, связанных с креативными индустриями, объединенных по принципу одного направления: искусство, дизайн, мода. В кластере развиты горизонтальные связи и присутствует творческое взаимодействие, у резидентов самый прямой и быстрый выход на свою целевую аудиторию. Все, что происходит в «Винзаводе», имеет отношение к нашей общей идее: развитие и поддержка современного искусства.

<«points»:[<«id»:40,»properties»:<«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0>>,>,>],»steps»:[<«id»:41,»properties»:<«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true>>,<«id»:44,»properties»:<«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true>>],»transform_origin»:>

<«points»:[<«id»:25,»properties»:<«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0>>,>,>],»steps»:[<«id»:26,»properties»:<«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power2.easeOut»,»automatic_duration»:true>>,<«id»:34,»properties»:<«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true>>],»transform_origin»:>

<«points»:[<«id»:28,»properties»:<«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0>>,>,>],»steps»:[<«id»:29,»properties»:<«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power2.easeOut»,»automatic_duration»:true>>,<«id»:39,»properties»:<«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true>>],»transform_origin»:>

<«points»:[<«id»:28,»properties»:<«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0>>,>,>],»steps»:[<«id»:29,»properties»:<«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power2.easeOut»,»automatic_duration»:true>>,<«id»:32,»properties»:<«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true>>],»transform_origin»:>
Считаю, будущее вообще за кластерами с точки зрения развития креативных индустрий. Это самая удачная форма для старта любого творческого проекта. Но предсказать, какими они будут, сегодня сложно. Даже мы планируем деятельность с шагом в год-два. Все меняется с невероятной скоростью: формы коммуникации, форматы и контекст в культуре.
С уверенностью могу сказать, нас ждет увеличение цифровых сервисов и их разнообразие, скорее всего, вся коммерческая деятельность будет переходить в цифру.
