Государство стремится поддержать малое и среднее предпринимательство. Такая поддержка наиболее часто выражается в форме предоставления субсидий – безвозмездных выплат из бюджета или спецфонда в качестве долевого финансирования затрат на бизнес. Если условия выполнены и субсидия выделяется, нужно не только правильно ее распределить и потратить, но и адекватно отразить в учетной документации. Поговорим о том, как проводить получаемые в рамках субсидирования средства по бухгалтерии и рассчитывать с них налоги. Какие есть правила предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства?
Целевое назначение субсидий
- покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
- возместить часть прошлых убытков;
- компенсировать часть недополученной прибыли.
Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:
- Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
- Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.
СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.
В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:
- средства выделены бюджетом;
- организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.
Отражение в бухгалтерском учете получения коммерческой организацией субсидий на возмещение или финансирование расходов зависит от принятого в учетной политике организации способа их признания:
— по мере появления уверенности организации в получении этих средств;
— по мере фактического получения бюджетных средств.
Как отражается получение субсидий на возмещение или финансирование расходов?
Посмотреть ответ
Субсидии в Плане бухгалтерских счетов
Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».
Какие операции с субсидиями отражаются в проводках
Бухучет субсидий предусматривает три разновидности финансовых операций:
- поступление дотационных средств;
- применение финансов по целевому назначению;
- возвращение части денег, которым не удалось найти целевое применение.
Когда отражать субсидии
Порядок освещения операций в учетных документах зависит от того финансового вопроса, который решает субсидия, то есть приходят ли деньги наперед или компенсируются постфактум. Отсюда вытекают два возможных пути отражения дотационных средств.
- «Задолженность по субсидии». Если имеется обоюдная уверенность – в соответствии требованиям финансирования и в получении денег – субсидию можно запланировать в балансе сразу после заключения договора, проведя ее как «государственную задолженность», погашаемую по мере получения траншей. В этом случае проводки будут следующими:
- дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование» – отражение бюджетной дебиторской задолженности по предоставлению субсидии (на момент подписания договора);
- дебет 51 «Расчетные счета» (10 «Материалы», 08 «Внеоборотные активы» или др.), кредит 76 – поступили денежные средства (или имущество) в счет предоставленной по договору субсидии.
- «Получили – отразили». Деньги или активы, поступившие в качестве субсидии, отражаются на балансе тогда, когда они фактически предоставлены предприятию. Проводка такова:
- дебет 51 (10, 08 и др.), кредит 86 – отражение поступления финансов (или имущества, или и того, и другого) в рамках бюджетной субсидии.
Отражение субсидии на расходы прошлых периодов
Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности. С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования.
Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, ее нужно отражать такой проводкой:
- дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию;
- дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.
Отражение субсидирования капитальных расходов
Капитальными признаются расходы на приобретение, строительство, создание основных средств (внеоборотных активов). Особенность бухучета в том, что такое имущество подвержено ежемесячной амортизации, которую необходимо регулярно списывать. Если на капитальные затраты предназначается субсидия, то отражать эти средства следует в таком порядке:
- дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – средства на капитальное приобретение (строительство, создание…) внеоборотного актива, полученные за счет субсидии;
- дебет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), кредит 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация по основным активам, приобретенных в счет дотационных средств.
Если приобретенный на субсидию актив не подлежит амортизации, то это целевое финансирование следует учесть как доход будущих периодов, а потом отражать в составе «прочих доходов» по мере признания затрат.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Четкого регламента по отнесению средств по субсидии в разряд «прочих доходов» в законодательстве нет. Организация может сама закрепить его в своей документальной политике.
Как отразить субсидию на текущие расходы
Если государство предоставило средство не на приобретение актива, а на реализацию программы, то расходы будут не единовременными, а более-менее регулярными: организации нужно будет постоянно платить заработную плату, покупать сырье, расходники и т.п. Отражать эти затраты в бухучете следует в тот период, когда они признаются. Приведем пример признания бюджетных средств, затраченных на приобретение материалов:
- дебет 10 «Материалы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приобретены материалы у поставщика;
- дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – сумма субсидии, направленная на покупку материалов, признана расходом будущих периодов;
- дебет 20 (23, 25,26 и др.), кредит 86 – списаны использованные материалы;
- дебет 98.2, кредит 91.1 «Прочие доходы» – в момент списания материалов сумма на их приобретение учтена в составе прочих доходов.
Для выплаты вознаграждения за труд из дотационных средств проводки будут такими:
- дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – к будущим расходам отнесена сумма на выплату зарплаты, предоставленная субсидией;
- дебет 20 (23, 25, 26 и др.), кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (69 «Расчеты по соцстраху и обеспечению», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др.) – начисление выплат для сотрудников;
- дебет 98.2, кредит 91.1 – сумма из субсидии, затраченная на выплату зарплаты, учтена в составе прочих доходов.
Отражение возврата субсидий
Вернуть средства в бюджет организация обязана тогда, когда больше не сможет обеспечивать условий предоставления дотации. В бухучете это найдет свое отражение в зависимости от:
- времени получения основного транша;
- способа отражения этого получения.
- Если средства нужно вернуть в том же году, когда они были получены (финансирование на текущие расходы), то придется сторнировать проводки, имеющие отношение к субсидии, естественно, кроме той, что говорит о ее поступлении. Вернуть средства нужно с помощью проводки:
- дебет 76, кредит 51 (08,10 и др.) – возврат средств по субсидии, полученной ранее.
- Если субсидия была получена в предыдущем отчетном году, возврат производится немного сложнее. Капитальные расходы, субсидию по которым надо возвратить, отражаются так:
- дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности, связанной с возвращением субсидии;
- дебет 91.1, кредит 86 – восстановление начисленной амортизации (по средствам субсидии);
- дебет 98.2, кредит 86 – восстановление полной суммы субсидии.
Если помощь давалась на текущие расходы, вернуть ее нужно таким образом:
- дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности по целевому финансированию;
- дебет 91.2, кредит 86 – восстановление средств субсидии в сумме понесенных текущих расходов.
Субсидия и налоги
ВАЖНО! Рекомендации по учету субсидий в целях налога на прибыль от КонсультантПлюс доступны по ссылке
Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.
Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).
Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:
- траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
- затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.
ВАЖНО! Налог на добавленную стоимость при выполнении работ и услуг, покупке товаров за счет бюджетных средств не признается расходом при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).
Источник: assistentus.ru
Субсидии для малого бизнеса: бухгалтерские проводки
Предприниматели и компании – субъекты МСП, деятельность которых заметно пострадала от жестких ограничений, вызванных пандемией коронавируса, по Постановлению Правительства № 576 от 24.04.2020 субсидируется государством, т.е. имеет право на получение от государства частичного возмещения потерь. Согласно положениям этого документа, получение субсидии гарантировано предприятиям и ИП – субъектам МСП, т. е. подпадающим под критерии, означенные в законе № 209-ФЗ от 24.07.2007, и при этом:
- включенным в единый реестр субъектов МСП на 01.03.2020;
- ведущим деятельность в отрасли, отнесенной к пострадавшим постановлением Правительства № 434 от 03.04.2020;
- не находящимся в процессе ликвидации, процедуре банкротства;
- не имеющим на 01.03.2020 задолженности по налогам и отчислениям в фонды общей суммой свыше 3000 руб.;
- имеющим численность персонала в апреле и мае не менее 90% от численности сотрудников в марте 2020;
- своевременно представившим в ПФР сведения за март 2020 по форме СЗВ-М.
Рассчитывается субсидия исходя из количества работающих на предприятии сотрудников, согласно данным отчета СЗВ-М за март 2020 (на каждого работающего приходится 12130 руб.), а выплачивается госпомощь по заявлению за 2 месяца – апрель и май 2020. ИП за этот период дополнительно получает по 12130 руб. в месяц на себя. Субсидия ИП без работников составляет 12130 руб.
Данная субсидия не является строго целевым поступлением, поскольку представляет собой частичную компенсацию затрат компании и ИП, связанных с возникшей пандемией, т.е. распорядиться этими деньгами они вправе по своему усмотрению, погашая обязательства любого рода, к примеру, за поставки товаров, предоставление помещений в аренду, уплату налогов или выдачу зарплаты.
Контролировать использование средств субсидии государство не намерено, поскольку эта помощь безвозмездна. Отчетность по таким поступлениям также не предусмотрена. Но все же подобные денежные вливания, получаемые в качестве поддержки, являются государственной помощью и учесть субсидию и расходы, на которые она использована, предприятиям необходимо.
Субсидии для малого бизнеса: бухгалтерские проводки
Бухучет указанных поступлений регламентируется ПБУ 13/2000 и осуществляется на счете 86 «Целевое финансирование».
Списание затрат по использованию субсидии производится в бухучете на прочие доходы – счет 91/1. Учитывают субсидии для малого бизнеса проводками:
Операции
Д/т
К/т
Субсидия зачислена на р/счет
Произведенные расходы компенсированы за счет субсидии (оплата аренды, поставок, выдача зарплаты, и др.)
В отличие от предприятий на УСН, ИП бухучет вести не обязаны. Поступление к ним субсидий общего правила не исключает. ИП полученные субсидии вправе использовать, руководствуясь своими соображениями.
Налоговый учет субсидий
«Коронавирусную» госпомощь не отражают в КУДиР, поскольку она является необлагаемым доходом, т. е. компании на ОСНО и УСН не учитывают ее в доходах (пп. 60 п. 1 ст. 251, п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ), налоги с нее не платят и в декларациях по налогу на прибыль, УСН и ЕСХН в состав доходов субсидия не входит.
Затраты, профинансированные за счет субсидии, также не могут быть учтены в расходах (п. 48.26 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК).
К примеру, фирма на УСН оплатила стоимость аренды здания в размере 160000 руб., из них 100000 руб. оплачены за счет субсидии (о чем издано решение руководителя). Эту сумму учесть в затратах для УСН-налога нельзя, в расходах будут фигурировать только 60000 руб., уплаченные из средств компании.
Если за счет субсидии выдавалась зарплата, то учесть эту сумму в затратах нельзя, а налогообложение НДФЛ и страховыми взносами осуществляется в обычном порядке, так как субсидия перечисляется на покрытие затрат предприятия (ИП), а направляет ее на погашение долгов по зарплате уже непосредственно бизнесмен или фирма.
Если средствами субсидии оплачено приобретение товаров или услуг, то входной НДС предприятие или ИП на ОСНО вправе принять к вычету в общем порядке.
Пример учета субсидии для малого бизнеса: бухпроводки
- по зарплате за апрель в сумме 200 000 руб.;
- по аренде за апрель – 85 000 руб.;
- по налогу при УСН в сумме 36 000 руб.
В учете фирмы бухгалтер сформировал записи по субсидиям для малого бизнеса проводками:
Операции
Д/т
К/т
Сумма
Поступила субсидия на р/счет
Списание субсидии на возмещение расходов:
Источник: spmag.ru
Льготный кредит для малого бизнеса в связи с коронавирусом: как отражать и учитывать
Организация по ОКВЭД входит в список наиболее пострадавших от коронавируса отраслей. В июне 2020 года мы получили льготный кредит под 2 % годовых (по постановлению Правительства от 16.05.2020 № 696). При выполнении условий по численности персонала и средней заработной плате (не менее МРОТ) сумма кредита и проценты по нему будут списаны банком (за счет предоставляемой банку государственной субсидии). Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете получение такого кредита, доходы и расходы по нему, если пока неизвестно, будем ли мы его погашать?
Для поддержки бизнеса в условиях коронавируса Правительство РФ запустило программу льготного кредитования (постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696). Кредиты со ставкой не более 2 % будут выдаваться в 2020 году организациям и ИП, имеющим наемных работников, на возобновление деятельности. При выполнении определенных условий долг и проценты по нему могут быть списаны банком, выдавшим кредит. Минэкономразвития за счет субсидии из федерального бюджета компенсирует кредитным организациям недополученные доходы и понесенные расходы, связанные с выдачей и списанием заемщикам льготных кредитов.
Долг по кредиту вместе с процентами списывается с заемщика полностью при одновременном выполнении следующих условий:
- по состоянию на 1 марта 2021 года число работников составляет не менее 90 % от их числа по состоянию на 1 июня 2020 года (при 80 % будет списана половина кредита);
- на конец каждого отчетного месяца число работников не должно быть ниже 80 % от численности на 1 июня 2020 года;
- средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику в течение периода наблюдения по кредитному договору, составляет не менее минимального размера оплаты труда;
- деятельность заемщика на дату завершения периода наблюдения по кредитному договору не прекращена и в отношении него не введена процедура банкротства.
Период кредитования разделили на три этапа:
- базовый период – с даты заключения кредитного договора (соглашения) до 1 декабря 2020 года (процентная ставка не более 2 %, платежи по кредиту и процентам не производятся);
- период наблюдения (наступает после базового периода в случае выполнения условий для списания кредита, в том числе по сохранению численности) – с 1 декабря 2020 года по 1 апреля 2021 года (процентная ставка не более 2 %, платежи по кредиту и процентам не производятся);
- период погашения (может наступить после базового периода или после периода наблюдения и не наступает, если условия для списания кредита выполнены) – продолжительность 3 месяца (процентная ставка не льготная, а стандартная по договору, кредит возвращается тремя равными платежами в зависимости от наступления периода погашения – после базового периода (28 декабря, 28 января и 1 марта 2021) или после периода наблюдения (30 апреля, 30 мая и 30 июня 2021 года)).
На дату окончания базового периода и на дату окончания периода наблюдения начисляемые проценты переносятся в основной долг.
В бухгалтерском учете, если нет стопроцентной уверенности, что льготный кредит будет списан, по нашему мнению, его следует учитывать так же, как обычный кредит.
Денежные средства, полученные по кредитному договору, доходом не признаются, т.к. не соответствуют критериям признания доходов, установленным п. 2 ПБУ 9/99, и отражаются в составе кредиторской задолженности (п. 2 ПБУ 15/2008).
Перечисление денежных средств в счет погашения основной суммы долга по полученным кредитным средствам не является расходом и отражается как погашение кредиторской задолженности (п. 3 ПБУ 10/99, п. 5 ПБУ 15/2008).
Проценты к уплате, начисленные по полученному кредиту, являются расходами, связанными с исполнением обязательств по кредитному договору (п. 3, п. 4 ПБУ 15/2008).
Сумма списания банком кредита и процентов по нему признается прочим доходом организации (п. 2, п. 7, п. 16 ПБУ 9/99).
- Дт 51 Кт 66 (основная сумма) – получение кредита;
- Дт 91.2 Кт 66 (проценты) – начисление процентов в базовый период и период наблюдения;
- Дт 66 (основная сумма плюс проценты) Кт 51 – возврат кредита и уплата процентов при невыполнении условий для списания кредита банком;
- Дт 66 (основная сумма плюс проценты) Кт 91.1 – списание кредита и процентов при выполнении условий для списания кредита банком.
В налоговом учете (как при исчислении налога на прибыль, так и при применении УСН) средства, полученные и возвращенные по кредитному договору, в состав доходов и расходов не включаются (пп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 НК РФ, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, п. 1 ст.
346.16 НК РФ).
В целях исчисления налога на прибыль проценты, начисленные по льготному кредиту на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, признаются в составе внереализационных расходов только на дату их уплаты (пп. 12 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Поскольку в базовый период и в период наблюдения начисленные проценты не уплачиваются, то и в расходы они могут быть включены, только если не будут выполнены условия для списания кредита и кредит придется возвращать вместе с уплатой процентов по нему. Если же кредит и проценты при выполнении соответствующих условий будут списаны банком, то расходов по процентам не будет. Признавать сумму списанного кредита и процентов по нему в доходах также не нужно (пп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ).
При применении УСН, поскольку начисленные проценты в базовый период и в период наблюдения не уплачиваются, то и в расходах они не отражаются. Если кредит придется возвращать, то проценты следует признать в расходах на дату списания средств с расчетного счета (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Если кредит и проценты по нему при выполнении соответствующих условий будут списаны банком, то признавать их в доходах не нужно (пп. 21.4 п. 1 ст. 251, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
Источник: buh.ru