Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение , а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит: какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статистическая отчетность.
В экономической литературе отсутствуют научные принципы разработки этих критериев. Поэтому при разработке критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу необходимо, на наш взгляд, придерживаться следующих принципов:
- объективность;
- дифференциация величины критериев в зависимости от специфики и отраслевой принадлежности предприятия;
- простота в понимании и использовании;
- количество критериев не должно превышать трех;
- стабильность критериев.
На первоначальном этапе становления малого бизнеса в РФ основным критерием для отнесения предприятий к малым являлась численность работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.05.1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве — до 200; в науке и научном обслуживании — до 100; в других отраслях производственной сферы — до 50; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании — до 15 человек.
Критерии предприятий малого или среднего бизнеса
В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 чел.;
- в научно-технической сфере — 60 чел.;
- в оптовой торговле — 50 чел.;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 чел.;
- в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чел.
Таким образом, в настоящее время в РФ для отнесения предприятий к малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.
В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболее часто применяемыми критериями являются:
- средняя численность занятых на предприятии работников;
- ежегодный оборот предприятия, полученный за год;
- величина активов.
Следует учесть тот факт, что во всех развитых странах первоначальным критерием является численность работников.
В Европейском сообществе (ЕС) развитых стран с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся предприятия, у которых:
- среднесписочная численность работников -50 чел.;
- годовой оборот — менее 4 млн ЭКЮ;
- сумма баланса — менее 2 млн ЭКЮ.
При определении мер поддержки субъектам малого предпринимательства (МП) на уровне ЕС могут применяться и другие показатели. А страны, входящие в ЕС, могут корректировать и дополнять вышеназванные критерии.
Международной организацией экономического сотрудничества и развития, в которую входят экономически высокоразвитые страны, предприятия с численностью до 19 чел. относятся к «весьма малым», до 99 чел. — к малым; 100-499 чел. — к средним; более 500 — к крупным. В этой организации главным фактором является среднесписочная численность работников за отчетный период.
В Великобритании отнесение предприятий к малым отличается от критериев, предложенных ЕС. Главными показателями малого предпринимательства являются данные о величине оборота активов и численности занятых.
В отличие от Великобритании во Франции малыми считаются предприятия, на которых работает не более 500 чел., и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн франков. Главной особенностью является то, что в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по -разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности предприятия с численностью 200 чел. считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, наличие в штате 500 чел. говорит о том, что предприятие относится к категории малых.
В Германии официальное определение понятия МП отсутствует, однако в соответствии с классификацией Федерального министерства к мелким предприятиям относятся фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн марок. Однако в Германии обычным малым предприятием считается предприятие с численностью работающих не более 500 чел. и годовым оборотом не выше 50 млн ЭКЮ.
Особый интерес представляют показатели, которыми руководствуется банк Греции при финансовой поддержке малых предприятий:
- среднегодовая численность за последних 3 года — менее 50 чел.;
- годовой оборот за последних 3 года — менее 1,3 млн ЭКЮ;
- собственник должен лично участвовать в управлении.
В Швеции к малым относят предприятия с численностью до 200 чел., однако при классификации учитывают следующие особенности:
- стадию роста данного предприятия;
- отраслевую принадлежность;
- географическую сферу деятельности;
- специальные характеристики владельцев предприятий и управляющих.
В Японии в соответствии с Законом «О малом предпринимательстве» (1963 г.) к малым относятся предприятия, имеющие следующие показатели:
Оптовая торговля | 30 | 100 |
Розничная торговля и услуги | 30 | 50 |
Добывающая, обрабатывающая, перерабатывающая промышленность, сторительство | 100 | 300 |
Другие отрасли экономики | 30 | 50 |
Федеральным законом «О малом бизнесе США» (1953 г.) установлено, что малая фирма — фирма , имеющая одного или нескольких владельцев с числом занятых не более 500 человек, величиной активов — не более 2 млн долл.
В зависимости от количества нанятых работников все малые и средние предприятия в США в соответствии с критериями Администрации по делам малого бизнеса (АМБ) делятся на 5 групп:
- наименьшие — 1-24 чел.;
- малые — 25-99 чел.;
- промежуточные — 100-499 чел.;
- крупные — 500-999 чел.;
- крупнейшие — 1000 чел. и более.
Следует отметить, что нормативы отнесения предприятия к малому весьма дифференцированы в зависимости от принадлежности предприятия к той или иной отрасли экономики или виду деятельности. Администрация по делам малого бизнеса для каждой отрасли в соответствии со стандартным промышленным классификатором, а также в зависимости от особенностей производства и иных факторов устанавливает такие критерии:
- промышленность — до 500 чел.;
- строительство — годовой объем 7-17 млн долл.;
- сельское хозяйство — годовой объем до 3,5 млн долл.;
- добыча полезных ископаемых — до 500 чел.;
- транспорт — до 500 чел.;
- оптовая торговля — 100 чел.;
- розничная торговля — объем до 3,5 млн долл.;
- услуги — до 3,5 млн долл. (в отдельных случаях до 13,5 млн долл.).
Из этого следует, что в США используется довольно гибкая система критериальных показателей, позволяющих осуществлять дифференцированно государственную поддержку малого бизнеса.
Из всех критериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым, объективным является среднесписочная численность работающих. Все остальные критерии (величина активов, товарооборот, объем реализации и др.), выраженные в стоимостном измерении, менее объективны и достоверны. Их недостатки проявляются и в том, что в условиях инфляции, особенно гиперинфляции, их необходимо часто корректировать с учетом этого явления.
Источник: intuit.ru
Критерии отнесения организаций к категории малых предприятий
Понятие «субъекты малого предпринимательства» было впервые введено в России в 1991 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». В 1995 г. вступил в силу Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определяющий критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства юридических и физических лиц, а также регламентирующий их деятельность. В ст. 3 данного Закона были перечислены критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства.
Однако с принятием ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», согласно п. 1 ст. 4, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также ИП, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
- 1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать 49% каждая. Указанное ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц, суммарной доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, на юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре “Сколково”», на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством РФ, при условии соответствия одному из следующих критериев:
- а) юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее 50% акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
- б) юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
- б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;
Новые критерии, по которым компании относят к субъектам малого бизнеса, установил Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
К субъектам малого предпринимательства может быть отнесена любая организация, если она отвечает всем критериям, указанным в табл. 1.1.
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства и микропредприятиям
1. Суммарная доля участия в уставном капитале организации Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов, %
2. Суммарная доля участия в уставном капитале организации иностранных организаций, %
3. Суммарная доля участия в уставном капитале организации других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства*, %
4. Средняя численность работников за предшествующий календарный год, человек
5. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год, млн руб.
4 Для субъектов среднего предпринимательства критерии 1, 2 и 3 установлены такие же, как для малых и микропредприятий, при этом средняя численность работников не должна превышать 250 человек, а выручка от реализации — 2 млрд руб.
Вновь созданные организации признаются субъектами малого предпринимательства, если все критерии не превышают предельных значений за период, прошедший со дня государственной регистрации организации.
Организация утратит статус субъекта малого предпринимательства, если будет превышено предельное значение:
- — критерия 1, 2 или 3 — с даты, когда изменение долей в уставном капитале будет зарегистрировано в ЕГРЮЛ;
- — критерия 4 или 5 в течение трех календарных лет подряд — по истечении этих трех лет, т.е. на четвертый год.
В международной практике для отнесения соответствующих объектов к малым предприятиям используют следующие три показателя: численность работников (обычно до 50 человек), объем продажи продукции и балансовую стоимость имущества.
Согласно Рекомендациям Еврокомиссии об определении микро-, малых и средних предприятий 2003/361/ЕС, действующим в настоящий момент в Европейском союзе, критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в ЕС представлены в табл. 1.2.
Критерии, по которым предприятия относятся к малому и среднему
бизнесу в ЕС
Численность работников, человек
Источник: studme.org
Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий
С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Отметим, что до этого времени действовал Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 88-ФЗ), который утратит силу с момента начала действия Закона N 209-ФЗ.
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с новым законом претерпело некоторые изменения. Так, к субъектам малого и среднего предпринимательства новым Законом относятся (ст. 4 Закона N 209-ФЗ):
- — внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме ГУПов и МУПов);
- — внесенные в ЕГРИП физические лица;
- — крестьянские (фермерские хозяйства).
Причем перечисленные выше субъекты должны соответствовать следующим критериям: только для юридических лиц — ограничение 25% суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.
Первый критерий — ограничение средней численности работников (вне зависимости от сферы деятельности) за предшествующий календарный год:
- — для средних предприятий — от 101 до 250 человек;
- — для малых предприятий — до 100 человек.
Причем среди малых предприятий законодатель выделил микро предприятия, средняя численность работников которых составляет до 15 человек.
Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
В Законе N 88-ФЗ средняя численность ставилась в зависимость от сферы деятельности предприятия.
Второй критерий — выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, определяемая в соответствии с нормами НК РФ, или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухучете, за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.
Предельные значения второго критерия отданы на усмотрение Правительства РФ, которое будет своим постановлением определять их для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса. По словам директора Департамента госрегулирования в экономике МЭРТ РФ Андрея Шарова, такое постановление уже разработано и находится на согласовании. Определены следующие размеры выручки: для микробизнеса — 60 млн. руб., для малого бизнеса — 400 млн. руб., для среднего бизнеса — 1 млрд. руб.
Предельные значения активов будут устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за малыми и средними предприятиями.
Обращаем внимание, что данное положение вступит в силу с 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных установленных значений средней численности и показателей выручки, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации и зарегистрированные ИП могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства в течение года, в котором они зарегистрированы, если перечисленные выше показатели не превышают предельных значений со дня их регистрации.
Отдельно стоит отметить, что законодатель сохранил за субъектами малого предпринимательства, получающими поддержку в настоящее время в соответствии с нормами утратившего силу Закона N 88-ФЗ, при их несоответствии новым критериям право на получение ранее оказанной поддержки до 1 июля 2008 г. (п. 3 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).
Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание три критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия и балансовая стоимость активов.
В международной практике для отнесения соответствующих объектов к малым предприятиям используют три показателя: численность работников (обычно до 50 человек), объем продажи продукции и балансовую стоимость имущества. Таким образом, мы приближаемся к международным стандартам.
Законом N 209-ФЗ более детально регламентированы меры, принимаемые в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, к которым, в частности, относятся:
- — специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
- — упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
- — упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
- — льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
- — особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- — меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
- — меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- — меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- — иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Закона N 209-ФЗ меры.
Таким образом, малое предприятие — вновь созданное или действующее предприятие с определенным количественным критерием численности работающих и объема хозяйственного оборота. Малое предприятие обязательно является государственным или арендным, частным или действующим на основе какой-то иной формы собственности. Его деятельность регулируется уставом, утвержденным учредителем. Оно обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжается выпускаемой продукцией, прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, самостоятельно определяет формы, системы и размеры оплаты труда.
Источник: vuzlit.com