Оптимизация – процесс нахождения экстремумов глобального максимума и минимума, кот. могут быть оценены как лучшие значения/показатели опред. целевой функцией или выбор наилучшего варианта из множества возможных. Все задачи оптимиз. направлены на оптимизацию ресурсов и повышение конкурентоспособности.
Для того чтобы определить основные направления оптимизации цепей поставок, необх. рассмотреть ключевые элементы, связанные с различными стратегическими, тактическими и оперативными решениями при управлении цепями поставок.
Конфигурация логистической сети, планирование и проектирование цепей поставок. Ц епь поставок представляют собой сложную сетевую структуру, включающую фокусную компанию, поставщиков и потребителей различного уровня с самой широкой географией производственных, складских и транспортных мощностей, а также многочисленных посредников.
Поэтому руководство многих фокусных компаний, вокруг которых и выстраивается сеть, предпочитают управлять своими логистическими цепочками только до мест потребления продукции, так как тот, кто имеет отношения с конечным пользователем, играет в цепочках поставок наиболее весомую роль. Тем не менее, нельзя недооценивать важность отношений с поставщиками. При этом участников цепи поставок не должно быть слишком много, так как это может привести к снижению эф. упр-я, в тоже время их кол-во не должно быть и слишком ограниченным, т.к. это может помешать отслеживать бизнес-процессы, протекающие в цепи поставок, что опять-таки может привести к снижению эффективности управления. Задачу создания оптимал. структуры цепи поставок можно решить с помощью конфигурирования логистической сети, кот. включает в себя идентификацию участников ЦП, установление связи между ними, выявление Б-П, кот. нужно связать с каждым из участников, и их интегрирование. Для этого необходимо использовать различные методы прогнозирования и проектирования цепей поставок.
Курс обучения «Оптимизация производства» — 7 этапов для оптимизации бизнес-процессов
Интеграция в цепи поставок и стратегическое партнерство. Фирмы-участники единой цепи поставок не могут функционировать изолированно друг от друга, а наоборот, должны тесно сотрудничать в рамках интеграции. Выгоды от процесса интегрирования в масштабах всей цепи поставок:
— кооперация м/у всеми частями ЦП, позволяет вести обмен информацией и ресурсами;
— более низкие затраты, получаемые благодаря сбалансированности проводимых операций, более низкие запасы, меньшее число экспедирований, экономия на масштабах, устранение видов деятельности, на которые время тратилось зря или которые не добавляли ценности, и т. д.;
— повышение показателей работы благодаря более точным прогнозам, более совершенное планирование, более продуктивное использование ресурсов, более обоснованное установление приоритетов и т. д.;
— совершенствование материального потока, т.к. координация позволяет перемещать его быстрее и надежнее;
— более качественное обслуживание потребителей: более короткое время выполнения заказа, более быстрая доставка и более полный учет запросов отдельных потребителей;
Импортозамещение системы оптимизации цепи поставок в одном из крупнейших агрохолдингов России
— более высокая гибкость, позволяющая организациям быстрее реагировать на изменяющиеся условия;
— использование стандартизированных процедур, что становится обычной и хорошо отработанной практикой, позволяющей устранять дублирование усилий, передаваемой информации, операций, выполняемых в ходе планирования и т. д.;
— стабильность показателей качества продукции и меньшее число его проверок как результат реализации программ интегрированного управления качеством
Существуют разные способы того, как фирмы-участники цепи поставок могут сотрудничать друг с другом. Укрупнено соглашения между ними можно разделить на формальные (соглашения, основанные на составлении письменных договоров, устанавливающих объем обязательств каждой из сторон) и неформальные, не требующие письменных соглашений между партнерами.
Управление запасами в цепях поставок. Одним из ключевых элементов оптимизации цепей поставок является процесс управления запасами в рамках всей цепи поставок. Создание интегрированной системы управления запасами позволит минимизировать общие активы цепи, связанные с запасами. Высокие уровни запасов на протяжении всей цепи поставок являются симптомом низких показателей функционирования системы.
Классическая модель управления запасами является детерминированной моделью и предназначена для оптимизации размера текущей части запаса. В торговых организациях при упр-и товарными запасами речь идет об оптимизации размера заказа (партии закупки или поставки), а в упр-ии товарными (сбытовыми) запасами гот.прод. предприятий- производителей – об оптимизации партий отгрузки товара. Классич. экономико-математич. модель теории запасов будет иметь следующий вид:
где Q – оптимальный размер партии поставки;
k – условно-постоянные затраты, связанные с закупкой и по-
ставкой одной партии;
b – среднесуточный расход (продажа) материального ресурса;
h – стоимость содержания единицы запасов в единицу времени.
Эту модель теории управления запасами называют формулой Уилсона (Вилсона).
Контракты и базисы поставок. При управлении цепями поставок отношения между контрагентами устанавливаются на договорной основеУстановление договорных отношений на длительный срок дает возможность инвестировать средства для совершенствования своих продуктов и операций.
Аутсорсинг и стратегии закупок и распределения. Стратегии закупок и распределения представляют собой систему взаимоотношений между участниками цепи поставок, устанавливаемых в процессе купли-продажи товаров. В основе успешной реализации стратегий закупок и распределения лежит синергитический подход (получение преимуществ от совместной деятельности) и принцип отказа от состязательного подхода к управлению хозяйственными связями, так как все участники цепи поставок выигрывают от объединения усилий для повышения общей эффективности.
Системы поддержки принятия решений. СППР представляют собой интерактивные информационные системы, позволяющие создавать и обрабатывать массивы данных со многими переменными. Сущность функционирования этих систем заключается не в том, как данные могут быть получены, а в том, какие данные и как должны быть обработаны.
Это наиболее эффективный способ, потому что работа идет с единой базой данных, что позволяет избежать потери заказов. В процессе обработки информации по каждому из заказов автоматически принимается решение. Например, с какого из заводов и каким видом транспорта будет отгружен заказ. При этом, покупатель может в режиме реального времени получить информацию о том, когда, в каком виде и каким видом транспорта его заказ будет выполнен.
Потребительская ценность. Вся деятельность по управлению цепями поставок в конечном итоге направлена на повышение потребительской ценности производимых товаров и услуг, которая оценивается покупателями на основании ранжирования качества этих продуктов и услуг и их цен по сравнению с конкурентами. При этом удовлетворение потребностей покупателей не должно противоречить достижению максимальной доходности бизнеса в рамках цепи поставок. Таким образом, при оптимизации цепей поставок необходимо привести в соответствие уровень логистических издержек и качество предлагаемого сервиса.
Глобальная оптимизация цепи поставок. Оптимизация ресурсов цепи поставок может осуществляться на разных уровнях иерархии, например в рамках функциональной области, подсистемы, отдельной логистической функциии т.д. При этом должен быть выполнен «принцип глобальной оптимизации, т.е. локальные критерии оптимизации и принимаемые на их основе решения не должны противоречить глобальному оптимуму логистической системы в целом в целом».
Каждый из рассмотренных в предыдущем параграфе элементов является одним из факторов комплексной проблемы оптимизации функционирования цепи поставок. При этом внимание должно фокусироваться на глобальной оптимизации цепи поставок, на управлении неопределенностью или на обоих аспектах вместе (табл. 3.1).
Глобальную оптимизацию цепи поставок можно определить как интеграцию ключевых бизнес-процессов и координацию действий контрагентов цепи, чтобы синхронизировать все виды деятельности, выполняемые в ходе производства и дистрибьюции, которые добавляют ценность для конечного потребителя, и устранить те виды деятельности, которые ценности не добавляют. Управление цепями поставок направлено на оптимизацию всей системы для того, чтобы добиться более высокого качества обслуживания при более низких общих издержках.
Можно указать пять основных способов, при помощи которых это можно сделать:
— сокращение всех видов потерь и деятельности, не добавляющих ценности, например, грузопереработки, хранения или избыточных запасов;
— улучшение обслуж-я потребителей, напр., сокращение времени выполнения заказа;
— улучшение коммуникаций в цепи поставок, особенно связанных с прогнозированием деятельности ее контрагентов и интегрированным планированием;
— сокращение времени на разработку новой продукции;
— более полная координация усилий по стыковке друг с др. всех звеньев в цп.
Источник: studopedia.org
Управление рисками в цепях поставок
Пандемия COVID-19 и все связанные с ней ограничения оказали значительное влияние на операции в цепях поставок по всему миру. 2020 год показал всем, насколько мировая экономика оказалась неготовой к карантинным мерам и как неустойчивы глобальные цепи поставок.
Самыми распространенными причинами сбоев в цепях являются природные катаклизмы, противоправные действия в киберпространстве и ошибки в ИТ-системах. Растущая частота и сила таких сбоев приводят к увеличению затрат на их нивелирование.
Для современных компаний стабильность является наиболее желательным условием для эффективного функционирования цепей поставок. Бизнес сфокусирован на двух основных задачах – рост и повышение прибыльности. Процессы и инструменты в цепочках адаптированы для работы в «нормальной» ситуации стабильности.
Оптимизация цепей поставок. Доставка в торговые сети
Тенденции последних лет существенно влияют на сферу логистики. Неудивительно, что различные изменения часто заставляют коллег из этой сферы нервничать и ломать голову. Тем более что у крупных игроков FMCG-рынка доля продаж в торговые сети уже достигает 80 %. Поэтому речь в статье пойдет об оптимизации цепей поставок при работе с торговыми сетями, касающейся перевозок автомобильным транспортом.
Давайте посмотрим только на некоторые из тенденций:
- Средний размер поставки в торговую сеть сократился на 15 % за 2 последних года и в 2021-м составляет всего 4 паллеты.
- Стремительный рост цен на перевозки автомобильным транспортом в 2021 году (эта тема заслуживает отдельной статьи).
- Поставки на центральные РЦ переходят на прямые поставки в региональные РЦ (приходиться возить товар в Петрозаводск, Новосибирск, Красноярск и другие РЦ даже при небольшом заказе).
- Дефицит деревянных паллет.
Все эти изменения не только усложняют жизнь логистам, но и увеличивают стоимость доставки до клиента. Какие способы используют компании, чтобы нивелировать стремительный рост?
Оптимизация цепей поставок для небольших заказов.
LTL-перевозки (перевозка сборных грузов)
Скорее всего, вы уже работаете с одним из перевозчиков, оказывающим услуги по доставке сборных грузов. Но в наш сервис нередко обращаются компании, впервые сталкивающиеся с такой моделью работы.
ТК собирает паллеты от разных поставщиков на своем складе и доставляет их большегрузной машиной на региональный склад. И только после этого отдельной машиной везет товар на склад вашего клиента.Часто такой подход позволяет сэкономить при отправке небольшого и среднего заказов, но у этого способа доставки есть ряд больших минусов:
- Сроки поставок: 3 плеча, 2 промежуточных склада существенно влияют на lead time.
- Цена и подход к ценообразованию. Тариф в стандартном LTL не фиксирован и представлен в виде сетки. Вы получите один тариф при перевозке 10 паллет и тариф существенно выше при доставке 1 паллеты.
По своей сути пулинг — разновидность сборной доставки, но есть значительные отличия:
1. Подход к тарификации. Сервис Pooling добавил прозрачности в процесс: все грузоотправители видят, сколько паллет от других компаний поедет с ними в одной поставке. И когда набирается 25 паллет, все участники (даже при перевозке одной паллеты) получают единый сниженный (примерно на 30 %) тариф. Словом, даже при перевозке одной паллеты вы получите максимально низкий тариф, поэтому и наибольшую выгоду от пулинга извлекают компании с небольшим размером заказа.
2. За счет большого объема заказов перевозчик отправляет машину сразу на склад вашего клиента. Причем без использования промежуточных складов в регионе доставки.
Pooling зарекомендовал себя как эффективный способ нивелирования роста цен на доставку и изменений в требованиях от торговых сетей. Вы можете доставлять товар два раза в неделю и чаще, возить небольшие партии в удаленные регионы, но при этом стоимость вашей доставки существенно не увеличится.
Отправка по принципу посылок. Отправка партий меньше паллеты.
«Пришел заказ на 5 коробок», «Вес отправки — 50 кг», «Нас заставляют везти полпаллеты на тысячи километров» — мы часто слышим такие комментарии от наших пользователей. Что делать в подобной ситуации и как оптимизировать цепь поставок маленьких заказов?
Нередко компании даже с небольшим заказом вынуждены платить за доставку целой паллеты. Но уже сейчас на рынке есть предложения от перевозчиков, помогающие снизить стоимость таких заказов. Они используют паллетные борты, что помогает им тарифицировать отправки за килограммы. Вам не придется платить за целую паллету, если вы доставляете 30кг! В нашем сервисе мы собрали предложения от специальных перевозчиков, и наши пользователи могут быть уверены — они смогут выполнить доставку по оптимальной цене даже небольших заказов.
Это схема доставки, переживающая возрождение. Задумывались ли вы о том, сколько машин, доставляющих товар на нужный вам РЦ, проезжает недалеко от вашего склада и имеет свободное место? Уверяем вас, огромное количество. Но теперь их не надо искать «вручную» — вы можете работать с LTL и пулинг-перевозками. Система сама подскажет вам, что есть возможность доставить товар еще выгоднее — машина все равно едет на склад доставки и готова взять дополнительный заказ за небольшую сумму.